Научная статья на тему 'Права потребителя в контексте модернизации российского общества'

Права потребителя в контексте модернизации российского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
464
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ / НАРУШЕНИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / CONSUMPTION / CONSUMER RIGHTS / VIOLATIONS OF CONSUMER RIGHTS / PROTECTION OF CONSUMER RIGHTS / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пасовец Юлия Михайловна

Работа выполнена при поддержке РГНФ в рамках проекта № 12-03-00426а «Курский край и Россия: объективные характеристики и субъективные оценки в межрегиональных сопоставлениях» В статье дается характеристика значимости для россиян строгого соблюдения прав потребителя и степени защищенности этой категории прав. С учетом специфики нарушений прав потребителей определяются ключевые направления модернизации сферы потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer rights in the context of Russian society's modernization

The article describes the importance of precise observance of consumer rights for Russian people and the protection of these rights, taking into consideration the peculiarities of violations of consumer rights, the main directions of modernization in the sphere of consumption are defined.

Текст научной работы на тему «Права потребителя в контексте модернизации российского общества»

часто респонденты интересовались, что им за это будет, и отказывались участвовать в опросе, узнав об отсутствии материального вознаграждения за этот вид деятельности.

В ответах некоторых госслужащих наблюдалась слабая подготовленность по вопросам гражданского общества, низкий уровень не только правовой, но и общей культуры, орфографические и грамматические ошибки. Однако в целом уровень правовой культуры государственных служащих выше уровня правовой культуры представителей других профессий.

Государственные служащие - официальные лица, которые в силу своих служебных обязанностей, должны отличаться безусловным позитивным отношением к правам, свободам человека и гражданина. От соблюдения государственным служащим законных оснований профессиональной деятельности зависит благосостояние всего общества.

Список литературы

Новокрещенов, А. В. Кадровый состав местных органов власти: отбор кандидатов и их мотивация поступления на муниципальную службу // Социс. - 2008. - № 10. - С. 62-68.

УДК 316.334 Ю.М. Пасовец*

Права потребителя в контексте модернизации российского общества

Работа выполнена при поддержке РГНФ в рамках проекта № 12-03-00426а «Курский край и Россия: объективные характеристики и субъективные оценки в межрегиональных сопоставлениях»

В статье дается характеристика значимости для россиян строгого соблюдения прав потребителя и степени защищенности этой категории прав. С учетом специфики нарушений прав потребителей определяются ключевые направления модернизации сферы потребления.

Ключевые слова: потребление, права потребителя, нарушения прав потребителя, защита прав потребителя, модернизация.

Y.M. Pasovets*. Consumer rights in the context of Russian society's modernization. The article describes the importance of precise observance of consumer rights for Russian people and the protection of these rights, taking into consideration the peculiarities of violations of consumer rights, the main directions of modernization in the sphere of consumption are defined.

Keywords: consumption, consumer rights, violations of consumer rights, protection of consumer rights, modernization.

Переход российского общества к рыночной экономике в начале 90-х гг. XX в. привел к насыщению рынка товаров и услуг, развитию частного сектора, утверждению нового типа снабжения населения товарами: свободной торговли и ослаблению контроля за ценообразованием в ряде отраслей, освоению населением мировых стандартов жизни и др. При этом доступность для большинства россиян качественных по мировым стандартам товаров и услуг ограничивалась низким уровнем доходов и отсутствием опыта потребительского выбора. В этих условиях недобросовестные изготовители и продавцы стали использовать практику производства и продажи товаров и услуг низкого или ненадлежащего качества, необоснованного завышения цены и т.д., что привело к массовому распространению нарушений в сфере потребления и необходимости защиты прав потребителей.

По мере стабилизации экономической ситуации в стране с 2000-х гг. изменения структуры цен, относительного удешевления части потребительских благ (одежды, обуви, бытовой техники), постепенного повышения уровня доходов населения, увеличения численности среднеобеспеченных имущественных страт, распространения современных стандартов потребления стали повышаться требования основной части россиян к качеству потребляемых товаров и услуг. Стремление к развитию и повышению уровня и качества потребления большинства россиян связано с желанием обеспеченного и безопасного существования.

