Научная статья на тему 'Права человека и конституционно-правовые основы их ограничения органами внутренних дел в свете действующего международного законодательства'

Права человека и конституционно-правовые основы их ограничения органами внутренних дел в свете действующего международного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1127
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОБОСНОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / PROTECTION OF HUMAN RIGHTS / LAW ENFORCEMENT / HUMAN RIGHTS / CONSTITUTIONAL-LEGAL JUSTIFICATION FOR RESTRICTIONS ON HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хозикова Екатерина Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению некоторых проблем обеспечения прав человека и конституционно-правовых основ их ограничения органами внутренних дел в свете действующего международного законодательства. В заключении автор делает вывод о том, что критерий общепризнанности норм международного права выступает главным критерием аргументации для использования международных положений в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RIGHTS AND THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASES OF THEIR LIMITS BY THE INTERNAL AFFAIRS A UTHORITIES IN THE LIGHT OF APPLICABLE INTERNATIONAL LAW

The article is devoted to some problems of human rights and constitutional limitations to the bodies of internal Affairs in light of current international law. In the conclusion the author makes a conclusion that the criteria of popularity of international law is the main criterion of arguments _ for use of the international provisions in the activities of the bodies of internal Affairs of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Права человека и конституционно-правовые основы их ограничения органами внутренних дел в свете действующего международного законодательства»

Харьков Владимир Николаевич, канд. юрид. наук, доц. каф. гражданского и земельного права, тел.8(4872)-35-71-18, E-mail: [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

PROBLEMS OF REALIZA TION OF THE BASIC PRINCIPLES OF LAND LAW IN THE

JUDICIAL PRACTICE V.N. Kharkov

Based on the analysis of the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the basic principles of land law in the article deals with topical issues of implementation of the principles of land law in the judicial practice.

Keywords: constitutional principles of land law; basic principles of land legislation; implementation of the principles of land law in the judicial practice.

Kharkov V.N., candidate jurid. Sciences, assistant professor of Chair civil and land law of the Faculty of TSU, tel. 8(4872)35-71-18, E-mail: [email protected] (Russia, Tula, Tula State University)

УДК 342.7

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИХ ОГРАНИЧЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СВЕТЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Е.С. Хозикова

Статья посвящена рассмотрению некоторых проблем обеспечения прав человека и конституционно-правовых основ их ограничения органами внутренних дел в свете действующего международного законодательства. В заключении автор делает вывод о том, что критерий общепризнанности норм международного права выступает главным критерием аргументации для использования международных положений в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: защита прав человека, деятельность правоохранительных органов, обеспечения прав человека, конституционно-правовые обоснования ограничения прав человека.

Проблема прав и свобод человека традиционно занимала важное место в науке конституционного права. В последнее время учеными-правоведами все чаще поднимается вопрос об эффективности обеспечения прав человека в современном обществе, так как конституционное закрепление прав и свобод человека как высшей ценности предполагает соответствующие обязанности государства по их защите от преступных посягательств и созданию

необходимых условий для их реализации каждой личностью. Данные положения являются неотъемлемой частью современных концепций правового государства.

Ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы [1]. В этой связи вступление Российской Федерации в Совет Европы объективно предполагает приведение национального законодательства и правоприменительной практики в соответствие с европейскими стандартами. Эффективность реализации норм международного и европейского права на территории Российской Федерации зависит, в том числе, и от степени совершенства национального законодательства. В свою очередь, применение европейских стандартов позволяет формировать внутригосударственное право, так как на его основе вносятся изменения и дополнения в систему российского законодательства.

Положение ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, на основании которого происходит имплементация международно-правовых норм в российское законодательство, иногда вызывает неоднозначную трактовку ученых [2, С. 59-60]. Это связано с тем, что Конституция Российской Федерации не раскрывает понятие «общепризнанные нормы и принципы международного права». Именно поэтому могут иметь место различные трактовки данного термина, что способно негативно влиять на развитие отечественного законодательства. Особую опасность это представляет для деятельности правоохранительных органов, так как данная сфера предполагает наличие четкой регламентации.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда от 10.10.2003 г. № 5 [3], под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. В частности, к общепризнанным принципам международного права относится принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в нормативных правовых актах Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и ее специализированных учреждений.

