Научная статья на тему 'Мониторинг этнополитической ситуации. Киргизия (Демография и миграция, вопросы истории, религиозная ситуация, внешние связи и сотрудничество)'

Мониторинг этнополитической ситуации. Киргизия (Демография и миграция, вопросы истории, религиозная ситуация, внешние связи и сотрудничество) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
108
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг этнополитической ситуации. Киргизия (Демография и миграция, вопросы истории, религиозная ситуация, внешние связи и сотрудничество)»

5. Bobrovnikov V. Muslim Custom versus Socialist Law: Discourse on Shari'a Courts in Postrevolutionary Daghestan // Islam and Sufism in Daghestan / Ed. by M. Gammer. - Helsinki, 2009.

6. Bobrovnikov V. 'Ordinary Wahhabism' versus 'Ordinary Sufism'? Filming Islam for Postsoviet Muslim Young People // Religion, State and Society. 2011. Vol. 39. N 3-4.

7. Bobrovnikov V. From Collective Farm to Islamic Museum? Deconstructing the Narrative of Highlander Traditions in Dagestan // Exploring the Edge of Empire: Socialist Era Anthropology in the Caucasus and Central Asia / Ed. by F. Muhlfried, S. Sokolovsky. - Berlin, 2012.

8. Griffits J. What is Legal Pluralism? // Journal of Legal Pluralism. 1986. N 24.

9. Knysh A. Virtual Jihad in the Twenty-First Century: The Case of the Caucasus Emirate //Ab imperio. 2010. N 1.

10. Peters R. The Islamization of Criminal Law: A Comparative Analysis // Die Welt des Islams. 1994. Vol. 34.

«Вестник Российской нации», М, 2014 г., № 4, с. 66-79.

Л. Хопёрская,

МОНИТОРИНГ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ. КИРГИЗИЯ

(Демография и миграция, вопросы истории, религиозная ситуация, внешние связи и сотрудничество)

Демография и миграция. Киргизская Республика, как и в предыдущие годы, в сфере демографии отличается высоким уровнем рождаемости и миграционной активности населения. По данным Нацстаткома КР, численность ее постоянного населения на 1 января 2014 г. составила 5 млн 777 тыс. человек, увеличившись за 2013 г. на 113,5 тыс. человек. В 2013 г. родилось более 155 тыс. детей, что на 600 детей больше, чем в 2012 г. Показатель рождаемости - 27,2 новорожденных на тысячу человек. В течение 2013 г. умерло 34,9 тыс. человек. Естественный прирост населения -120,7 тыс. человек. Миграционный отток населения за 2013 г. составил 7,2 тыс. человек1.

За счет демографической убыли и миграции наибольшими темпами сокращается абсолютная численность и доля русского населения. По данным русского культурного центра «Гармония», в Киргизстане в настоящее время проживает около 370 тыс. рус-

1 www.24kg.org

ских (6,3%), 20 тыс. человек покинули страну в 2012 г., около 10 тыс. человек - в 2013 г. Согласно прогнозу изменения численности киргизов, узбеков и русских по годам, каждые пять лет Кир-гизстан будут покидать около 50 тыс. русских, к 2020 г. их численность снизится до 308 тыс. (5,2%), в 2025 г. русских останется всего 249 тыс. (4,0%), а в 2030 г. - 194 тыс. (3,0%)1.

Как сказано в «Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Киргизской Республике», утвержденной в 2013 г., «в результате политических, социально-экономических, миграционных процессов последних лет Киргизстан из республики с разнообразным этническим составом населения, особенно городского, постепенно трансформируется в страну с численным преобладанием этносов стран Центральной Азии» . В Киргизии в последние годы за счет высокой рождаемости отмечается устойчивый рост численности киргизов, узбеков, дунган, таджиков и уйгуров.

Миграционный приток населения обеспечивается в основном китайцами, численность которых, по экспертным оценкам, колеблется от 80 до 300 тыс. человек. Они заняты в горнодобывающей отрасли, на строительстве автодорог и промышленных предприятий.

Приток этнических киргизов в страну относительно невелик. Всего за пределами республики проживает более 900 тыс. этнических киргизов. Из них, по данным Министерства труда, миграции и молодежи КР, в России находятся около 400 тыс., в Узбекистане -385 тыс., в Китае - 189,3 тыс., в Таджикистане - 56 тыс., в Афганистане - около 2 тыс., в Турции - еще 3,2 тыс. киргизов. По данным Комиссии по гражданству при Президенте КР, за 19952013 гг. гражданство КР получили более 40 тыс. этнических киргизов3. В период 2010-2013 гг. статус кайрылмана (соотечественника) получили 6,8 тыс. этнических киргизов.

Для сравнения - в период 1992-2013 гг. гражданство России получили 516,5 тыс. киргизстанцев, что составляет почти 9% от

1 Население Киргизстана в начале XXI в. Под ред. М.Б. Денисенко. Фонд ООН в области народонаселения в Киргизской Республике. - Бишкек, 2011. -С. 313.

2 Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Киргизской Республике. Утверждена Указом Президента КР 10 апреля 2013 г. Бишкек, 2013. Режим доступа: http://www.president.kg

3 Бенгард А. За пределами республики проживает более 900 тыс. этнических киргизов. Режим доступа: www.24kg.org

всего населения страны, значительная часть которых сохраняет двойное гражданство, прежде всего это относится к этническим киргизам.

Экономически активное население страны составляет около 2,5 млн человек. Число работающих киргизстанцев -

2 млн 280 тыс., 210 тыс. человек - безработные. Численность экономически активной молодежи в возрасте от 15 до 30 лет составляет 1 млн 515 тыс. человек, из которых 70% находятся за пределами КР1. По словам руководителя представительства ФМС в КР В. Филиппова, в 2013 г. более 657 тыс. граждан КР отправились в РФ на заработки, в 2012 г. число прибывших в РФ граждан КР составило 544 тыс., таким образом, за год поток граждан, покидающих республику, вырос более чем на 100 тыс.

