Научная статья на тему 'Проблематика стилей делового общения на примере представителей разных профессиональных групп'

Проблематика стилей делового общения на примере представителей разных профессиональных групп Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стили делового общения / взаимодействие / корпоративная культура / менеджеры / сотрудники колонии-поселения / медсестры / смешанная группа / styles of business communication / interaction / corporative culture / managers / employees of colony-settlement / medical nurses / mixed group.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вильчес-ногерол Вероника Валерьевна

В статье представлены результаты исследования стилей делового общения представителей разных социономических профессий. По итогам факторного анализа, t-сравнения, корреляционного анализа, можем констатировать, что рабочая гипотеза о том, что корпоративная среда выступает доминирующим фактором в становлении и дальнейшем развитии стилей делового общения, подтвердилась. Степень конструктивности стилей варьируется в разных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вильчес-ногерол Вероника Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF STYLES OF BUSINESS COMMUNICATION IN THE REPRESENTATIVES OF DIFFERENT PROFESSIONAL GROUPS

In this article we present the results of business communication style’s study on subjects of different socionomic professions. According to the results of factor analysis, t-comparison, correlation analysis, we can state that the working hypothesis that the corporate environment is the dominant factor in the formation and further development of styles of business communication has been confirmed. The degree of unconstructive styles varies in different groups.

Текст научной работы на тему «Проблематика стилей делового общения на примере представителей разных профессиональных групп»

3. Koeva Ya. Nevrodidaktika i mnogoezichie. — Veliko Tarnovo Izdatelstvo: UI "Sv. sv. Kiril i Metodiy", 2018. - P. 156-165. ISBN: 9786192081683.

4. Stoyanova Yu. Ovladyavane na vtori ezik: problemi na teoriyata i praktikata. Izdatel: Fakultet po slavyanski filologii. - Sofiy: Sofiyski universitet "Sv, Kliment Ohridski", 2014. ISSN: 1314-3352.

5. Valova T. Didactic potential of the online educational platforms in mastering the Bulgarian language as a second language by medical students (study). SocioBrains. ISSUE 65, January 2020. P. 129-150. ISSN: 2367-5721.

6. Veselinov D. Novi predizvikatelstva pred savremennata lingvodidaktologia, Chuzhdoezikovo obu-chenie // Foreign Language Teaching. T. 47, broy 1. 2020. S. 7-8. ISSN (print): 0205-1834; ISSN (online): 1314-8508.

ПРОБЛЕМАТИКА СТИЛЕЙ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП1

Вильчес-Ногерол Вероника Валерьевна (Москва, Россия), аспирант Научно-исследовательского института технической эстетики Российского технологического университета. E-mail: [email protected].

Аннотация. В статье представлены результаты исследования стилей делового общения представителей разных социономических профессий. По итогам факторного анализа, t-сравнения, корреляционного анализа, можем констатировать, что рабочая гипотеза о том, что корпоративная среда выступает доминирующим фактором в становлении и дальнейшем развитии стилей делового общения, подтвердилась. Степень конструктивности стилей варьируется в разных группах.

Ключевые слова: стили делового общения; взаимодействие; корпоративная культура; менеджеры; сотрудники колонии-поселения; медсестры; смешанная группа.

THE PROBLEM OF STYLES OF BUSINESS COMMUNICATION IN THE REPRESENTATIVES OF DIFFERENT PROFESSIONAL GROUPS

Vilches-Nogerol Veronika Valeryevna (Moscow, Russia), graduate student of the Scientific Research Institute of Technical Aesthetics of the Russian Technological University. E-mail: [email protected].

Abstract. In this article we present the results of business communication style's study on subjects of different socionomic professions. According to the results of factor analysis, t-comparison, correlation analysis, we can state that the working hypothesis that the corporate environment is the dominant factor in the formation and further development of styles of business communication has been confirmed. The degree of unconstructive styles varies in different groups.

