Научная статья на тему 'Регулирующая функция центрального банка как инструмент монетарной политики государства'

Регулирующая функция центрального банка как инструмент монетарной политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5780
616
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / CENTRAL BANK / CENTRAL BANK FUNCTIONS / MONETARY-CREDIT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симогук Светлана Николаевна

Цель: определение функций центрального банка, обоснование наличия на современном этапе монетаристских методов осуществления денежно-кредитного регулирования экономики центральными банками. Методы: абстрактно-логический метод, основанный на критическом обзоре широкого спектра научной литературы. Результаты: на основании оценки мнений, изложенных авторами в современной экономической литературе, анализа составляющих механизма денежно-кредитного регулирования ряда стран в современных условиях доказана взаимосвязь денежно-кредитной политики центрального банка и единой финансовой политики государства. Научная новизна: Статья содержит критический анализ проводимой современной денежно-кредитной политики центральных банков, предложена и обоснована возможность повышения эффективности денежно-кредитного регулирования. Практическая значимость: в возможности оптимизации воздействия инструментов денежно-кредитной политики центральных банков на финансовую сферу для содействия экономической стабильности путем применения единых подходов к разработке основных направлений финансовой и денежно-кредитной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Симогук Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATING FUNCTION OF THE CENTRAL BANK AS A TOOL OF THE STATE MONETARY POLICY

Objective: to define the functions of central bank, to prove the existing of monetary methods of monetary-credit regulation of economy by central banks at the modern stage. Methods: abstract-logical method, based on the critical review of a wide range of scientific literature. Results: basing on opinions of various modern authors, analysis of the components of monetary-credit regulation mechanism in a number of countries, the interconnection is proved between the monetary-credit policy of a central bank and the unified financial policy of the state. Scientific novelty: The article contains the critical analysis of the modern monetary-credit policy of central banks, suggests and grounds the possibility to increase the efficiency of monetary-credit regulation. Practical value: possibility to optimize the influence of tools of central banks’ monetary-credit policy on financial sphere in order to promote economic stability by implementing single approaches to elaboration of the main directions of state financial and monetary-credit policy.

Текст научной работы на тему «Регулирующая функция центрального банка как инструмент монетарной политики государства»

УДК 336.71

С.Н. СИМОГУК, аспирант

Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия

РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА КАК ИНСТРУМЕНТ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Цель: определение функций центрального банка, обоснование наличия на современном этапе монетаристских методов осуществления денежно-кредитного регулирования экономики центральными банками.

Методы: абстрактно-логический метод, основанный на критическом обзоре широкого спектра научной литературы.

Результаты: на основании оценки мнений, изложенных авторами в современной экономической литературе, анализа составляющих механизма денежно-кредитного регулирования ряда стран в современных условиях доказана взаимосвязь денежно-кредитной политики центрального банка и единой финансовой политики государства.

Научная новизна: статья содержит критический анализ проводимой современной денежно-кредитной политики центральных банков; предложена и обоснована возможность повышения эффективности денежно-кредитного регулирования.

Практическая значимость: в возможности оптимизации воздействия инструментов денежно-кредитной политики центральных банков на финансовую сферу для содействия экономической стабильности путем применения единых подходов к разработке основных направлений финансовой и денежно-кредитной политики государства.

Ключевые слова: центральный банк; функции центрального банка; денежно-кредитная политика.

Введение и результаты исследования

Целью данного исследования является типоло-гизация функций центрального банка и интерпретация его регулирующей функции как одного из направлений государственной монетарной политики. Приведенный анализ механизма воздействия центрального банка на финансовые условия экономики, основанный на актуальных статистических данных, доказывает зависимость эффективности денежно-кредитного регулирования от проведения единой финансовой политики государства.

