Научная статья на тему 'СТИЛИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК «ЕДИНИЦЫ» ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ ОБЩНОСТИ «СУБЪЕКТ–СУБЪЕКТ»'

СТИЛИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК «ЕДИНИЦЫ» ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ ОБЩНОСТИ «СУБЪЕКТ–СУБЪЕКТ» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стили делового общения (СДО) / взаимодействия / корпоративная культура / предпочитаемый партнер / развитие / styles’ of business communication (BCS) / interactions / corporate culture / preferred partner / development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вильчес-Ногерол Вероника Валерьевна

Обсуждаются результаты изучения стилей делового общения (СДО) сотрудников разных организаций (коммерческих, государственных). Показано, что в социально-психологическом пространстве взаимодействия людей устойчиво выделяются шесть типовых стилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вильчес-Ногерол Вероника Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLES OF BUSINESS COMMUNICATION AS «UNITS» OF POLY-SUBJECT COMMUNITY «SUBJECT-SUBJECT»

Author discuss the research of styles of business communication (BCS) of employees in various organizations (commercial, government). It’s shown that in the socio-psychological space of human interaction, six typical styles are steadily distinguished.

Текст научной работы на тему «СТИЛИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК «ЕДИНИЦЫ» ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ ОБЩНОСТИ «СУБЪЕКТ–СУБЪЕКТ»»

4. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие. - М.: Логос, 2010. - 264 с.

5. Фуллан М. Новое понимание реформ в образовании / Перев. Е.Л. Фруминой. Моск. высш. шк. социальных и экономических наук. - М.: Просвещение, 2006. - 272 с.

6. Шляхер А. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? / Перев. с англ. И.С. Денисенко, И.Ю. Облачко; пред. С.С. Кравцова. - М.: Национальное образование, 2019. - 336 с.

7. Hattie John. Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement. -N.Y: Routledge, 2008. - P. 392.

8. The Development, Evolution and Status of Holland's Theory of Vocational Personalities: Reflections and Future Directions for Counseling Psychology // Journal of Counseling Psychology. 2010. Vol 57(1). P. 11-22. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/21133557/

СТИЛИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК «ЕДИНИЦЫ» ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ ОБЩНОСТИ

«СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТ»1 Вильчес-Ногерол Вероника Валерьевна (Москва, Россия), аспирант, Институт психологии Российской академии наук. E-mail: belikveronika@gmail.com

Аннотация. Обсуждаются результаты изучения стилей делового общения (СДО) сотрудников разных организаций (коммерческих, государственных). Показано, что в социально-психологическом пространстве взаимодействия людей устойчиво выделяются шесть типовых стилей.

Ключевые слова: стили делового общения (СДО), взаимодействия, корпоративная культура, предпочитаемый партнер, развитие.

STYLES OF BUSINESS COMMUNICATION AS «UNITS» OF POLY-SUBJECT COMMUNITY «SUBJECT-SUBJECT» Vilches-Nogerol Veronika Valeryevna (Moscow, Russia), Graduate student, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. E-mail: belikveronika@gmail.com.

Abstract. Author discuss the research of styles of business communication (BCS) of employees in various organizations (commercial, government). It's shown that in the socio-psychological space of human interaction, six typical styles are steadily distinguished.

Keywords: styles' of business communication (BCS), interactions, corporate culture, preferred partner, development.

Взаимодействия людей в среде организаций (образовательных, государственных органов, производственных и пр.), в разных социальных образованиях - «субъект-субъект», «субъект-группа», «субъект-организация», «субъект-социум», на протяжении ХХ ст. выступали предметами гуманитарных наук; разные аспекты функционирования названных выше социальных образованиях изучались и изучаются в настоящее время в их разных аспектах, в разных проявлениях, в разных контекстах. В сфере среднего и высшего образования они сравнительно недавно стали рассматриваться как ключевые единицы, как множества взаимосвязанных и взаимосогласованных явлений, выступающие как целостные и взаимно обусловленные образования, в целом именуемые полисубъектными общностями, малыми группами, микрогруппами [1; 2; 4-6; 8]. Важным аспектом таких взаимодействий может и должно быть гармоничное развитие личности [4; 5; 6; 8].