Вместе с тем, несмотря на создание системы правового регулирования взаимоотношений между производителями товаров и услуг и их потребителями, и на современном этапе развития российского общества сохраняются проявления правового нигилизма со стороны недобросовестных изготовителей и продавцов, что выражается в нарушениях прав потребителя с целью максимизации прибыли и избегания

* Пасовец, Юлия Михайловна, доцент кафедры социологии и политологии, Курский государственный университет, кандидат социологических наук, доцент. Россия, 305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 33. Тел. (4712)70-33-52. E-mail: [email protected].

* Pasovets, Yulia Mikhailovna, associate professor of the Subdepartment of Sociology and Political Science, Kursk State University, Candidate of Sociology, associate professor. Russia, 305000, Kursk, Radischev st., 33. Tel. (4712)70-33-52. E-mail: [email protected].

© Пасовец Ю.М., 2013

юридической ответственности. В результате таких неправомерных действий сфера потребления из источника удовлетворения потребностей превращается в область неопределенности и риска.

В связи с этим в современных российских условиях особую актуальность для потребителя приобретает необходимость преодоления потребительских рисков и возможности нарушения прав потребителя, готовности к защите своих потребительских прав.

В этом контексте потребительский риск может пониматься как возможная потеря потребителем части его человеческого потенциала: здоровья, душевного равновесия, денег. На основании того, что вероятность возникновения потребительского риска в процессе приобретения некачественного товара или услуги существует на каждом из этапов потребительского выбора, выделяются следующие потребительские риски: экономический, рассматривающийся как риск потери определённой суммы денег; психологический, т.е. вероятность потери душевного равновесия и возникновение неудовлетворённости в результате покупки; физиологический, представляющий собой угрозу ухудшения состояния здоровья вследствие неудовлетворенности покупкой или прямого ущерба здоровью. Риск потери потребителем человеческого потенциала появляется по целому ряду причин: отсутствие информации о возможности потребительского риска; наполнение потребительской сферы некачественными товарами и подделками; отсутствие опыта потребительского выбора и т.д. [4, с. 53-54].

Необходимость успешного преодоления потребительских рисков и повышения функциональности системы защиты прав потребителей актуализирует вопросы государственного и социального регулирования сферы взаимодействия производителей и потребителей, саморегулирования потребления.

С юридической точки зрения потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Основные права потребителя в Российской Федерации устанавливаются и регламентируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», рядом других федеральных законов и нормативно-правовых актов.

В силу Закона РФ «О защите прав потребителей» ключевыми правами российского потребителя являются право на качество товара (работы, услуги), право на их безопасность, право на информацию, право на возмещение ущерба за нарушения прав потребителя [1].

Право потребителя на качество товара (работы, услуги) устанавливает обязанность продавца передать потребителю качественный товар, обязанность исполнителя качественно выполнить работу (оказать услугу). В связи с этим сроками ответственности изготовителя (исполнителя, продавца) перед потребителем выступают срок службы, срок годности товара (работы) и гарантийный срок на товар (работу). В течение этих сроков потребитель имеет право предъявлять изготовителю (исполнителю, продавцу) претензии в отношении недостатков товара (работы) и требовать возмещения убытков, при этом изготовитель обязан обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара в течение его срока службы.

Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) определяет, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды.

Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) предполагает обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно и доступно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о самом изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы, реализуемых им товарах (работах, услугах): что продается (какая работа выполняется), каковы потребительские свойства товара (работы, услуги), кто продает (выполняет) и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести, какова цена товара (работы, услуги) в рублях и т.д. Информация о товарах (работах, услугах) должна обеспечивать потребителю возможность их правильного выбора.

Право потребителя на возмещение ущерба связано с ответственностью изготовителя (исполнителя, продавца) за нарушения прав потребителя, предусмотренной законом или договором. Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора. Способами обеспечения обязательств изготовителя (исполнителя, продавца), возникших вследствие нарушения им прав потребителя, выступают неустойка, убытки, возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя, компенсация морального вреда.

В связи с этим особое значение имеет право потребителя на соответствие условий договора действующему законодательству. В силу Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, являются недействительными. Если в результате исполнения такого договора у потребителя возникли убытки, последние подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

По своей сути права потребителя связаны с правом собственности, поскольку в процессе приобретения товара, работы или услуги происходит передача прав собственности от изготовителя, исполнителя или продавца потребителю, поэтому права потребителя могут быть отнесены к группе социально-экономических прав и свобод.

