Актуальные проблемы юридической науки и практики
Евразийская адвокатура. 2023. № 4 (63). С. 92. Eurasian advocacy. 2023;(4(63)):92.
Актуальные проблемы юридической науки и практики
Научная статья УДК 366.02
doi 10.52068/2304-9839_2023_63_4_92
К ВОПРОСУ О МОБИЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН ПО СОХРАНЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БАГРЕЕВА Елена Геннадиевна
Доктор юридических наук, профессор, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
125993, г. Москва, Ленинградский пр., д. 49, Российская Федерация
Аннотация: В статье анализируются современные социально-политические и социокультурные условия и основания необходимости рассмотрения понятия «мобилизация» в широком контексте. Подчеркивается, что переориентация сознания граждан в принятии и культивировании западных ценностей, включая культуру потребления, гедонистический образ жизни, гей-парады и т. д., а также финансовое расслоение общества, изменили сложившийся ход культурного развития нашей страны, разрушив ее многомерную монолитность. В то же время необходимость проведения специальной военной операции и призыв к частичной мобилизации вскрыли потребность в наделении глав субъектов дополнительными полномочиями, обусловили переоценку российским народом социокультурных ценностей и осознание необходимости трансформации социокультурного пространства страны, в которой органы местного самоуправления должны выполнить ключевую роль.
Ключевые слова: мобилизация, государство, традиционные ценности, социокультурное пространство Для цитирования: Багреева Е.Г. К вопросу о мобилизации граждан по сохранению традиционных ценностей // Евразийская адвокатура. 2023. № 4(63). С. 92. https:// 10.52068/2304-9839_2023_63_4_92
Actual problems of law science and practice
Original article
ON THE ISSUE OF MOBILIZING CITIZENS TO PRESERVE TRADITIONAL VALUES BAGREEVA Elena Gennadievna
LLD, Professor, Professor of Financial University under the Government of the Russian Federation 125993, Moscow, Leningradsky Prospekt, 49, Russian Federation
Abstract: The article analyzes the current socio-political and socio-cultural conditions and the reasons for the need to consider the concept of «mobilization» in a broad context. It is emphasized that the reorientation of citizen's consciousness in the adoption and cultivation of Western values, including consumer culture, hedonistic lifestyle, gay parades, etc., as well as the financial stratification of society, has changed the current course of cultural development of our country, destroying its multidimensional solidity. At the same time, the need for a special military operation and the call for partial mobilization revealed the need to empower the heads of subjects with additional powers, caused the Russian people to reassess socio-cultural values and awareness of the need to transform the socio-cultural space of the country, in which local governments should play a key role.
Keywords: mobilization, state, traditional values, socio-cultural space
For citation: Bagreeva E.G. On the issue of mobilizing citizens to preserve traditional values = Eurasian advocacy. 2023;4(63):92. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2023_63_4_92
Уникальность сегодняшнего времени заключается в торможении процесса глобализации в пользу национальной трансформации всех сфер жизни большого числа жителей планеты. Миропорядок, который «выгоден» одной или небольшой группе стран и создает немало проблем другим государствам, разрушается на наших глазах.
Вместе с тем становятся очевидными и социально-политические, и социально-экономические, и социокультурные проблемы в самих странах, которые требуют безотлагательного решения [1].
Может показаться, что в последнее столетие законы экономики вершат судьбы мира, но не будем забывать, что их создает человеческий разум
© Багреева Е.Г., 2023 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution NonCommercial License 4.0 (CC BY-NC).
EURASIAN ADVOCACY
4 (63) 2023
и реализуют сами люди... Люди, сформировавшие свое сознание на основе определенных ценностей, обычаев и традиций. И мы снова делаем акцент в анализе ситуации на человеческом факторе, на его сознании, на первопричине и первооснове сложившегося к данному моменту коллективного сознания.
Условно мир можно поделить на страны с коллективистской и с индивидуалистической культурой: безусловно, в основе каждой лежат вековые традиции, опыт социокультурного разрешения конфликтов.
