Научная статья на тему 'Права и свободы личности как общечеловеческая ценность и правовая категория'

Права и свободы личности как общечеловеческая ценность и правовая категория Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
права и свободы человека и гражданина / общечеловеческие ценности / правовая категория / human and civil rights and freedoms / universal values / legal category

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осман Нурмагомедович Айданов

В статье проводится исследование прав и свобод личности как общечеловеческой ценности и юридической категории; обусловлено это тем, что теория права за несколько веков развития концепции прав человека так и не пришла к единому устоявшемуся мнению о содержании различных прав человека. Единого понимания прав и свобод, как и единогласного восприятия общесоциальной ценности прав человека во всем мировом сообществе нет и быть не может. Однако мировое сообщество относительно недавно пришло к идее о стандартизации прав и свобод и возведении их в разряд общечеловеческой ценности и придании им общепризнанного характера. Относительно понятия «права человека» как юридической категории в юридической науке нет единого понимания. Сделан вывод о том, что права человека и гражданина выступают общечеловеческой ценностью, субъективно обусловленными, системообразующими и являются выражением государственной воли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual rights and freedoms as a universal human value and legal category

The article examines the rights and freedoms of the individual as a universal human value and legal category, due to the fact that the theory of law for several centuries of development of the concept of human rights has not come to a single well-established opinion about the content of various human rights. There is no common understanding of rights and freedoms, as well as a unanimous perception of the general social value of human rights in the entire world community, and there cannot be. However, the world community has relatively recently come to the idea of standardizing rights and freedoms and elevating them to the category of universal human value and giving them a universally recognized character. Regarding the concept of «human rights» as a legal category, there is no common understanding in legal science. It is concluded that human and civil rights are a universal value, subjectively conditioned, system-forming and are an expression of the state will.

Текст научной работы на тему «Права и свободы личности как общечеловеческая ценность и правовая категория»

Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 17 — 20. State service and personnel. 2023;(4):17 —20.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-17-20 NIION: 2012-0061-04/23-192

EDN: https://elibrary.ru/ZXYZVY MOSURED: 77/27-008-2023-04-392

Права и свободы личности как общечеловеческая ценность

и правовая категория

Осман Нурмагомедович Айданов

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье проводится исследование прав и свобод личности как общечеловеческой ценности и юридической категории; обусловлено это тем, что теория права за несколько веков развития концепции прав человека так и не пришла к единому устоявшемуся мнению о содержании различных прав человека. Единого понимания прав и свобод, как и единогласного восприятия общесоциальной ценности прав человека во всем мировом сообществе нет и быть не может. Однако мировое сообщество относительно недавно пришло к идее о стандартизации прав и свобод и возведении их в разряд общечеловеческой ценности и придании им общепризнанного характера. Относительно понятия «права человека» как юридической категории в юридической науке нет единого понимания. Сделан вывод о том, что права человека и гражданина выступают общечеловеческой ценностью, субъективно обусловленными, системообразующими и являются выражением государственной воли.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, общечеловеческие ценности, правовая категория. Для цитирования: Айданов О.Н. Права и свободы личности как общечеловеческая ценность и правовая категория // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 17—20. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-17-20 EDN: https://elibrary.ru/ZXYZVY

THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Original article

Individual rights and freedoms as a universal human value

and legal category

Osman N. Aidanov

Dagestan State University, Makhachkala,

Russia, [email protected]

Abstract. The article examines the rights and freedoms of the individual as a universal human value and legal category, due to the fact that the theory of law for several centuries of development of the concept of human rights has not come to a single well-established opinion about the content of various human rights. There is no common understanding of rights and freedoms, as well as a unanimous perception of the general social value of human rights in the entire world community, and there cannot be. However, the world community has relatively recently come to the idea of standardizing rights and freedoms and elevating them to the category of universal human value and giving them a universally recognized character. Regarding the concept of «human rights» as a legal category, there is no common understanding in legal science. It is concluded that human and civil rights are a universal value, subjectively conditioned, system-forming and are an expression of the state will.

Keywords: human and civil rights and freedoms, universal values, legal category.

For citation: Aidanov O.N. Individual rights and freedoms as a universal human value and legal category // State service and personnel. 2023;(4):17—20. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-17-20 EDN: https:// elibrary.ru/ZXYZVY

© Айданов О.Н. М., 2023.

№ 4/2023

Охрана прав и свобод личности является, возможно, самой обсуждаемой и самой спорной проблемой в юриспруденции. Теория права за несколько веков развития концепции прав человека так и не пришла к единому устоявшемуся мнению о содержании различных прав человека. Проблемы установления границ между интересами общества, личности и государства являются первостепенными не только для России, но и для всего мирового сообщества. Невозможно формирование гражданского общества, достижение социального и правового государства, свободы личности без научного развития, законодательного закрепления и действия механизма защиты прав и свобод человека.

Права человека являются наиболее ценной категорией для развития общества, государства, права, выступают гарантом сохранения мира и постоянного развития общества и обеспечения высокого уровня развития человеческого потенциала в будущих поколениях.

