Научная статья на тему 'ПРАВО И ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПРАВО И ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕСТВО / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / НОРМЫ / ГОСУДАРСТВО / ФУНКЦИИ ПРАВА / КУЛЬТУРА / LAW / TRADITIONAL VALUES / SOCIETY / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / DIGITAL SPACE / NORMS / STATE / FUNCTIONS OF LAW / CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Багреева Елена Геннадиевна

В статье рассматриваются традиционные ценности и роль права в их обеспечении, а также в укреплении социальной стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW AND TRADITIONAL VALUES AND THEIR LEGAL REGULATION IN THE DIGITAL SPACE

The article examines traditional values and the role of law in ensuring them, as well as in strengthening social stability.

Текст научной работы на тему «ПРАВО И ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Исторический опыт

Евразийская адвокатура. 2024. № 1 (66). С. 27. Eurasian advocacy. 2024;(1(66)):27.

Исторический опыт

Научная статья УДК 340.1

doi 10.52068/2304-9839_2024_66_1_27

ПРАВО И ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

БАГРЕЕВА Елена Геннадиевна

Доктор юридических наук, кандидат педагогических наук, профессор, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ведущий научный сотрудник Государственного университета по землеустройству

125167, г. Москва, Ленинградский пр., д. 49, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассматриваются традиционные ценности и роль права в их обеспечении, а также в укреплении социальной стабильности.

Ключевые слова: право, традиционные ценности, общество, искусственный интеллект, цифровое пространство, нормы, государство, функции права, культура

Для цитирования: Багреева Е.Г. Право и традиционные ценности и их правовая регламентация в цифровом пространстве // Евразийская адвокатура. 2024. № 1(66). С. 27. https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2024_66_1_27

Historical Experience

Original article

LAW AND TRADITIONAL VALUES AND THEIR LEGAL REGULATION IN THE DIGITAL SPACE BAGREEVA Elena Gennadievna

Doctor of Law, Professor, Professor of the Financial University Under the Government of the Russian Federation, Leading Researcher at the State University of Land Management 125167, Moscow, Leningradsky ave., 49, Russian Federation

Abstract: The article examines traditional values and the role of law in ensuring them, as well as in strengthening social stability.

Keywords: law, traditional values, society, artificial intelligence, digital space, norms, state, functions of law, culture For citation: Bagreeva E.G. Law and Traditional Values and Their Legal Regulation in the Digital Space = Eurasian Advocacy. 2024;1(66):27. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2024_66_1_27

Существование и стабильное развитие общества становится возможным только при условии наличия упорядочивающего элемента, которым выступает право. Между правом и традициями существует органическая связь, выражающаяся в том, что и право, и традиции имеют один предмет регулирования - общественные отношения. Разница лишь в том, что традиции соблюдаются людьми добровольно, а соблюдение норм права контролируется государством.

В отличие от законов, создаваемых и принимаемых органами государственной власти в соответствии с установленными формальными процедурами, традиции основываются на обычаях и нравственных ценностях, передаваемых из поколения в поколение. Но иногда традиции закре-

пляются в виде норм права. Например, в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 [1] обозначены следующие традиционные ценности: жизнь, свободы, права и достоинство человека, гражданственность, патриотизм, милосердие, гуманизм, преобладание духовного над материальным, созидательный труд, коллективизм, патриотизм и служение Отечеству, преемственность поколений и историческая память, взаимоуважение и взаимопомощь, справедливость, крепкая семья, высокие нравственные идеалы, единство народов России. Приведенный перечень традиционных ценностей подкрепляется и конституционными нормами (ст. 17-21, 67.1 и др. Конституции РФ) [2]. Для большинства граждан наиболее значимыми традиционными ценностя-

© Багреева Е.Г., 2024 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution NonCommercial License 4.0 (CC BY-NC).

ми являются следующие: национальная культура, религия - 16 %; гуманность - 17 %; патриотизм -23 %; семья - 45 %. Такие данные были получены в результате опроса, проведенного в 2023 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [3].

Важность сохранения традиционных общественных ценностей осознается не только государством, но и обществом. Так, по данным опроса, проведенного ВЦИОМ в 2020 г., на вопрос о том, должно ли государство всемерно защищать традиции и традиционные ценности, респонденты ответили следующим образом: полностью согласен - 64 чел.; скорее согласен - 24 чел.; скорее не согласен - 6 чел.; полностью не согласен - 4 чел.; затруднились с ответом два респондента [4]. Таким образом, традиционные ценности - это фундамент социальной жизни и культуры общества [5]. Именно на их основе разработаны нормы права, обладающие общеобязательным характером и подкрепляемые средствами государственного принуждения [6, 7].

