Научная статья на тему 'Осуществление и защита гражданских прав'

Осуществление и защита гражданских прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1097
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / КОНТРАФАКТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / МАРКИРОВКА ТОВАРОВ / АВТОРСКИЕ ПРАВА / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / CONSUMER PROTECTION / REGULATIONS / COUNTERFEIT PRODUCTS / LABELING / COPYRIGHT / TRADEMARK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байчакуева Залина Музафаровна

В статье отмечается, что при реализации гражданских прав важное значение имеет их защита. Автор подробно освещает порядок осуществления и защиты прав потребителя. Предлагаются конкретные нормы для дополнения Уголовного кодекса РФ, КоАП РФ, закона «О защите прав потребителей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION AND PROTECTION OF CIVIL RIGHTS

The article notes that in the implementation of civil rights is important to their defense. The author describes in detail the procedure for and the protection of consumer rights. Proposes specific rules to supplement the Criminal Code, the Administrative Code, the Law "On Protection of Consumers' Rights.

Текст научной работы на тему «Осуществление и защита гражданских прав»

Беспрепятственное осуществление гражданских прав основывается на положениях ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности [1]. В соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права [2]. Использование субъективных прав, объем и способы их реализации решаются управомоченным лицом по своему усмотрению. Под осуществлением права понимается реализация тех возможностей, которые предоставляются законом или договором обладателю субъективного права, т.е. совершение определенных действий или воздержание от них. Проявлением свободы поведения является широкое усмотрение лица при выборе варианта своего поведения в пределах, предусмотренных гражданским правом.

Механизм осуществления и защиты субъективных гражданских прав представляет собой комплексную организацию правовых средств и обеспечение условий, направленных на достижение конечной цели, заложенной в содержании прав.

Для реализации гражданских прав важное значение имеет их защита. Защита субъективных гражданских прав осуществляется посредством соответствующих способов. Конституцией Российской Федерации «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (ст. 46), судебная защита субъективных гражданских прав предусмотрена также ст. 11 ГК РФ «Судебная защита гражданских прав» - «защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд».

В статье 12 ГК РФ закреплен общий перечень способов, кроме судебного, к которым может обратиться управомоченное лицо для защиты нарушенного права.

Круг субъективных прав достаточно широк. Безусловно, все их осветить в рамках данной работы невозможно, в связи с чем более подробно рассмотрим порядок осуществления и защиты прав потребителя.

В соответствии Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести что-либо либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли [3; 4].

Уровень защиты интересов потребителей определяется степенью обеспеченности правового регулирования тех общественных отношений, в которые граждане вступают ежедневно в целях удовлетворения естественных бытовых и материальных потребностей. Потребительский рынок нуждается в особой регламентации, поскольку в его рамках сочетаются, а нередко вступают в противоречие интересы субъектов, реализующих товары и услуги населению, а также законные права и интересы граждан, выступающих в роли потребителей таких товаров и услуг.

История развития института защиты прав потребителя, его корни уходят в глубокую древность, он формировался в процессе развития общества и зародился в период перехода от натурального хозяйства к меновому. Развитие общества и, как следствие, усложнение товарного оборота привели к тому, что не всегда стали совпадать интересы сторон по обмену вещами. Такое положение вызвало необходимость ввести общепризнанный эквивалент, который не являлся товаром, но мог быть обменен на необходимую вещь. Появление денег как эквивалента производимых товаров оживило оборот и в значительной мере изменило отношения в обращении вещей. Возникают две стороны с различными обязанностями: одна должна передать товар, другая - уплатить. Со временем конструкция усложнилась: передача товара могла по времени не совпадать с уплатой. В результате продавец стал более защищен от обмана, чем покупатель, т.к. он мог удостовериться в подлинности денег сразу, а недостатки приобретенного покупателем товара могли стать очевидными лишь спустя какое-то время. Именно поэтому для уравнивания риска сторон стал разрабатываться институт защиты прав потребителей.

