Применение принципа ограничения прав и свобод человека и гражданина в российском законодательстве
Куценко Ольга Викторовна,
преподаватель кафедры 507 «Экономическая теория» Института № 5, начальник отдела контроля, анализа и учёта поручений Управления делами Департамента организационной и кадровой работы Московского авиационного института E-mail: [email protected]
Актуальность исследования обусловлена тем, что права и свободы человека и гражданина занимают важное место в системе правоотношений, закрепленных положениями Конституции Российской Федерации и провозглашающих их ценность и защиту, как важнейший принцип, действующий в обществе и государстве. Во многих международно-правовых документах данный принцип закреплен и является главенствующим. Провозглашение высшей ценностью прав и свобод человека добавляет особых полномочий и определенных требований к деятельности органов государственной власти на всех уровнях. Главный вывод исследования состоит в том, что важнейшим элементом государственно-правового механизма соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также их гарантия и защита является наличие в государстве института ограничений прав человека, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, законность, верховенство права, правовое государство, ограничение прав и свобод человека и гражданина, гарантии реализации прав человека, международные правовые стандарты в области соблюдения прав человека.
Для обеспечения законодательно закреплённого правового механизма защиты прав и свобод человека и гражданина необходимо соблюдение в Российской Федерации основ демократического правового государства. Реализуя этот механизм в обществе, государство затрагивает все сферы жизнедеятельности людей. Основным звеном этого механизма можно назвать принцип ограничения прав и свобод человека и гражданина, который при соблюдении правомерности позволяет найти компромиссное решение при разрешении спорных ситуаций во взаимоотношениях человека и государства.
Законное соблюдение и обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина является важным элементом в системе наук конституционного права, называемым институтом ограничений прав и свобод человека и гражданина. Актуальное исследование и определение правовой позиции прав человека и гражданина прослеживается не только в России, но и в большинстве государств мирового сообщества. Нужно отметить, что в зависимости от разных факторов, таких как исторические, религиозные, правовые, разные государства не всегда использовали правовые рамки для соблюдения прав человека. Но тем не менее наличие института законного ограничения прав и свобод человека и гражданина говорит не только о демократическом государстве, но и о создании государством возможности реализации этих прав и гарантию их защиты. В свою очередь ограничивая эти права человека и гражданина, государство тем самым имеет возможность их обеспечивать.
Основной целью исследования является установление характера и раскрытие содержания понятия ограничения прав и свобод человека и гражданина, выявление их места в общей системе государственно-правовых механизмов для их обеспечения, определение правовых целей применения их органами государства ограничений прав граждан.
В Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определены как наивысшая ценность, определяющие важнейшие принципы деятельности органов государственной власти. Закрепление в Основном Законе государства основных положений о месте и роли прав и свобод человека в системе правоотношений общества основывается на принципе обеспечения этих прав и свобод, определяющем способы осуществления своей деятельности органов публичной власти и их должностных лиц. Следует отметить, что «действие этого основополагающего
5 -о
сз ж
■с
принципа предполагает защиту всей системы прав и свобод человека и гражданина: личных (гражданских), политических, социальных, экономических, культурных и др.» [4, с. 5-6].
Важной и актуальной задачей для государства является создание полноценного способа обеспечения механизма гарантий политических, экономических, социальных и других прав гражданина [2, с. 7-11]. Основным элементом правового государства, признающим верховенство и неукоснительное соблюдение закона на всей его территории и распространяющее свое правовое действие на всех субъектов права, является гарантия соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Политические гарантии прав человека ограничены действующим политическим режимом в государстве. Только государства с демократическим режимом правления могут в полной мере обеспечивать права своих граждан. Равно как и наоборот, как можно говорить о соблюдении прав и свобод человека в стране, если способы и методы осуществления власти в нем не всегда законны, даже если и закреплены законодательством. Разные исторические этапы развития России в этом плане могут быть примером такого явления.
Экономические гарантии прав и свобод человека также являются важным элементом, влияющим на реализацию этих прав. Ведь только в по-настоящему экономически развитом государстве с экономическими ресурсами есть возможность реально обеспечить реализацию прав и свобод индивидов, не только в социально-экономическом разрезе.