Согласно философской науке, под ценностью следует понимать «сложившуюся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемую людьми форму их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое» [9, с. 1001]. Следовательно, ценность — это нечто особо значимое для человека.

Концепция «общечеловеческой ценности» возводит категорию «ценность» в разряд универсальных, незыблемых идеалов человечества. Общечеловеческие ценности стоят выше интересов отдельных людей, классов, групп, государств; они должны соизмерять свои поступки и действия с признанными человечеством ценностями.

Категория «общечеловеческой ценности» в последние годы стала показателем демократичности государства в силу своего гуманизма, идеи уважительного и бережного отношения к достижениям человечества. Именно выражение интересов всего человеческого рода, лишенное национальной, политической, расовой, религиозной и иной дискриминации, отличает общечеловеческие ценности от ценностей обычных.

Общечеловеческие ценности объединены общими чертами:

■ Сами по себе для человечества данные ценности являются внутренними, они восприняты без принуждения и насилия.

■ Однажды признав ценности общечеловеческими, мировое сообщество не может их лишиться; их нельзя ни отобрать силой, ни захватить.

■ Общечеловеческие ценности логически и научно доказать невозможно [10, с. 94].

Признание человека высшей ценностью, «мерой всех вещей» является общей чертой мыслителей Древнего мира, Средневековья и современности. Свобода и равенство, права человека стали важнейшей политической идеей и Новейшего времени [4, с. 9].

В системе ценностей личность человека занимает центральное место, так как она является целью и источником остальных ценностей. Концепция общечеловеческой ценности утверждает, что пределом прав личности может быть только право другого человека.

Как отмечают С.П. Золотарев и О.Н. Шмать-ко, отечественная Конституция «логично и обоснованно увязывает человеческую личность и его права и свободы как самостоятельные и взаимосвязанные ценности» [5, с. 480]. Государство, признавая человека, его права и свободы как ценность, признает права, наполняет их содержанием, а также возлагает на себя обязанность по соблюдению, защите этих прав и свобод. Обеспечивая право лица на жизнь, охраняя его честь и достоинство от посягательств, защищая свободу, благополучие и благосостояние граждан, государство подтверждает свое согласие с общечеловеческими ценностями, способствуя, среди прочего, достижению цивили-зационного прогресса страны. Следовательно, права человека, играющие важную роль в формировании и утверждении общечеловеческих ценностей, также являются центральным звеном общечеловеческих ценностей.

Разумеется, как единого понимания прав и свобод, так и единогласного восприятия общесоциальной ценности прав человека во всем мировом сообществе нет и быть не может. Однако мировое сообщество относительно недавно пришло к идее о стандартизации прав и свобод и возведении их в разряд общечеловеческой ценности и придании им общепризнанного характера, следовательно, об окончательных результатах таких действий пока говорить рано.

Относительно понятия «права человека» как юридической категории в науке конституционного права нет единого понимания. Однако нечто общее выделить можно, так как все имеющиеся понятия отражают различные грани одного и того же явления.

Е.Д. Костылева под правами человека понимает «нормативно выраженные возможности человека в его самореализации и развитии, которые следуют из его способностей (состояния) и / или из поддержки со стороны государства и общества [6, с. 99].

С.А. Авакьян считает, что правами являются «возможности определенного поведения, совер-

№ 4/2023

шения тех или иных действий, закрепленные в нормативных юридических актах» [2, с. 505]. Таким образом, можно выделить основные свойства прав человека: это определенные законодательством государства возможности поведения человека, обусловленные его правоспособностью.

С юридической точки зрения каждое право субъективно. Права именуются субъективными, так как они принадлежат отдельным субъектам, а их использование зависит от этих субъектов. Субъективное право является сложной категорией, обладающей собственной структурой, включающей право совершать определенные поступки, действия; право требовать от обязанного лица определенного поведения; право обращаться в соответствующие органы для принудительного осуществления своих требований при возникновении такой необходимости; право управомочен-ного лица пользоваться предоставленным ему благом. На разных этапах развития концепция прав человека в России, и сами права в том числе, наполнялась различным содержанием в зависимости от формы правления, политического режима, господствующей идеологии.

Например, социалистическая идеология предполагала, что права принадлежат только трудящимся — рабочим и крестьянам, т.е. социалистическая концепция прав и свобод личности основывалась на классовом принципе [7, с. 5]. Сфера прав граждан считалась внутригосударственным делом; не дозволялось совершать никаких действий для реализации права на обращение в международные органы за защитой нарушенных прав, международно-правовые концепции, декларации и конвенции также не рассматривались как источники прав и свобод.

Конституция 1993 г. стала принципиально новаторским документом для отечественного права, объявившим человека, его права и свободы высшей ценностью. В принципе, само словосочетание «права человека» было впервые юридически закреплено именно Конституцией [1, с. 313].