Основным нормативным актом, регламентирующим осуществление и защиту прав потребителей, в настоящее время является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», принятый 7 февраля 1992 г. Данный закон упорядочил и существенно модернизировал формы и способы защиты прав потребителей в области безопасности товаров и услуг, их качества. Аналогичную социально-

правовую функцию выполняют законы РФ «О техническом регулировании» [5] и «О рекламе» [6], а также ряд других нормативных актов.

Задача урегулирования потребительского рынка, правового обеспечения прав потребителя актуализируется в условиях развития рыночных экономических отношений, стандартизации торговли и бытового обслуживания населения. Проблемы осуществления и защиты потребительских прав сегодня состоят в том, что как потребители, так и продавец (изготовитель, исполнитель) далеко не в полной мере освоили современное законодательство, регулирующее рыночные отношения. Суть изменений, которые должны произойти в общественном сознании при переходе к рынку, состоит в том, что мы должны поверить, что выражением высшей справедливости и главным средством защиты наших прав служит закон, что его знание нам необходимо, а соблюдение правовых норм жизненно важно для каждого.

Причинами, вследствие которых возникает необходимость защиты прав потребителей, как правило, оказываются недостатки товаров (работ, услуг), их ненадлежащее качество, опасность для потребителя, невозможность или недопустимость использования в соответствии с целевым назначением. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности представляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предоставляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей [7].

В сфере реализации товаров и услуг потребителю в последние годы получило распространение такое деяние, как продажа товаров, не соответствующих техническим условиям и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке, продажа товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, продавце, что может причинить вред правам и интересам потребителя. Речь идет о фальсифицированной, некачественной, опасной, пиратской и контрафактной продукции.

Некачественной и опасной признается пищевая продукция, не соответствующая требованиям нормативных документов, имеющая явные признаки недоброкачественности, не имеющая удостоверения качества и безопасности, не соответствующая представленной информации, в отношении которой имеются обоснованные подозрения о ее фальсификации, не имеющая установленных сроков годности или сроки годности которой истекли. Такая пищевая продукция подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизируется или уничтожается [8].

Наиболее уязвимыми являются сегменты рынка молочных и мясных консервов, сыров, растительного, сливочного и топленого масла, маргарина, чая, кофе и минеральной воды, производство лекарственных средств. Так, например, по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно от использования поддельных лекарств погибает миллион человек. Согласно исследованиям, проведенным ВОЗ, 60 % поддельных лекарств производят в Китае, за ним следует Россия, в которой ежегодно реализуется поддельных лекарств на сумму 200-300 млн долларов [9]. В январе 2011 г. в Благовещенске сотрудники органов внутренних дел обнаружили нелегальный цех по производству кисломолочных напитков - «Тан» и «Айран». В качестве производителя на этикетках указывалось несуществующее ООО «Дон 21». В изъятой кисломолочной продукции было выявлено повышенное содержание бактерий группы кишечной палочки, которые могут вызвать массовое отравление потребителей [10].

В соответствии с законодательством маркировке подлежат товары и продукция, изготовленные легально, т.е. гипотетично обладающие объявленными потребительскими свойствами и качествами. Отсутствие маркировки косвенным образом свидетельствует о том, что продукт является фальсифицированным.

Как правило, контрафактной (пиратской) признается продукция, выпускаемая с нарушением прав третьих лиц, в том числе нарушением патента за изобретение, промышленные образцы, товарные знаки, авторские права на тиражирование аудио-видеопродукции, программного обеспечения, базы данных и т.п. По мнению независимых экспертов, ущерб, наносимый «пиратами» легальным фирмам, работающим на рынке информационных компьютерных носителей, достигает десятков миллионов долларов. По данным шестого Глобального конгресса по борьбе с пиратством и контрафактной продукцией, который был созван 2 февраля 2011 г. в Париже Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирной таможенной организацией (ВТО) и

Интерполом, ежегодный ущерб от контрафактной продукции оценивается в сумму, превышающую 100 млрд долларов [11].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что изготовление и реализация контрафактной продукции посягает одновременно на несколько равноценных объектов - экономические интересы государства, авторские и смежные права, права и интересы потребителя. И как справедливо подчеркивали участники по борьбе с контрафакцией и пиратством, «контрафакция и пиратство - это глобальные проблемы, которые затрагивают все государства. Они угрожают здоровью и безопасности потребителей, лишают национальную экономику налоговых поступлений, укрепляют криминальные организации и подрывают уважение прав интеллектуальной собственности» [12].