Keywords: styles of business communication; interaction; corporative culture; managers; employees of colony-settlement; medical nurses; mixed group.

Проблема стилей делового общения (СДО) особенно актуальна для представителей социономических профессий, качество коммуникации которых играет основную роль в их профессиональной деятельности [1—8;].

Цель исследования: сравнительный анализ особенностей СДО сотрудников колонии-поселения (далее — сотрудники КП), медсестер, менеджеров и представителей смешанной группы.

Предмет мсследования: стили делового общения специалистов разных областей.

1 Поддержано грантом РФФИ № 19-013-00550: «Стили делового общения: пространство и стратегии взаимодействия, ресурсы успешности субъектов».

Гипотезы: 1) СДО детерминированы условиями корпоративной культуры; 2) в каждой группе закономерно можно сгруппировать стили в пары активный — адаптивный.

Методы исследования: опросник «Стили делового общения» В.А. Толочека.

Респондентам предлагалось оценить по пятибалльной шкале выраженность разных компонентов СДО (от 0 до 4 баллов). Исследование проводилось на четырех выборках: сотрудники ФКУ колонии-поселения № 2 г. Зеленограда — 32 чел.; медицинские сестры ГБУЗ «Научно-исследовательский институт — Краевая клиническая больница № 1 им. проф. С.В. Очаповского» — 112 чел.; менеджеры по продажам коммерческой компании «Пронто Медиа Холдинг» — 85 чел.; смешанная группа (участники психологического онлайн курса) — 59 чел. Для анализа данных использовались описательные статистики, корреляционный и факторный анализ, t-сравнение для независимых групп. В данной статье представлены результаты трех выборок.

В выборке медицинских сестер выделилось также шесть факторов (рассматриваемых нами как типовые стили делового общения): 1) «Рациональность, независимость, открытость»; 2) «Соперничество, аргументация, активность»; 3) «Уклонение, демонстрация силы, импульсивность»; 4) «Пассивность, демократичность, сотрудничество»; 5) «Дистантность, формализация деятельности»; 6) «Минимизация взаимодействий, твердость».

В выборке менеджеров также выделилось шесть факторов (стилей): 1) «Формализация взаимодействий, минимизация сотрудничества, поощрение активности партнера»; 2) «Мягкость и уклончивость, дистанцирование»; 3) «Твердость, дистанцирование, упорство, силовое противостояние»; 4) «Высокая активность, непоследовательность, негибкость, невидение перспективы»; 5) «Либеральный стиль»; 6) «Жесткость, дистанцирование, ориентация на компромиссные решения».

В смешанной выборке выделилось также шесть факторов (стилей): 1) «Открытость, рефлексивность, ориентация на партнера»; 2) «Рациональность, прагматичность, твердость»; 3) «Пассивность, дистантность, ограниченное взаимодействие»; 4) «Гибкость, открытость, пассивность»; 5) «Высокая активность, управление ресурсами, эмоциональная ограниченность»; 6) «Агрессивный, силовой, закрытый».

По итогам t-сравнения статистически значимые различия (p<0,05, p<0,01) в группах менеджеров и медсестер выделились по следующим стилевым компонентам: коммуникативная функция; стратегия компромисса; умеренная динамика развития процесса; демонстрация силы; аргументация; использование невербальных средств в общении; угрозы, санкции, наказания; дальняя психологическая дистанция; использование четких критериев; функция эмоциональной взаимосвязи; стратегия соперничества; проявление твердости; фиксированное время взаимодействия; функция управления взаимодействиями; просьба, обращение за поддержкой к партнеру; поощрение; функция саморазвития; высокая активность; привлечение других к решению вопроса; использование телефона.

