Научная статья на тему 'ПРАВА ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ: ЗАКОНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ'

ПРАВА ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ: ЗАКОНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
165
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / ПРАВА ЖЕНЩИН / ЗАКОН / ЕГИПЕТ / АРАБСКИЕ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мирошниченко Ю. И., Клименко А. А.

Данная статья актуальна в наше время так как разгораются дискуссии вокруг вопроса о том, следует ли мусульманской женщине обрести права и свободу на западноевропейский манер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN'S RIGHTS IN EGYPT: LAWS AND REALITY

This article is relevant in our time as discussions flare up around the issue of whether a Muslim woman should gain rights and freedom in a Western European manner.

Текст научной работы на тему «ПРАВА ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ: ЗАКОНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ (HISTORICAL SCIENCE)

УДК 1

Мирошниченко Ю.И.

студент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

(г. Краснодар, Россия)

Клименко А. А.

студент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

(г. Краснодар, Россия)

ПРАВА ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ: ЗАКОНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация: данная статья актуальна в наше время так как разгораются дискуссии вокруг вопроса о том, следует ли мусульманской женщине обрести права и свободу на западноевропейский манер.

Ключевые слова: женщины, права женщин, закон, Египет, Арабские страны.

Проблема прав женщин в Египте и других мусульманских странах является одной из наиболее актуальных в мире. Проводится множество различных работ и исследований, посвященных этой тематике. В арабском мире существуют традиции и правила, которые затрагивают существование и жизнь женского населения. Многие малые ячейки общества в современном Египте создаются не с целью полноценного семейного бытия, а с целью использования взаимовыгодных отношений, в которых страдают права женщин. Египетские мужчины в браке отдают полноценное руководство домашнего уюта женщине, не соблюдая равноправия. В 1956 г. впервые в арабском мире Конституция Египта предоставила женщинам избирать и быть избранными на парламентских

выборах и право занимать государственные должности [1]. С помощью этого документа многие женщины в арабском мире смогли реализовать свои желания и даже мечты. С января по ноябрь 2011 г. на

площади Тахрир, ставшей символом "финиковой революции" женщины всех возрастов, разных социальных слоев и вероисповеданий требовали перемен и настаивали на своем участии в строительстве новой страны. [2]. Большинство современных женщин в Египте стали вести более раскрепощенный образ жизни, который выражался в свободной форме повседневной одежды и броского макияжа. Но тем не менее, о равноправии женщин в арабских странах и в Египте даже и не задумываются, что уж можно говорить о решении данной проблемы. Многие женщины пытаются получать образование, развиваться, как личность и строить карьеру, не прибегая к браку, который будет ущемлять их права. Обращаясь к статистике, можно подчеркнуть, что самыми непригодными для жизни являются арабские страны, в том числе Египет. В арабских странах принято заключать брачные договоры, которые оформляются таким документом, как «акд заувадж», («брачный договор») к которому прилагается «каима манкулят зауджийя», т.е. список передаваемого вступающим в брак имущества. Браки в Египте и других мусульманских странах могут заключаться даже до рождения невесты, тем самым снова подчеркивается несправедливость и неравноправие женщин. Так же по законам и традициям мужчина может иметь несколько жен в то время, как женщина не имеет права на полигамию. Развод в арабских странах не сложный процесс. Если брак оказывался несчастливым, можно было развестись, едва ли сделав заявление в присутствии любых свидетелей. По закону женщине при разводе полагалось часть нажитого имущества, ее собственное приданое, также дети оставались с женщиной, а мужчина был обязан ее содержать после брака, даже если они не живут вместе и уже разведены. А развод для женщины приравнивается к позору, ведь после него мало кому удавалось прожить на средства, которые был обязан платить бывший муж. Но чаще всего мужчины, имея более высокое положение в обществе, при

разводе оставляют своим женам в лучшем случае 1/3 имущества и больше никак не участвуют в жизни женщины.

В настоящее время существует проблема домогательств по отношению к женщинам в Египте, которая достигает масштабов эпидемии. Для многих египтянок оскорбления становятся ежедневным испытанием и порой перерастают в жестокие групповые нападения. Как считает социолог из Американского университета в Каире Саид Садек: "Мужчины хотят, чтобы женщины сидели дома и не ходили на работу", - говорит он. "Патриархальная культура не позволяет женщинам быть выше мужчин. Однако некоторые женщины имеют образование и работу, в то время как некоторые мужчины в этом не преуспели. Поэтому единственный способ восстановить положение -силой напоминать женщинам их место, куда бы они не пошли".

16 марта 1923 г. (в день четвертой годовщины первого участия женщин в демонстрации) в доме Х. Шарави в Каире встретились около 80 эмансипированных египтянок и создали первую политическую женскую организацию страны "Союз египетских женщин" (Иттихад ан-ниса алмисри), полное название которой звучало: "Союз египетских женщин за избирательное право"[3].

19 апреля 1923 г. того же года была утверждена Конституция, которая провозгласила Египет конституционной монархией и узаконила равенство между мужчинами и женщинами. В одном из пунктов своей программы она провозгласила полную эмансипацию женщин.

Женщины Египта являются аутсайдерами в общественно-политической сфере, они традиционно слабо представлены в законодательных органах, занимают мало лидирующих позиций в правительстве. Политика здесь традиционно считается мужской вотчиной. Представительство женщин в органах политической власти характеризуется гендерной асимметрией [4].

Гендерная структура власти свидетельствует о ее четком "мужском" профиле и, соответственно, о маргинальном положении женщин на политическом Олимпе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Турк С.Н. Политические права женщин в современном Египте // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2015 год. - Краснодар, 2016. - С. 707-708.

Турк С.Н., Хоружая С.В. История феминистского движения в Египте : генезис и современные тенденции

Статья: «Египет: домогательства к местным женщинам становятся нормой» // Источник: http://www.gorod.lv

Воробьева А.К Права женщин в Египте: законы и реальность 2018. Гендерный анализ политической системы Египта в ХХ- начале XXI века.//Гендер и власть: семья, общество ,государство Тендерные исследования Российская академия наук, Институт Африки.-Москва,2008.Том 10-С.217-225 Турк С.Н Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук/Кубанский государственный университет. Краснодар, 2003.

Miroshnichenko J.I.

Kuban State Agrarian University (Krasnodar, Russia)

Klimenko A.A.

Kuban State Agrarian University (Krasnodar, Russia)

WOMEN'S RIGHTS IN EGYPT: LAWS AND REALITY

Abstract: this article is relevant in our time as discussions flare up around the issue of whether a Muslim woman should gain rights and freedom in a Western European manner.

Keywords: women, women's rights, law, Egypt, Arab countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.