DOI 10.47643/1815-1337_2022_1 _228 УДК 340.114.5
ПРАВО, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ LAW, MORALITY IN EDUCATION OF YOUTH
БУТЬКО Людмила Васильевна,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».
350032 Российская Федерация, г. Краснодар, пос. Лазурный, ул. Дружбы, 10.
E-mail: [email protected];
ЕПИФАНОВА Елена Владимировна,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».
350040 Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Бульвар платановый, 9/159.
E-mail: [email protected];
ХИЛЬ Ирина Михайловна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». 350061 Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Игнатова, 4/95, 96. E-mail: [email protected];
Butko Lyudmila Vasilievna,
Professor at the Department of Constitutional and Administrative Law FSBEI HE "Kuban State University", Doctor of Law, Professor. 350032 Russian Federation Krasnodar, pos. Azure, st. Friendship, 10. E-mail: [email protected];
Epifanova Elena Vladimirovna,
Professor of the Department of Theory and History of State and Law Kuban State University, of Legal Sciences, Associate Professor.
350040 Russian Federation, Krasnodar, st. Platanovy Boulevard, house 107/9. E-mail: Epifanova_Elen @mail.ru;
Khil Irina Mikhailovna,
Candidate of Law, Associate Professor Department of Theory and History of State and Law Kuban State University.
350061 Russian Federation Krasnodar, st. Ignatova, house 4/95, 96. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье представлен комплексный анализ вопросов соотношения права, морали и нравственности на современном этапе развития общества, исследованы отдельные аспекты их взаимодействия в воспитательном процессе. Автором предлагается подход, в соответствии с которым обосновывается необходимость дальнейшего сближения систем права и морали для обеспечения эффективной воспитательной работы с молодежью в рамках концепции нравственно-правового воспитания.
Abstract: The article presents a comprehensive analysis of the issues of the correlation of law and morality at the present stage of the development of society, investigates certain aspects of their interaction in the educational process. The author proposes an approach according to which the necessity of further convergence of the systems of law and morality is substantiated to ensure effective educational work with young people within the framework of the concept of moral and legal education.
Ключевые слова: право, нравственность, мораль, воспитание, молодежь.
Keywords: law, morality, education, youth.
Дата направления статьи в редакцию: 22.12.2021
Дата публикации: 31.01.2022
Особую актуальность в наши дни приобретают слова В.А. Сухомлинского: «важнейшим принципом является внушение воспитанникам мысли о том, что мы ... живем среди людей» [1]. В развитие этой мысли приведем также высказывание Л.Н. Толстого, который полагал, что «невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке злобы, подавления свободы».
Действительно, развитие зрелой, социально компетентной личности в современных условиях становления гражданского общества и правового государства невозможно без воспитания у подрастающего поколения его духовной нравственности, без воспитания уважительного отношения к общественному долгу и формирования активной гражданской позиции.
В пункте 2 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [2].
Подчеркивая, что воспитание есть, прежде всего, деятельность, имеющая законодательно конкретизированные цели, мы позволим себе раскрыть понятие правового воспитания более широко. В содержание категории «правовое воспитание», кроме многоцелевой деятельности по передаче правового опыта различных субъектов (родителей, педагогов, правоохранительных органов), следует включать и сам процесс воз-
Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
действия на сознание людей с целью формирования правового сознания, а также систему мер, средств и знаний, способствующих становлению и развитию нравственно-правового мышления.
В современных российских реалиях система морали приобретает достаточно динамичный характер, поскольку сочетает моральные нормы, устоявшиеся обычаи прежних эпох и только нарождающиеся нормы, диктуемые требованиями нового времени. При этом она сохраняет неразрывную связь с правом - возрастает взаимообусловленность моральных и правовых явлений, в связи с чем во многих учебных заведениях страны общеобразовательная подготовка обучающихся включает в себя не только культурно-нравственный, но и правовой компонент. В то же время правовая культура и правовое воспитание неизбежно содержат в себе и мировоззренческий компонент.
По нашему мнению, объективно важную роль в правовом воспитании молодежи следует отводить нравственному компоненту, с учетом его значимости в формировании правового сознания. Именно нравственно-правовое воспитание выступает одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на эффективное усвоение правовых ценностей.
Для целей настоящего исследования концептуально важно установить содержание понятий «мораль», «нравственность» и «право», а также выявить формы их взаимодействия, оптимальное сочетание которых повысит эффективность воспитательного процесса в отношении молодежи.
Так, мораль представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся убеждений, взглядов, оценок, и принципов, а также сформированных на их основе норм поведения, которые регулируют отношения людей к другим, обществу, государству, семье, коллективу и окружающей действительности. В морали находят отражение представления людей о добре и зле, о долге и справедливости, о чести и совести.
С.А. Комаров высказывал мнение о том, что «мораль (и нравственность, которую он рассматривал как понятие, синонимичное морали) есть взгляды, представления и правила, которые возникли как отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде ряда категорий: справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом и др. [3].
Аналогично праву, мораль находится в постоянном движении, подвержена изменениям, поскольку отражает уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные, экономические и иные факторы.
Одной из ключевых функций морали является регулирование деятельности и поведения как отдельного лица, так и всего общества в целом. Реализация ее на практике заключается в том, что каждый индивид сам выстраивает свою линию поведения, ориентируясь на моральные ценности.
Систему морали образуют несколько ключевых компонентов: моральные принципы, моральные нормы, моральные ценности и нравственные идеалы. Остановимся подробнее на каждом из приведенных элементов.
Под моральными принципами следует понимать основные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается самая сущность морали, и на которых базируются иные элементы этой системы. Иерархия этих принципов различна для разных обществ, культур и эпох, но к числу важнейших из них следует, безусловно, отнести гуманизм, коллективизм, альтруизм, толерантность и др.
