решение проблем социокультурного развития поможет успешно решать большой комплекс модернизационных задач, жизненно важных для нашей республики.
«Вопросы философии», М., 2013 г., № 3, с. 58-67.
Л. Хоперская,
политолог
МОНИТОРИНГ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ. ГОСУДАРСТВА БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ. КИРГИЗИЯ
В Ежегодном докладе Сети этнологического мониторинга за 2009 г. сделан вывод о том, что общемировой финансовый кризис не привел «к существенным коллизиям в общественно-политической сфере большинства постсоветских государств. Напряженность нарастала лишь в отдельных случаях, особенно заметно - в Киргизии». По результатам мониторинга в 2010 г. можно утверждать, что в этом государстве за годы революционных перемен состояние высокого напряжения приобрело системный характер. Многие источники напряженности (связанные, в первую очередь, с дележом власти, земли и собственности), действовавшие и в предыдущие годы, после апрельской революции усилили свое действие. В итоге конфликтный потенциал, реализованный в 2005 г., еще более проявил себя в 2010-2011 гг.
Видимые проявления кризиса власти и властных отношений вылились в признание центральной властью своей неспособности контролировать региональные элиты; обнародованы факты «сращивания государственных и правоохранительных органов с организованной преступностью»; к конфликту между президентом и парламентом добавилось внутрипарламентское противостояние, остроту положению придает постоянная борьба оппозиции и власти. Отличительной чертой стала этнизация всех социальных и политических проблем, что выразилось в резком росте этнической напряженности в Киргизстане. Данные этнополитического мониторинга в Киргизстане за период 2006-2011 гг. дают представление о наиболее значимых и «болезненных» проблемах развития этого молодого государства. Следует признать, что в самой республике о них зачастую предпочитают «деликатно» умалчивать. Но решение подобных проблем невозможно без выявления их причин и достаточно тщательного независимого анализа.
В июне 2010 г. в Республике Киргизия на референдуме была принята новая редакция Конституции, в преамбуле которой говорится о непоколебимой вере и твердой воле «развивать и укреплять киргизскую государственность». За полтора года произошел переход от стихийного бытового национализма и предвыборных лозунгов об особой демократической миссии киргизского народа к конституционному закреплению статуса «титульной» нации, этно-кратии, агрессивному антиузбекскому национализму, нагнетанию антирусских и антироссийских настроений. Ниже основные кон-фликтогенные факторы рассмотрены по категориям этнологического мониторинга.
Среда и ресурсы. После свержения К. Бакиева началась жесткая борьба за контроль над наркотрафиком и наркоторговлей не только как материальным ресурсом, но и ресурсом власти. За два года в Киргизии значительно возросли объемы производства и транзита наркотиков. «Киргизия является узлом наркотрафика. Площадь посадок мака в Киргизии выросла в геометрической прогрессии и сегодня сравнима с Афганистаном», в стране конфискуют, по самым оптимистичным оценкам, лишь 10% от общего числа опиатов. Помимо роста транзита ширится выращивание наркотиков. До полного цикла их производства остается один шаг -создание лабораторий для синтезирования из растительного сырья тяжелых наркотиков. Рост доходов от наркопроизводства и наркотрафика, объем которого на Северном маршруте (из Афганистана в страны Европы, через Центральную Азию и Россию) оценивается в 20 млрд. долл., привел к появлению новых игроков в этой сфере, каждый из которых не контролирует ее полностью, но стремится к этому, используя криминальные и административные ресурсы, а также политические институты.
Не менее конфликтогенным является процесс самозахвата земель внутренними киргизскими мигрантами, который местные журналисты называют не иначе как «земельная» война, не прекратились и локальные стычки из-за водных ресурсов в поливной период, сторонами которых, как правило, выступают представители «титульного» населения и все прочие. Как считает замминистра МВД РК Б. Алымбеков, «если бы вовремя решались водные и земельные споры, то сегодня можно было бы избежать многих острых моментов. В некоторых случаях самый обычный хозяйственный вопрос, обостряясь, превращается в межнациональное разногласие».
