УДК 347.73:336.74
М.В. Гудкова
К ВОПРОСУ О ФИНАНСОВО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение: эффективное использование механизма денежно-кредитного регулирования — залог успеха финансово-экономической устойчивости государства. В статье акцентируется внимание на инструментах и методах регулирования денежно-кредитной политики Российской Федерации, которые применяет Центральный Банк Российской Федерации (далее — Банк России), для поддержания стабильной и конкурентоспособной финансовой системы страны. Цель: проанализировать инструменты и методы Банка России в сфере регулирования денежно-кредитной политики РФ и выделить оптимальный комплексный механизм регулирования монетарной политики государства, направленный на создание эффективного и работоспособного финансового сектора и платежной системы страны. Методологическая основа: диалектический, системный, метод анализа и обобщения, сравнительно-правовой, формально-логический, нормативно-логический. Результаты: в статье выделен комплекс мер из девяти методов и инструментов регулирования денежно-кредитной политики Российской Федерации, направленный на создание эффективного и работоспособного финансового сектора государства. Выводы: выделенный комплексный механизм по созданию эффективного денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации окажет благоприятное влияние на повышение конкурентоспособности страны, принятие эффективных решений в области макроэкономики, стабилизацию курса рубля и поддержание стабильно низкой инфляции.
Ключевые слова: финансовая система, денежная система, денежно-кредитная политика, денежное обращение, денежная эмиссия, правовое регулирование.
M.V. Gudkova
ON THE ISSUE OF FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF THE MONETARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Background: the effective application of the financial-legal regulation mechanism is the guarantee of success of the financial and economic stability of the government. This article deals with the instruments and methods of regulation of the monetary and credit policy of the Russian Federation used by the Russian Federation Central bank (hereinafter The Bank of Russia), for supporting stable and competitive financial system of the country. Objective: to analyze the instruments and methods of monetary and credit policy regulation and define the optimal complex control mechanism of the monetary and credit policy of the government directed at creation of the effective and efficient financial sector and payment system of the country. Methodology: dialectical, systemic method, the method of analysis and generalization, comparative - legal method, formal-logical method, normative-logical method. Results: the article highlights a set of measures consisted of nine methods and tools
© Гудкова Марина Валентиновна, 2019
Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); е-mail: [email protected] © Gudkova Marina Valentinovna, 2019 236 Postgraduate student of the Financial, banking and customs law department (Saratov State Law Academy)
of regulation of monetary policy of the Russian Federation, aimed at creating an effective and efficient financial sector of the state. Conclusions: the allocated complex mechanism on creation of effective monetary regulation in the Russian Federation will have a favorable impact on increase of competitiveness of the country, adoption of effective decisions in the field of macroeconomics, stabilization of the ruble exchange rate and maintenance of steadily low inflation.
Key-words: financial system, monetary system, monetary policy, monetary circulation, money issue, legal regulation.
Финансовая и экономическая стабильность государства чаще всего зависит от отлаженного механизма функционирования финансовой системы страны. В науке финансового права особенно подчеркивается, что финансовая система государства состоит из ряда взаимосвязанных элементов — финансово-правовых институтов [1, с. 27-28]. Одним из таких институтов является исторически сложившаяся в государстве денежная система [2, с. 336; 3, с. 99; 4, с. 14]. Под денежной системой принято понимать законодательно закрепленную форму организации денежного обращения, включающую в себя непрерывный процесс движения денег, являющихся средством обращения и платежа в государстве [5, с. 735].
В настоящий момент Российская Федерация в очередной раз стоит на пороге перемен, поэтому одной из основных задач современной государственной политики является повышение конкурентоспособности страны в экономической и финансовой сфере. Модернизация финансовой системы государства путем выработки новых моделей правового регулирования финансово-правовых институтов окажет благоприятное воздействие на развитие рыночной конкуренции внутри страны и выход на мировой рынок. Именно поэтому анализ и выделение направлений совершенствования денежно-кредитной системы РФ на современном этапе развития является весьма актуальным в науке финансового права.
