Научная статья на тему 'К вопросу о финансово-правовых основах денежного права в Российской Федерации'

К вопросу о финансово-правовых основах денежного права в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ НОРМА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ДЕНЕЖНАЯ ЭМИССИЯ / FINANCIAL SYSTEM / MONETARY SYSTEM / FINANCIAL-LEGAL NORMS / LEGAL REGULATION / MONEY CIRCULATION / MONEY ISSUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гудкова Марина Валентиновна

Введение: в связи с постоянной модернизацией отечественного законодательства и развитием норм финансового права в области регулирования денежной эмиссии и денежного обращения в науке встает вопрос о выделении новой подотрасли финансо вого права, осуществляющей регулирование денежных отношений. Цель: рассмотреть денежные отношения, которые регулируются нормами финансового права, и сформу лировать авторскую позицию по поводу финансово-правового регулирования в сфере эмиссии денежных средств, денежного обращения и денежно-кредитной политики государства и выделения новой подотрасли в науке финансового права. Методологи ческая основа: для достижения поставленной автором цели использовались метод анализа и обобщения, сравнительно-правовой метод, системный, диалектический и логический методы научного познания. Результаты: аргументирована авторская позиция по поводу финансово-правового регулирования денежных отношений в науке финансового права и выделения новой подотрасли финансового права денежного права. Выводы: денежное право регламентирует особую сферу общественных отноше ний денежные отношения, большая часть которых носит публичный характер и направлена на регулирование процессов в области организации денежного обращения и денежной эмиссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF FINANCIAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF MONETARY LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION

Background: in connection with the constant modernization of domestic legislation and the development of financial law in the field of regulation of money issue and money circulation, the question of allocating a new sub-sector of financial law that carries out financial and legal regulation of monetary relations arises in the science of financial law. Objective: to consider monetary relations, which are regulated by the rules of financial law, and formulate an author’s position regarding the financial and legal regulation in the field of issue of cash, money circulation and monetary policy of the state and the allocation of a new sub-sector in the science of financial law. Methodology: to achieve the goal set by the author, the method of analysis and generalization, the comparative legal method, the systemic, dialectical and logical methods of scientific knowledge were used. Results: the author argues about the financial and legal regulation of monetary relations in the science of financial law and the allocation of a new sub-sector of financial law monetary law. Conclusions: monetary law regulates a special sphere of public relations monetary relations, most of which are public in nature and aimed at regulating processes in the field of organization of money circulation and money issue.

Текст научной работы на тему «К вопросу о финансово-правовых основах денежного права в Российской Федерации»

ФИНАНСОВОЕ, БАНКОВСКОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

УДК 347.73

М.В. Гудкова

К ВОПРОСУ О ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ДЕНЕЖНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение: в связи с постоянной модернизацией отечественного законодательства и развитием норм финансового права в области регулирования денежной эмиссии и денежного обращения в науке встает вопрос о выделении новой подотрасли финансового права, осуществляющей регулирование денежных отношений. Цель: рассмотреть денежные отношения, которые регулируются нормами финансового права, и сформулировать авторскую позицию по поводу финансово-правового регулирования в сфере эмиссии денежных средств, денежного обращения и денежно-кредитной политики государства и выделения новой подотрасли в науке финансового права. Методологическая основа: для достижения поставленной автором цели использовались метод анализа и обобщения, сравнительно-правовой метод, системный, диалектический и логический методы научного познания. Результаты: аргументирована авторская позиция по поводу финансово-правового регулирования денежных отношений в науке финансового права и выделения новой подотрасли финансового права — денежного права. Выводы: денежное право регламентирует особую сферу общественных отношений — денежные отношения, большая часть которых носит публичный характер и направлена на регулирование процессов в области организации денежного обращения и денежной эмиссии.

Ключевые слова: финансовая система, денежная система, финансово-правовая норма, правовое регулирование, денежное обращение, денежная эмиссия.