Демография и миграция. В 2010-2011 гг. выросла массовая миграция из РК, которая претерпела качественные изменения. Наряду с возвратной трудовой миграцией киргизов (от 300 до 500 тыс.) возросла безвозвратная миграция «нетитульного населения». По мнению экспертов, «если в короткие сроки не принять меры по предотвращению дискриминации представителей нацменьшинств, физического выдавливания их из страны, то РК может потерять интеллектуальный потенциал. Большинство людей нетитульной нации уже выехали из страны.
По словам бывшего спикера парламента А. Кельдибекова, число «купивших билет в один конец» в 2010 г. достигло 548 тыс. человек. При этом значительная их часть (прежде всего, узбеки и русскоязычные) после пережитых конфликтов покинула республику безвозвратно. По официальным данным Нацстаткома КР, основными регионами, из которых идет безвозвратный поток миграции, являются области и города, где значительную часть населения составляют узбеки и русскоязычные граждане. В практически моноэтничных Нарынской и Таласской областях безвозвратная миграция фиксируется на порядок меньше. За девять месяцев 2011 г. численность безвозвратных мигрантов достигла 37 365 человек, из которых «нетитульные» составили 60,7%.
Экономика и социальная сфера. Прежде всего, следует отметить прямой экономический ущерб от апрельской революции и межэтнического конфликта летом 2010 г. на Юге республики. Так, ущерб, нанесенный частному бизнесу во время апрельских событий в Киргизстане, составил 1 млрд. 56 млн. сомов, ущерб от погромов на Юге по предварительной оценке составил 3,265 млрд. сомов, в том числе, причиненный ущерб по уничтоженным объектам составляет 1,4 млрд. 241 сом (ущерб определен по показаниям самих потерпевших), из которых сумма возмещенного ущерба составляет 2,2 млн. 375 сомов.
Постреволюционный период характеризуется также скоротечной и нелегитимной национализацией, которая не имеет ничего общего с гражданским законодательством, предусматривающим порядок ее проведения. Декретами Временного правительства в апреле-мае 2010 г. без суда, следствия и соответствующей законодательной базы было национализировано 40 компаний. Всего же национализации подверглись более 500 объектов, прежде всего, добывающие и перерабатывающие предприятия, принадлежащие физическим и юридическим лицам. Национализация и приостановление действия лицензий на разработку месторождений Кир-
гизстана нанесли инвестиционный ущерб ориентировочно на 1 млрд. долл. Объемы поступления прямых иностранных инвестиций снизились на 50%, новые инвестиционные проекты были приостановлены как на республиканском, так и на региональном уровне.
Как отмечает эксперт Центральноазиатского института свободного рынка, «даже если национализация и вправду правильное и благое решение, то используемые властью механизмы сводят на нет все ее плюсы. Применяемые методы во многом аналогичны действиям большевиков в 1917 г. - с той лишь разницей, что происходит это в наши дни и с нашего молчаливого согласия. Для построения свободного и справедливого общества неприемлемо использовать грязные, силовые методы. Скорость и дерзость процесса национализации сильно тревожат внешних и внутренних инвесторов Киргизстана. Ведь никто не застрахован от того, что и их бизнес однажды будет «национализирован» решением одной из государственных структур без суда и следствия».
Основным инструментом передела собственности в республике стали рейдерские захваты, осуществляемые как рядовыми гражданами, так и предпринимателями, политиками, государственными деятелями и силовиками. В первую очередь, жертвами рейдерства, осуществляемого «приближенными» к новой власти, стали иностранные предприниматели из Казахстана и России, в том числе казахские владельцы пансионатов на Иссык-Куле и российские инвесторы.
