Научная статья на тему 'Особенности субъектно-объектного состава организационно-штатной работы в органах внутренних дел Украины'

Особенности субъектно-объектного состава организационно-штатной работы в органах внутренних дел Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
407
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНОЙ РАБОТЫ / СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ / SUBJECT AND OBJECT ORGANIZATIONAL WORK / SUBJECT AND OBJECT RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Микитась Аркадий Викторович

Уточняется содержание понятий субъект и объект организационно-штатной работы в органах внутренних дел Украины. Исследуется система субъектов организационно-штатной работы и предоставляется характеристика их полномочий. Определяется понятие и особенности объекта данной управленческой деятельности. Характеризуются субъектно-объектные взаимосвязи в сфере организационно-штатной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The meaning of the subject and object notions of organizational work in internal affairs agencies of Ukraine is explained. A system of organizational work’s subjects is researched; their authorities’ characteristics are provided. The concept and features of this management activity’s object are defined. Subject and object relationships in the field of organizational activity are characterized.

Текст научной работы на тему «Особенности субъектно-объектного состава организационно-штатной работы в органах внутренних дел Украины»

5. KrasnerS.D. Problematic Sovereignty: Contested Rules and Political Responsibilities. New York, 2001. P. 2.

6. See: Goldstein, J.S., Pevehouse J.C. International Relations: 2006—2007 Edition, 7th ed. New York, 2007. P. 288.

7. See: Krasner S.D. Problematic Sovereignty: Contested Rules and Political Responsibilities. NewYork, 2001. P. 2.

8. See: Osborne A. The EU’s Chechnya Challenge // Guardian [UK]. Nov. 7. 2003.

9. See ibid.

10. See: Goldstein, J.S., Pevehouse J.C. International Relations: 2006—2007 Edition, 7th ed. New York, 2007. P. 288.

11. См.:ЛеоновA.C. Пределы государственного суверенитета в контексте практики Европейского суда по правам человека // Юридическая наука и правоприменение (Саратовские правовые чтения): сборник тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции (г. Саратов, 1 —2 июня 2012 г.). Саратов, 2012. С. 14.

12. See: Power S. Bystanders to Genocide // The Atlantic.

URL: http://www.theatlantic.com/doc/200109/power-geno

cide (Jan. 20, 2009).

13. См.: Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. С. 94.

14. See: Mill J.S. On Liberty and Other Essays. New York, 1998. P. 84.

15. See: Sens A., Stoett P. Global Politics: Origins, Currents, Directions. 3rd ed. Toronto, 2005. P. 332—333.

16. See ibid.

17. See: Ignatieff M. The Attack on Human Rights // Foreign Affairs 80, November-December, 2001. P. 102—103.

18. Annan K.A. Two concepts of sovereignty // The Economist. September 18, 1999.

19. Pellet A. State sovereignty and the protection of fundamental human rights: an international law perspective // Pugwash Online: Conferences on Science and World Affairs. URL: http://www.pugwash.org/reports/rc/pellet.htm (Jan. 19, 2009).

A.B. Микитась

Микитась Аркадий Викторович — заместитель начальника — начальник отдела кадрового обеспечения Харьковского

городского управления ГУМВД Украины в Харьковской области, соискатель Харьковского национального университета внутренних дел

E-mail: stanislav2107@mail.ru

Особенности субъектно-объектного состава организационно-штатной работы в органах внутренних дел Украины

Уточняется содержание понятий субъект и объект организационно-штатной работы в органах внутренних дел Украины. Исследуется система субъектов организационно-штатной работы и предоставляется характеристика их полномочий. Определяется понятие и особенности объекта данной управленческой деятельности. Характеризуются субъектно-объектные взаимосвязи в сфере организационно-штатной деятельности.

The meaning of the subject and object notions of organizational work in internal affairs agencies of Ukraine is explained. A system of organizational work’s subjects is researched; their authorities’ characteristics are provided. The concept and features of this management activity’s object are defined. Subject and object relationships in the field of organizational activity are characterized.