M.V. Gudkova

ON THE ISSUE OF FINANCIAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF MONETARY LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION

Background: in connection with the constant modernization of domestic legislation and the development of financial law in the field of regulation of money issue and money circulation, the question of allocating a new sub-sector of financial law that carries out financial and legal regulation of monetary relations arises in the science of financial law. Objective: to consider monetary relations, which are regulated by the rules of financial law, and formulate an author's position regarding the financial and legal regulation in the field of issue of cash, money circulation and monetary policy of the state and the allocation of a new sub-sector in the science of financial law. Methodology: to achieve the goal set by the author, the method of analysis and generalization, the comparative legal method,

© Гудкова Марина Валентиновна, 2019

Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права им. Н.И. Химичевой (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: mvgudkova@mail.ru © Gudkova Marina Valentinovna, 2019

Postgraduate student, Financial, banking and customs law department name's N.I. Khimicheva (Saratov State 226 Law Academy)

the systemic, dialectical and logical methods of scientific knowledge were used. Results: the author argues about the financial and legal regulation of monetary relations in the science of financial law and the allocation of a new sub-sector of financial law - monetary law. Conclusions: monetary law regulates a special sphere of public relations - monetary relations, most of which are public in nature and aimed at regulating processes in the field of organization of money circulation and money issue.

Key-words: financial system, monetary system, financial-legal norms, legal regulation, money circulation, money issue.

На сегодняшний день существует огромное количество общественных отношений, связанных с денежными средствами. Некоторые из них регулируются нормами права, а некоторые даже не регламентируются.

Денежное право — это самостоятельная подотрасль финансового права, регулирующая общественные отношения в области организации государством денежного обращения и эмиссии денежных средств посредством финансово-правовых норм, направленных: на закрепление основ денежной системы; закрепление основных инструментов и методов денежно-кредитной политики; организацию наличной и безналичной эмиссии денежных средств; организацию наличного денежного обращения; организацию безналичного денежного обращения и расчетов; контроль за соблюдением и исполнением всеми субъектами денежного права законодательства Российской Федерации в сфере организации денежных средств.

Для выделения денежного права как самостоятельной подотрасли финансового права необходимо определить предмет и метод его правового регулирования.

Предметом денежного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе закрепления основ денежной системы, основных инструментов и методов денежно-кредитной политики, организации наличной и безналичной эмиссии денежных средств, организации наличного денежного обращения, организации безналичного денежного обращения и расчетов, а также осуществления контроля за соблюдением и исполнением всеми субъектами денежного права законодательства Российской Федерации в сфере организации денежных средств.

Важным отличительным признаком денежного права является метод правового регулирования, представляющий собой совокупность приемов и способов правового воздействия на субъекты тех или иных общественных отношений [1, с. 85-87]. Нормы, регулирующие общественные отношения в сфере денежного права, относятся к области публичного права, для которого характерен метод властных предписаний, т.е. императивный метод, который сочетает в себе позитивно обязывающие и запрещающие нормы [2, с. 91].

По своей сути в качестве структурного образования системы законодательства денежное право представляет собой комплексную отрасль законодательства Российской Федерации, которая включает в себя нормы различных отраслей права и регулирует общественные отношения в такой сфере государственного управления как организация денежного обращения и эмиссия денежных средств. Следует иметь в виду, что действующий законодательный массив денежного права в большем количестве состоит из норм, находящихся в различных отраслях права, таких как: конституционное, административное, гражданское, семейное, финансовое, банковское, бюджетное. В свою очередь, подзаконные акты, регулирующие данную сферу общественных отношений, принимаются в основном Центральным банком Российской Федерации.

Отметим, что обязательным субъектом денежных правоотношений с одной стороны всегда является государство в лице уполномоченного органа, который наделен властными полномочиями. Данные общественные отношения всегда уре-

гулированы нормативно-правовым актом, где определены права и обязанности участников правоотношений. Субъектами, с другой стороны, в данных общественных отношениях выступают: другие государственные органы, субъекты и муниципальные образования Российской Федерации, физические и юридические лица, а также иностранные государства и международные организации.