Особо стоит выделить проблему, связанную с переделом «узбекской» собственности. В июне 2011 г. парламент Киргизста-на постановил: «Считать, что основными организаторами и виновниками трагических событий мая-июня 2010 г. в г. Ош, Ошской и Джалал-Абадской областях являются Батыров К., Абдурасулов И., Салахудинов Ж., Абдуллаева К., Караматов О., Абакджанов М., Худайбердиев X., Мирзаходжаев Ж., Абдусаламов У., Акбаров А., как лица, причастные националистическим и сепаратистским действиям в указанный период». Все перечисленные фамилии принадлежат лидерам узбекской общественности, достаточно состоятельным людям и активным предпринимателям. Генпрокуратуре и Верховному суду КР постановлением было поручено «предусмотреть возможность обращения в доход государства имущества, принадлежащего лидерам, активным участникам и организаторам массовых беспорядков и межнациональных столкновений в мае-июне 2010 года». Это постановление было принято до судебного
расследования и решения суда, которому потом осталось его только закрепить, несмотря на то что расследования, проведенные Национальной и Международной комиссиями до принятия постановления, не подтвердили факты призывов к сепаратизму. 28 октября 2011 г. суд признал К. Батырова и И. Абдурасулова «виновными в организации массовых беспорядков и участии в них, в сепаратистской деятельности и возбуждении национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды» и приговорил их к пожизненному заключению с конфискацией имущества и отбыванием наказания в колонии усиленного режима. А. Абдуллаев и X. Худайбердиев приговорены к 20 годам лишения свободы с конфискацией имущества, Ж. Мирзаходжаев - к 14, М. Абакжанов - к шести годам заключения, их имущество также конфисковано.
К экономической сфере относится громкий скандал из-за «распила» членами Временного правительства финансовых средств (от 21,5 долл. до 317 млн.) и золотых слитков, конфискованных в контролируемых К. Бакиевым банках. До Нацбанка РК дошло только 19,5 млн. долл., о судьбе остальных продолжаются споры, создана специальная парламентская комиссия, заведено уголовное дело. Известно только, что часть денег использовалась «на укрепление правопорядка во время межэтнического конфликта и решения вопросов безопасности».
Передел собственности, рейдерство и политика национализации (киргизации) ввергли «в шок бизнес-сообщество и инвесторов», которые стали выводить свои капиталы за пределы страны. Все это непосредственно сказалось на размерах дефицита бюджета. Экономический эффект революции 2010 г. значительно выше эффекта 2005 г. В 2011 г. сумма внешнего долга КР составила 3 млрд. 325 млн. или 55% ВВП, уровень базовой инфляции 17,6%.
Власть, государство, политика. Одной из самых острых послереволюционных проблем стала тема этнического представительства. Политической элитой четко сформулировано требование отстранения «нетитульных» этносов от всех форм политической жизни. Лидер одной из парламентских партий О. Текебаев заявил, что «заниматься политикой - это удел титульной нации». Мэрия г. Токмок в августе 2010 г. предприняла попытку провести митинг с требованиями о сложении «представителями нетитульной нации» полномочий депутатов городского Кенеша. Мэр Джалал-Абада в мае 2011 г. подписал распоряжение, согласно которому все представители титульной нации, не владеющие киргизским
языком, отныне будут называться «киргизами» (именно так, через букву «и», а остальные этносы - «шовинистами». Присутствие последних в органах власти исключается. Р. Отунбаева на Курултае Ассамблеи народа Киргизстана в июле 2011 г., заявила, что «этнические особенности страны, поскольку это, несомненно, страна киргизов, выражаются и обеспечиваются тем обстоятельством, что киргизский язык является государственным, он должен быть языком межэтнического общения, что киргизская история и культура являются важнейшим образовательным компонентом, что государственная символика носит этническое содержание и что представительство в государственных органах соотнесено с этническим составом населения».
В киргизоязычной газете «Айкын саясат» в период кампании по выборам президента целая статья была посвящена тому, что «самая большая угроза для Киргизстана состоит в том, что президентом во главе киргизского народа может стать представитель другой нации. Нам не понятно вступление в президентскую гонку нашего гражданина, но русской национальности. ...Короче говоря, давайте будем осторожными. Хоть с юга, хоть с севера, лишь бы был киргиз!»