Со времен эпохи Возрождения и благодаря лозунгам Французской революции в мировоззренческих концепциях человек стал признаваться личностью, ему было отведено центральное место, а система права закрепила определения личных свобод для равноправных членов гражданского общества. Таким образом, это время можно считать началом государственной поддержки таких ценностей, как свобода, равенство, братство. Однако почти сразу мыслители того времени разделились, доказывая концепции рационализма (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц), эмпиризма (Фр. Бэкон), эгоцентризма, сенсуализма (Дж. Локк), элитаризма и пр. [2].
Какая палитра взглядов и идей: как раскрыть человека, как он должен чувствовать, каков оптимальный путь к истине, как стать элитарным. Так, голландский мыслитель и юрист Гуго Гро-ций [3] считал, что прирожденное право личности должно составлять цель всякого законодательства. В этом утверждении мы, конечно, слышим требование к законодателям обеспечить силой государства естественные права человека.
Ж.-Ж. Руссо в «Общественном договоре» уточнил, что каждый человек должен войти в сообщество в соответствии со своими личными интересами в целях общей безопасности и создания демократических условий жизни, ожидая от государственного института общественную пользу для всех сограждан (отметим, на русский язык «Общественный договор» переводился в конце XVIII в., однако этот перевод не был опубликован. Затем «Общественный договор» переводился В. Ютаковым (1903), С. Нестеровой (1906), Френкелем (1906) и Л. Немаковым (1907). Основными критическими изданиями являются издания Ч. Вога-на (J.-J. Rousseau. Political writings, v. II, р. 1-134) и отдельное издание 1918 г.; наиболее подробный комментарий: J. Beaulavon (1918), M. Halbwachs (1943) и Р. Дерате (1964)) [4].
Несколько новый акцент расставляет философ И. Кант [5, с. 630], утверждая, что благодаря
процессу культуры человек преодолевает зависимость от природы и обретает свободу, поэтому разумное есть нарастающий итог культуры, а источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей. Новизна подхода И. Канта заключалась в развитии теории Ж.-Ж. Руссо до обоснования этики и права: стать моральной личностью человек способен лишь в том случае, если возвысится до понимания своей ответственности перед человечеством в целом [5, с. 478].
Это утверждение, проверенное веками, сегодня лежит в основе общечеловеческого значения «культуры». И еще раз подчеркнем, что приоритет свобод и прав человека, его потребностей и интересов без понимания своей ответственности перед обществом не сможет обеспечить поступательное развитие государства.
Эти идеи быстро, уверенно и надолго завладели умами не только европейцев. Россия же веками принадлежала к странам коллективистской культуры, балансируя, находя компромисс между естественными правами граждан и императивным правом государственной власти.
Однако более тридцати лет назад Россия с восторгом начала «перестройку», отказываясь от ценностей, обычаев и норм поведения традиционной коллективистской культуры и шаг за шагом уходя в мир, где каждый максимально независим и свободен.
Нас умышленно, настойчиво и методично переориентировали на западные ценности индивидуализма... Какими приемами и средствами? Конечно, прежде всего, правовыми. Для начала. законодатели изменили название главы в Основном законе страны. Если в Конституции 1978 года [6] шестая глава была посвящена «Основным правам, свободам и обязанностям граждан РСФСР», то в принятой Конституции РФ в 1993 году [7] эта сфера была отражена в Главе 2 и сформулирована несколько иначе: «Права и свободы человека и гражданина».
Проанализируем, как сместились акценты. Конституционные преобразования затрагивают людей, живущих в той или иной стране, во имя каждого Человека, утверждая его права и свободы, гражданский мир и согласие., стремясь обеспечить благополучие и процветание. И в 1993 году права и свободы человека были зафиксированы не в шестой, а во второй главе основного правового документа страны. Таким образом была законодательно исправлена неточность в очередности приоритетов реализуемой системы государственной социальной политики, которая была закре-
ЕВРАЗИЙСКАЯ АДВОКАТУРА 4 (63) 2023
плена в Конституции 1978 года. Действительно, это была лишь неточность, поскольку именно в советское время и образование, и медицина, и отдых трудящихся были бесплатными, то есть государством были реализованы естественные права людей на жизнь, здоровье, образование.
