Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ВРЕМЕН'

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ВРЕМЕН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЕГУЛЯТОР / ИДЕИ ФИЛОСОФОВ / СИЛОВОЙ (ПРАВОВОЙ) РЕГУЛЯТОР / НОВОЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Багреева Елена Геннадиевна

В статье анализируется роль социальных регуляторов в новых условиях мировой реальности. Изучается история и философия возникновения и развития основных регуляторов - социокультурного и силового (правового). Отмечается, что такие переломные моменты в жизни мирового сообщества, как революция, войны, мировые экономические кризисы, обусловливали актуальность теоретико-практического подхода к актуальному осмыслению их роли в развитии миропорядка. Обсуждается доминирование экономического фактора и его влияние на исторически сложившиеся социальные регуляторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL REGULATORS IN THE NEW AGE

The article analyzes the role of social regulators in the new conditions of world reality. The history and philosophy of the emergence and development of the main regulators - socio-cultural and power (legal) - are studied. It is noted that such turning points in the life of the world community as revolution, wars, world economic crises determined the relevance of a theoretical and practical approach to the actual understanding of their role in the development of the world order. The dominance of the economic factor and its influence on historically established social regulators are discussed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ВРЕМЕН»

Евразийская адвокатура. 2022. № 3 (58). С. 110. Eurasian advocacy. 2022;(3(58)):110.

Политика и экономика Евразии

Научная статья УДК 34.01

doi 10.52068/2304-9839_2022_58_3_110

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ВРЕМЕНИ Багреева Елена Геннадиевна

Доктор юридических наук, профессор, профессор Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2, Российская Федерация

Аннотация: В статье анализируется роль социальных регуляторов в новых условиях мировой реальности. Изучается история и философия возникновения и развития основных регуляторов - социокультурного и силового (правового). Отмечается, что такие переломные моменты в жизни мирового сообщества, как революция, войны, мировые экономические кризисы, обусловливали актуальность теоретико-практического подхода к актуальному осмыслению их роли в развитии миропорядка. Обсуждается доминирование экономического фактора и его влияние на исторически сложившиеся социальные регуляторы.

Ключевые слова: социальные регуляторы, экономический фактор, социокультурный регулятор, идеи философов, силовой (правовой) регулятор, новое время

Для цитирования: Багреева Е.Г. Социальные регуляторы в условиях нового времени // Евразийская адвокатура. 2022. № 3 (58). С. 110. https://doi.org/10.52068/2304-9839_2022_58_3_110

Policy and economy of Eurasia

Original article

SOCIAL REGULATORS IN THE NEW AGE Bagreeva Elena Gennadievna

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of International and Public Law of the Financial University under

the Government of the Russian Federation

125167, Moscow, Leningradsky Ave., 49/2, Russian Federation

Abstract: The article analyzes the role of social regulators in the new conditions of world reality. The history and philosophy of the emergence and development of the main regulators - socio-cultural and power (legal) - are studied. It is noted that such turning points in the life of the world community as revolution, wars, world economic crises determined the relevance of a theoretical and practical approach to the actual understanding of their role in the development of the world order. The dominance of the economic factor and its influence on historically established social regulators are discussed.

Keywords: social regulators, economic factor, socio-cultural regulator, philosophers' ideas, power (legal) regulator, new time

For Nation: Bagreeva E.G. Social regulators in the New Age = Eurasian advocacy. 2022;3(58):110. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2022_58_3_110

Мировые события последних трех-пяти лет свидетельствуют о небывалой по скорости трансформации мироустройства: свержение руководства ряда стран, пандемия коронавирусной инфекции с миллионами погибших, экономические проблемы, приведшие в тупик развитие некоторых стран, и желание их решить неэкономическим путем...

Характерной особенностью функционирования современных правовых систем является их неустойчивость и подвижность в силу геополитических, социально-экономических, социокультурных и иных изменений реальности наших дней. Обращение к вековой мудрости философии позволит продолжить поиск равновесия между гармонией правопорядка в стране и мире

© Багреева Е.Г., 2022 110

ЕиКЛБТЛЫ ЛОУОСЛСУ 3 (58) 2022

в целом, поскольку за правом закреплена функция обеспечения стабильности и справедливости общественной жизни.

Сегодня мы являемся свидетелями активной фазы разрушения силами западных стран во главе с США того миропорядка, к которому пришло человечество после Второй мировой войны с ее многомиллионными жертвами, создав Организацию Объединенных Наций для правового закрепления общечеловеческих ценностей. Но почему сегодня, спустя 70 лет, многие международные договоренности не соблюдаются, а миром на планете пытается править одна страна? В материалах ООН нет ни одного документа, где бы устанавливалось приоритетное право одного государства вершить судьбы других стран и народов, развязывая войны на планете, решая свои экономические проблемы военным путем.

