Научная статья на тему 'Египетский феминизм: влияние государства, популярных тенденций и исламизма на женское движение в Египте'

Египетский феминизм: влияние государства, популярных тенденций и исламизма на женское движение в Египте Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
173
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
Египет / женщина / феминизм / гендерная асимметрия / политические права / эманси-пация женщин / равноправие / мусульмане. / Egypt / woman / feminism / gender rights / political rights / emancipation of women / equality / Mus-lims.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лактионова В. О., Рыбачик А. Е.

Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме египетского феминизма. Раскрыва-ется понятие данного термина. Рассматриваются проблемы развития феминизма. В статье анализиру-ется сложный и противоречивый процесс стремления женщин к равноправию на примере мусульманского Египта и идейно-политический феномен. Рассмотрены основные проблемы, связанные со статусом му-сульманских женщин. Делается вывод ο том, что еще не решилась судьба движения феминисток и каким данное движение станет в будущем еще не известно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EGYPTIAN FEMINISM: THE IMPACT OF THE STATE, POPULAR TRENDS, AND ISLAMISM ON THE WOMEN'S MOVEMENT IN EGYPT

The article is devoted to the current problem of Egyptian feminism. The concept of this term is revealed. The problems of the development of feminism are considered. The article analyzes the complex and controversial pro-cess of women's desire for equality on the example of Muslim Egypt, it is considered as an ideological and political phenomenon. The main problems associated with the status of Muslim women are considered. It is concluded that the fate of the movement of feminists has not yet been decided, and what this movement will become in the future is not yet known.

Текст научной работы на тему «Египетский феминизм: влияние государства, популярных тенденций и исламизма на женское движение в Египте»

58

VETERINARY SCIENCES / <<Ш^ШетиМ~^®УГМа1>#22146),2©]]9

Лактионова В. О., Рыбачик А.Е.

Кубанский Государственный Аграрный Университет имени И. Т.Трубилина

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10724 ЕГИПЕТСКИЙ ФЕМИНИЗМ: ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА, ПОПУЛЯРНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИСЛАМИЗМА НА ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЕГИПТЕ.

Laktionova V.O., Rybachik A.E.

Kuban state Agrarian University named after I. T. Trubilin

EGYPTIAN FEMINISM: THE IMPACT OF THE STATE, POPULAR TRENDS, AND ISLAMISM ON

THE WOMEN'S MOVEMENT IN EGYPT.

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме египетского феминизма. Раскрывается понятие данного термина. Рассматриваются проблемы развития феминизма. В статье анализируется сложный и противоречивый процесс стремления женщин к равноправию на примере мусульманского Египта и идейно-политический феномен. Рассмотрены основные проблемы, связанные со статусом мусульманских женщин. Делается вывод о том, что еще не решилась судьба движения феминисток и каким данное движение станет в будущем еще не известно.

Abstract

The article is devoted to the current problem of Egyptian feminism. The concept of this term is revealed. The problems of the development offeminism are considered. The article analyzes the complex and controversial process ofwomen's desire for equality on the example of Muslim Egypt, it is considered as an ideological and political phenomenon. The main problems associated with the status of Muslim women are considered. It is concluded that the fate of the movement offeminists has not yet been decided, and what this movement will become in the future is not yet known.

Ключевые слова: Египет, женщина, феминизм, гендерная асимметрия, политические права, эмансипация женщин, равноправие, мусульмане.

Key words: Egypt, woman, feminism, gender rights, political rights, emancipation of women, equality, Muslims.

«Исламский феминизм зародился ещё в незапамятные времена и был внесён в священную книгу мусульман - Коран, в которой Пророк Мухаммед запретил дикое и жестокое обращение с женщинами, предоставив им такие права, каких у них не имелось ни в одной стране мира. Однако шло время, и чем дальше от создания священного писания, тем больше люди изменяли божьим законам. Это привело к значительному ущемлению прав женщин в таких исламских странах, как Египет, Саудовская Аравия, Сирия, Иран и т.д. Из-за гнетущего давления на женское население зародилось движение феминисток в арабских странах» [3, с.1]. «Изучение положения мусульманской женщины на примере Египта представляет особый интерес, так как именно Египет в начале ХХ в. стал родиной феминистского движения на Арабском Востоке. В самом арабском языке нет понятия «феминизм». Слово «ниса», что в переводе означает женщина, часто употребляется именно в этом смысле (относительно других стран). Синонимичный феминизму термин «эмансипация» в арабском языке обозначается двумя терминами: тахрир, который переводится как «освобождение» от чьей-либо зависимости, и суфур, что буквально означает «снятие чадры»» [2, с.1].

