Научная статья на тему '«ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ» КАК ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ'

«ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ» КАК ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активное обучение / настольная игра / психология профессионального здоровья / active learning / board game / occupational health psychology

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гофман Ольга Олеговна, Водопьянова Наталия Евгеньевна

В статье представлено описание новой учебной дисциплины «Практикум по психологии профессионального здоровья» для студентов магистратуры, обучающихся на факультете психологии СПбГУ. В рамках данной дисциплины применяются следующие технологии активного обучения: «перевернутый класс», персонализация обучения, проектная деятельность, социальное обучение, игровые методы, в частности игра «PROздоровье».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"OCCUPATIONAL HEALTH PSYCHOLOGY PRACTICUM" AS AN EDUCATIONAL TRAINING

The article describes a new academic discipline “Occupational Health Psychology Practicum” for master's degree students studying at the Faculty of Psychology of St. Petersburg State University. Within the framework of this discipline, the following active learning technologies are used: “inverted classroom”, personalization of learning, project activities, social learning, game methods, in particular the game “Pro-Health”.

Текст научной работы на тему ««ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ» КАК ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ»

прослеживается и в других выборках, то есть данная закономерность универсальна, но специфика стилей в парах остается оригинальной для каждой среды.

Выводы.

1. В группах представителей разных социономических профессий регулярно выделяются шесть типовых стилей делового общения (СДО), среди которых выделяются пары -диады -полисубъектные общности «субъект-субъект».

2. В условиях жесткой корпоративной культуры (сотрудники УИС и менеджеры) преобладают дистантные, формализованные СДО; в выборках с более благоприятной организационной культурой (медсестры и группа-микс) больше стилей, ориентированных на взаимодействие, эмоциональную сопричастность с партнером, профессиональное развитие и др.

3. Доминирующие в организациях СДО соотносятся с особенностями оргкультуры, кадровой динамикой и фазой развития организации.

Литература

1. Белик В.В., Панов А.Ю., Толочек В.А. Стили делового общения в контексте социальной микро- и мезосреды // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2017. № 1. С. 51-62.

2. Вильчес-Ногерол В.В., Машкова А.С. Факторы организационной культуры в детерминации стилей делового общения менеджеров: специфика профессии и роль среды // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2020. № 1. С. 127-133.

3. Машкова А.С. Феномен «компетенции»: оценки компетенций менеджеров (факторы предпочтений) // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 1. С. 57-78. DOI: 10.11621/vsp.2021.01.03.

4. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски -М.; СПб.: Нестор-История, 2018. - 456 с.

5. Митина Л.М. Профессиональная эволюция и карьерный рост современного человека: системный личностно-развивающий подход / Сборник статей «Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты» / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательство «Перо», 2018. - C. 3-6.

6. Толочек В.А., Сизова Л.А., Вильчес-Ногерол В.В. Стили делового общения, социальный опыт субъекта, среда организации: эффекты взаимодействия // Известия Саратовского университете. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2019. Т. 8, вып. 4 (32). С. 321333.

7. Толочек В.А. Технологии профессионального отбора. - М.: Юрайт, 2021. - 253 с.

8. Толочек В.А. Психология труда. 3-е изд. доп. - СПб.: Питер, 2021. - 480 с.

«ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ» КАК ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ1

Гофман Ольга Олеговна (Санкт-Петербург, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет. E-mail: ms.gofman@mail.ru

Водопьянова Наталия Евгеньевна (г. Санкт-Петербург, Россия), доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет. _E-mail: vodop@mail.ru

Аннотация. В статье представлено описание новой учебной дисциплины «Практикум по психологии профессионального здоровья» для студентов магистратуры, обучающихся на факультете психологии СПбГУ. В рамках данной дисциплины применяются следующие технологии активного обучения: «перевернутый класс», персонализация обучения, проектная деятельность, социальное обучение, игровые методы, в частности игра «РЯОздоровье».

Ключевые слова: активное обучение, настольная игра, психология профессионального здоровья.

1 Проект реализуется победителем грантового конкурса для преподавателей магистратуры Стипендиальной программы Владимира Потанина.

Отформатировано: Шрифт: 12 пт, Цвет шрифта: Авто, уплотненный на 0,4 пт

Отформатировано: Основной шрифт абзаца, Шрифт: 12 пт, Цвет шрифта: Авто, надстрочные, уплотненный на 0,4 пт

""OCCUPATIONAL HEALTH PSYCHOLOGY PRACTICUM"" AS AN EDUCATIONAL TRAINING

Gofman Olga Olegovna (Saint-Petersburg, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Saint-Petersburg State University. E-mail: ms.gofman@mail.ru

Vodopyanova Natalia Evgenievna (Saint-Petersburg, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Saint-Petersburg State University, E-mail: vodop@mail.ru

Abstract. The article describes a new academic discipline "Occupational Health Psychology Practicum" for master's degree students studying at the Faculty of Psychology of St. Petersburg State University. Within the framework of this discipline, the following active learning technologies are used: "inverted classroom", personalization of learning, project activities, social learning, game methods, in particular the game "Pro-Health".

