Научная статья на тему 'Права женщин в Египте: законы и реальность'

Права женщин в Египте: законы и реальность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
657
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Египет / женщина / феминизм / равноправие / брак / ислам. / Egypt / woman / feminism / equality / wedlock / Islam.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бакеева А. М., Гудкова М. Н.

В данной статье авторы рассматривают актуальную для арабских стран проблему несоблюдения прав женщин. Уделяют большое внимание такому противоречивому в мусульманских странах явлению, как феминистское движение Египта, а также анализируют положение египтянок на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN'S RIGHTS IN EGYPT: LAWS AND REALITY

In this article, the authors consider the problem of non-observance of women's rights that is relevant for the Arab countries. They pay great attention to such a contradictory phenomenon in Muslim countries as the feminist movement of Egypt, and also analyze the situation of Egyptians today.

Текст научной работы на тему «Права женщин в Египте: законы и реальность»

198

SOCIOLOGICAL SCIENCES /

SOCIOLOGICAL SCIENCES

УДК 347.1

Бакеева А. М., Гудкова М. Н.

Кубанский Государственный Аграрный Университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10849 ПРАВА ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ: ЗАКОНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Bakeeva A. M., Gudkova M. N.

Kuban State Agrarian University

WOMEN'S RIGHTS IN EGYPT: LAWS AND REALITY

Аннотация

В данной статье авторы рассматривают актуальную для арабских стран проблему несоблюдения прав женщин. Уделяют большое внимание такому противоречивому в мусульманских странах явлению, как феминистское движение Египта, а также анализируют положение египтянок на сегодняшний день.

Abstract

In this article, the authors consider the problem of non-observance of women's rights that is relevant for the Arab countries. They pay great attention to such a contradictory phenomenon in Muslim countries as the feminist movement of Egypt, and also analyze the situation of Egyptians today.

Ключевые слова: Египет, женщина, феминизм, равноправие, брак, ислам.

Key words: Egypt, woman, feminism, equality, wedlock, Islam.

На протяжении многих веков женщины в Египте подвергаются дискриминации со стороны мужчин. Почему же их лишают самостоятельности и отнимают право голоса? Религия и издавна сложившиеся традиции в «стране пирамид» формировали и закрепляли образ преданной и безвольной хранительницы очага.

Западный мир отличается от Египта равенством мужчин и женщин. И эта разница на данный момент огромна. Еще на рубеже Х1Х-ХХ веков английские власти жестко критиковали Египет за аспекты мусульманской культуры, касающиеся дискриминации женщин. Так, лорд Кромер считал ислам отсталой культурой в отличие от западной, в которой набирал обороты феминизм [1].

Феминистское движение XX века не обошло стороной Египет и помогло немного приблизится к западному типу общества. В прошлом столетии женщины этой мусульманской страны с большим трудом сумели добиться активного избирательного права, возможность возглавлять государственные и общественные учреждения, а также занимать политические посты.

Еще одним из важных изменений стал закон о брачно-семейных отношениях, в разработке которого принимала участие Муфида Абдель Рахман. Согласно этому закону, девушка могла вступать в брак только по достижении 16 лет, а мужчина - 18 лет [2].

Постепенно росло количество женщин в парламенте, появлялись законы в пользу слабого пола. Например, «Законы Джихан» 1979 года, названные так в народе в честь первой леди Джихан Садат. Эти законы устанавливали ограничение на многоженство. С этих пор мужчина мог жениться во второй

раз только в том случае, если первая жена даст письменное согласие.

Затем следующая первая леди, Сюзанна Муба-рак, предложила Закон об обязательном начальном образовании, чтобы ликвидировать безграмотность египтян, среди которых большинство - женщины. Образование - важный шаг в развитии общества и равноправии [3].

Но годы правления президента Мубарака стали для Египта нелегким как для мужчин, так и, несомненно, для женщин, которые вынуждены были повиноваться новым дискриминационным законам.

Арабская весна так же повернула изменения вспять, значительно снизив уровень соблюдения прав женщин. Усиление влияния тоталитарного режима и верность гендерным стереотипам, считающимся нормой, вновь сделали острым вопрос равенства в Египте [4].

После прихода к власти исламистов в «стране пирамид» возрастает количество домогательств. Многие египтянки хотя бы раз подвергались домогательствам. Это становится привычным явлением в арабских странах. Женщины пытаются бороться с этим, устраивая протесты.

Египтянки продолжают жить, повинуясь традициями и религии, шариату. Согласно Корану, мужчина имеет власть над женщиной и может контролировать ее действия. То есть без позволения мужа египтянка не может учиться и работать. Воспитанные в патриархальном обществе, мусульманки не стремятся за образованием, предпочитая частную жизнь, семью. Ведь участие в жизни сообщества принимают мужчины [5].

<<шушетим~^©и©мак>>#2*ш,2©1]9 / SOCIOLOGICAL sciences

199

В Египте ощутимо разграничены привилегии женщин и мужчин. Например, мужчине разрешён брак с женщиной другой конфессии (при этом она все равно должна будет принять ислам), что не допускается по нормам шариата. Однако если арабская женщина вступит в брак с мужчиной другой религии, то ей придётся покинуть страну.

Мужчина имеет право на полигамию в отличие от женщин. Но, как говорилось выше, заключить еще один брак он может заключить только с согласия первой жены.

Также для мужчин упрощён путь развода в отличие от женщин. Эта процедура называется «та-лак», при этом праве мужчина может подать на развод без судебного иска и объяснений. А вот у арабской женщины есть два пути расторжения брака, но они проходят исключительно через суд. В первом случае арабская женщина может развестись с супругом, если имеет весомые на это причины, которыми могут быть: неучастие супруга в брачной жизни; серьёзное заболевание мужчины, которое может причинить вред супруге; пропажа супруга или его заключение в тюрьме. Во втором случае брак может быть расторгнут по обоюдному согласию [6].

Несмотря на трудности, египтянки не сдаются и продолжают отстаивать свои права. Они больше не хотят оставаться заложницами патриархального мира.

Список литературы:

1.Турк С.Н. Колониальная политика британского империализма и эмансипация женщин в Египте // Кубанские исторические чтения. Материалы X Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2019. С. 20-22.

2. Феминистское движение в Египте во второй половине ХХ - начале XXI в.: проблемы и перспективы // Общество: философия, история, культура. 2017. № 2. С. 69-71.

3. Хоружая С.В., Турк С.Н. История феминистского движения в Египте: генезис и современные тенденции // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 128. С. 65-81.

4. Турк С.Н., Сергиенко Е.А.Феномен "арабской весны" на примере Египта // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2018. С. 195-197.

5. Шайдуллина Л.И. Социальные доктрины ислама о женщине и современность. Женщины в современном мире. - М.: Наука. С 101-102.

6. Консульский информационный портал [электронный ресурс] // О специфических аспектах брака в Египте / КД МИД РФ. Разработка и техническая поддержка ФГУП «ГосНИИАС» 2009-2019. URL: http: // www.kdmid.ru (дата обращения: 26.10.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.