Здесь отметим, что с определенной долей условности закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина разделяются на три группы: личные (гражданские),

политические и социально-экономические права и свободы. Личные (гражданские) права и свободы включают в себя право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, определение своей национальности, свободное передвижение и выбор места жительства, свобода мысли и слова, судебную защиту и др. Политические права и свободы - права на объединения, на мирные собрания, участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным, обращаться лично и коллективно в государственные органы и органы местного управления и др. Экономические права и свободы состоят в праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности, праве частной собственности, в том числе на землю, праве наследования и др. Социальные права и свободы включают право на труд, на отдых, на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и других случаях, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на образование и др.

С социальной точки зрения практическая реализация закрепленных законодательно прав потребителя выражается в потребительском поведении населения и выступает важным показателем правовой культуры россиян в этой сфере жизнедеятельности.

Потребители как субъекты потребительского поведения осуществляют совокупность действий, которые позволяют им с различной степенью успешности использовать потребительские блага в виде товара, работы или услуги. По К. Менгеру, для применения предметов в качестве потребительских благ необходимо совпадение четырех условий: человеческой потребности, свойств предмета, делающих его годным быть поставленным в причинную связь с удовлетворением этой потребности (т.е. полезности), познания индивидом этой причинной связи, возможности распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности [10, т. 2, с. 109].

Потребительское поведение в основном зависит от уровня доходов, стандартов потребления и меры компетентности самого потребителя. В ракурсе правовой культуры из перечисленных факторов потребления ключевое значение приобретает способность потребителя определять степень соответствия предоставляемых товаров (работ, услуг) и информации о них и изготовителе (исполнителе, продавце) требованиям закона и в случае нарушения установленных законодательством прав потребителя отстаивать свои нарушенные права в рамках закона.

Необходимо отметить, что правовая культура связана с интериоризацией индивидами правовых норм, принципов и их реализацией в практической деятельности. Воплощаясь в реальных действиях людей, она выполняет ключевую роль в регулировании их социального поведения. Тем самым правовая культура населения проявляется в правосознании и юридически значимом поведении членов общества.

В условиях продолжающейся социальной трансформации российского общества возникает необходимость в выявлении и характеристике значимости для россиян реализации прав потребителя и возможностей успешной защиты этой категории прав в случае их нарушения, степени защищенности прав потребителя в современных российских условиях.

Как показывают результаты массового опроса, проведенного нами в мае-июне 2012 г. среди населения Курской области (N=1000 человек) по репрезентативной выборке в рамках социологического исследования «Социокультурный портрет Курской области», для подавляющего большинства (87,9 %) жителей региона строгое соблюдение прав потребителя в нашей стране имеет существенное значение (см. табл. 1).

Таблица 1

Значимость для населения строгого соблюдения личных (гражданских) и социально-экономических прав и свобод в нашей стране (в процентах от числа опрошенных)

Права и свободы Очень важно Пожалуй, важно Трудно сказать Пожалуй, не важно Совсем не важно Не знаю, отказ от ответа

личные (гражданские) права и свободы

Право на свободу и личную неприкосновенность (право безопасности и зашиты личности) 73,2 20,0 3,8 0,7 0,3 2,0

Право на неприкосновенность частной жизни (право на тайну личной переписки, телефонных разговоров и т.д.) 59,5 25,3 6,5 4,3 2,1 2,3

социально-экономические нрава и свободы

Право частной собственности (право на личную собственность) 75,4 16,8 4,2 0,7 0,8 2,1

Право на труд 71.7 22.0 3.0 0.7 0.4 2.2

Права потребителя 62,9 25,0 6.6 2.2 0,5 2.8

Как видно из табл. 1, правовое сознание населения региона отличается относительной равнозначностью прав потребителя и ряда ключевых конституционных личных (гражданских) и социально-экономических прав и свобод. Так, строгое соблюдение права на труд в большей или меньшей степени важно для 93,7 % населения, права на безопасность и личную неприкосновенность - для 93,2 %, права на частную собственность - для 92,2 %, права на неприкосновенность частной жизни - для 84,8 %.