Key-words: active learning, board game, occupational health psychology.

В России психология профессионального здоровья как научное направление насчитывает более чем тридцатилетнюю историю. Одним из ее центров является факультет психологии СПБГУ, а именно кафедра психологического обеспечения профессионального здоровья, основанная в 1989 году профессором Г.С. Никифоровым. За это время преподавателями кафедры быта сформулирована собственная позиция по ряду основополагающих для теории и практики психологии здоровья вопросов, ведется работа по формированию преемственности учебных дисциплин на всех программах профессиональной подготовки. Актуальной педагогической задачей стало разработка практикоориентированного курса по психологии профессионального здоровья для магистратуры. Анализ аналогов курсов в России показышает: во-первык, преобладание теоретической направленности над практическим освоением умений и компетентностей в области сохранения здоровья, во-вторык, ориентация знаний в большей мере на восстановление утраченного здоровья, на психотерапию, а не на профилактику его утраты, ответственного отношения к сохранению здоровья - здоровьесбережению, развитию здоровья методами уже известными в области психосоматической, оздоровительной практике. Отличительными особенностями данной дисциплины в зарубежных программах магистратуры, является, во-первых, большая представленность курсов по психологии профессионального здоровья, во-вторых, активный подход преподавания (интенсивные и краткосрочные практические курсыг), в-третьих, реализация студенческих проектов на площадках работодателей. Таким образом, разработанный авторами курс «Практикум по психологии профессионального здоровья», с одной стороны, включает глубокий материал отечественной школы по теме психология здоровья, с другой стороны, базируется на методах активного обучения.

Практикум разработан для магистрантов 2 года обучения по направлению «Организационная психология и психология менеджмента» факультета психологии СПбГУ. Материал подготовлен в рамках проекта «Практикум по психологии профессионального здоровья» - победителя грантового конкурса для преподавателей магистратуры Стипендиальной программы Владимира Потанина. Учебная дисциплина проводится в смешанном формате обучения: предварительное знакомство с материалами в формате видео-контента (онлайн); очные практические занятие; разработка проектов для организации и их презентация (очно и онлайн). Практикум включает следующие темы:

1. Введение в психологию профессионального здоровья. Рассматриваются актуальные направления психологии здоровья: критерии здоровой личности, культура образа жизни, отношение к здоровью, барьеры, мотивация здорового поведения. Производится психодиагностика профессионального здоровья, оценка рисков здоровья и благополучия обучающихся.

2. Здоровое рабочее место. Рассматривается модель здорового рабочего места: зоны воздействия и источники опасности. Определяются критерии и диагностика культуры безопасности и социального уровня развития организации.

3. Личный потенциал здоровья работника. Рассматривается концепция психологического обеспечения профессионального здоровья, стресс и стресс-синдромы в профессиональной деятельности, а также позитивные аспекты профессионального здоровья. Исследуются риски и ресурсы здоровья работников на всех этапах профессионализации (от «входа» в профессию, до «выхода» из нее).

4. Методология разработки программ здоровьесбережения в организации. Рассматриваются организационные предпосылки, этапы разработки проекта, причины сопротивления изменениям. Выполняется подготовка и проведение этапов проекта от формативного исследования до дизайна программы и целевых показателей ее эффективности.

5. Психолог здоровья. Рассматриваются профессиональные задачи психолога здоровья, обсуждаются программы изменения поведения (индивидуальные и групповые форматы).

Уникальность курса заключается в использовании новых образовательных технологий:

1) «перевернутый класс» - знакомство с теоретическим материалом до занятия в формате видео-лекции, с последующим углублением теоретического материала и практической отработкой на занятии;

2) персонализация обучения - обсуждение и постановка каждым студентом индивидуальной цели по укреплению профессионального здоровья, разработка индивидуального «портфеля» практик, их тренировка; специально для курса подготовлена рабочая тетрадь «Практики заботы о себе», где каждая тема включает «вопрос недели» для рефлексии материала и «практика недели» с простыми упражнениями для ежедневно выполнения;

3) проектная деятельность по проведению аудита мероприятий по сохранению здоровья и психологического благополучия в компании, разработка программы здоровьесбережения для конкретной профессии/должности, подразделения или компании в целом с участием представителя работодателя;

4) социальное обучение - диалоговые сессии по вопросам профессионального здоровья и ресурсам его сбережения, которые реализуются на всех практиках и особенно в итоговой игре «РЯОздоровье»;

5) игровые методы для повышения эмоциональной вовлеченности и мотивации к предмету с помощью цифровых инструментов (квизов, викторин), кейсов и игр.