В результате представительство «нетитульных» этносов в госучреждениях в настоящее время составляет менее 90% и продолжает сокращаться. Тем не менее моноэтнизация государственной власти не повысила уровня ее стабильности и эффективности. 10 октября 2010 г. состоялись выборы Парламента РК, однако правящая коалиция из-за межпартийных конфликтов была сформирована только в декабре, на протяжении 2011 г. не прекращались внутрипарламентские «разборки», сохранялась угроза распада парламентской коалиции, а следовательно, отставки правительства. Наиболее заметными парламентскими шагами в 2011 г. стали: объявление председателя Международной независимой комиссии по исследованию событий на Юге Киргизстана (ИКК) в 2010 г. К. Кильюнена персоной нон-грата и отрицательная оценка результатов работы ИКК на фоне признания ее заслуг влиятельными международными организациями - ООН, ЕС и множеством международных правозащитных организаций; принятие парламентом постановления о блокировании сайта Фергана.ру; введение жесткой цензуры на ТВ, за которую новую власть критикуют уже не только местные правозащитники, но и международные организации; включение в новый Закон о выборах статьи, согласно которой в период проведения выборов ретрансляция зарубежных программ
местными каналами проводится в записи, и местные ретрансляторы несут ответственность за передаваемый материал; решение о прекращении с 25 сентября 2011 г. до избрания президента прямого вещания иностранных теле- и радиоканалов и введение их цензуры.
В 2011 г. не ослабевало открытое политическое противостояние Президента РК переходного периода Р. Отунбаевой, которое унаследовал и избранный Президентом РК в октябре 2011 г. А. Атамбаев, с Парламентом РК и мэром г. Ош по вопросу об объеме властных полномочий. В этом же ряду находится и обсуждение вопроса об упразднении территориального деления республики на области; введение постов биев как руководителей органов МСУ. Как отмечают наблюдатели, «не было еще ни одного заседания в Жогорку Кенеше со дня начала работы высшего законодательного органа, когда депутаты не поднимали бы языковой вопрос. Особо нетерпимые к русской речи резко одергивают народных избранников, выступающих на языке Пушкина, и нещадно критикуют министров и глав ведомств в случае, если те пытаются дебатировать на официальном языке».
Но если выступления на русском (официальном) языке вызывают крайнее раздражение депутатов, то действия депутата от партии «Ар-Намыс» Турсунбай Бакир уулу в день начала работы нового состава парламента, который вопреки регламенту принял присягу не на Конституции, а на Коране, были встречены с пониманием. Даже было принято решение об открытии специального помещения в здании парламента для отправления молитв, а также предложено во всех госучреждениях, общее количество которых превышает 2,5 тыс., объявлять дополнительный перерыв для чтения пятничного намаза, для чего внести специальные поправки в Трудовой кодекс. Инициативы депутатов поддержало Духовное управление мусульман республики. Верховный муфтий выразил надежду, что все министерства и ведомства последуют примеру парламента. «Для того чтобы наглядно представить себе масштабы распространения ислама, достаточно сказать, что, включая мечети, действующие без каких-либо регистраций, коих в республике несколько сотен, количество данных религиозных объектов сравнялось, а в скором времени и превысит количество действующих в Киргизии средних школ» (Джиенбеков Э.).
Новый парламент в 2011 г. активно занимался вопросами государственной символики и праздничных дат. Приняты решения парламента о необходимости изменения государственной симво-
лики РК (герба, флага и гимна), которая «ассоциируется с кровью», о лишении Рождества статуса государственного праздника, об объявлении 7 апреля Днем народной революции - государственным праздником и нерабочим днем, об увековечивании памяти героев 7 апреля.
