Научная статья на тему 'ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ'

ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВ И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ / СВОБОДА / РАВНОПРАВИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Раасов Рустам Романович

В статье затронута проблематика дефиниции «общечеловеческие ценности» в аспекте их институциональных связей с правами и свободами индивида. В работе с помощью сравнительно-правового и исторического метода продемонстрирована динамика развития таких категорий как личность, свобода, равенство в образе имплицитных источников концептуальной составляющей прав и свобод человека и гражданина. В статье также затронут вопрос имплементации идеи общего блага в отечественной конституционной доктрине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL RIGHTS AND FREEDOMS IN THE ASPECT OF INSTITUTIONAL TIES WITH UNIVERSAL VALUES

The article touches upon the problems of the definition of «universal values» in the aspect of their institutional relations with the rights and freedoms of the individual. In the work, using the comparative legal and historical method, the dynamics of the development of such categories as personality, freedom, equality in the image of implicit sources of the conceptual component of human and civil rights and freedoms is demonstrated. The article also touches upon the issue of the implementation of the idea of the common good in the domestic constitutional doctrine.

Текст научной работы на тему «ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 342.72/.73

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-213-216 NIION: 2015-0066-6/22-562 MOSURED: 77/27-011-2022-06-761

Права и свободы личности в аспекте институциональных связей с общечеловеческими ценностями

Рустам Романович Раасов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

pulbar@mail.ru

Аннотация. В статье затронута проблематика дефиниции «общечеловеческие ценности» в аспекте их институциональных связей с правами и свободами индивида. В работе с помощью сравнительно-правового и исторического метода продемонстрирована динамика развития таких категорий как личность, свобода, равенство в образе имплицитных источников концептуальной составляющей прав и свобод человека и гражданина. В статье также затронут вопрос имплементации идеи общего блага в отечественной конституционной доктрине.

Ключевые слова: Конституция, общечеловеческие ценности, прав и свободы личности, свобода, равноправие, политическая власть

Для цитирования: Раасов Р. Р. Права и свободы личности в аспекте институциональных связей с общечеловеческими ценностями // Вестник экономической безопасности. 2022. № 6. С. 213-216. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-213-216.

Original article

Individual rights and freedoms in the aspect of institutional ties with universal values

Rustam R. Raasov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia,

pulbar@mail.ru

Abstract. The article touches upon the problems of the definition of «universal values» in the aspect of their institutional relations with the rights and freedoms of the individual. In the work, using the comparative legal and historical method, the dynamics of the development of such categories as personality, freedom, equality in the image of implicit sources of the conceptual component of human and civil rights and freedoms is demonstrated. The article also touches upon the issue of the implementation of the idea of the common good in the domestic constitutional doctrine.

Keywords: Constitution, universal values, individual rights and freedoms, freedom, equality, political power

For citation: Raasov R. R. Individual rights and freedoms in the aspect of institutional ties with universal values. Bulletin of economic security. 2022;(6):213-6. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-213-216.

Если обратиться к философской доктрине, то в качестве понятия «ценность» можно увидеть некую форму отношения людей к культурной составляющей социума, без осознания которой невозможно прогнозирование и построение счастливого будущего, а также текущая ценностная ориентация вместе с реализацией исторической памяти народа [6, с. 1001].

Понятие «ценность» можно рассматривать в двух ракурсах, как предметную составляющую материальной культуры и как субъектную ценность. В первом случае ценность рассматривается как объект материального мира, а во втором, как культурный гипотетический феномен, осуществляющий свое бытие в рамках обще-

ственного сознания. Именно в плоскости анализа субъектных ценностей в этой статье и пойдет речь.

Исследуя дефиницию «общечеловеческие ценности», необходимо отметить, что в нашей стране она получила должное концептуальное развитие с началом десоветизации российского общества. Сам указанный термин выступил в качестве антипода существовавшей классовой концепции и идеям марксизма, выражая демократические, прогрессивные идеалы [3, с. 9]. В настоящее же время, гуманистическая направленность исследуемой категории выступает тем индикатором, который демонстрирует цивилизационный уровень развития общества и государства в рамках демократической

© Раасов Р. Р., 2022

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

концепции выстраивания социальных связей и взаимоотношений в схеме личность-общество-государство.