Исследованием основ управления в органах внутренних дел Украины, в том числе изучением вопросов организационно-штатной работы, занимались такие известные ученые, как С.Н. Алферов, И.В. Аристова, В.Т Белоус, А.М. Бандурка, В.Н. Бесчастный,

A.Т Комзюк, В.В. Коноплев, Ю.Ф. Кравченко, А.Н. Кулиш, Н.П. Матюхина, А.Н. Музычук, В.И. Олефир,

B.П. Петков, В.М. Плишкин, Е.Е. Синявская, А.А. Стародубцев, ТА. Проценко, Х.П. Ярмаки и др. Однако основательная характеристика субъектно-объектного состава организационно-штатной работы в органах внутренних дел Украины на сегодняшний день не нашла своего отображения в научных работах.

Целью данной статьи является определение содержания и особенностей субъектов и объек-

тов организационно-штатной работы в органах внутренних дел, а также исследование взаимосвязей между ними. Для достижения поставленной цели необходимо: определить понятие субъекта организационно-штатной работы и его особенности; исследовать систему таких субъектов, охарактеризовать их полномочия по организационно- штатной работе в органах внутренних дел Украины; определить понятие и сущность объекта организационно-штатной работы; охарактеризовать субъектно-объектные связи в сфере организационно-штатной работы в органах внутренних дел Украины.

Организационно-штатная работа в органах внутренних дел как разновидность управленческой дея-

Микитась А.В. Особенности субъектно-объектного состава организационно-штатной работы в органах внутренних дел Украины

Микитась А. В. Особенности субъектно-объектного состава организационно-штатной работы в органах внутренних дел Украины

тельности имеет своих субъектов и объекты. Именно они определяют содержание деятельности по эффективному распределению и использованию штатной численности подразделений внутренних дел, совершенствование организационной структуры и штатной дисциплины. Для достижения лучших результатов управленческой деятельности должны быть четко определены субъекты, которые ее реализуют, и объекты, в отношении которых она осуществляется.

На сегодняшний день в науке административного права существует достаточно много взглядов на понятие субъекта управленческих отношений. Так, Г. Атаманчук характеризует субъект управления как управляющую систему, которая пытается организовать надлежащее функционирование и развитие управляемых объектов1. В. Шабайлов считает, что субъектом управления является социальная, организационно- правовая система, звенья которой наделены полномочиями распорядительства относительно нижестоящих (подчиненных) структур (объектов и субъектов) управления2. Субъект управления — это тот участник процесса управления, который по своему функциональному назначению призван практически осуществлять целенаправленное упорядочивающее влияние на соответствующий объект (объекты)3.

Таким образом, под субъектом управления необходимо понимать определенную систему, которая наделена полномочиями осуществлять целенаправленное, организующее воздействие на определенные объекты. Большинство ученых сходятся на том, что основным субъектом управленческой деятельности является государство. Они рассматривают его как совокупность уполномоченных органов государственной власти. Каждый из них имеет определенные в соответствующем нормативном правовом акте права и обязанности в определенной сфере государственного управления.

Учитывая особенности организационно-штатной работы в органах внутренних дел, можно определить понятие субъекта такой деятельности. Им является система органов (подразделений) внутренних дел и их должностных лиц, уполномоченных осуществлять целенаправленное, организующее воздействие на общественные отношения, возникающие при реализации организационно-штатной работы. То есть субъектом организационно-штатной работы в органах внутренних дел являются те должностные лица, которым соответствующим нормативно-правовым актом предоставлено право создавать, изменять или прекращать объект такой работы.

Определение понятия «субъект организационно- штатной работы» влечет за собой необходимость рассмотрения иерархии (классификации) этих субъектов с целью определения их полномочий в сфере оптимального распределения и использования штатной численности, совершенствования структуры органов и подразделений, соблюдение штатной дисциплины, экономного расходования средств, выделяемых органам и подразделениям для выполнения возложенных на них задач и функ-

ций на основе широкого использования научных методов и подходов.