Определения, данные центральному банку в современной научной экономической литературе, позволяют выделить перечень его функций. Большой экономический словарь А.Б. Борисова дает следующее определение центральному банку: «Центральный банк (далее - ЦБ) - основное звено денежно-кредитной системы государства, банк, создаваемый правительством для регулирования обращающейся денежной массы и обменного курса национальной валюты, наделенный монопольным правом выпуска банкнот и регулирования деятельности коммерческих банков. ЦБ является банком банков, органом, помогающим государству, правительству налаживать денежное обращение, управлять бюджетом» [1].

Вышеуказанное определение во многом совпадает с мнением авторского коллектива под руководством О.И. Лаврушина, выделяющего пять основных задач центрального банка, закрепленных законодательством, в соответствии с которыми он призван быть: эмиссионным центром страны, органом регулирования экономики, «банком банков», банкиром правительства, главным расчетным центром страны [2].

Согласно данным определениям, центральный банк является органом государственного регулирования экономики, организационно-правовой статус которого устанавливается отдельным правовым актом. Он осуществляет ряд функций, перечень которых зависит от целей, поставленных перед центральным банком как регулятором кредитно-банковской системы и эмиссионным центром государства.

Многообразие функций центрального банка по своей целевой направленности в научной экономической литературе объединяют в три основные: регулирующую, контролирующую и обслуживающую. При этом к регулирующей функции относят деятельность центрального банка по управлению денежной массой в обращении, совокупным денежным оборотом и проведению

денежно-кредитной политики государства. Кон -тролирующую функцию определяют как деятельность по контролю и надзору за кредитной системой, а обслуживающую - как выполнение центральным банком роли финансового агента правительства, информационно-аналитического центра [2].

Некоторые авторы, конкретизируя направления деятельности центрального банка, выделяют следующие функции: эмиссионную, управления золотовалютными резервами, «банка банков», банкира правительства, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономическую [3].

Каждый из вышеуказанных подходов в полной мере характеризует направления деятельности центрального банка, однако первый из них выделяет основную задачу его деятельности - регулирование экономики.

Выполняя регулирующую функцию, центральный банк, прежде всего, проводит денежно-кредитную политику государства, влияя на финансовые условия национальной экономики, совокупный денежный оборот. Контролирующая же функция, не предполагая прямого вмешательства в экономические процессы, наделяет центральный банк полномочиями по осуществлению контроля и надзора за функционированием банковской системы, установлению носящих ограничительный характер требований к показателям деятельности кредитных организаций, порядка их допуска на внутренний финансовый рынок. Обслуживающая функция центрального банка также не предусматривает деятельности по регулированию экономики и направлена, как правило, на организацию платежной системы, в частности, платежно-расчетных отношений кредитных организаций, обслуживание счетов бюджетной системы, а также информационно-статистическую и аналитическую деятельность.

Таким образом, возможно утверждать, что регулирующая функция центрального банка играет главенствующую роль в его деятельности.

В научной экономической литературе в качестве теоретической основы регулирующей функции центрального банка выделяется монетаристский подход (вторая половина прошлого века) [2].

Многие авторы, характеризуя регулирующую функцию современного центрального банка, дают

ей определение как одного из методов государственного влияния на экономические процессы, которое сведено, в основном, к денежно-кредитному регулированию, где приоритетом является контроль за ростом денежной массы, управление объемами которой осуществляется путем применения инструментов денежно-кредитной политики (далее - ДКП), политики валютного курса [4].

Анализ механизма влияния центрального банка на экономические процессы при осуществлении им основных функций во многом подтверждает справедливость данного определения.

Например, эмиссионная функция центрального банка, как одна из его старейших функций, не являясь инструментом ДКП, по-прежнему позволяет центральным банкам оказывать влияние на экономику. Во-первых, устанавливая целевые ориентиры прироста денежной массы в обращении, центральный банк определяет размер выпуска наличных денег, а во-вторых, контролирует функционирование платежной системы страны [3].

