Научная статья на тему 'Кризис читателя в персидской поэзии 90-х гг. : риторические и языковые обоснования'

Кризис читателя в персидской поэзии 90-х гг. : риторические и языковые обоснования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
111
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ЧИТАТЕЛЯ / CRISIS OF READER / ПЕРСИДСКАЯ ПОЭЗИЯ 90-Х ГГ. / PERSIAN POETRY OF THE NINETIES / РИТОРИЧЕСКИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЧИНЫ / RHETORICAL AND LINGUISTIC REASONS / ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ПОЭЗИЯ / POSTMODERN POETRY / БЕЛЫЙ СТИХ / BLANK VERSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Балу Фарзад Абедин, Бафекр Фатеме Хосейн

Поэтическое течение под названием «поэзия 90-х гг.» имеет особое место в современной персидской литературе. Такие выдающиеся личности, как Али Абдолрезаи, Мехрдад Фаллах, Бехзад Хаджат, с одной стороны, и Реза Барахени и его последователи, с другой стороны, создали новые теоретические положения и основы персидского стихосложения. Поэтические основы, полагаемые этими современными поэтами, долгое время были темой обсуждения в иранском литературном обществе, и до сих продолжаются дискуссии и критика в принятии или непринятии этих новых основ со стороны критиков и поэтов нового поколения. Постмодернизм как новое литературное направление произвел сильное впечатление на атмосферу персидской литературы и служил причиной распространенных споров в литературных обществах, но не преуспел в привлечении значительного числа читателей. В действительности, хотя поэзия 90-х гг., особенно стихи Р. Барахени, произвели большое впечатление в литературном обществе, в том числе среди молодых поэтов, но со стороны читателей и критиков не получили достойного внимания и одобрения. В данном исследовании нами рассматриваются причины появления кризиса читателя в поэзии 90-х гг. на основе таких языковых и риторических элементов, как уклон поэта от красноречия и смысла, редукционизма, сложности и неоднозначности, нарративной структуры. Методом нашего исследования является описательно-аналитический. Научная новизна исследования определяется тем, что в работе впервые рассматривается вопрос кризиса читателя в персидской поэзии 90-х гг. с уточнением языковых и риторических причин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS OF READER IN THE PERSIAN POETRY OF THE NINETIES WITH EMPHASIS ON RHETORICAL-LINGUISTIC REASONS

In the history of the Iran contemporary literature, the flow of poetry, known as the 70s, has a special place. Faces such as Ali Abdul Razaei, Mehrdad Fallah, Behzad Khayat, On one hand, and Reza Baraheni and his students, on the other hand, New foundations of poetry and poetry theoretical foundations have left that have until today been rejected or endorsed by many discussions and analyzes. It has been raised and criticized by critics of poetry and poets. Postmodernism, as a new literary course, had a great influence on the Persian poetry space, and in literary societies there was widespread debate around it, but failed so that must have an audience. The fact is that the poetry of the seventies and the linguistic poetry of Baraheni, despite the passion that was created in poetry and literary society, especially young poets, was criticized by the audience as well as by the lack of attention. In this research, the reasons for the audience crisis in poetry of the seventeenth century poets have been investigated and rhetorical reasons such as: breaking the rhetorical meanings of the classical, reductionism, conjugacy and ambiguity, narrative structure have been studied. This research is conducted in a descriptive-analytical manner. The scientific innovation of research is that the subject of the crisis of Persian poetry in the seventies is first considered for such a comprehensive and based on linguistic and rhetorical reasons.

Текст научной работы на тему «Кризис читателя в персидской поэзии 90-х гг. : риторические и языковые обоснования»

литературоведческие исследования

Ф.А. Балу,

ORCID Ю: 0000-0002-0195-0847

Мазандаранский университет, г. Бабольсар, Иран

Ф.Х. Бафекр, ORCЮ Ю: 0000-0003-4378-0433

Мазандаранский университет, г. Бабольсар, Иран

УДК 821.222.1

кризис читателя в персидской поэзии 90-Х гг.: риторические И ЯЗЫКОвЫЕ ОБОСНОвАНИЯ

