Научная статья на тему 'ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
218
32
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КОНЦЕПЦИЯ КОНСЬЮМЕРИЗМА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурашов Шоқан Уәлиханұлы, Тайторина Бинур Адамовна, Бекежанов Даурен Нуржанович

Исследование посвящено концептуализации основных понятий современной концепции консьюмеризма: научному анализу подвергнуты дефиниции «потребитель», «образовательные услуги», «образовательные отношения», «договор возмездного оказания образовательных услуг», «защита прав потребителей». Проблема защиты прав потребителей в целом и потребителей образовательных услуг в частности актуализируется в Республике Казахстан, прежде всего в силу нерешенных проблем совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Сравнительный анализ практики применения законодательства зарубежных стран показал, что в избранных для анализа юрисдикциях защита прав потребителей осуществляется гораздо эффективнее. В связи с этим выявлена закономерность: в Республике Казахстан потребительские правоотношения концентрировалась на применении административных мер, тогда как законы и правоприменительная практика в развитых странах основным приоритетом выделяли восстановление нарушенных прав потребителей товаров и услуг. Для характеристики образовательных правоотношений на основе существующих исследований раскрыты особенные связи правовых норм различной отраслевой принадлежности - административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права; сделан вывод о комплексном характере сравнительно новой отрасли - образовательного права. В контексте концептуализации правовой категории «образовательные услуги» выделены и охарактеризованы виды правоотношений в сфере образования: собственно образовательные отношения и отношения по созданию условий для реализации образовательных отношений. В исследовании акцент сделан на способах правового воздействия на образовательные отношения - методах правового регулирования, а также необходимости эффективных контрольных механизмов государства. Комплексный анализ проблемы концептуализации основных понятий института защиты прав потребителей, осуществленный в мировом контексте эволюции консьюмеризма, служит основанием для предложений об уточнении их сущности в процессе дальнейшей модернизации современного законодательства РК о защите прав потребителей и правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурашов Шоқан Уәлиханұлы, Тайторина Бинур Адамовна, Бекежанов Даурен Нуржанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHTS OF CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: PROBLEMS OF CONCEPTUALIZATION AND ISSUES OF MODERNIZATION OF LEGISLATION

The study is devoted to the conceptualization of the main concepts of the modern concept of consumerism: the definitions of "consumer", "educational services", "educational relations", "contract for the provision of educational services", "protection of consumer rights" are subjected to scientific analysis. The problem of protecting the rights of consumers in general and consumers of educational services in particular is being updated in the Republic of Kazakhstan, primarily due to unresolved problems of improving legislation and law enforcement practice. A comparative analysis of the practice of applying the laws of foreign countries showed that in the jurisdictions selected for analysis, the protection of consumer rights is carried out much more efficiently. In this regard, a regularity was revealed: in the Republic of Kazakhstan, consumer relations were concentrated on the application of administrative measures, while laws and law enforcement practice in developed countries highlighted the restoration of violated rights of consumers of goods and services as the main priority. To characterize educational legal relations on the basis of existing research, special connections are revealed between legal norms of various branches of law - administrative, civil, labor, financial and other branches of law; the conclusion is made about the complex nature of a relatively new branch - educational law. In the context of the conceptualization of the legal category "educational services", the types of legal relations in the field of education are identified and characterized: educational relations proper and relations to create conditions for the implementation of educational relations. The study also focuses on the ways of legal influence on educational relations - methods of legal regulation, as well as the need for effective control mechanisms of the state. A comprehensive analysis of the problem of conceptualizing the basic concepts of the institution of consumer protection, carried out in the global context of the evolution of consumerism, serves as the basis for proposals to clarify their essence in the process of further modernization of the modern legislation of the Republic of Kazakhstan on consumer protection and law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

УДК 347.02

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Бурашов ШоканУэлихан^лы

Докторант Международного казахско-турецкого университета имени К.А.Яссави, Республика Казахстан, г.Туркестан, e-mail: Shokan1995@mail.ru

Тайторина Бинур Адамовна1

Профессор Института истории и права Казахского национального педагогического университета имени Абая, доктор юридических наук, Республика Казахстан, г. Алматы, e-mail: binur.a@mail.ru

Бекежанов Даурен Нуржанович

Ассоциированный профессор Жетысуского университета

имени И. Жансугурова, доктор философии (PhD),

Республика Казахстан, г. Талдыкорган, е-mail: bek_dauren@mail.ru

Аннотация. Исследование посвящено концептуализации основных понятий современной концепции консьюмеризма: научному анализу подвергнуты дефиниции «потребитель», «образовательные услуги», «образовательные отношения», «договор возмездного оказания образовательных услуг», «защита прав потребителей». Проблема защиты прав потребителей в целом и потребителей образовательных услуг в частности актуализируется в Республике Казахстан, прежде всего в силу нерешенных проблем совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Сравнительный анализ практи-

0 ки применения законодательства зарубежных стран показал, что в избранных для анализа £ юрисдикциях защита прав потребителей осуществляется гораздо эффективнее. В связи с ^ этим выявлена закономерность: в Республике Казахстан потребительские правоотноше-^ ния концентрировалась на применении административных мер, тогда как законы и право-g применительная практика в развитых странах основным приоритетом выделяли восста-

1 новление нарушенных прав потребителей товаров и услуг.

Для характеристики образовательных правоотношений на основе существующих ис-

0 следований раскрыты особенные связи правовых норм различной отраслевой принадлеж-

1 ности - административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей >s права; сделан вывод о комплексном характере сравнительно новой отрасли - образова-g тельного права. В контексте концептуализации правовой категории «образовательные

< услуги» выделены и охарактеризованы виды правоотношений в сфере образования: соб-^Е ственно образовательные отношения и отношения по созданию условий для реализации

< образовательных отношений.