При этом степень значимости эмиссионной деятельности центрального банка для функционирования платежной системы зависит от потребности населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах для совершения расчетов. Так, по России доля наличных средств платежа в денежной массе (М2) в 2011 г. составила свыше 24%, в США - 7%, в странах еврозоны - 9%1, что позволяет определить степень значимости эмиссионной деятельности Банка России как довольно высокую, в частности, в сегменте розничных платежей населения.

Функцию центрального банка по управлению золотовалютными резервами в настоящее время в экономической литературе, как правило, относят к косвенным инструментам финансового воздействия, который предоставляет центральному банку возможность совместно с правительством осуществлять регулирование платежного баланса [5]. Тем не менее значение данной функции как способа регулирования экономическими процессами, в том числе управления совокупным

1 Комментарий Лунтовского Г.И, первого заместителя председателя Банка России // Банковская газета. - 2013. -№ 3.

денежным оборотом, довольно велико. Так, в годы посткризисного периода наметилась тенденция к росту золотовалютных резервов большинства стран в рамках стабилизационных программ. Например, объем золотовалютных резервов Российской Федерации по состоянию на 01.01.2012 составил 498,6 млрд долл. США с ростом за год на 4% (для сравнения, объем золотовалютных резервов США на 01.01.2012 - 547,3 млрд долл. США, с ростом за год на 11,5%), при этом доля золота в общем объеме составила - 9% (в США - 75,2%). Кроме того, в структуре резервов европейских стран и США в 2011 г. наблюдалась тенденция роста объемов золота [6].

Центральный банк может быть наделен правами на осуществление только технических функций по управлению золотовалютными резервами, а может, наоборот, выступать в роли собственника (полностью или частично) и распорядителя одновременно [3]. Центральный Банк Российской Федерации, выполняя данную функцию, имеет определенную степень независимости от государственных органов управления: не являясь собственником золотовалютных резервов, принимает решения по формированию их структуры и объемов2. Однако, формируя состав резервов, центральный банк несет определенные риски в части зависимости национальной банковской системы от стабильности валюты других стран. Так, по состоянию на 01.01.2008 свыше 90% стоимости международных резервов Банка России приходилось на иностранную валюту [7].

В современной экономической литературе представлены разные подходы к формированию определения ДКП. Например, в Большом экономическом словаре А.Б. Борисова определение ДКП охватывает весь диапазон ее инструментов, на которые опираются в своей деятельности современные центральные банки. Данное определение сформулировано следующим образом: «Денежно-кредитная политика - проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание

2 Федеральный закон №9 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации». - Ст. 3, 4.

в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетного процента, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, а также выборочные методы регулирования отдельных видов кредита» [1].

Вышеуказанное определение позволяет сделать вывод о том, что денежно-кредитное регулирование экономики является основой регулирующей функции центрального банка. В ней, аналогично эмиссионной, заложен принцип воздействия на экономическую конъюнктуру посредством изменения объемов денежной массы в обращении. Однако, в отличие от эмиссионной, ее методы воздействия (инструменты ДКП) представляют совокупность конкретных операций центрального банка, позволяющих ему воздействовать на денежно-кредитные и финансовые условия рынка, действующими из которых на сегодняшний день являются: нормативы обязательных резервов, операции на открытом рынке, политика учетной ставки, рефинансирование и валютные интервенции.

Работа по совершенствованию ДКП и расширению функций центрального банка привела к введению механизма обязательного резервирования, который был впервые применен в США в 1913 г. при создании Федеральной резервной системы как экономический инструмент, обеспечивающий банкам достаточную ликвидность в случае массового оттока привлеченных средств и предотвращающий неплатежеспособность. Позднее, с развитием систем гарантирования депозитов, пруденциального контроля изъятие центральным банком части свободных резервов и установление определенных нормативов для их выполнения перестали использоваться как гарантийный фонд и трансформировалось в инструмент ДКП. Вместе с тем практические аспекты функционирования системы обязательного резервирования в течение последнего столетия претерпели значительные изменения в части состава субъектов, способа расчета, определения базы и величины нормативов резервирования, а также наличия льгот и доходов при их выполнении субъектами [3].

