УДК 342
Князева И.Н., Кутлубаева Г.Ш.
К ВОПРОСУ О РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
В статье раскрывается понятие регистрационного учета как процесса обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Даются определения разновидностей регистрационного учета. Рассматривается соотношение права граждан на свободу передвижения и обязанность регистрироваться по месту жительства и месту пребывания.
Ключевые слова: регистрационный учет, регистрация, право на свободу передвижения.
* * *
Knyazeva 1.^, Kutlubayeva G.Sh.
TO THE QUESTION OF REGISTRATION OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE PLACE OF STAY AND
PLACE OF RESIDENCE
The article reveals the notion of registration as a process of ensuring the necessary conditions for the exercise by citizens of their rights and freedoms, as well as the fulfillment of their duties to other citizens, the state and society. Definitions of the types of registration are given. The ratio of the right of citizens to freedom of movement and the obligation to register at the place of residence and place of stay is considered.
Keywords: registration, registration, right to freedom of movement.
*
Регистрация как правовое явление присутствует во многих сферах государственного управления. Например, регистрируются объекты недвижимости и сделки с ними, транспортные средства, оружие, акты гражданского состояния, юридические лица и частные предприниматели. Граждане могут подвергаться сразу нескольким видам регистрации: дактилоскопической (в зависимости от прошлого поведения), по месту жительства и месту пребывания. Последние два вида особо важны, поскольку касаются каждого находящегося в стране человека [1; 8].
В настоящее время регистрация как правовое явление прочно вошло в нашу жизнь.
* *
Особую значимость для реализации прав и свобод граждан имеет институт регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания [2].
В последние годы все чаще можно услышать дискуссии о судьбе института регистрации по месту жительства и пребывания в будущем. Одни склоняются к его упрощению, другие, наоборот, к ужесточению. Это является доказательством того, что тема имеет большую актуальность в обществе, поскольку касается всех и каждого.
Вопросы, связанные с регистрацией граждан, регулируются Законом РФ от 25 июня 1993 г. №25342-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах РФ" [3], Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (ред. от 23.12.2016 г.) [4], а так- же отдельными положениями Конституции РФ. По своему существу регистрация представляет собой способ контроля государством перемещений граждан в пределах страны.
Следует отметить, что единая терминология для обозначения понятий "регистрация по месту жительства" и "регистрация по месту пребывания" в нормативных правовых актах и литературе отсутствует.
Под регистрацией можно понимать ведение особого рода учетов, содержащих в себе сведения о каком-либо юридическом факте, в данном случае - пребывания либо проживания по месту жительства граждан Российской Федерации.
Каждый дееспособный гражданин выбирает место жительство по своему усмотрению. Свободный выбор места жительства - одно из важнейших прав человека, предусмотренных международными соглашениями и ст. 27 Конституции РФ.
В современном понятии регистрация -это обязанность гражданина при перемещении из одного города страны в другой сообщать о перемене места жительства путем снятия с учета (постановке на учет по месту нового жительства) в адресной картотеке органов МВД РФ по месту жительства.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 02.06.2016 г.) "О праве граждан Российской Федерации на свобо-
ду передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Феде-рации")[3].
Местом пребывания гражданина стоит определить место, где гражданин, не изменивший своего постоянного места жительства, будет пользоваться совокупностью некоторых прав и обязанностей, не связанных напрямую с какой-либо территорией (местными особенностями (например, гражданско-правовыми, административно-правовыми, трудовыми и т.д.) [5].
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 02.06.2016 г.) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"). Раскрывая содержание понятия "место пребывания", законодатель для наилучшего его понимания обозначил открытый перечень мест, временное проживание в которых подразумевает собственно "пребывание" гражданина, в отличие от его постоянного или преимущественного проживания.
Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Законодательством установлена обязанность граждан зарегистрироваться по месту пребывания в том случае, если он покидает место своего постоянного или преимущественного места жительства. Но не во всех случаях эта обязанность возлагается именно на гражданина.
Регистрации присущи свои особенности:
1. Уведомительный характер. В Постановлении Конституционного Суда РФ раскрывается данный признак указанием на то, что государственные органы наделены лишь
ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА - ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА №1 2018
29
правом регистрации результата акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства [6].
2. Персональный характер. Суть данного признака заключается в том, что граждане регистрируются по месту жительства и по месту пребывания индивидуально, а не группами лиц, семьями и т.д.
3. Следует также отметить, что регистрация имеет двойственный характер. С одной стороны, ей присуща определенная степень обязательности. Это выражается в том, что законодатель прописал обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. С другой стороны, регистрации присуща некоторая степень добровольности, сопутствующая праву граждан на выбор места жительства и места пребывания. Добровольный характер регистрации прослеживается в возможности выбора гражданином места регистрации. Собственники жилых помещений, в свою очередь, свободны в своем волеизъявлении относительно возможности зарегистрировать кого-либо на своей жилплощади.
4. Регистрационный учет осуществляется специально уполномоченными государственными органами.
5. Регистрация граждан осуществляется по конкретным адресам (в жилых помещениях).
