Научная статья на тему 'Географические особенности иммиграции в современной Швеции'

Географические особенности иммиграции в современной Швеции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
637
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ИСТОРИЯ / ПОЛИТИКА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИГРАНТОВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Матвеевская Анна Сергеевна

Выделены и охарактеризованы этапы миграционной истории Швеции. Оценена успешность шведской миграционной политики. Рассмотрены шведские законы, регулирующие отношения государства и переселенцев, а также деятельность министерства по вопросам интеграции иммигрантов. Анализируется национальная структура мигрантов в Швеции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Allocated and characterized the stages of migration in Swedish history. Evaluate the success of the migration policy in Sweden. Considered by the Swedish laws governing relations between the state and settlers, as well as the Ministry for the integration of immigrants' activities. Examines the national structure of migrants in Sweden. Explained the reasons for recent changes the dynamics of immigrants and emigrants

Текст научной работы на тему «Географические особенности иммиграции в современной Швеции»

УДК 911.3.33

А.С. Матвеевская

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИММИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШВЕЦИИ

Миграции сыграли важнейшую роль в истории человечества. С ними связаны процессы расселения, освоения земель, развития производительных сил, а также смешения рас, языков, народов. В XX веке миграционные потоки значительно возросли. Миграции не только внесли изменения в жизнь самих иммигрантов, но создали новую ситуацию и для принимающих государств. В настоящее время феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем. Сегодня трудно найти этническую группу, которая не подвергалась бы воздействию других культур и в то же время не пыталась бы сохранить собственную самобытность.

После окончания Второй мировой войны в некоторые из западноевропейских стран устремились тысячи иммигрантов. Государства, принимающие переселенцев, стали многонациональными, возникла необходимость решения проблемы сохранения культуры, традиций, языка иммигрантов. Вопросы, связанные с адаптацией переселенцев, и сегодня широко обсуждаются политиками и общественностью. Это свидетельствует о том, что проблема интеграции иммигрантов остается актуальной, особенно для стран — членов Евросоюза.

Образ иммигрантов — «свободных седоков», которые получают выгоду от проживания на новом месте, не способствуя развитию принявшего их государства, сложился еще до начала войны. В 1950-е годы правительства государств предприняли попытку создать рынок справедливой конкуренции между коренным населением и иммигрантами, введя схемы «гостевых рабочих» (guest workers). Результаты оказались неожиданными: многие из гастарбайтеров не только не торопились возвращаться на родину, но и перевезли на новое место жительства свои семьи [3, с. 15] Вскоре эта категория переселенцев значительно пополнилась за счет лиц, ищущих убежище, приехавших с разных континентов. В результате этого государства перестали быть

сравнительно этнически однородными и превратились в многокультурные страны.

Разнообразие культур является одним из наиболее популярных понятий, широко используемых средствами массовой информации и политиками. Б. Парех, профессор Центра изучения демократии в университете Вестминстера, называет мультикультурным общество, включающее в себя более одной культуры [5, с. 47]. Таким образом, термин «мулыикультурный» можно определить как «факт культурного разнообразия». Существует лишь два пути реакции общества на такое разнообразие: принимать и уважать культуру приезжих либо пытаться ассимилировать их в той или иной степени.

Многообразие культур становится все более важной проблемой для стран — членов Евросоюза. Каким образом следует сохранить культуру меньшинств и кто должен нести ответственность за это сохранение? Пример Королевства Швеция в решении данных вопросов интересен по двум причинам. Во-первых, после Второй мировой войны Швеция не имела колоний, была относительно этнически однородной. Во-вторых, она одна из первых в Европе защитила культурные интересы иммигрантов в своей Конституции 1974 года, дала право иностранным гражданам голосовать и баллотироваться на выборах местного уровня.

