УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кугафина (МПОА)
Точка зрения
Денис Владимирович ДАВИДЕНКО,
адвокат Коллегии адвокатов Саратовской области «Волжская», кандидат юридических наук dendavid@mail.ru 410002, Россия, г. Саратов, ул. Некрасова, д. 17, оф. 211
Право денежного обращения: системный анализ
Аннотация. Системный анализ необходим для установления границ права денежного обращения и описания механизма его функционирования. Установить системные связи между институтами денежного обращения позволяет понятие денежной системы, которая является интегральной категорией, отражающей устройство денежного обращения. Элементы денежной системы точно описывают состав, границы и характер внутренних связей общественных отношений, относящихся к предмету права денежного обращения. Институты права денежного обращения лежат в основе отношений, составляющих содержание кредитных денег и опосредующих их эмиссию, а также отношений по организации и регулированию денежного обращения, необходимость в которых обусловлена фиатной природой денег. Институты права денежного обращения имеют разную отраслевую принадлежность, но между ними существует тесная функциональная связь, обусловленная единством цели и распределением задач в рамках механизма денежного обращения. Правовое регулирование обращения современных денег имеет частноправовую и публично-правовую основу. Взаимодействие между институтами реализуется в рамках комплексных правоотношений.
Ключевые слова: денежное обращение, денежная система, институты права денежного обращения, фиатные деньги, эмиссия денег, денежно-кредитное регулирование, система и взаимодействие институтов права денежного обращения.
DOI: 10.17803/2311-5998.2023.101.1.162-170
DENIS V. DAVIDENKO,
lawyer of the Bar Association Saratov region "Volzhskaya", Cand. Sci. (Law) dendavid@mail.ru of. 211, 17, ul. Nekrasov, Saratov, Russia, 410002
Law of Monetary Circulation: System Analysis
Abstract. System analysis is necessary to establish the boundaries of the law of money circulation and describe the mechanism of its functioning. The concept of the monetary system, which is an integral category reflecting the
© Давиденко Д. В., 2023
УНИВЕРСИТЕТА Право денежного обращения: системный анализ
имени O.E. Кутафина(МГЮА)
structure of monetary circulation, allows establishing systemic links between the institutions of money circulation. The elements of the monetary system accurately describe the composition, boundaries and nature of the internal relations of social relations related to the subject matter of the law of monetary circulation. The institutions of the law of money circulation underlie the relations that make up the content of credit money and mediate their emission, as well as relations for the organization and regulation of money circulation, the need for which is due to the fiat nature of money. The institutions of the law of monetary circulation have different industry affiliations, but there is a close functional relationship between them, due to the unity of purpose and the distribution of tasks within the mechanism of monetary circulation. The legal regulation of the circulation of modern money has a private law and public law basis. Interaction between institutions is implemented within the framework of complex legal relations. Keywords: monetary circulation, monetary system, institutions of the law of monetary circulation, fiat money, issue of money, institutional basis of monetary circulation, functions of money, currency regulation, monetary regulation, regulation of money settlements, international currency regulation, private law and public law legal institutions of monetary circulation, the system and interaction of institutions of the law of monetary circulation.
В юридической литературе отсутствует единый подход к определению системы правовых институтов, регулирующих денежное обращение1. Как представляется, предложенные описания недостаточно точно отражают исследуемое явление.
При установлении и описании институтов денежного обращения следует исходить из структуры денежной системы. Денежная система — это интегральная категория, объединяющая весь спектр отношений, так или иначе связанных с денежным обращением, лежащим в их основе.
В юридической литературе денежное обращение определяется как процесс непрерывного движения денег или денежной массы в наличной и безналичной формах2. Устройство же денежного обращения, «модель его существования»3
См.: Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, 2008. С. 699—717 ; Артемов Н. М., Арзуманова Л. Л., Ситник А. А. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации) : колл. монография. М. : Элит, 2011. С. 92 ; Кучеров И. И. Право денежного обращения : курс лекций. М. : Магистр ; Инфра-М,
2013. С. 90 ; Денежное обращение и право : материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 26 апреля 2013 г / под ред. И. А. Цинделиани. М. : РГУП,
2014. С. 150.