История России последних двадцати лет свидетельствует о существенных изменениях не только в политико-государственной, экономической сфере, но и в социокультурной, социально-психологической.
Вместе с тем, если государство в основном правовом документе до 1993 года, законодательно реализуя и обеспечивая широкие социальные права и свободы граждан, «предлагало» не забывать и об обязанностях, то в настоящее время обязанности граждане должны еще «поискать» в тексте Конституции РФ. С течением времени стало очевидным, что не все их для себя находят.
Мы с радостью отказались от единой школьной формы, превратив школу в каждодневный «показ мод», сместив акцент с воспитания и образования в угоду потребления, а саму школу на долгие годы отнесли к сфере услуг. Мы отгородились глухими, высокими заборами, шлагбаумами, спецпропусками.
В иные жилищные комплексы попасть сложнее, чем на охраняемую зону исправительных учреждений! Так почему же жители элитной недвижимости боятся других людей? И за что они себя так наказывают, что лишают свободы - одного из основных естественных прав человека? Уже трудно понять: почему мы боремся, митингуем за свою свободу, отгораживаясь от мира? Это только часть проблемных тупиков представителей индивидуалистической культуры общежития, остальные лишь перечислим: одиночество и семейные конфликты, разводы и отчуждение, детская преступность и ранняя беременность, наркотики и самоубийства, СПИД и убийства, отсутствие моральных авторитетов.
Но все же многовековой исторический дух российских людей не смог согласиться с таким разворотом событий. И вот уже с начала XXI века начинается возрождение традиционных ценностей, образцов «нашей» культуры, однако робко и неуверенно.
Так или иначе завладевшие умами россиян индивидуалистические ценности, культура потребления привели к чудовищному расслоению общества, разрушив его монолитность. В современном мире стремительно подменяются и / или вовсе разрушаются традиционные представления о справедливости, правде и добросовестности.
Сегодня назрела необходимость единого понимания целей развития государства и задач, стоящих перед каждым гражданином. Именно об этом подписанный Президентом Российской Федерации Указ от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756». Этот документ расширяет полномочия высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по проведению мобилизационных мероприятий.
Однако в сложившейся ситуации полагаю целесообразным обратиться к Большому энциклопедическому словарю, который дает нам расширенное толкование самого понятия «мобилизация»: «Мобилизация (франц. mobilisation, от лат. mobilis - подвижный), приведение кого-либо или чего-либо в активное состояние, сосредоточение сил и средств для достижения какой-либо цели» [8].
Руководством нашего государства не раз подчеркивалась задача сплочения населения, интеграции в решении актуальных задач. Однако цели и задачи, поставленные государством, были плохо услышаны гражданами, не до конца разделяющими вековые ценности российского народа.
9 ноября 2022 года Президент РФ утвердил основы государственной политики по сохранению традиционных ценностей [9].
Государственная власть настоятельно подчеркивает необходимость сохранения и реализации конституционных норм о браке между мужчиной и женщиной, о крепкой семье, о наших духовно-нравственных идеалах и ценностях [10] и, обращаясь к нашей исторической памяти о дружбе и единстве народов, о преемственности поколений, требует «провести работу по самоидентификации», определившись со смыслами жизни, базовыми нравственными понятиями. Такая мобилизация человеческого ресурса, безусловно, проявит себя в возросшем патриотизме и желании служить Отечеству.
Одной из важных задач сегодня видится расширение полномочий высших должностных лиц субъектов Российской Федерации не только по проведению мобилизационных мероприятий, перечисленных в Указе № 757, но и в отношении мобилизации граждан по сохранению расширенного перечня духовно-нравственных ценностей нашего государства. От монолитности человеческого потенциала зависит скорейшее выполнение поставленных задач во имя создания новых условий, обеспечивающих счастливую жизнь и
EURASIAN ADVOCACY
4 (63) 2023
свободное развитие человека на основе традиционных ценностей.
