Научная статья на тему 'Проблемы миграции и гражданства в условиях глобализации (на примере российско-киргизских отношений)'

Проблемы миграции и гражданства в условиях глобализации (на примере российско-киргизских отношений) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ГРАЖДАНСТВО / ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / MIGRATION / CITIZENSHIP / POLITICAL-LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фирсова Н. А.

В статье рассматриваются вопросы российско-киргизского сотрудничества в области миграции и гражданства, выделяются проблемы, возникающие в их политико-правовом регулировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of migration and citizenship in conditions of globalization (on example of Russian-Kyrgyz cooperation)

Questions concerning Russian-Kyrgyz cooperation in the sphere of migration and citizenship are being considered, as well as the arising difficulties with their political-legal regulation.

Текст научной работы на тему «Проблемы миграции и гражданства в условиях глобализации (на примере российско-киргизских отношений)»

совых потерь государства.

Подводя итог, следует отметить также, что арбитражные суды избрали единый подход к определению мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, т. е. арбитражная практика в сфере применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации отличается единообразием.

Вместе с тем, невозможно не обратить внимания на то, что Бюджетный кодекс РФ содержит противоречивые нормы об ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Например, в нем отсутствуют нормы, определяющие процедуру применения мер принуждения. Это вызывает определенные трудности при их применении в судебной практике. Так, полномочия Федерального казначейства в части бесспорного списания суммы бюджетных средств противоречат положениям ст. 239 Кодекса. Согласно ст. 239 обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта. Таким образом, основанием списания денежных средств с бюджетного счета является судебный акт, подтверждающий факт бюджетного правонарушения [19].

Названные выше и иные имеющиеся недостатки в правовом регулировании вопросов привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства не способствуют обеспечению законности в бюджетной сфере, в связи с чем следует устранить имеющиеся в Бюджетном кодексе РФ пробелы и противоречия.

Литература

1. Завидов Б.Д. Некоторые вопросы привлечения к административной ответственности, наказанию и правовые проблемы усиления данной ответственности за правонарушения в сфере эксплуатации, использования автотранспорта и в области дорожного движения в свете ФЗ от 24.07.2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (для системы Консультант).

УДК 342.71

2. См. об этом: ОвсепянЖ.И. Юридическая ответственность и государственное принуждение. Ростов-на-Дону, 2005.

3. Собрание законодательства РФ. 03.08.1998, № 31. Ст. 3823.

4. Беляев А. Меры ответственности по выявленным правонарушениям финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений//Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. № 1,

5. Конюхова Т.В. Развитие института ответственности за нарушения бюджетного законодательства//Зако-нодательство и экономика. 2003. № 2.

6. Другова Ю.В. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства//Журнал российского права. 2003. № 3.

7. Комягин Д.Л. Правовая природа бюджетных средств: деньги, обязательства или информация?//Фи-нансы. 2005. № 10.

8. Определение Верховного Суда РФ от 17 мая 2008 г.

9. Арсланбекова А.З. Меры принуждения, применяемые за нарушение бюджетного законодательства//Ад-министративное и муниципальное право, 2009. № 1.

10. Российская газета. 2007. 28 апреля.

11. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.08.2006, 08.08.2006 № Ф03-А73/06-1/2929 по делу № А73-761/2006-63.

12. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 19.10.1992. № 16. Ст. 1253.

13. Собрание законодательства РФ. 26.08.1996. № 35. Ст. 4135.

14. Борисов А.Н. Юстицинформ, 2008. Комментарии к Бюджетному кодексу Российской Федерации.

15. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.05.2004 № А39-3340/2003-164/15.

16. Сатарова Н. А. О части четвертой Бюджетного кодекса РФ//Финансовое право. 2008. № 3.

17. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.10.2008 N Ф03-4306/2008 по делу № А59-3153/ 07-С25.

18. Фоминская М.Д. Понятие юридической ответственности и отличие ее от смежных юридических явлений в современном российском праве//Научные труды/Российская академия юридических наук. Вып. 2: В 2 т. М., 2002. Т. 1.