Мировая и отечественная практика защиты авторских прав показывает, что правообладатель, как правило, лишен возможности установить источники поступления контрафактных экземпляров в оборот, подлинные масштабы причиненного ему ущерба, принять меры розыска и наложения ареста на контрафактную продукцию, материалы и оборудование для ее изготовления. Указанное позволяет сделать вывод, что складывающаяся обстановка в сфере защиты прав на аудиовизуальные произведения выдвигает на первый план применение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и оперативно-разыскных мер.

На основании изложенного предлагается гл. 22 Уголовного кодекса РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» дополнить самостоятельной нормой, изложив ее следующим образом:

«Статья № ... Контрафактная продукция.

1. Производство с целью сбыта, а также сбыт товаров, не соответствующих техническим условиям и образцам (эталонам) по качеству, без документов, содержащих сведения об изготовителе, продавце,

наказывается.

2. Те же действия, если они совершены:

а) организованной группой;

б) в крупном размере;

в) в особо крупном размере;

г) повлекли причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека -

наказываются...

Примечание: крупным размером признается стоимость контрафактной продукции, в двести раз превышающей минимальный размер оплаты труда, установленной законодательством, особо крупным размером - пятьсот раз».

Законные интересы потребителей подлежат защите со стороны различных отраслей права. Для обеспечения реальной гарантированной возможности осуществления и защиты прав потребителей в новых социально-экономических условиях необходимо совершенствование наряду с уголовноправовыми способами гражданско-правовых и административно-правовых. В связи с изложенным предлагаем внести в законодательную базу, регулирующую осуществление и защиту прав потребителей, следующие изменения и дополнения:

1. Статью 14.10 «Незаконное использование товарного знака» КоАП РФ изложить в следующей редакции:

«Незаконное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью чужого товарного знака, знака обслуживания, наименование места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, -

влечет наложение штрафа.».

Для того чтобы за рамками административной ответственности не оставались те субъекты хозяйственной деятельности, которые способствуют реализации товаров, отмеченных чужими товарными знаками, на наш взгляд, следует к ответственности привлекать не только лиц, действующих умышленно (когда лицо знает и осознает, что использует незаконно чужой товарный знак и желает этого), но и тех, кто совершает правонарушение по неосторожности (когда лицо знало или должно было знать, что использует чужой товарный знак, но не предприняло никаких действий для проверки законности использования). Представляется, что такая редакция ст. 14.10 КоАП РФ позволит активизировать применение данной нормы.

2. Абзац 1 пункта 90 раздела XII. «Особенности продажи экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных» Правил продажи отдельных видов товаров* изложить в следующей редакции:

«Розничная торговля экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных допускается только в специализированных магазинах».

На наш взгляд, новая редакция соответствующего пункта Правил продажи отдельных видов товаров, предусматривающая ограничение продажи аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных и применение санкции ст. 14.15 КоАП РФ, позволит значительно снизить долю реализуемых контрафактных товаров.

3. Статью 14.15 КоАП РФ дополнить п. 2 следующего содержания:

«Приобретение заведомо контрафактной продукции -

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере...

на юридических лиц - .. ».

Установление ответственности не только для продавцов, но и для покупателей (и как временная мера), возможно, позволит сократить оборот контрафактной продукции.

4. В целях усиления правовой защиты потребителей от нарушений со стороны производителей, находящихся за пределами России, п. 3 ст. 18 «Прав потребителя при обнаружении в товаре недостатков», Закон «О защите прав потребителей» дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае установления в качестве причины некачественности товаров вины изготовителя импорта, прошедшего государственный контроль и сертификацию качества, потребитель вправе предъявить требования, указанные в абз. 2 и 5 п. 1 настоящей статьи, импортеру».

На наш взгляд, такое дополнение усилит правовую защиту потребителей, предоставив им возможность обращения непосредственно к импортеру, ответственному за качество товара, ввозимого в централизованном порядке, прошедшего государственный контроль качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.