Научная статья на тему 'О программе подготовки студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в качестве волонтеров'

О программе подготовки студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в качестве волонтеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СТУДЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова О.А.

В статье рассматривается проблема подготовки студентов социальнокультурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в качестве волонтеров. Выделяются и анализируются главные трудности, возникающие у волонтеров, в работе с детьми с ОВЗ. Раскрыто содержание этапов программы подготовки волонтеров студентов социальнокультурного профиля к работе с детьми с ОВЗ и ожидаемые результаты освоения программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О программе подготовки студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в качестве волонтеров»

Для цитирования: Щербакова О.А. О программе подготовки студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в качестве волонтеров // [Электронный ресурс] URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2019/1/articles/2_13.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2019.01.019

УДК 371.132:376.3

О программе подготовки студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

в качестве волонтеров

Активная вовлеченность граждан страны в волонтерскую деятельность является одним из признаков развитого гражданского общества, так как способствует эффективному решению актуальных социальных проблем.

Современная российская молодежь предпочитает волонтерство другим социальным практикам как возможность получения дополнительных знаний и умений, формирования востребованных на рынке труда компетентностей, приобретения первичного профессионального опыта, расширения социальных контактов и дальнейшего трудоустройства. Добровольческая деятельность также рассматривается молодыми людьми как площадка для генерирования новых идей и реализации социальных проектов.

Необходимо отметить, что волонтерство обладает значительным воспитательным потенциалом, является способом «сохранения и укрепления человеческих ценностей, таких как доброта, безвозмездная помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола» (Л.Е. Сикорская) [1].

Наиболее многочисленную группу среди молодых волонтеров представляют студенты вузов и ссузов [2]. Студенческое волонтерское участие особенно востребовано в сферах образования и здравоохранения, социальном обеспечении, физкультурно-спортивной и культурно-досуговой деятельности [2, 3]. Эффективность волонтерской деятельности возрастает, если сфера добровольческой деятельности соответствует направлению подготовки студента в вузе или находится в смежных областях.

В настоящее время большое значение уделяется оказанию качественной социально-культурной поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья. Особую категорию лиц, нуждающихся в социально-культурной адаптации, представляют дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ). Трудно переоценить роль волонтеров в организации

О.А. Щербакова Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, Россия

«Grand Altai Research & Education»

132

данной деятельности в условиях увеличения числа детей с ОВЗ в нашей стране.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [4].

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ выделяют следующие группы [5]:

— глухие обучающихся;

— слабослышащие и позднооглохшие обучающихся;

— слепые обучающихся;

— слабовидящие обучающихся;

— обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи;

— обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

— обучающиеся с задержкой психического развития;

— обучающиеся с расстройствами аутистического спектра.

В соответствии с выводами отечественных исследователей [6, 7] дети с ОВЗ испытывают трудности в установлении связей с окружающим миром, в коммуникации с людьми, приобщении к культурным ценностям и, нередко, в освоении образовательных программ.

Социально-культурная поддержка детей с ОВЗ, осуществляемая волонтерами — студентами социально-культурного профиля, способствует гармоничному развитию ребенка с ОВЗ, созданию условий для освоения им социально-культурного опыта человечества, социокультурной адаптации и социализации.

В добровольческой деятельности существуют направления, которые не связаны с оказанием помощи людям. Такие формы волонтерства, кроме мотивационной готовности, не требуют формирования специальных компетентностей. Однако у волонтера, работающего с людьми, должна быть также сформирована психологическая готовность. Если речь идет о волонтерской работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, то наличие специальных компетентностей становится обязательным условием. Главным правилом такой работы становится принцип «не навреди».

У детей с ОВЗ могут наблюдаться отклонения, которые должен учитывать каждый работающий с ними доброволец, а именно:

— нарушения познавательных процессов;

— несбалансированность процессов возбуждения и торможения в ЦНС;

— повышенный уровень агрессии;

— несформированность критичности и завышенная/заниженная самооценка;

— низкий уровень волевой регуляции поведения;

Наука и образование Большого Алтая»

133

— трудности в общении;

— различные поведенческие нарушения;

— инфантильность;

— сенсорные и психомоторные нарушения;

— речевые расстройства.

Добровольцы — студенты социально-культурного профиля — оказывают помощь детям с ОВЗ, преимущественно организуя социализирующие мероприятия культурно-досуговой направленности. При этом студенты должны учитывать вышеперечисленные особенности детей с ОВЗ.

