Научная статья на тему 'Категория «Ценность» в конституционном праве России'

Категория «Ценность» в конституционном праве России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1488
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КОНСТИТУЦИЯ / РАВЕНСТВО / СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комкова Галина Николаевна

Статья посвящена исследованию категории «ценность» в конституционном праве. Автор исследует конституционно-правовое содержание таких ценностей, как человек, его права и свободы, равенство, справедливость. Закрепление в Конституции РФ и реализация этих ценностей обусловливают развитие России как демократического, правового, социального государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категория «Ценность» в конституционном праве России»

ПРАВО

УДК 342.722

КАТЕГОРИЯ «ЦЕННОСТЬ» В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РОССИИ

Г. Н. Комкова

Саратовский государственный университет E-mail: komkova_galina@mail.ru

Статья посвящена исследованию категории «ценность» в конституционном праве. Автор исследует конституционно-правовое содержание таких ценностей, как человек, его права и свободы, равенство, справедливость. Закрепление в Конституции РФ и реализация этих ценностей обусловливают развитие России как демократического, правового, социального государства.

Ключевые слова: ценность, права человека, конституция, равенство, справедливость. Category of «Value» in Constitutional Law of Russia G. N. Komkova

The article investigates the category values in constitutional law. The author examines the constitutional and legal content of such values as a person, his rights and freedoms, equality, justice. Enshrined in the Constitution and the realization of these values cause the development of Russia as a democratic, social state.

Key words: value, human rights, constitution, equality, justice.

Несмотря на то что ценности окружающего мира подвергаются определенным испытаниям, в последнее время повысился интерес представителей гуманитарных наук к аксиологии. Ведь именно ценности могут стать средством объединения общества, государства, его граждан, ориентиром и фактором стабильности и динамичного развития страны.

В юридической литературе выделяют ценности права и ценности в праве1. Право в первом случае соединяет этические, политические, экономические, мировоззренческие и иные элементы социальной культуры, тогда как ценности в праве - это ценности, которые полностью или частично им урегулированы. Именно поэтому в правовой науке категория «ценность» имеет юридически определенную оболочку, а в ряде случаев даже закрепляется в различных нормативных актах.

Особую значимость упоминание о ценностях приобретает в тексте конституции, которая сама по себе является величайшей общегосударственной ценностью, ведь каждое государство имеет свои базовые ценности. Российские конституционные ценности так же неповторимы и уникальны, как и у всякого суверенного народа, создающего и воспроизводящего свою государственность в историческом контексте лингво- и социально-культурной преемственности и смены поколений2. К таким конституционным ценностям можно отнести права человека, справедливость, равенство.

В самом тексте Конституции Российской Федерации 1993 г. понятие «ценность» употребляется трижды. Уже в ст. 2 говорится о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Из этого предложения можно сделать сразу несколько предположений. Однако из данного утверждения не совсем ясно, что же конкретно выступает в качестве высшей ценности: сам человек

НАУЧНЫЙ

ОТДЕЛ

© Комкова Г. Н., 2012

или его права и свободы, ведь понятно, что это два совершенно различных феномена. Человек -это индивид с физиологическими свойствами, а права и свободы - это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Если они выступают на равных, то встает вопрос о приоритете той или иной высшей ценности. Полагаем, что высшей ценностью все же является человек, без которого наличие или отсутствие прав и свобод становится бессмысленным. Данный подход подтверждается высказыванием русского философа Н. А. Бердяева, который сказал, что «человек есть большая ценность, чем общество, нация, государство, а личность не может быть частью общества, потому что она не может быть частью чего-либо, она может быть в общении с чем-либо»3.

Ряд авторов считают, что «права человека - это единственная высшая ценность; все остальные общественные ценности (в том числе и обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить»4. И это позволяет задать следующий вопрос: если есть высшая ценность, следовательно, есть ценности и менее значимые, не высшие, - тогда что можно к ним отнести? Однако текст Конституции не дает ответа на этот вопрос.

Включение в ст. 2 Конституции Российской Федерации положения о том, что человек и его права и свободы являются высшей ценностью в государстве, преследует несколько целей. Прежде всего это означает, что осознание приоритетности прав человека в стихийном представлении приобрело свойство конституционной ценности. Кроме того, данная конституционно-правовая ценность в рамках осуществления идеологической функции Конституции РФ постепенно внедряется в сознание не только граждан России, но и представителей органов власти, обязанных соизмерять свою деятельность с этой высшей ценностью. И, наконец, закрепление ее в тексте Основного закона государства способствует воспитанию уважения к этому основному документу страны, укреплению веры в справедливость права в целом. Права человека как высшая конституционная ценность составляют ядро ценностного осознания человека, его прав как главной цели существования демократического государства и общества.

Одной из важнейших общечеловеческих ценностей является справедливость. Понятие «справедливость» неизвестно естественной природе, там царит «целесообразность», которая позволяет живым существам выжить в борьбе между видами. Категории «справедливость», «добро», «свобода», «равенство» были придуманы человеческим сообществом для обеспечения совместной жизни людей. Эти понятия существуют только в разумном человеческом обществе. Однако содержание данной категории зависит от менталитета народа. Так, в западноевропейской

культуре справедливость означает «жить по правилам», в арабо-мусульманской - «истинность» и «усредненность», в славяно-русской - «правда, справедливость»5.