Всех субъектов организационно-штатной работы в органах внутренних дел можно разделить на субъектов общего руководства (тех, которые определяют основные принципы развития всех сфер государственного управления), ведомственных (тех, которые осуществляют общее руководство органами внутренних дел) и специальных субъектов (тех, которые непосредственно занимаются организационно-штатной работой).

К первой группе относятся Верховный Совет Украины, Президент Украины и Кабинет министров Украины. Их роль как субъектов организационноштатной работы в органах внутренних дел проявляется в том, что они уполномочены определять основные принципы функционирования и развития органов внутренних дел, утверждать их структуру и численность. Кроме того, они осуществляют контроль за соблюдением законодательства подчиненными субъектами и принимают меры по устранению любых нарушений штатной дисциплины.

К ведомственным субъектам организационноштатной работы, то есть тем, которые управляют всеми аспектами повседневной деятельности органов внутренних дел, принадлежит Министерство внутренних дел Украины. Полномочия Министерства внутренних дел Украины относительно осуществления организационно-штатной работы предусмотрены в Положении о Министерстве внутренних дел Украины, утвержденном Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 года № 383/2011, где указано, что Министерство в соответствии с возложенными на него задачами: организовывает деятельность главных управлений, управлений МВД Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, на транспорте, районных, районных в городах, городских управлений (отделов), линейных управлений (отделов) и внутренних войск МВД Украины и осуществляет руководство ими; организовывает информационно-аналитическую деятельность органов внутренних дел, формирует справочно-информационные фонды; образует, ликвидирует, реорганизовывает предприятия, учреждения и организации, утверждает их положения (уставы), в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, формирует кадровый резерв на должности руководителей предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления МВД Украины4.

К специальным субъектам организационноштатной работы в органах внутренних дел относятся те подразделения, которые непосредственно определяют штаты определенного органа, следят за соблюдением штатной дисциплины и т. д. К ним относятся: подразделение организационно-штатной работы Департамента кадрового обеспечения Министерства внутренних дел Украины; подразделения организационно-штатной работы управлений (отделов) кадрового обеспечения ГУМВД,

УМВД; организационно-штатное подразделение Главного управления внутренних войск МВД; организационно-штатные подразделения Департамента Государственной службы охраны при МВД и управлений, отделов Государственной службы охраны при ГУМВД, УМВД. Они обязаны реализовывать такие действия: правильно учитывать оперативную обстановку и объемы работы органов и подразделений, оперативно вносить изменения в штаты и обеспечивать оптимальную расстановку сил и средств для решения оперативно-служебных задач; вносить предложения относительно осуществления необходимых организационно-штатных мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов и подразделений; всемерно содействовать внедрению в деятельность органов и подразделений внутренних дел новых достижений науки и техники, прогрессивных форм и методов работы.

Все субъекты организационно-штатной работы могут осуществлять целенаправленное, организующее воздействие на определенные объекты. Последние целесообразно рассмотреть на основе научных разработок понятия «объект управления».

В современной науке отсутствует единый взгляд на трактовку понятия «объект управления». Некоторые ученые определяют его как отдельных людей или их объединения в различные сообщества, которые являются носителями определенных общественных отношений5. На наш взгляд, такое определение является неполным, поскольку государственно-властное влияние может осуществляться не только на людей, но и на юридических лиц, а также на деятельность указанных людей. Другие ученые считают, что им является то, на что направлено сознательное, планомерное, организованное, систематическое воздействие субъекта управления6.

Существует мнение, что под объектом управления следует понимать деятельность организаций, учреждений, отдельных граждан, в том числе и тех, кто входит в состав субъекта управления, или часть системы, которая материализует цели управления и выполняет управленческие решения7.

Учитывая взгляды ученых, объект управления можно определить как отдельных людей или их объединения, предприятия, учреждения, организации и их деятельность, на которые осуществляется целенаправленное воздействие компетентных субъектов управления.

