УДК 94(620).05:316.74:392
DOI 10.24411/2409-3203-2020-12474
ФЕМИНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЕГИПТЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX -
НАЧАЛЕ XXI
Турк Светлана Нальбиевна
к.и.н., преподаватель исторических наук Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина
Россия, г. Краснодар Хван Дмитрий Владимирович студент 1 курса факультета финансы и кредит Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина
Россия, г. Краснодар
Аннотация: В статье исследуются современные изменения в институте семьи и брака в современном Египте. Приводятся современные характеристики брака и семьи в Египте, обусловленные глубокими социокультурными изменениями, происходящими в процессе глобализации. Рассмотренно образование семьи и ее основные структуры. Также проведен анализ международных актов в области семейного права, рассмотрены цели и задачи движений и центров по защите политических прав женщин в Египте. Авторами сделан вывод и описаны основные изменения в современных семьях Египта.
Ключевые слова: Египет, феминизм, феминистическое движение, равноправие, эмансипация женщин, гендерные права, равенство женщин.
FEMINIST MOVEMENT IN EGYPT IN THE SECOND HALF XX - BEGINNING XXI
Turk Svetlana Nalbievna
Ph.D., history teacher Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina Krasnodar, Russian Federation Khvan Dmitry Vladimirovich 1st year student of the Faculty of Finance and Credit Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina Krasnodar, Russian Federation
Annotation: The article examines modern changes in the institution of family and marriage in modern Egypt. Modern characteristics of marriage and family in Egypt, caused by deep socio-cultural changes occurring in the process of globalization, are presented. The formation of the family and its main structures are considered. An analysis of international acts in the field of family law was also carried out, and the goals and objectives of movements and centers for the protection of women's political rights in Egypt were considered. The authors draw a conclusion and describe the main changes in modern families in Egypt.
Key words: Egypt, feminism, feminist movement, equality, women's emancipation, gender rights, women's equality.
В настоящее время вопрос о правах женщин набирает все большую актуальность. Особое внимание стоит обратить на положение женщин в мусульманском мире. Феминизм в Египте, связан с ролью женщины в исламе. Его основными направлениями является: полное равенство всех мусульман, независимо от пола, в общественной и частной жизни. Сторонники движения стремятся подчеркнуть глубокие корни учения равенства в религии и создать более равное и справедливое общество.
О феминизме впервые заговорили именно мужчины-арабы, обучавшиеся в европейских столицах и имевшие опыт общения с образованными эмансипированными женщинами. Пионерами в поднятии открытого феминистского дискурса были египетские реформаторы Мухаммад Абдо и Касим Амин. В середине 19 века произошли серьезные изменения в Египте как в стране в целом. Впоследствии чего 16 января 1956 г в Каире был принят Основной закон Республики Египет. Новый закон предоставил египтянкам активное избирательное право, и возможность занимать государственные должности[2].
В 1971 году в Египте была принята новая Конституция, которая впервые стала более приближенной к демократическим стандартам. Она предусматривала равенство всевозможных прав, свобод и обязанностей независимо от пола и происхождения.
У женщин Египта меньше юридических ограничений в соответствии с шариатом, чем в некоторых западных правовых системах до 20-го века. Они имеют право сохранить свою фамилию при вступлении в брак, самостоятельно управлять своими финансовыми делами, а также заключать браки и подавать на развод.
В 2000 году египетское правительство приняло поправки к Закону о семье № 1, регулирующему отношения обеих сторон в браке. Женщины получили дополнительное право подавать на развод по причине "несходства характеров". До принятия вышеназванного закона женщина должна была доказать, что у нее есть серьезное основание для расторжения брака, например - измена, избиение и т.д., а нелюбовь к мужу не воспринималась как причина для развода[3].
В 2013 г. Был проведен опрос о правах женщин в арабском мире. Благодаря данному опросу было выявлено, что Египет является сомой неблагоприятной странной в реализации прав женщин. Основной причинной для этого была Арабская весна, которая привела к нарастанию угнетения женщин[4].
С годами происходило множество изменений. Теперь женщины имели политические права, их голоса стали значимы в тех или иных выборах, появилось множество рабочих мест для женщин, появились организации по поддержке женщинам в трудных жизненных ситуациях. Даже в этих условиях есть те, которые довольны своим положением в обществе и не хотят участвовать в общественной жизни. Как правило, они глубоко религиозны и полное подчинение мужчине является абсолютной нормой.
Таким образом, благодаря феминистическому движению в Египте отношение к женщинам переживает многочисленные изменения на протяжение ХХ-ХХ1 веков. Такие изменения характерны для глобализации и общественного прогресса в Египте, которые несут положительные последствия для свободы и равноправия египтян. Однако данная тенденция только в начале своего пути и немного отличается от развитых демократических стран, но это уже большой рывок на пути к равноправию женщин и мужчин.
Список литературы:
1. Современные избирательные системы. Египет, Исландия, Колумбия, Пакистан / М.А. Сапронова, И.А. Ракитская, А.Г. Орлов, Н.Б. Крысенкова. - М., 2012. - 464 с.
2. Турк С.Н. «Арабское Возрождение» и женский вопрос в Египте в конце XIX
- начале XX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 12-3 (74). - С. 187-189
3. Турк С.Н. Политические права женщин в современном Египте // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2015 год. - Краснодар, 2016.
- С. 707-708.
4. Турк С.Н. Правовой статус женщин арабского востока // Заметки ученого. 2018. № 5 (30). С. 75-77.