В 2013 г. в Киргизстан из России было депортировано около

3 тыс. мигрантов, которые нелегально работали в России. В списках Пограничной службы РФ значится около 60 тыс. граждан КР («черный список»), которые лишены права въезда в Россию на срок от 3 до 10 лет из-за совершенных ими правонарушений. Еще около 200 тыс. граждан Киргизии являются потенциальными претендентами на попадание в «черный список» ФМС, так как они уже находятся в России нелегально; около 2,5 тыс. киргизских мигрантов получили предупреждение о возможном выдворении за нарушение правил пребывания в стране.

В 2013 г. денежный поток от мигрантов из Киргизстана, по мнению экспертов, составил $3-3,5 млрд, из которых $2 млрд -денежные переводы и $1-1,5 млрд - неофициальные способы передачи денег, которые активно используют мигранты. По мнению руководителя стратегических проектов Агентства по развитию местного самоуправления А. Красина, фактически в Киргизии сформировалась новая отрасль экономики, которая на сегодняшний день составляет как минимум 31% от ВВП страны.

В этих условиях Киргизстан намерен просить у властей РФ преференции для своих граждан, находящихся в России на заработках. Об этом на круглом столе «Трудовая миграция Киргизстан 2014: Проблемы и перспективы» заявила руководитель рабочей группы по вопросам государственной миграционной политики при президенте А. Рыскулова. Подобная просьба свидетельствует

1 Кудрявцева Т. По данным Нацстаткома, около 600 тыс. граждан Киргиз-стана работают за пределами страны. Режим доступа: www.24kg.org

о дальнейшей заинтересованности государства в сохранении высокого уровня трудовой миграции из Киргизии.

В то же время Парламент КР, обеспокоенный рисками, связанными с массовой трудовой миграцией, в июне 2013 г. принял Постановление «О мерах по защите прав граждан Киргизской Республики, выезжающих за рубеж»1, направленное на контроль со стороны государства оттока трудоспособного, репродуктивного населения за пределы Киргизской Республики. В справке-обосновании к проекту этого постановления сказано, что «самыми проблемными в вопросах внешней миграции являются трудовая эксплуатация и сексуальное рабство. ... В общем количестве женщин-мигрантов гражданки Киргизии составляют 30-40%. Руководители киргизских диаспор в России считают миграцию национальной трагедией, когда парни издеваются над женщинами, устраивают допросы, снимают их на мобильные телефоны, порой такими насильниками становятся свои же земляки, которые выносят собственный "приговор" и выкладывают видеоролики о расправах над якобы "позорящими нацию" девушками в Интернет. ...Идея об ограничении выезда девушек за границу в целях заработка вытекла из просьб многих родителей, дочери которых стали жертвами насилия. При сложившейся ситуации необходимо ограничить риски для киргизстанских девушек, чтобы они не подвергались обману, унижениям и оскорблениям. Ограничение выезда за границу гражданок Киргизской Республики не достигших 23 лет, без наличия согласия родителей является попыткой для ограждения от психических и физических воздействий и защиты их чести и достоинства».

В результате общественного обсуждения в итоговом документе были сняты все возрастные и гендерные ограничения. Постановление принято «в целях сохранения нравственных ценностей и предупреждения демографического кризиса, ограничения рисков подверженности сексуальному насилию и торговле людьми, предупреждения проблемы репродуктивного здоровья граждан Киргизской Республики». В документе правительству поручено:

1) разработать и внести на рассмотрение парламента стратегию демографической и миграционной политики КР;

2) предусмотреть обязательную подготовку граждан Киргиз-стана, выезжающих для осуществления трудовой деятельности за

1 http://www.kenesh.kg

границу, в Центре трудоустройства граждан КР за рубежом при Министерстве труда, миграции и молодежи КР;

3) обеспечить обязательный консульский учет лиц, выехавших за пределы республики для осуществления трудовой деятельности, в загранучреждениях КР по месту их пребывания;

4) предусмотреть юридическую ответственность лиц, направляющих для осуществления трудовой деятельности за границу граждан Киргизстана.

Языковая политика. В 2013 г. заметно укрепилась тенденция лоббирования киргизского языка в статусе государственного на фоне сужения поля использования русского языка, прежде всего, в сфере политики и управления.

1 марта 2013 г. вступили в действие поправки к законам о государственном и официальном языках1, в соответствии с которыми «официальные документы органов государственной власти и местного самоуправления принимаются на государственном языке, и в случаях, предусмотренных законодательством, переводятся на официальный язык и публикуются на двух языках. Документ на государственном языке считается оригиналом». Законы предусматривают, что нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления при условии проживания на территории соответствующей административно-территориальной единицы преобладающего числа лиц, владеющих государственным языком, принимаются только на государственном языке. Учитывая, что доля русскоязычного населения практически во всех муниципальных образованиях составляет меньшинство, становится очевидным, что местные нормативные акты будут приниматься исключительно на киргизском языке. Более того, в закон об официальном языке добавлен пункт о том, что нормативные правовые акты представительных органов МСУ публикуются на языке принятия, следовательно, ознакомиться с ними русскоязычному населению, не владеющему госязыком, будет весьма затруднительно.

В 2013 г. обсуждался и вступил в действие и Закон КР «О статусе столицы», согласно которому ее мэром может быть

1 Закон КР «О внесении изменений в Закон Киргизской Республики "Об официальном языке Киргизской Республики"». Режим доступа: www.kenesh.kg; Закон КР «О внесении изменений в Закон Киргизской Республики "О государственном языке Киргизской Республики"». Режим доступа: www.kenesh.kg

гражданин КР с высшим образованием, стажем работы на государственной, муниципальной службе, в госучреждениях или частных хозяйствующих субъектах не менее пяти лет, а также свободно владеющий государственным языком1.