Возникновение новых инструментов ДКП снизило значимость резервных требований в процессе регулирования ликвидности банковских систем, однако Федеральная резервная система США (ФРС США), Европейский центральный банк (ЕЦБ), Банк России по-прежнему используют данный инструмент для стабилизации процентных ставок и управления ликвидностью. Ввиду трудности прогнозирования объема денежной массы в результате резкого изменения норм резервирования центральные банки довольно редко пересматривают размер нормативов обязательных резервов (далее - ОР) (ФРС США - в 1990 и 1992 гг.) [3]. ЕЦБ в 2012 г. использовал ОР для высвобождения ликвидности, снизив их уровень до 1% для европейских банков [8].

Банк России в предкризисный период (2005-2007 гг.) пересматривал размер нормативов ОР не чаще одного раза в год. Однако, в 2008 г. с целью стабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке и поддержания ликвидности банковского сектора в условиях кризиса им многократно принимались решения по снижению нормативов ОР, доведя их значение до 0,5%, а в 2009-2011 гг. - по плавному повышению с целью доведения значений нормативов до предкризисного уровня [7].

На сегодняшний день в ДКП центральных банков преобладают инструменты косвенного воздействия, направленные на более мягкое изменение денежно-кредитных отношений в регулировании денежной массы, где более эффективным стало управление стоимостными показателями в форме процентных ставок, а не объемами денежного предложения [9].

Операции на открытом рынке являются одним из основных инструментов ДКП развитых стран, в основе которых лежат операции центрального банка по купле-продаже высоколиквидных ценных бумаг на вторичном рынке, что позволяет ему влиять на объем денежной массы и уровень процентных ставок на долговых рынках. Механизм самих сделок может быть различным: сделки прямого и обратного РЕПО (вид сделки, при которой ценные бумаги продаются и одновременно заключается соглашение об их обратном выкупе по заранее оговоренной цене), основные операции по рефинансированию, операции окончательной купли-продажи ценных бумаг и др.

При этом такой инструмент ДКП, как политика учетной ставки (ставки рефинансирования), как правило, применяется в сочетании с операциями на открытом рынке с целью привлечения контрагентов по сделкам (снижения спроса на активы) [8; 10].

На сегодняшний день наиболее развитым инструментарием для проведения операций на открытом рынке владеют ЕЦБ и ФРС США. Принцип проведения таких операций базируется на дифференцированном подходе в части сроков, предусматривая операции по предоставлению как долгосрочной, так и краткосрочной ликвидности, а также на аукционной основе. Операции могут иметь постоянный характер проведения с заданными сроками либо нерегулярный, с ограниченным кругом контрагентов с целью сглаживания влияния неожиданных изменений в объеме ликвидности на рынке, оперативного воздействия на процентные ставки (операции «тонкой настройки» ЕЦБ). Как правило, в целях абсорбирования излишней ликвидности ЕЦБ, ФРС США одновременно с операциями на открытом рынке проводят депозитные сделки, диапазон ставок по которым приближен к нижней границе процента по операциям на открытом рынке [10; 12].

Например, ЕЦБ в январе 2013 г. с целью управления объемом ликвидности на рынке проводил основные операции по рефинансированию на аукционной основе сроком 7 дней, операции долгосрочного рефинансирования были представлены кредитами сроком до 3-х месяцев, ставки по которым находились в диапазоне от 0,1 до 0,75%. Одновременно ЕЦБ проводил еженедельные депозитные операции сроком на 7 дней с диапазоном ставок 0,1-0,2% [8]. Операции ФРС США в январе 2013 г. были представлены аукционами РЕПО сроком 5 дней со ставками 0,1-0,2% (при учетной ставке 0-0,25%). Кроме того, в рамках рефинансирования предоставлялись более долгосрочные кредиты сроками от 1 до 12 месяцев [10].