Поэтическое течение под названием «поэзия 90-х гг.» имеет особое место в современной персидской литературе. Такие выдающиеся личности, как Али Абдолрезаи, Мехрдад Фаллах, Бехзад Хаджат, с одной стороны, и Реза Барахени и его последователи, с другой стороны, создали новые теоретические положения и основы персидского стихосложения. Поэтические основы, полагаемые этими современными поэтами, долгое время были темой обсуждения в иранском литературном обществе, и до сих продолжаются дискуссии и критика в принятии или непринятии этих новых основ со стороны критиков и поэтов нового поколения. Постмодернизм как новое литературное направление произвел сильное впечатление на атмосферу персидской литературы и служил причиной распространенных споров в литературных обществах, но не преуспел в привлечении значительного числа читателей. В действительности, хотя поэзия 90-х гг., особенно стихи Р. Барахени, произвели большое впечатление в литературном обществе, в том числе среди молодых поэтов, но со стороны читателей и критиков не получили достойного внимания и одобрения.

В данном исследовании нами рассматриваются причины появления кризиса читателя в поэзии 90-х гг. на основе таких языковых и риторических элементов, как уклон поэта от красноречия и смысла, редукционизма, сложности и неоднозначности, нарративной структуры. Методом нашего исследования является описательно-аналитический. Научная новизна исследования определяется тем, что в работе впервые рассматривается вопрос кризиса читателя в персидской поэзии 90-х гг. с уточнением языковых и риторических причин.

Ключевые слова: кризис читателя, персидская поэзия 90-х гг., риторические и языковые причины, постмодернистская поэзия, белый стих.

Введение. В последние десятилетия персидская поэзия подвергалась кризису читателя, и трудно определить, когда именно возникла эта проблема. По завершении ирано-иракской войны и после убедительной победы реформистов на выборах 23 мая 1997 г. в Иране стали появляться новые политические, социальные и культурные направления, которые произвели иные впечатления на форму и содержание поэзии этого периода.

В иранском литературном обществе не только стихи, но и другие литературные произведения сталкивались с проблемой кризиса читателя. Для того чтобы стихи продолжали существовать, необходимо их читать, слушать и о них беседовать в литературных обществах. Непрочитанные стихи в наилучшем случае будут принадлежать будущему поколению или вообще забудутся. Ввиду того, что литература считается основой других искусств и фундаментом многих вопросов в гуманитарных науках, любая небрежность и халатность в этой сфере приводит к большим потерям. Поэтому опасность кризиса читателя в литературе производит отрицательный эффект на другие сферы.

Обзор литературы. Методы. Постмодернизм, как новое литературное направление, произвел сильное впечатление на атмосферу персидской литературы и служил причиной распространенных споров в литературных обществах, но не смог получить особое место среди читателей.

Представителей персидской постмодернистской литературы можно разделить на две группы: 1) последователи поэзии Реза Барахени и его молодые любители (напр., Шамс Агаджани, Аббас Хабиби, Роя Тафти, Али Абдолрезаи, Мехрдад Фаллах, Пегах Ахмади и др.); 2) поэты, которые отказались от своей предыдущей поэтичной идентичности и вошли в первый круг (напр., Али Бабачахи).

Р. Барахени был первым поэтом-теоретиком персидской постмодернистской литературы. Он основал поэтическую теорию на подлинности и оригинальности языка и научно занимался теоретизированием постмодернистской поэзии. Единственным достойным поэтическим сборником постмодернизма в Иране является его сборник под названием «ч^с [хаШЬ Ье ра1Уапе-Ш] (букв.: Обращение

к бабочкам). Он тоже считался хорошим образцом для подражания. Стихотворные произведения таких поэтов, как Али Абдолрезаи, Шамс Агаджани и Мехрдад Фаллах достигли известности и приобрели значительное число читателя, благодаря принятию и употреблению принципов, полагаемых Р. Барахени в персидской постмодернистской литературе [6, с. 85].

Кроме работ Р. Барахени, не присутствует самостоятельных исследований, посвященных рассмотрению персидского постмодернизма и кризиса читателя в Иране. Таким образом, наше исследование считается первой попыткой рассмотрения этого вопроса.

Результаты и дискуссия. Перед тем как рассматривать причины появления кризиса читателя в персидской поэзии 90-х гг., необходимо описать «поэзию» в историческом и современном понятиях. Поэзия - это явление, созданное человеком в древние времена, и всегда считалась одним из главных средств для выражения человеческих чувств и размышлений. Аристотель в трактате «Поэтика», посвященном теории драмы, выражает свое мнение о поэзии на основании подражания реальности. По его словам, элементы «метра», «словесного облачения» и «ритма» являются столпами поэзии [5, с. 818]. Давно замечено и научно обосновано влияние ритмических процессов окружающей нас природы на физиологическую деятельность живого организма, в том числе и на человека. Но окружающие нас ритмы воздействуют в немалой степени и на нашу психику. Именно поэтому и в первую очередь привлекают нас ритмы художественных произведений. Можно привести бесконечный ряд примеров, подтверждающих воздействие художественных творений силою ритма на психику зрителя, читателя или слушателя [2, с. 224].