Вместе с тем в российской правовой системе присутствуют нормативные акты, противоречащие позиции Конституционного Суда РФ. Например, Приказ Минобрнауки России № 107 "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения", который закрепляет порядок приема детей в первый класс в зависимости от того, где они зарегистрированы по месту жительства. В соответствии с данным приказом в первую очередь в школу зачисляются те, кто живет непосредственно на закрепленной территории, затем, если остаются свободные места, дети, «зарегистрированные на территории муниципалитета». Дан-
ная правовая норма ограничивает реализацию права на образование в части возможности выбора образовательного учреждения. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. № 5-П идет речь о необходимости обеспечения права на общедоступное образование, где указывается, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения [7].
Положение Приказа Минобрнауки России противоречит в том числе и ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения...", в которой указывается, что «регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации».
По сути регистрационный учет представляет собой более демократичную форму управленческого воздействия, чем действующий раннее институт прописки, так как он позволяет в значительно большей степени реализовывать гражданами свое конституционное право на свободу передвижения по территории Российской Федерации. Одновременно с этим в действующем правовом регулировании данная идея была реализована не в полной мере. На данный момент все еще встречаются правовые нормы, которые не согласуются с уведомительным характером регистрации или ограничивают право граждан на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания.
Таким образом, регистрация граждан по месту пребывания или по месту жительства либо отсутствие таковой не должны влиять
LAW
на обеспечение конституционных прав и свобод граждан, которые гарантируются на всей территории Российской Федерации не-
зависимо от места жительства, наличия или отсутствия у них жилого помещения для постоянного или временного проживания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Шерстобоев О.Н. Регистрация по месту пребывания и месту жительства: проблемы теории и практики // Российский юридический журнал. 2010. № 2. С. 80.
2. Зайцев А.А. Режимные ограничения прав и свобод личности в Российском государстве: системное значение и видовые признаки // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 1 (44).
3. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 02.06.2016) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // Рос. газ. 1993. 10 авг.
4. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 23.12.2016 г.) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ..." // Рос. газ. 1995. 27 июл.
5. Русановская А.С. Проблемы разграничения понятий "место жительства" и "место пребывания" гражданина // Сборник: Общество в эпоху перемен: современные тенденции развития / Материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, проводимой в рамках II Междунар. форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!». Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС. 2014. С. 346-347.
6. Постановление от 4.04.1996 г. № 9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 2.
7. Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 3.
8. Асадов А.М. К анализу конституционных основ государственного финансового администрирования // Финансовое право. 2010. № 6. С. 2-7.
REFERENCES
1. Sherstoboyev O.N. Registratsiya po mestu prebyvaniya i mestu zhitel'stva: problemy teorii i praktiki // Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. 2010. № 2. S. 80.
2. Zaytsev A.A Rezhimnyye ogranicheniya prav i svobod lichnosti v rossiyskom gosudarstve: sistemnoye znacheniye i vidovyye priznaki // Nauka i obrazovaniye: khozyaystvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravleniye. 2014. № 1 (44).
3. Zakon RF ot 25.06.1993 N 5242-1 (red. ot 02.06.2016 g.) "O prave grazhdan Rossiyskoy Federatsii na svobodu peredvizheniya, vybor mesta prebyvaniya i zhitel'stva v predelakh Rossiyskoy Federatsii" // Ros. gaz. 1993. 10 avg.
4. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 17.07.1995 N 713 (red. ot 23.12.2016) "Ob utverzhdenii Pravil registratsii i snyatiya grazhdan RF s registratsionnogo ucheta po mestu prebyvaniya i po mestu zhitel'stva v predelakh RF..." // Ros. gaz. 1995. 27 iyul.
5. Rusanovskaya A. S. Problemy razgranicheniya ponyatiy "mesto zhitel'stva" i "mesto prebyvaniya" grazhdanina // Sbornik: Obshchestvo v epokhu peremen: sovremennyye tendentsii razvitiya / Materialy Mezhdunar. nauch. konf. studentov, aspirantov i molodykh uchenykh, provodimoy v ramkakh II
ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА - ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА №>1 2018
31
Mezhdunar. foruma studentov, aspirantov i molodykh uchenykh «Upravlyayem budushchim!». Sibirskiy institut upravleniya - filial RANKhiGS. 2014. S. 346-347.
6. Postanovleniye ot 4.04.1996 g. № 9-P "Po delu o proverke konstitutsionnosti ryada normativnykh aktov goroda Moskvy i Moskovskoy oblasti, Stavropol'skogo kraya, Voronezhskoy oblasti i goroda Voronezha, reglamentiruyushchikh poryadok registratsii grazhdan, pribyvayushchikh na postoyannoye zhitel'stvo v nazvannyye regiony" // Vestnik Konstitutsionnogo Suda RF. 1996. № 2.
7. Vestnik Konstitutsionnogo Suda RF. 2006. № 3.
8. Asadov A.M. K analizu konstitutsionnykh osnov gosudarstvennogo finansovogo administrirovaniya // Finansovoye pravo. 2010. № 6. S. 2-7.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
КНЯЗЕВА Ирина Николаевна, доцент кафедры конституционного права и муниципального права Института права, Челябинский государственный университет, кандидат юридических наук, г. Челябинск.
E-mail: [email protected]
КУТЛУБАЕВА Гузель Шагалиевна, студентка 2-го курса магистратуры Челябинского государственного университета, г. Челябинск.
E-mail: [email protected]