В исследовании акцент сделан на способах правового воздействия на образовательные ¡2 отношения - методах правового регулирования, а также необходимости эффективных

контрольных механизмов государства. § Комплексный анализ проблемы концептуализации основных понятий института защи-§ ты прав потребителей, осуществленный в мировом контексте эволюции консьюмеризма, служит основанием для предложений об уточнении их сущности в процессе дальнейшей модернизации современного законодательства РК о защите прав потребителей и право-k применительной практики.

^ Ключевые слова: правовое регулирование, законодательство, образовательные услуги, ^ концепция консьюмеризма, потребительские отношения, права потребителей, защита ^ прав потребителей, концептуализация, модернизация.

ш m

1 Автор для корреспонденции

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ Б1Л1М БЕРУ ЦЫЗМЕТТЕРШ Т¥ТЫНУШЫЛАРДЫЦ К^ЦЬЩТАРЫ: Т¥ЖЫРЫМДАМАЛАУ МЭСЕЛЕЛЕР1 ЖЭНЕ ЗАЦНАМАНЫ

ЖАЦГЫРТУ С¥РАКТАРЫ

Шокан Уэлихан^лы Бурашов

КАЯсауи атындагы Халыцаралыц цазац-mYpiKуниверситеттщ докторанты,

Казацстан Республикасы, TYPKicmaH ц.; e-mail: Shokan1995@mail.ru

Бинвд Адамкызы Тайторина

Абай атындагы Казац улттыц педагогикалыцyHueepcumemi Тарих

жэне цуцыц институтыныц профессоры, зац гылымдарыныц докторы,

Казацстан Республикасы, Алматы ц.; e-mail: binur.a@mail.ru

Дэурен Н^ржан^лы Бекежанов

I.ЖaнcYгiров атындагы Жеmicу университеттщ цауымдастырылган

профессоры, философия докторы (PhD),

Казацстан Республикасы, Талдыцорган ц.; e-mail: bek_dauren@mail.ru

Аннотация. Зерттеу цаз1рг1 замангы консьюмеризм тужырымдамасыныц нег1зг1 угымдарын тужырымдамалауга арналган: «тутынушы», «б1л1м беру цызметтер1», «б1л1м беру цатынастары», «ацылы бшм беру цызметтерт усыну туралы кел1с1м», «тутынушы-лардыц цуцыцтарын цоргау»аныцтамалары гылыми талдаудан втт1. Тутастай алганда тутынушылардыц жэне б1л1м беру цызметтерт тутынушылардыц цуцыцтарын цоргау мэселесг, ец алдымен, зацнаманы жэне цуцыц цолдану тэжгрибест жетглдгрудгц мэселесг шешшмегендтне байланысты Казацстан Республикасында взект1 етшуде. Шет елдердщ зацнамасын цолдану тэж1рибест салыстырмалы талдау Талдау уш1н тацдалган юрис-дикцияларда тутынушылардыц цуцыцтарын цоргау элдецайда ти1мд1 екент кврсеттг. Осыган байланысты зацдылыц айцындалды: Казацстан Республикасында тутынушылыц цуцыцтыц цатынастар экгмшшк шараларды цолдануга шогырландырылды, ал дамыган q елдердег1 зацдар мен цуцыц цолдану практикасы тауарлар мен цызметтерд1 тутынушы- и лардыц бузылган цуцыцтарын цалпына келт1руд1 нег1зг1 басымдыцреттде айцындады.

Колданыстагы зерттеулер нег1зтде б1л1м беру цуцыцтыц цатынастарын сипаттау q уш1н эр турлг салалыц - эк1мш1л1к, азаматтыц, ецбек, царжы жэне басца да цуцыц сала- q ларыныц цуцыцтыц нормаларыныц ерекше байланыстары ашылды; салыстырмалы турде А жаца саланыц - бшм беру цуцыгыныц жан-жацты сипаты туралы цорытынды жасалды. А «Бшм беру цызметтер1» цуцыцтыц санатын тужырымдамалау аясында б1л1м беру сала- о сындагы бшм беру цатынастарыныц вз1 жэне б1л1м беру цатынастарын жузеге асыру Д уш1н жагдай жасау жвн1ндег1 цатынастар цуцыцтыц цатынастардыц турлер1 реттде Е аныцталды жэне сипатталды. Ь

Зерттеуде бшм беру цатынастарына цуцыцтыц эсер ету тэсшне-цуцыцтыц реттеу В эд1стер1не, сондай-ац мемлекеттщ ти1мд1 бацылау тетттертщ цажеттштне баса на- И зар аударылады. р

Консьюмеризм эволюциясыныц элемдж контексгнде жузеге асырылган тутынушылар- О дыц цуцыцтарын цоргау институтыныц нег1зг1 угымдарын концептуализациялау мэселе- О ст кешендг талдау тутынушылардыц цуцыцтарын цоргау жэне цуцыц цолдану практика- И сы туралы КР цаз1рг1 замангы зацнамасын одан эр1 жацгырту удер1с1нде олардыц мэнт О нацтылау туралы усыныстар жасау ушт нег1з болып табылады. М

Ty^h свздер: цуцыцтыц реттеу, зацнама, б1л1м беру цызмет1, тутынушылыц концеп- И ция, тутынушылармен царым-цатынас, тутынушылардыц цуцыцтары, тутынушылар- Р дыц цуцыцтарын цоргау, концептуализация, жацгырту.