В этой связи, соотносить общечеловеческие ценности с иными ценностями можно сквозь призму общечеловеческого блага, идея которого должна быть свободна от каких бы то ни было пристрастий, будь то религия, политика, национальные интересы. Общечеловеческие ценности выступая таковыми несут в себе динамические характеристики прогресса человеческой цивилизации в плоскости их основополагающих ниторационных характеристик универсальной гуманистической категории. Тем не менее, ведя речь о ценности, как философской категории, мы не можем избежать анализа некоторых субъективных качеств, которые имеют место при ее правовом бытие, так как ценности как таковые всегда характеризуются определенной степенью антропоцен-тричности. Так, общечеловеческими ценностями являются жизнь, свобода, счастье, при том что указанные позиции выступают признанными мировым сообществом категориями, замыкающимися на определении роли человека в мире, культуре, цивилизации.

Важную роль в развитии категории «общечеловеческие ценности» сыграла естественно-правовая концепция. Именно эту прочную связь двух ключевых юридических категорий мы хотим проанализировать, усматривая в этом основную цель настоящей работы.

Анализируя категорию «общечеловеческие ценности», нельзя не отметить, что ее понимание окрашено в плюралистическую тональность, а концептуальный спектр ее осмысления доходит до нескольких десятков позиций, среди которых фигурируют не только человеческое достоинство, но и профессиональная честь, а также бережное отношение к историко-культурному наследию. В плоскости рассмотрения отечественного понимания сущности ценностей можно увидеть достаточно интересную классификацию, которая градирует эту категорию через концептуальное трио - личных, профессиональных и государственных ценностей.

Такое достаточно широкое осмысление ценностей, по нашему мнению, не позволяет в полной мере уяснить их природу, так как общечеловеческие ценности не могут быть окрашены в корпоративные, субъективные или национальные тона, по причине их универсальной значимости для всей человеческой цивилизации. Вместе с тем, широкий подход к пониманию сущности общечеловеческих ценностей идейно размывает эту, безусловно, точную и важную для юридической науки категорию, которая обладает значимостью не только общекультурной, но и специально-юридической. Более выверенную в концептуальном аспекте позицию дает О. В. Марты-шин видя в общечеловеческих ценностях ряд понятий, которые обладают универсальным для всех значением. Автор, в категорию общечеловеческих ценностей включает справедливость, равенство, свободу и ряд иных значимых для нормальной жизнедеятельности социума понятий, таких как демократия, солидарность, безопас-

ность и пр. [8, с. 9]. Стоит отметить, что важнейшая триада, имеющая значение для всей правовой науки -свобода, равенство и справедливость выступили теми столпами, которые поддерживали и поддерживают весь буржуазно-демократический политический концепт от начала эпохи буржуазных революций, до настоящего времени [7, с. 6].

Рассматривая понятие «общечеловеческие ценности» с философских позиций не трудно увидеть, что эта категория принимает оттенок ценностей абсолютных, которые выступают синтезирующим элементом, объединяя человечество [2, с. 676]. Вместе с тем, современная реальность в высшей степени актуализирует категорию общечеловеческих ценностей не столько через ее философское осмысление, сколько через призму политики и права, а также конституционной доктрины. В этой связи небезынтересен тезис Э. Фрома о том, что коллективный интерес постепенно подчиняет себе интерес частный, а процесс бюрократизации общества нивелируют личность человека обезличивая и ценности, лишая их гуманистических характеристик [11, с. 150]. В этой связи, общечеловеческие ценности как правовой и политический феномен могут обеспечить реализацию принципа социальной солидарности через имплементацию гуманистических идеалов в рамках общего смыслового знаменателя указанной правовой категории. Так, первым шагом в этом направлении может стать такое иерархическое построение этой категории, которое позволит считать точкой правового и политического отсчета человеческую личность и ее интересы, как главную общечеловеческую ценность. Именно подобную тенденцию демонстрирует Основной Закон страны (ст. 2), где именно человек, его права и свободы выступают высшей ценностью, а их гарантирование является первоочередной обязанностью публичной власти. Здесь можно пойти дальше, выдвинув гипотезу, что не просто человеческая личность является тем стержнем общечеловеческих ценностей, но прежде всего жизнь индивида, а он сам ни в коем случае не может рассматриваться как средство достижение каких-либо целей.