В силу происходящих в мире трансформаций особое значение, с точки зрения будущего развития государств, приобретает осознание роли социальных регуляторов как в одной стране, так и в мире в целом. Находясь на краю пропасти с названием «хаос», постараемся вспомнить, что в любом обществе для обеспечения порядка, стабильности и перспектив развития исторически формировались социальные регуляторы. Уже в первобытном обществе система культурологических мононорм, выработанная в роду, племени, тейпе - сложившиеся традиции, обычаи, правила поведения - регулировала значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения. Именно в эти времена сформировался социокультурный регулятор общественных отношений, так или иначе существующий по сей день.

Позднее государства, преодолев период веры в божественное волеустановление, приняли на себя ответственность за урегулирование социальных конфликтов, разработав и утвердив систему общеобязательных норм поведения. «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными», - еще до нашей эры убеждал своих соотечественников и нас Марк Туллий Цицерон [1].

Таким образом, с развитием взаимодействия народов и стран сложились два основных регулятора общественных отношений. Первый - социокультурный, ориентированный на формирование высокого уровня нравственности, приобщение к религии и искусству, распространение единых представлений о социальных идеалах, обеспечивающих духовно-нравственную стабильность общества. Поддерживая нас, Омар Хайям утверждал: «В этом тёмном мире считай истин-

ным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится» [2]. Соглашаясь с философом, анализируя роль и значение социальных регуляторов, сегодня необходимо сосредоточить наше внимание, прежде всего, на роли социокультурного регулятора как основы.

Следует уточнить, что реализация его норм, как и тысячи лет тому назад, до сих пор поддерживается силой общественного мнения и порицания - таков механизм социального принуждения социокультурного регулятора. Однако форма и способ выражения общественного мнения сильно изменились - они вышли в открытое пространство интернета. И уже каждый современный человек может согласиться с Публием Сиром -римским поэтом эпохи Цезаря, что «хорошее мнение людей дороже денег» [3]. Какая емкая и правильная мысль! Но почему же информационное поле сегодня утопает в лжеинформации и клевете, вводя в заблуждение народы, разжигая неприязнь и вражду. Действительно, в современных условиях цифровизации общества авторы фейков помнят высказывание Плиния Младшего: «Люди больше ценят славу не великую, а широко разошедшуюся» [4], распуская по миру удобные для них небылицы. И какой же мудрый совет дает им Публий Сир: «Думай больше о совести, чем о репутации» [5], хотя, полагаю, что эти понятия у них в хроническом дефиците. Такие сюжеты сегодняшнего дня, называемые «информационной войной», лишь доказывают роль социокультурного регулятора в дальнейшем развитии человечества.

Итак, социокультурный регулятор - это феномен, который во все времена оказывал существенное влияние на формирование общественных отношений. Но, как точно заметил Томас Манн, две мировые войны, выпестовав варварство и алчность, сильно понизили общий интеллектуальный и моральный уровень... [6] Сегодня в ситуации противостояния обнажаются серьезные проблемы с падением интеллектуального и морального уровня политиков ряда стран.

В качестве второго регулятора следует выделить силовой (правовой), сформировавшийся в ходе исторического развития государств в виде системы общеобязательных норм поведения и урегулирования конфликтов, а также контроля за их исполнением. Силовой регулятор обеспечен законодательством и системой правоохранительных органов, выполняющих функции исполнения общеобязательных норм права, а в случае их неисполнения или нарушения - функции наказания. Необходимость наличия в государстве си-

лового регулятора поддерживали многие философы, в том числе и Аристотель: «Где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя» [7].

Действительно, стабилизирующим условием существования современного общества является его правовая основа, законодательство, базирующееся на социокультурных нормах, поддерживаемых большинством населения страны, что и позволяет социуму адекватно реагировать на различные вызовы. «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели», - заметил еще Цицерон [8]. С этим утверждением и сегодня нет оснований спорить, и все же... Каждая историческая эпоха, раскрывая особенности мировоззрения своего времени, выдвигала для обсуждения проблемы соотношения, взаимодействия и взаимовлияния этих регуляторов.

Рассматривая социокультурный регулятор, отметим, что он вырабатывается как система способов и средств существования самой естественной (природной) жизнью человека в том или ином обществе. «Добродетель и порок, моральное добро и зло во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества», - именно об этой стороне социокультурного регулятора сотни лет назад писал Вольтер [9].