ю

NJ

6

)

2

RIGHTS OF CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: PROBLEMS OF CONCEPTUALIZATION AND ISSUES OF MODERNIZATION OF LEGISLATION

Burashov Shokan Ualikhanovych

Doctoral student of the International Kazakh-Turkish University named after K.A.Yassavi, Republic of Kazakhstan, Turkestan; e-mail: Shokan1995@mail.ru

Taitorina Binur Adamovna

Professor of the Institute of History and Law of the Kazakh National Pedagogical University named after Abai, Doctor of Law, Republic of Kazakhstan, Almaty; e-mail: binur.a@mail.ru

Bekezhanov Dauren Nurzhanovich

Associate Professor of Zhetysu University named after I. Zhansugurov, Doctor of Philosophy (PhD), Republic of Kazakhstan;Taldykorgan, e-mail: bek_dauren@mail.ru

Abstract. The study is devoted to the conceptualization of the main concepts of the modern concept of consumerism: the definitions of "consumer", "educational services", "educational relations", "contract for the provision of educational services", "protection of consumer rights" are subjected to scientific analysis. The problem ofprotecting the rights of consumers in general and consumers of educational services in particular is being updated in the Republic of Kazakhstan, primarily due to unresolved problems of improving legislation and law enforcement practice. A comparative analysis of the practice of applying the laws offoreign countries showed that in the jurisdictions selected for analysis, the protection of consumer rights is carried out much more efficiently. In this regard, a regularity was revealed: in the Republic of Kazakhstan, consumer relations were concentrated on the application of administrative measures, while laws and law enforcement practice in developed countries highlighted the restoration of violated rights of consumers of goods and services as the main priority.

To characterize educational legal relations on the basis of existing research, special connections are revealed between legal norms of various branches of law - administrative, civil, labor, financial and other branches of law; the conclusion is made about the complex nature of a relatively new branch - educational law. In the context of the conceptualization of the legal category "educational services", the types of legal relations in the field of education are identified and characterized: educational relations proper and relations to create conditions for the implementation of educational relations.

The study also focuses on the ways of legal influence on educational relations - methods of legal regulation, as well as the need for effective control mechanisms of the state. 'g A comprehensive analysis of the problem of conceptualizing the basic concepts of the institution o of consumer protection, carried out in the global context of the evolution of consumerism, serves HE as the basis for proposals to clarify their essence in the process of further modernization of the s modern legislation of the Republic of Kazakhstan on consumer protection and law enforcement practice.

S Keywords: legal regulation, legislation, educational services, the concept of consumerism, consumer relations, consumer rights, consumer rights protection, conceptualization, modernization.

CL

< z

CL

О в X

с;

< о

X

| DOI: 10.52026/2788-5291 2022 69 2 104

по £

Введение сконцентрирована на административных

Проблема защиты прав потребителей об- мерах и безучастна в восстановлении на-

^ разовательных услуг является актуальной рушенных прав; институт досудебного ре-

^ в силу нерешенных проблем правоприме- гулирования слабо интегрирован в общую

нительной практики: действующая система систему защиты; отсутствовало единство

щ правового регулирования потребительских понимания общих задач в деятельности го-

отношений в Казахстане долгие годы была сударственных органов и неправительствен-

ных организаций по защите прав потребителей.

Исследования ученых разных стран по проблемам правового регулирования прав потребителей в исторической ретроспективе и в свете актуальных проблем, показывают, что данные факторы негативно влияют на уровень защиты прав потребителей и тем самым предопределяют необходимость поиска новых, конструктивных научных подходов к решению проблем защиты прав потребителей. Такой исследовательской позицией обусловлена цель статьи - на основе современных данных осуществить концептуализацию основных понятий института защиты прав потребителей образовательных услуг, на основе анализа международно-правовых актов и нормативных правовых актов Республики Казахстан актуализировать проблемы модернизации законодательства о защите прав потребителей.

Современный этап развития системы образования Республики Казахстан характеризуется развитием рынка образовательных услуг: образовательные услуги предоставляются поставщиками - целой системой образовательных и учебно-воспитательных заведений различных форм собственности и организационно-правовой структуры; потребителями образовательных услуг является все более расширяющийся круг граждан. Государственная политика возвела повышение качества образования в ранг высших приоритетов, усматривая обеспечение качественного образования для всех фактором устойчивого роста экономики и человеческого капитала2.

Методы исследования

Основные гипотезы данного исследования основаны на нормах и положениях международного и национального права по защите прав потребителей, начиная с исторически первых источников римского права, международно-правовых документов и признанных глобальных стандартов относительно понятия и реализации защиты прав потребителей (ООН; ОЭСР; европейские директивы), национального законодательства по вопросам защиты прав потребителей, а также фундаментальных научных исследованиях ученых разных стран мира. Ввиду специфики предмета исследования и

сложности состава изучаемого объекта использован междисциплинарный подход.

В ходе исследований использованы общенаучные и специальные методы. Приоритеты имели методы анализа, синтеза, формальной логики, компаративистики. Методология работы включает в себя методы накопления фактов, имеющих отношение к объекту исследования, методы описания фактов, методы анализа фактов, свойств, факторов и явлений по разным показателями и критериями (оценка, сопоставление, сравнение, классификация, внедрение, систематизация), методы обоснования научных выводов (синтеза, доказывания, оценки достоверности), методы выбора и обоснования научных рекомендаций, оценки и оптимизации. Исследование проблемы осуществлено при комплексном использовании базисных методологических основ (системного подхода, включающего структурный и функциональный анализ, и диалектического метода) и специальных юридических методов (историко-правового, сравнительно-правового, структурно-юридического и др.). Методологической основой работы служат диалектический метод, а также идеи, изложенные в трудах философов, теоретиков права, специалистов административного и гражданского права, концепции современных отечественных и зарубежных ученых - юристов, социологов, историков, политологов, посвященные проблемам функционирования мировых моделей защиты прав потребителей. Диалектический метод познания выбран с целью выявления причинных связей в развитии института защиты прав потребителей, в ходе исследования выявлены закономерности, которые присущи этому динамичному процессу.

Исследование научной проблемы осуществлено на основе комплекса методов для достижения поставленной цели и решения взаимообусловленных задач: в равной степени использованы как методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение), так и методы теоретического исследования (идеализация, формализация, логический и исторический методы). Исто-рико-правовой метод позволил рассмотреть процесс развития прав потребителей в исторической ретроспективе, выявить и сопоставить произошедшие изменения на раз-

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

>

го О го О

X

е о

2 А

С

2 Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2014 года № 396 Об утверждении Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года и Плана социальной модернизации на период до 2016 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zakon.uchet.kz/rus/docs/P140000039

CL

< Z

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CL

О

е

X

о

m О

in <

< СП

Ь

-Q

с;

ш £

Ч О X

о <

по

X

ь

ных этапах развития исследуемого объекта в контексте мировой практики.