Денежная система состоит из ряда тесно взаимосвязанных элементов, единство которых позволяет четко и своевременно реализовывать денежно-кредитную политику государства. В теории финансового права все элементы денежной системы можно разделить на несколько блоков: фундаментальный, функциональный и обслуживающий [6, с. 95-101; 7, с. 38-41]. Следует выделить несколько основных элементов денежной системы, составляющих единый многофункциональный механизм: принципы организации денежной системы, денежная единица, масштаб цен, виды денег и денежных знаков, эмиссионный механизм (эмиссия наличных и безналичных денежных средств), механизм денежно-кредитного регулирования (единство денежного обращения и кредитной политики).
Стабильная денежная система способствует финансово-экономическому росту и развитию хозяйственной инфраструктуры в государстве. Денежная система выполняет три важные функции: эмиссионную, контролирующую и регулирующую [6, с. 94]. Реализуя эмиссионную функцию, денежная система определяет способы обеспечения законных платежных средств, порядок наличной и безналичной эмиссии денежных средств, а также разделение данной деятельности между центральным банкиром и коммерческими банками страны. Регулирующая функция денежной системы осуществляет регулирование денежной массы в хозяйственном обороте государства и упорядочивает ее структуру. Контроли-
рующая функция денежной системы направлена на соблюдение нормативно-правовой базы в области организации денежно-кредитного обращения. Единство реализации и обеспечения в практической деятельности всех трех функций денежной системы создает фундамент для ее эластичности и стабильности, что является гарантией удовлетворения всех потребностей экономики государства.
Исторически сложилось так, что стабильность и функциональность денежно-кредитной системы страны обеспечивает центральный банкир. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России), основными целями деятельности Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы, развитие финансового рынка, а также обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации1. Таким образом, основной обязанностью Банка России является обеспечение надежного, стабильного и своевременного правового регулирования всех взаимообусловленных элементов денежно-кредитной системы государства. Рост национальной экономики, осуществление инвестирования в производство и повышение конкурентоспособности напрямую зависят от динамики развития финансовой системы страны, а также денежной системы, как ее составной части.
По мнению Е.Ю. Грачевой и Н.М. Артемова, государство заинтересовано в таком финансово-правовом регулировании денежной системы, при котором происходит поддержание правильного соотношения между доходами населения и организаций в денежной форме с одной стороны, и стоимостью товара и платных услуг с другой стороны [8, с. 468].
По мнению Е.В. Покачаловой, Е.Н. Пастушенко финансово-правовое регулирование денежной системы Российской Федерации заключается в закреплении на законодательном уровне выработки системных мер в области экономического роста, занятости граждан, сдерживании процесса инфляции, выравнивании платежного баланса [5, с. 739].
Отметим, что вышеуказанные позиции авторов подчеркивают необходимость эффективного использования денежно-кредитного механизма. В случае поддержания баланса и проработанной нормативно-правовой базы, денежная система государства находится в стабильном и работоспособном состоянии, а также способна своевременно реагировать на шоковые ситуации.
Закон о Банке России закрепляет восемь основных инструментов и методов регулирования денежно-кредитной политики Российской Федерации центральным банкиром, к ним относятся: обязательные резервные требования, рефинансирование кредитных организаций, установление ориентиров роста денежной массы, эмиссия облигаций от имени Банка России, процентные ставки по операциям Банка России, операции на открытом рынке, валютные интервенции и установление прямых количественных ограничений2. Данный перечень является открытым, поэтому в зависимости от обстоятельств Банк России имеет
1 См.: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. от 7 марта 2018 г. № 53-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 28, ст. 2790; 2018. № 11, ст. 1588.
2 См. ст. 35 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. от 7 марта 2018 г. № 53-ФЗ) // Собр. законодательства
238 Рос. Федерации. 2002. № 28, ст. 2790; 2018. № 11, ст. 1588.
право определить и иные инструменты денежно-кредитной политики, в целях поддержания ее стабильного функционирования.
Рассмотрим более подробно данные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России, с целью выделения оптимального комплексного механизма регулирования денежно-кредитной политики Российской Федерации.
В соответствии со ст. 38 Закона о Банке России и Положением Банка России «Об обязательных резервах кредитных организаций»3 Банк России осуществляет регулирование общей ликвидности банковской системы государства и контроль денежных агрегатов путем снижения денежного мультипликатора. Снижение норм резервных требований побуждает банки расширять кредитование, в то время как их увеличение ограничивает кредитную деятельность [9, с. 34]. В первом случае, предложение денег в экономике страны расширяется, а во втором случае сокращается. Следовательно, данный инструмент оказывает влияние на изменение объемов ресурсов в банковском секторе государства.
