Научная статья на тему 'Некоторые аспекты правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации'

Некоторые аспекты правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2194
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / НАЛИЧНОЕ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / CASH CIRCULATION / РЕЖИМ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ / ФУНКЦИИ ДЕНЕГ / FUNCTIONS OF MONEY / КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕНЕГ / THE CLASSIFICATION OF MONEY / ВАЛЮТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CURRENCY OF THE RUSSIAN FEDERATION / ИНОСТРАННАЯ ВАЛЮТА / FOREIGN CURRENCY / БЕЗНАЛИЧНОЕ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / NON-CASH CIRCULATION / ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА / MONETARY SYSTEM / MONETARY CIRCULATION / THE REGIME OF MONEY CIRCULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андриевский Константин Витальевич

Целью статьи является анализ проблем денежного обращения, осуществляемый с учетом публично-правовой природы данного явления. Деньги как объект правового регулирования объективно относятся как к области частноправового регулирования, так и публично-правового, однако деньги становятся полноценными деньгами только при появлении государства института, гарантирующего их полновесность и реальность. Понятие «деньги» представляет собой комплексное понятие, сочетающее подходы многих отраслей знаний (экономики, права, политологии и т.д.). Одним из наиболее сформированных и законодательно урегулированных понятий в режиме денежного обращения является понятие «валюта», которое используется в терминологическом обороте отраслей права (с чётким законодательным её определением), тогда как законченное законодательное определение денег отсутствует. Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход. В статье делается вывод, что деньги представляют собой не непосредственный объект правового регулирования, а скорее всего предмет, по поводу которого формируется объект воздействия правовых норм. В этом случае мы под объектом понимаем совокупность отношений между субъектами права по поводу движения денег. Важно иметь в виду, что основная масса правовых последствий связывается не с деньгами, находящимися в статическом состоянии, а с определенными процедурами их движения. Выводы исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации, совершенствования политики регуляторов и законодательства в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the problems of monetary circulation in this article is considered taking into account the public law nature of this phenomenon. Money as an object of legal regulation objectively refers both to the field of private legal regulation and public law, but money becomes a full-fledged money only when an institution appears that guarantees their fullness and reality the state. The concept of money is a complex concept combining the approaches of many branches of knowledge (economics, law, political science, etc.). One of the most well-formed and legally regulated concepts in the regime of monetary circulation is the concept of currency, which is used in the terminological turnover of branches of law (with a clear legislative definition of it), whereas a complete legislative definition of money is absent. The article concludes that money is not a direct object of legal regulation, but most likely an object about which an object of influence of legal norms is formed. In this case we under the object understand the aggregate of relations between subjects of law concerning the movement of money. It is important to bear in mind that most of the legal consequences are not associated with money in a static state, but with certain procedures for their movement. Evaluation of the legal nature of monetary circulation should primarily be linked to an exceptional position and role in the organization and maintenance of the monetary relations of the state. At the same time, financial and legal regulation is associated with the regulation of the movement of public funds, which are a special type of property owned by public entities, but the basic constituent of this is money, as a generic concept. To understand the legal nature of special (public) money without including in the sectoral instruments of financial law the concepts of money, the monetary system, money circulation it is impossible.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации»

Финансовое право

Андриевский Константин Витальевич

Директор АНО «Институт экономико-правовых исследований», кандидат юридических наук E-mail: k.andrievskii@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация.

Целью статьи является анализ проблем денежного обращения, осуществляемый с учетом публично-правовой природы данного явления. Деньги как объект правового регулирования объективно относятся как к области частноправового регулирования, так и публично-правового, однако деньги становятся полноценными деньгами только при появлении государства — института, гарантирующего их полновесность и реальность. Понятие «деньги» представляет собой комплексное понятие, сочетающее подходы многих отраслей знаний (экономики, права, политологии и т.д.). Одним из наиболее сформированных и законодательно урегулированных понятий в режиме денежного обращения является понятие «валюта», которое используется в терминологическом обороте отраслей права (с чётким законодательным её определением), тогда как законченное законодательное определение денег отсутствует.

Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход.

В статье делается вывод, что деньги представляют собой не непосредственный объект правового регулирования, а скорее всего — предмет, по поводу которого формируется объект воздействия правовых норм. В этом случае мы под объектом понимаем совокупность отношений между субъектами права по поводу движения денег. Важно иметь в виду, что основная масса правовых последствий связывается не с деньгами, находящимися в статическом состоянии, а с определенными процедурами их движения.

Выводы исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации, совершенствования политики регуляторов и законодательства в данной области.

Ключевые слова: денежное обращение, режим денежного обращения, функции денег, классификация денег, валюта Российской Федерации, иностранная валюта, наличное денежное обращение, безналичное денежное обращение, денежная система.

Abstract.

Analysis of the problems of monetary circulation in this article is considered taking into account the public law nature of this phenomenon. Money as an object of legal regulation objectively refers both to the field of private legal regulation and public law, but money becomes a full-fledged money only when an institution appears that guarantees their fullness and reality — the state. The concept of money is a complex concept combining the approaches of many branches of knowledge (economics, law, political science, etc.). One of the most well-formed and legally regulated concepts in the regime of monetary circulation is the concept of currency, which is used in the terminological turnover of branches of law (with a clear legislative definition of it), whereas a complete legislative definition of money is absent.

The article concludes that money is not a direct object of legal regulation, but most likely an object about which an object of influence of legal norms is formed. In this case we under the object understand the aggregate of relations between subjects of law concerning the movement of money. It is important to bear in mind that most of the legal consequences are not associated with money in a static state, but with certain procedures for their movement.

Evaluation of the legal nature of monetary circulation should primarily be linked to an exceptional position and role in the organization and maintenance of the monetary relations of the state. At the same time, financial and legal regulation is associated with the regulation of the movement of public funds, which are a special type of property owned by public entities, but the basic constituent of this is money, as a generic concept. To understand the legal nature of special (public) money without including in the sectoral instruments of financial law the concepts of money, the monetary system, money circulation — it is impossible.

Key words: monetary circulation, the regime of money circulation, the functions of money, the classification of money, the currency of the Russian Federation, foreign currency, cash circulation, non-cash circulation, the monetary system.

Деньги как объект правового регулирования объективно относятся к областям как частноправового регулирования, так и публично-правового. Возникнув как инструмент частного права, упрощающий процедуры обмена и расчётов, деньги свою совершенную форму приобрели только при трансформации в инструмент публичного права, когда государство гарантировало их появление (эмиссию), законность обращения1. Подобный аспект объективно предполагает сложную диалектическую конструкцию: с одной стороны, деньги становятся полноценными деньгами только при появлении государства — института, гарантирующего их полновесность и реальность; с другой стороны, государство не может существовать без такого инструмента, как деньги. «Государство посредством правового регулирования определяет, какие знаки являются законным платёжным средством на его территории»2.

Характеристика денег как правовой категории основывается на экономической модели этого явления, предполагающей детальный анализ реализуемых ими функций (меры стоимости, средства платежа,

средства обращения, средства накопления и мировых денег). Именно через детализацию правового оформления этих функций и раскрывается юридическая природа денег. При этом важно, анализируя трансформацию экономического содержания денег в правовое явление, соблюдать чёткость и в поиске адекватной правовой формы для закрепления отдельных функций денег. Следует согласиться с довольно детальной характеристикой денег как особых знаков, выраженных в форме, установленной законом, их платёжной силе и т.д3.. В то же время, видимо, следует уточнить характеристику платёжной силы денежных знаков, которая вряд ли создаёт условия для смешения функций денег как меры стоимости и как средства платежа. «Платёжная сила обозначается в количестве денежных единиц, которые в данном случае выполняют функцию счётной единицы. Таким образом, с помощью денежной единицы можно легко и быстро измерить стоимость любого товара или услуги, то есть узнать их цену. Для того чтобы количественно сравнить цены различных по своей природе товаров, работ, услуг, они должны быть выражены в оди-

1 См. подробнее: Артёмов Н. М., АрзумановаЛ. Л., Ситник А. А.. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): коллективная монография.— М.: ООО «Изд-во «Элит»», 2012.— С. 31-61.

