Научная статья на тему 'Право человека на свободу передвижения. На примере Российской Федерации'

Право человека на свободу передвижения. На примере Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
581
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / LAW / FREEDOM OF MOVEMENT / FREEDOM / MOVEMENT / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВО / СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / СВОБОДА / ПЕРЕДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Неменова Дарья Львовна

В данной статье изучается вопрос конституционного права граждан на свободное перемещение внутри России, а также на свободное передвижение за пределы страны и свободное возвращение. В аспекте изучения понятия «право свободного перемещения граждан и иностранных граждан» использовались нормы Конституции Российской Федерации и законы страны, принятые в соответствии с ней.This article examines the constitutional right of citizens to free movement inside Russia, as well as free movement outside the country and free return. In the study of the concept of the «right of free movement of citizens and foreign nationals» used the norms of the Constitution of the Russian Federation and the laws of the country, adopted in accordance with it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право человека на свободу передвижения. На примере Российской Федерации»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10061 ГРНТИ: 10.15.59

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

На примере Российской Федерации

Дарья Львовна НЕМЕНОВА, магистр юриспруденции, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики E-mail: dlnemenova@edu.hse.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В данной статье изучается вопрос конституционного права граждан на свободное перемещение внутри России, а также на свободное передвижение за пределы страны и свободное возвращение. В аспекте изучения понятия «право свободного перемещения граждан и иностранных граждан» использовались нормы Конституции Российской Федерации и законы страны, принятые в соответствии с ней.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, право, свобода передвижения, свобода, передвижение.

Все основные права человека и граждан в Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации есть закон, который имеет наивысшую юридическую силу в нашем государстве. Все иные законы в нашей стране принимаются и действуют на территории России в соответствии с Конституцией Российской Федерации1.

Одним из ключевых прав людей, находящихся на территории нашей страны (как граждане РФ, так и иностранные граждане, в том числе и лица без гражданства), является право на свободу перемещения.

Право на свободное перемещение закреплено ст. 27 Конституции Российской Федерации. В упомянутой статье закрепляется право каждого на свободное перемещение и свободный выбор места для проживания внутри нашей страны при условии законного нахождения на территории России. Также Конституцией Российской Федерации гарантируется свобода покидания территории Российской Федерации гражда-

Annotation. This article examines the constitutional right of citizens to free movement inside Russia, as well as free movement outside the country and free return. In the study of the concept of the «right of free movement of citizens and foreign nationals» used the norms of the Constitution of the Russian Federation and the laws of the country, adopted in accordance with it.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, law, freedom of movement, freedom, movement.

нами страны, а также право беспроблемного возвращения их в страну2. В Законе, имеющем высшую юридическую силу в государстве, также закрепляется положение о недопустимости отрицания и / или умалении прав и свобод3.

При изучении п. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации мы сталкиваемся с понятием «законность пребывания на территории страны». Для уяснения этого термина необходимо понимать, что на территории страны могут находиться как российские граждане, так и иностранные граждане.

Пребывание иностранных граждан на территории нашей страны регулируется Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 01.03.2020 г.)4.

Конкретно положения о нахождении в пределах границ Российской Федерации иностранных граждан закреплены в ст. 5 указанного Федерального закона, в которой акцент делается на два основных условия пребывания на территории России иностранных граждан:

№ 2/2020

1.Те иностранные граждане, которым нужны визы для въезда в Россию.

2. Те иностранные граждане, которым не нужны визы для въезда в Россию.

В обоих случаях установлен срок временного пребывания на территории России. В случае с иностранными гражданами, которым нужна виза, срок пребывания на территории страны ограничен сроком действия выданной визы. При рассмотрении пересечения границы с визой совокупный срок пребывания в стране не может превышать 90 дней в течение каждых 180 дней в году. Такое ограничение действует при многократной визе, а в случае получение однократной визы определяется строго датами действия визы. Подобное положение согласуется с разъяснениями Министерства внутренних дел Российской Федерации5.

Отметим также возможность граждан некоторых стран посещать Россию без виз с ограниченным сроком пребывания в стране. Исключение составляют Республика Беларусь, Северная Осетия. Кстати, список стран, для граждан которых требуется получение виз, опубликован на сайте Министерства иностранных дел Российской Федерации6. Помимо официального въезда на территорию Российской Федерации, иностранным гражданам необходимо подать соответствующее заявление в органы, занимающиеся миграционным учетом, и получить регистрацию по месту пребывания в России. Подобными вопросами занимается в настоящее время Министерство внутренних дел Российской Федерации7.

При соблюдении всех процессуальных норм можно говорить о законном пребывании иностранных граждан на территории нашей страны. При этом право иностранных граждан на свободное перемещение внутри России закреплено в ст. 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 01.03.2020 г.)». Для иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации с различными целями, гарантирована свобода передвижения8.