Законы вызвали поток критики со стороны некиргизоязыч-ного населения республики. В ответ на нее президент А. Атамбаев, выступая 18 марта на заседании Совета обороны, заявил: «Нравится кому-то или нет, но государственный язык развивать нужно. ... Давайте откроем глаза, признаем правду, не будем идти на поводу у шовинистов. ...И какая может быть стабильность, если к стержневому, киргизскому языку будет такое пренебрежительное и хамское отношение?»2.

Воодушевленные словами президента депутаты парламента в апреле месяце практически единогласно одобрили поправки в Закон «О государственном языке», предложив штрафовать граждан, не знающих киргизский язык: «За незнание государственного языка физические лица могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 2000 сомов, для юридических лиц сумма штрафа составляет от 10 до 20 тыс. сомов». Тот же законопроект содержал предложение отменить синхронный перевод на русский язык при проведении официальных мероприятий в госструктурах. Также депутаты потребовали от всех докладчиков на заседаниях парламента и правительства выступать на киргизском языке3.

Международная неправительственная организация «Freedom House» высказала мнение, что одобренные парламентом поправки в Закон «О государственном языке» напрямую нарушают международные нормы прав человека и Конституцию Киргизстана. До этого Русский объединительный союз соотечественников в Киргизстане (РОСС) сделал Программное заявление, в котором заявил: «Настал момент, когда нужны не голословные требования усиления роли киргизского языка как государственного, а реальные механизмы его реализации в жизни народа Киргизстана и киргизского государства»4.

1 О статусе столицы. Закон Киргизской Республики от 12 декабря 2013 г. Режим доступа: www.kenesh.kg

2 «Киргизы являются основой государства. На поводу у шовинистов мы не пойдем!» - президент Атамбаев (AKИpress).

3 На заседании правительства чиновник сделал замечание кабинету, проводящему заседание на русском языке. Режим доступа: http://www.paruskg.info

4 Программное заявление РОСС о госязыке в Киргизстане (russkg.ru).

Видимо, с учетом этих мнений А. Атамбаев отказался подписать направленный ему Парламентом КР законопроект. «Я не подпишу закон "О государственном языке", который подразумевает штрафы за незнание языка. Перед тем как что-то требовать от народа, необходимо предоставить возможность изучения языка»1.

11 апреля 2013 г. была утверждена «Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Киргизской Республике», где в качестве целевой задачи обозначено «расширение сферы использования государственного языка, стимулирование роста числа граждан, владеющих государственным языком, в том числе среди тех, для кого он не является родным»2.

В июле 2013 г. Президент КР подписал Указ «О мерах по развитию государственного языка и совершенствованию языковой политики в Киргизской Республике»3. В нем, в частности, сказано, что реалии современного состояния общества и цели укрепления единства народа Киргизстана требуют, чтобы при соблюдении конституционных прав и свобод граждан государственный язык стал объединяющим для всех киргизстанцев независимо от их этнической принадлежности. В документе признается, что, несмотря на преподавание киргизского языка практически во всех образовательных учреждениях страны, им владеет лишь десятая часть граждан, для которых он не является родным. Это вызвало острые дискуссии в обществе о необходимости совершенствования государственной языковой политики.

Указом поручено до 15 сентября 2013 г. на базе высших учебных заведений городов Бишкек, Ош и, по необходимости, в других вузах страны организовать бесплатные курсы для взрослых по обучению государственному языку с привлечением волонтеров, а также организовать методический центр для обучения и повышения квалификации преподавателей киргизского языка.

23 сентября Киргизстан отмечал День государственного языка. В поздравлении президента А. Атамбаева сказано: «Государственный язык должен сыграть ключевую роль в укреплении

1 Русланова О. Кто тянет киргизских политиков за «язык»? Режим доступа: www.stanradar.com

2 Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Киргизской Республике. Режим доступа: http://www.president.kg

3 Указ Президента КР «О мерах по развитию государственного языка и совершенствованию языковой политики в Киргизской Республике» от 1 июля 2013 г. Режим доступа: http://www.knews.kg

межнационального согласия, сохранении единства народа Киргиз-стана, обеспечении стабильности и развития страны. Для достижения этой цели у страны имеются все возможности. Есть и необходимая политическая воля. ...Наша обязанность - поднять на должный уровень престиж государственного языка - символа нашей государственности, исторического и культурного наследия киргизского народа». Накануне праздника было сообщено, что заработал сайт Национальной комиссии по государственному языку при Президенте КР, где размещены словари, книги и программы, необходимые государственным предприятиям и организациям для ведения документации на киргизском языке, которые можно бесплатно скачивать и использовать.

Однако эта взвешенная позиция сохранялась не долго. Уже в сентябре 2013 г. комитет Жогорку Кенеша по международным делам отложил рассмотрение трех международных соглашений из-за того, что они были представлены только на официальном языке, одним из них было Соглашение о создании Объединенной системы противовоздушной обороны в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности1.

Ко Дню государственного языка была приурочена презентация четвертого тома Национальной энциклопедии Киргизстана. На пресс-конференции, посвященной этому событию, ее организаторы решили не общаться с присутствующими журналистами на официальном русском языке. Заместитель председателя Нацко-миссии по госязыку Ч. Тюменбаева заявила: «Вы живете в Киргизии, а значит, должны знать киргизский язык. Если вы его не знаете, то незачем было приходить на пресс-конференцию»2.

В октябре 2013 г. Рабочая группа, созданная указом президента КР А. Атамбаева, вынесла на обсуждение проект Национальной программы развития государственного языка и совершенствования языковой политики в Киргизской Республике на 20142020 гг. Программа исходит из того, что к 2020 г. все организации, предприятия и хозяйствующие субъекты будут вести делопроизводство на государственном языке. К тому времени должно быть увеличено количество киргизскоязычных СМИ, гарантировано получение гражданами среднеспециального и высшего профес-

1 Комитет Жогорку Кенеша не стал рассматривать три соглашения из-за отсутствия их перевода на киргизский язык. Режим доступа: kg.akipress.org

2 Члены Нацкомисии по госязыку отказались вести пресс-конференцию на русском языке (regnum.ru).