19. См. об этом: Арсланбекова А.З. Меры принуждения, применяемые за нарушение бюджетного законода-тельства//Административное и муниципальное право. 2009. № 1.

Фирсова Н.А.

Зав. консульским отделом Посольства Российской Федерации в Киргизской Республике

ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ И ГРАЖДАНСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-КИРГИЗСКИХ ОТНОШЕНИЙ)

В статье рассматриваются вопросы российско-киргизского сотрудничества в области миграции и гражданства, выделяются проблемы, возникающие в их политико-правовом регулировании.

Questions concerning Russian-Kyrgyz cooperation in the sphere of migration and citizenship are being considered, as well as the arising difficulties with their political-legal regulation.

Ключевые слова: миграция, гражданство, политико-правовое регулирование.

Key words: migration, citizenship, political-legal regulation.

В современном мире миграция выступает важным фактором, объединяющим интересы стран-доноров и стран-реципиентов, а регулирование расширяющихся миграционных потоков становится важнейшим направлением международной политики и права. В результате массовой миграции сотни тысяч человек меняют свой политико-правовой статус, приобретая гражданство новой страны или становясь бипатридом.

Как известно, «гражданство — политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству. Проявляется как взаимоотношения между государством и лицом, находящимся под его властью: государство гарантирует гражданину обеспечение его законных прав и интересов, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь гражданин обязан безусловно соблюдать законы и прочие предписания государства и выполнять установленные обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства» [1, с. 102, 103].

В условиях глобализации и массовой миграции как одной из форм ее проявления возникает проблема, связанная со статусом бипатрида, которая заключается в том, что для указанного лица вновь приобретенные права и свободы как основа конституционно-правового статуса гражданина государства-реципиента, устанавливающие возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества, должны определенным образом сочетаться с правами и свободами гражданина страны-донора. Особую значимость эта проблема имеет для Российской Федерации, которая выступает государством-реципиентом, принявшим в постсоветский период миллионы новых граждан.

Как известно, Закон СССР «О гражданстве СССР» 1938 г. не рассматривал вопросов двойного гражданства. Статья 8 Закона СССР «О гражданстве СССР» 1978 г. и ст. 11 Закона СССР «О гражданстве СССР» 1990 г. предусматривали, что за лицом, состоящим в гражданстве СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, иными словами, в этих нормативных актах отсутствовало указание на существование института двойного гражданства. Институт двойного гражданства был введен Законом РСФСР от 28 ноября

1991 г. № 1948-1 «О гражданстве РСФСР» (ст. 3), т. е. в период распада СССР. В силу исторических обстоятельств он не учитывал и не мог учитывать новую внешнеполитическую и миграционную ситуацию, в частности, появление на постсоветском пространстве новых независимых государств, формирование в них института гражданства, а также массовые миграционные потоки. В короткие сроки граждане ранее единого государства СССР вынуждены были определиться с вопросом, гражданами какого государства они теперь являются, а внутренняя миграция превратилась во внешнюю, международную.

По данным Госкомстата России, в среднем за 1992—2002 гг. ежегодный поток иммигрантов, прибывающих в Россию из новых независимых государств, составлял 609 тыс. человек [2], в притоке иммигрантов в Россию из стран СНГ в годы реформ преобладали в основном жители Казахстана, Украины, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Грузии, Молдавии и Туркменистана. Подавляющая их часть стремилась получить российское гражданство.

В 1993 г. была принята Конституция РФ, определяющая основные принципы регулирования отношений гражданства в правовой системе российской государственности. К 1997 г. стала очевидной неадекватность закона о гражданстве реальной ситуации в этой сфере. Кроме того, Российская Федерация в 1997 г. подписала Европейскую конвенцию о гражданстве. В этой связи Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ в 1997 г. был разработан проект нового закона о гражданстве, поддержанный Президентом, а сам Закон принят в 2002 г. [3].