Таким образом, иностранные граждане, законно пребывающие на территории Российского государства, имеют право на свободу передвижения внутри его границ.

Касательно граждан России их права, помимо закрепленной нормы в Конституции Российской Федерации, защищаются и в Законе Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в преде-

лах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (в ред. от 01.04.2019 г.)9.

Стоит отметить, что, несмотря на право свободного передвижения, существует и ряд ограничений. Обратим внимание на то, что все ограничения на передвижения должны быть перечислены в законах.

Так, в соответствии со ст. 8 вышеуказанного Закона установлен закрытый перечень, определяющий, при каких условиях и в каких именно местах действуют ограничительные меры, где могут быть ограничены права на передвижение. К таким местам относятся:

1. Пограничная зона, в которой действуют Правила пограничного режима. Эти Правила действуют на основании приказа ФСБ России от 7 августа 2017 г. № 454 «Об утверждении Правил пограничного режима»10 (далее — Правила).

Отметим, что указанные Правила приняты в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-111 (далее — Закон). Так, в соответствии с приказом и Законом в пограничной зоне Российской Федерации действуют четко установленные Правила. Эти Правила распространяются и на передвижение.

2. Закрытые военные городки, положения коих действуют на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 марта 2019 г. № 122 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных силах Российской Федерации»12, который, в свою очередь, принят в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-Ф313 и другими нормативными документами

3. Закрытые административно-территориальные образования, чье положение регулируется Законом Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 г. № 3297-114.

4. Зоны экологического бедствия, регулируемые ст. 57 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 27.12. 019 г.)15. Упомянем также проект № 115008-3 федерального закона Российской Федерации «О зонах экологического бедствия» (о статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной деятельности и иной деятельности на их территории), внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Грачевым, А.Н. Грешневи-ковым, А.Н. Косариковым, В.В. Оленьевым, А.Н. Томовым16.

5. Отдельные территории, населенные пункты, в коих при наличии опасности распрост-

№ 2/2020

ранения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, а также отравления людей вводятся особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности. Данное положение регулируется Федеральным законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ17.

6. Территории, на которых введено чрезвычайное положение либо военное положение. Вопросы, связанные с введением чрезвычайного положения в стране регулируются ст. 4 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФК3 (в ред. от 03.07.2016 г.)18.

Таким образом, ситуации, при которых индивидуум может быть ограничен в праве на свободное перемещение в Российской Федерации, регулируются законами. В действующем правовом поле выделено всего шесть случаев (пунктов), при которых допускается ограничение на свободу передвижения. При этом каждый подобный случай закреплен отдельным законодательным актом. В противном случае, если подобные меры не находят своего отражения в законодательных актах, приходится говорить о незаконности действий лиц, нарушающих права граждан на свободное передвижение внутри страны.

Что касается закрытых территорий, отметим их подконтрольность. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 г. № 3297-1 (в ред. от 29.06.2018 г.) они относятся к ведению федеральных органов государственной власти по установленным вопросам. Соответственно, ограничительный режим на передвижение внутри закрытых территорий, а также на въезд на территорию и выезд с территории также входит в компетенцию соответствующего федерального органа исполнительной власти.

С экологической и санитарной обстановкой чуть сложнее. Чтобы ограничить передвижение граждан в этих условиях, необходимо соблюсти ряд процессуальных действий, что также продиктовано законодательством Российской Федерации.

Так, в ст. 31 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в ред. от 26.07.2019 г.) указано, что ограничение передвижения происходит при введении карантина.

При этом карантин может вводиться как на территории всей страны, так и в отдельных субъектах России, а также на территории муниципальных образований и на тех объектах,

которые занимаются хозяйственной и / или иной деятельностью. Такие меры, как введение карантина, проводятся с целью предотвращения распространения инфекции.

Необходимо обратить внимание на то, что введение и отмена карантинных мер в стране или на территории субъектов происходит на основании соответствующих предписаний и предложения Главного государственного санитарного врача страны или субъекта России и / или его заместителя. Далее такое предписание вносится в Правительство Российской Федерации или в органы исполнительной власти соответствующего субъекта России. Решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти карантин вводится или отменяется.