Решить проблематику гуманистической детерминации общечеловеческих ценностей пытались многие философы. Так, Джон Мильтон отстаивал идею народного суверенитета, реализовать который возможно через общественный договор, в котором будет отражена общая цель [9, с. 79]. В свою очередь Альтузий в концепции общественного договора видел возможность гарантировать социальную автономию в рамках общечеловеческих ценностей [5, с. 70]. Так или иначе, проблематика общечеловеческих ценностей замыкается на нескольких направлениях: свободе личности, равноправии, правах человека.

Анализируя свободу, как основной структурный элемент системы общечеловеческих ценностей, необходимо сказать, что она выступает в качестве возможности личности действовать по своему усмотрению в сво-

214

Вестник экономической безопасности

№ 6/2022

JURISPRUDENCE

их интересах без какого-либо принуждения со стороны. Свободу можно связывать с субъективным правом человека и наличествующей возможности диспозитивности его поведения. Подобный подход превалирует и в Конституции США и Французской Декларации 1793 года, где зафиксирован тезис о том, что человек рождается свободным и равным в правах. При этом, нормируется и обязанность человека не вредить своими действиями другим. В то же время, Конституция РФ гарантирует человеку свободу передвижения и целый спектр иных диспозитивных возможностей. Можно согласиться с Б. Н. Чичериным в том, что свобода выступает в образе реализации индивидуального начала потому что именно в ней выражается самостоятельность личности [10, с. 75]. По сути, между свободой личности и субъективными правами человека можно провести прямую параллель.

Ведя речь о равноправии, мы говорим прежде всего об идеалах справедливости. Не случайно лозунгом буржуазных революций, борющихся с абсолютизмом и сословными привилегиями, выступила политическая триада - свобода, равенство, братство. Постепенно, равенство концептуально оформлялось в равноправие, то есть формальное равенство, так как равенство фактическое в природе невозможно. Именно равноправие можно считать одним из важнейших конституционных принципов. Так, ст. 19 Конституции РФ нормирует равенство прав и свобод человека, а также равенство перед законом и судом независимо от характеристик личности, таких как образование, пол, возраст, национальность и пр. В этой связи, равноправие выступает важнейшим структурным элементом обширной категории «общечеловеческие ценности».

Еще одной важнейшей дефиницией, структурирующей категорию общечеловеческих ценностей являются права человека. Трудно возразить И. Канту, который видит в правах человека категорию священную и абсолютную [4, с. 461]. Кроме того, что права человека выступают ключевой идеей и движущей силой естественно-правовой концепции, они является еще и основанием различения позитивного и естественного права. Как лапидарно выразился Жан Боден «правом люди пользуются не зависимо от чьего то желания» [1, с. 160]. Сама концепция неотъемлемых прав человека является ключевой во всех без исключения право-порядках, идейно оформляя нормативную регуляцию, окрашивая ее в демократические тона. При этом нельзя забывать, что излишняя абсолютизация субъективных прав, а также намеренное игнорирование кластера личностных долженствований может повредить структуру социальных связей, нарушив социальную стабильность и создав угрозу общественной безопасности. Подобную ситуацию можно наблюдать в странах западных демократий, когда граждане не просто злоупотребляют своими субъективными правами, но и прямо нарушают правовые нормы под прикрытием правозащитных лозунгов.

В заключение статьи необходимо сделать ряд выводов и обобщений. Права и свободы личности в аспек-

те институциональных связей с общечеловеческими ценностями концептуально подводят нас к идеи о том, что в рамках отечественного национального правопорядка необходима национальная идея, которая будет доминировать в качестве ведущего принципа правового регулирования. Такая ключевая идея должна быть сконцентрирована в рамках общечеловеческих ценностей, которые были бы напрямую связаны с правами и свободами человека и гражданина, но не доходили бы до их абсолютизации и излишней акцентуации на субъективном праве, без учета интересов общества и государства и реализации юридических обязанностей, как важнейшего структурного элемента правового статуса личности.