В настоящее время основой правовой базы, регламентирующей порядок приобретения гражданства, являются Конституция Российской Федерации, Закон о гражданстве РФ, подзаконные акты и международные договоры. Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Законом о гражданстве, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и исполняет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

Основным специальным правовым источником, посвященным вопросам гражданства, является Закон о гражданстве. Другой важный специальный источник — Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [4]. Действующее российское законодательство ориентировано на сужение круга лиц, которые не имеют гражданства (ст. 4 Закона о гражданстве). В международном праве данный принцип был сформулирован в 1961 г. в Конвенции о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 1961 г.) [5].

Закон о гражданстве устанавливает принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с ним, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Это закон вступил в силу 1 июля 2002 г., но начал применяться на практике в полной мере только по истечении одного года с момента его принятия, когда Правительство РФ согласовало и приняло целый ряд подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с правовым положением иностранцев, вытекающим из Закона № 115-ФЗ.

В соответствии с российским законодательством лица, находящиеся на территории Российской Федерации, могут относиться к одной из следующих категорий:

— российские граждане, т. е. лица, которые могут иметь документальное подтверждение их принадлежности к гражданству России;

— иностранные граждане, т. е. лица, обладающие документами о принадлежности к другому государству;

— лица без гражданства, т. е. лица, не имеющие документов о принадлежности ни к российскому гражданству, ни к гражданству иностранных государств.

Статья 62 Конституции РФ предусматривает, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Следует отметить, что Российская Федерация заключила международно-правовые акты, регламентирующие вопросы двойного гражданства только с двумя из новых независимых государств — с Республикой Туркменистан (Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об уре-

гулировании вопросов двойного гражданства. Аш-хабат, 23 декабря 1993 г.) и Республикой Таджикистан (Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства. Москва, 7 сентября 1995 г.).

При этом гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. По мнению А.Н. Овчинниковой, бипатрид, «обладая некоторыми признаками иностранного гражданина, в частности наличием документов, подтверждающих принадлежность данного лица к гражданству иностранного государства, для Российского государства таковым не является: Российская Федерация признает его исключительно своим гражданином. В связи с этим он несет права и исполняет обязанности российского гражданина. Следует отметить, что наряду с правовым статусом российского гражданина бипатрид должен нести права и выполнять обязанности, предусмотренные законодательством иностранного государства. Тем не менее это не порождает расширения его правового статуса» [6, с. 36].

Приобретение гражданином России иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства России. Но, приобретая двойное гражданство, россиянин ограничивает себя в определенных моментах. Так, федеральными законами «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О государственной тайне», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной гражданской службе» предусмотрен прямой запрет на замещение государственных, муниципальных должностей, должностей, предусматривающих работу с секретными сведениями в случае наличия у гражданина гражданства иностранного государства. Этот запрет касается и депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления, ряда должностей государственной службы и правоохранительных органов. За приобретение указанной категорией граждан иностранного гражданства предусмотрены санкции в виде отстранения от должности или сложения полномочий. В случае поступления в органы прокуратуры информации о лицах, нарушающих закон и по результатам ее проверки, решается вопрос об их ответственности.

Такой подход полностью соответствует нормам Европейской конвенции о гражданстве, которая допускает «различные подходы государств к вопро-

су о множественном гражданстве» и признает, «что каждое государство вправе решать в рамках своего внутреннего законодательства, какими будут последствия того, что его гражданин приобретает или имеет другое гражданство» [7].

Н.В. Витрук считает, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и одновременно не освобождает от выполнения установленных обязанностей. Наличие двойного гражданства не означает и расширения прав и свобод человека. Иными словами, лицо, состоящее в гражданстве Российской Федерации и другого государства, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства двух государств [8].