В 2011 г. в парламент был внесен законопроект «О порядке проведения семейных обычаев, традиций, обрядов и праздничных торжеств в Республике Киргизия». Он рассчитан только на «титульную» нацию, детально регламентирует проведение празднеств (в частности, количество гостей, меню и продолжительность мероприятий). В соответствии с ним, «не допускается проведение десятилетий, двадцатилетий, Дня влюбленных и других праздников, не подлежащих менталитету нации, являющихся постыдными и доставляющими расточительность бюджету семьи». В то же время депутаты возобновили дискуссию об официальном многоженстве. Наиболее значимыми в этнополитическом плане стали разработка и обсуждение в 2010-2011 гг. двух вариантов государственной концепции национальной политики. Первый, достаточно взвешенный, разработан аппаратом Президента РК и одобрен на VI Курултае Ассамблеи народа Киргизстана, основывается на идее гражданской полиэтничной нации. Второй - предложен парламентской фракцией партии Ата-Журт, носит откровенно националистический характер. В нем выделяется особая роль «титульной» нации в РК. В частности заявлено: «Базовым элементом национальной политики является целенаправленное развитие киргизской нации как интегрирующего и консолидирующего ядра киргизского общества. Реальное оздоровление эт-нополитической ситуации в стране и моральная ответственность киргизов обеспечивается не за счет создания неких институциональных условий для защиты меньшинства большинством. Вопрос, какой из вариантов станет официальным, остается открытым и является точкой противостояния парламента и президента».
Образование, культура, СМИ. В СМИ и Интернете множество правозащитных организаций (местных и международных) заявляют о нарушениях прав человека по этническому принципу, особенно в сфере судопроизводства, о незаконных арестах, пытках, этнорейдерстве. Правозащитные организации обратились в Генпрокуратуру и Госкомитет по нацбезопасности по вопросу проявлений этнической нетерпимости в парламенте, СМИ и судах, в частности, в суде над участниками июньских событий. Правозащитники все активнее поднимают вопрос о политике геноцида в
отношении узбекского населения и о бездействии власти в вопросах пресечения национализма. В свою очередь, со стороны власти растет давление на правозащитников, исследователей и независимую прессу, поднимающих вопросы прав человека и пресечения националистических действий, активизировались увольнения русскоязычных журналистов и нападения на журналистов, критикующих этнонационализм.
В то же время активно поощряются многократные заявления официальных лиц, представителей политической, культурной и научной «элиты» о выдающейся роли «титульной» нации и необходимости культурной ассимиляции для всех остальных этнических групп, если они желают проживать на территории РК. Объединение киргизоязычных журналистов выступило с Обращением о распространении информации в СМИ на госязыке; ДУМ РК осуществило перевод проповедей и делопроизводства на государственный язык; Национальная комиссия по госязыку опубликовала Заявление с призывом отказаться от всех русскоязычных названий населенных пунктов РК: Киргизско-узбекский университет был переименован в Ошский государственный социальный университет, Центральная мечеть г. Ош, названная в честь имама Аль-Бухари, стала называться Алайской, на очереди переименование парка имени Алишера Навои.
После того как Р. Отунбаева на Курултае АНК заявила, что в Киргизии «со временем все обучение должно быть переведено на государственный язык» и призвала представителей всех этнических групп направить свои усилия на развитие киргизского языка, в общественных местах появились плакаты «Знание государственного языка киргиза - национальная честь», а любые упоминания о возможности предоставления статуса регионального узбекскому языку стали расцениваться как экстремизм. По мнению экспертов, «реформирование системы образования пока привело лишь к сокращению в школах русскоязычных и узбекских классов и к исчезновению Киргизско-узбекского университета». На научной конференции и выставке в Государственном историческом музее, посвященных 1916 г. и организованных властными структурами, красной нитью прошла мысль о геноциде киргизов со стороны русских, неоднократно звучали антироссийские высказывания, подобные следующему: «Мы хотим сказать, что великое народное освободительное движение 1916 г. киргизского народа неожиданно закончилось геноцидом киргизского народа. Если бы не мудрость героев, уведших народ в бегство в Китайскую империю, кто
его знает, не расстреляли ли бы русские каратели всех, до последнего, киргизов?!»
