Научная статья на тему 'ПРАВА ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ: ЗАКОНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ'

ПРАВА ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ: ЗАКОНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
351
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Эмансипация женщин / Египет / права женщин / гендерное равенство / закон. / emancipation of women / Egypt / women’s right / gender equality / law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ткаченко Алина Игоревна

В Египте очень строгие взгляды относительно женщин. Несмотря на законы , в этой стране по прежнему высокий показатель домашнего насилия. Авторы подробно рассмотрели права женщин в мусульманских семьях. В данной статье сделан вывод, что хотя права женщин в семьях сильно упраздняют, здесь продолжается борьба за гендерное равенство, не только со стороны самих девушек, но и со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHTS OF WOMEN IN EGYPT: LAWS AND REALITY

In Egypt, very strict views on women. Despite the laws, there is still a high level of domestic violence in this country. The authors examined in detail the rights of women in Muslim families. This article concludes that although women's rights in families have been decisively abolished, the struggle for gender equality continues not only on the part of girls themselves, but also on the part of the state.

Текст научной работы на тему «ПРАВА ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ: ЗАКОНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ»

<<шушетим-ши©мак>>#2(1!4)),2©2© / PEDAGOGICAL SCIENCES

149

PEDAGOGICAL SCIENCES

Ткаченко Алина Игоревна

студентка 1 курса факультета финансы и кредит Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина

г. Краснодар, Российская Федерация DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11249 ПРАВА ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ: ЗАКОНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Tkachenko Alina Igorevna RIGHTS OF WOMEN IN EGYPT: LAWS AND REALITY

Аннотация:

В Египте очень строгие взгляды относительно женщин. Несмотря на законы , в этой стране по прежнему высокий показатель домашнего насилия. Авторы подробно рассмотрели права женщин в мусульманских семьях. В данной статье сделан вывод, что хотя права женщин в семьях сильно упраздняют, здесь продолжается борьба за гендерное равенство, не только со стороны самих девушек, но и со стороны государства.

Abstract:

In Egypt, very strict views on women. Despite the laws, there is still a high level of domestic violence in this country. The authors examined in detail the rights of women in Muslim families. This article concludes that although women's rights in families have been decisively abolished, the struggle for gender equality continues not only on the part of girls themselves, but also on the part of the state.

Ключевые слова: Эмансипация женщин, Египет, права женщин, гендерное равенство, закон.

Key words: emancipation of women, Egypt, women's right, gender equality, law.

Изучение положения мусульманской женщины на примере Египта представляет особый научный интерес, так как Египет стал колыбелью движения за эмансипацию женщин на Арабском Востоке. Именно здесь это движение приобрело относительно большой размах[1].По данному вопросу в среде ученых до сих пор проводятся дискуссии, в которых речь идет о приобретении египтянками прав женщин на западноевропейский манер. В Египте традиционно считается, что женщина является домохозяйкой и воспитательницей детей, а потом уже человеком и личностью [2].

Отношения между парнями и девушками Египта до замужества строго запрещены. Египтянки не имеют права ходить на свидания и наедине общаться с мужчинами. А свадьба в Египте - это не союз двух равноправных сторон, а скорее принятие жены в дом и семью мужа. Но чтобы она состоялась, жених обязан заплатить семье невесты довольно большой выкуп. Брак, по-прежнему, заключается между двумя египетскими семьями, которые порой заключают договор еще до рождения жениха и невесты. Важное на чем следует остановиться, так это то, что пару молодые выбирают себе не сами, а по договору между родителями. Такие устои встречаются в консервативных семьях. Однако в более либеральных, дети сами могут выбрать себе пару. Отличительной особенностью вступления в брак у девушки является ее возраст.Египтянки очень рано выходят замуж. В основном возраст взрослой невесты составляет 13-14 лет. Но есть и исключения. Такие исключения объясняются тем, что за бедного египтянина замуж не пойдет ни одна девушка. Поэтому если возраст поджимает, то девушка все

равно замуж не выйдет[3 ].

С момента свадьбы жизнь девушки будет проходить только в кругу ее новой семьи, где она должна ухаживать как за детьми, так и за мужем. Роль женщины в обществе, так же как и мужчины, велика и обширна. Согласно Корану (священная книга мусульман), мужчина может иметь только четырех жен с их согласия.Однако, сегодня далеко не каждый араб может позволить себе многоженство. В Египте количество полигамных браков не велико и составляет, по неофициальным данным, около 5%[4 ]. Кроме того, муж должен предоставить отдельное жилье и в дальнейшем смог обеспечивать каждую из них. Мужчина может развестись с женой по любой причине и без оснований, не обращаясь в суд. Однако,согласно египетским законам, муж, который оставил жену без уважительной причины, должен сесть в тюрьму на 1 год. По местному закону, за рукоприкладство и измену, в том числе и с мужской стороны, грозит тюрьма до трех лет и позор со стороны общества.Суд и семья всегда стоят на стороне обиженной женщины. Жене, подающей на развод,нужно доказать факты плохого обращения с ней со стороны мужа [5]. Женщина может подать на развод без каких-либо оснований, однако затем она должна лишиться своих финансовых прав и компенсировать мужу имущество и подарки, которые были предоставлены во время брака. В Египте, согласно исламскому праву, мусульманские женщины не имеют права вступать в брак с мужчинами, принадлежащими к другим конфессиям и могут быть обвинены в вероотступничестве. Любые дети, рожденные в таком союзе,

PEDAGOGICAL SCIENCES / «Ш11ШетУМ~^©УГМа1>#2(114)),2©2©

150

могут быть отобраны у матери и переданы на попечение родственника мусульманина .Такие двойные стандарты, касающиеся "сохранения семьи", свидетельствуют о непоследовательности государственной политики в отношении женщин. Для мусульманской семьи рождение мальчика - это очень большой праздник. Дети до 9 лет живут с матерью, а после этого, даже в случае развода, остаются с отцом.