Так, например, в предложенном Л.М. Митиной системном личностно-развивающим подходе Л.М. Митиной [4; 5], рассматриваются основные закономерности развития педагога как личности, как специалиста; в русле отмеченного подхода расширен и предмет исследований, которые органично включает несколько сопряженных «линий развития» педагога (личностного, субъектного, профессионального), «сферы развития» и «стадии»; один из ключевых вопросов профессиональной эволюции педагога - вопрос становления и развития его компетенций.

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-28-00250: «Профессиональная карьера: ресурсный подход), Институт психологии РАН.

В циклах наших исследований показано, что формирование и выбор стилей делового общения (СДО) определяется разными факторами - корпоративной культурой организации, доминирующими стилями их сотрудников, высокостатусными прежде всего (руководителями, ветеранами), индивидуально-психологическими и социально-демографическими особенностями субъектов [1-3; 6-8].

Цель исследования: изучение СДО как компонентов и «единиц» взаимодействий субъектов в социальных группах. Предмет - СДО взаимодействующих субъектов. Гипотезы:

1) Феномен «стили делового общения» (СДО) являются динамичными и исторически эволюционирующими явлениями. 2) В процессах социальных взаимодействий людей СДО интегрируются со стилями партнеров. 3) СДО как компоненты и «единицы» взаимодействий субъектов в социальных группах различаются по их социальной успешности.

Методы исследования: опросник «Стили делового общения» В.А. Толочека, включающий 35 пунктов, которые респондент должен оценить по 5-балльной шкале, согласно его предпочтениям условия социального пространства, частоте использования разных действий общения, ориентации на разные функции общения и стратегии поведения [1-3; 6-8]. Выборку составили 288 представителей социономических профессий (сотрудники уголовно-исполнительной системы, медицинские сестры клинической больницы, менеджеры частной компании, а также выборка субъектов разных профессий, проходивших он-лайн обучение). Полученные данные обрабатывались с помощью пакета SPSS.

Результаты и обсуждение. В исследовании дифференцированно анализировались особенности деятельности респондентов, типы корпоративной культуры, во многом определяющей становление специфичных типов СДО. На основании экспертной оценки корпоративной культуры, а так сопоставляя специфику деятельности и динамику увольнений сотрудников, делались выводы о характере оргсреды: стабильная и гибкая в выборке медсестер; нестабильная, жесткая у менеджеров коммерческой компании и сотрудников уголовно-исполнительной системы - УИС) [1; 2; 6].

В выборке медицинских сестер выделены следующие преобладающие шесть типов стилей: 1) «Рациональность, конструктивность, твердость, соблюдение регламентов, поддержка партнера»; 2) «Демократичность, гибкость, эмоциональность, тяготение к близкой психологической дистанции»; 3) «Авторитарность, жесткость, твердость, краткость распоряжений и взаимодействий»; 4) «Конфликтность, непоследовательность поведения»; 5) «Дистанцирование, склонность к формализации коммуникаций»; 6) «Стратегия компромисса».

В выборке менеджеров коммерческой компании выделены также шесть типов стилей: 1) «Сотрудничество, содействие, поддержка, гибкость, компромисс»; 2) «Избегание деловых взаимодействий, дистантность»; 3) «Авторитарность, агрессивность, требовательность»; 4) «Спонтанное, эмоционально не контролируемое общение»; 5) «Формальное, дистантное общение»; 6) «Эмоциональная взаимосвязь при неконструктивности деловых взаимодействий».

В выборке сотрудников уголовно-исполнительной системы преобладают следующие шесть типовых стилей: 1) «Рациональный, прагматический, открытый»; 2) «Системность, ориентация на взаимодействие»; 3) «Несистемное взаимодействие, формализация деятельности»; 4) «Жесткость, эмпатия, саморазвитие»; 5) «Избегание взаимодействий, пассивность»; 6) «Обедненный стиль».

В смешанной выборке выделилось также шесть стилей: 1) «Открытость, рефлексивность, ориентация на партнера», 2) «Рациональность, прагматичность, твердость». 3) «Пассивность, дистантность, ограниченное взаимодействие». 4) «Гибкость, открытость, пассивность». 5) «Высокая активность, управление ресурсами, эмоциональная ограниченность». 6) «Агрессивный, силовой, закрытый».