В случае введения карантина также вводятся и ограничительные меры на пропускных пунктах на границах Российской Федерации. При этом обратим внимание на четкие формулировки того, при каких обстоятельствах и каким образом будут введены ограничительные меры на границах России. Помимо этого, необходимо четко сформулировать, каким образом граждане страны и иностранные граждане законным путем могут выехать за пределы Российской Федерации или въехать на территорию Российской Федерации и реализовать свое право на свободное перемещение. Следует также прописать четкую процедуру пересечения границы в условиях карантина.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами можно говорить о том, что право на свободу перемещения граждан, законно пребывающих на территории Российской Федерации, является неотъемлемым. Ограничение права на свободное передвижение возможно только в соответствии с принятыми законами России либо при введении дополнительных мер защиты населения, при соблюдении всех процессуальных норм.

Рассматривая вопрос о праве на свободное передвижение граждан и лиц, законно пребывающих на территории Российской Федерации, необходимо еще раз подчеркнуть необходимость закрепления данного права в законодательном порядке. Поскольку право на свободное передвижение на территории Российской Федерации является конституционным, все законы, касающиеся и затрагивающие данное право субъектов права, не могут ущемлять или / и умалять данное право.

1 Конституция РФ // URL:// http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 11.04.2020)

2 Статья 27 Конституции РФ...

3 Конституция РФ.

№ 2/2020

4 Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 01.03.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 11.04.2020)

5 Офиц. сайт Министерства внутренних дел РФ / / Сайт МВД России: URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/emvd/ часто-задаваемые-вопросы/порядок-пребывания-на-тер-ритории-российс (Дата обращения: 11.04.2020)

6 Офиц. сайт Министерства иностранных дел РФ / / URL: https://www.kdmid.ru/cons.aspx?lst=cnslfunk&it=/Усло-вия% 20въезда% 20граждан% 20иностранных% 20госу-дарств% 20в% 20Российскую% 20Федерацию.аэрх (Дата обращения: 11.04.2020)

7 Офиц. сайт Министерства иностранных дел РФ // Сайт МИД России // URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/emvd/ guvm/осуществление-миграционного-учета (Дата обращения: 11.04.2020)

8 Статья 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»... (Дата обращения: 11.04.2020)

9 Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 г. № 5242-1 (в ред. от 01.04.2019 г.) // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2255/

10 Приказ ФСБ России от 07.08.2017 г. № 454 «Об утверждении Правил пограничного режима» // URL: https:/ /www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7165 9826/ (Дата обращения: 11.04.2020)

11 Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 г. № 4730-l // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 11.04.2020)

12 Пpиказ Министра обороны РФ от 05.03.2019 г. № 122 «Об утверждении Пoложения об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных силах Российской Федерации» // URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72113614/ (Дата обращения: 12.04.2020)

13 Федеральный закон «O гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-Ф3 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 12.04.2020)

14 3aкон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 г. № 3297-l // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 12.04.2020)

15 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 12.04.2020)

16 Проект федерального закона РФ «O зонах экoлoíичес¡ого бедствия» (о статусе зoн экологического бедствия и peгулиpoвaнии хозяйственной деятельности и иной деятельности на их территории) // URL: http://asozd.duma.gov.ru/arhiv% 5Ca_dz_5.nsf/ByID/ 63388BFFCB0835D1432571BB00564730?0penDocument (Дата обращения: 12.04.2020)

17 Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_22481/ (Дата обращения: 12.04.2020)

18 Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. № 3-ФК3 (в ред. от 03.07.2016 г.) // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_31866/ (Дата обращения: 12.04.2020)

Библиографический список

Нормативные правовые акты и законы

1. Конституция РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. № 3-ФК3 (в ред. от 03.07.2016 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон «O гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-Ф3 // СПС «Консультант Плюс»

4. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 01.03.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

6. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

7. 3акон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 г. № 3297-1 // СПС «Консультант Плюс»

8. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 г. № 4730-1 // СПС «Консультант Плюс»

9. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 г. № 5242-1 (в ред. от 01.04.2019 г.) // URL: http://www.consu1tant.ru/ document / cons_doc_LAW_2255/

Проекты законов

1. Проект федерального закона РФ № 115 008-3 «О зонах экoлor'ичесУого бедствия» (о статусе зoн экологического бедствия и peгулиpoвaнии хозяйственной деятельности и иной деятельности на их территории) // СПС «Консультант Плюс»

Приказы

1. Приказ ФСБ России от 07.08.2017 г. № 454 «Об утверждении Правил пограничного режима» // http://base.garant.ru/72213614/

2. Приказ Министра обороны РФ от 05.03. 2019 г. № 122 «Об утверждении Пoложения об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных силах Российской Федерации» // http://base.garant.ru/72213614/

Интернет ресурсы

1. Офиц. сайт Министерства внутренних дел РФ // https://мвд.рф/

2. Офиц. сайт Министерства иностранных дел РФ // https://www.mid.ru/ru/home

3. Офиц. сайт Государственной Думы Федерального собрания РФ // http://duma.gov.ru/

№ 2/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.