Научная статья на тему 'Права, свободы и обязанности человека-мигрантаи их отражение в Конституции как необходимое условие развитиягражданского общества'

Права, свободы и обязанности человека-мигрантаи их отражение в Конституции как необходимое условие развитиягражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ / ПРАВА / СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА-МИГРАНТА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CONSTITUTION OF UKRAINE / OF RIGHTS / FREEDOMS / DUTIES / A MIGRANT / OF CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муранова Вера Владимировна

Статья посвящена проблемам реформирования Конституции Украины относительно прав, свобод и обязанностей человека-мигранта. Обосновано положение о том, что указанное реформирование Основного закона является необходимым условием развития гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of Constitution of Ukraine reformation in part of rights, freedoms and duties of a migrant. Regulations that stated reformation of the Fundamental Law is obligatory condition of civil society development are grounded.

Текст научной работы на тему «Права, свободы и обязанности человека-мигрантаи их отражение в Конституции как необходимое условие развитиягражданского общества»

Примечания

1. См.: Атаманчук Г.В. Сущность советского государственного управления. М., 1980. С. 29.

2. См.: Управление промышленностью в союзной республике / под ред. В.И. Шабайлова, Ю.А. Тихомирова. Мн., 1987. С. 8.

3. См.: Козлов Ю.М., Фролов Е.С. Научная организация управления и право. М., 1986. С. 57.

4. Про затвердження Положення про Міністерство внутрішніх справ України: Указ Президента України від

06.04.2011 № 383/201 1. ІІРІ_: http://zakon1.rada.gov.ua/ іашБ/зИош/З 83/2011

5. Плішкін В.М. Теорія управління органами внутрішніх справ: підручник. К., 1999. С. 15.

6. Бандурка О.М. Управління в органах внутрішніх справ України: Підручник. Харків, 1998. С. 11.

7. См.: АтаманчукГ.В. Теория государственного управления: i^pc лекций. М., 1997. С. 94; Мельник А.Ф. Державне управління: навч. посіб. К., 2003. С. 80.

8. Про міліцію України: Закон від 20.12.1990 № 565-XII || Відомості Верховної Ради УРСР (ВВР). 1991. № 4, ст. 20.

9. Про затвердження Положення про Міністерство внутрішніх справ України: Указ Президента України від

06.04.2011 № 383|2011. URL: http:||zakon1 .rada.gov.ua| laws|show|383|2011

10. См.: АвдонинВ.С., КарповЕ.А., НауменкоА.Б. Правоохранительные органы. Сборник схем: учебное пособие для юридических вузов | отв. ред. Г.В. Дроздов. М., 1997. С. 10.

B.B. Муранова

Муранова Вера Владимировна — адъюнкт кафедры философии права и юридической логики Национальной академии

внутренних дел Украины

E-mail: vira muranova@ukr.net

Права, свободы и обязанности человека-мигранта и их отражение в Конституции как необходимое условие развития

гражданского общества

Статья посвящена проблемам реформирования Конституции Украины относительно прав, свобод и обязанностей человека-мигранта. Обосновано положение о том, что указанное реформирование Основного закона является необходимым условием развития гражданского общества.

The article is devoted to the problems of Constitution of Ukraine reformation in part of rights, freedoms and duties of a migrant. Regulations that stated reformation of the Fundamental Law is obligatory condition of civil society development are grounded.

Проблемы общественного развития стран на постсоветском пространстве, формирования институтов гражданского общества, обеспечения прав человека в современных условиях глобализации являются чрезвычайно важными. В частности в Украине об этом свидетельствует Указ Президента Украины от 25 января 2012 года № 31/2012 «О порядке формирования и организации деятельности Конституционной Ассамблеи»1, который активизировал общественный диалог относительно возможностей усовершенствования Основного закона. Да и в целом тема оптимизации Конституции постоянно присутствует как в украинском, так и в российском информационном пространстве и дискурсе субъектов политического процесса других республик, ранее входивших в состав СССР, а конституционная реформа рассматривается как основной фактор модернизации независимых государств2. Поэтому вопрос повышения качества правового регулирования общественных отношений и достижения максимальной эффективности, действенности права с целью обеспечения существования не толь-

ко де-юре, но и де-факто гражданского общества в настоящее время является особенно актуальным.

В свою очередь, среди многочисленного количества факторов, прямо или опосредованно влияющих на состояние гражданского общества, миграция, на наш взгляд, является одним из важнейших — в силу того, что речь идет о самой главной составляющей общества — человеческом капитале.