2 Артёмов Н.М., АрзумановаЛ.Л., СитникА.А.. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): коллективная монография.— М.: ООО «Изд-во «Элит»», 2012.— С. 24.

3 Там же. С. 24-27.

наковых денежных единицах»4. Функцию меры стоимости деньги выполняют, выражая количество общественно необходимого труда, затраченного на производство данного товара. Именно эта функция и позволяет рассматривать деньги как единый всеобщий эквивалент. Собственно, это и есть одна из главных функций денег. Средство платежа представляет иную денежную функцию, задачей которой является упрощение организации расчётов, обмена.

Деньги представляют собой системное явление, позволяющее классифицировать их по различным основаниям в зависимости от5: а) государственной принадлежности (национальные, иностранные); б) субъекта эмиссии (банкноты, казначейские деньги); в) режима обмена (неконвертируемые, частично конвертируемые, свободно конвертируемые); г) характера оборота (наличные, безналичные). Естественно, в данном случае необходимо исходить из того, что любая классификация осуществляется не как классификация для классификации, а как такая дифференциация определённых объектов правового регулирования, которая порождает разные правовые последствия, различные режимы для участников данных отношений. В данном случае можно говорить и о субъектном разграничении (национальные и иностранные валюты; банкноты и казначейские билеты и т.д.), и об объектной дифференциации (наличные и безналичные, конвертируемые и неконвертируемые и т.д.).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» в режиме правового регулирования денежного обращения законодатель видит:

1) валюту Российской Федерации (денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории

Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах);

2) иностранную валюту (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчётных единицах.

Хотелось бы обратить внимание на определенный дуализм, закрепленный в ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в случае, когда относительно и национальной валюты, и иностранной валюты закреплено два режима: а) находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории государства и б) изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. Подобная ситуация может выражать две тенденции. Во-первых, моменты (иногда довольно длительные), связанные с денежными реформами, когда одна денежная единица сменяет другую (например, смена рубля на червонец в условиях денежной реформы 1922-1924 гг. в СССР). Во-вторых, моменты изменения внешнего оформления наличных денежных знаков. Если во втором случае речь идёт просто о формальном изменении изображения денежной единицы, то в первом — о содержательном изменении режима денежного обращения, вытеснения более слабой валюты более сильной.

4 Там же. С. 26.

5 Артёмов Н.М., АрзумановаЛ.Л., Ситник А. А.. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): коллективная монография.— М.: ООО «Изд-во «Элит»», 2012.— С. 25

дг

Подобная процедура закреплена в ст.ст. 31-33 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) и предполагает целый ряд ограничений:

а) банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца;

б) не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена;

в) при обмене банкнот и монеты срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.

Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Совет директоров принимает решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Указанное решение в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации6.

Довольно часто «валюта» ассоциируется исключительно с явлением, аккумулирующим содержание и признаки, которые могут характеризовать только иностранную валюту. Однако, судя и по позиции законодателя, понятие валюты практически идентично понятию денег. Более того, понятие денег, на наш взгляд, представляет собой более обобщённое, комплексное понятие, сочетающее подходы многих отраслей знаний (экономики, права, политологии и т.д.), тогда как валюта представляет собой уже адекватное правовое оформление этой ком-

плексной категории. Понятие валюты используется в терминологическом обороте отраслей права (с чётким законодательным её определением), тогда как законченное законодательное определение денег отсутствует. Таким образом, в режиме финансово-правового регулирования применяется валюта как правовая категория, выражающая содержание понятия денег.