Иранский мыслитель, Насир Ад-дин Ту си в книге «цЛлЗ^и^» [а5а5-о1^1еЬа5] (букв.: Основа заимствования) выражает данное определение: «Поэзия - это речь, состоящая из рифмы, метра и равных слов» [9, с. 586]. Шамс Гейс Рази так описывает понятие «поэзия»: «В буквальном смысле, поэзия -это вид знания, помогающего правильному восприятию значений, а в узком смысле термина означает продуманную, упорядоченную, духовную, ритмичную, повторную, равную речь и ее последние буквы похожи друг на друга» [15, с. 80].

Стихи классических поэтов с точки зрения смысла состояли из таких тем, как мистика, эпопея, любовь, религия и др. Эти темы находились в соотношении с ментальностью и простой индивидуальностью людей древней эпохи. Они старались находить следы религиозных и мистических объяснений в сердце каждого естественного, социального, политического явления и, таким образом, могли получать ответы на свои вопросы. «В мировоззрении поэтов древнего периода человек не считался частью природы, а был совсем уникальным, из рода ангелов и дивов. Хотя Бог вдохнул свое дыхание в человека, но сатана постоянно шествует по следам его духа. Он может достигать такого уровня, что не видит никого, кроме Аллаха, или становится навсегда рабом дьявола... В классической поэзии природа явля-

ется видимой, объективной, но не интеллектуальной действительностью. Природа - та же замкнутая действительность, существующая для самой себя. Однако поэт открывает двери этой действительности и дает нам возможность свидания. Красота этой природы бывает ощутимой, чувствительной, а не задумчивой» [17, с. 33].

Так, иранские философы и поэты издревле определяли понятие поэзии на основе таких элементов, как размер стиха, рифма и воображение. Жанр касыда - одна из древнейших и основных форм персидской поэзии. Это ода или хвалебная ода. Она заимствована из арабской поэзии, обработана и развита. Касыда является монорифмическим произведением и рифмуется по схеме аа, ба, ва, га и т.д. Общий объем также установлен традиционно - меньше 20 бейтов почти не встречается [4, с. 48-49].

Газель и кыта являются другими распространенными стихотворными жанрами в персидской классической поэзии. Газель - стихотворная форма в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока, состоящая из двустиший (не более 12-ти двустиший), с постоянной рифмой в каждой чётной строке стихотворения. А кыта - это жанровая форма лирики, состоит из нескольких бейтов, обычно философского характера [3, с. 75].

Однако в 50-х гг. XX в. появляется новое литературное течение, и, таким образом, классическая структура персидской поэзии кардинально меняется. Нима Юшидж в 1921 г. опубликовал поэму [afsane] (букв.: Легенда), благодаря чему ввел в персидскую поэзию великую эволюцию. Первые искры этой эволюции появились в социальной и политической ситуациях страны после конституционной революции. Нима Юшидж изменил внешнюю и внутреннюю структуру персидской поэзии. В его поэзии полустишия стали короткими или длинными и переместились бейты. Глава «новой поэзии» выдвигал другое понятие о стихотворном размере. Он расположил природу и человека в центре содержания своей поэзии и установил размышление Декарта в персидской поэзии. Перед Декартом объект был в противоположном положении от субъекта. Объект не был способен познать субъект, так как он был частью субъекта и только мог познать признаки субъекта. Объект и субъект были сплетены друг с другом. На самом деле, под мнением Аристотеля о порядке в природе понимается, что физика не способна познать метафизику. Декарт на основе толкающего выражения «Я размышляю, поэтому существую» фактически установил объект в качестве центра существования и выбрал материальный мир как предмет для познания. Так познание становится таким сильным, что уходит в самостоятельное существование. В результате такого мнения объект отделяется от субъекта. Объект как центр существования считается первым источником эпохи модерна [10, с. 8].

