Вестник Прикамского социального института. 2022. № 2 (92). С. 14-20. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 2 (92). P. 14-20.
Научная статья УДК 340
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Виктория Викторовна Соловьёва
Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Липецк, Россия, viktoriya-solove@list.ru
Аннотация. Статья посвящена отдельным проблемам прав человека в условиях глобализации. Ключевые слова: права и свободы человека, глобализация, социальное равенство Для цитирования: Соловьёва В. В. Права человека в контексте глобализации // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 2 (92). C. 14-20.
Original article
HUMAN RIGHTS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION Viktoriya V. Solovyovа
Lipetsk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk, Russia, viktoriya-solove@list.ru
Abstract. The article is devoted to individual problems of human rights in the context of globalization. Keywords: human rights and freedoms, globalization, social equality
For citation: Solovyovа V. V. Human rights in the context of globalization. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 2 (92). Pp. 14-20. (In Russ.).
Глобализация представляет собой преимущественно экономический процесс, однако те вызовы, которые она бросает человечеству, выходят далеко за пределы экономики. Сам процесс глобализации, как отмечают практически все исследователи, является противоречивым явлением. С одной стороны, она открывает новые возможности для развития, позволяет эффективней использовать ресурсы и преимущества международного разделения труда. Глобализация способствовала интенсификации демократических процессов в различных регионах мира: за последнюю четверть ХХ в. более ста стран покончили с диктаторскими или однопартийными режимами. Правительства многих государств пересмотрели свое отношение к международным пактам по правам человека: к 2000 г. основные документы в области прав человека (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка) были ратифицированы почти половиной государств.
© Соловьёва В. В., 2022
В. В. Соловьёва
15
С другой стороны, глобализация обнажает и обостряет существующие в мире противоречия и конфликты, создает новые угрозы безопасности человека, что не может не сказываться на положении в области прав человека. Официальное одобрение соответствующих международных норм часто носит формальный характер, одной из причин этому является различие в ценностных установках разных типов сообществ.
Современные представления о правах человека сложились в рамках либеральных учений, базовыми ценностями которых были свобода личности и предпринимательства, гражданское равенство, представительное правление. Однако даже в рамках западной системы ценностей существует различие в понимании политики защиты прав человека между США и Европой. Современный немецкий философ Юрген Хабермас в связи с этим отмечает: «США практикуют глобальное соблюдение прав человека как национальную миссию мировой державы, которая преследует эту цель, предпосылая ей политику с позиции силы. Большинство правительств стран-участниц Европейского союза понимают под политикой защиты прав человека проект сплошного насыщения правом международных отношений, который уже сегодня изменяет параметры политики с позиции силы» [1].
То, что представляется нормой с точки зрения либерального правосознания, не обязательно воспринимается так же в других системах политических ценностей, сформированных в иной социокультурной среде. Стремление развитых западных стран навязать права человека в их западнической трактовке, зачастую пренебрегая нормами международного права, насаждая, как утверждает Ю. Хабермас, «интервенционистскую политику защиты прав человека» [1] (многим памятен плакат, на котором Джордж Буш на фоне боевых ракет указывает пальцем на вас: «Вы еще не верите в нашу демократию? Тогда мы летим к вам!»), не может не вызывать противодействия и воспринимается в остальном мире как форма экспансии. Это особенно характерно для мусульманских стран и этнических общностей. Рост национального и религиозного фундаментализма, межэтнические конфликты и неутихающие гражданские войны - яркое тому свидетельство. Религиозные организации от требований «прощения» долгов странам третьего мира перешли к критике неолиберальной экономической модели. Антиглобалистские организации призывают к упразднению Всемирного банка и Международного валютного фонда.
Между тем изменения происходят и в среде активных адептов глобальной неолиберальной политики: Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Всемирный экономический форум, говоря словами Наоми Кляйн, «перестали отрицать, что их модель глобализации не привела к обещанным результатам, и теперь заняты - по крайней мере, сообщают об этом в своих публичных заявлениях - парадоксами долгового рабства, пандемией СПИДа и судьбой миллиардов людей, не вовлеченных в мировую экономику» [2, с. 268].