Показательно, что значимость строгого соблюдения прав потребителя возрастает по мере повышения уровня образования населения. Между тем поселенческие, гендерные, возрастные и имущественные различия в аспекте ценности для населения прав потребителя не наблюдаются.

Однако, несмотря на существенную важность для населения беспрепятственной реализации прав потребителей, именно эта категория прав подвергается наиболее частому нарушению, что подтверждается данными всероссийских и региональных социологических исследований.

Как свидетельствуют результаты социологического опроса населения Российской Федерации, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в марте 2010 г. (N=1600 человек), за прошедший год 43,0 % россиян столкнулись с нарушениями их прав как потребителей. При этом 6,0 % населения заявили о нарушении их потребительских прав в большинстве или половине случаев приобретения ими товаров и услуг, 9,0 % - в четверти таких случаев, 27,0 % -об одном-двух нарушениях их прав потребителя за год [5].

Таблица 2

Нарушения личных (гражданских) и социально-экономических прав и свобод населения за последние 12 месяцев

Не Не пы- Чаще Чаще не Никогда Не

сталки- тался удава- удава- не удава- знаю.

вался с отстаи- лось лось лось отказ от

Права и свободы нарушением вать нарушен отстаивать отстаивать отстоять нарушен- ответа

прав ные нарушен нарушен ные

права ные права ные права права

личные (гражданские) нрава и свободы

Право на свободу и личную

неприкосновенность (право 75,1 6 8 7,5 1,6 > 7

безопасности и зашиты

личности)

Право на неприкосновенность

частной жизни (право на тайну личной переписки, телефонных 82,3 3,4 4,4 1,2 1,4 7,3

разговоров и т.д.)

социально-экономические нрава и свободы

Право частной собственности

(право на личную 76.5 5.5 8.5 2.9 0.8 5.8

собственность)

Право на труд 72.3 8.2 8.0 4.7 1.4 5.4

Права потребителя 59.0 10.4 19.1 4.5 1.4 5.6

По результатам вышеназванного социологического опроса населения, проведенного нами в мае-июне 2012 г. в Курской области, за прошлый год более трети (35,4 %) курян столкнулись с нарушениями их прав как потребителей. По сравнению с другими измеряемыми в опросе личными и социально-экономическими правами и свободами права потребителя в регионе нарушаются чаще. Так, с нарушениями права на труд за последние 12 месяцев столкнулись только 22,3 % населения региона, права на личную безопасность и неприкосновенность - 19,2 %, права частной собственности - 17,7 %, права на неприкосновенность частной жизни - 10,4 % (см. табл. 2).

По данным всероссийского опроса населения, проведенного ВЦИОМ, те, кто лично столкнулся с нарушениями прав потребителя, отмечают, что основная часть нарушений их потребительских прав связана с ненадлежащим качеством товаров и услуг (49,0 %), обсчетом, обвесом (46,0 %), продажей товара/услуги с истекшим сроком годности (40,0 %), отказом в обмене товара/услуги или возврате денег (28,0 %), некомпетентностью и невниманием со стороны обслуживающего персонала (20,0 %), игнорированием санитарных норм в местах торговли, оказания услуг (18,0 %). Исходя из ответов потребителей, чьи права были нарушены, в сфере потребления достаточно распространены такие нарушения, как необоснованное завышение цены товара/услуги, сметы на выполнение работ, что назвали 13,0 % россиян, несоблюдение сроков оказания услуг, поставки товара (12,0 %), отказ принять жалобу в адрес руководства, предоставить книгу жалоб (12,0 %), отказ в проведении гарантийного

ремонта товара, гарантийном обслуживании (10,0 %), предоставление ненадлежащей информации о товарах и услугах (составе, изготовителе и пр.) (9,0 %), отсутствие у продавца необходимой сопроводительной документации на товар, услугу (7,0 %) [5].