Для понимания целесообразности и целостности института прав потребителей был использован системно-структурный метод. В исследовательском процессе в комплексе использованы методы анализа, ретроспективный, формально-юридический, метод со-циолого-правового прогнозирования, метод правового моделирования и другие.

Обсуждение и результаты

Понятие «образовательные услуги» относится к категории терминов, конкретно не закрепленных как в национальных законодательных актах государств, так и в документах международного права. В Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО, принятой на 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2011 года, образовательная деятельность определена как целенаправленная деятельность, включающая некоторую форму коммуникации, направленную на обучение. Дефиниция «образовательные услуги» с позиции данного документа может быть сформулирована на основе понятия организации, обеспечивающей предоставление образовательных услуг, для которой предоставление образовательных услуг является основной или сопутствующей целью: это может быть государственное учебное заведение, а также частное предприятие, негосударственная организация или государственная необразовательная организация3. Важнейшими аспектами оказания образовательных услуг и реализации права на образование в целом в соответствии со статьей2 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека говорится в целом о таких важнейших аспектах данного права, как: а) всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве); б) обязанности государства в области образования и обучения; в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями4.

Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года №319-Ш «Об образовании» регла-

ментирует образовательную деятельность как процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности5.

В современной юридической литературе представлены разные, порой диаметрально противоположные результаты исследований сущности образовательных правоотношений. Прежде всего привлекает внимание научная дискуссия о соотношении публичных и частных начал в конструкции образовательных правоотношений. В.М.Сырых категоричен в выводах о том, что образовательные отношения однозначно являются разновидностью публично-правовых отношений, с незначительной оговоркой. Оговорка касается дополнительных образовательных услуг по инициативе потребителя (репетиторство, занятия в кружках и по индивидуальной программе) и относит их в сферу гражданско-правового регулирования [1]. Г.И.Петров однозначно охарактеризовал отношения в сфере образования в соответствии с тенденциями своего времени как административно-правовые [2]. Апологетам данной точки зрения противостоит большая группа исследователей, доказывающих противоположную и иные позиции: нормы права не являются административно-правовыми в их собственном смысле [3, с.33]; образовательное отношение представляет собой разновидность гражданско-правового отношения, оформляемого договором на оказание образовательных услуг [4, с.273]; образовательно-правовая норма всегда направлена на регулирование образовательных отношений, независимо от того, какая именно отрасль права регулирует эти отношения (гражданское право, административное право, финансовое право, трудовое право или др.), и поэтому обладает собственным, специфическим содержанием [5, с.23].

Принимая во внимание разные позиции, полагаем целесообразным обобщить: общественные отношения в сфере образования регулируются формирующейся с начала ХХ! века комплексной отраслью права, именуемой образовательным правом. Комплексный

Международная стандартная классификация образования ЮНЕСКО, принятая на 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // uis.unesco.org/sites/default/files/ documents/isced-2011-ru.pdf

4 Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1007545

5 Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года №319-Ш «Об образовании» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747&doc_id2=39579626#pos=3;-100&pos2=124;-81

характер образовательного права, таким образом, обусловлен тем фактором, что нормы и положения, регулирующие отношения в области образования, могут иметь различную отраслевую принадлежность. Правовые нормы различной отраслевой принадлежности функционально взаимодействуют в целях наиболее полного эффективного регулирования педагогических отношений, возникающих в рамках образовательного процесса между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, педагогическими работниками, обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся [6].

Правовая категория «образовательные услуги» является центральной в парадигме развернувшейся дискуссии. Прежде всего следует принять во внимание отличительные черты категории услуги от работы: личностный характер, отсутствие овеществленного результата и меновой стоимости. Применительно к сфере высшего профессионального образования характеристика этой категории услуг обладает спецификой: а) данный вид деятельности осуществляется поставщиком/вузом на основе лицензии; б) целенаправленность - удовлетворение потребности заказчика в необходимом уровне профессиональной компетенции; в) неове-ществленный результат - знания, компетенции потребителя применимы в течение длительного (неограниченного) промежутка времени в профессиональной деятельности потребителя; г) зависимость качества услуги как от уровня ее предоставления вузом, так и результативности встречных действий потребителя в процессе получения услуги.

Как правило, концептуализация правовой категории «образовательные услуги» обусловлена правовой природой общественных отношений в сфере образования. Принято в самом общем виде выделять две основные группы правоотношений: 1) собственно образовательные отношения и 2) отношения по созданию условий для должной реализации образовательных отношений, в этом процессе важное значение имеет обеспечение соблюдения прав и надлежащего исполнения субъектами правоотношений своих обязанностей.

Собственно образовательные правоотношения основаны на нормах действующего законодательства: их субъектами являются непосредственно организации образования и потребители образовательных услуг. Как правило, данные правоотношения развива-

ются в образовательном процессе, с учетом правового статуса его участников: организации образования (педагогического коллектива, административного персонала) с одной стороны, и обучающегося и его законных представителей - с другой.

Относительно второй группы правоотношений следует иметь ввиду их служебный, обеспечительный характер и особенности их возникновения и изменения на всех этапах: во-первых, когда они предшествуют образовательным отношениям, во-вторых, когда они существуют наравне с образовательными отношениями, в-третьих, когда они являются вытекающими из образовательных отношений.

Важное значение имеют правовые способы воздействия на общественные отношения в сфере образования. Для образовательных правоотношений характерны двусторонние и многосторонние связи, которые регулируются в зависимости от ситуации императивными, диспозитивными, рекомендательными и поощрительными методами, при необходимости - для получения наилучших результатов - целесообразно сочетание разных методов регулирования.