Банк России осуществляет рефинансирование кредитных организаций в соответствии со ст. 40 Закона о Банке России и Положением Банка России «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг»4! Под рефинансированием в данном случае понимается кредитование кредитных организаций, т.е. предоставление им ресурсов, инструментом регулирования которого выступает установление ставки, отражающей стоимость таких ресурсов в процентах годовых [10, с. 113]. В данной ситуации Банк России выступает в роли кредитора последней инстанции, учитывая при этом частноправовые и публично-правовые интересы [11, с. 17-21]. Следует заметить, что с помощью рефинансирования Банк России ш поддерживает ликвидность банковской системы, помогает банковским органи- и зациям справиться с возникшими финансовыми трудностями, предупреждает а отрицательные кризисные последствия в денежно-кредитной сфере. о
Другим методом денежно-кредитной политики является установление ори- о ентиров роста денежной массы, поэтому в соответствии со ст. 42 Закона о Банке о
с
России, исходя из основных направлений денежно-кредитной политики государ- а ства, центральный банкир может устанавливать ориентиры роста одного или в
е
нескольких показателей денежной массы. Из всего вышеизложенного следует, о что Банк России может регулировать ликвидность общего объема денег в стра- ю
Т5
не путем превращения безналичных денежных средств в наличные денежные |
средства, однако, использование данного метода ограничено законодательным к
требованием о соответствии ориентирам государственной политики. а
Банк России в соответствии со ст. 44 Закона о Банке России от своего имени д
осуществляет эмиссию облигаций. Особенностью данной эмиссии является то, ии
что она происходит только среди кредитных организаций и не является опера- №
цией коммерческого характера для Банка России. Данная операция направлена 1
на реализацию единой государственной денежно-кредитной политики и на пере- )
распределение ликвидности в банковском секторе страны. 9
3 См.: Положение Банка России от 1 декабря 2015 г. № 507-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» (с изм. от 13 ноября 2017 г. № 4605-У) // Вестник Банка России. 2015. № 121; 2018. № 8.
4 См.: Положение Банка России от 4 августа 2003 г. № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» (с изм. от 9 сентября 2015 г. № 3779-У) // Вестник Банка России. 2003. № 62; 2015. № 91. 239
Одним из основных инструментов монетарного регулирования в Российской Федерации является изменение процентных ставок по операциям Банка России. В соответствии со ст. 37 Закона о Банке России и Указанием Банка России «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России»5 Банком России могут быть установлены процентные ставки по различным видам операций (к примеру, привлечение депозитов, сделки РЕПО, предоставление кредитов) как фиксированные, так и не фиксированные. Данная политика проводится с целью воздействия на рыночные процентные ставки. С 2013 г. Банк России проводит режим таргетирования инфляции с целью достижения ценовой стабильности в стране. Достижение данной цели требует сохранения стабильно низкой инфляции и формирования предсказуемой динамики процентных ставок6. Отметим, что с 1 января 2016 г. значение ставки рефинансирования приравнено к ключевой ставке Банка России, и определяется на соответствующую дату. При повышении процентных ставок Банком России, происходит повышение ставок по кредитам в банках. Следствием этого является сокращение объема наличной денежной массы, что приводит к снижению потребительского спроса [12, с. 60]. В случае понижения процентных ставок Банком России, происходит увеличение наличных денежных средств в хозяйственном обращении и увеличение потребительского спроса. Отметим, что в настоящее время вмешательство Банка России в процесс курсообразования в стране сокращается. В связи с этим уменьшается степень влияния на ликвидность банковской системы страны операций купли-продажи, которые осуществляет Банк России с иностранной валютой. Именно поэтому, управление процентными ставками является основным инструментом при осуществлении монетарного регулирования в государстве.
Эффективным инструментом монетарного регулирования в Российской Федерации являются операции на открытом рынке, проводимые Банком России. Под данными операциями понимается купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами; купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на организованных торгах, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами7! Заметим, что операции на открытом рынке оказывают влияние на объем денежных средств, находящихся в хозяйственном обороте у кредитных организаций, а также на условия предложения кредита. Данным инструментом Банк России создает выгодные условия для кредитных организаций по покупке и продаже ценных бумаг, повышая их ликвидность.