Как показывает судебная практика, до настоящего времени в сфере потребления имеют место случаи включения недобросовестным исполнителем в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законом. Так, П. обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю П. о взыскании неустойки за нарушение срока окончания выполнения договоров-заказов, компенсации морального вреда, обязании его качественно завершить работы по договорам-заказам. Индивидуальный предприниматель П. исковые требования не признал, сославшись на то, что в договорах-заказах нет конкретной даты исполнения заказов, поскольку он указал лишь «ориентировочную дату исполнения». В целях доказывания незаконности включения индивидуальным предпринимателем П. в договоры-заказы условий, делающих срок исполнения заказов неопределенным и позволяющих ему уйти от ответственности за просрочку выполнения работ, тем самым ущемляющих права потребителя, истица обратилась в территориальные органы прокуратуры и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя П. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 ст. КоАП РФ. В результате внеплановой проверки индивидуального предпринимателя П. установлены его нарушения ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N° 1025: в договоры-заказы включены условия, ущемляющие установленные законом права потребителя: в договоры внесена ориентировочная дата исполнения заказа вместо даты исполнения; руководителем территориального органа Роспотребнадзора вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа. Не согласившись с указанным постановлением о привлечении его к административной ответственности, индивидуальный предприниматель П. обжаловал его в арбитражном суде, однако решением арбитражного суда был установлен факт нарушения прав потребителя вследствие включения в договоры-заказы неправомерных условий «ориентировочная дата исполнения» и законность привлечения индивидуального предпринимателя П. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ [2].

Таким образом, на данный момент большинство нарушений прав потребителя в той или иной степени связаны с асимметрией информации. Последняя выражается в том, что в действительности информация, существенная для заключения сделки на приобретение товаров, работ или услуг, находится в преимущественном распоряжении изготовителя, исполнителя или продавца, что позволяет ему злоупотреблять этим информационным преимуществом, нарушая законные права потребителя.

При этом следует учитывать изменения роли информации в потребительском поведении населения, когда для потребителя усиливается важность доступной и необходимой информации для совершения правильного выбора и одновременно усложняется возможность проверки достоверности информации, предоставляемой производителем. В социальной реальности искусственно созданные иллюзии могут восприниматься людьми как достоверная информация [3, с. 161], что становится основой для правонарушений.

Обращает на себя внимание тот факт, что чем крупнее населенный пункт, тем чаще его жители отмечают факты нарушения прав потребителя. По данным всероссийского опроса ВЦИОМ, среди жителей столиц с нарушениями их потребительских прав сталкивались 52 %, а среди сельчан - 38 % [5]. По результатам опроса населения Курской области, нарушения прав потребителя пришлось испытать 39,3 % жителей областного центра и 36,0 % проживающих в малых городах и рабочих поселках региона, в то время как число лиц, столкнувшихся с нарушениями потребительских прав, среди сельского населения области составило 30,7 %. При этом среди обманутых потребителей несколько больше женщин, вероятно, потому что они совершают основную часть покупок.

Как свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного Центром региональных социологических исследований Волгоградского госуниверситета в июне 2008 г. среди жителей Волгограда (N=440 человек), в результате нарушения их потребительских прав более половины (51,7 %) лиц были обеспокоены ухудшением состояния своего физического здоровья; более четверти (28,8 %) пострадавших испытывали психологический дискомфорт из-за обмана со стороны производителя или продавца или невозможности использовать приобретенный продукт; каждый десятый обманутый потребитель (12,7 %) сожалел о потере денег вследствие приобретения некачественного товара или услуги. В целом потребители, чьи права были нарушены, больше обеспокоены состоянием своего здоровья (как физического, так и психологического), чем риском потери денег [4, с. 56].

В этой связи возрастает роль адекватной понесенным потребителем психологическим и физическим потерям компенсации морального вреда, взыскиваемой с недобросовестного производителя или продавца в добровольном или судебном порядке.

По данным этого же исследования, несмотря на значительные нравственные и физические страдания при приобретении некачественного товара или услуги, только третья часть (36,4 %) волгоградцев занимает активную позицию в отстаивании своих нарушенных прав и предпринимает

попытки по восстановлению нарушенных прав потребителя: предъявление недобросовестному продавцу претензии (жалобы), обращение в Комитет по защите прав потребителей, обращение с иском в суд и др. Основными причинами обращения обманутых потребителей в суд оказываются потеря крупной суммы денег, потеря здоровья, хамство со стороны продавца. Интересно, что потеря денег выступает ключевым мотивом обращения в суд за защитой нарушенных прав потребителя для лиц с высоким и выше среднего уровнями дохода, а не для представителей низших имущественных страт. Напротив, чем ниже уровень дохода у граждан, тем больше начинают актуализироваться другие причины отстаивания своих прав в суде: 17 % респондентов с низким уровнем дохода обратились в суд при хамстве персонала магазина [4, с. 57].