«Феминизм в Египте никогда не был организованным перманентным движением. К тому же следует признать, что феминистское движение в Египте никогда не достигало масштабов, сопоставимых, например, с суфражистским движением в англосаксонских странах. К феминизму очень близко подходит определение женской эмансипации. Изначально, когда женский вопрос только поднимался, речь шла не о феминизме и уж тем более не о целостной его теории, а об эмансипации.

Одной из причин, способствовавших возникновению феминистского движения является переворот в способе производства: процесс, который известен под названием "индустриальной революции", повлекший за собой масштабные социальные изменения. Египет был первой арабской страной, вступившей на путь капиталистического развития, обусловившее вовлечение дешевого женского труда в процесс производства. Среди работающих женщин были в основном одинокие, вдовы или разведенные. Большинство женщин, как замужних, так и незамужних, считало свою работу по найму вынужденной или временной, и поэтому не стремилось к карьере» [1, с.2].

«В июле 1952 г. в Египте произошла революция, в результате которой в стране начались демократические преобразования, существенно изменившие политический и социальный облик Египта.

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#22i46),2©19 / VETERINARY SCIENCES

Первоочередной задачей египтянок стала борьба за избирательное право. В марте 1954 г. египетская феминистка, писательница, лидер организации «Дочери Нила» (Бинт-ан-Нил) Дория Шафик с 18 другими женщинами вступила в бессрочную голодовку.

Суфражистки прекратили голодовку только после того, как получили письменное заявление президента Мухаммеда Нагиба, обещавшего соблюсти в конституции права женщин.

Временная конституция 1952 г. предоставила всем женщинам, умеющим читать и писать, пассивное избирательное право. 23 июня 1956 г. путем референдума была утверждена конституция Египетской Республики, которая впервые в арабском мире предоставила женщинам активное избирательное право (избирать и быть избранными на парламентских выборах) и право занимать государственные должности. Свыше 30 лет женщины Египта вели упорную борьбу за это право. Конституция бросила вызов существовавшему status quo, лишавшему женщин возможности участвовать в политической жизни» [2, с.1]. Революция дала египетским женщинам право голоса, которого не имели даже женщины Швейцарии.

«В 1957 г. впервые в истории Египта две женщины - Равийя Аттия и Амина Шукри (из 360 парламентариев) стали членами Национального собрания (0,5 %). В парламенте 1964 г. было уже 8 женщин среди 360 парламентариев (2,2 %)» [4, c.1].

«Женщины Египта являются аутсайдерами в общественно-политической сфере, они традиционно слабо представлены в законодательных органах, занимают мало лидирующих позиций в правительстве. Политика здесь традиционно считается мужской вотчиной. Представительство женщин в органах политической власти характеризуется ген-дерной асимметрией» [1, c.13]. Согласно опросу, проведенному Фондом Рейтер-Томсона, в котором участвовало более 330 экспертов по гендерным проблемам из 21 стран Лиги арабских государств и Сирии, права женщин в арабском мире чаще всего нарушаются именно в Египте. С 1996 г. в Египте существует Центр по правам женщин, который является независимой и неправительственной органи-

59_

зацией. Этот Центр направлен на всемерную поддержку египетских женщин в их борьбе за установление гендерного равенства

«С января по ноябрь 2011 г. на площади Тахрир, ставшей символом "финиковой революции" женщины всех возрастов, разных социальных слоев и вероисповеданий требовали перемен и настаивали на своем участии в строительстве новой страны. Уникальным явлением в политической жизни Египта стало то, что в феврале 2014 г. впервые в истории Египта активистка либеральной партии "Ад-Дустур" ("Конституция") Хала Шукралла-представительница коптского (христианского) меньшинства возглавила партию. Хала Шукралла (59 лет) сменила 71-летнего эксглаву МАГАТЭ Му-хаммада аль-Барадеи в должности председателя Конституционной партии» [4, а2].

«Таким образом, современные египетские феминистки активно борются за законное признание своих гендерных прав, как необходимое условие модернизации страны, что представляется оптимистичным на фоне общей ситуации в арабском мире» [2, с.3]

Список литературы:

1. Турк С.Н., Хоружая С.В. История феминистского движения в Египте: генезис и современные тенденции// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. №128. С.65-81.

2. Турк С.Н. Феминистское движение в Египте во второй половине XX-начале XXIв.: проблемы и перспективы// Общество: философия, история, культура. 2017. № 2. С. 69-71.

3. Турк С.Н., Кашникова А.И. Исламский феминизм: зарождение и развитие в истории Египта// В сборнике: Социально-гуманитарный вестник Всероссийский сборник научных трудов. Красно-дар,2019. С. 98-100.

4. Турк С.Н. Политические права женщин в современном Египте// В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса Сборник статей по материалам 71 -й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2015 год. 2016. С. 707-708.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.