Несколько по-иному подходит к регулированию данных отношений гражданское законодательство. Так, в соответствии со ст. 140 «Деньги (валюта)» Гражданского кодекса РФ рубль является законным платёжным средством, обязательным к приёму по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путём наличных и безналичных расчетов. Во-первых, в данном случае понятие валюты рассматривается как синоним понятия денег. Во-вторых, подобная норма содержит акцент исключительно на реализацию такой функции денег, как средство платежа. В данном случае прослеживается определенная связь с терминологическим аппаратом Конституции РФ, где ст. 75 определяет, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. При этом какое-либо упоминание о валюте отсутствует.

Деньги представляют собой не непосредственный объект правового регулирования, а скорее всего — предмет, по поводу которого формируется объект воздействия правовых норм. В этом случае мы под объектом понимаем совокупность отношений между субъектами права по поводу движения денег. Важно иметь в виду, что основная масса правовых последствий связывается не с деньгами, находящимися в статическом состоянии, а с определёнными процедурами их движения. Исследователи данной

6 Ст.ст. 31-33 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

проблемы подчёркивают, что в некоторых случаях (прежде всего в области анализа экономических отношений) разграничивают понятия денежного обращения и денежного оборота7. Если под денежным обращением понимают движение исключительно наличных денег, то денежный оборот охватывает как движение наличных, так и безналичных денег. Подобного принципиального разграничения в финансово-правовой науке нет, и конструкция денежного обращения распространяется представителями финансово-правовой науки как на наличное обращение денег, так и безналичное. Так, Е.Ю.Грачёва денежное обращение определяет как «процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной форме»8.

Хотелось бы ещё раз обратить внимание на важность именно динамического аспекта в оценке правовых последствий в регулировании денежного обращения. Следует согласиться с В. П. Васильцом, который денежное обращение характеризует не просто как постоянный процесс движения денег, но как объективно сформированную последовательность стадий этого движения: 1) эмиссии (выпуска денег); 2) движения денег от одного собственника к другому; 3) изъятия денег из обращения9. Соглашаясь с подобной позицией, хотелось бы обратить внимание на несколько деталей. Во-первых, в такой последовательности закреплена объективная сменяемость одной стадии другой, когда последующая стадия не может состояться без предыдущей. Конечно, можно представить изъятие денег сразу после эмиссии (в случае ошибки, некорректной печати и т.д.), однако речь будет идти о тех денежных знаках, которые ещё не побывали в об-

ращении. Более того, на наш взгляд, такая форма изъятия относится к первой стадии и представляет собой фактически «негативную эмиссию». Во-вторых, подобная стадийность предполагает обязательное наличие публично-правового регулирования на всех трёх стадиях, тогда как частноправовое регулирование может быть связано только со второй стадией, когда речь будет идти об обслуживании денежного обращения в режиме частного права.

В контексте этого хотелось бы присоединиться к оценке позиции А. И. Худякова авторами монографии «Денежное право». Первый исходит из того, что категория денежного обращения принадлежит исключительно гражданскому праву10. Последние же логично обращают внимание на то, что отношения денежного обращения являются предметом правового регулирования различных отраслей права. Если гражданско-правовые нормы направлены на регулирование в режиме «равенства сторон», то предметом финансово-правового регулирования являются «... общественные отношения, связанные с планомерной организацией порядка движения денежных средств в наличной или безналичной форме, при котором реализуется принцип "власти и подчинения"»11.

Основываясь на этом, оценка правовой природы денежного обращения должна связываться прежде всего с исключительным положением и ролью в организации и обеспечении отношений денежного обращения государства. Если эмиссия денег и изъятие их из денежного обращения связана исключительно с государством как субъектом, принимающим соответствующее решение,

7 Артёмов Н.М., АрзумановаЛ.Л., А.А.Ситник. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): коллективная монография.— М.: ООО «Изд-во «Элит»», 2012.— С. 62; Деньги. Кредит. Банки: Учебник.— 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова.— М.: Проспект, 2006.— С. 134; Жеволюкова О. А. Влияние банковской системы на денежное обращение в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук.— М., 1998.— С. 9.