С вхождением в эпоху модерна человеческое общество развивалось, появились новые размышления на основе значимости человека и его индивидуальности. Возникли гуманистические идеи, и человек, который раньше был под господством метафизики, теперь начинает познавать природу и применять это в своей жизни. В этой связи модернистская поэзия по сравнению с классической становилась более индивидуалистической. Персидская поэзия после Нимы Юшиджа превращается в символ появления модернизма в иранском обществе. В этом периоде поэзия считалась сильным орудием для выражения модернистских идей, для отражения идеалистического человека, его надежды на будущее, его разочарования, его победы и поражения, его мечты, и, одним словом, для выражения всех чувств, которые модернизм создал, чтобы современный человек получил возможность выражать свои мысли, рассуждать.

Поэзия этого периода отличается от классической поэзии не только содержанием, но и внешней структурой (языком и формой). Это было характерной чертой таких поэтов, как Нима Юшидж, Ахмад Шамлу, Ахаван Салес и др. Мы наблюдаем социальные и политические движения в центре поэзии А. Шамлу в 60-х и 70-х гг.; разочарование от современной жизни в поэзии Т. Саффарзаде; накопленные знания у интеллигентов начала XX в. и противоречия в этих знаниях в поэзии Ф. Фаррохзада; и даже разочарование от всякой социально-политической деятельности в поэзии Н. Рахмани, М. Ахавана и С. Сепехри. Поэтический язык этого периода бывает либо эпическим (в произведениях А. Шамлу), либо близким к разговорной речи (в произведениях Ф. Фаррохзад и Т. Саффарзаде), либо классическим (в произведениях Ф. Мошири, М. Зохари, М. Ахавана, Х. Ибтихаджа, С. Касраи и др.), либо элегантным и сентиментальным (в произведениях С. Сепехри), и даже почищенным и аккуратным (в произведениях Я. Рояи). Поэзия этого периода по форме больше всего сближается со структурализмом, поскольку, когда заранее придуманные понятия превращаются в стихотворение, тогда можно сказать, что суще-

ствует центральная точка в этом виде стихотворных произведений, благодаря которой оформляются другие поэтические элементы. В качестве примера можно указывать на поэзию Форуга Фарохзада, в центре которой находятся детское горе и страх от уничтожения, или поэзию Сохраба Сепехри, при помощи которой поэт стремится изображать единство существования и красоту этого единства, или произведения Ахмад-Реза Ахмади, которые оживляются с помощью особого вида ностальгии и детского изумления [12, с. 89-91].

Поэзия 80-х гг. обладает промежуточной позицией и находится между социальной, идеалистической поэзией 50, 60, 70-х гг. и поэзией 90-х гг., которая стремилась к индивидуализму и разрушению прежних образцов и структур. Поэзия 80-х гг. имеет два основных языковых и семантических характера:

1) частичное обращение к разговорной речи и ее разнообразным функциям в поэтическом контексте;

2) измельчание «больших мышлений», которые сосредоточивает свое внимание на политических взглядах. Такое измельчание имеет индуктивный характер и стремится угадывать одно из многочисленных значений жизни или даже воссоздавать его [16, с. 112].

Тенденция к перемене сильно отражается в поэтических произведениях иранских поэтов 90-х гг. В это время опубликуется сборник ^п [labrixte-ha] Дцоллаха Рояи в Париже. С публикацией

этой книги многие иранские поэты, которым не нравился идеализм, обратили внимание на этот сборник. Хотя интерес к этому сборнику постепенно пропадает, но обсуждение про его «форму» и «язык» продолжается.

Обсуждение этого сборника даже довелось до русского формализма (Я. Рояи был горячим защитником этого направления), и на персидский перевелись и опубликовались некоторые произведения, относящиеся к этой теме. Тем временем появились дискуссии про структурализм и деконструкцию. В 1995 г. Реза Барахени опубликовал сборник «Обращение к бабочкам» с подробным послесловием под названием «.'А^ ^^ О- ■ [cera man digar saer-enimai nistam] (букв.: Почему я уже не

поэт, следующий за поэтическим стилем Нимы?). Первая часть книги Барахени состоит из его постмодернистских стихотворений с большим объемом деконструкции в языке и содержании. Во второй части поэт пишет свое мнение о художественном стиле поэзии Нимы и Шамлу и выдвигает свою теорию о важности самого языка, не обращая внимания на смысл, содержание и даже синтаксическую структуру [7, с. 59]. Одновременно с публикацией сборника «Обращение к бабочкам» в Иране появляется новое стихотворное направление. Тем временем пишется или переводится большое количество книг на тему постмодернистских теорий в художественной литературе.