Между менеджерами и смешанной группой значимые различия проявились в таких показателях, как: демонстрация силы; угрозы, санкции, наказания; дальняя психологическая дистанция; функция эмоциональной взаимосвязи; стратегия соперничества; проявление твердости; фиксированное время взаимодействия; функция управления взаимодействиями; просьба, обращение за поддержкой к партнеру; стратегия поощрения; функция саморазвития; высокая активность; привлечение других к решению вопроса; использование телефона; деловые письма; спокойная динамика развития процесса; высокий темп взаимодействий; стратегия уклонения; постановка четких задач.

Различия между смешанной группой и группой медсестер: стратегия компромисса; аргументация; использование невербальных средств; стратегия соперничества; высокая активность; деловые письма; высокий темп взаимодействий; стратегия уклонения.

В группе менеджеров отметим слабую связь между социально-демографическими характеристиками и стилевыми компонентами: сотрудники среднего возраста, имеющие длительный опыт работы в организации, предпочитают стратегию компромисса, их молодые коллеги склонны к стратегии поощрения, взаимодействуя при высоком темпе. Ставить конкретные цели и критерии ожидаемых результатов больше свойственно женщинам. Сотрудники с управленческим опытом предпочитают работать в высоком темпе. Эмоциональной функции как ключевой придерживаются не состоящие в браке. Бездетные сотрудники не склонны отводить партнеру времени для обдумывания и подготовки.

В смешанной выборке значимые корреляции стиля имели место с должностью (для сотрудников, занимающих невысокие позиции характерны спокойная динамика развития процесса, обозначение проблемы в целом и предоставление партнеру самостоятельности в принятии решения, стратегия сотрудничества; лица на высоких должностях склонны к угрозам, санкциям, наказаниям).

В группе медицинских сестер отсутствовали корреляции социально-демографических характеристиками и стилей.

Рассматривая три профессиональные группы, отметим и различия в организационных средах. Группа медсестер наиболее благополучна: работа в сфере здравоохранения, как правило, выбирается по призванию, то есть сотрудник заинтересован в саморазвитии, в налаживании конструктивной коммуникации, в профессиональном самоутверждении внутри одной организации и др. Однако нельзя исключать наличие неэффективных СДО даже в стабильных и гибких условиях труда. Эта тенденция наталкивает на размышление о некой цикличности в формировании стилей, закономерных процессах специфичных для конкретной группы и универсальных одновременно. Условия работы менеджеров противоположны условиям медсестер: акцентированы конкуренция, формализация и дистантность коммуникаций, работа в условиях жесткой доминирующей корпоративной культуры — приводит к отсутствию эффективных стилей.

В случае диффузной организационной среды, как это было представлено в смешанной группе, выделились как эффективные, так и неэффективные СДО. В итоге можно констатировать подтверждение рабочих гипотез. Стили субъектов детерминированы корпоративной культурой организаций, что не исключает роль их социально-демографических характеристик.

Литература

1. Вильчес-Ногерол В.В., Сизова Л.А., Чумакова (Рютина) О.В., Будаева Е.С. Стили делового общения: частное и общее во взаимодействии субъектов. Часть 1 // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4, № 4. С. 97—123.

2. Мелетичев В.В., Шингаев С.М. Мотивация профессиональной деятельности и профессиональное выгорание педагогов: теория, диагностика, взаимосвязь, профилактика.— СПб.: СПб АППО, 2013. - 190 с.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 320 с.

4. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности. - М.; СПб.: Нестор-История, 2019. — 396 с.

5. Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н., Цымбалюк А.Э. Системогенез деятельности профессионала. — Ярославль: РИО ЯРГПУ, 2019. — 162 С.

6. Толочек В.А. Сопряженная профессиональная карьера субъекта: контексты и измерения // Человек. Сообщество. Управление. 2011. № 2. С. 48—61.

7. Толочек В.А., Н. А. Тимашкова Н.А., Денисова В.Г. Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности: позитивные и негативные изменения // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2014. № 1. С. 16—32.

8. Толочек В.А. Психология труда. 3-е изд. доп. - СПб.: Питер, 2019. — 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.