Уже в конце XIX века Швеция имела развитую промышленность. К середине ХХ столетия она получила известность как страна, которой удалось соединить либеральную рыночную экономику с государственной политикой социального обеспечения. В 1950-х — 1960-х годах набор рабочих-иммигрантов сыграл большую роль в создании налоговой базы, необходимой для расширения государственного сектора социального обеспечения.

Швеция не стала центром глобальной иммиграции после Второй мировой войны. Наибольший приток иммигрантов в два послевоенных десятилетия осуществлялся из со-

седних северных стран, особенно из Финляндии. С начала 1970-х годов среди иммигрантов преобладали беженцы и переселенцы, которые приехали из неевропейских стран Ближнего Востока и Латинской Америки для воссоединения со своими семьями. В 1990-е годы страна приняла тысячи беженцев из бывшей Югославии. В настоящее время около 12 % населения Швеции — это те, кто родился за рубежом.

В современной иммиграционной истории Швеции можно выделить четыре этапа, для которых характерны определенные миграционные потоки [1].

I этап (1938—1948 годы) — беженцы из соседних стран;

II этап (1949—1971 годы) — трудовые иммигранты из Финляндии и Южной Европы;

III этап (1972—1989 годы) — члены семей беженцев из развивающихся стран, прибывавшие по линии воссоединения;

IV этап (с 1990 года и по настоящее время) — ищущие убежища лица из Юго-Восточной и Восточной Европы.

Кратко охарактеризуем эти этапы.

Первый этап иммиграции начинается незадолго до начала Второй мировой войны и заканчивается спустя три года после ее окончания. Перед войной в Швеции нашли убежище евреи из нацистской Германии, но тогда была принята только часть желающих перебраться в нее, большинству же было отказано в связи с распространенными в стране в тот период антисемитизмом и дискриминационной расовой идеологией. Опасаясь роста антисемитизма, лидеры еврейской общины в Швеции поддержали ограничительные меры в области предоставления убежища. Главной же причиной отказа в укрытии евреев являлось стремление шведского правительства избежать конфликта с нацистской Германией.

Во время войны Швеция приняла тысячи людей из соседних стран. Во время советского наступления в 1939 году сюда были эвакуированы финские дети. В период немецкой оккупации Дании и Норвегии в Швецию бежали евреи и участники движения Сопротивления. Политика препятствия миграции сменилась политикой ее приветствия. Беженцы получили работу на предприятиях, в сельском хозяйстве и лесоводстве, заменив десятки тысяч шведских мужчин, призванных на военную службу.

Ближе к концу войны в Швецию бежали люди из Эстонии и Латвии, пересекая Балтику на небольших судах. Приблизительно 30 тыс. эстонцев и 5 тыс. латышей остались здесь после окончания войны. Около 30 тыс. бывших узников нацистских концлагерей были переселены в Швецию в период с 1945 по 1948 год [9].

В табл. 1 приведены сведения о национальности и количестве беженцев, пересекших границы Швеции в послевоенные годы.

Таблица 1

Национальный состав беженцев, прибывших в Швецию в послевоенный период [8, с. 33]

Национальность беженцев Количество, чел. Национальность беженцев Количество, чел.

Норвежцы 30 000 Голландцы 560

Датчане 15 000 Югославы 110

Финны 6000 Бельгийцы 110

Немцы 5400 Прочие 1000

Поляки 1100 ВСЕГО беженцев 91 520

Русские 200 Прочие иностранцы 11 000

Эстонские 6500 Эвакуирован- 38 000

шведы ные из Финляндии

Выходцы из 25 000 Финские дети 45 000

прибалтий-

ских стран

Французы 540 ВСЕГО 185 520

Второй этап иммиграции, продолжавшийся с 1949 по 1971 год, представлял собой практически свободный въезд трудовых иммигрантов из Финляндии и Южной Европы. К концу 1940-х годов шведская экспортная промышленность была на подъеме, компании начали нанимать иностранную рабочую силу. В это время многие страны Западной Европы вербовали работников. В 1954 году страны Северной Европы создали общий рынок труда, что обусловило крупномасштабную миграцию из Финляндии в Швецию в 1950-х — 1960-х годах. В этот период в Швецию мигрировали в общей сложности 550 тыс. финнов [8].