По данным Международной организации по миграции сегодня в мире значительно больше международных мигрантов, чем когда-либо, и если мигрирующее население будет продолжать расти такими же темпами, как и в последние 20 лет, то в мире до 2050 года, по подсчетам ученых, будет более 405 миллионов международных мигрантов3. Характерно, что наши страны на сегодня входят в десятку стран мира, которые являются лидерами по миграции, в частности, в мире уже насчитывается 6,6 млн украинцев-мигрантов и соответственно 5 млн людей, которых приняла Украина4.

И если общеизвестно, что эмиграция — это потеря элитного потенциала соответствующей страны,

Муранова В.В. Права, свободы и обязанности человека-мигранта и их отражение в конституции как необходимое условие развития гражданского общества

Муранова В.В. Права, свободы и обязанности человека-мигранта и их отражение в конституции как необходимое условие развития гражданского общества

то иммиграция является одной из возможностей пополнения населения того или другого государства, а в перспективе — и численности его граждан. Таким образом, для действенности и развития гражданского общества имеет большое значение качественный состав иммигрантов, потому что состояние гражданского общества зависит от его членов. Как отмечает

A. Климов, «вся история человеческой цивилизации может быть представлена как история освоения обществом окружающей действительности. Человек не только познает окружающую среду, он еще и влияет на ту среду, в которой находится. Вместе с тем, и окружающая действительность влияет на общество. Прогресс того или другого общества прямо связан с тем объемом пространства, в границах которого оно развивается»5.

Многие украинские, российские и западные специалисты занимались исследованием проблем миграции: А.А. Бандурка, И.А. Гарна, М.А. Дамир-ли, А.Н. Джужа, П. Казьмеркевич, М.В. Костицкий, С.А. Мосьондз, А.А. Малиновская, А.П. Мозоль,

B.И. Олефир, Н.П. Павлив-Самоил, Ю.И. Римаренко, Н.П. Тындык, Т.Ю. Цуркан, С.Б. Чехович, Ю.С. Шемшученко, А. Шлоенгардт и др.

Однако остаются недостаточно разработанными философско-правовые аспекты миграции, миграционной политики, в частности, реформирования Конституции Украины относительно прав, свобод и обязанностей человека-мигранта как необходимого условия развития гражданского общества.

Таким образом, целью исследования, результаты которого представлены в настоящей статье, является анализ Конституции, в частности, тех ее статей, в которых нашли отражение и закрепление права, свободы и обязанности человека-мигранта, а также определение путей ее совершенствования в указанной сфере как необходимое условие развития гражданского общества.

Конституция Украины6 (далее — КУ, Конституция) является Основным законом государства, на данном фундаменте пребывает вся правовая система, в частности и правовые отношения в сфере миграции. В связи с этим она имеет наивысшую юридическую силу и самое главное юридическое действие. Так, в статье 8 Конституции отмечается: «Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу, законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей». Это важно не только с юридической, но и с методологической позиции. Кроме того, следует отметить, что КУ содержит также нормы, которые предусматривают необходимость принятия конкретных законов (к примеру, законов Украины «О гражданстве Украины», «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» и др.), а для реализации норм КУ принят и принимается ряд новых законов.

По поводу положений, которые непосредственно касаются человека-мигранта, отметим, что основные естественные права человека нашли свое отражение, в частности, в статье 3 КУ: «Человек,

его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью», статья 11 Основного закона определяет, что «государство способствует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств», статья 21 устанавливает, что «все люди являются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Права и свободы человека являются неотчуждаемыми и нерушимыми». В статье 24 идет речь о том, что «не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам». Статья 26 констатирует, что «иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, — за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины». Также в КУ идет речь о том, что иностранцам и лицам без гражданства может быть предоставлено убежище в порядке, установленном законом. В конечном итоге, ключевым положением в сфере миграции является статья 33 КУ, которая провозглашает: «каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор местожительства, право свободно покидать территорию Украины, за исключением ограничений, установленных законом».

Важным является и то, что нормы Конституции являются нормами прямого действия, потому при принятии решений применяются прежде всего именно они, а потом уже другие нормативные акты. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Украины от 1 ноября 1996 года № 9 «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия»7, суды при рассмотрении конкретных дел должны руководствоваться нормами КУ, а судебные решения должны основываться на Конституции и законодательстве, которое не противоречит ей.