См.: Финансовое право : учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. 2-е изд., О
перераб. и доп. М. : Проспект, 2010. С. 328 ; Финансовое право : учебник / отв. ред. X
Е. М. Ашмарина, С. О. Шохин. М. : Элит, 2009. С. 128. >
Артемов Н. М., Арзуманова Л. Л., Ситник А. А. Указ. соч. С. 65. ЗРЕНИЯ
>
2
3
1/2Q23
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
образует денежную систему. Другими словами, денежное обращение и денежная система соотносятся как отношения и способ их организации.
Определение денежной системы было дано в Законе РФ от 25.09.1992 № 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации»4. Статья 2 этого нормативного акта устанавливала, что денежная система Российской Федерации состоит из официальной денежной единицы, порядка эмиссии наличных денег, организации и регулирования денежного обращения.
Предложенное определение может быть предметом для обсуждения, тем не менее оно содержит базовый набор элементов, поэтому его можно положить в основу исследования. Достоинством этого определения является официальное признание.
Денежная единица — это законодательно закрепленный знак стоимости. В Российской Федерации денежной единицей является российский рубль. Физическое воплощение денежной единицы может иметь разные формы и отличаться по экономической природе в соответствии с социально-экономическими условиями общества. Валютой Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле»5, являются денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах (ст. 1).
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»6 (далее — Закон о Банке России), банкноты и монеты Центрального банка РФ, т.е. наличные деньги, являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. В настоящее время это обязательство юридически не существует. Наряду с банкнотами и монетами, в денежном обращении используются безналичные деньги, которые, в свою очередь, являются обязательствами кредитных организаций по договору банковского счета. Другими словами, современная денежная единица Российской Федерации имеет кредитную природу. Такие деньги называются фиатными.
Следующий элемент денежной системы — механизм эмиссии денег, который является производным от кредитной природы денег, а его конкретное содержание зависит от формы денег.
Согласно ст. 75 Конституции РФ функцию денежной эмиссии осуществляет Банк России7. Однако это конституционное положение сформулировано некорректно, в эмиссии принимают участие оба уровня банковской системы. Эмиссия наличных денег происходит в результате их обмена на безналичные деньги, т.е. как перевод долга от кредитных организаций к Центральному банку РФ.
4 Закон РФ от 25.09.1992 № 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации» (с изм. от 26.04.1995) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 43. Ст. 2406 ; СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1593 (утратил силу).
5 СПС «КонсультантПлюс».
6 СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790 ; Российская газета. 2022. № 159.
7 См.: Конституция РФ от 12.12.1993 (изм. от 04.10.2022). Ст. 75 // Российская газета. 1993. № 237 ; URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/view/0001202210060013.
УНИВЕРСИТЕТА Право денежного обращения: системный анализ
имени O.E. Кутафина(МГЮА)
В случае возникновения потребности кредитных организаций в наличных деньгах Центральный банк РФ переводит банкноты и монеты из резервного фонда в оборотные кассы расчетно-кассовых центров, откуда они поступают в кассы кредитных организаций и далее списываются с безналичных счетов их клиентов.
До поступления в кассы расчетно-кассовых центров наличные деньги не считаются выпущенными в обращение. Выпуск безналичных денег является результатом деятельности преимущественно субъектов второго уровня банковской системы. В безналичной форме деньги эмитируются в процессе так называемого банковского мультипликатора всякий раз, когда кредитная организация совершает ссудные операции. Выданный кредит поступает на счет клиента и происходит увеличение денежной массы8.
В своей совокупности наличные и безналичные деньги образуют денежную массу, или денежный агрегат Центрального банка РФ М2. В структуре денежной массы порядка 80 %, приходится на безналичные деньги9, т.е. эмиссия используемых в Российской Федерации денег является следствием главным образом ссудных операций кредитных организаций.
Отсутствие у фиатных денег реальной стоимости диктует в качестве обязательного условия их обращения необходимость предварительного создания инфраструктурной основы и формирования механизма, опосредующего реализацию денежных функций. Поэтому неотъемлемым элементом современной денежной системы являются отношения по организации и регулированию денежного обращения.
