Научная статья на тему 'Ответственность за нарушение прав потребителей при осуществлении маркетинговых исследований'

Ответственность за нарушение прав потребителей при осуществлении маркетинговых исследований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
508
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ И ПРАВО / ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА / LEGAL ASPECTS OF MARKETING / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / PROTECTION OF THE RIGHTS OF CONSUMERS / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE RIGHTS OF CONSUMERS / MARKETING AND RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карасева М.В.

Рассматриваются некоторые положения российского законодательства об ответственности за нарушение прав потребителей. Обосновывается необходимость знания данных положений для эффективной маркетинговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal responsibility for violation of the rights of consumers at implementation of market researches

Some provisions of the Russian legislation on responsibility for violation of the rights of consumers are considered. Need of knowledge of these provisions for effective marketing activity locates.

Текст научной работы на тему «Ответственность за нарушение прав потребителей при осуществлении маркетинговых исследований»

Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в ст. 15.3—15.9, 15.11 КоАП РФ, применяется к лицам, указанным в ст. 2.4 «Административная ответственность должностных лиц» КоАП РФ [1]. Налоговая ответственности установлена в разд. VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» в ст. 116, 117, 119, 120, 123, 125, 126, 129, 129.1 НК РФ. Кроме того, введена новая ст. 119.1 «Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)» [2].

Таким образом, роль налогов как фактора экономической и финансовой безопасности зависит от конкретной ситуации, особенностей социально-экономического развития страны, которое она переживает, характера проводимой экономической политики, стабильности государственной власти. Кризисное состояние государства в экономике, ошибки в экономической политике и общая слабость системы государственного управления с неизбежностью ведут к кризису налоговой системы, превращая ее в реальную или потенциальную угрозу государству, политическому строю и органам власти, лишая их дееспособности и финансовых ресурсов.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 7 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 16 октября 2006 г.). Ч. 1 // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; Ч. 2 // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

3. Закон РФ «О безопасности» от 25 марта 1992 г. № 2446-1 (в ред. от 25 декабря 1992 г. № 4235-1); Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288; ФЗ от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ; ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // РГ. 2010. 29 дек.

4. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.

5. Экономическая безопасность России / Под ред. проф. В.К. Сенчагова. М., 2005.

6. Гапоненко В.Ф., Палишкина О.В. Актуальные аспекты государственного контроля в сфере противодействия налоговым правонарушениям // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

М.В. КАРАСЕВА,

заместитель начальника научно-исследовательского отдела управления организации научной иредакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России, кандидат экономических наук, доцент Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)

Аннотация. Рассматриваются некоторые положения российского законодательства об ответственности за нарушение прав потребителей. Обосновывается необходимость знания данных положений для эффективной маркетинговой деятельности.

Ключевые слова: маркетинг и право, правовые аспекты маркетинга, защита прав потребителей, ответственность за нарушение прав потребителей.

LEGAL RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE RIGHTS OF CONSUMERS AT IMPLEMENTATION OF MARKET RESEARCHES

M.V. KARASEVA,

deputy chief of research department of management of the organization of scientific and publishing activity of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, candidate of economic sciences, docent

Annotation. Some provisions of the Russian legislation on responsibility for violation of the rights of consumers are considered. Need of knowledge of these provisions for effective marketing activity locates.

Keywords: marketing and right, legal aspects of marketing, protection of the rights of consumers, responsibility for violation of the rights of consumers.

Практика показывает, что максимальный эффект от маркетинговых исследований можно получить только на основе комплексного взаимодействия экономических и правовых рычагов воздействия на рынок.

Опыт обучения маркетологов и применение практических навыков убеждают, что специалисты в области маркетинга должны владеть не только профессиональными процедурами маркетинга, но и уметь соотносить эти знания с правовыми нормами, правилами поведения, установленными в обществе.

Известно, что маркетолог проводит определенные рыночные исследования, на основании которых представляет заинтересованным лицам рекомендации по их дальнейшей деятельности. И здесь могут возникнуть определенные проблемные ситуации, например: каким образом построить рекламную кампанию; как правомерно провести опрос потребителей, дабы не нарушить честь и достоинство опрашиваемых; выбрать оптимальный канал распределения (самостоятельная реализации товара или использование помощи поверенного, комиссионера, агента) и пр. Маркетолог должен обладать углубленными знаниями в области правовых возможностей повышения эффективности использования маркетинговых исследований.

В этой связи следует подчеркнуть, что большая часть рыночных отношений, исследование которых осуществляют маркетологи, не обходится без такого участника как потребитель. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»1 (далее — Закон) определяет, что потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Потребительские отношения — один из важнейших, неотъемлемых элементов экономических отношений в сфере оборота товаров, работ и услуг. Потому знание прав потребителей и мер ответственности, которые предусмотрены за нарушение этих прав имеют существенное значение для эффективного осуществления маркетинговых исследований. В рамках настоящей работы представляется необходимым обратиться к основным положениям российского законодательства об ответственности за нарушение прав потребителей.

Законодательством определяются различные виды ответственности за нарушение прав потребителей.

За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет гражданско-правовую ответственность, предусмотренную законом или договором.

По общему правилу ст. 13 Закона, если иное не предусмотрено законом, изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан полностью возместить убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ); уплатить неустойку в форме пени, установленную законом или договором, сверх возмещенных убытков; исполнить обязательство в натуре. Отметим, что договорная неустойка не может быть определена меньше, чем законная.

При этом отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания.