Наряду с иностранной рабочей силой, пополняющей крупные индустриальные компании, в 1960-е годы в Швецию устремилось большее количество переселенцев, прибывающих по собственному желанию, в поисках работы. Сначала мигранты не создавали социальных проблем, однако потоки иммигрантов увеличивались. В 1967 году правовые нормы в законе об иммиграции последовательно применялись для сокращения количества переселенцев. В начале 1970-х годов многие страны Западной Европы начали принимать меры по сдерживанию миграции рабочей силы. Во время нефтяного кризиса 1973 года большинство программ было остановлено. Швеция официально приостановила трудовую миграцию из нескандинавских стран в 1972 году.

Характер третьего этапа иммиграции (1972—1989 годы) определяли ищущие убежища лица из развивающихся стран и члены их семей. В 1951 году Швеция подписала Конвенцию ООН о правах беженцев, в 1967 году — Протокол о статусе беженцев. Лица, бежавшие из Советского Союза и стран Варшавского договора, с готовностью были приняты Швецией на постоянное место жительства. Так, в связи с антисоветским восстанием в Будапеште в 1956 году она приняла тысячи венгров, а в 1968 году, когда Чехословакия была оккупирована войсками стран Варшавского договора, — тысячи чешских беженцев.

В 1950-х — 1960-х годах мигранты, получившие статус беженцев, определялись как трудовые переселенцы. Национальный совет по вопросам труда нес ответственность за их переселение и социальную адаптацию. Все изменилось, когда трудовая миграция была остановлена.

Первыми беженцами из неевропейских стран, принятыми Швецией, были граждане Уганды, изгнанные из своей страны в 1972 году. В следующем году после государственного переворота в Чили она приняла примерно 5 тыс. чилийских беженцев. Кроме того, приехали в Швецию искать убежища около 6 тыс. беженцев из Аргентины, Уругвая, Боливии, Бразилии и Перу [9].

В 1970-х — 1980-х годах много беженцев прибыло с Ближнего Востока. Православные сирийцы искали убежища на основании пре-

следований по религиозным причинам. Большое количество курдов эмигрировало из Восточной Турции, Ирана и Ирака. До сих пор самой многочисленной группой беженцев из стран Ближнего Востока являются граждане Ирана и Ирака. Иранцы прибыли в 1980-х в связи с войной с Ираком и в результате оппозиции мусульманскому правительству в Тегеране. В 1990-х годах начали прибывать курдские жители Ирака, скрывавшиеся от политического режима Саддама Хусейна.

В 1972 году, когда был прекращен набор рабочей силы из нескандинавских стран, количество новых репатриантов значительно сократилось, но беженцы и члены их семей (супруги, несовершеннолетние дети, а в некоторых случаях и престарелые родители) по-прежнему принимались на постоянное жительство.

Увеличивающийся поток беженцев побудил правительство Швеции принять закон о том, что заявления о предоставлении политического убежища, поданные в декабре 1989 года и позже, будут рассматриваться строго в соответствии с Женевской конвенцией 1951 года, а гуманитарные основания для предоставления убежища приниматься не будут. Это было началом четвертого и последнего этапа иммиграции в Швецию.

Меры по ужесточению политики в предоставлении убежища в Швеции совпали по времени с распадом бывшего Советского Союза и войной в Боснии и Герцеговине, в Косово. Согласно данным Статистического управления Швеции, с 1989 по 1993 год в страну прибыло 708,7 тыс. лиц, ищущих убежища; из них 56 % — выходцы из бывшей Югославии, 21 % — с Ближнего Востока [10]. К 1993 году число беженцев из Боснии и Герцеговины, Хорватии, Македонии и Косово возросло настолько, что правительство ввело для лиц, прибывавших из бывшей Югославии, визовый режим [11].