Для кредитных денег институциональной основой обращения являются субъекты банковской системы, операторы платежной системы, Международного валютного фонда, валютные биржи и др. Отношения по организации деятельности перечисленных институтов и образуют один из элементов денежной системы. Сюда относится широкий спектр отношений — от организации налично-денеж-ного обращения, в том числе обеспечения кассовой дисциплины, до банковского регулирования, например, отношений по ограничению банковских рисков.
Деньги выполняют пять базовых функций: они являются средством обращения и платежа, средством определения меры стоимости и ее сохранения, а также инструментом мировых денег. Реальные деньги выполняли эти функции в силу заложенной в них стоимости. У фиатных денег отсутствует своя стоимость, этот их недостаток компенсируют отношения по регулированию денежного обращения.
Функции денег в качестве меры стоимости (масштаба цен) и средства сохранения стоимости опосредуют отношения по денежно-кредитному и валютному регулированию.
Проведение денежно-кредитной и валютной политики возложено на Банк России и Правительство РФ. Эти два направления деятельности преследуют единую цель, а именно через спрос и предложение на валютном рынке обеспечить нужную динамику курса национальной валюты. Согласно основным направлениям
8 См.: Деньги, кредит, банки / под ред. О. И. Лаврушина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : О Финансы и статистика, 2000. С. 51—59. X
9 Денежная масса (национальное определение). 2022 // URL: https://www.cbr.ru/statistics/ >
т^/. ЗРЕНИЯ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
единой государственной денежно-кредитной политики, целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля10. Из преамбулы Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» следует, что валютное регулирование преследует цель обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации.
Непосредственным объектом воздействия денежно-кредитного регулирования является денежная масса, находящаяся в обращении. Валютное регулирование оказывает воздействие на платежный баланс страны. Платежный баланс — это соотношение платежей, производимых из страны, и платежей, производимых в страну.
Для достижения стоящей перед денежно-кредитным регулированием цели Банк России использует инструменты, приведенные в ст. 35 Закона о Банке России. В качестве инструментов валютного регулирования используются валютные ограничения, перечисленные в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» (например, количественное ограничение на вывоз из Российской Федерации иностранной валюты).
Функцию денег в качестве средства обращения и платежа опосредуют отношения, возникающие в связи с регулированием наличных и безналичных расчетов. Это регулирование осуществляется с целью обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы (ст. 82.2 Закона о Банке России) и возложено на Центральный банк РФ. Для достижения указанной цели Банк России устанавливает правила наличных расчетов, правила, формы и стандарты безналичных расчетов (ст. 82.3 Закона о Банке России).
К отношениям по регулированию наличных и безналичных расчетов относится и обеспечение ликвидности фиатных денег. Ликвидность рубля обеспечивается посредством закрепления в законодательстве обязанности использовать в качестве единственного законного платежного средства российский рубль и запрет на использование в расчетах иностранной валюты и денежных суррогатов (ст. 27 Закона о Банке России). Это правило воплощается в гражданских, бюджетных, налоговых и других отношениях.
Функция мировых денег реализуется в международных экономических отношениях. Эту функцию опосредует международное валютное регулирование. Центральное место в современной валютной системе занимают Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Основным инструментом их деятельности является выделение странам-участницам кредитов в иностранной валюте. Выделение кредита позволяет, с одной стороны, обеспечить выполнение международных обязательств по денежным расчетам, с другой — поддержать национальную валюту через выравнивание пропорций платежного баланса страны-участницы.
За рамками денежной системы остались отношения по организации и регулированию обращения драгоценных металлов. Между тем нельзя с полной определенностью утверждать, что драгоценные металлы утратили денежные функции, скорее, они приобрели латентное состояние. При деградации современной
10 См.: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов // Вестник Банка России. 2022. № 58—59.
УНИВЕРСИТЕТА Право денежного обращения: системный анализ ' ^^ *
имени O.E. Кутафина(МГЮА)
денежной системы неизбежно возрождение золота и серебра в качестве денег, как минимум по отдельным денежным функциям, тенденция к чему наблюдается уже в настоящее время. Поэтому, исследуя денежное обращение, необходимо иметь в виду и отношения в сфере обращения драгоценных металлов. К этой группе принадлежат, например, отношения по управлению золото-валютными резервами и отношения по регулированию в области обращения драгоценных металлов11.