Не мало важна и духовная составляющая гарантий обеспечения прав и свобод человека. Чем более развитый в государстве уровень развития общества, в том числе и культурный, и правовой, тем больше каждый гражданин чувствует себя в безопасности, как элемент этого общества.
Одними из важнейших гарантий можно назвать юридические гарантии прав гражданина, поскольку именно они являются главным обеспечивающим механизмом соблюдения прав и свобод человека, закрепленных в законодательстве. Наличие и соблюдение государством юридических гарантий позволяет гражданам реализовывать принадлежащие им права и свободы, а в случаях их нарушений гарантировать их защиту. Одним из объективных звеньев, входящих в систему юридических гарантий являются правовые ограничения прав и свобод человека. Не смотря на свою естественно-правовую природу происхождения, гарантии прав человека и гражданина нельзя рассматривать как неприкосновенные и не подлежащие никакому ограничению, даже в демократическом правовом государстве [5, с. 9-12]. Это может привести к нарушению установленных в обществе нормативных правоотношений между людьми — и государством. И поэтому наличие и закрепление 2 государством легальных ограничений прав и своЯ бод граждан позволяет обеспечивать нормальное ° функционирование всех сфер жизнедеятельности 2 общества.
Стоит отметить, что в особую категорию, выделяемую наукой конституционного права, относят абсолютные (неограниченные) права человека. К ним относятся право на жизнь, неприкосновенность, честь, достоинство, безопасность, право частной собственности, на труд, отдых и другие. Однако законодательством установлено, что соблюдение этих прав у одного субъекта права не должно ограничивать или нарушать права и свободы других индивидов. К основным признакам этих прав относятся их неотделимость от личности, неограниченный характер, обязательность для соблюдения неограниченным кругом лиц и т.д.
В науке конституционного права нет единого толкования к пониманию сущности этих прав, ввиду многообразия подходов и мнений авторов. К примеру, К.К. Гасанов и А.В. Стремоухов выделяют следующие признаки абсолютных прав: «принадлежность человеку от рождения; неотчуждаемость, невозможность отделения от человека; неограниченность действия прав; монопольная возможность человека действовать в своих законных интересах, с которой напрямую связана обязанность неопределенного круга лиц воздерживаться от деяний, ущемляющих абсолютные права» [3, с. 164-173].
По мнению А. А Троицкой: «абсолютные права -это права, реализация которых не может быть поставлена в зависимость от результатов балансирования их с аналогичными или другими социальными благами... права, не подлежащие ограничению на основе требований принципа пропорциональности независимо от того, какие цели противостоят им» [8, с. 45-69].
Данное трактование понятия абсолютных прав также показывает, что все правомерные ограничения прав и свобод граждан, реализуемые в демократическом правовом обществе, должны отвечать главной целей соблюдения баланса интересов носителя таких прав и общества, или государства в целом. Конечно, соблюдение принципа ограничения прав человека может быть ограничено, когда оно противоречит непосредственному назначению и цели самого права. Ведь гражданин, являясь часть общества, реализует свои провозглашенные и охраняемые государством права и свободы взаимодействуя с другими субъектами права. Соответственно и реализация принадлежащих ему прав и свобод не должна ограничивать права и интересы других участников правоотношений, не нанося им ущерб, в пределах, установленных законом. Данный принцип закреплен в ст. 55 Конституции Российской Федерации [10].
Ограничения прав человека и гражданина являются важнейшим правовым механизмом, регулирующим общественные отношения, возникающие и развивающиеся на всех этапах исторического развития государства [7].
Одним из важных механизмов, обеспечивающих правомерное поведение субъектов общества и сдерживающим факторов от неправомерных действий является ограничение прав человека
и гражданина. Для этого выделяются две основные цели их применения - социальная и юридическая.
К социальным целям относятся регулируемые законодательством действия государства по обеспечению стабильного функционирования и развития общества, пресекающие уполномоченными органами власти возникающие угрозы срыва конституционного строя государства, жизни и здоровья, правам и свободам всех граждан [1, с. 57-62].