Далее рассмотрим причины кризиса читателя в поэзии 90-х гг. В сегодняшнем мире стихотворение потеряло своих читателей по разным причинам. Наличие других видов искусств, распространение таких современных технологий, как кино и Интернет можно считать главными причинами этого кризиса. Современный человек для удовлетворения своего интереса к искусству, для получения информации, приобретения знаний предпочитает использовать средства массовой информации вместо чтения литературных произведений. Причина превосходства СМИ заключается в том, что, во-первых, у СМИ большие потенциалы для отражения человеческих выдумок и идей, во-вторых, они охватывают более распространенные сферы, в-третьих, СМИ бывают и дешевле, и доступнее.

Однако возможно рассмотреть вопрос кризиса читателя с более узкой точки зрения. Авангардная поэзия в Иране сталкивается с серьезным кризисом по отношению к своей профессиональной аудитории [14, с. 29]. В число современной персидской поэзии входят такие авангардные поэтические течения, как «белый стих», «новая волна», «постмодернистская поэзия» и др. Необходимо упомянуть, что эти течения не приобрели значительного места в круге профессиональной аудитории, не укрепились в качестве постоянного поэтического явления и не нашли отражения в книгах по истории литературы. Далее рассмотрим основные риторические и языковые причины появления кризиса между поэзией постмодернизма и ее читателями.

1. Уклон поэта от красноречия и смысла

Персидские поэты 90-х гг. сосредоточивали свое внимание на языке, форме и структуре поэзии, а не на смысле, таким образом, читатель сталкивался с бессмысленностью в поэзии этого периода. Неотъемлемой чертой поэтики постмодернизма становится интертекстуальность - явление трансформационного ракурса, в результате которого значения, двойственные уже в самом начале, еще раз удваиваются,

множатся [1, с. 20]. Так, постмодернистская поэзия начинала противостоять классической риторической системе, которая на протяжении долгих времен была основана на двух базовых условиях - эстетике и смысле [13, с. 14].

На самом деле поэзия 90-х гг. считалась возгласом возражения против необходимости соблюдения классических правил риторики. Поэты этого периода подтверждали, что бессмысленность - это основная характерная черта их поэзии. «Нам говорят, что как бессмысленно сочиняем стихи, но не знают, что этим заявлением хвалят нас. Это является высшей точкой наших работ, ведь в период процветания общедоступных средств связи могут противостоять лицемерному смыслу современной жизни лишь стихи, уклоняющиеся от смысла» [11, с. 28].

Вопрос бессмысленности в поэзии 90-х гг., с точки зрения читателя, прежде всего относился к «полифонии». Современные читатели примирились с присутствием многозначности, неточности и неясности речи в новой поэзии (ше'р-е ноу), однако не могли принимать поэзию постмодернизма и удалялись от стихотворных произведений 90-х гг. «Неуместный уклон от смысла» и «тенденция к бессмысленности» являются основными причинами застоя в поэзии этого периода.

2. Редукционизм

Хотя этот прием начинался с Нимы и постепенно развивался, но в 80-90-х гг., особенно в последнем десятилетии, получил распространение в персидской поэзии. Объективность и редукционизм содействовали применению современного живого, динамического языка, повседневных, обычных явлений, предметов и событий, не обладающих, при первом взгляде, поэтическим потенциалом. Кроме того, редукционизм дал поэтам этого периода возможность представлять самые подлинные и сложные реагирования своей души с помощью стихотворений. Поскольку читатели часто имеют дело с этими же повседневными, обычными, известными явлениями и предметами, то вполне ожидается, что они будут легко воспринимать эти стихи и идентифицировать с поэтами нового направления. Между прочим, явление редукционизма в поэзии 90-х гг. усиливало уклонение от идеализма. Уклон от идеалов допо-стмодернистской и модернистской поэзии, возникновение новых идеалов, которые скрывали смысл за объективными и редукционными изображениями, требовали от читателя активного интеллектуального восприятия. Таким образом, в персидскую передовую поэзию 90-х гг. входили самые незначительные, самые обычные жизненные явления и понятия. Хотя этот новый прием заканчивается появлением «поэзии, являющейся самой жизнью», но, одновременно, сильно разрушает издавна существующие поэтические правила, т.е. семантическую структуру и характер непосредственного выражения смысла. Так, читатели, искавшие глубокие значения в поэзии, сталкивались со сложным, непонятным поэтическим движением. Нетерпимый читатель не мог примириться с существующей простотой в поэзии этого периода и, одним словом, не хотел возиться с неточностью, сложностью и бессмысленностью стихотворных произведений и, наконец, предпочитал вернуться к поэзии Хафиза и Шамлу.