В настоящее время продолжают прибывать иммигранты из Косово, Боснии и Герцеговины для воссоединения семей. По-прежнему прибывают из Ирака лица, ищущие убежища (их число возросло после американского вторжения в 2003 году).

Сведения о желающих получить гражданство Швеции в 2009 году приведены в табл. 2.

Таблица 2

Состав беженцев, подавших заявления на получение гражданства Швеции в 2009 году [4, с. 79]

Прежнее место Коли- Прежнее место Коли-

жительства чество, чел. жительства чество, чел.

Европейское 36 Америка (вся) 273

экономическое

пространство

Болгария 12 Сомали 3 361

Румыния 14 Другие страны Африки 2 892

Россия 933 Афганистан 784

Беларусь 361 Ирак 6 083

Украина 60 Иран 799

Турция 254 Другие страны Азии 4 560

Другие страны Европы 2 424 Неизвестные и лица без гражданства Всего 1 507 24 353

Вступив в 1995 году в Европейский союз, Швеция подтвердила согласие на то, чтобы граждане других стран ЕС могли беспрепятственно приезжать и работать на ее территории. В 1996 году она присоединилась к Шенгенско-му соглашению, которое также позволяет свободно перемещаться жителям всех государств-участников. Границы Швеции пересекали в основном трудовые мигранты из соседних государств Северной Европы и Германии.

В мае 2004 года, когда 10 стран присоединились к Евросоюзу, Швеция наряду с Великобританией и Ирландией разрешила гражданам восточноевропейских стран, ставших членами ЕС, работать без формализации, предусматривающей запрос разрешения (остальные страны Евросоюза ввели временные правила с целью контроля потоков миграций). Однако по сравнению с другими странами Швеция приняла незначительное количество иммигрантов.

Сведения о миграционных потоках в 2009 году приведены в табл. 3.

Почти за полвека Швеция превратилась из этнически однородной страны в многонациональное государство, где проживают не только европейские иммигранты, но и выходцы с дру-

Таблица 3

Численность иммигрировавших в Швецию и эмигрировавших из нее в 2009 году [4, с. 112]

Страна происхождения Иммигранты Эмигранты

Дания 10 001 7 756

Финляндия 5 215 5 673

Исландия 1 018 587

Норвегия 7 372 9 113

Балтийские страны 4 130 663

Польша 13 837 1 652

Другие страны Европы 51 236 17 005

Америка 10 527 5 760

Африка 18 802 1 667

Азия 60 342 7 523

Океания 1 384 1 231

Не известно 1 243 5 906

Всего 184 489 64 536

гих континентов, говорящие на разных языках, имеющие разный исторический опыт, культурное наследие и ценности.

Политика Швеции в отношении иммигрантов не всегда была однозначной. До 1945 года, когда в страну прибывали незначительные миграционные потоки выходцев из нескандинавских стран, политика интеграции практически отсутствовала. Напротив, укоренилась идея шведского этнического превосходства, нашедшая свое воплощение в Институте расовой гигиены, созданном в 1921 году и просуществовавшем до 1976 года.

Предполагалось, что после Второй мировой войны иммиграционные потоки переселенцев из нескандинавских стран будут ассимилироваться. Х. Рунблум в своей статье «Шведский мультикультурализм в сравнительной перспективе» говорит о том, что шведское большинство не принимает во внимание культурные различия иммигрантов из нескандинавских стран: «иммигранты должны стать шведами, принять шведские нравы, обычаи и найти согласие со шведским обществом» [7, с. 623].