Из выявившегося противоречия между принципами невмешательства во внутренние дела суверенных государств и обязательства членов ООН уважать неотчуждаемые права человека возникла доктрина «гуманитарного вмешательства», исходящая из представления о миропорядке, основанном на космополитическом, «мирогражданском праве» [1]. Но мир еще далек от такого миропорядка, а навязать его силой невозможно. Странам, берущим на себя миссию «гуманитарного вмешательства», не удается избежать двойных стандартов, и на деле за красивыми словами часто скрываются чьи-то геополитические интересы. Однако из этого не следует максима, что нужно оставить жертвы их палачам. Мировое сообщество не может оставаться равнодушным ни к фактам нецивилизованного поведения властей, подвергающим жестоким репрессиям собственных граждан, ни к действиям тер-
рористов, посягающих на жизнь мирных людей разных стран. «Террористическое целевое отчуждение государственного насилия превращает гражданскую войну в привычном смысле этого слова в преступления против больших масс людей. Если нет другого выхода, демократические соседние страны обязаны незамедлительно оказать легитимную с точки зрения международного права вынужденную помощь» [1]. Силовое вмешательство при этом должно осуществляться на основе законных и универсальных принципов, т. е. под эгидой ООН. Как подчеркивает Ю. Хабермас, «несформированность мирогражданского состояния требует от политиков особой чувствительности. Уже существующие институции и процедуры являются единственными наличными средствами проверки правильности или ложности суждений той стороны, которая стремится действовать во имя миропорядка в целом» [1].
В контексте глобализации специального внимания требует вопрос об экономических, социальных и культурных правах, т. к. именно они являются показателем развития человека. Глобализация сопровождается усилением неравенства в распределении доходов, особенно между странами, и одновременно обостряет осознание неравенства. Мировой рынок вследствие его несовершенства различия между странами не сглаживает, а обостряет. Между «золотым» и «голодным» миллиардами - пропасть в уровне, качестве и образе жизни. ООН считает крайне бедными людей, живущих менее чем на 1 долл. в день. Это порог абсолютной бедности, или нищеты, в которой в настоящее время проживает около 1,4 млрд человек. Бедность является «первопричиной или сопутствующим, отягощающим фактором многих других глобальных проблем, что, естественно, осложняет их решение» [3]. Свыше 800 млн людей в мире страдают от недоедания, 113 млн детей не посещают начальную школу, более 850 млн взрослых не умеют читать и писать, около 1 млрд - не имеют доступа к воде, пригодной для питья, 2,4 млрд - к базовой санитарии. Треть мирового населения до сих пор лишена возможности пользоваться электроэнергией, примерно столько же не имеют доступа к элементарным лекарственным препаратам. Особенно остро эти проблемы стоят в Южной Африке. За последние двадцать лет там было потеряно полмиллиона рабочих мест, ставки заработной платы для беднейших 40 % работающего населения упали на 21 %, плата за воду в бедных регионах выросла на 55 %, а за электричество - до 400 % [2]. Отсутствие чистой, пригодной для питья воды вызвало вспышку холеры, охватившей 100 тыс. человек.
Складывающаяся ситуация несовместима с современными представлениями о правах человека. Массовая нищета, отсутствие работы, элементарного образования, доступа к медико-санитарным услугам с полным основанием стали рассматриваться как отказ в осуществлении прав. Быть бедным означает быть бесправным и уязвимым. Подобное признание, присутствующее теперь в документах ООН, является важным шагом вперед в современном понимании прав человека.
Существующая международная система прав человека отражает условия того мира, в центре которого стояло государство, она плохо приспособлена к новым историческим реалиям. Глобализация породила новые институты, способные влиять на ситуацию с правами человека: транснациональные корпорации (ТНК), мировые финансовые центры, глобальные межправительственные и неправительственные организации.
Фактически глобализация приводит к сдвигу во властных отношениях на мировой арене: власть все больше переходит от публичных к частным структурам, от национальных правительств к ТНК и международным финансовым центрам. Известны случаи, когда некоторые ТНК, действуя на территории развивающихся стран, игнорировали либо грубо нарушали права человека, поддерживали репрессивные режимы и использовали репрес-
сивные методы. Некоторые исследователи считают, что складывающаяся ситуация позволяет говорить о «феномене нового авторитаризма». Решения ТНК, влияющие на судьбы миллионов людей в различных регионах мира, принимаются никем не избранными и не подотчетными демократическим институтам чиновниками нередко в сговоре с коррумпированными местными элитами.
Недостатки рыночной системы, которые на национальном уровне еще могут быть нейтрализованы существующими механизмами государственного регулирования, на наднациональном уровне, где такие механизмы отсутствуют, проявляются с особой остротой. Государства, особенно это касается развивающихся стран, не в состоянии защитить национальную экономику и социально-экономические права своих граждан.
Все это не может не отражаться на правах человека, среди которых особое значение приобретают «права солидарности»: право на развитие, право на жизнь в условиях мира, на экологически чистую окружающую среду, право на общее наследие человечества. Эти права, включая в себя весь комплекс гражданских и социально-экономических прав, являются, таким образом, синтетическими. Их наиважнейшая особенность есть то, что они могут быть осуществлены лишь совместными, всеобщими усилиями и потому требуют деятельного участия граждан, общественных и частных учреждений, государств и международных организаций.