Объект государственного управления и объект организационно-штатной работы соотносятся как целое и частное, так как организационно-штатная работа является разновидностью (частью) управленческой деятельности. Определить особенности объекта такой работы можно, учитывая ее сущность. Под организационно-штатной работой в органах внутренних дел необходимо понимать деятельность компетентных органов государственной власти или должностных лиц по формированию органов и подразделений внутренних дел, обеспечения их кадрового наполнения и эффективного

функционирования путем распределения полномочий и определения цели их деятельности.

Как видно из данного определения, при реализации такой работы осуществляется воздействие непосредственно на сами органы внутренних дел, а также на их кадровое наполнение. Кроме того, могут решаться вопросы определения задач отдельных подразделений, распределения полномочий между работниками органов внутренних дел, финансового, информационного и материального обеспечения.

На основании вышеизложенного объект организационно-штатной работы можно определить в узком и широком смыслах. В узком смысле под ним следует понимать органы и подразделения внутренних дел, включая их персонал. Объект организационно-штатной работы в широком смысле — это общественные отношения, возникающие при образовании, реорганизации или ликвидации органов и подразделений внутренних дел, совершенствовании их структуры, распределении и использовании штатной численности, финансового и материального обеспечения, соблюдения штатной дисциплины.

Действующим законодательством четко определено, какой субъект может влиять на соответствующий объект организационно-штатной работы в органах внутренних дел. Данные положения закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативно-правовых актах. Например, в Законе Украины «О милиции» определено, что для обеспечения общественного порядка на объектах и территориях, имеющих особое народнохозяйственное значение или пострадали от стихийного бедствия, экологического загрязнения, катастрофы, Министерством внутренних дел Украины с разрешения Кабинета министров Украины могут создаваться специальные подразделения милиции8. Как видим, в данной правовой норме закреплено право Министерства внутренних дел Украины осуществлять организационно-штатные мероприятия по отношению к специальным подразделениям милиции.

Закреплены объекты организационно-штатной работы и в Положении о Министерстве внутренних дел Украины, утвержденном Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 года № 383, где указано, что министр внутренних дел вносит Кабинету министров Украины представления об образовании в пределах общей численности Министерства и средств, предусмотренных на его содержание, ликвидации и реорганизации органов внутренних дел как юридических лиц, утверждает положения о них, их структуру и штатное расписание; образует, ликвидирует, реорганизует по согласованию с Кабинетом министров Украины органы внутренних дел как структурные подразделения аппарата Министерства, которые не имеют статуса юридического лица; согласовывает структуру аппарата Государственной миграционной службы Украины; согласовывает предложения Председателя Государственной миграционной службы Украины относительно образования, реорганизации, ликвидации ее территори-

Микитась А.В. Особенности субъектно-объектного состава организационно-штатной работы в органах внутренних дел Украины

Микитась А. В. Особенности субъектно-объектного состава организационно-штатной работы в органах внутренних дел Украины

альных органов и вносит на рассмотрение Кабинета министров Украины соответствующее представление9 и т. д. Как видим, в данном нормативном правовом акте определяется, что министр уполномочен воздействовать на объекты организационно-штатной работы в органах внутренних дел, а именно на структуру и численность их подразделений.

Данные объекты нашли свое закрепление и в ведомственных подзаконных нормативных правовых актах, а именно в Инструкции по организационноштатной работе в системе Министерства внутренних дел Украины, где из самого определения организационно-штатной работы следует, что ее объектами являются: штатная численность, структура органов и подразделений, штатная дисциплина, выделяемые органам и подразделениям для выполнения возложенных на них задач и функций на основе широкого использования научных методов и подходов.