В период с 1964 по 1975 год осуществился переход к «взаимной адаптации», чему способствовало создание местных советов, занимающихся проблемами иммигрантов, принятие

некоторых мер по социальной интеграции. Это была радикальная перестройка, определившая переход от политики невмешательства к новой политике, сконцентрированной на трех основных направлениях: равенстве, свободе выбора и сотрудничестве. Шведы и иммигранты стали иметь равные права, обязанности и возможности. Иммигранты могли сами решать, что для них важнее — ассимилироваться или сохранить свою самобытную культуру. Сотрудничество должно было способствовать гармонии между коренным населением и иммигрантами. Эти три направления стали ведущими принципами отношений между коренными гражданами и меньшинствами в Швеции [7, с. 631].

Конституция Швеции 1974 года подтверждает культурные свободы выбора иммигрантов. Глава 1 статьи 2 гласит: «Возможность содействия в этнических, языковых и религиозных симпатиях меньшинства, сохранение и развитие культурной и социальной жизни». В главе 2 статьи 15 утверждается: «Нет закона или другого положения, которые могут повлечь за собой неблагоприятные отношения граждан, потому что они принадлежат к группе меньшинства по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения» [2, с. 43]. Эти положения Конституции остаются основополагающими.

Таким образом, менее чем за двадцать лет Швеция в иммиграционной политике сделала поворот от ассимиляции к новым формам интеграции, с которых начался следующий период. Такие изменения были вызваны рядом причин. Во-первых, в середине 1970-х годов стало очевидным, что некоторым группам переселенцев было непросто ассимилироваться в шведское общество. Как упоминалось ранее, этот период отмечен наибольшим разнообразием миграционных потоков. Во-вторых, инициатива правительства, связанная с программами родного языка для иммигрантов, была успешной и эффективной. В-третьих, Швеция считалась ответственным государством не только в отношении своих граждан, но и тех, кто приехал в страну. Наконец, одним из факторов, изменивших отношение шведского правительства к иммигрантам, было внешнее давление. Это давление осуществлялось главным образом со стороны финского правительства, которое требовало обеспечить возможность сохранения

финнами в Швеции своей культуры и языка [7, с. 630].

К моменту вступления в силу этой политики трудовая иммиграция из нескандинавских стран прекратилась, большинство переселенцев были беженцами из развивающихся стран. Следовательно, программы интеграции столкнулись с трудностью организационных проблем (например, набор квалифицированных преподавателей иностранных языков).

За управление интеграцией беженцев после Второй мировой войны до 1984 года отвечал Совет труда Швеции, в 1985 году эти функции взял на себя Совет по вопросам иммиграции. Он разработал амбициозную программу интеграции, построенную на основах языковой и профессиональной подготовки, а также определил муниципальную ответственность за ее реализацию. Муниципалитеты должны были получать субсидии от государства в зависимости от числа беженцев, которых они согласились принять. Эта программа не была успешной, поскольку число лиц, ищущих убежища, возросло. Совет по вопросам миграции столкнулся с большими трудностями при поиске муниципалитетов, желающих принимать все больше беженцев.

В 1990-х годах программа интеграции беженцев была пересмотрена в целях обеспечения большей гибкости в управлении. Иммигранты получили возможность решать, где они хотели бы жить, что обусловило значительную нагрузку на крупные города с их развитыми рынками труда. В это же время была принята концепция разнообразия, поскольку интеграция уже рассматривалась не как одностороннее включение иммигрантов в жизнь общества, а как процесс взаимной адаптации переселенческих меньшинств и этнических шведов.

В 1996 году было создано министерство по вопросам интеграции иммигрантов. Швеция признана государством, следующим политике мультикультурализма, однако обсуждалась и необходимость сохранения «шведского культурного наследия» [1, с. 122]. Уже в 1998 году политика интеграции была узаконена, создано Национальное управление по вопросам интеграции, руководствующееся в своей деятельности лозунгом: «Швеция, будущее и поликультурное общество — от иммиграционной политики к политике интеграции». Такая

политика интеграции имела ряд целей: сообщество, основанное на разнообразии, равные возможности независимо от происхождения, взаимное уважение и терпимость в обществе [6, с. 18].