Наиболее активными поборниками «прав солидарности» являются антиглобалисты, чьи акции, по выражению Financial Times, «сотрясают правительства и крупнейшие компании мира». Движение антиглобалистов по своему характеру является транснациональным социальным движением. В нем участвуют сотни тысяч людей, ему сочувствуют миллионы. Антиглобалисты требуют большей прозрачности международных финансовых учреждений, более справедливого распределения доходов, увеличения налогов на экспорт и импорт капитала, включения в торговые соглашения положений, предусматривающих соблюдение норм трудового права и защиты окружающей среды, сокращение внешнего долга для развивающихся стран. По сути, это движение в защиту экономических и социальных прав граждан.
Под давлением мировой общественности правительства ведущих индустриальных стран вынуждены признать наличие в мире проблем, связанных с глобализацией. Так, на юбилейной сессии Генеральной ассамблеи ООН в 2000 г. и состоявшейся в ее рамках встрече глав государств и правительств (Саммите тысячелетия) была принята Декларация тысячелетия - во многих отношениях новаторский документ.
Декларация подчеркивает значение фундаментальных ценностей: права людей жить в достойных условиях, свободных от голода, страха и насилия; равенства прав и возможностей пользоваться благами развития; солидарности; терпимости; уважения к природе. В качестве одной из основных ценностей и задач мирового сообщества названа общая обязанность по управлению глобальной экономикой и социальным развитием, ибо «глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии» [4]. Это важное положение конкретизируется: назначены сроки решения ряда крупнейших социальных и экологических проблем. Так, к 2015 г. предполагалось сократить вдвое долю населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день и страдающего от голода, и долю населения земного шара, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде; обеспечить детям во все мире (как мальчикам, так и девочкам) начальное школьное образование и равный доступ ко всем уровням образования; добиться снижения материнской смертности на три четверти и смертности среди
детей в возрасте до пяти лет на две трети; к 2015 г. остановить распространение ВИЧ/СПИДа; к 2020 г. обеспечить улучшение жизни как минимум 100 млн обитателей трущоб, как это предусмотрено инициативой «Города без трущоб» [4].
Сегодня мы можем констатировать, что определенные успехи в реализации Декларации достигнуты. Однако для осуществления всех поставленных целей не хватает политической воли к действию. Без нее заявленные в этом программном документе цели будут оставаться лишь декларативными, а миллионы людей будут по-прежнему жить в нищете, не имея доступа к базовой инфраструктуре.
Несколько иная картина предстает в докладе Президента Всемирного банка Джима Ен Кима: за последние двадцать лет уровень бедности сократился с 43 до 21 %. Таким образом, «первая из Целей развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия ООН, -сокращение масштабов бедности в два раза - была достигнута за пять лет до намеченного срока» [5]. Группа Всемирного банка, объединяющая 188 стран-членов банка, ставит перед собой достаточно амбициозные цели: покончить с нищетой к 2030 г. и увеличить доходы 40 % беднейших граждан каждой страны.
В преамбуле доклада Amnesty International 2017 г., посвященного правам человека, генеральный секретарь организации Салил Шетти отмечает: «В этом году исполняется 70 лет Всеобщей декларации прав человека, и совершенно очевидно, что никто из нас не может рассчитывать на безусловное соблюдение своих прав. Мы точно не можем рассчитывать на то, что сможем свободно собираться на акции протеста или критиковать наши правительства. Также мы не можем рассчитывать на то, что, когда мы состаримся или станем нетрудоспособными, нам будет доступно государственное обеспечение, что наши дети могут расти в городах с чистым и пригодным для дыхания воздухом, или на то, что молодые люди, закончив учебу, смогут найти работу, которая позволит им купить дом» [6]. Наступление на базовые ценности, лежащие в основе прав человека - признающие достоинство и равноправие всех людей, достигло колоссальных масштабов. Вооруженные конфликты, подпитываемые международной торговлей оружием, по-прежнему приводят к огромным и часто преднамеренным жертвам среди мирного населения в Йемене, Ираке и Сирии. В то же время защита национальной безопасности и борьба с терроризмом служили предлогами для правительств, стремящихся нарушить баланс между государственной властью и индивидуальными свободами. Государства несут непосредственную ответственность за защиту людей от актов насилия, целью которых является устрашение; тем не менее всё чаще они делают это за счет прав человека, а не ради их защиты [6].
В общем оценка влияния глобализационных процессов на реализацию прав человека коренным образом разнится в зависимости от того, кто эту оценку дает: независимые международные организации, представители антиглобалистских кругов или глобальные финансовые институции. В целом же глобализированный мир становится все более поляризованным: на одном полюсе - нищета и бесправие, на другом - вызывающая роскошь, что становится плодородной почвой для социальных и этнических конфликтов, питает международный терроризм. Ликвидация нищеты является не только целью развития человечества, но и одной из центральных задач в области прав человека в XXI в, потому как процесс глобализации отнюдь не обязательно влечет за собой нарушение прав человека. Скорее наоборот, достаточно просмотреть доклад Amnesty International, чтобы выделить страны, где наиболее широко нарушаются права человека: Афганистан, Нигерия, Зимбабве, Северная Корея, Судан. Глобализация едва ли дошла до этих стран.