Важным фактором, влияющим на обеспечение качества образовательной услуги, являются контрольные механизмы государства. Е Законом определено, что государственный р контроль за соблюдением государственного К стандарта образования и качеством образо- Н вания должен органично сочетаться с прин- р ципами свободы, плюрализма в образовании У и автономности учреждений образования. В А данном контексте уместно определить роль А в образовательных правоотношениях го- о сударства, являющегося третьей стороной Д правоотношений всех видов, обязанной обе- Е спечить должный уровень правового регули- Ь рования и контроля за обеспечением прав и В выполнением обязанностей сторон - постав- И щика и потребителя образовательных услуг. р Верно замечено, что «предпринимательство В не допускает безбрежную (абсолютную) О свободу от жестких требований рыночной и экономики и роль государства в обеспече- ф нии этих требований исключительно высо- р ка» [7,с.120]. Каждый потребитель тех или Ц иных услуг должен получить необходимую и и достоверную информацию, позволяющую к сделать правильный выбор [8,с.131]. Об- =§ щественные отношения по предоставлению ( образовательных услуг регулируются пра- — вовыми нормами международных и внутри- Е2 государственных нормативных правовых 2

IX

< IX

О в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

РЛ

1

X

ь

актов всех уровней: от закрепляющих общие положения права человека на образование до конкретизирующих это право договоров об оказании образовательных услуг индивидуального характера. Данные правоотношения представляют собой, по общему правилу, взаимодействие между субъектами на основе сотрудничества и контроля. Содержание правоотношений по предоставлению и потреблению образовательных услуг имеет волевой характер, рассматриваемый вид правоотношений специфичен - субъекты индивидуализированы, конкретизированы, обе стороны правоотношений априори обязаны совершать активные действия, прилагать определенные интеллектуальные усилия. Существенным признаком образовательной услуги является отсутствие итогового овеществленного результата.

Как правило, образовательные отношения возникают, изменяются и прекращаются на основе договора между поставщиком и заказчиком образовательных услуг. В соответствии со статьей 384 Гражданского кодекса Республики Казахстан договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным; договор предполагается возмездным, если из законодательства, содержания или существа договора не вытекает иное. Исследования подтверждают, что договор возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего образования относится к категории публичных: «регулирование договорных правоотношений в сфере получения высшего образования основывается на сочетании публичных и частных начал, что является одним из признаков публичного договора. Договор возмездного оказания образовательных услуг оказывается субъектами, деятельность которых носит публичный характер; исполнителями договора могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, а потребителями - физические лица, характеризующиеся большим количеством; цена договора устанавливается одинаковой для обучающихся с предоставлением льгот определенным их категориям; договор заключается способом присоединения к оферте, разработанной вузом; утвержден Типовой договор; вуз предлагает публичную оферту [9, с.51].

Наиболее существенной проблемой при

определении методологических основ и концептуализации защиты прав потребителей является обоснование специфики правового статуса потребителей образовательных услуг в общей системе защиты прав потребителей. При этом следует отметить проблемы многослойности образовательно-правового статуса субъектов правоотношений по оказанию и потреблению образовательных услуг и его трансформации в ответ на современные вызовы [10; 11; 12; 13; 14; 15].

Исторический экскурс развития проблемы защиты прав потребителей в мировом контексте эволюции консьюмеризма показывает, что данная проблема остается актуальной в современный период. Исследования ученых разных стран по проблемам правового регулирования прав потребителей в исторической ретроспективе и в свете актуальных проблем законодательства и правоприменительной практики, показывают, что данные факторы негативно влияют на уровень защиты прав потребителей и тем самым предопределяют необходимость поиска новых, конструктивных научных подходов к решению проблем защиты прав потребителей [16; 17; 18].

В исследованиях на основе комплексного анализа представлен вывод о том, что в развитых странах концепция консьюмериз-ма в целом и концептуальные понятия в частности в процессе эволюции претерпевают существенное изменение парадигмы [19]. Концептуализация основных понятий, например, дефиниции «потребитель» в европейском и российском законодательстве основана на разных подходах [20; 21; 22; 23], наблюдаются альтернативные позиции в исследовании более сложных проблем правового регулирования защиты прав потребителей, касающихся статуса малых и средних предприятий [24], альтернативного и онлайн-разрешения споров для трансграничных потребительских контрактов [25; 26], разрешения потребительских споров посредством посредничества [27], преимуществ и недостатков существования, с одной стороны, обобщенного кодекса потребителей и, с другой стороны, целого спектра конкретных законодательных актов, международного согласования норм и стандартов6, разнополярного восприятия правового регулирования потребительских отношений [28; 29], вопросов юридической ответствен-

6 Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей; резолюция Генеральной Ассамблеи 11А/70/470/Add.1, распространена 15 декабря 2015 года, принята 22 декабря 2015 года, переиздана как: AJRES/70/186. По ЦУР см. Организация Объединенных Наций, Преобразование нашего мира: Повестка дня в

ности за нарушение прав потребителей [30], необходимости создания новой национальной модели защиты прав потребителей [31; 32; 33] и многих других вопросов. В соответствии с положениями Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» под потребителем понимается физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской де-ятельностью7Дефиниция «потребитель» в казахстанском законодательстве отличается от современной дефиниции, принятой в европейском праве: оно распространяет понятие потребителя не только на физическое лицо, которое вступило в договорные отношения, но и на физическое лицо, имеющее намерение вступить в потребительское правоотношение. Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» содержит дефиницию потребителя, распространенную на юридические лица: физическое или юридическое лицо, пользующееся или намеревающееся пользоваться регулируемыми услугами8. Распространение статуса потребителя на лиц, имеющих намерение вступить в сделку с предпринимателем, является основанием для дискуссии: с одной стороны, такая формулировка вызвана необходимостью защиты от недобросовестных действий предпринимателей, с другой - на практике доказать наличие или отсутствие намерения и его содержания представляется задачей не из легких. Во избежание недостатков в применении специального законодательства представляется необходимым решить вопрос о более точной формулировке в казахстанском праве дефиниции потребителя в европейском варианте, изложенном, в частности, в Модельных правилах европейского частного права («ЛСТК»).