Действительно, и сегодня нельзя сказать, что во всех странах социокультурные добродетели совпадают: допущение парадов сексуальных меньшинств, в западно-европейских странах воспринимающиеся как нечто обыденное, в мусульманских странах вызывает осуждение и запрет; с тенденцией распространения однополых браков в странах Запада, Европы, рассматривающих такие союзы как норму жизни, или с использованием обращения «оно» к детям обоих полов в детских садах Швеции пока еще не согласна большая часть человечества.

На изменчивость социокультурного регулятора не раз обращали внимание философы, усматривая некую опасность, о чем и предупреждали будущие поколения. «Природа, - размышлял Аристотель, - дала человеку в руки оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах» [10] Так, в условиях ослабления «духовных скреп» общества в современной России конца прошлого века, размывания общепризнанных моральных ценностей, ограниченного характера их применения, предостережения древних

философов, видимо, были восприняты как рекомендации, разрешающие проблему самоорганизации общества путем возвращения к исторически сформированному коду народа на основе общечеловеческих ценностей.

Россия в сравнении с другими странами остается в большей степени приверженной традиционным общечеловеческим ценностям в силу ее многовекового исторического развития, опыта, накопившего духовность и справедливость, сострадание и патриотизм, гордость и милосердие. Размышления славянофилов К.С. Аксакова, Н.Я. Данилевского, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова до сих пор приковывают внимание глубиной идей о регуляторах общественных отношений -культуре, морали и праве. Позднее, в начале ХХ века, российские философы и правоведы Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев и Л.И. Петражицкий продолжили погружение в проблему взаимодействия этих понятий, принимая во внимание специфику русского уклада жизни, ее патриархальность и духовность. Рассуждая о сходстве, близости социальных регуляторов, Л.И. Петражицкий утверждал, что правовые переживания. по своему интеллектуальному составу ничем не отличаются от нравственных. Философ старался убедить нас в том, что и право, и мораль изначально базируются на сильных «императивно-атрибутивных эмоциях», стойких переживаниях - и в этом их безусловное сходство. Мораль же, нравственность, вырастая из императивных эмоций, переживаний, носит обязывающий характер, тогда как право мотивирует общеобязательность действий, а значит сильных эмоциональных переживаний [11-14].

Другие философы - В.С. Соловьев, Е.И. Трубецкой, Б.Н. Чичерин - обращали наше внимание на такие нравственные категории, как справедливость, свобода и правда, которые, по их мнению, должны являться разумным постоянным началом права. И в этой же логике право следует рассматривать как «юридически оформленную мораль». Вспомним точное определение правосудия, которое, по мнению Юстиниана I Великого, есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право [15].

Согласимся с тем, что, когда нормы права рождаются по воле государства, они, несмотря на то, что вызывают сильные эмоции, могут не являться нормами морали. Проблема в том и состоит, чтобы они были приняты гражданами и носили бы естественно-императивный характер.

Одной из главных тенденций сегодня является сокращение сформировавшейся дистанции

между нахождением новых форм сосуществования права, диктуемого государством, с одной стороны, и потребностями гражданского общества - с другой. Исходя из позиций новых социокультурных реалий и ожиданий, фундаментом актуального взаимодействия становятся категории доверия, терпимости, оптимизации и структурирования гражданских отношений, регулируемых правом.

Актуальна сегодня проблема дисбаланса соотношения права, с одной стороны, и экономической науки, точных наук, этики, культурологии и т. п. - с другой. В то же время право, регулируя отношения во всех сферах человеческой деятельности, не могло самоустраниться от значительных событий в сфере науки. Право, оставаясь в рамках собственной автономии, вырабатывает свое отношение к интеллектуальной компоненте жизни общества.

К сожалению, в современных обществах социокультурный регулятор не является столь действенным. Парадокс сегодняшнего дня заключается в том, что, желая все больше свободы и реализации все расширяющихся потребностей и интересов, человек позволяет себе игнорировать устоявшиеся ценности и идеалы, нормы морали, вынуждая государство в целях стабилизации общества закреплять их в праве, разрешая государству применять императивные, силовые меры их выполнения, реализации.