Исходя из этого, гражданина России, имеющего еще и гражданство Республики Таджикистан, согласно положениям Договора между Россией и Республикой Таджикистан «Об урегулировании вопросов двойного гражданства», следует рассматривать как лицо, имеющее гражданство обоих государств. В случае постоянного проживания на территории одного из них бипатрид обязан соблюдать Конституцию и законы, уважать традиции и обычаи этого государства, он обладает правами и несет обязанности страны проживания, в частности, обязанность нести военную службу в стране постоянного проживания на момент призыва.

Схожую правовую позицию отстаивает и В.И. Андрианов. Он указывает, что лицо, состоящее в гражданстве обеих сторон и постоянно проживающее на территории одной стороны, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также выполняет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. При этом важно, что лица, состоящие в гражданстве обоих государств, не могут одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства обеих сторон [9].

Несмотря на то, что по определению, данному в Европейской конвенции о гражданстве, в частности в ст. 2 главы I, «множественное гражданство» означает наличие у одного и того же лица одновременно гражданства двух или более государств» [7]. А.Н. Овчинникова предлагает придать разный смысл понятиям «двойное гражданство» и «множественность гражданства» на основе различения двух случаев: 1) гражданство иностранного государства разрешено внутригосударственным нормативным правовым актом и приобретено в соответствии с международными законодательными актами (двойное гражданство); 2) приобретение

человеком гражданства иностранного государства осуществлено вне рамок и условий международных договоров Российской Федерации из-за коллизий международной правотворческой и правоприменительной практики (множественное гражданство) [6, с. 36-37].

С нашей точки зрения, такое разделение вполне правомерно, поскольку к настоящему времени сложилась ситуация, при которой значительное число граждан бывшего СССР стали лицами, обладающими множественным гражданством, как правило, России и одного из новых независимых государств именно из-за коллизий правоприменительной практики.

Значительное число лиц, приобретших российское гражданство, не вышли из гражданства своих государств и либо продолжают постоянно проживать там, либо, являясь трудовыми мигрантами, периодически, но достаточно длительно находятся на территории обоих государств, обладая собственностью, регистрацией и всеми электоральными правами. В ряде случаев, действуя вопреки национальному законодательству государства проживания и российскому законодательству, они поставили себя под угрозу санкций со стороны местных властей. Это обстоятельство одновременно является источником потенциальных осложнений для межгосударственных отношений, что требует анализа конкретных ситуаций и поиска путей решения проблем.

Весьма актуальна проблема трудовой миграции и гражданства для российско-киргизских отношений. По официальным данным Госкомитета по миграции и занятости, в России проживают 580 тысяч киргизских мигрантов, а эксперты считают, что «из пятимиллионного населения Киргизской Республики почти треть трудоспособных граждан в настоящее время проживают на территории России», и отмечают сложившуюся тенденцию «роста численности киргизской диаспоры в России, которая сохранится и в ближайшие годы» [10].

Факторами, влияющими на миграционные настроения населения являются: нестабильная социально-политическая обстановка в республике, низкий уровень доходов, рост коррупции, активизация криминала, нарастающий экономический кризис и т. д. Одной из причин оттока населения из Киргизстана стал дефицит электроэнергии, вследствие чего вести свой бизнес стало экономически невыгодно, что вынуждает ряд граждан продавать свое дело и уезжать на постоянное место жительства за рубеж — преимущественно в Россию.

По данным Национального статистического комитета Киргизской Республики, только в 2008 г. на территорию России въехали более 430 тыс. граждан КР, на миграционный учет на территории России поставлено 316,7 тыс. граждан КР, на ПМЖ с оформлением документов выехало 25,8 тыс. человек, или 89,7 % общего миграционного потока, 136,1 тыс. чел. получили разрешение на трудовую деятельность в России, а около 160 тыс. чел. приобрели российское гражданство [11, с. 6].

География расселения киргизов в России весьма широка, к 2009 г. киргизские диаспоры сложились в городах: Астрахань, Волгоград, Воронеж, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Курск, Магнитогорск, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Сургут, Тольятти, Тюмень, Улан-Удэ, Уфа, Ханты-Мансийск, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль.