сионального образования на государственном языке и обеспечено создание Национального корпуса киргизского языка (информационно-справочной системы в электронной форме для научных исследований и обучения языку).

По мнению экспертов, Национальная программа практически не оставляет шанса гражданам «нетитульной» нации остаться в республике, поскольку согласно ей, к 2020 г. на киргизском волей-неволей должна заговорить вся республика1. С другой стороны, усилия по активизации использования киргизского языка за счет русского многие считают контрпродуктивными, поскольку они не подготавливают молодежь Киргизстана для потенциальной работы в России. Более того, меры, направленные на сокращение использования русского языка, грозят привести к изоляции Киргизии2.

Вопросы истории. Одной из самых животрепещущих тем в общественно-политическом дискурсе Киргизии в 2013 г. была тема «народного восстания 1916 года». Свое слово сказали и представители власти, и оппозиционные политики, и ученые. Всех заботит, в какой официальной интерпретации будут говорить о причинах противостояния казаков и киргизов, о восстании и исходе (уркуне) киргизов в 100-летнюю годовщину этих событий, а главное, каких последствий этих событий следует ожидать через 100 лет потомкам их основных участников - киргизов и русских.

Напомню, что в апреле 2008 г. Парламент КР принял Постановление «Об установлении Дня памяти жертв национального восстания киргизского народа в 1916 году»3, в котором первая пятница августа объявлялась Днем памяти жертв национального восстания киргизского народа в 1916 г. Тогда же МИД России выступило со Специальным сообщением, в котором отмечалось, что «установление Парламентом Киргизстана "Дня памяти жертв национального восстания киргизского народа в 1916 году" может негативно сказаться на двусторонних отношениях России и Кир-гизстана. Никоим образом не пытаясь вмешиваться во внутренние дела независимого и суверенного Киргизстана, хотели бы отметить, что, по нашему мнению, придание широкого общественного

1 К 2020 г. Киргизия станет моноязычной? Режим доступа: www.nr2.ru/asia

2 Мигрантам Киргизстана все сложней учить русский (region.kg).

3 Об установлении «Дня памяти жертв национального восстания киргизского народа в 1916 году». Постановление Жогорку Кенеша КР от 16 апреля 2008 г. Режим доступа: www.kenesh.kg

звучания болезненно чувствительной теме 1916 г. контрпродуктивно для нынешних дружественных отношений между нашими странами и народами. Речь идет о жертвах силового подавления массовых выступлений против царского режима на территории нынешней Киргизии, в ходе которых, заметим, погибли и тысячи русских поселенцев. История у всех была неоднозначной, далеко не всегда окрашенной только в светлые тона. Полагаем, было бы правильно, чтобы проблемами почти векового прошлого занимались ученые-историки, без ненужной политизации под предлогом "восстановления исторической справедливости"»1.

К сожалению, голос российских дипломатов был проигнорирован, напротив, в прошедшие годы «тема 1916 года» получала все большее звучание, она активно стала использоваться как аргумент в политическом противостоянии власти и оппозиции (по принципу - забывающие о своей истории манкурты не могут править народом), в противодействии вступлению КР в Таможенный союз (нельзя интегрироваться с Россией, подвергшей киргизский народ геноциду), в разжигании межэтнических конфликтов («наши враги - это русские»2).

2 августа 2013 г. в День памяти представители 18 общественно-политических организаций КР у Мемориала жертвам восстания киргизского народа в 1916 г. в Боомском ущелье «собрались и участвовали в мероприятии, прочитали Коран духам предков, приняли нижеследующее решение (резолюцию).

1. Издать указ Президента КР о проведении 100-летия Национально-освободительного восстания 1916 года (Уркун) на государственном уровне.

2. С целью реализации указа по постановлению правительства создать комиссию в составе историков, археологов, писателей, аксакалов, определить мероприятия.

3. Объявить конкурс на установление 100-метрового памятника к 100-летию на южных воротах города Бишкека.

4. Установить 100 памятников и присвоить 100 улицам название 100-летия в районах, городах, айыл окмоту 7 областей КР.

1 МИД РФ: Учреждение в КР «Дня памяти жертв 1916 года» может негативно сказаться на двусторонних отношениях // http://www.for.kg/goid.php?id= 63589&print

2 Нурлан Мотуев: Русские, живущие в Киргизстане, должны принять Ислам и «не высовываться» (StanRadar.com).

5. Вторую часть-продолжение пешего хода «Омур кочу» провести до Китая.

6. Организовать международные научно-практические конференции и экспедиции в составе историков, археологов, писателей.

7. Снять фильм, посвященный 100-летию Национального восстания, выделить на это соответствующие средства. Вернуть вновь в народную казну запрещенный фильм киргизского народного артиста Д. Садырбаева «Кайран эл»; показать его по телеканалам.

8. Объявить конкурсы на литературные произведения, драмы, песни; поставить их в театрах.

9. Построить мемориальный комплекс «Уркун ордо», музей, мечеть.

10. Уточнить киргизскую историю, обеспечить соответствующими учебными пособиями.

11. Расценить резню 1916 года (не Уркун) как политику геноцида царской России, проведенную против киргизского народа.

12. Поднять вопрос выплаты компенсации (кун-выкуп) Российской Федерацией Киргизстану за невинно принесенных в жертву (убиенных) предков в Национально-освободительном восстании 1916 года.

13. Принять к действию донесение информации до международного сообщества о политико-историческом значении Национально-освободительного восстания 1916 года на русском, английском, китайском и других языках»1.