В этой связи логично предположить, что общепризнанные нормы и принципы международного права должны иметь прямое действие в отношении деятельности правоохранительных органов. Не случайно Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) [4], Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [5], Кодекс Российской Федерации об

административных правонарушениях [6] содержат положения о том, что их нормы основаны на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Дефиниции преступлений, указанные в УК РФ, совпадают с аналогичными нормами международных правовых актов. Уголовное преследование по некоторым видам преступлений, имеющих международный характер, таким как геноцид, терроризм, похищение человека, угон воздушного судна, незаконный оборот наркотиков и другие, регламентировано международно-правовыми договорами [7, 8, 9, 10]. Кроме того, уголовное преследование по отдельным категориям преступлений осуществляется правоохранительными органами во исполнение международных обязательств Российской Федерации.

Так, Российская Федерация является участником Женевских конвенций 1949 года [11, 12, 13 ,14], Международного пакта о гражданских и политических правах [15] и других международных правовых актов, регламентирующих деятельность физических лиц в соответствии с основными положениями о защите прав человека. Именно поэтому значительная часть полномочий органов внутренних дел (далее - ОВД) в уголовно-процессуальной сфере урегулирована в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

В случае, если нормы заключенных Российской Федерацией договоров касаются уголовно-правовых или административно-правовых вопросов, то они не могут действовать на территории Российской Федерации непосредственно, так как на их основе должны приниматься поправки и дополнения в тексты соответствующих нормативных правовых актов путем приятия федеральных законов [16, С. 14-18].

То есть в данном случае следует говорить об опосредованном влиянии норм международного права на российское законодательство в сфере деятельности правоохранительных органов. Тем самым нормы международного права определяют основные положения российской правовой системы, в том числе и для деятельности ОВД. Среди основных из них - право на жизнь, свободу, защита от пыток, жестокого или унижающего достоинство обращения и наказания и другие. Международные акты признают указанные права неотъемлемыми. Вместе с тем в процессе осуществления своей деятельности ОВД вынуждены эти права ограничивать. Подобные ограничения возможны только в строгом соответствии с законом и с соблюдением правовых форм и процедуры.

Так, Всеобщая декларация прав человека установила, что осуществление прав и свобод личности может быть ограничено, но любые ограничения должны устанавливаться законом, причем только в целях удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. При этом осуществление прав не должно противоречить принципам ООН или быть направлено на ограничение каких-либо прав, указанных во Всеобщей декларации прав человека [17].

Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах [18], осуществление прав, указанных в данном нормативном правовом акте, может быть ограничено законом только в той мере, в какой это совместимо с природой указанных прав и исключительно в целях обеспечения общего благосостояния в демократическом обществе.

По мнению С.А. Глотова, ограничения прав, допускаемые Конвенцией о защите прав человека и основных свобод [19], должны строго соответствовать характеру вызвавших их обстоятельств и быть предусмотрены законом. Их расширительное толкование не допускается. Ограничения всегда могут подвергаться судебному оспариванию и контролю органов, указанных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод [20, С. 147].

Конституция Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В этой связи следует согласиться с точкой зрения В.В. Барбина, который считает, что конституционно-правовые обоснования ограничения прав личности, установленные ч. 3 ст. 55 К РФ, соответствуют международно -правовым основаниям ограничений прав и свобод человека и гражданина и предопределяют содержание конкретного отраслевого ограничения [21, С. 13].

Так, в обеспечении режима чрезвычайного положения участвуют практически все подразделения ОВД. Это связано с тем, что каждая служба занимается решением конкретной задачи на своем направлении деятельности.

И.В. Гончаров приходит к выводу, что предусмотренные режимом чрезвычайного положения ограничения прав и свобод личности необходимы, так как это позволит за счет расширения полномочий органов государственной власти осуществлять режим чрезвычайного положения, более эффективно реализовать деятельность по восстановлению правопорядка и ликвидации негативных последствий чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, ограничение прав и свобод выступает как элемент обеспечения этих прав в условиях чрезвычайного положения [22, С. 12].