Учитывая постоянно растущий объем миграции, в 2007 г. была создана двусторонняя российско-киргизская рабочая группа ФМС России и Госкомитета по делам миграции и занятости КР, основной задачей которой является разрешение трудностей, возникающих в связи с регистрацией, продлением срока регистрации и легальным трудоустройством киргизских мигрантов. Принципом работы группы является соблюдение норм международного права. Так, глава Государственного комитета КР по миграции и занятости А. Рыскулова считает: «Есть надежда, что новая конвенция стран СНГ о защите прав мигрантов поможет решить многие проблемы нелегальной миграции в Киргизстане» [12], что «в случае подписания конвенции документ станет основным инструментом, по которому страны будут защищать интересы своих граждан в соответствии с международными нормами» [12].

В декабре 2008 г. состоялось очередное заседание российско-киргизской рабочей группы по обсуждению проблемных вопросов, возникающих при реализации Соглашения между правительствами России и КР о трудовой деятельности и социальной защите. Стороны пришли к выводу о необходимости создания системы организованного привлечения трудовых мигрантов из КР. Российская сторона сделала акцент на привлечении квалифицированных кадров, свободно владеющих русским языком, киргизская — на вопросе о совместном законодательном урегулировании обеспечения социальных и пенсионных гарантий на территории РФ и о фактах отказа во въезде киргизам, имеющим на это за-

конное основание [13]. По мнению А. Рыскуловой, «трудовая миграция в ближайшие три года продолжится, и государство должно работать над тем, чтобы граждане КР, уезжающие на заработки за рубеж, трудоустраивались за границей законно, легально, были защищены и повышали свою квалификацию» [13].

В 2009 г. Правительство Киргизской Республики намерено решить вопрос о гражданах Кир-гизстана, которые одновременно имеют гражданство России. По словам председателя Госкомитета КР по миграции и занятости А. Рыскуловой, «сегодня сотни тысяч киргизов получили гражданство России, и мы знаем об этом, знает об этом и российское правительство. И мы уже обращались в государственные органы России с тем, что если между нашими странами не будет подписано соответствующее соглашение, то, скорее всего, этим людям придется отказаться от одного из гражданств» [12].

Дело в том, что согласно законодательству Киргизстана многие из граждан КР, получивших гражданство РФ, пользуются двумя паспортами — киргизским и российским. По истечении срока действия документа из Киргизстана, они лишаются гражданства республики, но имеют право в упрощенном порядке снова его обрести. В соответствии с российским законодательством «за гражданином, имеющим российское гражданство и проживающим на территории России, признается только российское гражданство». Иное гражданство может быть за ним признано только в случае наличия между странами соответствующего международного договора. Но на сегодняшний день такого договора между Россией и Киргизстаном нет, зато в Конституцию КР внесена статья, в соответствии с которой «киргизы, проживающие за пределами Киргизской Республики, вне зависимости от наличия гражданства другого государства, вправе приобрести гражданство Киргизской Республики в упрощенном порядке». Иными словами, в Киргизстане в одностороннем порядке введена норма о двойном гражданстве для этнических киргизов, что дает возможность мигранту, получившему гражданство России, одновременно оставаться гражданином Киргизской Республики.

Следует отметить, что, во-первых, норма Конституции КР не соответствует Европейской конвенции о гражданстве, определяющей, что ««гражданство» означает правовую связь между отдельным лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица» [7]; во-вторых, законодательство КР также не определяет, какими

нормативными актами должны руководствоваться граждане с паспортами двух стран в случае их возвращения на родину, покупки и оформления недвижимости и земельных участков, как должен решаться вопрос об их политических правах, о службе в армии или при оформлении пенсий.