Один из подписантов этого документа председатель Народно-патриотического движения Киргизстана и глава Союза истинных мусульман Киргизстана, бывший в тот момент кандидатом в омбудсмены республики Н. Мотуев даже назвал размер компенсации за «резню киргизов» - $100 млрд, а также пообещал, что русским «через три года, ох как жарко будет... »

Реакции официальной власти на требования и стилистику резолюции не последовало. Но вскоре в политический календарь была внесена новая дата - 100-летие трагических событий 1916 г., подавляющим большинством политиков квалифицируемых как геноцид киргизов со стороны Российской империи. В октябре 2013 г. постановлением Парламента КР создан оргкомитет по

1 Достойно отметить 100-летие освободительной борьбы. Режим доступа: www.gezitter. org

подготовке к этой годовщине, подчеркнута необходимость «всестороннего изучения, выполнения национального долга в дань памяти о жертвах тех событий, перезахоронения останков погибших с соблюдением религиозных ритуалов, установления исторического мемориала»1. В плане проведения памятных мероприятий предусмотрены: проведение научно-практической конференции с целью научного исследования истории Киргизстана; перезахоронение в июле 2014 г. останков жертв событий 1916 г. с соблюдением всех религиозных обрядов (привлечь мусульманское и православное духовенство); проведение марафона по сбору средств на установление памятника и другие мероприятия.

Инициатор принятия постановления - председатель Комитета ЖК по образованию, науке, культуре и спорту К. Осмоналиев заявил, что до сих пор это трагическое событие всесторонне и объективно не исследовано. Тему объективности исторической оценки событий 1916 г. в ноябре 2013 г. поддержала политическая партия «Улуттук биримдиги», объявившая конкурс на самую объективную оценку, победитель которого получит новую легковую машину. Партия собирается весной 2014 г. выпустить сборник материалов, в котором будет дана «полная, объективная и окончательная оценка событиям 1916 г.». При подготовке сборника планируется: принимать доклады ученых-историков; выслушивать и записывать рассказы родственников очевидцев событий; привлечь к работе над сборником российских ученых; создать комиссию, в задачу которой входит определение степени объективности представленных материалов.

Как отмечают эксперты, конкурс объективности - это что-то новое в изучении истории, особенно в контексте того, что в Кир-гизстане никак не могут дать четкой и объективной оценки событиям апреля-июня 2010 г., суды не знают, как квалифицировать действия защитников Белого дома и протестующих, и уж тем более не знают, как квалифицировать действия представителей киргизского и узбекского этносов в дни межнационального конфликта. А вот то, что произошло 100 лет назад, оказывается, можно «объективно» исследовать2.

1 О 100-летней годовщине трагических событий 1916 года. Постановление Жогорку Кенеша КР от 24 октября 2013 г. Режим доступа: www.kenesh.kg

2 Мягчилова А. Кому в Киргизстане не дает покоя «отсутствие объективной оценки» событий 1916 года? (Polit.kg).

Совпадение намерений ЖК и партии «Улуттук биримдиги» представляется неслучайным, как и то, что критериями объективности станут «киргизский патриотизм», антироссийская риторика и требования материальной компенсации потомкам жертв. Так, вполне объективной считает свою оценку уже упоминавшийся Н. Мотуев: «Среднеазиатское восстание 1916 г. - это был джихад. ...Уркун - это джихад. Около миллиона северных киргизов поднялись против русских. Но они, киргизы, в какой-то мере были сами виноваты. У них не было связи с мусульманским миром, как у других народов. Например, у арабов, которые много лет успешно воевали против русских»1. Он же выдвинул условие межэтнической стабильности в КР: «Русские, которые здесь живут, должны принять Ислам и "не высовываться". Это касается и всех других не киргизов. Они не должны лгать, искажать факты и клеветать». Корреспондент Росбалта И. Ротарь считает, что «подобные откровения нельзя считать высказываниями маргинала-одиночки. Нурлан Мотуев лишь один из множества киргизских политиков нового типа, порожденных киргизскими революциями и ориентированных на люмпенизированные толпы»2.

В то же время ученые и журналисты, доказывающие с опорой на факты, что жесткий характер подавления восстания был обусловлен устроенной ранее резней жен и детей уехавших на фронт казаков, что массовые жертвы имелись с обеих сторон, не то что к конкурсу не допускаются, а вообще изгоняются из республики. Так, Госкомитет нацбезопасности КР в 2012 г. за эмоциональную критику национализма русскоязычным блогером гражданином Киргизии В. Фарафоновым возбудил против него уголовное дело по ст. 299 УК КР (разжигание межнациональной розни). Прокурор просил для блогера восемь лет лишения свободы, но мнение в буквальном смысле слова «мировой общественности» повлияло на смягчение наказания. В. Фарафонов был приговорен к штрафу в размере 50 тыс. сомов. Самым парадоксальным являлась квалификация его преступления: «замысел по унижению киргизской нации и пропаганда межнациональной розни»3. В результате блогер был вынужден покинуть Киргизию.

1 Нурлан Мотуев: Русские, живущие в Киргизстане, должны принять Ислам и «не высовываться» (StanRadar.com).

2 Ротарь И. «Пусть русские платят за все». Режим доступа: www.rosbalt.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Суд признал блогера В. Фарафонова виновным в разжигании межнациональной розни (svodka.akipress.org).

В мае 2013 г. доктору исторических наук, профессору А. Князеву на основании решения ГКНБ было отказано в пересечении границы КР, в суде в октябре 2013 г. причиной этого отказа были названы статьи, которые «будоражат народ», что может привести к негативным последствиям.

Определенную надежду на то, что в преддверии 100-летия «событий 1916 г.» исторические интерпретации не станут причиной обострения межэтнических отношений, дает готовность целого ряда авторитетных ученых и общественных деятелей Киргиз-стана к диалогу, которую они высказали на круглом столе, проведенном Академией образования КР 15 февраля 2013 г. и посвященном проблемам преподавания истории в республике1. Они сошлись во мнении, что и события 1916 г., и сталинские репрессии, и другие исторические перипетии необходимо рассматривать как трагедию всего народа Киргизии, всех этнических групп и граждан, отказываясь от противопоставлений и конфлик-тогенных стереотипов.

Но главный редактор газеты «МК-Азия» У. Бабакулов считает, что проживающим в Киргизстане русским, а также другим славянским этносам стоит опасаться того, что в 2016 г. местные националисты могут перейти от словесных угроз к более решительным действиям. «Под жернова векового "юбилея", "геноцида" могут попасть и вполне трезвомыслящие представители коренного этноса, которые не разделяют националистических взглядов ура-патриотов, люди, продвигающие идеи единства, толерантности и необходимости объединения с другими странами и нациями»2.