Остановимся подробнее на игровой практике. Игра — комплексный социокультурный феномен, которому посвящены многочисленные философско-культурологические, психологические и педагогические исследования. Советский философ М. М. Бахтин, отмечая общность и различия искусства и игры, писал, что их общность в том, что и то, и другое не является действительной' жизнью, но природа их отличий разная: игра воображает жизнь, а искусство изображает. По аналогии с этим можно сказать, что в обучающей игре участник воображает изучаемые явления, тогда как в остальных видах обучения имеет дело с их «изображениями», описаниями. Игра становится мощным средством активного обучения [1].

Для Практикума была разработана игра «РЯОздоровье». Разработанная игра относится к категории исследовательских, цель игры - выявление барьеров здоровья и поиск путей их решения на физическом, психическом и социальном уровнях. Игра является открытой, где нет заранее известного ответа. По методу проведения игра представляет собой групповую дискуссию, участники имеют индивидуальный запрос на улучшение профессионального здоровья и помогают другим участникам в решении их актуальных задач. Представим этапы данной игры:

1. Ориентация. Игра проводится в конце курса, когда студенты получили знания и практический опыт, на которых и строиться игровая практика.

2. Подготовка к проведению. На данном этапе излагается сценарий, формулируются игровые задачи, правила, игровые процедуры. Идея игры базируется на определении здоровья как устойчивого процесса сохранения и укрепления тела, психики и участия в жизни общества, в котором живет человек, поэтому в ходе игры участники исследуют собственное здоровье с трех сторон: физической, психической и социальной. Игра состоит из двух раундов: в первом -участники исследуют барьеры здорового поведения, то есть тех факторов, которые негативно влияют на их профессиональное здоровье, во втором раунде - ищут ресурсы сохранения здоровья, подбирают подходящие практики заботы о себе, которые возможно реализовать в повседневную жизнь; завершается игра подведением итогов, формулировкой новых идей и практик. Для реализации данной механики используется стимульный материал: три колоды карточек, направленные на рефлексию физического, психического и социального здоровья. В процессе игры участники задействуют дивергентное мышление (ищут оригинальные трактовки, ассоциации на карточки-задания метафоры, цитаты) и конвергентное мышление (отвечают на карточки-задания, направленные на анализ жизненного опыта, привычек, обсуждение острых тем нарушения

профессионального здоровья, выполнение действий-проб). Все эти активности становятся источником идей, опыта и новых знаний о самом себе.

3. Основная часть: проведение игрового действия. Игра рассчитана на 3 академических часа с перерывом, однако, по запросу участников может быть продлена. В результате апробации игры нами было установлено, что оптимальным количеством игроков является шесть человек, что предполагает объединение обучающихся в малые игровые группы с ведущими из обучающихся. В этом случае одновременно отрабатываются навыки ведения группы и лидерства. Перед началом игры каждый игрок получает Индивидуальную карточку игрока. В верхней части бланка находятся три столбика - сферы здоровья (тело - психика - социум). Задача участника в каждом столбике отметить линией по 10-балльной шкале уровень удовлетворенности этой сферой на данный момент, а затем как бы хотели, чтобы каждая сфера здоровья была представлена через 1 год. Игра начинается с той сферы, которая требует большего внимания. Очередность работы по часовой стрелке. Каждый ход состоит из четырех частей: выбор сферы, работа с заданием (стимульным материалом), реакция других участников (участники могут поделиться своими мыслями, идеями, благодарностями, которые возникли у них в процессе наблюдения за работой участника с карточкой), строительство (после успешной работы с карточкой участник получает один кубик Лего, соответствующий по цвету выбранной сфере, прикрепляет свой кубик к создаваемому объекту - метафора «здорового общества», которое строят участник совместно).

4. Обсуждение игры. Задача ведущего: в начале игры объяснить правила и механику игры, следить за регламентом времени, соблюдения правил и взаимного уважения участников, методически прояснять и направлять участников игры на рефлексию собственного опыта и его вариативной оценки, снимать возможные неясности, в конце игры - подвести итоги, получить обратную связь от участников по их психоэмоциональному состоянию, решению актуальных запросов участников. Одним из результатов обсуждения может быть сбор предложений по внесению в неё поправок, изменений. Тестирование игры на студенческой выборке и работниках организаций показало высокую заинтересованность участников в формате, высокую вовлеченность в процесс освоения знаний, заинтересованность в рефлексии собственного опыта, исследовании барьеров и ресурсов здорового поведения. Таким образом стимулируется креативность и вовлеченность студентов в тему психологии здоровья, практики заботы о себе через игровой контент.