Пункт 4 ст. 13 Закона гласит, что указанные лица освобождаются от ответственности, если докажут, что убытки причинены вследствие действия непреодолимой силы или по иным основаниям, предусмотренным законом.

Следует иметь в виду, что непреодолимая сила — это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.

Сторона не признается ответственной за неисполнение какого-либо из своих обязательств, если она докажет, что такое неисполнение явилось результатом препятствия, находящегося вне ее контроля; что от нее нельзя было разумно ожидать в момент заключения договора принятия во внимание данного препятствия или его последствий для исполнения договора; что она не могла разумно избежать или преодолеть такое препятствие или, по крайней мере, его последствия2.

В то же время в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, к таким обстоятельствам не относятся, в

1 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

2 Форс-мажорные обстоятельства / Пер. с англ. Н.Г. Вилковой. М., 1997. С. 18.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

При рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), а также вследствие непредоставления достоверной или полной информации о товаре (работе, услуге), необходимо учитывать, что вред подлежит возмещению продавцом (исполнителем, изготовителем либо импортером) в полном объеме независимо от их вины (за исключением случаев, предусмотренных, в частности, ст. 1098, 1221 ГК РФ, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 18 Закона) и независимо от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона). Причем данное положение уточнено в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»3.

При удовлетворении судом требований, заявленных общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) или органами местного самоуправления в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя, 50% определенной судом суммы штрафа взыскивается в пользу указанных объединений или органов независимо от того, заявлялось ли ими такое требование.

Статья 15 Закона предусматривает возможность компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя. Размер компенсации морального вреда (в денежном выражении) определяется судом и не зависит от размера возмеще-

ния имущественного вреда. Суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, а также характер этих страданий. При этом такой характер оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Также следует отметить, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения вреда и уплаты неустойки.

Административная ответственность за нарушение прав потребителей определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность (ст. 2.1. КоАП РФ). Административная ответственность за правонарушение наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

При привлечении к административной ответственности наступают особые административные отношения, регулируемые нормами административного и процессуального права: одним из субъектов этих отношений обязательно выступает правонарушитель, другим — представитель государства, обладающий полномочиями по привлечению к административной ответственности. В отношениях по защите прав потребителей таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

КоАП РФ предусматривает различные составы административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, за совершение которых граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности за нарушение прав потребителей. Роспотребнадзор рассматривает следующие дела об административных правонарушениях:

3 Российская газета. 2012. № 156.

♦ нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (ч. 1 и 2 ст. 9.16 КоАП РФ);

♦ нарушение ветеринарно-санитарных правил хранения и реализации продуктов животноводства (ст. 10.8 КоАП РФ);

♦ незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2 КоАП РФ);

♦ продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст. 14.4 КоАП РФ);

♦ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, (п. 1 ст. 14.5 КоАП РФ);

♦ нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ);

♦ обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ);

♦ нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ);

♦ право на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы;

♦ включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя;

♦ непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом;

♦ нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ);

♦ нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ч. 2.1 и 3 ст. 14.16 КоАП РФ);

♦ нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках (ч. 2—4, 6—8 ст. 14.34 КоАП РФ);

♦ нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (ст. 14.39 КоАП РФ);

♦ нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности (ч. 1 ст. 14.51 КоАП РФ);

♦ нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих) (ст. 19.14 КоАП РФ).

Рассматривать указанные дела об административных правонарушениях от имени Роспотребнад-зора вправе руководитель Роспотребнадзора, его заместители, а также начальники территориальных управлений Службы и их заместители.

Наряду с полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, должностным лицам Роспотребнадзора4 предоставлено право составлять протоколы об указанных выше административных правонарушениях, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.14, 14.1, 14.4, 14.10, ч. 1 и 5 ст. 14.34, ст. 14.43—14.46 (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ст. 15.12, ч. 1 ст. 18.17 (в части нарушения допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации), ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 и 15 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.33 (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Кроме того, указанным должностным лицам предоставлено право применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Однако применение этих мер не должно выходить за пределы полномочий таких должностных лиц по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность — это предусмотренное уголовно-правовой нормой и примененное к лицу вступившим в силу обвинительным пригово-

4 Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 февраля 2011 г. № 40 «Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» // Российская газета. 2011. № 104.

ром суда государственно-принудительное воздействие за совершенное преступление.

Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей предусматривается Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ).

Статьи 236 и 238 гл. 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» касаются соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и обеспечения при изготовлении продукции и реализации товаров требований их безопасности для здоровья потребителей.

Статья 236 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических правил, повлекшие по неосторожности массовое заболевание или отравление людей. Эти нарушения, например, могут иметь место при выпуске продовольственных товаров, содержащих возбудители инфекционных заболеваний, а также при продаже таких товаров. Часть 1 указанной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года. Часть 2 определяет, что за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статьей 238 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья

потребителей, а равно неправомерные выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности. Частью 1 ст. 238 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Те же деяния, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет; повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, наказываются штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Если указанные деяния повлекли за собой по неосторожности смерть двух или более лиц, виновный наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до десяти лет.

Из УК РФ в 2003 г. исключена ст. 200 «Обман потребителей». Ответственность за эти деяния предусмотрена КоАП РФ.

Представляется, что знание маркетологами описанных выше основных положений российского законодательства в сфере защиты прав потребителей будет способствовать не только соблюдению прав потребителей, но и повышению качества и эффективности маркетинговых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.