Примечательно, что разные СДО функционируют и развиваются не как отдельные и независимые «индивидуальные стили», а как парные единицы, как микрогруппы, «полисубъектные общности», обусловленные как окружающей средой, так и характером рабочих и межличностных взаимодействий. В каждой группе выделялось шесть типовых СДО, которые как бы объединялись в функциональные пары-диады по принципу дополнительности - активный - адаптивный стиль. Так, в группе медицинских сестер выделены: «Рациональный, независимый, открытый стиль» (активный), ему соответствует «Стиль, ориентированный на аргументацию и соперничество» (адаптивный); «Уклончивый, силовой, импульсивный стиль» (активный) соотносится с «Пассивным, демократичным, ориентированным на сотрудничество стилем». Подобная тенденция

прослеживается и в других выборках, то есть данная закономерность универсальна, но специфика стилей в парах остается оригинальной для каждой среды.

Выводы.

1. В группах представителей разных социономических профессий регулярно выделяются шесть типовых стилей делового общения (СДО), среди которых выделяются пары -диады -полисубъектные общности «субъект-субъект».

2. В условиях жесткой корпоративной культуры (сотрудники УИС и менеджеры) преобладают дистантные, формализованные СДО; в выборках с более благоприятной организационной культурой (медсестры и группа-микс) больше стилей, ориентированных на взаимодействие, эмоциональную сопричастность с партнером, профессиональное развитие и др.

3. Доминирующие в организациях СДО соотносятся с особенностями оргкультуры, кадровой динамикой и фазой развития организации.

Литература

1. Белик В.В., Панов А.Ю., Толочек В.А. Стили делового общения в контексте социальной микро- и мезосреды // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2017. № 1. С. 51-62.

2. Вильчес-Ногерол В.В., Машкова А.С. Факторы организационной культуры в детерминации стилей делового общения менеджеров: специфика профессии и роль среды // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2020. № 1. С. 127-133.

3. Машкова А.С. Феномен «компетенции»: оценки компетенций менеджеров (факторы предпочтений) // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 1. С. 57-78. Б01: 10.11621/у8р.2021.01.03.

4. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски -М.; СПб.: Нестор-История, 2018. - 456 с.

5. Митина Л.М. Профессиональная эволюция и карьерный рост современного человека: системный личностно-развивающий подход / Сборник статей «Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты» / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательство «Перо», 2018. - С. 3-6.

6. Толочек В.А., Сизова Л.А., Вильчес-Ногерол В.В. Стили делового общения, социальный опыт субъекта, среда организации: эффекты взаимодействия // Известия Саратовского университете. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2019. Т. 8, вып. 4 (32). С. 321333.

7. Толочек В.А. Технологии профессионального отбора. - М.: Юрайт, 2021. - 253 с.

8. Толочек В.А. Психология труда. 3-е изд. доп. - СПб.: Питер, 2021. - 480 с.

«ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ» КАК ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ1

Гофман Ольга Олеговна (Санкт-Петербург, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет. E-mail: ms.gofman@mail.ru

Водопьянова Наталия Евгеньевна (г. Санкт-Петербург, Россия), доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет. _E-mail: vodop@mail.ru

Аннотация. В статье представлено описание новой учебной дисциплины «Практикум по психологии профессионального здоровья» для студентов магистратуры, обучающихся на факультете психологии СПбГУ. В рамках данной дисциплины применяются следующие технологии активного обучения: «перевернутый класс», персонализация обучения, проектная деятельность, социальное обучение, игровые методы, в частности игра «РЯОздоровье».

Ключевые слова: активное обучение, настольная игра, психология профессионального здоровья.

1 Проект реализуется победителем грантового конкурса для преподавателей магистратуры Стипендиальной программы Владимира Потанина.

Отформатировано: Шрифт: 12 пт, Цвет шрифта: Авто, уплотненный на 0,4 пт

Отформатировано: Основной шрифт абзаца, Шрифт: 12 пт, Цвет шрифта: Авто, надстрочные, уплотненный на 0,4 пт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.