Нетрудно заметить, что денежную систему образуют два контура отношений. Центральное место занимают кредитные отношения, наполняющие внутреннее содержание денег и служащие основой для их эмиссии и обращения. Эти отношения имеют форму банковских операций12. Второй контур принадлежит отношениям по организации и регулированию денежного обращения. С правовой точки зрения, отношения, принадлежащие к первой группе, являются диспозитивными и регулируются частноправовыми методами, вторую группу образуют отношения власти и подчинения, они регулируются публично-правовыми методами.
Не вызывает сомнений, что правовой основой частноправовых отношений в сфере денежного обращения являются нормы гражданского права, в частности институты безналичных расчетов, банковского счета и др. Отраслевая принадлежность правовых институтов, лежащих в основе отношений власти и подчинения в этой сфере, не столь очевидна. К ним относятся институты валютного регулирования и валютного контроля, денежно-кредитного регулирования, регулирования обращения наличных денег, регулирования безналичных расчетов и др.
По мнению ряда авторов, публично-правовое регулирование денежного обращения относится к сфере финансового права13. Наличие финансово-правовой природы у рассматриваемых институтов вызывает сомнение. Предметом финансового права являются публичные финансы14. Очевидно, что современная денежная система имеет одинаковое отношение к образованию, распределению и использованию денежных фондов государства (муниципальных образований) и непубличных хозяйствующих субъектов, поэтому включение рассматриваемых институтов в систему финансового права является, скорее, допущением, чем реальностью.
Следует согласиться с авторами, которые не отождествляют публично-правовое регулирование отношений в сфере функционирования субъектов банковской системы с отраслью финансового права, а относят его к банковскому праву, выделяя последнее в самостоятельную правовую отрасль15. Именно к этой отрасли права принадлежат исследуемые публично-правовые институты.
Особенностью исследуемых правовых институтов является преходящий характер их отраслевой принадлежности. В истории денежного обращения
11 См.: Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (с изм. от 28.06.2022) // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463 ; 2022. № 27. Ст. 4606.
12
См.: Закон от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности» (с изм. от
05.12.2022). Ст. 5 // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР 1990. № 27. Ст. 357 ; СЗ РФ. 2022. № 50 (ч. III). Ст. 8792.
См. См. См.
Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. С. 61. Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. С. 38. Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В., Хоменко Е. Г. Банковское право : учебное пособие.
3-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2007. С. 17—18. ЗРЕНИЯ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
неоднократно происходили изменения экономической природы денег, развитие денежной системы продолжается и в настоящее время. Вместе с трансформацией денежной системы происходит изменение ее правовой основы — изменяются образующие ее институты, заложенные в них методы правового регулирования, нормативно-правовая основа, отраслевая принадлежность и пр. Так, например, эмиссия выполнявших денежные функции казначейских билетов осуществлялась исполнительной властью в рамках бюджетного процесса и, соответственно, регулировалась нормами бюджетного права.
Незыблемым в правовой основе денежного обращения остается только набор правовых институтов, соответствующий строго определенным задачам и общей цели правового регулирования денежного обращения. Каждый элемент системы является конструктивно необходимым. Так, не вызывает сомнения, что функционирование криптовалюты предполагает решение аналогичных задач: осуществление эмиссии, организацию инфраструктуры, обеспечение безопасности обращения, масштабирование денежной массы и т.д.
Наличие единой цели правового регулирования и распределение в рамках этой цели строго определенных задач указывает на функциональную связь между правовыми институтами денежного обращения. Эта связь более тесная, чем механическая связь, объединяющая институты в рамках некоторых правовых отраслей исключительно на основе предмета и метода правового регулирования. Функциональное взаимодействие позволяет выделить институты денежного обращения на общеправовом фоне в единую тесно взаимосвязанную систему, даже несмотря на отличия в методах правового регулирования.
Характерной особенностью взаимодействия этих институтов является взаимное дополнение. Так, частноправовые методы позволяют удовлетворять публичные интересы, и наоборот, публично-правовые методы обеспечивают реализацию частных интересов, поэтому частноправовое и публично-правовое начала в рассматриваемых отношениях зачастую не имеют строго очерченных границ. Например, кредитные отношения, являясь диспозитивными, образуют основу эмиссии, удовлетворяя тем самым публичные интересы.
