Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИ И ПСИХОЛОГИ КАК ВОЛОНТЕРЫ В РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПЕДАГОГИ И ПСИХОЛОГИ КАК ВОЛОНТЕРЫ В РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волонтерство / взаимодействие / особенности взаимодействия / подготовка волонтеров / лица с ограниченными возможностями здоровья / сотрудничество / будущие педагоги и психологи / volunteering / interaction / features of interaction / training of volunteers / persons with disabilities / cooperation / future teachers and psychologists

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гукасова Марина Павловна

В статье представлен анализ психологического исследования по проблеме социально-психологических особенностей подготовки волонтеров, взаимодействующих с лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), рассмотрены индивидуально-психологические особенности педагогов и психологов (в статье – волонтеров), необходимые в процессе взаимодействия с лицами с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гукасова Марина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS AND PSYCHOLOGISTS AS VOLUNTEERS IN WORK WITH PERSONS WITH DISABILITIES

The article presents an analysis of a psychological study on the problem of socio-psychological characteristics of the training of volunteers interacting with persons with disabilities, considers the individual psychological characteristics of student volunteers necessary in the process of interaction with persons with disabilities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИ И ПСИХОЛОГИ КАК ВОЛОНТЕРЫ В РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

1. Кларин М.В. Обучение как игра: мировые тенденции в развитии образовательных практик деятельностного типа. - Издательские решения, 2019. - 94 с.

ПЕДАГОГИ И ПСИХОЛОГИ КАК ВОЛОНТЕРЫ В РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Гукасова Марина Павловна (Москва, Россия), аспирант, Институт педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. E-mail: maiina_gukasova@mail.ru

Аннотация. В статье представлен анализ психологического исследования по проблеме социально-психологических особенностей подготовки волонтеров, взаимодействующих с лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), рассмотрены индивидуально-психологические особенности педагогов и психологов (в статье - волонтеров), необходимые в процессе взаимодействия с лицами с ОВЗ.

Ключевые слова: волонтерство, взаимодействие, особенности взаимодействия, подготовка волонтеров, лица с ограниченными возможностями здоровья, сотрудничество, будущие педагоги и психологи.

TEACHERS AND PSYCHOLOGISTS AS VOLUNTEERS IN WORK WITH PERSONS WITH DISABILITIES

Gukasova Marina Pavlovna (Moscow, Russia), Postgraduate student, Institute of Pedagogy and Psychology of the Moscow City Pedagogical University. E-mail: marina gukasova@mail.ru

Abstract. The article presents an analysis of a psychological study on the problem of socio-psychological characteristics of the training of volunteers interacting with persons with disabilities, considers the individual psychological characteristics of student volunteers necessary in the process of interaction with persons with disabilities.

Keywords: volunteering, interaction, features of interaction, training of volunteers, persons with disabilities, cooperation, future teachers and psychologists.

В настоящее время добровольческая деятельность (волонтерство) оказывается в центре внимания исследователей в области социальной психологии. В научной психологической литературе деятельность волонтеров рассматривается с точки зрения мотивационной составляющей личности добровольца и сводится к проблеме подготовки волонтеров к осуществлению добровольческой деятельности. В рамках социальной психологии изучение данного вида деятельности является актуальным в связи с недостаточностью исследований, направленных на изучение структурно-содержательных характеристик личности волонтера и особенностей взаимодействия с лицами с ОВЗ.

На основе анализа различных позиций, представленных в научной литературе в понимании добровольчества, можно определить волонтерство как вид помощи, который оказывается членам общества без расчета на вознаграждение. Волонтерская деятельность предполагает активное взаимодействие, которое играет важную роль в личностном и профессиональном росте волонтера [4, с. 62]. И.В. Мерсиянова и Л.И. Якобсон понимают волонтерство как бескорыстную индивидуальную или коллективную деятельность, направленную «на благо людей или общества», как одну из разновидностей филантропических практик [5, с. 17].

В нашей работе под волонтерами мы исследуем личностные особенности будущих педагогов и психологов, взаимодействующих в рамках добровольческой помощи лицам с ОВЗ.

Лица с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться не только медико-социальным, но и психолого-педагогическим сопровождением, включающим такую составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется человек. Для того, чтобы оказать помощь и не навредить человеку с ОВЗ, необходима профессиональная подготовка волонтеров к взаимодействию с такими людьми.

Грамотно созданные условия подготовки волонтера будут способствовать высокому уровню мотивации и готовности волонтера к добровольческой деятельности, а также его личностному росту.