Заключение

Концептуализацию института прав потребителей как методологическую процедуру введения онтологических представ-

лений в имеющийся массив эмпирических данных, обеспечивающую теоретическую организацию знания и схематизацию связи понятий, логично обобщить анализом модернизации законодательства о защите прав потребителей. Модернизированный в 2020 году Закон Республики Казахстан«О защите прав потребителей» нацеливает на построение целостной системы защиты прав потребителей с активизацией роли неправительственных организаций и бизнеса: внедрена трехступенчатая система рассмотрения и разрешения жалоб потребителей. Изменения и дополнения в закон о защите прав потребителей можно условно разделить на основные категории: а) изменение порядка урегулирования требований потребителей; б) регламентация порядка проверки бизнеса по вопросам защиты прав потребителей; в) внедрение механизмов общественного контроля; г) внедрение единой информационной системы защиты прав потребителей и другие дополнения. Новеллы в вопросах защиты прав потребителей (всего порядка 200 поправок) отражены в 3 кодексах и 4 законах Республики Казахстан.

В новой редакции закона РК «О защите прав потребителей» консолидирован перечень мер защиты прав потребителей, включающий в себя профилактические меры, меры по самостоятельной защите, меры по урегулированию спора в досудебном порядке, меры государственного воздействия и защиты прав в судебном порядке. В обновленном законе содержится регламентация порядка рассмотрения продавцом жалоб потребителей, введена обязанность размещения контактов продавца, уполномоченного органа и субъектов досудебного урегулирования в местах реализации товаров, работ и услуг. Важное значение имеет в тексте закона определение, конкретизация перечня субъектов досудебного урегулирования (медиация, арбитраж, общественные объединения, саморегулируемые организации), а также порядок рассмотрения споров. Отныне в состав механизмов защиты прав потребителей вошли общественные объединения потребителей, юридические консультанты,

области устойчивого развития на период до 2030 года, A/RES/70/1.2015; ЮНКТАД, 2013 год, «Доклад об осуществлении руководящих принципов Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей (1985-2013 годы)», записка секретариата ЮНКТАД. В отношении Верховного суда Мексики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consumidor.gob.mx/wordpress/wp-content/ uploads/2012/04/SENTENCIA_AMPARO_MEXICANA.pdf

7 Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-1У«О защите прав потребителей». [Электронный ресурс]. -Режим доступа:https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z100000274 /z100274.htm

8 Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года № 204-У1 «О естественных монополиях».[Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc id=38681059

о

X

ы А

о х о

Д А

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

2 А

С

адвокаты и др. лица, регламентированы их основные права и обязанности, требования к оформлению услуг. Существенно расширен предмет государственного социального заказа на оказание представительских услуг социально-уязвимым слоям населения

в восстановлении их нарушенных прав. В законе отражен конкретный механизм регламентации порядка рассмотрения жалоб потребителей государственными органами и условий в их отказах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сырых В.М. Образовательные услуги и образовательные правоотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержание //Журнал российского права. - 2010. -№4.

- С.69-79.

2. Петров Г.И. Административная правосубъектность граждан СССР // Правоведение. - 1975. - № 1. - С. 24-31.

3. Правовое положение граждан в советском государственном управлении / Новоселов В.И. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1976. - 217 с.

4. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: Монография. — Москва: Изд-во «Готика», 2005. - 432 с.

5. Ягофаров Д.А. Образовательное нормотворчество и образовательные правоотношения в механизме правового регулирования отношений в сфере образования (теоретико-правовой аспект) //Журнал «Право и образование», N4, 2006. - С.13-21.

6. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. - М.: Готика, 2002. - 340 с.

7. Нурмагамбетов А.А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан //Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева. - 2018.- №4(125). - С.119-126.

8. Жусупбекова М.А. Права потребителей на получение необходимой и достоверной информации //Вестник Института законодательства и правовой информации РК. - 2019.

- №1(55). -С.128-134.

^ 9. Идрышева С.К. Публичный договор в гражданском праве Республики Казахстан: про-

0 блемы теории и практики: автореф. дисс. ... доктора юридических наук. -М., 2012. - 60 с. £ 10. Охлупина О. В. Вузы перед лицом пандемии: актуальные аспекты организации само-^ стоятельнойработы студентов в условиях дистанционного обучения //Высшее образова-

1 ние сегодня. — 2020. — № 7. — С. 24-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

g 11. Алексеенко О. И. Проблемы дистанционного обучения студентов в условиях панде-

1 мии и самоизоляции //Кубанские исторические чтения: сб тр. XIМеждунар. науч.-практ.

< конф. — Краснодар: Из-во Краснодарского центра научно-технической информации § (ЦНТИ), 2020. — С. 156-161.

^ 12. Церюльник А.Ю. Функционирование университета в условиях дистанционного фор-,;Е мата обучения в период пандемии COVID-19 // Гуманитарный научный вестник. — 2020.

2 — № 5. — С. 139-143.

2 13. Уразова Б.А., Ким А.А., Курманова Г.К., Суханбердина Б.Б. Образовательное нес соответствие и рынок труда в Республике Казахстан // Вестник Университета Туран. * - 2022. - №1 (93). - С.284-293.

14. Вахабова Г.И. Перспективы развития дистанционного образования в Казахстане // ^ Педагогическая наука и практика. - 2020. - №4 (30). - С.111-115.

15. Биняминов Б. А. Тренды и перспективы «ухода» бизнеса в режим online: антикри-§ зисная мера для российского предпринимательства //Modern Economy Success. — 2020. — g № 2. — С. 211-217.