Так, у детей с поражением опорно-двигательного аппарата возникают трудности, связанные с физическими усилиями и несформированностью зрительно-моторной координации, которая выражается в недостаточности зрительного контроля движений рук.

Дети с сенсорными и речевыми нарушениями более самостоятельны, но, тем не менее, студенту-волонтеру также необходимо учитывать их особенности.

Дети с нарушениями речи истощаемы, не могут длительное время заниматься каким-либо видом деятельности. Они, как правило, раздражительны, возбудимы, расторможены, эмоционально лабильны. Им присуща быстрая смена настроения, возможны агрессивные проявления. Лишь у некоторых детей наблюдаются заторможенность и вялость.

Слабослышащие и глухие дети испытывают трудности, связанные с неполным восприятием и пониманием речи, что может ошибочно расцениваться волонтером как интеллектуальная недостаточность ребенка. В других случаях у добровольца может создаваться впечатление, что ребенок способен воспринимать речь полностью.

При работе со слепыми и слабовидящими детьми многие волонтеры испытывают неуверенность, выражающуюся в создании особо щадящих условий и охранительного режима, чрезмерно сочувственном отношении. Данное поведение наносит вред личностному развитию ребенка, а именно формированию таких качеств, как активность, самостоятельность, уверенность в себе, и, наоборот, развивают иждивенческую позицию по отношению к окружающим и способствуют развитию социального инфантилизма.

Дети с задержкой психического развития воспринимают и перерабатывают информацию в замедленном темпе, следовательно, нуждаются в подробных инструкциях с опорой на наглядность. Им свойственен низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, а также импульсивность, расторможенность, повышенная двигательная активность. Нередко у детей с задержкой психического развития отмечается снижение потребности в общении с ровесниками и взрослыми и сложности адаптации в коллективе.

Дети с расстройствами аутистического спектра отличаются довольно специфичным поведением. Всем им характерна аутистическая триада:

«Grand Altai Research & Education»

134

недостаток социальных взаимодействий; нарушенная взаимная коммуникация; ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения. Все эти особенности имеют индивидуальный характер проявлений, что создает серьезные трудности для организации с ними волонтерской работы в социально-культурной сфере.

Учет данных особенностей детей с ОВЗ позволяет обеспечить более эффективное взаимодействие в системе «ребенок-волонтер». Трудности и особенности развития детей с ОВЗ сглаживаются и компенсируются в процессе специально организованной коррекционной работы, а также вне образовательного пространства при проведении социализирующих мероприятий. Большой вклад в процесс социализации детей с ОВЗ способна вносить работа волонтеров в социокультурной сфере.

Главным целевым ориентиром этой работы является создание условий для полноценного развития личности ребенка, его успешной адаптации в социуме и приобретения социального опыта. Достижение этой цели возможно при знании и учете типологических и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ при организации и осуществлении волонтерской деятельности.

Это в свою очередь предполагает специальную подготовку студентов социально-культурного профиля, желающих работать с детьми с ОВЗ в качестве волонтеров.

Подготовка студентов социально-культурного профиля к волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ в вузе должна носить содержательный, междисциплинарный характер и решать следующие задачи: свободное ориентирование в нормативно-правовых документах, регламентирующих образовательную, социально-культурную и волонтерскую деятельность с детьми с ОВЗ; знание психолого-педагогических и некоторых медицинских аспектов организации взаимодействия с данной категорией детей; умение проектировать возможные проблемные ситуации, предлагать и применять способы их решения; владение технологиями разработки социально-культурных программ и организации культурно-досуговых мероприятий для детей ОВЗ.

Кроме этого, волонтер, работающий с детьми с ОВЗ, должен обладать большим набором личностных качеств, без должного развития которых его деятельность будет малоэффективной. К ним относятся такие как: организаторские и коммуникативные способности; эмпатия и проницательность; позитивность и оптимизм; толерантность и рефлексивность; уверенность в своих возможностях и самокритичность; психологическая и эмоциональная устойчивость.

С целью подготовки студентов социально-культурного профиля к работе с детьми ОВЗ в качестве волонтеров нами разработана программа, которая реализуется Краснодарским государственным институтом культуры в рамках социального проекта «Протяни руку помощи» совместно с государственным

Наука и образование Большого Алтая»

135

казённым общеобразовательным учреждением Краснодарского края специальной (коррекционной) школой-интернатом г. Краснодара.