Другой пример — денежно-кредитное регулирование. Осуществляя в публичных интересах денежно-кредитное регулирование, Банк России использует две группы инструментов, которые условно можно разделить на административные и экономические. «Административные» инструменты применяются в рамках отношений власти и подчинения, к ним относятся, в частности, обязательные резервные требования. Ко второй же группе относятся инструменты, посредством которых осуществляется косвенное воздействие на спрос/предложение денег, например валютные интервенции. Применяя эти инструменты, Центральный банк РФ вступает с кредитными организациями в равноправные отношения в форме соответствующих операций и сделок.
В качестве обратного примера можно привести банковское регулирование, в частности правила безналичных расчетов или нормы пруденциального регулирования. Имеющее публично-правовую природу банковское регулирование осуществляется не только с целью обеспечения устойчивости банковской системы, но и для защиты интересов кредиторов и вкладчиков (ст. 56 Закона о Банке России).
УНИВЕРСИТЕТА Право денежного обращения: системный анализ ' fcJ^J
имени O.E. Кутафина(МГЮА)
Другими словами, в денежной системе можно обнаружить уникальное явление — диспозитивные отношения, имеющие публичное значение, и публичные отношения, основанные на диспозитивных методах регулирования. Отсюда, в частности, происходит выделение договорных отношений с публично-правовой
составляющей на фоне иных сделок, определяемых термином «банковские операции».
Следует отметить, что вызывает сомнение стремление исследователей объединять правовые институты в комплексные отрасли права16. Введение метода правового регулирования в качестве критерия для классификации правовых норм стало значительным научным достижением, позволившим проводить более точную систематизацию права. Попытки создать комплексные правовые отрасли снижают уровень юридической техники, поэтому о взаимодействии институтов денежного обращения в рамках комплексной правовой отрасли говорить не следует. Эти институты связаны в рамках межотраслевого взаимодействия, которое находит воплощение в комплексных правоотношениях.
Рассматриваемые институты, образуя квинтэссенцию правового регулирования денежного обращения, не могут не взаимодействовать с другими правовыми институтами в порядке уже правовой специализации. Являясь по содержанию регулятивными, эти институты в рамках механизма правового регулирования связаны с охранительными нормами, с конституционными нормами-принципами и т.д.
Межотраслевой характер не исключает возможности объединить рассматриваемые институты под общим названием, например «право денежного обращения», как предлагает И. И. Кучеров. Термин «право» обозначает любую совокупность правовых норм и может использоваться не только применительно к отраслям. Одинаково верным будет обозначить это объединение валютным правом или правом стоимости.
Таким образом, право денежного обращения состоит из строго определенного набора функционально дополняющих друг друга институтов. Эти правовые институты, имея разную отраслевую принадлежность, объединены в единую систему и взаимодействуют в рамках комплексных правоотношений, используя частноправовые и публично-правовые методы регулирования.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В., Хоменко Е. Г. Банковское право : учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2007.
2. Артемов Н. М., Арзуманова Л. Л., Ситник А. А. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации) : колл. монография. — М. : Элит, 2011.
3. Денежное обращение и право : материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 26 апреля 2013 г. / под ред. И. А. Цинделиани. —
М. : РГУП, 2014. Т
□
__К
16 См.: Тосунян Г. А, Викулин А. Ю., Экмалян А. М. Банковское право Российской Федера- >
ции. Общая часть : учебник / под общ. ред. Б. Н. Топорнина. М. : Юристъ, 2003. С. 16—22. ЗРЕНИЯ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
4. Деньги, кредит, банки / под ред. О. И. Лаврушина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Финансы и статистика, 2000. — С. 51—59.
5. Кучеров И. И. Право денежного обращения : курс лекций. — М. : Магистр ; Инфра-М, 2013.
6. Тосунян Г. А., Викулин А. Ю., Экмалян А. М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть : учебник / под общ. ред. Б. Н. Топорнина. — М. : Юристъ, 2003.
7. Финансовое право : учебник / отв. ред. Е. М. Ашмарина, С. О. Шохин. — М. : Элит, 2009.
8. Финансовое право : учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г П. Толстопятенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2010.
9. Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2008.