На основании проведенного анализа представляется возможным выделить и охарактеризовать основные институты денежного права как подотрасли финансового права:

1. Институт, закрепляющий основы денежной системы, включает в себя финансово-правовые нормы, которые устанавливаются государством для регулирования общественных отношений в области организации и функционирования денежной системы Российской Федерации и ее структурных взаимосвязанных элементов. Формирование финансово-правовых норм в данной сфере в Российской Федерации началось с принятия 25 сентября 1992 г. Закона РФ № 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации»1. Данный нормативно-правовой акт закрепил правовые основы денежной системы и ее элементы, определил рубль как официальную денежную единицу, отменил его соотношение с драгоценными металлами, а также установил запрет на выпуск денежных суррогатов и иных денег на территории государства. Данный закон утратил свою силу в 1995 г., однако его положения были закреплены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. от 2 августа 2019 г. № 271-ФЗ)2 (далее — Закон о Банке России). На сегодняшний день, данный правовой акт является основополагающим документом в регулировании общественных отношений связанных с денежной системой, денежной эмиссией и денежным обращением в Российской Федерации.

2. Институт, закрепляющий основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, образуют финансово-правовые нормы направленные на регулирование общественных отношений связанных с выработкой и проведением денежно-кредитной политики в Российской Федерации с помощью основных принципов и методов денежно-кредитного регулирования. В качестве примера финансово-правовых норм в этой сфере можно привести ч. 1 ст. 4 Закона о Банке России, где определено, что Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Статья 34 Закона о Банке России закрепляет основные цели денежно-кредитной политики государства, а гл. 7 данного закона устанавливает инструменты и методы проведения монетарной политики в Российской Федерации. Следует отметить, что Центральный Банк Российской Федерации ежегодно освещает основные направления денежно-кредитной политики государства и ежеквартально публикует доклад о денежно-кредитной политике.

3. Институт финансового контроля за соблюдением и исполнением всеми субъектами денежного права законодательства Российской Федерации в сфере организации использования денежных средств. В данный институт входят финансово-правовые нормы, которые направлены на контроль за субъектами денежного права при осуществлении денежного обращения и денежной эмиссии, хранении, перевозки, замены и инкассации денежных средств, применении санкций за нарушения порядка организации обращения денежных средств в национальной и иностранной валюте, противодействием легализации (отмыванию) денежных средств. Контроль за соблюдением финансово-правовых норм в

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 18, ст. 1593.

228 2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 28, ст. 2790; 2018. № 31, ст. 4430.

сфере денежного права осуществляют уполномоченные органы3! В качестве примера следует привести п. 5.1.6 и п. 5.1.7 положения «О Федеральной налоговой службе», которые закрепляют за Федеральной налоговой службой контроль и надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, за порядком и условиями ее регистрации и применения, а также полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Также не стоит оставлять без внимания и положения такого правового акта как Положение «О Федеральной службе по финансовому мониторингу», где к основным обязанностям данной службы отнесено соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере противодействия отмыванию доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма всеми физическими и юридическими лицами.

4. Институт организации наличной и безналичной эмиссии денежных средств подразумевает под собой организацию наличного и безналичного эмиссионного процесса денежных средств и включает в себя финансово-правовые нормы, направленные на осуществление деятельности эмиссионного механизма в государстве по организации и проведению наличной и безналичной эмиссии на территории Российской Федерации. К примеру, Указание Банка России от 12 февраля 2019 г. № 5071-У «О правилах проведения кассового обслуживания Банком России кредитных организаций и юридических лиц, не являющихся кредитными организациями»4 устанавливает порядок кассового обслуживания кредитных организаций и юридических лиц и порядок проведения наличной эмиссии денежных средств через подразделения Банка России на территории Российской Федерации. Так как эмиссия безналичных денежных средств проводится банковской системой (полностью кредитными организациями и частично Банком России), то безналичная эмиссия на территории государства происходит в момент осуществления кредитными организациями банковских операций, правила, осуществления которых закреплены в: Федеральном законе от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (с изм. от 3 июля 2019 г. № 173-Ф3)5, Гражданском кодексе Российской Федерации6! Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. от 2 августа 2019 г. № 271-ФЗ)7, Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. от 26 июля 2019 г. № 249-ФЗ)8, Положение Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств» (с изм. от 11 октября 2018 г. № 4930-У)9.