Юридические цели ограничений прав человека и гражданина решают две крупные задачи, одна из которых состоит в профилактике, предупреждению противоправного поведения субъектов права, а вторая состоит в стимулировании и реализации способов поощрения социально-полезного и правомерного поведения граждан.
Во многих странах мира ограничения прав граждан являются необходимым сдерживающим механизмом их обеспечения. Правомерные ограничения прав и свобод граждан как один из основных способов их обеспечения закреплен во многих международных нормативно-правовых стандартов в области прав человека, признаваемых как часть правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). К примеру, Всеобщая декларация прав человека закрепляет исключительно законодательный уровень ограничения прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом...» (п. 2 ст. 29) [11].
Конституционное закрепление ограничений прав и свобод человека и гражданина является юридической базой для установления соответствующих ограничений в федеральном законодательстве [6, с. 62-66].
В рамках классификации видов ограничений выделяются общие и специальные ограничения прав и свобод человека. Примером общих ограничений можно назвать локальные ограничения, которые накладываются на определённых участников правоотношений в обычной жизнедеятельности общества. Реализуются такие ограничения в форме правовых обязанностей гражданами, лицами без гражданства и иностранцами, проживающими и/или имеющими вид на жительство в российской Федерации. Также к общим ограничениям относятся такие виды ограничений, накладываемых отраслевым законодательством. К примеру, ограничение судебным решением дееспособности человека в силу умственной или душевной болезни, либо в случае совершения им противозаконных противоправных действий; ограничения, накладываемые на лиц, которые занимают определенные должности (носителей специального правого статуса).
К специальным ограничениям прав человека относятся ограничения, накладываемые на права и свободы граждан в условиях введения специальных правовых режимов военного, чрезвычайного положения, правового режима контртеррористиче-
ской операции, правового режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
При введении государством конкретного вида ограничений прав и свобод человека и гражданина у правоприменителя и органов государственной власти должно быть чёткое закрепление в законодательстве границы между ограничением прав человека и их возможным нарушением, и превышением полномочий. Эта граница может быть стёрта, как показывает нам историческое развитие нашего государства. К сожалению, иногда, как показывает практика прослеживается отсутствие необходимого равновесного баланса между взаимоотношениями человека и чиновника как должностного лица государства, и такие взаимоотношения выстраиваются с позицией власти со стороны должностных лиц. Таким образом, государству необходимо пресекать такие действия и в полной мере обеспечивать гарантию защиты прав, при условии их ограничений.
Н.М. Карамзин или М.Е. Щедрин сказали, что: «строгость законов Российской империи компенсируется необязательностью исполнения таковых» [9, с. 31]. Данное выражение является актуальным и применимо и к современной России. По своей природе это также касается и реализации на практике ограничений, накладываемых государством на тех или иных субъектов правоотношений. Ведь тогда это противоречит основным принципам правового государства. Ведь даже в XIX в. Жермене де Сталь сказал, что: «самое развращенное сочетание - это сочетание жестокого закона с благодушием исполнения» [9, с. 37-40].
В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что перед государством стоит важная задача по нахождению компромисса между обеспечением реализации и гарантией защиты прав и свобод человека и гражданина и необходимым законным ограничением этих прав в силу различных обстоятельств для наиболее достойного и комфортного функционирования жизнедеятельности общества и каждого её гражданина, в частности. Такую важную, но и сложную в исполнении задачу государство может осуществить с помощью закрепленных принципов, которые взяла на себя Россия, провозгласив их в Конституции Российской Федерации.
Литература
1. Бабурин С.Н. Международно-правовое и конституционное отражение нарастающего кризиса гуманизма // Международные пакты о правах человека: ценностные характеристики: матер. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т.А. Сошникова, Н.В. Колотова. М., 2016.