8 Финансовое право: учебник — 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Е. Ю. Грачёва, Г. П. Толстопятенко.— М.: Проспект, 2010.— С. 328.

9 Василец В. П. Денежное обращение в России как объект правового регулирования.— Дис. ... канд. юрид. наук.— М., 2002.— С. 50.

10 Худяков А. И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть.—Алматы: ТОО «БАСПА», 2001.—С. 157.

11 Артёмов Н.М., АрзумановаЛ.Л., Ситник А. А.. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): коллективная монография.— М.: ООО «Изд-во «Элит»», 2012.— С. 65.

дг

и как субъектом, делегирующим исключительное полномочие соответствующим государственным органам на реализацию соответствующих процедур выпуска или утилизации денег, то обращение денег предполагает участие и более широкого круга субъектов. Как уже подчёркивалось выше, речь может идти и о субъектах частного права, и о субъектах публичного права. Но в любом случае денежное обращение будет связываться с обеспечением динамики действий участников относительно такого образования, как денежная система. Подобная конструкция представляет собой системную совокупность инструментов, гарантирующих движение денежной массы. При этом на первое место опять-таки выдвигается акцент на публично-правовой природе содержания данных отношений. «Государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная система не зависит от воли частных собственников, распоряжающихся своими финансами»12.

Именно государство определяет правовой режим элементов денежной системы. «Государство закрепляет в финансово-правовых актах основные элементы денежной системы, определяя тем самым порядок организации движения денежных средств, выраженных в национальной или иностранной валюте в наличной и безналичной форме. Иные субъекты права обязаны безоговорочно соблюдать установленный порядок денежного обращения, то есть в таких отношениях отсутствует диспозитивность»13. Более того, классическое частноправовое регулирование в подобном случае содержит отсылку именно к нормам, предполагающим императивное регулирование, отводя им главенствующее значение в подобном случае. Так,

в соответствии со ст. 141 «Валютные ценности» Гражданского кодекса РФ виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле.

При оценке данных отношений не может возникнуть вопрос о типе подобных отношений. Безусловно, речь идёт о публично-правовых отношениях, где ведущая роль отводится государству. С другой стороны, можно ли безапелляционно утверждать, что в данном случае мы сталкиваемся с отношениями, однозначно подпадающими под предмет финансово-правового регулирования? Связаны ли они с финансовым правом вообще? Естественно, речь идёт о разновидности управленческих отношений, когда государство управляет специфической частью отношений, связанных с организацией денежной системы. То есть это определённый сектор управленческих отношений в сфере денежного обращения. В то же время финансово-правовое регулирование связывается с регулированием движения публичных денежных средств. Да, это особый вид имущества, собственником которого являются публичные образования, но базовым составляющим звеном являются деньги. Деньги как родовое понятие. Поэтому понять правовую природу особых (публичных) денег без включения в отраслевой инструментарий финансового права понятий денег, денежной системы, денежного обращения невозможно. Именно поэтому мы приходим к выводу, что денежная система может и должна рассматриваться как объект финансово-правового воздействия.

Правовая природа денежного обращения рассматривалась в целом ряде исследова-ний14. При этом абсолютно объективно в них денежное обращение связывается с функцио-

12 Годме П. М. Финансовое право.— М.: Прогресс, 1978.— С. 42.

13 Артёмов Н.М., Арзуманова Л. Л., Ситник А. А.. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): коллективная монография. — М.: ООО «Изд-во «Элит»», 2012.—С. 68.