Всё, чего мы хотим, очевидно: единства общества, защиты окружающей среды, искоренения нищеты, снижения уровня преступности, мирной жизни, личной свободы, равных возможностей для всех. В итоге можно объединить в одно предложение самые известные конституционные девизы на земле: право на жизнь, свобода, равенство, братство и стремление к счастью. Только сегодня, в отличие от XVIII в., недостаточно просто декларировать права и свободы, необходимо добиваться осуществления на деле всех прав человека для всего населения всех стран. Ситуация, складывающаяся в современном мире, требует согласованной политики если не в решении, то хотя бы в смягчении наиболее острых социальных проблем. Политики, способной интегрировать в процесс экономической глобализации человеческое и социальное измерение.
Список источников
1. Хабермас Ю. Зверство и гуманность. Война на границе права и морали [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «Гумер». URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/ Article/Hab_ZvGum.php (дата обращения: 02.05.2022).
2. Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов [Электронный ресурс] // Rebel Studies Library: [сайт]. URL: http://rebels-library.org/fHes/klein_ljudi_protiv_brendov.pdf (дата обращения: 02.05.2022).
3. Иванов Н., Гоффе Н., Монусова Г. Глобализация и бедность [Электронный ресурс] // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 9. С. 29-42. URL: https://publications.hse.ru/ pubs/share/folder/k00mbhxl6r/74969762.pdf (дата обращения: 02.05.2022).
4. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сент. 2000 г. // Организация Объединенных Наций: офиц. сайт. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения: 02.05.2022).
5. Мир без бедности: это в наших силах - речь Президента Группы Всемирного банка Джима Ен Кима в Джорджтаунском университете // Всемирный банк: [сайт]. 2013. 2 апр. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/speech/2013/04/02/world-bank-group-president-jim-yong-kims-speech-at-georgetown-university (дата обращения: 02.05.2022).
6. Amnesty International. Доклад 2017/2018: Права человека в мире [Электронный ресурс] // Amnesty International: [сайт]. 2018. 22 февр. URL: https://www.amnesty.org/en/documents/pol10/6700/ 2018/ru/ (дата обращения: 02.05.2022).
References
1. Khabermas Yu. Zverstvo i gumannost'. Voina na granitse prava i morali [Brutality and humanity. War on the border of law and morality]. Elektronnaya biblioteka «Gumer». (In Russ.). Available at: ttps://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Hab_ZvGum.php (accessed: 02.05.2022).
2. Klyain N. No Logo. Lyudi protiv brendov [No logo. People versus brands]. Rebel Studies Library. (In Russ.). Available at: http://rebels-library.org/files/klein_ljudi_protiv_brendov.pdf (accessed: 02.05.2022).
3. Ivanov N., Goffe N., Monusova G. Globalizatsiya i bednost' [Globalization and poverty]. Mi-rovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2010, no. 9, pp. 29-42. (In Russ.). Available at: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/k00mbhxl6r/74969762.pdf (accessed: 02.05.2022).
4. Deklaratsiya tysyacheletiya Organizatsii Ob"edinennykh Natsii [United Nations Millennium Declaration]. Organizatsiya Ob"edinennykh Natsii. (In Russ.). Available at: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (accessed: 02.05.2022).
5. Mir bez bednosti: eto v nashikh silakh - rech' Prezidenta Gruppy Vsemirnogo banka Dzhima En Kima v Dzhordzhtaunskom universitete [A World Without Poverty: We Can Do It - Speech by World Bank Group President Jim Yong Kim at Georgetown University]. Vsemirnyi bank. 2013. (In Russ.). Available at: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/speech/2013/04/02/world-bank-group-president-jim-yong-kims-speech-at-georgetown-university (accessed: 02.05.2022).
6. Amnesty International. Doklad 2017/2018: Prava cheloveka v mire [Amnesty International. Report 2017/2018: Human rights in the world]. Amnesty International. 2018. (In Russ.). Available at: https://www.amnesty.org/en/documents/pol10/6700/2018/ru/ (accessed: 02.05.2022).
Информация об авторе В. В. Соловьёва — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права, процесса и криминалистики, Липецкий филиал Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Information about the author V. V. Solovyovа - Doctor of Historical Sciences, Full Professor, Professor at the Department of Criminal Law, Process and Criminalistics, Lipetsk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration.
Статья поступила в редакцию 05.09.2022; одобрена после рецензирования 14.09.2022; принята к публикации 15.09.2022.
The article was submitted 05.09.2022; approved after reviewing 14.09.2022; accepted for publication 15.09.2022.