Международный опыт показывает, что такой инструмент, как валютные интервенции, эффективно применяются на практике в моменты экономических кризисов [13, с. 31-36; 14, с. 21-26]. Согласно ст. 41 Закона о Банке России, Банк России осуществляет куплю-продажу иностранной валюты на валютном рын-
5 См.: Указание Банка России от 11 декабря 2015 г. № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» // Вестник Банка России. 2015. № 115.
6 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2010 годов. Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/publ/ ondkp/on_2018(2019-2020).pdf (дата обращения: 11.04.2018).
7 См.: ст. 39 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. от 7 марта 2018 г. № 53-Ф3) // Собр. законодательства
240 Рос. Федерации. 2002. № 28, ст. 2790; 2018. № 11, ст. 1588.
ке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Данная политика монетарного регулирования применялась в России в период глобального экономического кризиса 2008-2009 гг. и была направлена на поддержание курса рубля. Следует отметить, что в настоящее время Банк России осуществляет куплю-продажу иностранной валюты с целью сглаживания колебаний валютного курса рубля.
В соответствии со ст. 43 Закона о Банке России, он имеет право устанавливать прямые количественные ограничения, под которыми понимаются лимиты на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Данный инструмент регулирования используется редко и лишь в кризисных ситуациях, а в случае использования должен касаться всех кредитных организаций и применяться только после консультации с Правительством Российской Федерации. Следует иметь в виду, что данный инструмент монетарного регулирования направлен на ограничение объемов кредитования, и является инструментом антиинфляционной политики.
Проведя анализ элементов денежно-кредитной системы, функций денежной системы, а также инструментов и методов денежно-кредитной политики Российской Федерации, представляется возможным выделение оптимального комплексного механизма регулирования денежно-кредитной политики Российской Федерации, направленного на создание эффективного и работоспособного финансового сектора страны.
Во-первых, необходимо создание баланса спроса и предложения путем поддержания процентных ставок Банка России на оптимальном уровне для граждан и промышленного комплекса страны с целью сохранения и накопления сбере- е жений в отечественной валюте. н
Во-вторых, при выработке основного курса политики государства необходи- а мо проводить анализ международных процентных ставок на курсы валют, тем о самым снижая зависимость отечественной валюты от иностранной. к
В-третьих, создание ценовой стабильности на товары общего потребления, о
с
инвестирование денежных средств в сельское хозяйство и отечественные про- а
мышленные предприятия с целью импортозамещения и повышения конкурен- в
тоспособности экономического сектора страны. о
В-четвертых, приобретение иностранной валюты для увеличения между- р
народных резервов, способных в шоковой ситуации сохранить стабильность в |
экономике государства. к
В-пятых, снижение валютных рисков, снижение уровня уменьшения потерь а
и упущенной прибыли с помощью государственных резервов. |
В-шестых, своевременный банковский надзор за ликвидностью кредитных и
организаций с целью поддержания их стабильной работы. №
В-седьмых, активное использование операций рефинансирования кредитных 11
организаций для регулирования спроса и предложения на денежные средства, )
повышая роль процентной политики и снижая уровень инфляции. 9
В-восьмых, совершенствование комплекса мер денежно-кредитной политики Банка России и их сбалансированное применение с целью повышения эффективности в области регулирования экономической ситуации в стране.
В-девятых, повышение прозрачности деятельности Банка России, информирование населения страны о состоянии экономики и финансового сектора
государства, ознакомление с предпринимаемыми мерами стабилизации. 241
В заключение необходимо отметить, что вышеуказанный комплекс мер по созданию эффективного денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации окажет благоприятное влияние на повышение конкурентоспособности страны, принятие эффективных решений в области макроэкономики, стабилизацию курса рубля и поддержание стабильно низкой инфляции.
Библиографический список
1. Бельский К.С. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований // Финансовое право: учебник для бакалавров / под ред. И.А. Цинделиани. 3-е изд. М.: Проспект, 2016. 656 с.
2. Винницкий Д.В. Основные проблемы теории российского налогового права: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003. 436 с.
3. Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан: общая часть. Алматы: Баспа, 2001. 272 с.
4. Фрейдина Ю.И. Обоснование выделения эмиссионного права как подотрасли в системе финансового права // Правовая инициатива. 2013. № 7. С. 14.
5. Пастушенко Е.Н., Покачалова Е.В. Правовые основы денежного обращения и расчетов // Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2017. 800 с.
6. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. 6-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2007. 560 с.
7. Шитов В.Н. Деньги. Кредит. Банки: учебное пособие: в 2 ч. Ульяновск: УлГТУ, 2011. Ч. I . 167 с.
8. Грачева Е.Ю., Артемов Н.М. Правовые основы денежной системы// Финансовое § право: учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2012. 576 с.
9. Маневич В.Е. Инструменты денежной и финансовой политики (вступительная S статья к русскому изданию) // Тобин Джеймс. Денежная политика и экономический g рост / пер. с англ. М.: Литроком, 2010. 272 с.
I 10. Гузнов А.Г. Правовое регулирование денежно-кредитной политики // Рожде-
| ственская Т.Э., Гузнов А.Г. Финансово-правовое регулирование банковской деятель-
го
J ности. М.: Проспект, 2016. 336 с.
§ 11. Сытников М.Ю. Правовое понятие «кредитная деятельность Банка России» //
| Банковское право. 2006. № 4. С. 17-21.
| 12. Кучеров И.И. Право денежного обращения: курс лекций. М.: Магистр: Инфра-М,
>§ 2013. 256 с.
| 13. Звонова ЕА.., Журавлева ЮА. Международные валютные войны в конце 2010
I года: позиции отдельных стран // Международная экономика. 2011. № 3. С. 31-36.
го
¡3 14. Слепов В.А., Ларцев М.И. Динамика денежно-кредитной политики развитых
0
£ стран // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет.
1 2010. № 1. С. 21-26.
о
га а
^ References
| 1. Belsky K.S. Financial Activities of the State and Municipalities // Financial Law: a
™ textbook for bachelors / ed. I.A. Tsindeliani. 3rd prod. Moscow: Prospekt, 2016. 656 p.
2. Vinnitsky D.V. Main Problems of the Theory of Russian Tax Law: diss. ... doct. of law., Ekaterinburg, 2003. 436 p.
3. KhudyakovA.I. Financial Law of the Republic of Kazakhstan. General part. Almaty: Baspa, 2001. 272 p.
4. Freydina Yu.I. Rationale for the Allocation of Issuing Rights as a Sub-sector in the 242 System of Financial Law // The Legal Initiative. 2013. №. 7. P. 14.
5. Pastushenko E.N., Pokachalova E.V. The Legal Basis of Monetary Circulation and Payments // Financial law: a textbook / ex. ed. N.I. Khimicheva, E.V. Pochachalova. 6th prod., revised and supplemented. M.: Norma, 2017. 800 p.
6. Money, Credit, Banks: a textbook / ed. O.I. Lavrushin. 6th prod., sr. Moscow: Knorus, 2007. 560 p.
7. Shitov V.N. Money. Credit. Banks: a study guide. In 2 parts. Part I. Ulyanovsk: UlGTU, 2011. 167 p.
8. Gracheva E.Yu., Artemov N.M. Legal Basis of the Monetary System // Financial law: a textbook / ed. E.Yu. Gracheva. Moscow: Prospekt, 2012. 576 p.
9. Manevich V.E. Instruments of Monetary and Financial Policy (introductory article to the Russian edition) // Tobin James. Monetary Policy and Economic Growth/ translated from English. M., 2010.272 p.
10. Guznov A.G. Legal Regulation of Monetary Policy // Rozhdestvenskaya T.E., Guznov A.G. Financial and Legal Regulation of Banking. Moscow: Prospekt, 2016. 336 p.
11. Sytnikov M.Yu. Legal Concept «Credit Activity of the Bank of Russia» // Banking law. 2006. № 4. P. 17-21.
12. Kucherov I.I. The Right of Currency Circulation: a course of lectures. M.: Master: Infra-M, 2013. 256 p.
13. Zvonova EA.., Zhuravleva YuA.. International currency war in late 2010: the position of individual countries in the international economy. 2011. No. 3. P. 31-36.
14. Slepov V.A, Lartsev M.I. Dynamics of monetary policy of developed countries. Financial Bulletin: Finance, taxes, insurance, accounting. 2010. No. 1. P. 21-26.
от
Ф
П
TS О) T О го
о *
о
Sc
О
п
д
ш тз
0 т
го П>
1
1 О Sc
5
тз
S
S
X ф
о
X
о
Sc а
ж ш
1э ф
§
S S
№
ю
2 )
2 О 9