Мобилизация граждан по пути дальнейшей их консолидации позволит сформировать культуру «нового времени», отвечающую целям и задачам государства по его безопасности и устойчивому развитию.
Cписок источников
1. Багреева Е.Г. О социальных регуляторах в условиях нового времени // Евразийская адвокатура. 2022. № 4.
2. Чудинов А.Н. Система ценностей французской революционной элиты XVIII века [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/video/77177.
3. Гуго Гроций. О праве войны и мира. Книга первая. Гл. III, VIII, 1-16.
4. Руссо Ж.-Ж.Собр. соч. Т. III / Коммент. Р. Дерате. Париж, 1964. (Библиотека «Плеяда»).
5. Кант И. Критика практического разума // Полн. собр. соч.: в 8 т. М.: Чоро, 1994. Т. 4.
6. Конституция РСФСР 1978 года [Электронный ресурс]. URL: https://constitution.garant.ru/history/ ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721/?ysclid=lanqlkco su690541074.
7. Конституция РФ 1993 года [Электронный ресурс]. URL: https://constitution.garant.ru/rf/chapter/f7ee959fd36 b5699076b35abf4f52c5c/?ysclid=lanqn0uglc492987216.
8. Большой энциклопедический словарь (2012) [Электронный ресурс]. URL: https://slovar.cc/enc/ bolshoy/2102202.html?ysclid=lamu7igqq690784599.
9. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. URL: https:// iz.ru/1423110/2022-11-09/putin-utverdil-gospolitiku-po-sokhraneniiu-traditcionnykh-tcennostei.
10. Багреева Е.Г. Усилия государств в реализации социальной политики в новых социально-экономических условиях // Самоуправление. 2022. № 5. С. 157.
References
1. Bagreeva E.G. O sociarny"x regulyatorax v uslovi-yax novogo vremeni // Evrazijskaya advokatura. 2022. № 4.
2. Chudinov A.N. Sistema cennosteï franczuzskoi revolyucionnoi elity" XVIII veka [Elektronny"] resurs]. URL: https://postnauka.ru/video/77177.
3. Gugo Grodj. O prave vojny" i mira. Kniga pervaya. Gl. III, VIII, 1-16.
4. Russo Zh.-Zh.Sobr. soch. T. III / Komment. R. Derate. Parizh, 1964. (Biblioteka «Pleyada»).
5. Kant I. Kritika prakticheskogo razuma // Poln. sobr. soch.: v 8 t. M.: Choro, 1994. T. 4.
6. Konstituciya RSFSR 1978 goda [Elektronny"] resurs]. URL: https://constitution.garant.ru/history/ ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721/?ysclid=lanqlkco su690541074.
7. Konstituciya RF 1993 goda [Elektronny"] resurs]. URL: https://constitution.garant.ru/rf/chapter/f7ee959fd36 b5699076b35abf4f52c5c/?ysclid=lanqn0uglc492987216.
8. BoFshoj e"nciklopedicheskij slovar" (2012) [Elektronny"] resurs]. URL: https://slovar.cc/enc/bol-shoy/2102202.html?ysclid=lamu7igqq690784599.
9. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po soxraneniyu i ukrepleniyu tradicionny"x rossijskix duxovno-nravstvenny"x cennostej» [Elektronny"] resurs]. URL: https://iz.ru/1423110/2022-11-09/putin-utverdil-gos-politiku-po-sokhraneniiu-traditcionnykh-tcennostei.
10. Bagreeva E.G. Usiliya gosudarstv v realizacii sodaPno] politiki v novy"x social"no-e>konomicheskix us-loviyax // Samoupravlenie. 2022. № 5. S. 157.
Статья поступила в редакцию 15.07.2023; одобрена после рецензирования 20.07.2023; принята к публикации 20.07.2023.
The article was submitted 15.07.2023; approved after reviewing 20.07.2023; accepted for publication 20.07.2023.
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ПРАВА
[email protected] +7-917-40-61-340