Долгое время наука и практика психологии здоровья противопоставлялись друг другу: исследования - для ученых, практика результата - для бизнеса. В новых реалиях, очевидно, что достижение бизнес-результата невозможно без заботы о здоровье работников, без создания предпосылок для их благополучия и психологической устойчивости в профессиональной деятельности. Если в европейских компаниях направление здоровья и благополучия главный тренд работы с персоналом, то для России это пока перспектива. Также возникает вопрос о тех специалистах, которые будут обучать работников индивидуальным практикам заботы о себе и внедрять комплексные программы здоровьесбережения в организации.

Результаты апробации практикума показали, что магистранты:

- получают системное представление о феномене и методах укрепления здоровья с позиций биопсихосоциального подхода;

- овладевают методами психодиагностики здоровья работников организации, собственного здоровья и здоровья своих близких;

- формируют индивидуальный «портфель» практик сохранения и укрепления профессионального здоровья, консультировать других людей по вопросам здоровьесбережения;

- разрабатывают и презентуют проекты программ здоровьесбережения для организаций;

- приобретают интерес и уверенность в проектировании программ здоровья и психологического благополучия сотрудников организации.

Научный контент курса «Практикум по психологии профессионального здоровья», его практическая ценность, современные педагогические приемы и игра «РЯОздоровье» направлены на популяризацию достижений науки в области психологии профессионального здоровья, повышение активности в освоении предмета с теоретической и практической стороны.

Литература

1. Кларин М.В. Обучение как игра: мировые тенденции в развитии образовательных практик деятельностного типа. - Издательские решения, 2019. - 94 с.

ПЕДАГОГИ И ПСИХОЛОГИ КАК ВОЛОНТЕРЫ В РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Гукасова Марина Павловна (Москва, Россия), аспирант, Институт педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. E-mail: marina_gukasova@mail.ru

Аннотация. В статье представлен анализ психологического исследования по проблеме социально-психологических особенностей подготовки волонтеров, взаимодействующих с лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), рассмотрены индивидуально-психологические особенности педагогов и психологов (в статье - волонтеров), необходимые в процессе взаимодействия с лицами с ОВЗ.

Ключевые слова: волонтерство, взаимодействие, особенности взаимодействия, подготовка волонтеров, лица с ограниченными возможностями здоровья, сотрудничество, будущие педагоги и психологи.

TEACHERS AND PSYCHOLOGISTS AS VOLUNTEERS IN WORK WITH PERSONS WITH DISABILITIES

Gukasova Marina Pavlovna (Moscow, Russia), Postgraduate student, Institute of Pedagogy and Psychology of the Moscow City Pedagogical University. E-mail: marina gukasova@mail.ru

Abstract. The article presents an analysis of a psychological study on the problem of socio-psychological characteristics of the training of volunteers interacting with persons with disabilities, considers the individual psychological characteristics of student volunteers necessary in the process of interaction with persons with disabilities.

Keywords: volunteering, interaction, features of interaction, training of volunteers, persons with disabilities, cooperation, future teachers and psychologists.

В настоящее время добровольческая деятельность (волонтерство) оказышается в центре внимания исследователей в области социальной психологии. В научной психологической литературе деятельность волонтеров рассматривается с точки зрения мотивационной составляющей личности добровольца и сводится к проблеме подготовки волонтеров к осуществлению добровольческой деятельности. В рамках социальной психологии изучение данного вида деятельности является актуальным в связи с недостаточностью исследований, направленных на изучение структурно-содержательных характеристик личности волонтера и особенностей взаимодействия с лицами с ОВЗ.

На основе анализа различных позиций, представленных в научной литературе в понимании добровольчества, можно определить волонтерство как вид помощи, который оказывается членам общества без расчета на вознаграждение. Волонтерская деятельность предполагает активное взаимодействие, которое играет важную роль в личностном и профессиональном росте волонтера [4, с. 62]. И.В. Мерсиянова и Л.И. Якобсон понимают волонтерство как бескорыстную индивидуальную или коллективную деятельность, направленную «на благо людей или общества», как одну из разновидностей филантропических практик [5, с. 17].

В нашей работе под волонтерами мы исследуем личностные особенности будущих педагогов и психологов, взаимодействующих в рамках добровольческой помощи лицам с ОВЗ.

Лица с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться не только медико-социальным, но и психолого-педагогическим сопровождением, включающим такую составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется человек. Для того, чтобыг оказать помощь и не навредить человеку с ОВЗ, необходима профессиональная подготовка волонтеров к взаимодействию с такими людьми.

Грамотно созданные условия подготовки волонтера будут способствовать высокому уровню мотивации и готовности волонтера к добровольческой деятельности, а также его личностному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.