14 Лунц Л.А. Денежные обязательства в гражданском праве. Изд. 2-е, испр.— М.: Статут, 2004.— С. 60; Артёмов Н. М., Арзуманова Л.Л., Ситник А. А.. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): коллективная монография.— М.: ООО «Изд-во «Элит»», 2012.— С. 63-73.

нированием денежной системы государства. Понятие денежной системы являлось предметом изучения как в области частного, так и публичного права. По мнению Л.А.Лунца, денежная система представляет собой совокупность различных денежных знаков, выраженных в одной и той же денежной единице, которая определяет их платёжную силу15. На наш взгляд, логично замечание авторов монографии «Денежное право» относительно того, что в данном случае превалирует статический аспект оценки понятия денежной системы16. В этой же монографии выделены и элементы, составляющие денежную систему: 1) официальная денежная единица; 2) виды денежных знаков; 3) порядок эмиссии денежных знаков и их обеспечения; 4) методы регулирования денежного обращения; 5) организация денежного обращения17. В целом подобная структура денежной системы отражает эволюцию национального законодательства, регулирующего отношения денежного обращения.

В начале 90-х годов ХХ века было сформировано определённое видение понимания денежной системы, отражённое в соответствующем законе, однако на сегодня однозначный подход законодателя к определению денежной системы отсутствует. Так, в соответствии со ст. 2 денежная система Российской Федерации включала в себя: 1) официальную денежную единицу; 2) порядок эмиссии наличных денег; 3) организацию и регулирование денежного обраще-ния18. С момента прекращения действия закона РФ «О денежной системе Российской Федерации» и внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (банке России)» подобная норма отсутствует. В то же время это не исключило законодательного регулирования отдельных составляющих денежной системы.

Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (банке России)» является рубль, который состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Масштаб цен определяет количество золота, содержащегося в национальной денежной единице. Не следует думать, что в данном случае возможен вариант обмена бумажных денег на реальные (золото). Показатель масштаба цен традиционно использовался, а в некоторых государствах используется и сейчас для упрощения в определении соотношения национальной валюты с иностранными, упрощения формирования обменных курсов. Однако в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (банке России)» официальное соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Подобная норма существовала и в законе РФ «О денежной системе Российской Федерации», однако она дополнялась также указанием на то, что официальный курс рубля к денежным единицам других государств определяется и еженедельно публикуется Центральным банком Российской Федерации (Банком России)19.

Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех

15 Лунц Л. А. Денежные обязательства в гражданском праве. Изд. 2-е, испр.—М.: Статут, 2004.—С. 60.

16 Артёмов Н.М., АрзумановаЛ.Л., Ситник А. А.. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): коллективная монография.— М.: ООО «Изд-во «Элит»», 2012.— С. 63.

17 Там же. С. 70-79.

18 Закон РФ от 25.09.1992 № 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации» (документ утратил силу).

19 Там же. Ст. 4.

Мг '1

видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Россий-

ской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону20.

Организация и регулирование денежного обращения различаются в зависимости от наличного или безналичного режима оборота денежных средств.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, № 28, ст. 2790.

2. Закон РФ от 25.09.1992 № 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации» (документ утратил силу).

3. Артёмов Н.М., Арзуманова Л. Л., Ситник А. А. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): коллективная монография.— М.: ООО «Изд-во «Элит»», 2012.

4. Василец В. П. Денежное обращение в России как объект правового регулирования.—Дис. ... канд. юрид. наук.— М., 2002.

5. Годме П. М. Финансовое право. — М.: Прогресс, 1978.

6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник.— 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова.— М.: Проспект, 2006.

7. Жеволюкова О. А. Влияние банковской системы на денежное обращение в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1998

8. Лунц Л. А. Денежные обязательства в гражданском праве. Изд. 2-е, испр.— М.: Статут, 2004.

9. Финансовое право: учебник — 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Тол-стопятенко.— М.: Проспект, 2010.

10. Худяков А. И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть.— Алматы: ТОО «БАСПА», 2001.

20 Ст.ст. 29, 30 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.