Для большего понимания того, каким образом право обеспечивает (регламентирует) интересы традиционных общественных ценностей, следует обратить внимание на его функции: воспитательная, информативная, коммуникативная, экономическая, культурная, политическая и др. Также выделяются специально-юридические функции - оценочная, охранительная, регулятивная. Функции права выступают отражением непрерывного стабильного воздействия права на общественные отношения [8]. Целесообразно привести пример того, как проявляются некоторые из функций права в контексте регламентации общественных традиционных ценностей.

Так, наивысшей ценностью в любом цивилизованном обществе признается личность, т. е. сам человек. Средством обеспечения человеческого достоинства, прав и свобод личности, а также создания достойных условий для жизни выступает именно право. Также в число приоритетных задач права входит обеспечение благоприятных условий для каждого члена общества [9].

Связь права с традиционными общественными ценностями проявляется еще и в том, что оно аккумулирует и отражает правила поведения, культурные, национальные, социальные и исторические особенности, присущие определенному региону (стране). Безусловно, во всех правовых системах существуют некие общие положения и принципы, обусловленные общностью происхождения человеческой цивилизации, однако в зависимости от национальных особенностей ме-

няются и некоторые аспекты системы права [10]. Следовательно, право жизненно необходимо для развития общества и сохранения традиционных ценностей. Одним из направлений развития государственной политики должно стать укрепление роли права в обеспечении традиционных общественных ценностей. При этом связь права с традиционными ценностями сегодняшнего дня требует обстоятельного ее исследования с учетом изменений, происходящих в обществе в связи с появлением искусственного интеллекта.

Определение искусственному интеллекту было дано в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. (утверждена Указом Президента России от 10 октября 2019 г. с учетом изменений от 15 февраля 2024 г.) [11]. Так, искусственный интеллект - это «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящие их. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений». Примечательно, что изменения, внесенные 15 февраля 2024 г., исключили из понятия искусственного интеллекта такой признак, как «самообучение», а также установили в качестве критерия возможность превосходства результатов выполнения задач данной технологией над человеческими [12].

Стоит отметить, что технологическое развитие Российской Федерации неминуемо ведет к появлению искусственного интеллекта, который будет превосходить по своим возможностям человеческое мышление. В отсутствие таких биологических ограничений, как скорость мышления и обработки, появление так называемого «сильного» искусственного интеллекта может вызвать общественные потрясения и трансформации. Эксперты прогнозируют указанные последствия уже к концу XXI века. По их мнению, это требует принятия определенных мер по снижению рисков, основанных на ценностях общества [13].

Вопросы соотношения ценностей, которые могут быть положены в основу искусственного интеллекта, лежат как в технической, так и в юридической плоскостях. Так, например, Г. Ясон указывает, что набор ценностей должен стать некой «инструкцией» для искусственного интеллекта.

EURASIAN ADVOCACY

1 (66) 2024

В данном случае человек определяет данный набор, беря ответственность за те действия, которые будут совершены искусственным интеллектом [14].

В свою очередь, В.П. Майкова, Э.М. Молчан, А.И. Майков указывают, что искусственный интеллект обладает способностью усваивать вопросы исторического развития страны, что дает возможность ему понять те ценности, которые сложились в том или ином обществе. В связи с этим алгоритм, заложенный в данной технологии, может препятствовать выполнению действий, которые могут быть трактованы как негативные для человека [15]. Указанное может определять ответственность разработчиков искусственного интеллекта.

В основу алгоритмов, по мнению Н. Берберих и К. Дипольд, может быть положена этика добродетели, которая должна определять моральное ядро технологии [16]. Данная идея коррелирует с суждениями С. Рассела. Он указывает, что перед искусственным интеллектом стоит одна задача - в максимальной степени реализовать предпочтения (замысел) разработчика с учетом человеческого поведения, выступающего единственным источником информации [17]. В связи с этим можно говорить о том, что искусственный интеллект может обладать лишь теми ценностями, которые присущи человеку.

Более того, этот набор ценностей определяется тем обществом, в котором он «набирается». Так, например, в «Руководстве по этике для надежности искусственного интеллекта» утверждается, что система искусственного интеллекта должна безусловно уважать многообразие ценностей, включая верховенство закона, демократию, уважение прав человека [18]. Учитывая существующее многообразие ценностей и норм морали, нужно выработать такие этические принципы, на которых можно будет выстроить «ядро» искусственного интеллекта.