Анализируя современные подходы к изучению роли социальных регуляторов, взаимодействия морали и права в работах С.С. Алексеева Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, B.C. Нерсесянца, А.И. Шагиевой и других авторов, как раз и убеждаемся в том, что актуальной особенностью настоящего периода является расширение границ права. Ученые также приходят к выводу о сегодняшней тенденции законодательного регулирования норм морали и правил поведения и всевозрастающей роли судов. Однако этот путь опасен тем, что эволюция права, правил порядка быстро становится неэффективной и перестает применяться, а человеку необходимы права для исполнения своего долга перед государством, семьей, другими людьми. В свое время Джон Голсуорси очень точно заметил: «Если допустить, что у нас есть право причинять страдания без необходимости - тогда будет разрушено само основание человеческого общества» [16]. Такой результат мы наблюдаем уже сегодня - именно в этом и состоит актуальность разговора о социальных регуляторах. Этот результат чрезвычайно опасен, поскольку в сферу права не входят внутренние

мотивы человеческих поступков - они как бы спят в состоянии невостребованности.

С другой стороны, своевременно обратившись к мудрым словам философов о роли морали в государстве, пока еще не поздно уделить особое внимание поддержке «духовных скреп» общества, расширению сферы действия морально-нравственных принципов общежития, укреплению механизмов их поддержки, поощрению распространения моральных принципов. В обществе должно быть выработано крайне негативное отношение к правонарушению, преступлению (а не восторг, восхищение и зависть, зачастую транслируемые современными произведениями «искусства»), последнее должно восприниматься как несовместимое с моральным обликом поведение человека.

Убежденность в правильности наших выводов укрепит мудрый Цицерон, который утверждал, что государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов [17].

Говоря в условиях нового времени о необходимости и важности выработки системы ценностей для устойчивого развития человеческого сообщества, мы вновь возвращаемся к идеям древних философов о решающей роли культурологических норм, лежащих в основе правовых. Иммануил Кант даже употреблял термин «моральный закон», который возвышает ценность человека как мыслящего существа, подчеркивая значимость человека в выработке столь необходимых обществу традиций, норм и правил поведения, которые даже можно назвать законом [18].

Выработка общечеловеческих ценностей -многовековой процесс, который регулирует, совершенствует, стабилизирует общественные отношения, отзываясь и на научно-техническую революцию, и на катастрофическое расслоение общества, и на пандемию и ее последствия, и на все усложняющиеся человеческие отношения, и на ряд других причин.

Однако сегодня фактором, существенно влияющим на реализацию и социокультурного, и правового регулятора, выступает экономический. Он приобретает особую значимость как фактор социального благополучия народа, связанный с оптимизацией функционирования рынка труда и занятости, обеспечением достойного уровня доходов населения, защитой покупательской способности заработной платы и т. д. А с 60-х годов из уст президента США Дж. Кеннеди в «Докладе

о положении нации» прозвучала новая стратегия: «Качество американской жизни должно идти в ногу с количеством американских товаров». И вот уже более полувека мы из многомерного понятия «экономический фактор» с удовольствием восприняли лишь идею потребления все новых товаров. Обратим внимание, что ушли ценностные ориентиры, оставив лишь статистические данные о количестве товаров: потребительская сфера захватила сознание масс. Однако стоит ли этому придавать первостепенное значение?

Вспоминая Н.А. Бердяева, который считал, что экономика - лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель её, не высшая ценность и не определяющая причина [19], согласимся, что финансисты, по мнению Шарля Монтескье, поддерживают государство точно так же, как веревка поддерживает повешенного [20]. Эта сфера второстепенна, поскольку ее определяют люди, обладающие теми же ценностями, которые были сформированы. Вернусь к содержанию социокультурного регулятора - традициям, обычаям, культурным ценностям, человеческим качествам, благодаря которым и происходит расцвет общества [21].

Обращаясь к истории человеческих взаимоотношений больших сообществ, мы не раз убеждались в изменчивости и хрупкости этого регулятора, но каждый раз обязаны прилагать максимум усилий, чтобы социокультурные установки являлись бы устойчивым базисом в обществе. Необходимость обращения к общечеловеческим ценностям как основе социальных регуляторов должна стать платформой для понимания процесса эволюции человечества, а не его гибели.

Список источников

1. https://citatko.com/avtory/tsitaty-marka-tulliya-tsit serona?ysdid=l60bwx9d2M23819905.

2. https://mozaika-zhizni.com/omar-xajyam-15-mudryx-citat.html?ysdid=l60vmcvasj601486917.

3. https://quote-citation.com/aphorism/15881.

4. https://quote-citation.com/life/24390.

5. http://aphoristic-world.ru/person-quality/ nravstvennost.html?start=60.

6. https://sv-scena.ru/Buki/Nyemyetskiye-krylatyye-vyrazhyeniya.28.html.