За последнее время в восточных странах участились случаи раскованного поведения девушек, которые стали позволять себе носить нестрогие наряды, пользоваться косметикой, следить за модой. Более продвинутые девушки-египтянки не торопятся завести детей и создать семью, они занимаются саморазвитием, получают образование, развлекаются в клубах. В данной стране образование и медицина бесплатны.

Статистика по рождаемости в Египте на сегодняшний день увеличивается. Среднее количество детей в египетской семье - восемь. Количество разводов в восточных странах минимально. Связано это с отношением людей к семье и ее значением в их жизни. В странах востока принято, что, если мужчина и женщина вступили в брак, то они обязаны понимать, слушать, терпеть друг друга и растить совместных детей. От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

Девушки в Египте обычно живут с родителями только первые 12-14 лет своей жизни. Как только юная арабка становится девушкой, она надевает хи-джаб и сразу же становится готовой для брака. Замужняя женщина может выбрать более строгий наряд - никаб, который имеет только прорезь для глаз. В 2010 году никаб запретили. Касается он только тех арабок, которые учатся в вузах. Смысл в том, чтобы они не являлись в никабе на экзамены. Возможность учиться египтянка может получить после разрешения родителей или мужа. Но работать она вряд ли будет. Женщины обычно проводят все свое время дома вместе с детьми. Здесь же они и молятся, поскольку им нельзя вместе с мужчинами в мечеть. Хиджаб является олицетворением целомудренности и скромности египтянок. В мусульманских странах полуобнаженная дама унижает себя, свою семью и традиции. Откровенный наряд здесь ассоциируется с девушкой легкого поведения. Большинство обычаев и традиций Египта регламентируют положение женщин в исламском мире. Кроме обязательного ношения платка-хи-джаба, закрытой одежды, незамужняя девушка не может общаться с мужчинами, не должна путешествовать без сопровождения, в транспорте, в храме, в очереди она должна избегать мужского пола, а также не заходить в дом к мужчине.

Многие женщины в Египте подвергаются домогательствам в той или иной форме каждый день.

Согласно исследованиям, сексуальные посягательства, женское обрезание гениталий, высокий уровень насилия по отношению к женщинам во время народных волнений на почве политических кризисов в Египте, сделали эту страну наихудшей для проживания женщин. На выступления в ряде арабских стран (так называемая "Арабская весна" -волна протестов и восстаний, проходившая в ряде стран Северной Африки (Магриба) и Ближнего Востока в начале 2011 г.) возлагались большие надежды в плане прогрессивных преобразований, в том числе и в сфере прав женщин. Однако в Египте, по-прежнему, действуют "дискриминационные законы", а волнения обострили имеющиеся конфликты, принесли нестабильность, повлияли на рост деятельности исламистских группировок [6].

В опросе, проведенном Фондом Рейтер-Том-соном, в котором участвовало более 330 экспертов по гендерным проблемам из 21 стран Лиги арабских государств и Сирии, выяснилось, что права женщин в арабском мире чаще всего нарушаются именно в Египте. С 1996 г. в Египте существует Центр по правам женщин, который является независимой и неправительственной организацией. Этот Центр направлен на всемерную поддержку египетских женщин в их борьбе за установление тендерного равенства. . ЕКВР работает над устранением всех форм дискриминации в отношении женщин и настоятельно призывает законодательные органы пересмотреть все законодательные акты, выступающие против международных соглашений, связанных с женщинами.

Список использованной литературы

1. Турк С.Н. Движение за эмансипацию женщин в Египте: начальный этап (вторая половина XIX - первая четверть XX в.): дис. ...канд. ист. наук: 07.00.03. - Краснодар: КубГУ, 2003. - 233 с.

2. Шайдуллина Л.И. Социальные доктрины ислама о женщине и современность // Женщины в современном мире: К итогам Х-летия женщины ООН / отв. ред.: В.В. Любимова. - М.: Наука, 1989. - С. 344-356.

3. Турк С.Н., Папоян Л.А. Обычаи и традиции современного Египта // Вестник науки. 2019. Т. 2. № 11 (20). С. 49-54.

4.Турк С.Н. Модернизация института семьи в современном Египте: гендерный аспект // Кубанские исторические чтения. Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 46-48.

5. Государственный департамент США: Бюро по вопросам демократии, прав человека и Труда, Египет, доклад о правах человека за 2012 год, http://www.state.goV/j/drl/rls/hrrpt/humanrightsreport/ #wrapper

6. Турк С.Н. «Арабское Возрождение»и женский вопрос в Египте в конце XIX - начале XX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 12-3 (74). - С. 187-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.