Религиозная ситуация. Подавляющее большинство населения Киргизии (более 80%) исповедуют ислам, поэтому основные проблемы в религиозной сфере связаны с опасностью распространения исламского экстремизма. До обретения независимости в Киргизской Республике официально действовали 39 мечетей и 25 храмов и приходов православных христиан, функционировали немногочисленные общины баптистов, католиков, адвентистов, пятидесятников. В настоящее время на территории КР осуществляют свою деятельность 2475 организаций 33-х религиозных течений, 2081 организация и объект исламского направления, из кото-

1 Протокол № 1 круглого стола по учебнику «История Киргизстана» для 9 класса. Режим доступа: www.kao.kg

2 Под жернова векового «юбилея» Среднеазиатского восстания могут попасть не только русские (StanRadar.com).

рых 1922 - мечети. В современном Киргизстане нет населенных пунктов, не имеющих своих мечетей, а в крупных селах функционируют по несколько мечетей, зачастую каждые квартал и улица имеют своего имама.

С ростом числа религиозных структур усиливаются противоречия между исламскими религиозными сообществами, в основном формирующимися по этническому, родовому и клановому принципу или по принципу поддержки того или иного духовного лидера. Это находит непосредственное отражение в многочисленных скандалах вокруг Духовного управления мусульман Киргиз-стана (ДУМК), в котором с момента его основания сменилось девять муфтиев, только после революции 2010 г. в результате глубоких противоречий в среде мусульманского духовенства республики пост муфтия покинули пять человек, последним 7 января 2014 г. после громкого скандала его оставил муфтий КР Рахматулла ажи Эгембердиев.

Отставки были вызваны не только коррупцией при организации хаджей, сращиванием отдельных сотрудников ДУМК с криминальными структурами, но и конкуренцией религиозно-политических концепций.

Киргизстан - единственное государство в Центральной Азии, где не запрещена деятельность исламского миссионерского движения «Таблиги джамаат». Формально деятельность даваати-стов координируется и контролируется ДУМК, однако движение структурно не подчиняется муфтияту и действует самостоятельно. Движение как религиозная организация не прошло установленную законодательством регистрацию в Государственной комиссии по делам религий. Основная задача «Таблиги джамаат» - проповедническая деятельность, которая, по мнению отдельных экспертов и религиозных деятелей, несет в себе скрытую угрозу безопасности страны, поскольку ее целью является пропаганда «исламской модели управления государством».

В КР «Таблиги джамаат» заметно активизировалась после прибытия в республику выпускников религиозных учебных заведений и центров Пакистана и Индии. Контингент сторонников «Таблиги джамаат» достаточно широк: от людей, занятых физическим трудом до представителей политической и творческой элиты, чиновников и бизнесменов. В этническом плане большую часть последователей «Таблиги джамаат» составляют киргизы. Возрастная категория - от 16 до 70 лет, преимущественно люди от 19 до 45 лет. География распространения движения в КР также

обширна, в настоящее время практически нет ни одного населенного пункта, где последователи «Таблиги джамаат» не ведут проповедническую деятельность.

Численность сторонников движения постоянно увеличивается, практически общее число последователей «Таблиги джамаат» в КР определить невозможно1, но можно говорить об их несомненном численном доминировании, при этом отдельные общины «Таблиги джамаат» могут объединяться с радикальными религиозными группами, в частности с представителями партии «Хизб ут-Тахрир», целью которой является создание исламского государства в Центральной Азии.

По данным экспертов, свыше 60% из присутствующих в республике религиозных структур финансируется из-за рубежа, в частности группы и подразделения запрещенной религиозно-экстремистской партии «Хизб ут-Тахрир», экстремистского течения «Акрамия», Исламского движения Туркестана, террористических организаций «Жайшуль Махди», «Джунд аль Халифат», «Ансаруллох» и др.

В 2012-2013 гг. в КР было выявлено 403 преступления экстремистской направленности. Больше всего преступлений зафиксировано в Джалал-Абадской (20,4%) и Ошской (19,6%) областях, а также в Бишкеке (16,3%). На учете в милиции состоят более 1700 активистов экстремистских организаций, подавляющее большинство (78,3%) которых являются последователями движения «Хизб ут-Тахрир».

ДУМК не контролирует ситуацию и не способно эффективно противодействовать распространению исламского радикализма. В свою очередь, радикалы активно отстраняют от руководства мечетями представителей «официального ислама» и осуществляют собственную политику. Примером может служить создание заместителем имама одной из мечетей Кара-Суйского района террористической группировки и организация выезда граждан республики в зону вооруженного конфликта в Сирии2.

Не менее значимой проблемой является отсутствие контроля со стороны ДУМК над религиозным образованием в КР. По дан-

1 Мурзахалилов К. Религия^. Как отличить проповедь от пропаганды? Режим доступа: http://www.24kg.org/community

2 Лидером террористического подполья, планировавшего провести теракты в Киргизстане, был заместитель имама Кара-Суйского района. Режим доступа: http://kabarlar.org/news

ным МВД, из 2285 имамов мечетей 1459 не имеют специального образования.

В республике функционирует 75 исламских образовательных религиозных учреждений (10 высших учебных заведений и 67 медресе), в которых обучаются 4630 человек и официально работают около 10 тыс. священнослужителей1.

Все действующие исламские образовательные учреждения являются структурными подразделениями ДУМК, но не лицензированы Министерством образования и науки КР и не имеют соответствующего образовательного госстандарта. В программу обучения большинства исламских учебных заведений входит только заучивание Корана и проведение бытовых культовых обрядов, в исламских институтах и медресе не ведется преподавание таких светских предметов, как компьютерная грамотность, основы рыночной экономики и знаний в области прав человека, иностранных языков.