При существующей правовой неопределенности с двойным гражданством возникающие на практике вопросы решаются в Киргизстане с большим трудом. В результате киргизские мигранты — граждане России, сталкиваясь с множеством бюрократических препятствий, опасаются, что в будущем не смогут законно передать детям свое имущество, находящееся на территории Киргизстана. Еще одна проблема, актуальная для Киргизии, инвестиции мигрантов в ее экономику. По прогнозам к 2010 г. почти 90 % киргизских мигрантов приобретут российское гражданство, и для того, чтобы они, по словам представителя киргизской диаспоры «Киргизский Дом» в Санкт-Петербурге О. Мамаевой, могли «возводить дворцы» на родине в прямом и переносном смысле, т. е. имели стимул вкладывать деньги в экономику Киргизстана, необходимы юридические гарантии, «закон, дающий право защитить неприкосновенность недвижимости в Киргизской Республике».

На процессы управления миграционной сферой существенное влияние оказывают и новые институты гражданского общества, созданные трудовыми мигрантами. Необходимость решения всего комплекса проблем, с которыми столкнулись мигранты из Киргизстана, привела к их консолидации и формированию общественных объединений, которые, начиная с 2000 г., стали появляться в различных регионах России, а уже в 2003 г. была создана Ассоциация киргизских диаспор России и Казахстана «Замандаш», целью которой является содействие возрождению национального самосознания, сохранение самобытности киргизов, проживающих за пределами Киргизской Республики, а также содействие в улучшении правового, экономического и социального статуса соотечественников, работающих в России, решение насущных проблем киргизстанцев в местах их пребывания. Позднее, учитывая, что киргизские диаспоры возникли не только в России и Казахстане, она была переименована в Международную Ассоциацию киргизских диаспор «Замандаш».

В настоящее время Ассоциация «Замандаш», зарегистрированная в Киргизстане, объединяет киргизские национально-культурные организации из 27 городов Российской Федерации, 6 городов Казахстана и 5 стран дальнего зарубежья, которые

содействуют обеспечению конституционных прав киргизских мигрантов (одновременно граждан других государств) в социальной и культурной сферах.

В июле 2003 г. вышел в свет первый номер полноцветного иллюстрированного журнала на киргизском языке «Замандаш», где были отражены проблемы и достижения киргизских мигрантов в России и Казахстане. В настоящее время ежемесячный журнал «Замандаш» пользуется спросом и популярностью в городах компактного проживания киргизов в России и других государствах.

Международная ассоциация киргизских диаспор «Замандаш» ежегодно проводит конференции, на которых обсуждаются наиболее значимые проблемы киргизских мигрантов. Прежде всего к ним относится проблема правовой и социальной защиты законных интересов киргизов в России. Региональные представители киргизских объединений в России подчеркивают необходимость продолжения своей деятельности. Поддержка нужна, по их мнению, не только трудовым мигрантам, но и особенно тем киргизам, которыми принято решение остаться на постоянное место жительства в России. В этих целях объединениями киргизских соотечественников создаются национальные и межрегиональные культурные центры, которые призваны содействовать сближению народов России и Кир-гизстана, активизации экономического сотрудничества, налаживанию культурно-образовательной интеграции, пропаганде культурно-исторических связей между нашими странами. Созданные на базе объединений консультационные центры предлагают мигрантам бесплатную помощь юристов.

«Замандаш» активно поднимает вопрос об использовании потенциала мигрантов-соотечественников, в частности, о привлечении их инвестиций в реализацию экономических проектов и инициатив правительства Киргизстана, направленных на развитие республики. Руководители Ассоциации убеждены, что в России уже достаточно большое количество соотечественников, которые крепко стоят на ногах, и их вовлечение в развитие экономики Киргизстана позволит создать сотни рабочих мест в различных сферах жизнедеятельности страны. По сведениям банковских структур, вклад трудовых мигрантов в экономику Киргизской Республики уже сейчас исчисляется сотнями миллионов долларов в год. Трудовые мигранты готовы инвестировать средства в киргизскую экономику, не желают терять связи с родиной, но при этом возникают серьезные вопросы.