5. Институт организации наличного денежного обращения составляют финансово-правовые нормы направленные на регулирование движения денег в наличной форме при осуществлении платежей или кассовых операций, а также при выполнении материально-технических процедур, связанных с хранением,

3 Органами, осуществляющими контроль, нормативно-правовое регулирование и выработку • политики в сфере денежного обращения являются: Государственная Дума Федерального Собра- 6 ния Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 1 Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Центральный банк ) Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казна- 2 чейство, Федеральная налоговая служба России, Федеральная таможенная служба России, Федеральная служба по финансовому мониторингу. ш

4 См.: Вестник Банка России. 2019. № 33.

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 27, ст. 3872; 2019. № 12, ст. 1223.

6 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 5, ст. 410; 2019. № 1224, ст. 26.

7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 28, ст. 2790; 2018. № 31, ст. 4430.

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 6, ст. 492; 2019. № 30, ст. 4151.

9 См.: Вестник Банка России. 2012. № 34; 2018. № 97. 229

перевозкой, обменом, выдачей и приемом наличных денежных средств. Многие финансово-правовые нормы в данной области закреплены в Конституции РФ и в Законе о Банке России, но большой пласт таких норм содержится в правовых актах Банка России. В качестве примера следует привести Указание Банка России от 26 декабря 2006 г. № 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России» (с изм. от 22 августа 2014 г. № 3369-У)10|в котором закреплено, что «платежеспособными законными наличными средствами платежа на территории государства являются банкноты и монеты, не содержащие признаков подделки, без повреждений или с незначительными повреждениями».

6. Институт организации безналичного денежного обращения и расчетов представляет собой совокупность финансово-правовых норм регулирующих правила, стандарты, способы, формы и сроки перевода денежных средств через кредитные организации. Одним из основополагающих документов в данной сфере является Положение Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (с изм. от 11 октября 2018 г. № 4930-У)11, которое закрепляет виды, формы и способы осуществления безналичных расчетов на территории Российской Федерации.

В заключении необходимо отметить, что в науке финансового права начинает формироваться новая комплексная подотрасль финансового права — денежное право. Данная подотрасль регулирует общественные отношения в сфере организации и осуществления денежной эмиссии, денежного обращения и денежно-кредитной политики государства, т.е. денежные отношения, которым присущ публичный характер и которые урегулированы нормами финансового права. Отметим, что дальнейшие исследования в области организации правового регулирования денежной системы, денежного обращения, денежной эмиссии и развития подотрасли финансового права — денежного права могут поспособствовать повышению эффективности законодательного регулирования в сфере денежных отношений, а также дальнейшему развитию науки финансового права.

Библиографический список

1. Рукавишникова И.В. Метод финансового права / отв. ред. Н.И. Химичева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 288 с.

2. КучеровИ.И. Право денежного обращения: курс лекций. М.: Магистр: Инфра-М, 2013. 256 с.

References

1. Rukavishnikova I.V. Method of Financial Law / rev. ed. N.I. Khimicheva. M.: OLMA-PRESS, 2004. 288 p.

2. Kucherov I.I. Law of Monetary Circulation: course of lectures. M.: Master: Infra-M, 2013. 256 p.

10 См.: Вестник Банка России. 2007. № 5; 2014. № 84.

230 11 См.: Вестник Банка России». 2012. № 34; 2018. № 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.