< 16. Schwalm J., Schellmann J. Cos. Must Prepare For Collective Consumer Suits In Germany ¡5 (August 1, 2018, 1:38 PMEDT). URL: https://www.law360.com/articles/1068884/cos-must-pre-P pare-for-collective-consumer-suits-in-germany

t 17. Japan: Consumer Protection Laws and Regulations. 2021 -_ URL:https://iclg.com/prac-s tice-areas/consumer-protection-laws-and-regulations/japan

s 18. Rustandi N. (2021) Consumer Protection Laws In Dispute Solution In BpskCianjur Dis-¡5 trict, Proceedings International Conference on Education of Suryakancana. URL: https://jurnal. m unsur. ac.id/cp/article/view/1372

19. Kingisepp M, Värv A. The Notion of Consumer in EU Consumer Acquis and the Consumer Rights Directive - a significant Change of Paradigm? // Juridica International. - 2011. - Vol. XVIII. - P. 44-53.

20. Бычко М.А., Гаджиев Т.Ф. К вопросу о понятии «потребитель» в российском и европейском законодательстве // Образование и наука в современных условиях: материалы IV Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 10 июля 2015 г.). Сбор-никЦНС «Интерактивплюс». - 2015. - № 3 (4). - С. 339-340.

21. Schoenmaekers W. The Notion "Consumer" in European Private Law. - Gent, 2014. -103 p.

22. Арабей Е.А. Понятие «потребитель» в праве Европейского союза // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 12 (37). - С. 1634-1640.

23. Погарцев В.В. Права потребителей в сфере образовательных услуг //Проблемы высшего образования. - 2019. -№1. - С. 47-50.

24. Hesselink M.W. SMEs in European Contract Law: Background Note for the European Parliament on the Position of Small and Medium-Sized Enterprises (SMEs) in a Future Common Frame of Reference (CFR) and in the Review of the Consumer Law Acquis // Centre for the Study of European Contract Law Working Paper. - 2007.- № 3. - URL: http://papers.ssrn.com/sol3/pa-pers.cfm?abstract_id=1030301

25. Hill J. Cross-Border Consumer Contracts. Oxford: Oxford University Press, Oxford Private International Law Series, 2008.-466p.

26. Rühl G. Alternative and Online Dispute Resolution for Cross-Border Consumer Contracts: A Critical Evaluation of the European Legislature's Recent Efforts to Boost Competitiveness and Growth in the Internal Market //Journal ofConsumer Policy.-2015. - Vol. 38. Issue 4. -Р. 569-601

27.PutraI. Gede DhipaBawantaraPenyelesaian SengketaKonsumenMelaluiMediasipada Badan Penyelesaian Sengketa Konsumen (BPSK) KotaMataram [Resolution ofConsumer Disputes through Mediation in the Consumer Dispute Resolution Body, Mataram City], FakultasHukum, UniversitasMataram, Mataram. - 2014. - URL: https://onesearch.id/Record/IOS5428.8990.

28. Kitching J. et al, 2015, Burden or benefit? Regulation as a dynamic influence on small business performance, International Small Business Journal, 33(2):130-147.

29. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2020 году: Государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и бла- q гополучия человека, 2021. - 380 с.

30. Плахова Е.С. Защита прав потребителей в России: административно-правовой аспект // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2020. - Т. 8. - № 3 (31). - С.169-179.

31. Shabani F., 2020, Consumer Protection: The Republic of North Macedonia Needs a New Law // JUSTICIA - International Journal of Legal Sciences, 13-14: 84-91. А

32. Богдан В.В. Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей в со- о временной России: проблемы теории и практики: дисс.д.ю.н. — Курск, 2015. — 389 с. Д

33. Карагусов Ф., Бондарев А., Пак Е. Совершенствование правовой и организацион- Е ной основы обеспечения интересов потребителей и использования групповых исков для Ь защиты имущественных прав в Республике Казахстан. URL:https://online.zakon.kz/Docu- В ment/?doc_id=39581709#pos=6;-108 >

REFERENCES

X

Т

>

го О го О

"U

1. Syryh V.M. Obrazovatel'nye uslugi i obrazovatel'nye pravootnoshenija: diskussionnye vzgljady i dejstvitel'noe soderzhanie //Zhurnal rossijskogoprava. - 2010. -№4. - S.69-79. ^

2. Petrov G.I. Administrativnajapravosub#ektnost'grazhdan SSSR //Pravovedenie. - 1975. - M № 1. - S. 24-31. |

3. Pravovoe polozhenie grazhdan v sovetskom gosudarstvennom upravlenii / Novoselov VI. - i Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 1976. - 217 c.

4. Kvanina V.V. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie otnoshenij v sfere vysshegoprofession-al'nogo obrazovanija: Monografija. — Moskva: Izd-vo «Gotika», 2005. - 432 s.

5. Jagofarov D.A. Obrazovatel'noe normotvorchestvo i obrazovatel'nye pravootnoshenija v mehanizme pravovogo regulirovanija otnoshenij v sfere obrazovanija (teoretiko-pravovoj aspekt) //Zhurnal "Pravo i obrazovanie", N4, 2006. - S.13-21.

6. Syryh V.M. Vvedenie v teoriju obrazovatel'nogo prava. - M.: Gotika, 2002. - 340 s.

7. Nurmagambetov A.A. Gosudarstvennoe regulirovanie predprinimatel'skoj dejatel'nosti v Respublike Kazahstan // VestnikEvrazijskogo nacional'nogo universiteta imeni L.N.Gumileva. -2018.-№4(125). - S.119-126.

8. Zhusupbekova M.A. Pravapotrebitelej napoluchenie neobhodimoj i dostovernoj informacii // VestnikInstituta zakonodatel'stva ipravovoj informacii RK. - 2019. - №1(55). -S.128-134.

9. Idrysheva S.K. Publichnyj dogovor v grazhdanskom prave Respubliki Kazahstan: problemy teorii ipraktiki: avtoref. diss. ... doktorajuridicheskih nauk. -M., 2012. - 60 s.

10. Ohlupina O. V. Vuzy pered licom pandemii: aktual'nye aspekty organizacii samostoja-tel'noj raboty studentov v uslovijah distancionnogo obuchenija // Vysshee obrazovanie segodnja.

- 2020. — № 7. — S. 24-28.

