Научная статья на тему 'Ослабление государственного надзора в сфере защиты прав потребителей в России и пути решения'

Ослабление государственного надзора в сфере защиты прав потребителей в России и пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
556
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / ЗАКОН / ПРАВО / НАДЗОР / РЫНОК / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ИЗГОТОВИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Монаков Юрий Иванович

В данной статье рассматриваются современная потребительская политика Российской Федерации, национальная система защиты прав потребителей, структура и основные функции. Раскрываются понятия «потребитель, потребительское образование». Анализируются статьи закона о «Защите прав потребителя», отношения потребитель-изготовитель на современном этапе. Раскрываются несоответствия норм Закона РФ «О защите прав потребителей» действительному обеспечению государственной защиты прав потребителей и их последствия, ослабление государственного надзора. Предлагаются пути решения, которые обеспечат Конституционные права потребителей в достаточной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Монаков Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ослабление государственного надзора в сфере защиты прав потребителей в России и пути решения»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ _ПРАВО_

ОСЛАБЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИИ И ПУТИ

РЕШЕНИЯ Монаков Ю.И.

Монаков Юрий Иванович - студент, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация: в данной статье рассматриваются современная потребительская политика Российской Федерации, национальная система защиты прав потребителей, структура и основные функции. Раскрываются понятия «потребитель, потребительское образование». Анализируются статьи закона о «Защите прав потребителя», отношения потребитель-изготовитель на современном этапе. Раскрываются несоответствия норм Закона РФ «О защите прав потребителей» действительному обеспечению государственной защиты прав потребителей и их последствия, ослабление государственного надзора. Предлагаются пути решения, которые обеспечат Конституционные права потребителей в достаточной мере.

Ключевые слова: гражданин, государство, политика, закон, право, надзор, рынок, потребитель, изготовитель.

Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто

противиться оному.

Петр Первый

Каждый гражданин Российской Федерации является потребителем, т.е. конечным звеном в цепочке деньги-товар-деньги. Современный же потребитель сформировался за последние 17 лет.

Кто же такой потребитель в современном обществе?

Потребитель — гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей») [4, с. 77].

Планируя покупку и приобретая товары, оплачивая работы и услуги, гражданин вступает в правоотношения с предпринимателями, производящими и реализующими эти товары, выполняющими работы и оказывающими услуги, поэтому права потребителей являются неотъемлемой составляющей общих прав человека, при этом потребитель единственный из всех субъектов рынка не является его профессиональным участником и без государственной поддержки не в состоянии эффективно защитить свои законные права [4, с. 28].

В настоящее время потребительская политика является одной из важнейших составляющих социально-экономической политики Российской Федерации, касается всего населения страны, каждого человека, решительно влияет на изменение всей политики государства в сторону интересов людей. Надо отметить, что также большую роль в данном вопросе играют Общества потребителей и их объединения -важнейшие, массовые, эффективно и реально работающие уже сейчас структуры

46

гражданского общества, реально действующая система экономического и правового всеобуча ее граждан, т.е. потребительское образование [7].

Настала необходимость потребителю изучать факторы, которые определяют потребительский выбор, способы получения информации о продуктах и услугах, влияние различных товаров на здоровье, воздействие потребления на окружающую среду и планирование потребительского бюджета.

В отношениях между потребителями и изготовителями - потребитель изначально выступает субъектом данного действия, является юридически менее защищенным. Потребитель не способен компетентно оценивать информацию о качестве, безопасности и иных потребительских свойствах товаров и услуг, предоставляемую продавцами (изготовителями, исполнителями). В силу отсутствия специальных познаний в области юриспруденции и права, потребитель не способен самостоятельно защитить свои права [8]. Гражданин-потребитель должен осознавать, что совершая ту или иную сделку, заключая тот или иной договор, приобретая, будь товар или услугу, он защищен государством в полной мере [2, с. 54].

В нашей стране официально сформирована и действует национальная система защиты прав потребителей, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 612 внесены изменения [5].

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - Уполномоченный федеральным орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» [1]. Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями [6].

В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образовано 84 территориальных управления и 84 центра гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации.

Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях»[10]. Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке, которая должна обеспечивать основные права потребителей:

- право на информацию;

- право на безопасность;

- право на выбор;

- право быть услышанным;

- право на возмещение ущерба;

- право на потребительское образование.

- право на удовлетворение базовых потребностей;

- право на здоровую окружающую среду [11].

Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:

1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;

2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;

4) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;

5) статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах) [3];

6) ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;

7) ежегодную подготовку на основании результатов деятельности, предусмотренной подпунктами 1 - 6 настоящего пункта, государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривается необходимость государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, несмотря на это, единая комплексная система норм обеспечения контроля и надзора отсутствует. Масштабы и эффективность государственного контроля и надзора совершенно не соответствуют масштабам нарушений прав потребителей. Несоответствие норм Закона РФ «О защите прав потребителей» действительному обеспечению государственной защиты прав потребителей привело к неэффективности механизма правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей.

48

Механизм контроля, регламентируемый Законом РФ «О защите прав потребителей», включает, в основном, систему средств гражданско-правовой защиты потребителей, в частности, имущественную ответственность изготовителя (исполнителя, продавца), компенсацию вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), защиту прав потребителей при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) потребителям. Указанные нормы регулируют отношения, в которых участвуют потребители и предприниматели, осуществляющие торговлю товарами, выполнение работ, оказание услуг [1].