Как отмечают местные эксперты, «будь то высшие эшелоны облеченных властью политиков, или правоохранители, или, что вообще не поддается пониманию, врачи, отовсюду смердит одним и тем же - национализмом, превращенным сегодня в стране в государственную идею, смысл которой до мерзости прост - отнять у "чужих" и поделить между "своими"».
Контакты и стереотипы. В Отчете Международной независимой комиссии по исследованию событий на Юге Киргизстана (ИКК) под председательством специального представителя ПА ОБСЕ для Центральной Азии К. Кильюнена, выводы которой основаны на обширных интервью около 750 свидетелей, 700 документах, 5000 фотографиях и 1000 видеофрагментах, ситуация в Киргизии охарактеризована как «политический фанатизм с этническими злоупотреблениями с трагическими последствиями».
По мнению одного из местных журналистов, расследовавшего факты этнического насилия в разных сферах (госуправление, милиция, образование, здравоохранение, ЖКХ, рынок и т.д.), «что ждет Киргизстан, просто трудно представить, так как сегодня из 5 млн. населения страны более миллиона не имеют счастья относиться к заветной титульной нации, а значит, простор для возможного противостояния еще очень широк».
К фактам этнического насилия следует отнести антирусские надписи в Бишкеке, поджоги кафе с русскоязычными названиями, массовую драку в с. Октябрьское Чуйской области между лезгинами и киргизами, избиение группы узбеков в школьном спортзале г. Кара-Суу Ошской области, стычку между русской и киргизской молодежью в с. Маевка Чуйской области; локальные конфликты между киргизами и таджиками в с. Андарак Баткенской области (сожжены три дома таджиков), между кавказцами и киргизами в с. Джаны-Жер Чуйской области; массовую драку в с. Араван Ош-ской области, в ходе которой четверо узбеков были избиты двумя десятками киргизов, избиение толпой киргизов узбека в г. Исфана Баткенской области, надписи «Сартка олум» («смерть сартам») на стенах войсковой части и узбекского драматического театра имени Бобура в г. Ош, вооруженные стычки и захват заложников на киргизско-узбекской границе и др. Глава Госкомитета национальной безопасности КР Ш. Атаханов в конце декабря 2011 г. сообщил, что в настоящее время в стране зафиксировано 147 очагов межнациональной напряженности (выделены по количеству участников
и наличию националистической риторики), 29 из которых требуют безотлагательного реагирования.
Внешние условия. Позиция Киргизии в вопросе «многовекторной политики» и присутствия иностранных военных баз в постреволюционный период не изменилась. Так, уже в первые «революционные» дни Р. Отунбаева обратилась за поддержкой к руководству России, но в то же самое время заявила, что новые власти страны продлят с правительством США договор об аренде военной базы «Манас». В настоящее время сохранение базы в формате Центра транзитных перевозок согласовано с США до 2014 г. Как манипулирование можно расценить и положение с реализацией стратегических проектов, в частности, передачей России госпакета акций завода «Дастан», производящего скоростные подводные торпеды ВА-111 «Шквал», созданием в РК объединенной военной базы РФ и открытием на юге страны тренировочного центра под згидой ОДКБ. Все они были согласованы еще при К. Бакиеве, а новая власть неоднократно подтверждала намерение их осуществить, но до сих пор ничего не сделала. Зато во время своего визита в США Р. Отунбаева получила международную женскую премию «За отвагу» и обсудила вопрос об открытии американского военно-тренировочного центра на юге республики.