В период чрезвычайной ситуации ОВД обеспечивают охрану и защиту жизни и здоровья граждан, сохранность имущества, в случае необходимости участвуют в спасении людей, имущества физических и юридических лиц, содействуют привлечению населения, транспортных и иных средств для проведения спасательных и не терпящих отлагательства аварийно -восстановительных работ, оказывают содействие органам здравоохранения и ветеринарного надзора в проведении карантинных мероприятий по предупреждению эпидемий и эпизоотий.

Тем самым деятельность органов внутренних дел в сфере обеспечения прав человека, в первую очередь, проявляется в устранении негативных факторов, затрудняющих гражданам свободное пользование личными благами, правами и свободами [23, С. 5-40]. Именно поэтому имплементация норм

международного права в российское законодательство приобретает особое значение для регламентации деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Место и роль международных стандартов при защите прав человека органами внутренних дел можно определить в контексте сопоставления международных договоров и российского законодательства. В связи с тем, что в регулировании деятельности ОВД международные стандарты играют опосредованную роль, то необходимо, чтобы общепризнанные принципы и нормы международного права в области защиты прав человека имели прямое действие в отношении правоохранительных органов, и ОВД в частности.

Сфера обеспечения прав человека является важнейшим направлением сотрудничества Российской Федерации и стран-участниц Совета Европы. Данное взаимодействие позволяет гражданам Российской Федерации в должной степени использовать международно-правовые средства защиты своих прав и одновременно предполагает обязанность государственных органов и их должностных лиц по неуклонному выполнению обязательств Российской Федерации перед международным сообществом.

Граждане Российской Федерации все чаще используют это право, что подтверждается соответствующими статистическими данными. Так, количество жалоб, по результатам рассмотрения которых вынесены Постановления, в 2008 году составило 268, в 2009 году - 575, в 2010 году - 430, в 2011 году - 199, в 2012 году -216, в 2013 году - 257. Общее количество жалоб, поданных против Российской Федерации и ожидающих рассмотрения по состоянию на 30 июня 2014 года, составляет 11 650 или 13,7% от общего количества жалоб, ожидающих рассмотрения Европейским судом по правам человека [24].

В связи с этим, в целях обеспечения реализации требований международных стандартов в сфере обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел представляют интерес предложения правозащитных организаций: о введении работы дежурного адвоката или защитников из состава правозащитных организаций в отделениях полиции, отделах внутренних дел, изоляторах временного содержания; о введении обязательного нагрудного жетона с личным номером для всех сотрудников полиции, следственных изоляторов, работников пенитенциарных учреждений; об обязательном вручении задержанным карточки с указанием их прав; о создании независимой медицинской службы, не входящей в МВД России и Министерство юстиции Российской Федерации, в целях исключения насилия и пыток в местах принудительного содержания лиц. Реализация указанных мероприятий способствовала бы решению проблемы пыток в местах принудительного содержания, что позволило бы в большей степени приблизиться к международным положениям о праве каждого на справедливое судебное разбирательство. Следует отметить, что данные предложения неоднократно рассматривались специалистами в связи с возникновением проблем по обеспечению законности в деятельности органов внутренних дел [25, С. 89].

Таким образом, несмотря на определенные успехи, достигнутые Российской Федерацией в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина после вступления в Совет Европы, внутригосударственный механизм реализации международных стандартов в указанной области формируется достаточно медленно, сложно и противоречиво. Перед Министерством внутренних дел Российской Федерации стоит задача по решению ряда проблем, связанных как с совершенствованием законодательной базы, так и с организацией деятельности органов внутренних дел.

В частности, представляется целесообразным принятие на законодательном уровне правового акта, подробно регулирующего осуществление взаимодействия между органами внутренних дел и муниципальными органами. Кроме того, необходимо разработать и принять единый правовой акт, регламентирующий деятельность НЦБ Интерпола в России и, одновременно, правовые и организационные основы взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и Интерпола. Это обуславливается тем, что деятельность ОВД регламентируется, в первую очередь, национальным законодательством. Международные стандарты в области прав человека должны иметь лишь руководящее влияние на законодательство о полиции. В этой связи критерий общепризнанности норм международного права выступает главным критерием аргументации для использования международных положений в деятельности ОВД.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации? принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. 3 марта. № 9. Ст. 851.