Главный — вопрос о государственных гарантиях для инвестиций трудовых мигрантов. Проблема

заключается в том, что многие мигранты, прибывшие в Россию, в течение короткого срока приобретают российское гражданство и соответственно получают российские паспорта. Возникновение у мигрантов де-факто двойного гражданства приводит и к другой проблеме, актуальной в момент проведения избирательных кампаний. По российскому законодательству трудовой мигрант, имеющий к моменту выборов российский паспорт, не может принимать участие в выборах, проводимых в другой стране, даже при наличии у него паспорта гражданина этой страны. Однако именно Ассоциация «За-мандаш» в 2005 г. настояла на том, чтобы киргизские мигранты за рубежом приняли участие в выборах Президента Киргизстана, и организовала для этой цели избирательные участки в 11 регионах России.

Наряду с другими проблемами стоит вопрос о том, что нередки случаи, когда, находясь в отдаленных регионах России без документов и в стесненном материальном положении, трудовые мигранты не в состоянии добраться до Посольства или Консульства КР с целью получения соответствующего документа для возвращения на родину. Представители «Замандаш» высказывали пожелания о возможности передачи более широких полномочий почетным консулам Киргизстана, осуществляющим свою деятельность в России. В частности, речь шла о предоставлении им права на выдачу «Свидетельств на возвращение» в Киргизстан лицам, оказавшимся в России без документов.

Необходимо отметить, что во всех выступлениях «Замандаш» отражается озабоченность тем, что миграционные проблемы необходимо решать совместными усилиями власти и общественных объединений. Такой алгоритм работы позволяет эффективно рассматривать наиболее актуальные вопросы, касающиеся пребывания киргизов за рубежом, в том числе такие, как открытие информационно-консультативных центров для потенциальных мигрантов; увеличение квоты в российских вузах и предоставление мест для обучения этнических киргизов, проживающих за рубежом, в вузах Киргизии; разработка механизма отчислений пенсионных страховых взносов трудовыми мигрантами на местах их пребывания за рубежом; упрощение

получения гражданства КР этническими киргизами и соотечественниками, ранее получившими гражданство других стран.

Руководитель администрации Президента КР заявил, что «наши соотечественники за рубежом и дальше будут поддерживаться государством, все вопросы... будут находиться под контролем» [14]. Как показано выше, в их числе и проблема двойного гражданства, решение которой однозначно должно увязываться всеми сторонами с совершенствованием правового поля и согласованностью в действиях властей России и Киргизии.

Литература

1. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Граждан-ство//Юридическая энциклопедия/Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997.

2. Россия в цифрах. М., 2000, 2003; Демографический ежегодник России. М., 2003.

3. Российская газета. 2002. № 100; Парламентская газета. 2002. № 104; СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

4. Российская газета. 2008. № 153; СЗ РФ. 2008. № 29 (Ч. I). Ст. 3476.

5. Конвенция о сокращении безграждан-ства//http://www. unhcr.ru/doc/conv1961.doc

6. Овчинникова А.Н. Новое в миграционном законодательстве: от регистрации до получения российского гражданства. М., 2009.

7. Европейская конвенция о граждан-стве//http://www.umn.edu/humanrts/euro/Rets166.html

8. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Ст. 62/Отв. ред. В.В. Лаза-рев//Справочная правовая система «ГАРАНТ».

9. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации/Под общ. ред. В.Д. Карповича. М., 2002. Ст. 62//Справочная правовая система «ГАРАНТ».

10. Хоперская Л. Киргизская диаспора в Рос-сии//Новые этнические группы в России. Пути гражданской интеграции. М., 2008.

11. РыскуловаА. Не думай о мигранте свысока...//Слово Киргизстана. 28 01.2009.

12. Рыскулова А. Есть надежда, что новая конвенция стран СНГ о защите прав мигрантов поможет решить многие проблемы нелегальной миграции в Киргизста-не//http://www.24.kg/community/2008/10/28/96407.html

13. http://www.24.kg/community/2008/12/02/99563.

html

14. http://www. kyrgyznews.com/readarticle.php? article_id=1309

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.