Необходимо отметить, что органы внутренних дел могут выступать как субъектами, так и объектами организационно-штатной работы. Их роль в данном процессе определяется конкретной ситуацией и зависит от того, кто в ней наделен правами оказывать влияние на другие органы и подразделения. При этом одно и то же подразделение в различных ситуациях может выступать как объектом так и субъектом такой работы. Например, министр внутренних дел Украины может реорганизовать управление Министерства внутренних дел Украины в Харьковской области (в том числе и сектор организационно-штатной работы управления кадрового обеспечения). В данном случае указанный сектор будет объектом организационно-штатной работы. Если же он осуществляет организационно-штатные мероприятия в отношении подчиненных органов и подразделений, то он выступает как субъект организационно-штатной работы. При этом на каждый объект может воздействовать только тот субъект, которому предоставлено такое право соответствующим нормативным правовым актом. Так, например, подразделения организационно-штатной работы управлений (отделов) кадрового обеспечения могут влиять лишь на органы и подразделения внутренних дел, которые находятся на территории юрисдикции управления и подчиняются соответствующему управлению.

Всем объектам организационно-штатной работы в органах внутренних дел присущ ряд признаков, которые объединяют их в отдельную группу. Такими характеристиками являются:

1. Целенаправленный характер воздействия на объекты организационно-штатной работы. Данный признак проявляется в том, что все организационноштатные мероприятия осуществляются с целью обеспечения лучшей работы органов и подразделений внутренних дел, соблюдения штатной дисциплины, экономного использования финансовых и материальных ресурсов, необходимых для обеспечения функционирования указанных подразделений.

2. Самоактивность исследуемых объектов. Данный признак заключается в том, что органы и под-

разделения внутренних дел в отдельных случаях с целью оперативного реагирования на изменения в обществе могут самостоятельно проводить незначительные организационно-штатные операции на основе внутренних подталкивающих факторов. Например, с целью проведения неотложных операций начальник районного отдела внутренних дел может временно направить работников из одного подразделения на помощь другому.

3. Зависимость от объективных факторов и условий общественной жизни. Все объекты организационно-штатной работы в органах внутренних дел могут претерпевать определенные изменения в связи с социально-экономическими изменениями в стране. Так, например, если в государстве начинается экономический кризис, то может возникнуть вопрос об уменьшении штатной численности органов внутренних дел.

4. Адаптивность органов и подразделений внутренних дел в условиях общественного развития, что проявляется в их реакции на все события в жизни общества и государства в направлении приспособления к условиям, которые возникли.

5. Способность к самоуправлению, то есть возможность объектов организационно-штатной работы (органов и подразделений внутренних дел) осуществлять у себя в середине определенные управленческие процессы. Такое самоуправление осуществляется в основном вследствие влияния определенных внешних факторов, при необходимости приспосабливаться к определенным условиям.

Таким образом, объект организационно-штатной работы в органах внутренних дел может претерпевать определенные изменения как под влиянием управленческой деятельности субъектов такой работы, так и из-за определенных обстоятельств, возникающих в жизни общества и государства.

Субъекты и объекты организационно-штатной работы в органах внутренних дел, как и любой управленческой деятельности, находятся в непрерывной связи. Субъект и объект управления, их отдельные компоненты вступают между собой в отношения по поводу организации всех сторон социальной жизнедеятельности, создавая таким образом систему социального управления10.

Субъект организационно-штатной работы обычно имеет определенные властные полномочия по отношению к объекту. В свою очередь состояние объекта определяет поведение управляющего субъекта. Отсюда следует, что эти две категории не могут существовать друг без друга.

Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что субъектно-объектный анализ организационно- штатной работы в органах внутренних дел позволил сформулировать ряд общетеоретических положений, которые могут быть использованы для дальнейшего исследования административно-правовых основ такой управленческой деятельности, а также разработки предложений по ее совершенствованию.

трибуни молодого ученого

Примечания

1. См.: Атаманчук Г.В. Сущность советского государственного управления. М., 1980. С. 29.

2. См.: Управление промышленностью в союзной республике / под ред. В.И. Шабайлова, Ю.А. Тихомирова. Мн., 1987. С. 8.

3. См.: Козлов Ю.М., Фролов Е.С. Научная организация управления и право. М., 1986. С. 57.