Основываясь на научных исследованиях в области волонтерской деятельности [7, с. 16], можно выявить комплекс условий, который обеспечивает эффективность подготовки волонтеров: мотивированность и направленность интересов студентов на волонтерство, организация эффективной системы обучения, развитие системы самоуправления в коллективе студентов, направленной на изучение основ волонтерской деятельности, научно-методическое обеспечение процесса подготовки волонтеров (определение социально-психологических задач, разыгрывание ситуаций, игр и упражнений, связанных с осознанием и преодолением трудностей взаимодействия с лицами с ОВЗ, разработка методических пособий по подготовке волонтеров и т.д.) [7, с. 7].

Следует отметить, что организованная подготовка к добровольческой деятельности формирует и активизирует как личностные качества (например, милосердие, сострадание, отзывчивость), так и профессионально важные качества (например, ответственность за порученное дело, инициативность, гуманное и толерантное отношение к другому человеку, трудолюбие) волонтера.

Для эффективной реализации волонтерской деятельности необходимо развитие социально-психологической готовности молодежи к волонтерству. Как отмечает АА. Шагурова, социально-психологическая готовность волонтеров проявляется в осознании своего эмоционального состояния и его контроле, в стрессоустойчивости, уверенности в принятии решений и развитии качеств лидера [6, с. 53]. Рассматривая готовность волонтера с точки зрения личностного подхода (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и др.), можно говорить о том, что готовность выступает профессионально важным качеством личности, которое формируется при эффективной подготовке к определенному виду деятельности [3, с. 39].

Социально-психологические особенности подготовки волонтеров к взаимодействию с лицами с ОВЗ включают развитие психологических важных качеств и коммуникативных навыков, необходимых для осуществления волонтерской деятельности.

В исследовании приняли участие студенты-волонтеры - будущие педагоги и психологи, взаимодействующие в рамках добровольческой деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья, в количестве 29 человек: волонтеры 3-4 курсов высших учебных заведений (20-21 год), входящие в проект «Наставники и ученики» Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» - 13 человек: 12 девушек (20 лет - 7 человек, 21 год - 5 человек) и 1 молодой человек (21 год). Волонтеры 3-4 курсов (20-21 год) ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (СГПИ), прошедшие программу повышения квалификации «Подготовка волонтеров для сопровождения лиц с комплексными нарушениями слуха и зрения» - 16 человек: 11 девушек (20 лет - 6 человек, 21 год - 5 человек) и 5 молодых людей (3 человека - 20 лет, 2 человек -21 год).

Для выявления социально-психологических особенностей взаимодействия студентов-волонтеров с лицами с ОВЗ были использованы следующие методики: методика «Диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении» В.В. Бойко, методика диагностики профессиональной педагогической толерантности Ю.А. Макарова, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла.

По результатам исследования мы установили, что выраженной психологической трудностью для волонтеров во взаимодействии с лицами с ОВЗ выступает психолого-познавательный барьер, который проявляется в неумении перенести имеющиеся знания о психологических особенностях людей с ОВЗ в практику взаимодействия с ними. Также выраженным оказывается коммуникативный барьер, который проявляется в непонимании ситуации взаимодействия и неумении выразить собственные суждения лицам с ОВЗ. Наименее выраженными трудностями выступили эмоциональные барьеры.

Полученные данные были обработаны с помощью программы IBM SPSS Statistics. Для выявления линейной связи между двумя величинами был использован коэффициент корреляции Пирсона. Во всех процедурах статистического анализа рассчитывался достигнутый уровень статистической значимости.

Значимые корреляции между показателями вышеуказанных методик по результатам обеих групп представлены в таблице 1.

Таблица 1

Значимые показатели по результатам корреляционного анализа_

Методика В.В.Бойко Методика В.В.Макарова

Фактор С теста Кеттелла 0,542*

Фактор Е теста Кеттелла -0,529**

Фактор F теста Кеттелла 0,517*

Фактор Q2 теста Кеттелла -0,633**

Методика В.В. Бойко -0,214**

Так, мы видим, что фактор С теста Кеттелла (эмоциональная стабильность-нестабильность) положительно коррелирует с показателями методики диагностики эмоциональных помех в общении В.В.Бойко. Фактор Е теста Кеттелла (подчиненность-доминантность) отрицательно взаимодействует с показателями методики диагностики профессиональной педагогической толерантности Ю.А. Макарова. Фактор F теста Кеттелла (сдержанность-экспрессивность) положительно коррелирует с показателями методики диагностики эмоциональных помех в общении В.В. Бойко. Фактор Q2 теста Р. Кеттелла (конформизм-нонконформизм) отрицательно взаимодействует с показателями методики диагностики эмоциональных помех в общении В.В. Бойко. Отрицательная корреляция между показателями методики диагностики эмоциональных помех в общении В.В. Бойко и методикой диагностики профессиональной толерантности говорит о снятии эмоциональных барьеров с уменьшением значений по шкале «толерантность».