Значимым следствием «многовекторной политики» стало то, что исламизация утратила контролируемый характер. Исламские страны усиливают свое влияние в РК, в первую очередь, через открытие исламских центров, общественных фондов и объединений, строительство мечетей и молельных домов. Особую активность проявляет Турция, которая на 70% спонсирует строительство Центральной мечети в Бишкеке. Продолжают укреплять позиции «Су-леймания»; за счет в основном зарубежного финансирования действуют девять исламских вузов и около 60 медресе; «Таблиги», «Хизб ут-Тахрир» (число сочувствующих идеям и программе партии «Хизб ут-Тахрир» превышает 100 тыс. человек). В работе с населением они придерживаются тактики миссионерской работы -занимаются решением бытовых и социальных вопросов, проблемами жилищно-коммунального хозяйства, сбором средств для приобретения еды и одежды, предоставлением микрокредитов по беспроцентным ссудам. В то же время они преследуют цель как можно более глубокого проникновения в структуры государственной власти и исключения партии из числа запрещенных. В ряды привлекаются сотрудники государственной администрации, сило-
вых структур, крупные бизнесмены, парламентарии. Готовится почва для создания исламского государства.
Отдельное направление - распространение исламского банкинга. В июне 2011 г. доля исламского финансирования от всех банковских кредитных ресурсов республики достигла 5%, а к 2015-му, по мнению аналитиков, она увеличится до 10-12%. Задача, по словам советника по развитию бизнеса совета директоров ОАО «ЭкоИсламикБанк» Ш. Муртазалиева, «привлечь в экономику республики инвестиции богатейших стран Аравийского полуострова, Малайзии и других государств мусульманского мира».
Позиционирование Киргизии на международной арене в 2011 г. осуществлялось через ряд взаимоисключающих шагов, повлиявших на отношение к ней европейских и соседних государств, в частности: отказ новой власти Киргизии от присутствия миссии ОБСЕ на ее территории; расширение военного присутствия США; резкое недовольство националистически настроенной новой политической элиты оценкой международными организациями июньских событий на Юге республики, которая потребовала «указать международным экспертам их место»; публикацию заказной статьи «Имперский гнет продолжается», содержащей откровенные оскорбления Д. Медведева и В. Путина, ряда российских журналистов и аналитиков, а также посла России в КР; заявление о желании вступить в Таможенный союз; подписание соглашения в рамках ОДКБ документа о порядке реагирования на региональные конфликты и создании соответствующих структур; приглашение на инаугурацию А. Атамбаева президента Грузии М. Саакашвили и отправку в Грузию парламентской делегации; осуществление первого официального визита нового Президента РК в Турцию
Перспективы дальнейшего развития ситуации определяются следующими факторами.
1. Нарастание противоречий между президентом, обладающим по новой Конституции урезанными полномочиями, неуправляемым парламентом, некомпетентным и коррумпированным правительством и криминалитетом, контролирующим наркотрафик. Любые попытки нового передела собственности означают передел власти и экономический кризис.
2. Сохранение большой массы оружия на руках у населения. Каждый из политических лидеров хвалится наличием собственных отрядов боевиков, которых они готовы вывести в свою поддержку.
3. Поскольку ни у одной из сторон нет решающего перевеса, пока сохраняется статус-кво, но все активно ищут ресурсы укрепления своих позиций.
4. Проигравшая националистическая оппозиция выступает под лозунгом «Временщики превратят киргизский народ в манкуртов».
5. Юг КР фактически находится на самоуправлении.
6. Расширяется военное присутствие США, которые создают военно-тренировочные центры на Юге РК.
7. Турция ведет активную религиозную экспансию, а также создает военный институт, где значительная часть учебных планов посвящена идеологическим дисциплинам.
8. Перспектив конструктивного диалога с узбекской общиной нет, так как нет реального узбекского лидера, власть во всем ищет «узбекский след», международные эксперты, местные правозащитники фиксируют вымогательства, принудительное признание вины и пытки в расследовании июньских событий 2010 г.
9. Неспособность власти РК предоставить России твердые гарантии исполнения обязательств стратегического партнера.
«Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2011 г.», М., 2012 г., с. 587-595.