Список источников

1. Баязитова Г. И., Митюрева Д. С. В преддверии рождения государства: язык, право и философия в политической теории Жана Бодена. Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2012. 240 с.

2. Виндельдбанд В. Избранное. Дух истории / пер. с нем. М. : Юрист, 1995. 687 с.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: [Сборник]: Пер. с англ. и фр. / Составители Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева; Ввод. ст. Ю. А. Шрей-дера. М. : Прогресс, 1990. 495 с.

4. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. М. : Издательская Фирма АО «Ками», 1993. 586 с.

5. Каракулян Э. А. Идея субсидиарности в истории правовых учений: личность, общество, государства (теоретико-правовой анализ): дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004. 219 с.

6. Кемеров В. Е. Современный философский словарь. Лондон-Париж-Москва : «ПАНПРИНТ», 1998. 1064 с.

7. Кравченко И. И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. № 2. С. 3-16.

8. Мартышин О. В. Проблема ценностей в теории государства и права // Государство и право. 2004. № 10. С. 5-14.

9. Мильтон Дж. Потерянный рай. М. : Антология мировой литературы, 2002. 256 с.

10. Чичерин Б. Н. Собственность и государство. СПб. : РХГА, 2005. 824 с.

11. Фромм Э. Душа человека. Сб.: Пер. с англ. / Э. Фромм. М. : ООО «Издательство ACT», 2004. 572 с.

References

1. Bayazitova G. I., Mityureva D. S. On the eve of the birth of the state: Language, law and philosophy in the political theory of Jean Bodin. Tyumen : Tyumen State University Publishing House, 2012. 240 p.

2. Windeldband V. Favorites. The spirit of history / translated from German. M. : Lawyer, 1995. 687 p.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

3. Global problems and universal values: [Collection]: Translated from English and French / Compiled by L. I. Vasilenko, V. E. Ermolaeva; Introduction by Yu. A. Schrader. M. : Progress, 1990. 495 p.

4. Kant I. Works in German and Russian. Vol. 1. M. : Publishing Company JSC «Kami», 1993. 586 p.

5. Karakulyan E. A. The idea of subsidiarity in the history of legal doctrines: personality, society, states (theoretical and legal analysis): Dis. ... Cand. of Legal Sciences. N. Novgorod, 2004. 219 p.

6. Kemerov V. E. Modern philosophical dictionary. London-Paris-Moscow : «PANPRINT», 1998. 1064 p.

7. Kravchenko I. I. Political and other social values // Questions of philosophy. 2005. No. 2. P. 3-16.

8. Martyshin O. V. The problem of values in the theory of state and law // State and Law. 2004. No. 10. P. 5-14.

9. Milton J. Paradise Lost. M. : Anthology of World Literature, 2002. 256 p.

10. Chicherin B. N. Property and the state. SPb. : RHGA, 2005. 824 p.

11. Fromm E. The soul of man. Sat.: Translated from English / E. Fromm. M. : LLC «Publishing House ACT», 2004. 572 p.

Информация об авторе Р. Р. Раасов - сотрудник Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author R. R. Raasov - Employee of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 29.11.2022; одобрена после рецензирования 09.12.2022; принята к публикации 19.12.2022.

The article was submitted 29.11.2022; approved after reviewing 09.12.2022; accepted for publication 19.12.2022.

Актуальные проблемы теории государства и права. Под ред.

A. И. Клименко, М. М. Рассолова ; под общ. ред. В. П. Малахова,

B. В. Оксамытного. Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. 351 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Исследуются проблемы предмета и методов теории государства и права, новые теоретические аспекты происхождения права и государства, проблемы государственной власти в условиях глобализации, признаки, типология, строение и функции современного государства.

Рассматриваются сущность и парадигмы права, новые подходы к формам, правотворчеству и систематизации нормативно-правовых актов, а также вопросы теории правоотношений, реализации, толкования норм права и ответственности в демократическом обществе.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, всех интересующихся проблемами развития государства и права.

Magister

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Классический учебник Четвертое издание

216

Вестник экономической безопасности

№ 6/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.