Права распространяются не только на граждан РФ, но и на любого человека, находящегося на ее территории. И текст Конституции подтверждает данный тезис: круг носителей прав определяется такими словами, как «все», «каждый», «лицо» и т.д. Если речь идет, например, о политических правах и иных правах, по своей сути способных принадлежать только гражданину, Конституция отдельно указывает на это.

Наиболее важной задачей России в формировании демократического правового социального государства является создание высоких стандартов обеспечения конституционных прав и свобод личности, где центральное место занимают уважение прав и законных интересов каждой личности.

Конституция выполняет важную аксиологическую функцию [3, с. 19], поскольку современные конституции воспринимают общечеловеческие ценности прошлого, поднимают их на новый уровень и формулируют новые приоритеты — приоритеты свободного, социализированного и коллективизированного общества, человека с достойным жизненным уровнем.

Как отмечает И.А. Минникес, «конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности можно рассматривать как созидательное, целенаправленное установление в сторону ломки сложившихся стереотипов и утверждение реальной ценности человеческой личности» [8, с. 217].

Мы считаем, что такое провозглашение также служит защите прав и свобод — в силу их приоритетности, Конституция подчеркивает, что первоочередной заботой государства является охрана свободы личности. Тем не менее, на наш взгляд, данный подход не следует абсолютизировать, поскольку частные интересы, права и свободы индивида не должны находиться в противоречии и конфликте с публичными, общественно-коллективными интересами, наоборот, состояние гармонии между указанными интересами является целью гражданского общества и демократического государства.

Таким образом, права человека и гражданина выступают общечеловеческой ценностью, субъективно обусловленными, системообразующими и являются выражением государственной воли.

Список источников

1. Авакьян СА Конституционное право России: Учеб. курс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»: В 2-х т. 5-е изд., пере-раб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.

2. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2015.

3. Арбузкин А.М. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью? // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 2. С. 18—25.

4. Затонский В А. Уважение прав человека как принцип правового государства и его реализация в правовой политике // Правовая культура. 2020. № 2 (41). С. 7—24.

5. Золотарев С.П. Правовая ценность: ее место и роль в современном обществе // Евраз. юрид. журнал. 2022. № 6 (169). С. 479—483.

6. Костылева Е.Д. Конституционные ценности и цели как ограничители прав и свобод чело-

№ 4/2023

века в решениях Конституционного Суда РФ // Совр. юрист. 2020. № 2 (31). С. 98—108.

7. Лебедев В А. Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России: Монография. М.: Проспект, 2016.

8. Минникес ИА. Конституционно-правовая и уголовно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина // Всерос. криминологич. журнал. 2022. Т. 16. № 2. С. 217—228.

9. Современный философский словарь / Аза-ренко С.А. и др.; под общ. ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. 4-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015.

10. Юнусов АА. Синергетика как естественно-социальная ценность в институте прав и свобод человека и гражданина // Евраз. юрид. журнал. 2021. № 6 (157). С. 94—95.

References

1. Avakian S.A. Constitutional law of Russia: Training course: textbook for university students studying in the direction and specialty «Jurisprudence»: In 2 vols. 5th ed., reprint and add. Moscow: Norma: INFRA-M, 2014.

2. Avakian S.A. Constitutional Lexicon: Statelegal terminological dictionary. Moscow: Justic-inform, 2015.

3. Arbuzkin A.M. Man, his rights and freedoms are the highest value? // Constitutional and Municipal Law. 2016. № 2. Pp. 18—25.

4. Zatonsky VA. Respect for human rights as a principle of the rule of law and its implementation in legal policy // Legal culture. 2020. № 2 (41). Pp. 7—24.

5. Zolotarev S.P. Legal value: its place and role in modern society // Eurasian Legal Journal. 2022. № 6 (169). Pp. 479—483.

6. Kostyleva E.D. Constitutional values and goals as limiters of human rights and freedoms in decisions the Constitutional Court of the Russian Federation // Modern Lawyer. 2020. № 2(31). Pp. 98—108.

7. Lebedev V.A. Constitutional rights and freedoms of man and citizen in modern Russia: Monograph. Moscow: Prospect, 2016.

8. Minnikes I.A. Constitutional-legal and criminal-legal protection of human and civil rights and freedoms // All-Russian Criminological Journal. 2022. Vol. 16. № 2. Pp. 217—228.

9. Modern Philosophical Dictionary / Azarenko S.A. et al.; under General ed. by V.E. Kemerovo, T.H. Ke-rimov. 4th ed., ispr. and add. Moscow: Academic Project; Yekaterinburg: Business Book, 2015.

10. Yunusov AA. Synergetics as a natural and social value at the Institute of Human and Civil Rights and Freedoms // Eurasian Legal Journal. 2021. № 6 (157). Pp. 94—95.

Информация об авторе

Айданов О.Н. — магистрант 2-го курса, программа «Правовое государство»

Статья поступила в редакцию 13.08.2023; одобрена после рецензирования 08.1 1.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the author

Aidanov O.N. — 2nd year master's student, program «The Rule of Law»

The article was submitted 13.08.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

№ 4/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.