3. Сложность и неоднозначность

объективизм, редукционизм, сочинение белого стиха уклонение от смысла сделали

поэзию 90-х гг. более сложной и неясной по сравнению со стихотворными произведениями 80-х гг. Неоднозначность считается главным средством создания белого стиха. Сложность и запутанность должны быть понятными, зашифрованными в структуре белого стиха [8, с. 285]. Основной недостаток в поэзии 90-х гг. происходит от структурного беспорядка и неумелой деформации, и это является одной из основных причин кризиса читателя в поэзии 90-х гг. Существующий кризис между поэтом и читателем объясняется так: многие читатели ищут то, что выражается поэтом, а не то, чего поэт не выразил в своей поэзии. Но, по мнению поэта, сочиняющего белый стих, сам читатель с помощью своего жизненного опыта и восприятий должен угадывать то, что не выразилось в поэзии. Именно эти же различные ожидания разделяют поэта от его читателя.

Существующие сходства между приёмами постмодернистской поэзии и возможностями киноискусства доказывают, что кино производило большое впечатление на постмодернистских поэтов при выборе языковой структуры. Но проблема заключается в том, что кино с помощью разных средств - звука, картины, способа выражения актеров, показа деталей в киносценах, флешбэка и др. - может легче направлять своих зрителей в необходимую сторону. Наличие всех этих средств помогает зрителю угадывать несказанное, продолжать рассказ или творить его на основе своих опытов. А у поэта, с одной

стороны, нет таких дополнительных средств, а, с другой стороны, читателям трудно воспринимать или угадывать эти нерешённые загадки.

4. Нарративная структура

Поэзия 90-х гг., по сравнению с поэзией 80-х, больше имела тенденцию к нарративной структуре. Поэтическая структура этого периода отличается от ритмической структуры классической поэзии типа Газеля повествовательным единством. Невозможно переместить, пропустить и переменить строки и строфы стихотворений этого типа. Ведь данная структура создает красоту и распространяет эту красоту по всем частям поэзии. Приостановка, появляющаяся в результате уклонения поэта от смысла, использование приемов и возможностей кино, которое несознательно происходит от объективизма поэта, являются основными характерными чертами нарративности поэзии 90-х гг. Благодаря этим особенностям, с одной стороны, читатель воссоздает поэзию и стремится к интеллектуальному восприятию белого стиха, а, с другой стороны, поэзия становится более объективной.

Самосознание и его сочетание с бессознательным состоянием и интуитивным чувством при творении поэзии, уклонение читателя от прямого, основного смысла при помощи сатиры являются характерными чертами постмодернистской поэзии, и эти черты многократно употреблялись в поэзии этого периода. Нарративное изложение поэзии этого периода похоже на начало рассказа, однако не является завершённым рассказом и не приобретает так называемый драматический характер. Действительно, нарративное изложение - это средство, при помощи которого создается поэтическая атмосфера [10, с. 30]. Повествование и режимы повествования являются характерными чертами поэзии 90-х гг. Кажется, что эти черты произошли от существующих возможностей в киноискусстве и интереса постмодернистских поэтов к употреблению приёмов, относящихся к кино в своих стихах. Среди этих приёмов можно перечислять такие, как нелинейный нарратив, изменение тона у персонажей в поэзии, переход от одного персонажа к другому (будто разговор идет между несколькими персонажами), переход от настоящего времени к прошлому и наоборот (в киноискусстве называется флешбэком), незавершенность рассказа во многих стихах (можно считать это явление особым видом «открытого финала»), расположение персонажей поэзии в особом психическом и душевном положении в отсутствие определенного места и времени, так, что сам читатель должен угадывать эти отсутствия.

Ввиду того, что эта особенность, точно как и другие особенности постмодернистской поэзии, производит прямое впечатление на смысл, читатель отказывается от этого типа поэзии из-за многозначности и сложности, возникающих в результате разнородного нарратива.