Анализируя вышеизложенное, можем сделать вывод о том, что миграция является своеобразным способом реализации перечисленных прав и свобод. И хотя Конституция украинского государства и отражает разные аспекты миграционных процессов, однако, учитывая прогнозы ученых в сфере миграции и тот факт, что сегодня Украина является не только страной происхождения и транзита, но и страной назначения мигрантов, мы считаем, что Основной закон необходимо усовершенствовать.

В частности, считаем целесообразным четко определить значение понятия иммигрантов и эмигрантов и помимо общих прав человека конкретизировать их права, свободы и обязанности как че-ловека-иммигранта и человека-эмигранта.

Ведь каждый иммигрант привносит в государство свои социальные и культурные особенности и, к сожалению, не всегда относится с уважением к государственным и национальным ценностям,толерант-но относится к другим членам общества. Собственно, мы можем полностью согласиться с М.В. Лубской, которая считает, что взаимосвязь всех аспектов и проявлений культуры значит, что изменение любой отдельно взятой стороны с неизбежностью вызывает существенные или вторичные изменения в других сторонах социокультурной реальности, что нельзя затрагивать, менять, реформировать, трансформировать любую сферу жизни общества без того, чтобы за этим не пошли неминуемые изменения в других. Трудно предусмотреть конечные социальные последствия любого искусственно вызванного изменения в культуре народа в целом или же в одной из ее сфер. Система социальных взаимосвязей является слишком тонкой и сложной, чтобы ее мог охватить человеческий ум, тем более он не способен предусмотреть всех нежелательных и вредных последствий их нарушения или изменения. В лучшем случае они окажутся нежелательными, в худшем — разрушением и неисправимостью»8. Наглядным примером могут служить расово-этнические беспорядки во Франции, которые были зафиксированы в 2011 году. Причина беспорядков — миграционная политика Франции, признание «мультикультурализма», надежда на толерантность. За последние десятилетия именно из-за этого миллионы арабов из Алжира, Туниса, Марокко и чернокожих из государств Центральной Африки переселились во Францию и сейчас составляют десятую часть ее населения. Причем мигранты естественно поселялись компактными группами, создавая во французских предместьях огромные этнические гетто, и со временем эти районы стали главными центрами по распространению наркотиков и уличной преступности. В стране появились зоны, на которые фактически не распространяется суверенитет и законы Франции, и, как следствие, процесс заселения Франции арабами и чернокожими получает новый толчок к развитию, продолжается наступление ислама, рост этнической преступности и распространение «антибелого» расизма9.

Таким образом, мы считаем, что отдельные положения как Конституции Украины, так и других республик на территории бывшего СССР необходимо дополнить. В частности, статью 11 Основного закона Украины следует изложить в следующей редакции: «Государство способствует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины при условии, если это не вредит народу Украины или государству».

Статью 26 можно дополнить следующим образом: «иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины,

за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины, а также при условии соблюдения ими соответствующих принципов».

По нашему мнению, стоит разработать соответствующие правила, способствующие развитию и росту уважения национальных и государственных ценностей, толерантного отношения, изучения культуры и законодательства, за нарушение которых применять возможно даже и выдворение из страны. А также параллельно учить граждан гостеприимству и толерантности. Как справедливо в свое время отмечал И. Кант, идеи которого и сейчас представляются актуальными, «речь идет не о человеколюбии, а о праве, и гостеприимство означает право каждого чужестранца на то, чтобы тот, в чью страну он прибыл, не обращался с ним как с врагом. Он может выдворить его из своей страны, если это не ведет к гибели пришельца, но пока последний мирно живет там, он не должен обходится с ним враждебно»10. Мы считаем, что лишь в случае такого мирного сосуществования возможно предупредить такие преступления, как ксенофобия, расизм, религиозная нетерпимость и тому подобные деяния. И статья 33 Конституции Украины, в таком случае, будет иметь несколько иное содержание: «каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины и придерживается соответствующих принципов, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно оставлять территорию Украины за исключением ограничений, установленных законом».

Что же касается эмигрантов во многих странах, то главными причинами их выезда за границу обычно является социальное неравенство: низкий уровень жизни, бедность и тому подобные факторы. Именно такой категории мигрантов, по нашему мнению, необходимо на уровне Конституции предусмотреть соответствующую социальную помощь, признание трудового стажа и пенсионное обеспечение, а также защиту их прав, подкрепленную заботой о собственных трудовых ресурсах и гражданах страны.