Особое влияние на религиозную ситуацию оказывают выпускники зарубежных религиозных учебных заведений. По различным экспертным оценкам, около 800 граждан Киргизстана сейчас обучаются в исламских учебных заведениях в Турции, Сирии, Саудовской Аравии, Иордании, Египте, Пакистане, Малайзии, Кувейте. Общее же число граждан, прошедших за последнее десятилетие обучение в зарубежных исламских учебных заведениях, превысило 1 тыс., это особо впечатляет на фоне информации о том, что за период с 2007 г. по настоящее время Госкомиссия КР по делам религий согласовала направление только 119 граждан Кир-гизстана для религиозного обучения за рубеж. Это позволяет говорить об успешном формировании кадрового резерва радикального ислама.

Выпускники учебных центров религиозно-экстремистской направленности активно применяют новые формы и методы пропаганды своих идей среди населения, в частности широко используют Интернет, а также систему мобильной связи для рассылки sms экстремистского содержания. Помимо этого внедряется новая тактика дистанционной вербовки и создания террористических групп (так называемых виртуальных джааматов) через собственные web-ресурсы. Появились во Всемирной паутине и «интернет-имамы», которые проводят лекции крайне радикального

1 Каныбек Осмоналиев о том, как совместить религию с образованием. Режим доступа: http://www.24kg.org/community

содержания. Сегодня число сайтов, содержащих материалы экстремистского характера, превышает 7 тыс.1

Внешние признаки массовой исламизации населения светского по Конституции государства вкупе с анализом внутренних процессов, происходящих в исламском сообществе КР, не дают оснований для оптимистичных прогнозов.

Внешние связи и сотрудничество. Основное отличие подхода Киргизской Республики от подходов к интеграционным процессам других стран региона заключается в исключительном мнении КР, что только в ней многовекторная внешняя политика рассматривается как средство обеспечения государственного суверенитета, только она решает проблемы обеспечения национальной безопасности, одновременно сохраняя свое членство в ООН, ОБСЕ, ОИК, ВТО, Программе НАТО «Партнерство во имя мира», а также в СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС.

Выбор Киргизией стратегии многовекторности продиктован расчетом на обеспечение постоянного пополнения финансовых и материальных средств, главным образом за счет новых кредитов и грантов, льгот и преференций. В этом контексте, с нашей точки зрения, следует рассматривать и решение о вступлении КР в Таможенный союз.

Впервые заявление об этом сделано в апреле 2011 г., когда на заседании правительства КР было одобрено решение о начале процедуры присоединения республики к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству России, Белоруссии и Казахстана. Находившийся в то время на должности премьер-министра А. Атамбаев подписал соответствующее постановление, в котором устанавливалось, что Межведомственная комиссия по присоединению республики к ТС станет уполномоченным органом правительства, ответственным за переговоры со странами-членами ТС по вопросу присоединения к нему Киргизстана. Комиссии было поручено до 1 июля 2011 г. подготовить и внести на рассмотрение правительства предварительный доклад о внешнеторговой деятельности республики, который будет представлен в секретариат Комиссии ТС, а также выработать переговорные позиции по условиям присоединения к Таможенному союзу и ЕЭП «с учетом чувствительных для внутреннего рынка республики товарных

1 Мурзахалилов К. Киргизстан: Религиозный фанатизм - уже реальность. Режим доступа: http://www.24kg.org/community

позиций и секторов экономики»1 и соблюдения интересов Киргизской Республики.

Минэконом КР в конце января 2012 г. сообщило, что «Кир-гизстан и страны Таможенного союза до сих пор не создали рабочую комиссию по присоединению республики к союзу. Переговоры о вступлении Киргизстана в ТС не проходят»2. В февральском номере журнала «Деловой собеседник» опубликована статья, посвященная последствиям вступления КР в Таможенный союз, которая заканчивается словами: «После анализа возможных выгод вступления Киргизстана в ТС выясняется отсутствие их обосно-ванности»3. В конце июня СМИ сообщили, что «в Санкт-Петербурге в завершающий день 16-го Международного экономического форума президент Алмазбек Атамбаев и другие члены киргизстанской делегации провели ряд важных двусторонних и многосторонних встреч, прежде всего с российской стороной. Обсуждались вступление Киргизстана в Таможенный союз, вопросы торгово-экономических связей. Подробности переговоров не-известны»4. 15 августа 2012 г. появилась очередная скупая информация о том, что на встрече в Чолпон-Ате Президента КР А. Атамбаева и вице-премьера Правительства РФ И. Шувалова «стороны также обсудили вступление Киргизстана в Таможенный союз и пришли к выводу, что позиции стран по этому и другим вопросам совпадают»5. С тех пор подобные сообщения периодически появляются в прессе. Сколь долго это будет продолжаться, сегодня сказать сложно.

Как намек на вынужденность решения присоединиться к Таможенному союзу можно расценить и слова президента КР А. Атамбаева: «Хотим мы или нет, другого пути, кроме вхождения

1 Правительство Киргизии одобрило решение о вступлении республики в ТС (ria.ru/economy).

2 Минэконом: Киргизстан не ведет переговоры по вступлению в Таможенный союз (www.vb.kg).

3 Иса А. Анализ последствий вступления Киргизстана в Таможенный союз // Деловой собеседник. - 2012. - № 19. - Январь-февраль. - С. 32.

4 Атамбаев обсудил вступление Киргизстана в Таможенный союз (www.vb.kg).

5 Россия и Киргизстан достигли согласия по новым договорам (mir24.tv/ news/community).

в Таможенный союз, я пока не вижу. Нашим торговцам дальше зарабатывать на реэкспорте китайских товаров не дадут»1.

В 2012 г. А. Атамбаев заявил: «В ходе переговорного процесса по вступлению Киргизии в Таможенный союз республика, учитывая экономическую ситуацию, будет настаивать на определенных преференциях»2. Употребление глагола «настаивать» наводит на мысль о возможности давления на Россию и очередной «игры в обещания» вывести с территории Киргизии американскую авиабазу взамен на финансовые вливания.