Моральные нормы возможно определить, как правила, предписывающие модели поведения человека по отношению к обществу, другим людям и самому себе. В них наиболее четко прослеживается императивный и оценочный характер морали.
В качестве моральных ценностей выступают императивы и коллективные установки, которые получают выражение в форме представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека, носящие нормативный характер.
Наконец нравственные идеалы есть эталонные стандарты нравственного поведения, наиболее разумные и полезные, к которым каждый человек должен стремиться. С помощью нравственного идеала возможно производить оценку поведения людей, определяя для них тем самым ориентир для совершенствования [4].
Что же касается феномена нравственности - он, по мысли Г. Гегеля, «немыслим без социально сращенной жизни людей», т.е. возможен только во взаимоотношениях между людьми, в их отношении к природе и окружающей реальности. С философской точки зрения нравственность - это основная ценностная форма общественного сознания, исторически сложившаяся система написанных законов [5], что содержательно сближает её с моралью.
Анализируя подходы к понимаю термина «право», заметим, что и в наши дни справедливым остается мнение И. Канта, который писал: «Юристы всё ещё ищут определение права». Исторически, начиная с Аристотеля и заканчивая ранее упомянутым Кантом, право рассматривалось в рамках философско-этических представлений о природе человека и в непосредственной соотнесенности с моралью [6].
Являясь в фундаментальном смысле стабилизирующим и умиротворяющим фактором право призвано служить отдельным людям и обществу в целом, обеспечивая их нормальную жизнедеятельность. И все же право, нормируя свободу внешних действий и проявлений человека, остается нейтральным по отношению к большинству его внутренних мотивов. Напротив, мораль традиционно не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего определения таких границ самой личностью, саморегуляции этой свободы. В данном ключе мораль - рефлективный и неформальный определитель свободы.
Право, имея нормативный характер, можно рассматривать как способ обеспечения свободы человека и как инструмент, способствующий преодолевать произвол и беззаконие.
Право, являясь аксиологически авторитетной и признанной системой установок справедливости, как и мораль, является фундаментом и помощником социального регулирования общественных отношений.
Развиваясь вместе с обществом, право и мораль «поддерживают» и дополняют друг друга в упорядочении общественных отношений, оказывая позитивное воздействие на личность. Как правило, взаимодействие права и морали выражается в совпадении предъявляемых ими к человеку требований. В различных формах право активно содействует закреплению прогрессивных моральных представлений в обществе. В свою очередь, нормы морали придают праву более глубокое нравственное содержание, что повышает общий уровень эффективности правового регулирования и наполняет нравственными идеалами действия и поступки участников правовых отношений.
Мораль существует в нераздельном единстве с человеком, на протяжении всего того времени, что существует и сам человек, поэтому ее значение во всех сферах человеческой жизнедеятельности крайне высоко.
Право же, наряду со многими другими присущими ему функциями, должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и иные юрисдикционные органы при определении юридических мер нередко обращаются к нормам морали, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют нормы моральные, снабжая их «арсеналом» легального принуждения - юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев.
Эффективность исполнения правовых норм во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали. Право всегда должно не только взаимодействовать с моралью, но и опираться на нравственные ценности, ибо без такой опоры нет фундамента в основе процесса правового воспитания, нет возможности осуществления деятельности, ориентированной на становление и развитие личности правоосознающей, правокультурной и духовно-нравственной.
Резюмируя вышеизложенное, ещё раз подчеркнём, что жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам, поэтому исключительно важным нам представляется сочетание нравственного и правового компонентов в воспитательном процессе, параллельное и равноэффективное формирование нравственного и правового сознания молодежи. Человек попросту не имеет морального права жить, «добру и злу внимания равнодушно», но базовые представления о добре и зле, о плохом и хорошем не могут быть основаны лишь на правовых положениях, действию которых индивид подчинен, поскольку исторически происходят из положений морали и нравственности. В этой связи наиболее актуальной для воспитательной работы с молодым поколением представляется не только концепция нравственно-правового воспитания, но и более глобальная деятельность полномочных субъектов, которая привела бы к унификации действующих в обществе правовых и моральных норм, следовательно, способствовала бы сближению нравственных и правовых установок и повысила бы действенность воспитательных процессов, сочетающих легальные и моральные начала как равнозначные регуляторы поведения индивида в обществе.
Библиогра фия:
1. 8 принципов воспитания от Василия Сухомлинского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mel.fm/2017/03/20/sukhomlynsky. - (Дата обращения: 21.10.2021).
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021 № 351-Ф3). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. - 9-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 506 с.
4. Дробницкий, О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк / О.Г. Дробницкий. - М.: Наука, 1974. - 388 с.
5. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 736 с.
6. Гусейнов А.А. Мораль и право: линия разграничения // Философия права. 2018. № 8 (141). С. 7-22.
References (transliterated):
1. 8 principov vospitaniya ot Vasiliya Suhomlinskogo [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://mel.fm/2017/03/20/sukhomlynsky. - (Data ob-rashcheniya: 21.10.2021).
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 02.07.2021 № 351-FZ). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
3. Komarov, S. A. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava : uchebnik dlya bakalavriata i magistratury / S. A. Komarov. - 9-e izd., ispr. i dop. - Moskva: Iz-datel'stvo YUrajt, 2019. - 506 s.
4. Drobnickij, O.G. Ponyatie morali: Istoriko-kriticheskij ocherk / O.G. Drobnickij. - M.: Nauka, 1974. - 388 s.
5. Filosofiya: Uchebnik. - 2-e izd. - M.: Gardariki, 2002. - 736 s.
6. Gusejnov A.A. Moral' i pravo: liniya razgranicheniya // Filosofiya prava. 2018. № 8 (141). S. 7-22.