Подводя итоги, отметим, что внесение коррективов в конституции стран на постсоветском пространстве, в частности, в сфере регулирования миграционных отношений в соответствии с вызовами нынешнего времени положительно повлияет на будущее данных государств, будет содействовать развитию демократии и гражданского общества во всем регионе. И не нужно бояться наплыва иммигрантов в наших государствах, потому что, как отмечает Р. Парк, исторический прогресс и процесс развития цивилизации возможны лишь при постоянном миграционном передвижении людей, осуществляемом при этом смешении народов и культур11. Однако важно, чтобы при этом члены общества были связаны между собой «невидимыми общественными узами» морально-духовной солидарности — связями не по паспорту или прописке, не по крови или вере, не по идеологии или социальному статусу и тем более не по местонахождению, росту или полу, а по обще-

Муранова В.В. Права, свободы и обязанности человека-мигранта и их отражение в конституции как необходимое условие развития гражданского общества

Муранова В.В. Права, свободы и обязанности человека-мигранта и их отражение в конституции как необходимое условие развития гражданского общества

трибуни молодого ученого

му и сознательному отношению к жизни, к себе и обществу, по ответственности за продолжение рода и цивилизации, за весь мир, всю природу и все человечество. Именно такое содружество свободных, деятельных и ответственных лиц, делает вывод А.Н. Арынин — ученый из России, и есть реальное, живое, а не мифическое гражданское общество12. В заключение нужно добавить, что и само понятие «гражданское общество» также целесообразно закрепить в Основном законе, что в свою очередь тоже будет способствовать качественному преобразованию наших стран, ведь это одна из фундаментальных составляющих демократического развития.

Примечания

1. Правительственный курьер. 2012. С. 20.

2. См.: КолюхВ. Актуальные направления реформирования Конституции Украины в контексте политических вызовов современности // Журнал Верховной Рады Украины «Виче». Киев, 2012. № 8. С. 10—12.

3. Международная организация из миграции. Отчет из мировой миграции в 2010 году. 11Р1_: http://www.iom.org. ua/index.php?page=news&type=publication&id=477#

4. Украина вошла в десятку стран-лидеров из миграции: по данным Журнала Weekly.ua. URL: http://weekly.ua/ accent/vla st/2012/01/19/150226.html

5. Климов А. Пространство и общество // Логос. 2005. № 1. С. 213.

6. Конституция Украины от 28 июня 1996 года (с изм. от 12.04.12.) // Ведомости Верховной Рады Украины. 1996. № 30, ст. 141.

7. Бюллетень Министерства юстиции Украины. 2000. № 4.

8. Лубская М.В. Право в системе культуры // Философия. Политология. 2010. № 98.С. 8—11.

9. Угрожают ли Украине расово-этнические беспорядки наподобие тех, которые вспыхнули во Франции? [Электронный ресурс]: Днепропетровское информационно-аналитическое интернет-издание «СПЕЦКОР». URL: http://spetskor.dp.ua/art 323.php.

10. Кант И. Сочинения: в 6 т. 1966. Т. 6. С. 276.

11. См.: Мочкина В.Х. Миграция как способ существования общества: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2006.

12. См.: Арынин А.Н. Государство для человека: новая стратегия развития России // Общественные науки и современность. 2000. № 6. С. 49.

T.A. Мусаитов

Мусаитов Турпал Амсолдович — адъюнкт кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России

E-mail: anrc@rambler.ru

Современная уголовно-процессуальная политика по противодействию преступности в сфере экономической деятельности

В статье анализируется структура, форма и содержание уголовной политики российского государства. Основное внимание уделено уголовной политике по противодействию преступности в сфере экономической деятельности. Автором исследован вопрос о понятии уголовно-процессуальной политики как составной части уголовной политики. Прослежены основные этапы реформирования законодательства, регулирующего деятельность органов уголовной юстиции в сфере противодействия «беловоротничковой» преступности. Сделаны выводы применительно к уголовной полиции, призванной действовать в новых правовых условиях.

The paper analyzes the structure, form and content of the criminal policy of the Russian state. The focus is on criminal policy to counter criminality in the sphere of economic activity. The author investigated the question of the concept of criminal procedure policy as part of the criminal policy. There were discussed the main stages of the reform of legislation governing the activities of the criminal justice system in counteracting "white collar" crime. It is concluded with regard to the criminal police, to act in the new legal environment.

Нужно исключить из системы права все зацепки, которые позволяют превращать хозяйственный спор в сведение счетов при помощи заказных уголовных дел.

В.В. Путин Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 2012 г.

Общепринято понимать под уголовной полити- как внутренних, так и внешних. Соответственно,

кой правовую деятельность государства по защите формирование уголовной политики состоит в раз-

граждан и общества от преступных посягательств, работке целей и задач, а также средств и методов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.