Можно говорить о двух аспектах справедливости. Уравнивающая справедливость - это равенство всех перед законом и судом независимо от каких-либо признаков. Справедливость пропорциональная - это эквивалентное воздаяние каждому в зависимости от сделанного им на благо общества. Большинство людей безотчетно считает, что окружающий мир имеет в себе внутреннее свойство справедливости: Добро должно быть вознаграждено, а зло наказано. При этом справедливость - это одно из самых спорных явлений, которое, по мнению разных людей, может либо существовать, либо отсутствовать в одном и том же государстве и обществе. Все зависит от восприятия каждого конкретного человека, находящегося в определенном положении в данном государстве. Таким образом, можно утверждать, что справедливость - это, прежде всего, оценочная категория, относящаяся к сфере морали и нравственности. Ведь то, что по мнению одного человека является справедливым, правильным, по мнению другого несправедливо и безнравственно.

Справедливость, будучи облечена в нормы права, должна стать общепризнанной и не может зависеть от мнения всех людей, поскольку истинное право обязано исходить из идеи абсолютной, устоявшейся веками справедливости. Как отмечает О. И. Цыбулевская, «особенности юридической справедливости заключаются в том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально определенный характер, зачастую связана с государственным принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты»6. Полагаем, что справедливость в праве - это не застывшее явление, данное понятие будет совершенствоваться с развитием человеческой цивилизации.

В Конституции РФ, как и во многих других конституциях, термин «справедливость» присутствует в преамбуле: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, <...> чтя память предков, передавших нам ... веру в добро и справедливость» (курсив наш. - Г. К.). Здесь данная категория рассматривается как морально-нравственная основа существования народа, идеологическая ценность, длительное время существующая в историческом развитии государства и нации. Для того чтобы справедливость действительно была признана в качестве конституционной ценности, мало прямо указать на это в конституции страны, нужно, чтобы жизнь в данном государстве строилась в соответствии со смыслом этой высшей ценности. Особую роль данной конституционной ценности отмечает М. В. Пресняков: «Справедливость как ценность содержательно характеризуется актуальным присутствием и сосуществованием всех иных ценностей в непротиворечивом соотношении между собой»7.

98

Научный отдел

К фундаментальным конституционным ценностям относится, на наш взгляд, равенство прав и свобод человека и гражданина. Ведь значимость конституции как раз и состоит в ее способности закрепить на высшем законодательном уровне равенство всех граждан перед законом и судом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и других факторов. Справедливо отмечал великий русский философ С. Л. Франк: «...все люди равны, потому что они имеют равные права и притязания; а права и притязания всех равны, потому что они безмерны. Каждый человек есть по своему существу самодержец, неограниченный властелин над своей жизнью; самодержцы же, естественно, равны между собой. Идея равенства вытекает здесь, таким образом, из идеи абсолютной ценности самодовлеющей человеческой личности, из обоготворения каждого отдельного человека как такового»8. Исходя из этого глубокого философского посыла можно заключить, что именно равенство прав и свобод выступает в качестве фундаментальной конституционной ценности, которая является определяющей для всего комплекса прав и свобод человека.

Как отмечает В. Д. Зорькин, последовательная реализация равенства и справедливости в социальных отношениях и поведении людей является необходимым условием верховенства права как важнейшей конституционной характеристики реального юридического состояния социума и сбалансированности его начал (элементов), таких как власть, свобода, закон и общее благо (общая цель)9.

Все рассмотренные конституционные ценности находятся во взаимосвязи, взаимовлиянии, их реализация определяет особенности правовой системы Российского государства. Только системное, совокупное их действие может привести к желаемому для всего общества

УДК 321.728: 340.114: 342 [413+22]

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Ф. А. Вестов

Саратовский государственный университет Е^іі: kafedraypp@rambler.ru

В данной статье автор посредством анализа различных концепций системного подхода пытается взглянуть на построение правового государства в России с точки зрения функциональной системы.

Ключевые слова: правовое государство, организация, структура, система, взаимодействие, взаимосодействие, результат.

результату. Таким образом, высшие конституционные ценности - человек, его права и свободы, равенство, справедливость - задают ориентиры и вектор развития России как демократического, социального и правового государства. Их защита является актуальной задачей российского общества и государства, поскольку именно они смогут обеспечить необходимый баланс интересов отдельной личности и всего социума в условиях построения современного демократического и правового государства.

Примечания

1 См. подробнее: Неновски И. Право и ценности. М., 1987 ; Графский В. Г Традиции и обновление в праве // Проблемы ценностного подхода в праве : традиции и обновление. М., 1996.

2 См.: Крусс В. И. Российская конституционная аксиология : актуальность и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2.

3 Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 306-307.

4 Комментарии к Конституции Российской Федерации / общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М., 1996. С. 19.

5 См.: Александров Ю. В. Справедливость как базовая ценность российской правовой культуры // Правовед : межвуз. науч.- метод. сб. Великий Новгород, 2003. Вып. 4. С. 19.

6 Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного российского права / под ред. Н. И. Матузова. Саратов, 2004. С. 108.

7 Пресняков М. В. Конституционная концепция принципа справедливости / под ред. Г. Н. Комковой. М., 2009. С. 34.

8 Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 118.

9 См.: Зорькин В. Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журнал российского права. 2008. № 12.

System Approach Towards Development of Rule-of-Law State

F. A. Vestov

The given article is an attempt to view the policy of development of rule-of-law state in Russia from the point of view of functional system.

© Вестов Ф. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.