7. https://pravoquestions.ru/q/350837?ysclid=l60vy33 nwz25224490.

8. http://aphoristic-world.ru/aphoristic-world/ authors/492-tsitseron-mark-tulij.html?ysclid=l60w0gib сц423353971.

9. http://aphoristic-world.ru/index.php/authors/1378-volter?ysclid=l60w26xloe555975558.

10. https://жемчужины-мысли.рф/%D1%86%D0%B8 %D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B/%D0%BF%D0%BE+

%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB% D0%B0%D0%BC/%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2% D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D 0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C,+%D0%BC%D0%BE%D 1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C.html.

11. Ильин И.А. О грядущей России / под ред. Н.П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. С. 368.

12. Новгородцев П.И. Конспект к лекциям по истории философии права. М.: Огни, 2013.

13. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: Два типических построения в области философии права. СПб., 2010.

14. Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб.: Лань и др., 2017.

15. http://andentrome.ru/ius/i.htm?a=3300101010&yscl id=l60wa10a7j188284674.

16. https://vcitatnik.ru/2021/02/27/dzhon-golsuorsi-tsit aty/?ysclid=l60wdl9ufk341030123.

17. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1414870003& ysclid=l60wfxkgaq721771404.

18. https://brickofknowledge.com/articles/kant?ysclid= l6128mviau892212256.

19. https://culture.obrazslov.ru/2018/01/ sushchnostnye-faktory-obuslavlivayushchie-ekonomiku. html?ysclid=l60wvrr25k524634296.

20. https://quote-citation.com/life/18591/

21. Багреева Е.Г. Об актуальной парадигме качества жизни населения как многомерного ресурса // Самоуправление. 2020. № 1. Т. 2. С. 42.

References

1. https://citatko.com/avtory/tsitaty-marka-tulliya-tsit serona?ysclid=l60bwx9d2h123819905.

2. https://mozaika-zhizni.com/omar-xajyam-15-mu-dryx-citat.html?ysclid=l60vmcvasj601486917.

3. https://quote-citation.com/aphorism/15881.

4. https://quote-citation.com/life/24390.

5. http://aphoristic-world.ru/person-quality/nravst-vennost.html?start=60.

6. https://sv-scena.ru/Buki/Nyemyetskiye-krylatyye-vyrazhyeniya.28.html.

7. https://pravoquestions.ru/q/350837?ysclid=l60vy33 nwz25224490.

8. http://aphoristic-world.ru/aphoristic-world/ authors/492-tsitseron-mark-tulij.html?ysclid=l60w0gib qj423353971.

9. http://aphoristic-world.ru/index.php/authors/1378-volter?ysclid=l60w26xloe555975558.

10. https://zhemchuzhiny~-my~sli.rf/%D1%86%D0%B8 %D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B/%D0%BF%D0%BE+ %D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB% D0%B0%D0%BC/%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2% D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D 0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C,+%D0%BC%D0%BE%D 1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C.html.

11. Il~in I.A. O gryadushhej Rossii / pod red. N.P. Pol-toraczkogo. M.: Voenizdat, 1993. S. 368.

12. Novgorodcev P.I. Konspekt k lekciyam po istorii fi-losofii prava. M.: Ogni, 2013.

13. Novgorodcev P.I. Kant i Gegel~ v ix ucheniyax o prave i gosudarstve: Dva tipicheskix postroeniya v oblasti filosofii prava. SPb., 2010.

14. Shershenevich G.F. Istoriya filosofii prava. SPb.: Lan4 i dr., 2017.

15. http://ancientrome.ru/ius/i.htm?a=3300101010&yscl id=l60wa10a7j188284674.

16. https://vcitatnik.ru/2021/02/27/dzhon-golsuorsi-tsit aty/?ysclid=l60wdl9ufk341030123.

17. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1414870003& ysclid=l60wfxkgaq721771404.

18. https://brickofknowledge.com/artides/kant?ysdid= l6128mviau892212256.

19. https://culture.obrazslov.ru/2018/01/sushchnost-nye-faktory-obuslavlivayushchie-ekonomiku.html?ysclid =l60wvrr25k524634296.

20. https://quote-citation.com/life/18591/

21. Bagreeva E.G. Ob aktuaFnoj paradigme kachestva zhizni naseleniya kak mnogomernogo resursa // Samou-pravlenie. 2020. № 1. T. 2. S. 42.

Статья поступила в редакцию 25.07.22; одобрена после рецензирования 30.07.22; принята к публикации 30.07.22.

The article was submitted 25.07.22; approved after reviewing 30.07.22; accepted for publication 30.07.22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.