Программа подготовки включает следующие направления работы:

— организация специальной подготовки студентов к волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ;

— вовлечение студентов в разработку и реализацию социально значимых проектов для детей с ОВЗ в сфере социально-культурной деятельности;

— апробация в волонтерской деятельности эффективных форм культурно-просветительской работы с детьми с ОВЗ;

— развитие механизмов взаимодействия вуза культуры с организациями, оказывающими образовательные и социально-культурные услуги детям с ОВЗ.

При разработке программы учитывался опыт И.А. Степановой [8] и др. отечественных исследователей [9, 10]. Процесс подготовки студентов социально-культурного профиля к волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ проходит в три этапа:

1 этап — теоретический, в ходе которого студенты осваивают элективный

2 этап — проектно-тренинговый, подразумевающий участие студентов в практических семинарах и тренингах, а также работу проектных волонтерских групп;

3 этап — практический, состоящий из добровольческой практики в социально-культурных учреждениях, разработку и реализацию культурно-досуговых мероприятий и волонтерских акций.

На первом этапе студенты изучают основные понятия курса, рассматривают особенности детей с ОВЗ; получают информацию о правах детей с ОВЗ, о российском и международном законодательстве, которое обеспечивает право на равный доступ детей к образовательным и социально-культурным услугам; осваивают технологии социально-культурной деятельности в работе с данной категорией детей; разбирают возможные трудности и проблемы в работе волонтера с детьми с ОВЗ, а также пути их решения.

В ходе реализации второго этапа осуществляются:

— повышение коммуникативной культуры — овладение средствами коммуникации с детьми с ОВЗ;

— формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения с данной категорией детей;

— формирование конфликтологической компетентности — развитие стрессоустойчивости, конфликтоустойчивости, культуры саморегуляции, сензитивности и др.;

— работа с барьерами и стереотипами — анализ существующих стереотипов по отношению к детям с ОВЗ и подходов к пониманию проблемы ограничения возможностей; выработка главных направлений по разрушению барьеров;

курс;

«Grand Altai Research & Education»

136

— развитие эмпатии, толерантности, рефлексивности — воспитание уважения и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, общепризнанных норм, а также формирование желания и готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе принципов единогласия и равноправия;

— формирование позиции позитивного принятия детей с ОВЗ — стимулирование понимания и безоценочности при межличностном взаимодействии вне зависимости от личностных качеств и проявлений другого, сохраняющее за человеком право на автономию.

— проектирование социально-культурной деятельности и разработка культурно-досуговых мероприятий для детей с ОВЗ с опорой на полученные знания и сформированные в процессе реализации первого и второго этапов программы компетентности.

На третьем этапе осуществляется реализация культурно-досуговых мероприятий, программ и проектов для детей с ОВЗ на практике.

При успешном прохождении студентами — волонтерами трех этапов программы они будут ориентированы на общечеловеческие гуманистические ценности добровольческой деятельности; приобретут необходимые профессиональные и личностные компетенции; изучат особенности социально-культурной деятельности с детьми с ОВЗ; будут способны продемонстрировать знание социально-культурных и психолого-педагогических технологий работы волонтеров с детьми с ОВЗ; рассмотрят возможные трудности при организации волонтерской деятельности с данной категорией детей и отработают пути их решения на практике; смогут проявить свои компетенции в области социального взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Результатом подготовки студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ОВЗ в качестве волонтеров будет являться их готовность к организации социально-культурной поддержки, воспитательной работы и развивающего досуга детей с ОВЗ, к участию в деятельности по социально-культурной адаптации детей данной категории, к установлению педагогически целесообразного взаимодействия с детьми с ОВЗ и разрешению конфликтных ситуаций, способность инициировать и методически грамотно проводить мероприятия и волонтерские акции социально-культурной направленности для детей с ОВЗ и тем самым создавать условия для их успешной социализации.

Таким образом, целенаправленно организованная и содержательная подготовка студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ОВЗ будет способствовать повышению эффективности добровольческой, а в дальнейшеми профессиональной деятельности с данной категорией детей.

Список литературы

1. Добровольчество как механизм личностного роста для подростков-волонтеров. — М.: Федеральный информационный центр молодежных социальных программ. Под общей ред. Л.Е. Сикорской. — 2010. — 36 С.