2. Бутылин В.Н. Институт государственно- пра- 5 вовой охраны конституционных прав и свобод д граждан // Право и власть. 2002. N0 2. Ч
3. Гасанов К. К., Стремоухов А.В. Абсолютные К права человека и ограничения прав // Известия § высших учебных заведений. Серия: Правове- А дение. 2004. N0 1 (252). А
4. Лукашева Е.А. Эффективность защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994.
5. Малахов В. П., Лановая Г.М. Естественное право как источник конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2017. No 5.
6. Подмарев А.А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина: конституционные основы и правовые позиции Конституционного Суда России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. No 4 (72).
7. Права человека: учебник / отв. ред. Е.А. Лукашева. 3-е изд., перераб. М., 2015.
8. Троицкая А.А. Пределы прав и абсолютные права: за рамками принципа пропорциональности? Теоретические вопросы и практика Конституционного Суда РФ // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. No 2.
9. Энциклопедия ума, или Словарь избранных мыслей авторов всех народов и всех веков: сост. по фр. источникам и пер. Н.П. Макарова. СПб., 1878 г.
10. Конституция Российской Федерации: офиц. текст // СЗ РФ. 2020. No 11. Ст. 1416.
11. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс]. URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
APPLICATION OF THE PRINCIPLE OF RESTRICTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS IN RUSSIAN LEGISLATION
Kutsenko O.V.
Moscow Aviation Institute
The relevance of the study is due to the fact that human and civil rights and freedoms occupy an important place in the system of legal relations, enshrined in the provisions of the Constitution of the Russian Federation and proclaiming their value and protection as the most important principle operating in society and the state. In many international legal documents, this principle is enshrined and is dominant. The proclamation of the highest value of human rights and freedoms adds special powers and certain requirements to the activities of public authorities at all levels.
The main conclusion of the study is that the most important element of the state-legal mechanism for the observance of human and civil rights and freedoms, as well as their guarantee and protection, is the existence in the state of the institution of restrictions on human rights enshrined in the Constitution of the Russian Federation. The analysis of the mechanism of implementation of restrictions on human and civil rights carried out as a result of the study shows that in any civilizational society and a state governed by the rule of law, it is necessary to find a balance between respect for the legitimate rights and interests of a person and a citizen and their possible restriction for the safe existence of existing legal relations in society.
Keywords: human and civil rights and freedoms, legality, rule of law, rule of law, restriction of human and civil rights and freedoms, guarantees of the realization of human rights, international legal standards in the field of human rights.
References
1. Baburin S.N. International legal and constitutional reflection of the growing crisis of humanism // International Covenants on Human Rights: value characteristics: mater. international scientific and practical conference / ed. by T.A. Soshnikova, N.V. Kol-otova, M., 2016.
2. Butylin V.N. Institute of State and Legal Protection of Constitutional Rights and Freedoms of Citizens // Law and Power. 2002. No 2.
3. Hasanov K. K., Stremoukhov A.V. Absolute human rights and restrictions of rights // Izvestia of higher educational institutions. Series: Jurisprudence. 2004. No 1 (252).
4. Lukasheva E.A. Effectiveness of human rights protection: political, economic, socio-psychological aspects // The Constitution of the Russian Federation and the improvement of human rights protection mechanisms. M., 1994.
5. Malakhov V. P., Lanova G.M. Natural law as a source of constitutional law // Constitutional and municipal law. 2017. No 5.
6. Podmarev A.A. Restriction of human and civil rights and freedoms: constitutional foundations and legal positions of the Constitutional Court of Russia // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No 4 (72).
7. Human rights: textbook / ed. by E.A. Lukasheva. 3rd ed., perer-ab. M., 2015.
8. Troitskaya A.A. Limits of rights and absolute rights: beyond the principle of proportionality Theoretical issues and practice of the Constitutional Court of the Russian Federation // Comparative Constitutional Review. 2015. No 2.
9. Encyclopedia of the mind, or Dictionary of selected thoughts of authors of all peoples and all ages: comp. according to French sources and N.P. Makarov lane. St. Petersburg, 1878.
10. The Constitution of the Russian Federation: ofic. text // SZ RF. 2020. No. 11. Article 1416.
11. Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948) [Electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
СЧ CO