В межрегиональном сопоставлении уровня активности населения в отстаивании нарушенных прав потребителя можно отметить, что большинство (70,6 %) жителей Курской области, столкнувшись в прошлом году с нарушениями их потребительских прав, пытались отстаивать свои нарушенные права (см. табл. 2) и в целом демонстрировали более высокую активность в этом вопросе.

Используя разработанную Н.И. Лапиным методику расчета индексов нарушаемости прав и свобод человека и гражданина, интенсивности защиты и успешности защиты нарушенных прав и свобод на основе данных социологического опроса по типовой программе и методике «Социокультурный потрет региона России», можно охарактеризовать не только распространенность нарушений прав потребителя, но и масштаб защищенности (успешной защиты населением) нарушенных прав потребителей, сравнить эти параметры с данными по другим личным (гражданским) и социально-экономическим правам и свободам.

Для расчета совокупного индекса соблюдения прав и свобод человека и гражданина (Ипс) Н.И. Лапиным введена формула: Ипс = Кнн + Кз, где:

Кнн - коэффициент ненарушения прав и свобод человека и гражданина; вычисляется как разность между 100%-м соблюдением прав и свобод (=1,0) и степенью фактической их нарушаемости (Сн): Кнн = 1,0 - Сн, где:

Сн - доля тех, кто сталкивался с нарушениями прав и свобод, от всех опрошенных. Кнн измеряется в диапазоне значений от 0,01 (если нарушаются права и свободы почти всех граждан) до 1,0 (если не нарушаются права и свободы ни одного индивида).

Кз - коэффициент защищенности (успешной защиты) нарушенных прав и свобод; рассчитывается как произведение Кнн на коэффициент интенсивности защиты нарушенных прав и свобод (Ки) и на коэффициент успешности их отстаивания (Ку): Кз = Кнн х Ки х Ку, где:

Ки - доля тех, кто пытался отстаивать нарушенные права и свободы, от числа всех, кто сталкивался с нарушениями (Сн);

Ку - доля тех, кому чаще удавалось отстаивать нарушенные права и свободы, от количества всех, кто пытался их отстаивать (Ки) [8, с. 44].

Таблица 3

Защищенность личных (гражданских) и социально-экономических прав и свобод населения за последние 12 месяцев (в процентах от числа опрошенных)

Права и свободы На решае- Соблюде- Интен- Успеш- Защищен-

мость ние прав п сивность ность ность

прав и свобод (Сн) свобод (Кнн) защиты (Кн) защиты (Ку) прав и свобод

личные (гражданские) нрава и свободы

Право на свободу и личную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

неприкосновенность (право безопасности и зашиты 0.19 0,81 0,65 0,61 0,32

личности)

Право на неприкосновенность частной жизни (право на тайну личной переписки, телефонных разговоров и т.д.) 0,10 0,90 0,67 0,63 0,38

социально-экономические права и свободы

Право частной собственности

(право на личную 0,18 0,82 0,69 0,70 0.40

собственность)

Право на труд 0.22 0.78 0.63 0.57 0.28

Права потребителя 0.35 0.65 0.71 0.76 0.34

Исходя из значений индексов в табл. 3, в регионе реализация и защита прав потребителя имеет следующую специфику: права потребителя значительно чаще нарушаются (0,35) по сравнению с другими правами и свободами, и при этом нарушенные права потребителя чаще отстаиваются населением (0,71).

В большинстве случаев защита нарушенных потребительских прав оказывается успешной (0,76).

Представляется важным, что среди тех, кому удалось относительно успешно защитить свои нарушенные потребительские права, численно преобладают городские жители, женщины, лица с высшим и средним профессиональным образованием, представители имущественных страт «обеспеченные» и «зажиточные». Показательно, что по мере повышения уровня материальной обеспеченности потребителей, права которых были нарушены, увеличивается их активность в борьбе за восстановление нарушенных прав и результативность такой борьбы.