Следует пояснить, что в июне 2013 г. Парламент КР принял решение, а Президент КР А. Атамбаев подписал закон о денонсации соглашения с США о Центре транзитных перевозок и его выводе с территории Киргизии в 2014 г.3 Тем не менее верится в следующие слова исследователей из американского Института анализа внешней политики: «Базы в Центральной Азии могут играть важную роль для перебазирования ВС США для борьбы с угрозами терроризма и ОМУ не только в самой Центральной Азии, но станут частью глобальной системы безопасности»4. Учитывая это утверждение, можно с большой долей вероятности предположить, что США будут любыми способами, включая финансовые, сохранять свое военное присутствие в Киргизии даже после вывода войск из Афганистана.

Решение о вступлении КР в ТС было зафиксировано в утвержденной в январе 2013 г. Указом Президента КР «Национальной стратегии устойчивого развития Киргизской Республики на период 2013-2017 годы»5, обозначившей в качестве приоритетного направления «поддержание интеграции страны в экономику стран ЕврАзЭС через вступление Киргизстана в Таможенный союз». Премьер-министр КР Ж. Сатыбалдиев в марте 2013 г. заявил, что

1 Атамбаев: Альтернативы вступлению в Таможенный союз у Киргизии нет (oko-planet.su).

2 Киргизия будет настаивать на преференциях в Таможенном союзе (www.rosbalt.ru).

3 Алмазбек Атамбаев подписал закон о денонсации соглашения по ЦТП «Манас» (vesti.kg).

4 Дэвис Дж., Свиней М. Центральная Азия в стратегии в оперативном планировании США / Институт анализа внешней политики. - Вашингтон, 2004. -С. 9.

5 Национальная стратегия устойчивого развития Киргизской Республики на период 2013-2017 годы. Утверждена Указом Президента Киргизской Республики 21 янв. 2013 г. (www.president.kg).

«вступление может принести не только экономические выгоды, но и политические для дальнейшей интеграции. У правительства есть понимание, что ТС - это стратегическое направление. На национальном совете по устойчивому развитию четко обозначена позиция Киргизстана по вступлению в Таможенный союз»1, а Президент Киргизской Республики А. Атамбаев в апреле 2013 г. подтвердил: «Если мы войдем в Таможенный союз, он откроет для Киргизстана новые перспективные возможности»2.

Как представляется, заявления эти делались в преддверии подписания соглашения с «Русгидро» о проекте строительства каскада ГЭС общей стоимостью в $727 млн, списания Россией долга

в размере $599 млн, а также поступления военной техники в качестве российской финансовой помощи на $1,1 млрд.

Однако вступление Киргизии в Таможенный союз и в Евразийский союз по-прежнему остается на уровне деклараций. Как пишет в своей статье Чрезвычайный и Полномочный Посланник КР И. Бекболотов, «в Киргизстане сегодня среди значительной части населения уже сформировалось негативное отношение к планируемому вступлению в Таможенный союз. Если какое-то время назад ТС еще воспринимался как перспективный путь сближения с Россией, который поможет преодолеть проблемы и стимулировать экономику, то на данный момент он уже устойчиво ассоциируется с грядущим повышением цен и падением уровня жизни. В газетах, на телевидении и радио озвучивается много идей по данному поводу, идут дискуссии, имеют место дебаты, но все равно вопрос о необходимости интеграции остается спорным, а его экономическая целесообразность сомнительной. Некоторые видят в нем больше политики, чем экономики и воспринимают ТС как геополитический инструмент. Уже стали проводится публичные акции под лозунгами "Киргизстан против Таможенного союза" с участием депутатов и общественных деятелей»3.

Политический год завершился заявлением А. Атамбаева о том, что Киргизия присоединится к Таможенному союзу России,

1 Состоялась Международная конференция «Киргизстан на пути к евразийской интеграции» (www.ktrk.kg).

2 Алмазбек Атамбаев: «Таможенный союз откроет для Киргизстана новые возможности» (www.kabar.kg).

3 Бекболотов И. В Киргизстане сформировалось негативное отношение к Таможенному союзу (kabarlar.org).

Белоруссии и Казахстана только в том случае, «если будут выполнены требования Бишкека». Ранее первый вице-премьер Киргизии Дж. Оторбаев сообщил, что «дорожная карта» вступления Киргизии в Таможенный союз была утверждена Евразийской комиссией в ноябре 2013 г. без участия киргизской стороны и в таком виде данный план официальный Бишкек не устраивает.

Как поясняет И. Бекболотов, «правительство не подписало дорожную карту по ряду причин. Во-первых, она была разработана без участия Киргизстана. Недоработанный и не отвечающий интересам страны документ в Москве представили президенту Киргиз-стана, как бы сказав ему, "вот тут надо подписать". Президент А. Атамбаев поступил совершенно справедливо, отправив его на доработку и заявив, что Киргизстан вступит в ТС только на условиях, отвечающих интересам киргизского народа».

При этом под киргизским народом, очевидно, имеются в виду предприниматели с рынка «Дордой», бизнес которых заключается в реэкспорте китайских товаров и со вступлением в ТС будет прекращен.

Три источника и три составные части киргизской экономики («Кумтор», трудовая миграция и «Дордой», формирующие бюджет республики) определяют и основные проблемы внутренней и внешней политики, и пока подходы к их решению будут базироваться на «интересах киргизского народа», а не всего полиэтнич-ного населения Киргизии, социальная напряженность в обществе будет только нарастать.

«Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2013 году», М., 2014 г., с. 601-615.

Д. Зоиров,

доктор юридических наук, начальник Академии МВД Республики Таджикистан ОТ МЕЖТАДЖИКСКОГО КОНФЛИКТА К ПОСТКОНФЛИКТНОМУ МИРУ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТАХ

При всем разнообразии специфических черт все региональные конфликты на постсоветском пространстве - в Чечне, Таджикистане, Узбекистане и Киргизстане, в Армении, Азербайджане и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.