4. Про затвердження Положення про Міністерство внутрішніх справ України: Указ Президента України від

06.04.2011 № 383/201 1. ІІРІ_: http://zakon1.rada.gov.ua/ ІашБ/зЬюш/З 83/2011

5. Плішкін В.М. Теорія управління органами внутрішніх справ: підручник. К., 1999. С. 15.

6. Бандурка О.М. Управління в органах внутрішніх справ України: Підручник. Харків, 1998. С. 11.

7. См.: АтаманчукГ.В. Теория государственного управления: курс лекций. М., 1997. С. 94; Мельник А.Ф. Державне управління: навч. посіб. К., 2003. С. 80.

8. Про міліцію України: Закон від 20.12.1990 № 565-ХІІ // Відомості Верховної Ради УРСР (ВВР). 1991. № 4, ст. 20.

9. Про затвердження Положення про Міністерство внутрішніх справ України: Указ Президента України від

06.04.2011 № 383/201 1. ІІРІ_: http://zakon1.rada.gov.ua/ ^шз/зЬюш^ 83/2011

10. См.: АвдонинВ.С., КарповЕ.А., НауменкоА.Б. Правоохранительные органы. Сборник схем: учебное пособие для юридических вузов / отв. ред. Г.В. Дроздов. М., 1997. С. 10.

B.B. Муранова

Муранова Вера Владимировна — адъюнкт кафедры философии права и юридической логики Национальной академии

внутренних дел Украины

E-mail: vira muranova@ukr.net

Права, свободы и обязанности человека-мигранта и их отражение в Конституции как необходимое условие развития

гражданского общества

Статья посвящена проблемам реформирования Конституции Украины относительно прав, свобод и обязанностей человека-мигранта. Обосновано положение о том, что указанное реформирование Основного закона является необходимым условием развития гражданского общества.

The article is devoted to the problems of Constitution of Ukraine reformation in part of rights, freedoms and duties of a migrant. Regulations that stated reformation of the Fundamental Law is obligatory condition of civil society development are grounded.

Проблемы общественного развития стран на постсоветском пространстве, формирования институтов гражданского общества, обеспечения прав человека в современных условиях глобализации являются чрезвычайно важными. В частности в Украине об этом свидетельствует Указ Президента Украины от 25 января 2012 года № 31/2012 «О порядке формирования и организации деятельности Конституционной Ассамблеи»1, который активизировал общественный диалог относительно возможностей усовершенствования Основного закона. Да и в целом тема оптимизации Конституции постоянно присутствует как в украинском, так и в российском информационном пространстве и дискурсе субъектов политического процесса других республик, ранее входивших в состав СССР, а конституционная реформа рассматривается как основной фактор модернизации независимых государств2. Поэтому вопрос повышения качества правового регулирования общественных отношений и достижения максимальной эффективности, действенности права с целью обеспечения существования не толь-

ко де-юре, но и де-факто гражданского общества в настоящее время является особенно актуальным.

В свою очередь, среди многочисленного количества факторов, прямо или опосредованно влияющих на состояние гражданского общества, миграция, на наш взгляд, является одним из важнейших — в силу того, что речь идет о самой главной составляющей общества — человеческом капитале.

По данным Международной организации по миграции сегодня в мире значительно больше международных мигрантов, чем когда-либо, и если мигрирующее население будет продолжать расти такими же темпами, как и в последние 20 лет, то в мире до 2050 года, по подсчетам ученых, будет более 405 миллионов международных мигрантов3. Характерно, что наши страны на сегодня входят в десятку стран мира, которые являются лидерами по миграции, в частности, в мире уже насчитывается 6,6 млн украинцев-мигрантов и соответственно 5 млн людей, которых приняла Украина4.

И если общеизвестно, что эмиграция — это потеря элитного потенциала соответствующей страны,

Муранова В.В. Права, свободы и обязанности человека-мигранта и их отражение в конституции как необходимое условие развития гражданского общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.