Заключение. В связи с вышеуказанным, причины возникновения кризиса читателя в поэзии 90-х гг. объясняются тем, что основные структурные черты поэзии этого периода - редукционизм, нарративная структура, нарушение грамматической структуры, уклонение от выражения традиционных и современных идеалистических понятий, употребление приемов киноискусства, неясность, многозначность и др. в первую очередь производят впечатление на семантическую систему и смысл поэзии. Например, редукционизм удаляет семантическую атмосферу поэзии от высокопоставленных идеалов читателя. Также вхождение непоэтических слов и понятий, связанных с повседневной жизнью, с обычными случаями, делает поэзию неясной и сложной, особенно с точки зрения читателя, который привык к наличию «поэтических слов и выражений». Нельзя упустить из виду, что эти поэтические слова и выражения возникли в результате абстрактного мышления классических поэтов. Поэтому объективность и редукционизм, которые являются неотъемлемой сутью постмодернистских стихотворений, в глазах читателя кажутся непоэтичными. Нарративная структура и присутствие разных нарраторов приводят к появлению полифонии и полисемии и, может быть, служат причиной формирования бессмысленности или абсолютного уклонения от смысла. Нарушение грамматической структуры поэзии не только пугает читателя, но и приводит к неясности, сложности, непонятности поэзии. Ввиду того, что передача смысла и информации являются главной чертой хорошей поэзии, читатель, ищущий в поэзии определенный смысл, не может связываться с постмодернистской поэзией.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ, 2017, № 4

Библиографический список

1. Безруков А.Н. Принципы античной драмы в условиях постмодернистской поэтики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - Часть 3, № 4 (58). - С. 20-22.

2. Вязигин Н.Д., Старков Г.В. Театральная педагогика: особенности ритма в сценическом искусстве // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 3 (64). - С. 223-226.

3. Гулиев Э.И. Тюркские архаизмы в персидских стихотворениях М. Шахриара // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - Часть 2, № 1 (43). - С. 75-80.

4. Мотамедния М.Н. Жанр касыды в иранской и татарской литературах // Tatarica. - 2017. - № 7. -С. 40-56.

5. Mahdavi B. The Role of Allegory and Symbol in Expressing the Fixed Entities in Araghi and Ibn-e-Arabi's view // Journal of History Culture and Art Research. DOI: 10.7596/taksad. - 2017. - V. 6, no 1. -Pp. 817-824.

Балу Фарзад Абедин, кандидат филологических наук, ассистент профессора, преподаватель кафедры персидского языка и литературы, Мазандаранский университет. Иран, Мазандаран, г. Бабольсар, ул. Пасдаран, 18; e-mail: [email protected]

Бафекр Фатеме Хосейн, магистр персидского языка и литературы, Мазандаранский универси-тет.Иран,Мазандаран, г. Бабольсар, ул. Пасдаран, 18; e-mail: [email protected]

Для цитирования: Балу Ф.А., Бафекр Ф.Х. Кризис читателя в персидской поэзии 90-х гг.: риторические и языковые обоснования // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. №4. С. 178-186.

CRISIS OF READER IN THE PERSIAN POETRY OF THE NINETIES WITH EMPHASIS ON RHETORICAL-LINGUISTIC REASONS

Farzad A. Baloo, ORCID iD: 0000-0002-0195-0847

University of Mazandaran, Babolsar, Iran

Fateme H. Bafekr, ORCID iD: 0000-0003-4378-0433

University of Mazandaran, Babolsar, Iran

In the history of the Iran contemporary literature, the flow ofpoetry, known as the 70s, has a special place. Faces such as Ali Abdul Razaei, Mehrdad Fallah, Behzad Khayat, On one hand, and Reza Baraheni and his students, on the other hand, New foundations of poetry and poetry theoretical foundations have left that have until today been rejected or endorsed by many discussions and analyzes. It has been raised and criticized by critics of poetry and poets. Postmodernism, as a new literary course, had a great influence on the Persian poetry space, and in literary societies there was widespread debate around it, butfailed so that must have an audience. The fact is that the poetry of the seventies and the linguistic poetry of Baraheni, despite the passion that was created in poetry and literary society, especially young poets, was criticized by the audience as well as by the lack of attention.

In this research, the reasons for the audience crisis in poetry of the seventeenth century poets have been investigated and rhetorical reasons such as: breaking the rhetorical meanings of the classical, reductionism, conjugacy and ambiguity, narrative structure have been studied. This research is conducted in a descriptive-analytical manner. The scientific innovation of research is that the subject of the crisis of Persian poetry in the seventies isfirst consideredfor such a comprehensive and based on linguistic and rhetorical reasons.