Операции на открытом рынке Банка России в настоящее время проводятся по форме операций прямого РЕПО, где обеспечением сделки являются ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России. Операции в основном ориентированы на регулирование ликвидности банковского сектора. Ограниченность влияния на процентные ставки денежного рынка посредством применения

данного инструмента Банком России объясняется небольшим диапазоном сроков по сделкам (в январе 2013 г. состоялись операции прямого РЕПО со сроками 1,3 и 7 дней, более долгосрочные - на 91 день) [7]. В то же время значительный объем сделок характеризует их как операции по предоставлению ликвидности (в декабре 2012 г. объем заключенных сделок прямого РЕПО составил 14 880,7 млрд руб., тогда как в рамках рефинансирования выдано кредитов, в том числе внутридневных - 54 579, 7 млрд руб.). При этом размер ставки по операциям РЕПО складывается гораздо ниже уровня ставки рефинансирования (в 2012 г. - 5,5%, против ставки рефинансирования 8,25%), что позволяет сделать вывод о том, что она фактически выполняет функцию действующей ставки рефинансирования Банка России [7].

Валютные интервенции центрального банка, как правило, принято относить к инструментам ДКП [2], хотя они являются, прежде всего, элементом валютной политики. Тем не менее, осуществляя операции купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, центральный банк оказывает воздействие на денежную массу в национальной валюте. Необходимость применения данного инструмента во многом связана с экономической зависимостью страны от движения валютного курса. В наибольшей степени такая зависимость присуща странам с развивающейся экономикой, характеризующейся неустойчивостью развития финансово-экономических процессов, важнейшим индикатором которых является инфляция. В качестве факторов, обуславливающих необходимость вмешательства центрального банка в процесс формирования курса национальной валюты в таких странах, можно выделить: негативное воздействие краткосрочных колебаний курса национальной валюты на устойчивость уровня ВВП; зависимость от стабильности потоков иностранного капитала в экономике; несовершенство финансовых рынков в части неспособности к страхованию валютных рисков, зависимость экономики от экспортной выручки; несоответствие объемов внешнего государственного долга размеру валютных резервов. В таких условиях валютные курсы менее свободны от государственного регулирования по сравнению с индустриально развитыми странами,

центральные банки которых значительно реже прибегают к валютной интервенции [11].

Так, в 2012 г. Банк России, поддерживая режим управляемого плавающего валютного курса, прибегал к проведению валютных интервенций, периодически совершая операции: с января по апрель - по покупке, а в последующие месяцы - по продаже иностранной валюты, что было обусловлено притоком в страну иностранной валюты от экспортных операций, превышением ее предложения над спросом и необходимостью стимулирования экспортных отраслей, а во второй половине года - ростом спроса на доллар США на мировых рынках и, как следствие, ослаблением рубля [12].

На сегодняшний день общим подходом в разработке и реализации ДКП центральных банков является их ориентация на обеспечение ценовой стабильности. Это предопределено целями деятельности центральных банков, закрепленными в соответствующих законодательных актах. Несмотря на различия в формулировках целей: обеспечение ценовой стабильности (ЕЦБ), максимальная занятость, устойчивость цен (ФРС США), денежная и финансовая стабильность (Банк Англии) [13], обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы (Банк России), фактически низкая и устойчивая инфляция рассматривается центральными банками в качестве главной цели. В то же время при достижении ценовой стабильности ставится задача содействия финансовой и макроэкономической стабильности. При этом у центрального банка, владеющего на сегодняшний день лишь инструментами монетарной политики, практически отсутствуют инструменты прямого воздействия на уровень финансовой стабильности. Например, в кризисный период, используя инструменты ДКП, центральным банкам удавалось ликвидировать лишь диспропорции уровня ликвидности на финансовых рынках. Были задействованы такие инструменты, как: международные резервы (Россия использовала более 200,0 млрд долл. США золотовалютных резервов) [14], механизм обязательного резервирования, процентная ставка, операции на открытом рынке и другие операции рефинансирования [7].