В возрастном плане успешная защита нарушенных прав потребителя в большей степени характерна для молодых взрослых (25-34 года), лиц среднего возраста (34-54 года) и пожилых лиц (55-64 года). Между тем молодежь (18-24 года) и старые люди (65 лет и старше) составляют большинство среди тех, кому никогда не удавалось отстоять свои нарушенные потребительские права.

Однако с учетом степени нарушаемости прав потребителя и количества отказов от активной защиты нарушенных прав общий уровень защищенности прав потребителей в Курской области находится на невысоком уровне (0,34).

По мнению Н.И. Лапина и Л.А. Беляевой, устойчивое воспроизводство массовых правонарушений приводит к тому, что данная сфера выступает одной из застойных сфер жизнедеятельности российского общества, т.е. сфер, в которых сосредоточиваются, устойчиво воспроизводятся и консервируются негативные характеристики [7]. Средством преодоления данной проблемы выступает модернизация как комплексный способ решения политических и управленческих, экономических и социальных, культурных и личностных задач, которые в полном объеме стоят перед государствами, обществами и индивидами в контексте внутренних и внешних угроз и рисков [9, с. 7].

В настоящее время целевыми функциями модернизации являются: а) внешняя функция -обеспечение безопасности и конкурентоспособности страны; б) внутренняя функция - стабильное повышение уровня и качества жизни населения [6, с. 4].

Учитывая усиление роли потребителя и потребительского спроса в развитии рыночной экономики, высокую социальную и личную значимость реализации прав потребителей и наличие правонарушений в сфере потребления, повышение качества потребления и качества жизни в целом должно связываться с модернизацией системы регулирования взаимоотношений между изготовителями (исполнителями, продавцами) и потребителями, с повышением уровня правовой культуры и искоренением правового нигилизма в среде производителей, продавцов потребительских благ. Этот процесс предполагает прежде всего формирование социальной ответственности изготовителя, исполнителя и продавца перед потребителями за реализуемые товары, работы и услуги, своевременное и доступное представление производителями достоверной и полной информации, необходимой потребителю при приобретении товаров и услуг, учет и предотвращение возможных потребительских рисков, развитие обратной связи между производителями и потребителями и др.

Список литературы

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 04.12.2012).

2. Картотека арбитражных дел. А35-191/2012 [Электронный ресурс] / Высший Арбитражный суд Российской Федерации. - URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/dd8e464a-855e-4b01-9535-0be9fd7cb4eb/A35-191-2012_20120512_Reshenie.pdf (дата обращения: 06.01.2013).

3. Барматова, С. Изменение места и роли коммуникации в современном мире // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2009. - № 3. - С. 158-168.

4. Василенко, О. В. Роль социального регулирования потребительских рисков в современных условиях // Экономическая социология. - 2009. - № 4. - Т. 10. - С. 51-71.

5. Где потребителю искать защиты своих прав? [Электронный ресурс] // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1453. - URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13313 (дата обращения: 03.01.2013).

6. Лапин, Н. И. Измерение модернизации российских регионов и социокультурные факторы ее стратегии // Социологические исследования. - 2012. - № 9. - С. 4-24.

7. Лапин, Н. И., Беляева, Л. А. От стабилизации к интегрированной модернизации России. Аналитический доклад Центра изучения социокультурных изменений ИФ РАН [Электронный ресурс]. - М., 2011. - URL: http://www.intelros.ru/strategy/gos_rf/9462-ot-stabilizacii-k-integrirovannoj-modernizacii-rossii-analiticheskij-doklad-centra-izucheniya-sociokultumyx-izmenenij.html. (дата обращения: 09.07.2012).

8. Лапин, Н. И., Беляева, Л. А. Программа и типовой инструментарий «Социокультурный портрет региона России» (Модификация - 2010) / Рос. акад. наук; Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 2010. - 111 с.

9. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001—2010): пер. с англ. / под общ. ред. Н.И. Лапина. - М.: Весь Мир, 2011. - 256 с.

10. Экономическая социология : учебное пособие : в 2 т. - Т. 2 / под ред. В.И. Верховина. - 2-е изд. - М.: КДУ, 2009. - 356 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.