Научная статья на тему 'Политические права женщин в Египте'

Политические права женщин в Египте Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
241
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
женщины / права женщин / закон / Египет / Арабские страны / women / women's rights / law / Egypt / Arab countries.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мирошниченко Ю. И., Хивренко В. С.

Данная статья актуальна в наше время так как разгораются дискуссии вокруг вопроса о том, следует ли мусульманской женщине обрести права и свободу на западноевропейский манер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN'S POLITICAL RIGHTS IN EGYPT

This article is relevant in our time as discussions flare up around the issue of whether a Muslim woman should gain rights and freedom in a Western European manner.

Текст научной работы на тему «Политические права женщин в Египте»

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#2Щ47)),2(0]9 / HISTORICAL SCIENCES

Мирошниченко Ю.И., Хивренко В. С.

Кубанский Государственный Аграрный Университет имени И. Т. Трубилина

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10795 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ

Miroshnichenko J.I., Khivrenko V.S.

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina WOMEN'S POLITICAL RIGHTS IN EGYPT

Аннотация

Данная статья актуальна в наше время так как разгораются дискуссии вокруг вопроса о том, следует ли мусульманской женщине обрести права и свободу на западноевропейский манер. Abstract

This article is relevant in our time as discussions flare up around the issue of whether a Muslim woman should gain rights and freedom in a Western European manner.

Ключевые слова: женщины, права женщин,закон,Египет, Арабские страны. Key words: women, women's rights, law, Egypt, Arab countries.

Проблема прав женщин в Египте и других мусульманских странах является одной из наиболее актуальных в мире. Проводится множество различных работ и исследований, посвященных этой тематике. В арабском мире существуют традиции и правила, которые затрагивают существование и жизнь женского населения. Многие малые ячейки общества в современном Египте создаются не с целью полноценного семейного бытия, а с целью использования взаимовыгодных отношений, в которых страдают права женщин. Египетские мужчины в браке отдают полноценное руководство домашнего уюта женщине, не соблюдая равнопра-вия.В 1956 г. впервые в арабском мире Конституция Египта предоставила женщинам избирать и быть избранными на парламентских выборах и право занимать государственные должности [1]. С помощью этого документа многие женщины в арабском мире смогли реализовать свои желания и даже мечты. С января по ноябрь 2011 г. на площади Тахрир, ставшей символом "финиковой революции" женщины всех возрастов, разных социальных слоев и вероисповеданий требовали перемен и настаивали на своем участии в строительстве новой страны. [2]. Большинство современных женщин в Египте стали вести более раскрепощенный образ жизни, который выражался в свободной форме повседневной одежды и броского макияжа. Но тем не менее, о равноправии женщин в арабских странах и в Египте даже и не задумываются, что уж можно говорить о решении данной проблемы. Многие женщины пытаются получать образование, развиваться, как личность и строить карьеру, не прибегая к браку, который будет ущемлять их права. Обращаясь к статистике, можно подчеркнуть, что самыми непригодными для жизни являются арабские страны, в том числе Египет. В арабских странах принято заключать

брачные договоры, которые оформляются таким документом, как «акд заувадж», («брачный договор») к которому прилагается «каима манкулят зауджийя», т.е. список передаваемого вступающим в брак имущества. Браки в Египте и других мусульманских странах могут заключаться даже до рождения невесты, тем самым снова подчеркивается несправедливость и неравноправие женщин. Так же по законам и традициям мужчина может иметь несколько жен, в то время, как женщина не имеет права на полигамию. Развод в арабских странах не сложный процесс. Если брак оказывался несчастливым, можно было развестись, едва ли сделав заявление в присутствии любых свидетелей. По закону женщине при разводе полагалось часть нажитого имущества, ее собственное приданое, также дети оставались с женщиной, а мужчина был обязан ее содержать после брака, даже если они не живут вместе и уже разведены. А развод для женщины приравнивается к позору, ведь после него мало кому удавалось прожить на средства, которые был обязан платить бывший муж. Но чаще всего мужчины, имея более высокое положение в обществе, при разводе оставляют своим женам в лучшем случае 1/3 имущества и больше никак не участвуют в жизни женщины.

В настоящее время существует проблема домогательств по отношению к женщинам в Египте, которая достигает масштабов эпидемии. Для многих египтянок оскорбления становятся ежедневным испытанием и порой перерастают в жестокие групповые нападения. Как считает социолог из Американского университета в Каире Саид Садек: "Мужчины хотят, чтобы женщины сидели дома и не ходили на работу", - говорит он. "Патриархальная культура не позволяет женщинам быть выше мужчин. Однако некоторые женщины имеют образование и работу, в то время как некоторые муж-

HISTORICAL SCIENCES / <<ШЦШМУМ~^@УГМа1>#2Щ47)),2(0]9

чины в этом не преуспели. Поэтому единственный способ восстановить положение - силой напоминать женщинам их место, куда бы они не пошли".

16 марта 1923 г. (в день четвертой годовщины первого участия женщин в демонстрации) в доме Х. Шарави в Каире встретились около 80 эмансипированных египтянок и создали первую политическую женскую организацию страны "Союз египетских женщин" (Иттихад ан-ниса алмисри), полное название которой звучало: "Союз египетских женщин за избирательное право". [3]

19 апреля 1923 г. того же года была утверждена Конституция, которая провозгласила Египет конституционной монархией и узаконила равенство между мужчинами и женщинами. В одном из пунктов своей программы она провозгласила полную эмансипацию женщин.Однако принцип "всеобщего избирательного права" для женщин не был утвержден. Мужчины получили избирательные права и стали легитимными участниками электорального процесса, а женщины оказались в положении аутсайдеров.

Женщины Египта являются аутсайдерами в общественнополитической сфере, они традиционно слабо представлены в законодательных органах, занимают мало лидирующих позиций в правительстве. Политика здесь традиционно считается мужской вотчиной. Представительство женщин в органах политической власти характеризуется гендерной асимметрией[4].

Тендерная структура власти свидетельствует о ее четком "мужском" профиле и, соответственно, о маргинальном положении женщин на политическом Олимпе.

Литература:

1. Турк С.Н. Политические права женщин в современном Египте // Научное

обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам 71- й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2015 год. - Краснодар, 2016. - С. 707-708.

2.Турк С.Н., Хоружая С.В. История феминистского движения в Египте : генезис и современные тенденции

3. Статья: «Египет: домогательства к местным женщинам становятся нормой» // Источник: http ://www. gorod.lv

4.Воробьева А.К Права женщин в Египте: законы и реальность 2018.

5. Гендерный анализ политической системы Египта в ХХ- начале XXI века.//Гендер и власть:семья,общество ,государство .Тендерные исследования Российская академия наук,Институт Африки. -Москва,2008. Том 10-С.217-225 Турк С.Н

6.Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук/Кубанский государственный университет.Краснодар,2003. Турк С.Н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.