Стремясь к достижению финансовой стабильности путем воздействия на уровень инфляции, на

сегодняшний день центральные банки осуществляют последовательный переход к монетарному режиму, основанному на таргетировании инфляции. В современной научной экономической литературе термин «таргетирование» означает установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита [1].

На практике таргетирование инфляции достигается путем применения центральным банком инструментов ДКП с целью фиксирования инфляционных ожиданий для удержания показателя инфляции на целевом уровне в пределах установленного диапазона. Например, Банком России на 2013 г. он определен в размере 5-6% [12]. При этом основные инструменты ДКП, используемые в краткосрочном периоде для управления текущей конъюнктурой финансовых рынков не способны предотвратить такие негативные проявления, как резкие колебания курсов валют, цен на финансовые активы, обусловленные немонетарными факторами.

Выводы

Таким образом, осуществление центральным банком регулирующей функции, в основе которой лежит денежно-кредитная политика государства, направленная на содействие финансовой и макроэкономической стабильности, в современных условиях становится возможным лишь в рамках единой финансовой политики, включающей в себя, помимо монетарной, бюджетно-налоговую и долговую политику государства.

Список литературы

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.

2. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки (экспресс-курс). - М.: КНОРУС, 2010. - С. 228-291.

3. Белоглазова Г.Н. Деньги. Кредит. Банки. - М.: Высшее образование, 2009. - С. 224-238.

4. Пономарева С.П., Лаптев А.В. Эволюция, проблемы и перспективы развития центральных банков // Банковское дело. - 2011. - № 3. - C. 14-17.

5. Мищенко С.В. Современные подходы к реализации монетарной политики и регулированию финансовых систем // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2011. - № 3. - C. 12.

6. Структура международных резервов отдельных стран. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch

7. Официальный сайт Банка России. - URL: http://www. cbr.ru

8. Open Market Operations. - URL: http://www.ecb.int/ mopo/implement/omo.html

9. Корищенко К.Н. Актуальные проблемы методологии в реализации денежно-кредитной политики. - М.: Экон. науки, 2006. - С. 5-8.

10. Temporary Open Market Operations. - URL: http:// www.newyorkfed.org/markets

11. Свирина Е. Валютный курс и таргетирование инфляции // Валютное регулирование. Валютный контроль. -2012. - № 2. - С. 29-35.

12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 г. и период 2014 и 2015 гг. - URL: http://www.cbr.ru/today/publications_reports/ on_2013(2014-2015).pdf

13. Моисеев С.Р. Зачем нужен центральный банк? // Банковское дело. - 2008. - № 8. - С. 40-46.

14. Аганбегян А.Г. О новой роли банков в финансировании послекризисного социально-экономического развития России (субъективные заметки) // Деньги и кредит. - 2011. -№ 1. - C. 27-36.

В редакцию материал поступил 27.02.13 © Симогук С.Н., 2013

Информация об авторе

Симогук Светлана Николаевна, аспирант кафедры «Финансы и кредит», Институт экономики, управления и права (г Казань)

Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843)231-92-90 E-mail: Vladimir@unics.ru

Как цитировать статью: Симогук С.Н. Регулирующая функция центрального банка как инструмент монетарной политики государства // Актуальные проблемы экономики и права. -2013. - № 3(27). - С. 10-16.

S.N. SIMOGUK,

post-graduate student

Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Russia

REGULATING FUNCTION OF THE CENTRAL BANK AS A TOOL OF THE STATE MONETARY POLICY

Objective: to define the functions of central bank, to prove the existing of monetary methods of monetary-credit regulation of economy by central banks at the modern stage.

Methods: abstract-logical method, based on the critical review of a wide range of scientific literature.