Политика индивидуальной интеграции и равенства была поддержана рядом антидискриминационных законов. Швеция не имеет единого закона о недискриминации, но соответствующие положения есть в Уголовном и Гражданском кодексах [Там же. С. 22]. Кроме того, существует ряд законов, запрещающих дискриминацию, влекущих ответственность за дискриминационные действия. Некоторые из законов прямо или косвенно относятся к иммигрантам: гендерный Закон о равенстве (1991), Меры по противодействию этнической дискриминации в сфере труда (1999), Закон о равном статусе студентов в системе высшего образования (2001), запрет о дискриминации в Законе (2003). Существует также ответственность за акты проявления ненависти в средствах массовой информации или на информационных щитах [Там же. С. 22—29].

В докладе по вопросам расизма и ксенофобии в государствах — членах ЕС утверждается, что дискриминация не всегда связана с расизмом или ксенофобией. Существует косвенная дискриминация. Например, при приеме иммигрантов на работу иногда выдвигаются требования пройти тестирование на знание шведского

языка. Если же возникает разница в доходах шведов и иммигрантов, это не рассматривается как дискриминация [Там же. С. 36]. Таким образом, несмотря на то, что антидискриминационные законы являются важным шагом на пути к интеграции иммигрантов, связь интеграции и недопущения дискриминации в различных сферах не отличается четкостью.

Многокультурность общества для большинства западных государств становится одной из главных проблем иммиграционной политики. Ряд вопросов, связанных с культурой иммигрантов, требуют решения. В какой степени следует сохранять идентичность переселенцев? Кто должен взять на себя ответственность: сами иммигранты или принимающее государство?

Пример Швеции наглядно демонстрирует, что, хотя правительство может взять на себя ответственность (создание различных программ и т.д.), само общество должно быть готово к мультикультурализму. Эта готовность общества не может быть создана за короткий период, особенно в стране, где многонациональный состав и разнообразная культурная мозаика — новое явление. Следует разработать правовые рамки в области недискриминации и равных прав. Это не только защитит права иммигрантов, но и создаст условия для сохранения их языка, традиций и ценностей. Однако при разработке таких рамок должны учитываться ценности и традиции самого принимающего государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Geddes, A. Multicultural Dilemmas in Sweden. In The politics of migration and immigration in Europe [Text] / A. Geddes. - London: Sage, 2003.

2. Kimlicka, W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights [Text] / W. Kimlicka. — Oxford: Clareldon Press, 1995.

3. Lucassen, L. The Immigrant Threat: the Integration of Old and New migrants in Western Europe since 1850 [Text] / L. Lucassen. — Urbana: University of Illinois Press, 2005. — P. 47.

4. Nordic Statistical Yearbook [Text]. — 2009. — Vol. 44.

5. Parekh, B. Rethinking Multiculturalism: Cultural Diversity and Political Theory [Text] / B. Parekh. — N. Y.: Palgrave Macmillan, 2006.

6. Report on Racism and Xenophobia in the Member States of the EU [Text]. — FRA. — 2007. — 14 May 2008.

7. Runblom, H. Swedish Multiculturalism in a Comparative European Perspective [Text]: Sociological Forum 9.4. - 1994.

8. Statistisk arsbok for Sverige 1960 [Text]. — Stockholm: Statistiska Centralbyran, 1960.

9. Westin, C. Sweden: Restrictive Immigration Policy and Multiculturalism [Text]: Migration Information Source, Migration Policy Institute (MPI) / C. Westin. — Washington DC, 2006.

10. Денисенко, М.Б. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада [Текст] / М.Б. Денисенко, О.А. Хараева, О.С. Чудиновских. — М., 2003. — С. 543.

11. Северная Европа. Регион нового развития [Текст] / под ред. Ю.С. Дерябина, Н.М. Антюши-ной. — М., 2008. — С. 345.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.