2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2011.

3. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 г. № 5 // Рос. газ. 2003. 2 дек.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 21.07.2014 г. № 258-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Дата обращения: 26.07.2014.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 21.07.2014 г. № 258-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Дата обращения: 26.07.2014.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ от 30.12.2001 г. № 195 -ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 21.07.2014 г. № 263-Ф3) // Официальный интернет-

портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Дата обращения: 26.07.2014.

7. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, заключена 09.12.1948 г. // Действующее международное право. Т. 2. -Московский независимый институт международного права, 1997. С. 68-71.

8. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, заключена в Вене 20.12.1988 г. // Действующее международное право. Т. 3. - Московский независимый институт международного права, 1997. С 60-89.

9. Европейская конвенция о пресечении терроризма, заключена в Страсбурге 27.01.1977 г. // СЗ РФ. 2003. 20 янв. № 3. Ст. 202.

10. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, заключена в Варшаве 16.05.2005 г. // СЗ РФ. 2009. 18 мая. № 20. Ст. 2393.

11. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (вместе с «Проектом Соглашения о санитарных зонах и местностях»), заключена в Женеве 12.08.1949 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. С. 412-436.

12. Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, заключена в Женеве 12.08.1949 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. С. 436453.

13. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (вместе с «Типовым соглашением по вопросу о непосредственной репатриации и госпитализации в нейтральной стране раненых и больных военнопленных», «Положением о смешанных медицинских комиссиях», «Правилами, касающимися коллективных посылок помощи военнопленным» и «Типовыми правилами, касающимися денежных переводов, которые военнопленный посылает на свою страну»), заключена в Женеве 12.08.1949 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. С. 454-512.

14. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (вместе с «Проектом Соглашения о санитарных и безопасных зонах и местностях», «Проектом Правил, касающихся коллективной помощи гражданским интернированным»), заключена в Женеве 12.08.1949 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. С. 512-569.

15. Международный пакт о гражданских и политических правах, подписан 16.12.1966 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. № 12.

16. Восканов С.Г. Международные договоры и правовая система Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003.

17. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Рос. газ. 1998. 10 дек.

18. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, подписан 16.12.1966 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. № 12.

19. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписана в Риме 04.11.1950 г. // СЗ РФ. 2001. 8 янв. № 2. Ст. 163.

20. Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека: Дис. ... д-ра юрид наук. -Саратов, 1999.

21. Барбин В.В. Конституционно-правовые основания ограничений основных прав и свобод человека и гражданина и их реализация в деятельности органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003.

22. Гончаров И.В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998.

23. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе / Под ред. Л.Д. Воеводина. - М.: Издательство Московского университета, 1987.

24. Официальный сайт Европейского суда по правам человека // http://europeancourt.ru/statistika-evropejskogo-suda. Дата обращения: 26.07.2014 г.

25. Бутылин В.Н., Гончаров И.В. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел : Учебное пособие. - М.: Академия управления МВД России, 2002.

Хозикова Екатерина Сергеевна, научный сотрудник отдела по исследованию стратегических проблем управления Научного центра ФГКОУ ВПО «Академия управления МВД России», старший лейтенант полиции, тел. 8(499)7458230; E-mail: [email protected] (Россия, Москва)

HUMAN RIGHTS AND THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASES OF THEIR LIMITS BY THE INTERNAL AFFAIRS A UTHORITIES IN THE LIGHT OF APPLICABLE

INTERNA TIONAL LA W E.S. Khozikova

The article is devoted to some problems of human rights and constitutional limitations to the bodies of internal Affairs in light of current international law. In the conclusion the author makes a conclusion that the criteria of popularity of international law is the main criterion of arguments for use of the international provisions in the activities of the bodies of internal Affairs of the Russian Federation.

Keywords: protection of human rights, law enforcement, human rights, constitutional-legal justification for restrictions on human rights.

Khozikova E.S., researcher of the Department on research of strategic problems of management Research center FGKOU VPO «Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia», senior Lieutenant of police, tel. 8(499)7458230; E-mail: [email protected] (Russia, Moscow)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.