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регламентирован порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В соответствии с положениями указанного нормативного акта, плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще, чем один раз в три года [1].

Невысокое надзорное присутствие, приводит к тому, что государство не в состоянии обеспечивать исполнение судебных решений в пользу потребителей в полном объёме. В отношении РФ Европейским судом по правам человека выносится большое количество решений, главная же причина обращений граждан в ЕСПЧ это неисполнением судебных решений.

На сегодня, уровень ответственности за нарушения прав потребителей снизился. Например, в 2003 году в Федеральном законе № 162-ФЗ была отменена уголовная ответственность за обман потребителей, предусмотренная статьей 200 УК РФ [2]. В настоящее время в УК РФ предусмотрена ответственность только за нарушение прав потребителей, связанных с качеством товара (работ, услуг) и его безопасностью (статья 238 УК РФ). По действующему Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ряд статей об ответственности за ненадлежащее исполнение субъектами предпринимательской деятельности требований о защите прав потребителей (выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества, продажа товаров или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил, продажа товаров, оказание услуг либо выполнение работ при отсутствии установленной информации, обман потребителей и нарушение иных прав потребителей).

Административная ответственность за нарушение прав потребителей несопоставима с выгодой от нарушений, что толкает недобросовестных производителей на осознанное и умышленное нарушение прав потребителей с целью извлечения максимальной прибыли [4].

В виду больших территориальных масштабов Российской Федерации проблемой примерно для 40% населения проживающего в удаленных и сельских территориях является возможность доступа к источникам правовой потребительской помощи. Вместе с тем неудовлетворительное состояние потребительского рынка, отсутствие надлежащего обеспечения и гарантий безопасности и качества материальных благ и услуг, способствуют росту социального напряжения в обществе и сдерживают экономическое развитие России в целом. В условиях роста объемов потребления и насыщения рынка продукцией, проблемой для населения остается поступление в торговую сеть значительного количества некачественной, фальсифицированной и опасной для жизни и здоровья людей продукции [9].

Анализируя вышеизложенное, видятся следующие пути решения, которые обеспечат права потребителей в достаточной мере:

- необходимо совершенствовать правовое регулирования в сфере защиты прав потребителей, внести дополнения и необходимые изменения в соответствующие нормативно-правовые акты;

- целесообразно усилить публично-правовой аспект обеспечения прав и законных интересов потребителей в Законе РФ «О защите прав потребителей»;

- провести оптимизацию многочисленных структур, улучшить их координацию и взаимодействие этих структур, в том числе и на местном уровне, потому что реальное право применение и защита прав граждан-потребителей происходит именно здесь. Органы местного самоуправления, наиболее приближенные к населению, ввиду особенностей законодательства о местном самоуправлении фактически лишены права формирования и расходования средств на исполнение полномочий, предоставленных законодательством о защите прав потребителей;

- повысить роль потребителя в обществе через создание условий для здоровой конкуренции, внедрения современных концепций формирования качества и безопасности материальных благ и услуг, обеспечения граждан системной потребительской информацией, потребительского просвещения и образования, содействия деятельности общественных объединений потребителей;

- запустить работу интернет-портала, на котором будет собрана вся необходимая информация в сфере защиты прав потребителей, разместить архив по всем случаям нарушений требований технических регламентов при производстве и транспортировке с указанием производителей и наименований товара, включая наиболее чувствительную сферу - продукты питания [7].

- наделить органы местного самоуправления необходимыми организационными и финансовыми ресурсами для ведения дел по вопросам, отнесенным к их полномочиям в Законе о защите прав потребителей, в полном объеме;

- разработать и реализовать образовательные учебные программы и программы потребительского просвещения через СМИ и в учреждениях среднего и средне-специального образования;

- чаще организовывать плановые и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- развивать сотрудничество и взаимодействие органов исполнительной власти с органами местного самоуправления и общественными организациями потребителей на всех уровнях;

- создать систему «обратной связи» с потребителем;

- обеспечить надлежащую систему судебной защиты прав потребителей, особенно в части возмещения имущественного и морального вреда [8];

- разработать и внедрить государственную программу поддержки деятельности общественных объединений потребителей.

Список литературы

1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» Статья 40. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.

2. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 № 63-ФЗ принят ГД ФС РФ 24.05.1996, в редакции от 22.07.2008 г.

3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам государственного контроля надзора и муниципального контроля» от 25.06.12 № 93-ФЗ.

4. Алексеев А.В. Защита прав потребителей в РФ. М., 2003 г.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 22.07.2017, 16.30).

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://72.шspotrebnadzor.ш/content/1056/70159/ (дата обращения: 26.08.2017, 11.20).

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/2711356/ (дата обращения: 22. 08.2017, 12.43).

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр://коп£эр.т/82/Концепция государственной политики России в сфере защиты прав потребителей/ (дата обращения 25. 08.2017, 15.37).

9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.ashurkovoa.ru/ (дата обращения: 27. 08.2017, 12.30).

10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shkola-munitcipalnogo-politika.ru/ (дата обращения: 29. 08.2017, 10.03).

11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economic-definition.com/ (дата обращения 22. 08.2017, 15.32).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.