Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 123—125. State service and personnel. 2023;(4):123—1 25.
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-123-125 NIION: 2012-0061-04/23-214
EDN: https://elibrary.ru/VVAUQC MOSURED: 77/27-008-2023-04-414
Об обеспечении декларативных конституционных положений при защите прав и свобод граждан в Российской Федерации
Илья Сергеевич Седой
ОМВД по району Чертаново Южное г. Москвы, Россия, Sedoi_is777@mail.ru
Аннотация. В статье на основе анализа литературы и законодательства об обеспечении декларативных конституционных положений при защите прав и свобод граждан в Российской Федерации сделаны следующие выводы: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями, является нормативным правовым актом с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации; в Конституции РФ закреплена доктрина баланса интересов личности, общества и государства; положения Конституции РФ о приоритете прав и свобод человека и гражданина необходимо рассматривать в качестве декларативных; механизмы обеспечения прав и свобод человека и гражданина закрепляются в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой по отношению к Конституции РФ, которые составляют так называемое отраслевое законодательство. Ключевые слова: права человека, права гражданина, свободы человека, свободы гражданина, декларативность. Для цитирования: Седой И.С. Об обеспечении декларативных конституционных положений при защите прав и свобод граждан в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 123—125. https:// doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-123-125 EDN: https://elibrary.ru/VVAUQC
Original article
On ensuring declarative constitutional provisions in the protection of the rights and freedoms of citizens in the Russian Federation
Ilya S. Sedoi
OMVD for the Chertanovo Yuzhnoye district of Moscow,
Russia, Sedoi_is777@mail.ru
Abstract. Based on the analysis of literature and legislation on the provision of declarative constitutional provisions in the protection of the rights and freedoms of citizens in the Russian Federation, the following conclusions are made in the article: The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993, with subsequent amendments and additions, is a normative legal act with the highest legal force on the territory of the Russian Federation; the Constitution of the Russian Federation enshrines the doctrine of the balance of interests of the individual, society and the state; the provisions of the Constitution of the Russian Federation on the priority of human and civil rights and freedoms must be considered declarative; mechanisms for ensuring The rights and freedoms of man and citizen are enshrined in normative legal acts with less legal force in relation to the Constitution of the Russian Federation, which constitute the so-called sectoral legislation.
Keywords: human rights, citizen's rights, human freedoms, citizen's freedoms, declarativity.
For citation: Sedoi I.S. On ensuring declarative constitutional provisions in the protection of the rights and freedoms of citizens in the Russian Federation // State service and personnel. 2023; (4): 123—125. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2312-0444-2023-4-123-125 EDN: https://elibrary.ru/VVAUQC
Предметом данной статьи является закономерность по обеспечению декларативных конституционных положений при защите прав и свобод граждан в Российской Федерации. Первоначально о состоянии теории. Так, А.Б. Агапов исследовал «особенности соблюдения конституционных гарантий лиц при
© Седой И.С. М., 2023.
применении административных наказаний и мер административного пресечения, влекущих за собой имущественные обременения нарушителя или лица, подозреваемого в совершении проступка». Названный автор отметил, что введение каких бы то ни было запретов и ограничений в тех случаях, когда это прямо не предусмотрено конституционной нормой, представляет практику грубого антиконституционного произвола, запре-
№ 4/2023
Государственная служба и кадры
щенного ст. 52 Конституции РФ, что является недопустимым в условиях правового государства, провозглашенного в части 1 ст. 1 Конституции РФ [1].
A.И. Бастрыкиным «раскрываются основные задачи Следственного комитета Российской Федерации как независимой структуры в системе государственных органов»: создание в Российской Федерации отдельного следственного органа — Следственного комитета Российской Федерации — способствует эффективному противодействию преступности и, как следствие, лучшей защите конституционных прав граждан, закрепленных в Конституции РФ [3].
К.А. Будаев высказал суждение о том, что в целях совершенствования деятельности органов конституционного судопроизводства в Российской Федерации по применению европейских стандартов защиты прав и свобод и обеспечения единообразного применения судами указанных положений Консультативный совет председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации выработал рекомендации
0 необходимости при осуществлении конституционного судопроизводства руководствоваться положениями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод с учетом практики Европейского Суда по правам человека, а также иными правовыми актами органов Совета Европы» [4]. Правда, с 1 января 2023 г. конституционные (уставные) суды в субъектах Российской Федерации упразднены1.
С.В. Астратова сформулировала «определение конституционного права на судебную защиту прав и свобод, раскрывающее его содержание: конституционное право на судебную защиту представляет гарантированную Конституцией РФ и обеспеченную государством универсальную возможность каждого восстановить свои нарушенные или оспариваемые права и свободы путем обращения в суд в целях вынесения и исполнения судебного решения, а также предотвратить необоснованное и незаконное ограничение конституционных прав и свобод в законодательно закрепленной процедуре судебного разбирательства [2].
B.О. Курдановым не только «освещаются способы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации», но и предложены способы совершенствования эффективности их реализации, в том числе на конституционном уровне» [9].