В заключение отметим, что к настоящему моменту человечеством создана специфическая техногенная форма жизни - искусственный интеллект. С точки зрения условий социальной реальности искусственный интеллект обладает элементами субъектности. Ученые полагают, что формирующаяся субъектность автономна относительно человека. Источник развития искусственного интеллекта следует рассматривать как некую совокупность данных, в автоматическом режиме считываемую с миллиардов жителей вне зависимости от их воли и желания [19]. Таким образом, искусственный интеллект латентно не только обобщает наши сегодняшние идеи и традиции,

интересы и потребности, их реализацию, но также способен влиять на наше сознание, корректируя его. Зададимся вопросом: где же в этой реальности право? Ответ очевиден - его нет. Пока эта сфера не имеет правового регулирования. И более того, искусственный интеллект, влияя на правовое сознание и правовую культуру населения, опосредовано может влиять и на основы общественного строя, поскольку прежде всего «пошатнутся» ценностные ориентиры и традиции общества.

Таким образом, самыми уязвимыми и беззащитными вне правового поля станут базовые ценности людей, являющиеся фундаментом устойчивого развития любого государства. Одной из важнейших задач для юристов на ближайшую перспективу является правовое регулирование распространения искусственного интеллекта с целью сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей России. Решение данной задачи выступает важнейшим условием безопасности страны.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «О сохранении и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202211090019.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www. pravo.gov.ru.

3. Традиции в эпоху перемен [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradidi-v-ehpokhu-peremen.

4. ВЦИОМ-Навигатор. База данных ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https://bd.wciom.ru/survey/ sputnik/questions/c82a8888-9e30-465d-8f48-2e3179085a0e/ total/97ef2e1d-e56a-4786-a2b3-6b2e33aeea6e.

5. Иванов А.А., Малахова С.С. Традиционные духовно-нравственные ценности и правовые принципы: сравнительный анализ юридических категорий // Теология. Философия. Право. 2022. № 2 (18). С. 49-56.

6. Петрова Е.А. Роль права в сохранении традиционных ценностей // Глобальный конфликт и контуры нового мирового порядка: XX Международные Лихачевские научные чтения, Санкт-Петербург, 9-10 июня 2022 года. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2022. С. 583-584.

7. Бабенко А.Н. Аксиологические подходы к изучению правовых явлений // Социальная ценность права в современном обществе: Материалы шестого Всероссийского симпозиума, Екатеринбург, 3-4 июня 2021 года / отв. ред. В.Д. Перевалов. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2021. С. 32-41.

8. Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2004.

9. Колоткина О.А., Морозова А.С., Ягофарова И.Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020.

10. Корнев В.Н. Традиционные конституционные ценности как духовно-нравственная основа единения российского общества и государства // Правосудие. 2023. № 1. С. 8-15.

11. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. Утверждена Указом Президента России от 10 октября 2019 г. (подп. а) п. 5).

12. Указ Президента РФ от 15.02.2024 № 124 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» и в Национальную стратегию, утвержденную этим Указом» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/document/0001202402150063.

13. Fjeld J., Achten N., Hilligoss H., Nagy A.C., Sriku-mar M. Principled artificial intelligence: mapping consensus in ethical and rights-based approaches to principles for AI // Berkman Klein Center Research Publication. 2020. № 1. P. 1-71.

14. Gabriel I. Artificial intelligence, values, and alignment // Minds and Machines. 2020. № 30. P. 411-437.

15. Майкова В.П., Молчан Э.М., Майков А.И. Проблемы выбора ценностей для искусственных интеллектуальных систем // Гуманитарный вестник. 2021. № 2 (88). С. 3-5.

16. Berberich N., Diepold K. The virtuous machine -old ethics for new technology? // ArXiv. 2018. Р. 1-25.

17. Russell S. Human Compatible. AI and the Problem of Control. London: Penguin Books, 2019. Р. 37.

18. EU Commission Ethics Guidelines for Trustworthy AI // Официальный сайт Европейской Комиссии [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/futurium/en/ ai-alliance-consultation.

19. Астапенко П.Н. Искусственный интеллект ценности общества: воздействие и формирование правовых нарративов // История государства и права. 2024. № 1. С. 44-49.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 № 809 «O soxranenii i ukreplenii tradicionny"x duxovno-nravstvenny"x cennostej» // Oficial"ny"j internet-portal pra-vovoj informacii [E"lektronny"j resurs]. URL: http://publi-cation.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019.

2. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vse-narodny"m golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrenny"mi v xode obshherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // OfidaTny"j internet-portal pravovoj informacii [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www.pravo.gov.ru.

3. Tradicii v e"poxu peremen [E"lektronny"j resurs]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicii-v-ehpokhu-peremen.

4. VCIOM-Navigator. Baza danny"x VCIOM [E"lek-tronny"j resurs]. URL: https://bd.wdom.ru/survey/sput-nik/questions/c82a8888-9e30-465d-8f48-2e3179085a0e/ total/97ef2e1d-e56a-4786-a2b3-6b2e33aeea6e.

5. Ivanov A.A., Malaxova S.S. Tradidonny"e duxovno-nravstvenny"e cennosti i pravovy"e prindpy": sravnitel"ny"j analiz yuridicheskix kategorij // Teologiya. Filosofiya. Pravo. 2022. № 2 (18). S. 49-56.

6. Petrova E.A. Rol" prava v soxranenii tradidonny"x cennostej // Global"ny"j konflikt i kontury" novogo miro-vogo poryadka: XX Mezhdunarodny"e Lixachevskie nauchny"e chteniya, Sankt-Peterburg, 9-10 iyunya 2022 goda. SPb.: Sankt-Peterburgskij gumanitarny"j uni-versitet profsoyuzov, 2022. S. 583-584.

7. Babenko A.N. Aksiologicheskie podxody" k izuche-niyu pravovy"x yavlenij // SodaFnaya cennost" prava v sovremennom obshhestve: Materialy" shestogo Vserossi-jskogo simpoziuma, Ekaterinburg, 3-4 iyunya 2021 goda / otv. red. V.D. Perevalov. Ekaterinburg: Ural"skij gosu-darstvenny"j yuridicheskij universitet, 2021. S. 32-41.

8. Cybulevskaya O.I. Nravstvenny"e osnovaniya sovre-mennogo rossijskogo prava: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Saratov, 2004.

9. Kolotkina O.A., Morozova A.S., Yagofarova I.D. Teoriya gosudarstva i prava. M: Prospekt, 2020.

10. Kornev V.N. Tradicionny"e konstitucionny"e cennosti kak duxovno-nravstvennaya osnova edineniya rossijskogo obshhestva i gosudarstva // Pravosudie. 2023. № 1. S. 8-15.

11. Nacional"naya strategiya razvitiya iskusstvennogo intellekta na period do 2030 g. Utverzhdena Ukazom Pre-zidenta Rossii ot 10 oktyabrya 2019 g. (podp. a) p. 5).

12. Ukaz Prezidenta RF ot 15.02.2024 № 124 «O vnesenii izmenenij v Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 10 okty-abrya 2019 g. № 490 «O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossijskoj Federacii» i v Nacional"nuyu strategiyu, ut-verzhdennuyu e"tim Ukazom» // Ofidal"ny"j internet-portal pravovoj informacii [E"lektronny"j resurs]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/document/0001202402150063.

13. Fjeld J., Achten N., Hilligoss H., Nagy A.C., Srikumar M. Principled artificial intelligence: mapping consensus in ethical and rights-based approaches to principles for AI // Berk-man Klein Center Research Publication. 2020. № 1. P. 1-71.

14. Gabriel I. Artificial intelligence, values, and alignment // Minds and Machines. 2020. № 30. P. 411-437.

15. Majkova V.P., Molchan E".M., Majkov A.I. Problemy" vy"bora cennostej dlya iskusstvenny"x intellektual"ny"x sistem // Gumanitarny"j vestnik. 2021. № 2 (88). S. 3-5.

16. Berberich N., Diepold K. The virtuous machine -old ethics for new technology? // ArXiv. 2018. R. 1-25.

17. Russell S. Human Compatible. AI and the Problem of Control. London: Penguin Books, 2019. R. 37.

18. EU Commission Ethics Guidelines for Trustworthy AI // Oficial"ny"j sajt Evropejskoj Komissii [E"lektronny"j resurs]. URL: https://ec.europa.eu/futurium/en/ai-alliance-consultation.

19. Astapenko P.N. Iskusstvenny"j intellekt cennosti obshhestva: vozdejstvie i formirovanie pravovy"x narra-tivov // Istoriya gosudarstva i prava. 2024. № 1. S. 44-49.

Статья поступила в редакцию 13.12.2023; одобрена после рецензирования 23.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 13.12.2023; approved after reviewing 23.12.2023; accepted for publication 25.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.