Наука и образование Большого Алтая»

137

2. Певная, М.В. Студенческое волонтерство: особенности деятельности и мотивации / М.В. Певная // Высшее образование в России. — 2015.- №6.- С.81-88.

3. Кузьминчук, А.А. Направления молодежного добровольчества: специфика и перспективы развития /А.А. Кузьминчук, М.В. Певная, Е.Р. Тимиршина // Вестник Сургутского государственного университета. — 2018. -№2 (53).- С.68-77.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

6. Прияткина, Н.Ю. Подготовка волонтеров к деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Н.Ю. Прияткина // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — №4.; URL: http://www.sci ence-education.ru/ru/article/view?id=25022 (дата обращения: 07.09.2018).

7. Шевырева, Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Шевырева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. — Чебоксары: Интерактив плюс.

— 2016. — №2 (7). С.267-269.

8. Степанова, И.А. Формирование мобильности будущих специалистов социальной сферы в волонтерской деятельности. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2010. — 25 c.

9. Бас, О.В. Волонтеры в реализации проекта: методические рекомендации для специалистов учреждений социального обслуживания граждан по подготовке волонтеров к работе с детьми-инвалидами / О.В. Бас, О.В. Солодянкина. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет». — 2017. — 36 С.

10. Гученок, Е.С. Подготовка волонтеров — социальных кураторов к работе с детьми и молодежью с ограниченными возможностями здоровья / Е.С. Гученок, К.С. Шалагинова // Академия педагогических идей «Новация». — 2017. — №12 (декабрь). — АРТ 149-эл. — 0,2 п. л. — URL: http://akademnova.ru/page/875548 (дата обращения: 10.09.2018).

References

1. Dobrovol'chestvo kak mekhanizm lichnostnogo rosta dlya podrostkov-volonterov. — M.: Federal'nyj informacionnyj centr molodezhnyh social'nyh programm. Pod obshchej red. L.E. Sikorskoj. — 2010. — 36 S.

2. Pevnaya, M.V. Studencheskoe volonterstvo: osobennosti deyatel'nosti i motivacii / M.V. Pevnaya // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2015.- №6.- S.81-88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kuz'minchuk, A.A. Napravleniya molodezhnogo dobrovol'chestva: specifika i perspektivy razvitiya /A.A. Kuz'minchuk, M.V. Pevnaya, E.R. Timirshina // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2018. -№2 (53).- S.68-77.

4. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii».

5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 19.12.2014 №1598 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya».

6. Priyatkina, N.YU. Podgotovka volonterov k deyatel'nosti s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / N.YU. Priyatkina // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya.

— 2016. — №4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25022 (data obrashcheniya: 07.09.2018).

7. SHevyreva, E.G. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie podgotovki volonterov k rabote s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / E.G. SHevyreva // Pedagogika i psihologiya: aktual'nye voprosy teorii i praktiki. — CHeboksary: Interaktiv plyus. — 2016. — №2 (7). S.267-269.

«Grand Altai Research & Education»

138

8. 81ерапоуа, 1.А. Еогш1гоуап1е шоЫГпоБй ЬиёшЬсЫЬ 8рее1а1181оу БГегу V уо1оп1егеко] ёеуа1е1'поБ11. Avtoгef. ... капё. реё. паик. — М., 2010. — 25 с.

9. ВаБ, О.У. Vo1onteгy V геа^асп ргое^а: шetodicheskie гекошепёасИ ё1уа specia1istov исЬге2кёепу socia1'nogo obs1uzhivaniya gгazhdan ро podgotovke vo1onteгov к гabote б ёе^шь inva1idaшi / О.У. ВаБ, О.У. Бо1оёуапкта. — Izhevsk: Izd-vo «ШшиЛБку univeгsitet». — 2017. — 36 Б.

10. Ои^епок, Е.Б. Podgotovka vo1onteгov — socia1'nyh kuгatoгov к rabote Б det'шi i mo1odezh'yu Б ogгanichennyшi vozшozhnostyaшi zdoгov'ya / Е.Б. Оuchenok, К.Б. SHa1aginova // Akademiya pedagogicheskih idej «Novaciya». — 2017. — №12 (dekabr'). — АЯТ 149-е1. — 0,2 р. 1. — ШЪ: http://akadeшnova.ru/page/875548 (data obгashcheniya: 10.09.2018).

Наука и образование Большого Алтая»

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.