Одним из выводов проведенного исследования Е.В. Киричек является следующий: «1. Права и свободы человека и гражданина, их генезис — это есть одна из «вечных» проблем социально-
1 См.: О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы: ФКЗ РФ (одобрен Государственной Думой 18.11.2020, одобрен Советом Федерации 02.12.2020) // СЗ РФ. 2020. № 50 (часть I). Ст. 8029.
культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия» [8, с. 211].
А.Л. Иванов «поднимает вопрос о несбалансированности полномочий следователя и прокурора», а также «обращает внимание на необходимость внесения изменений в ст. 37 УПК РФ»: цель деятельности прокуратуры, осуществляющей от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью, не соблюдение интересов стороны или ведомства и не выигрыш дела, а соблюдение конституционных прав и свобод граждан, для чего и должны оставаться за прокурором следующие полномочия: давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; отстранять следователя от дальнейшего расследования; отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; продлевать срок предварительного расследования; прекращать уголовное дело за отсутствием состава либо события преступления на любой стадии досудебного производства; давать следователю обязательные к исполнению письменные указания, касающиеся соблюдения конституционных прав и свобод граждан [7].
Разнообразие научных концепций об обеспечении прав и свобод человека и гражданина во многом предопределено несовершенством законодательства в Российской Федерации.
В первую очередь обращаемся к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., в которой имеется глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» (статьи 17—64).
Так, в ст. 17 Конституции РФ закреплены следующие положения:
«1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
Положения главы 2 Конституции РФ детализируются в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой [см.: 5; 6].
Обращаем внимание на Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 18 апреля 2023 г., в котором урегулированы «отношения в области гражданства Российской Федерации, в том числе определяются основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации» (ст. 1).
В статье 21 Федерального закона РФ от 18 апреля 2023 г. закрплен текст присяги гражданина
№ 4/2023
Российской Федереции: «Я (фамилия, имя, отчество (при наличии), добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, торжественно клянусь: соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан; исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества; защищать свободу и независимость Российской Федерации; быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции».
Таким образом, исследования относительно обеспечения декларативных конституционных положений при защите прав и свобод граждан в Российской Федерации необходимо продолжать.
Во-первых, Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями, является нормативным правовым актом с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации.
Во-вторых, в Конституции РФ закреплена доктрина баланса интересов личности, общества и государства.
В-третьих, положения Конституции РФ о приоритете прав и свобод человека и гражданина необходимо рассматривать в качестве декларативных.
В-четвертых, механизмы обеспечения прав и свобод человека и гражданина закрепляются в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой по отношению к Конституции РФ, которые составляют так называемое отраслевое законодательство.
Список источников
1. Агапов А.Б. Защита конституционных прав в административном и гражданском судопроизводстве // Административное право и процесс. 2018. № 12.
2. Астратова С.В. К вопросу о содержании конституционного права на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина // Рос. юрид. журнал. 2013. № 6.
3. Бастрыкин А.И. Защита конституционных прав граждан как основополагающая функция Следственного комитета Российской Федерации // Рос. следователь. 2015. № 11.
4. Будаев КА. Защита прав и свобод человека и гражданина — одна из главных задач конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации Конституционное и муниципальное право. 2009. № 5.
5. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перс-
пективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30.
6. Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Гос-во и право. 2014. № 11. С. 98—102.
7. Иванов А.Л. Защита прокурором конституционных прав граждан // Законность 2010. № 9.
8. Киричек Е.В. Конституционные права и свободы человека и гражданина в России (теория и практика, история и современность, проблемы и перспективы): Монография. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень, 2014.
9. Курданов В.О. Реализация защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 2.
References
1. Agapov A.B. Protection of constitutional rights in administrative and civil proceedings // Administrative law and process. 2018. № 12.
2. Astratova S.V. On the issue of the content of the constitutional right to judicial protection of human and civil rights and freedoms // Russian Law Journal. 2013. № 6.
3. Bastrykin A.I. Protection of constitutional rights of citizens as a fundamental function of the Investigative Committee of the Russian Federation // Russian investigator. 2015. № 11.
4. Budaev KA. Protection of human and civil rights and freedoms is one of the main tasks of the constitutional (statutory) courts of the subjects of the Russian Federation // Constitutional and municipal law. 2009. № 5.
5. Galuzo V.N. Systematization of legislation in the Russian Federation: state and prospects of development // Law and legislation. 2009. № 8. Pp. 28—30.
6. Galuzo V.N. Is it possible to ensure uniform enforcement of legislation in the absence of its systematization? // State and Law. 2014. № 11. Pp. 98—102.
7. Ivanov A.L. Protection by the prosecutor of the constitutional rights of citizens // Legality. 2010. № 9.
8. Kirichek E.V. Constitutional rights and freedoms of man and citizen in Russia (theory and practice, history and modernity, problems and prospects): Monograph. 2nd edition, reprint. and add. Tyumen, 2014.
9. Kurdanov V.O. Realization of the protection of human and civil rights and freedoms in modern Russia // Constitutional and municipal law. 2016. № 2.
Информация об авторе
Седой И. С. — заместитель начальника, начальник полиции
Статья поступила в редакцию 09.10.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.
Information about the author
Sedoi I.S. — deputy chief, police chief
The article was submitted 09.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.
№ 4/2023