11. Alekseenko O. I. Problemy distancionnogo obuchenija studentov v uslovijah pandemii i samoizoljacii // Kubanskie istoricheskie chtenija: sb tr. XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. -Krasnodar: Iz-vo Krasnodarskogo centra nauchno-tehnicheskoj informacii (CNTI), 2020. -S. 156-161.

12. Cerjul'nik A. Ju. Funkcionirovanie universiteta v uslovijah distancionnogo formata obuchenija v period pandemii COVID-19 // Gumanitarnyj nauchnyj vestnik. — 2020. — № 5. -S. 139-143.

13. Urazova B.A., Kim A.A., Kurmanova G.K., Suhanberdina B.B. Obrazovatel'noe nesoot-vetstvie i rynok truda v Respublike Kazahstan // Vestnik Universiteta Turan. - 2022. - №1 (93).

- S.284-293.

14. Vahabova G.I. Perspektivy razvitija distancionnogo obrazovanija v Kazahstane. // Peda-gogicheskaja nauka ipraktika. - 2020. - №4 (30). - S.111-115.

15. Binjaminov B. A. Trendy i perspektivy «uhoda» biznesa v rezhim online: antikrizisnaja mera dlja rossijskogo predprinimatel 'stva / B. A. Binjaminov // Modern Economy Success. — 2020. — № 2. — S. 211-217.

16. Schwalm J., Schellmann J. Cos. Must Prepare For Collective Consumer Suits In Germany (August 1, 2018, 1:38 PMEDT). URL: https://www.law360.com/articles/1068884/cos-must-pre-pare-for-collective-consumer-suits-in-germany

£ 17. Japan: Consumer Protection Laws and Regulations. 2021 - https://iclg.com/practice-ar-8 eas/consumer-protection-laws-and-regulations/japan

g 18. Rustandi N. (2021) Consumer Protection Laws In Dispute Solution In BpskCianjur Dis™ trict, Proceedings International Conference on Education of Suryakancana. URL: https://jurnal. 1 unsur. ac.id/cp/article/view/1372

19. Kingisepp M., Värv A. The Notion of Consumer in EU Consumer Acquis and the Consumi er Rights Directive - a significant Change of Paradigm? // Juridica International. - 2011. - Vol.

< XVIII. - P. 44-53.

0 20. BychkoM.A., Gadzhiev T.F. K voprosu oponjatii «potrebitel'» v rossijskom i evropejskom | zakonodatel 'stve // Obrazovanie i nauka v sovremennyh uslovijah: materialy IV Mezhdunarod->s noj nauchno-prakticheskoj konferencii (Cheboksary, 10 ijulja 2015 g.). SbornikCNS «Interak-§ tivpljus». - 2015. - № 3 (4). - S. 339-340.

< 21. Schoenmaekers W. The Notion "Consumer" in European Private Law.-Gent, 2014.- 103 p.

22. Arabej E.A. Ponjatie «potrebitel'» vprave Evropejskogo sojuza // Aktual'nye problemy

1 rossijskogo prava. - 2013. - № 12 (37). - S. 1634-1640.

¡5 23. Pogarcev V.V. Prava potrebitelej v sfere obrazovatel'nyh uslug // Problemy vysshego obra-£ zovanija. - 2019. -№1. - S. 47-50.

UJ

^ 24. Hesselink M.W. SMEs in European Contract Law: Background Note for the European o Parliament on the Position of Small and Medium-Sized Enterprises (SMEs) in a Future Common

0 Frame of Reference (CFR) and in the Review of the Consumer Law Acquis // Centre for the Study m of European Contract Law Working Paper. - 2007.- № 3. - URL: http://papers.ssrn.com/sol3/pa-

1 pers.cfm?abstract_id=1030301

25. Hill J. Cross-Border Consumer Contracts. Oxford: Oxford University Press, Oxford Pri-k vate International Law Series, 2008.-466p.

26. Rühl G. Alternative and Online Dispute Resolution for Cross-Border Consumer Contracts: ^ A Critical Evaluation of the European Legislature's Recent Efforts to Boost Competitiveness tj and Growth in the Internal Market // Journal of Consumer Policy. - 2015. - Vol. 38. Issue 4. -R m 569-601

27. Putra I. Gede Dhipa Bawantara Penyelesaian Sengketa Konsumen Melalui Mediasipada Badan Penyelesaian Sengketa Konsumen (BPSK) Kota Mataram [Resolution of Consumer Disputes through Mediation in the Consumer Dispute Resolution Body, Mataram City], FakultasHu-kum, UniversitasMataram, Mataram. - 2014. - URL:https://onesearch.id/Record/I0S5428.8990.

28. Kitching J. et al, 2015, Burden or benefit? Regulation as a dynamic influence on small business performance, International Small Business Journal, 33(2):130-147.

29. Zashhita prav potrebitelej vRossijskojFederacii v2020godu: Gosudarstvennyjdoklad.-M.: Federal'naja sluzhba po nadzoru v sfere zashhity prav potrebitelej i blagopoluchija cheloveka, 2021. - 380 s.

30. Plahova E.S. Zashhita prav potrebitelej v Rossii: administrativno-pravovoj aspekt // Jelektronnyj nauchnyj zhurnal «Nauka. Obshhestvo. Gosudarstvo». - 2020. - T. 8. - № 3 (31). -

31. Shabani F., 2020, Consumer Protection: The Republic of North Macedonia Needs a New Law // JUSTICIA - International Journal of Legal Sciences, 13-14: 84-91.

32. Bogdan V.V. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie zashhity prav potrebitelej v sovremen-noj Rossii: problemy teorii ipraktiki: diss.d.ju.n. — Kursk, 2015. — 389 s.

33. Karagusov F., Bondarev A., Pak E. Sovershenstvovanie pravovoj i organizacionnoj os-novy obespechenija interesov potrebitelej i ispol'zovanija gruppovyh iskov dlja zashhity imushhestvennyh prav v Respublike Kazahstan. URL:https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=39581709#pos=6;-108

S.169-179.

ro

ro

О

e о

> JZ

"O

iO

CTl ID

K1 О Kl Kl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.