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что необходимо развивать коммуникативные навыки, позволяющие снизить уровень эмоциональных барьеров во взаимодействии волонтеров с лицами с ОВЗ, а также развить психологические качества, как толерантность, эмпатия, позволяющие эффективно взаимодействовать.

В качестве благоприятных социально-психологических условий для подготовки волонтеров к взаимодействию с лицами с ОВЗ выступает социально-психологический тренинг, представляющий собой специально организованную форму общения, основная идея которого - активная групповая работа. Работая в тренинговой группе, каждый участник имеет возможность экспериментировать с различными стилями общения, осваивая и отрабатывая совершенно иные, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологическую поддержку, комфорт и личностную защищенность.

Развитие коммуникативных способностей и психологических качеств необходимых волонтерам в процессе взаимодействия с лицами с ОВЗ в условиях социально-психологического тренинга обусловлено овладением следующими навыками общения: умение точно передавать информацию; устанавливать психологический контакт и создавать благоприятный психологический климат, владеть навыками активного и эмпатического слушания; техникой невербального общения, развитие толерантности.

Социально-психологический тренинг по подготовке волонтеров к взаимодействию с лицами с ОВЗ включает работу по следующим направлениям: знакомство, коммуникативные трудности взаимодействия, эмоциональные трудности взаимодействия, психолого-познавательные трудности (таблица 2).

Таблица 2

Содержание^ программы социально-психологического тренинга_

Блок Тренинговое занятие Часы

Модуль 1 «Знакомство» «Познакомимся» 2

«Общаемся на равных» 1ч. 45мин.

Модуль 2 «Коммуникативные трудности взаимодействия» Проработка смыслового или семантического барьера взаимодействия «Беспрепятственное общение» 2ч.

Проработка логического барьера взаимодействия «Пойми меня» 1ч. 30мин.

Проработка фонетического барьера взаимодействия «Учимся понимать невербально» 1ч. 20мин.

Модуль 3 «Эмоциональные трудности взаимодействия» Проработка барьера неверия в собственные силы «Я верю в себя» 1ч. 30мин.

Проработка страха в общении с людьми с ОВЗ «Я ничего не боюсь» 1ч. 15мин.

Модуль 4 «Психолого-тзнавательные трудности» Проработка барьера некомпетентности + Проработка трудностей выбора и переноса знаний «Я знаю, как работать» + «Я не боюсь, я готов!» 2ч. 30мин.

ИТОГО: 14 часов

Таким образом, можно сделать вывод, что социально-психологические особенности подготовки волонтеров к взаимодействию с лицами с ОВЗ включают в себя развитие профессионально важных качеств личности, таких как толерантность, эмпатия, необходимых для осуществления волонтерской деятельности, а так же формирование коммуникативных навыков взаимодействия в условиях социально-психологического тренинга.

Литература

1. Вачков И.В., Гукасова М.П. Социально-психологический тренинг как средство преодоления трудностей взаимодействия волонтеров и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018023466 (дата обращения: 01.12.2020).

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие для вузов. - М.: Ось-89, 2005.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск: БГУ, 1976. - 176 с.

4. Косова У.П. Мотивация волонтерской деятельности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2012. №№ 2.

5. Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Практики филантропии в России: вовлеченность и отношение к ним населения. - М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2009.

6. Шагурова А.А. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности: дис. канд. психол. наук: 19.00.05. - М.: РГСУ, 2013.

7. Шевырева Е.Г., Игнатенко А.Г. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Евразийский Союз Ученых (Психологические науки). 2014. № 6. С. 156-157.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Дементьева Дарья Викторовна (Тула, Россия), аспирант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. E-mail: d0202d@mail.ru

Аннотация. Актуальность данной работы заключается в том, что неготовность будущих педагогов-психологов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может негативно сказаться на их учебной и профессиональной деятельности в дальнейшем. Было проведено исследование, в котором использовался тренинг, модифицированный под будущих педагогов-психологов. Результаты исследования показали, что выбранный материал в полной мере подошел для исследуемой группы. После прохождения тренинга у студентов была отмечена положительная динамика уровня мотивации к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.