Results: basing on opinions of various modern authors, analysis of the components of monetary-credit regulation mechanism in a number of countries, the interconnection is proved between the monetary-credit policy of a central bank and the unified financial policy of the state.

Scientific novelty: the article contains the critical analysis of the modern monetary-credit policy of central banks, suggests and grounds the possibility to increase the efficiency of monetary-credit regulation.

Practical value: possibility to optimize the influence of tools of central banks' monetary-credit policy on financial sphere in order to promote economic stability by implementing single approaches to elaboration of the main directions of state financial and monetary-credit policy.

Key words: central bank; central bank functions; monetary-credit policy.

References

1. Borisov A.B. Bol'shoi ekonomicheskii slovar' (Grand Economics Dictionary). Moscow: Knizhnyi mir, 2003, 895 p.

2. Lavrushin O.I. Den'gi. Kredit. Banki ekspress-kurs (Money. Credit. Banks (express-course)). Moscow: KNORUS, 2010, pp. 228-291.

3. Beloglazova G.N. Den'gi. Kredit. Banki (Money. Credit. Banks). Moscow: Vysshee obrazovanie, 2009, pp. 224-238.

4. Ponomareva S.P., Laptev A.V. Evolyutsiya, problemy i perspektivy razvitiya tsentral'nykh bankov (Evolution, problems and prospects of central banks' development), Bankovskoe delo, 2011, No. 3, pp. 14-17.

5. Mishchenko S.V. Sovremennye podkhody k realizatsii monetarnoi politiki i regulirovaniyu finansovykh system (Modern approaches to monetary policy realization and financial systems regulation), IzvestiyaSankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki ifinansov (Sankt-Peterburg),

2011, No. 3, p. 12.

6. Struktura mezhdunarodnykh rezervov otdel'nykh stran (Structure of international reserves of certain countries), available at: http://www. cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch

7. Ofitsial'nyi saitBanka Rossii (Official site of Bank of Russia), available at: http://www.cbr.ru

8. Open Market Operations, available at: http: //www.ecb.int/mopo/implement/omo.html

9. Korishchenko K.N. Aktual'nyeproblemy metodologii v realizatsii denezhno-kreditnoipolitiki (Topical issues of methodology in realization of monetary-credit policy). Moscow: Ekon. nauki, 2006, pp. 5-8.

10. Temporary Open Market Operations, available at: http://www.newyorkfed.org/markets

11. Svirina E. Valyutnyi kurs i targetirovanie inflyatsii (Currency rate and targeting of inflation), Valyutnoe regulirovanie. Valyutnyi kontrol',

2012, No. 2, pp. 29-35.

12. Osnovnye napravleniya edinoi gosudarstvennoi denezhno-kreditnoi politiki na 2013 g. i period 2014 i 2015 gg. (Main directions of the unified state monetary-credit policy for 2013 and up to 2014 and 2015), available at: http://www.cbr.ru/today/publications_reports/on_2013(2014-2015).pdf

13. Moiseev S.R. Zachem nuzhen tsentral'nyi bank? (What is central bank for?), Bankovskoe delo, 2008, No. 8, pp. 40-46.

14. Aganbegyan A.G. O novoi roli bankov v finansirovanii poslekrizisnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii (sub"ektivnye zametki) (On the new role of banks in financing of the post-crisis social-economic development of Russia (subjective notes)), Den'gi i kredit, 2011, No. 1, pp. 27-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

Simoguk Svetlana Nikolayevna, post-graduate student of "Finance and Credit" chair, Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Address: 42 Moskovskaya Str., 420111, Kazan, tel.: (843)231-92-90 E-mail: Vladimir@unics.ru

A

How to cite the article: Simoguk S.N. Conceptual power and anticorruption movement in the country, Aktual'nye problemy ekonomiki i prava, 2013, No. 3(27), pр. 10-16.

_y

© Simoguk S.N., 2013

1б Экономика и управление народным хозяйством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.