Key words: Crisis of reader, Persian Poetry of the nineties, Rhetorical and linguistic reasons, Postmodern poetry, Blank verse.

References

1. Bezrukov A.N. Principy antichnoj dramy v uslovijah postmodernistskoj pojetiki [Principles of antique drama in conditions of postmodernist poetics]: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Pedagogy. Issues of Theory and Practice], 2016, no 4 (58), pp. 20-22.

2. Vyazigin N.D. Starkov G.V. Teatral'naja pedagogika: osobennosti ritma v scenicheskom iskusstve [Specific features of rhythm in theatrical art] : Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2017, no 3 (64), pp. 223-226.

3. Guliev E.I. Tjurkskie arhaizmy v persidskih stihotvorenijah M. Shahriara [The Turkish archaisms in Shahriyar's Persian poetry]: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Pedagogy. Issues of Theory and Practice], 2015, no 1 (43), pp. 75-80.

4. Motamednia M.N. Zhanr kasydy v iranskoj i tatarskoj literaturah [Qasida genre Iranian and tatar literature]: Zhurnal "Tatarica" [Journal "Tatarica"], 2017, no 7, pp. 40-56.

5. Mahdavi B. The Role of Allegory and Symbol in Expressing the Fixed Entities in Araghi and Ibn-e-Ara-bi's view: Journal of History Culture and Art Research. DOI: 10.7596, 2017, V. 6, no 1, pp. 817-824.

6. Aminian Tusi A. Gozareshi az anjoman-e adabiyat-e jahani va moasesse-ye adabiyat-e jahani [A report from the World Literature Society and the World Literature Institute]: Honar-e zaban [Language Art]. DIO: 10.22046, 2016, no 1 (1), pp. 81-102.

7. Brahnei R. Xatab be parvane-ha [Speak to the butterflies], Tehran: Markaz, 1995, 198 p.

8. Taslimi A. Gozare-hai dar adabiyat-e moaser-e Iran (she'r) [Proposals in Contemporary Iranian Literature (Poetry)], Tehran: Akhtaran, 2004, 344 p.

9. Tuasi Khaje Nasir al-Din. Asas-ol-eqtebas [The Basis of Borrowing], Tehran: entesharat-e daneshgah-e Tehran, 1997, 599 p.

10. Jourkesh Sh. Butiqa-ye she'r-e now [The Poetics of New Poetry], Tehran: entesharat-e Qoqnus, 2006, 336 p.

11. Chaechi R. Dami baray-e seyd-e pare abr [Livestock for catching torn clouds], Tehran: Arvig, 2004, 221 p.

12. Khagat B. Monazere dar pirhan [The conflict in the shirt], Ahvaz: Rasesh, 2002, 142 p.

13. Shafie Kadkani M. Mosigi-e she'r [Poetry music], Tehran: Agah, 1979, 679 p.

14. Fallah M. Az xodam [About myself], Tehran: Nimnegah, 2001, 58 p.

15. Qais Razi Sh. Almoagem fi ma'abir asha'r-el-agam [Dictionary to interpret Persian poems], Tehran: entesharat-e Zavar, 1994, 95 p.

16. Karimian K. Degarguni-e negah, zaban va sakhtar dar shere emruz [Changing in the viewpoint, language and structure of today's poetry], Tehran: Nashre Ravan, 2000, 208 p.

17. Meskub Sh. Afsane-ye Tabiat [The myth of nature]: Kalk [Imagination], 1992, no 35 and 36, pp. 22-51.

Farzad A. Baloo. Candidate of Philology, Assistant Professor, Lecturer of the Persian language and literature in University of Mazandaran; the address: Babolsar, Islamic Republic of Iran; e-mail: [email protected]

Fateme H. Bafekr. Master of Persian Language and Literature, Mazandaran University, Faculty of Humanities and Social Sciences; the address: Babolsar, Islamic Republic of Iran; e-mail: azadeh.bafekr66@ gmail.com

For citation: Балу Ф.А., Бафекр Ф.Х. Crisis of reader in the Persian poetry of the nineties with emphasis on rhetorical-linguistic reasons. Aktual'nye problemy filologii i pedagogiceskoj lingvistiki, 2017, 4, рр. 178-186 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.