Научная статья на тему 'Стратегии компенсации лексического дефицита обучающихся в условиях реализации инклюзивного образования'

Стратегии компенсации лексического дефицита обучающихся в условиях реализации инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЛЕКСИКА / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / LEXICAL DEFICIT / INCLUSIVE EDUCATION / INTERACTIVE EXCURSION / VOLUNTEER ACTIVITY / CHILDREN WITH DISABILITIES / VOCABULARY / INTERDEPARTMENTAL INTERACTION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байгулова Наталия Васильевна, Грицкевич Наталья Константиновна, Мёдова Наталья Анатольевна

Представлены данные, актуальные для обучения и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Доказана актуальность изучения лексики в условиях инклюзивного образования на примере детей с нарушениями зрения и детей с расстройствами аутистического спектра. Проанализирована специфика формирования словарного запаса при дефицитарном и искаженном варианте дизонтогенеза. Обозначены трудности восприятия и воспроизведения лексики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На основе приведенных данных выработана стратегия компенсации дефицитов лексики на основе межведомственного подхода. Межведомственный подход предполагает взаимодействие на трех уровнях (уровень региона, муниципалитета и конкретной организации), что делает возможным социальное партнерство и обеспечивает необходимые общие условия для устойчивого функционирования процесса компенсации лексического дефицита как социальной системы. Социальное взаимодействие представлено на примере волонтерской деятельности студентов педагогического вуза на базе школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и театрализованных экскурсий, организованных для детей с ограниченными возможностями здоровья и молодежи Управлением культуры администрации г. Томска, Музеем истории города Томска, Туристско-информационным центром города Томска. Волонтерская деятельность студентов проявляется в различных направлениях: летний пришкольный лагерь, творческие мастерские и мастер-классы, дни толерантности и новогодние елки. Такая практика очень полезна студентам, так как современные реалии предполагают умение работать в системе инклюзивного образования. В свою очередь, творческие мероприятия позволяют заинтересовать детей и получить новые социальные навыки, обогатить словарный запас и компенсировать лексические затруднения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байгулова Наталия Васильевна, Грицкевич Наталья Константиновна, Мёдова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES OF LEXICAL DEFICIT COMPENSATION IN STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION IMPLEMENTATION

The article presents the data relevant for training and socialization of persons with disabilities. The urgency of studying vocabulary in the conditions of inclusive education, based on the example of children with visual impairments and children with autism spectrum disorders, is proved. Analyzed the specificity of formation of vocabulary in a deficit and a distorted form of dysontogenesis. The difficulties of perception and reproduction of vocabulary in students with disabilities are indicated. Based on the above data a strategy for the compensation of vocabulary deficits through an interagency approach has been developed. The interdepartmental approach involves interaction at three levels (the level of the region, the municipality and the specific organization), which makes possible social partnership and provides the necessary general conditions for the sustainable functioning of the process of compensation of lexical deficit as a social system. Social interaction is presented on the example of volunteer activity of students of pedagogical university on the basis of school for students with disabilities and theatrical excursions organized for children with disabilities and youth by the Department of Culture of the Administration of Tomsk, the Museum of History of Tomsk, the Tourist Information Center of Tomsk. Volunteer activities of students are manifested in various directions: summer school camp, creative workshops and master classes, tolerance days and New Year party. This practice is very useful for students, as modern realities imply the ability to work in an inclusive education system. In turn, creative activities can interest children and gain new social skills, enrich vocabulary and compensate for lexical difficulties.

Текст научной работы на тему «Стратегии компенсации лексического дефицита обучающихся в условиях реализации инклюзивного образования»

УДК 376. 3

РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-6-23-30

СТРАТЕГИИ КОМПЕНСАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ДЕФИЦИТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. В. Байгулова, Н. К. Грицкевич, Н. А. Мёдова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Представлены данные, актуальные для обучения и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Доказана актуальность изучения лексики в условиях инклюзивного образования на примере детей с нарушениями зрения и детей с расстройствами аутистического спектра. Проанализирована специфика формирования словарного запаса при дефицитарном и искаженном варианте дизонтогенеза. Обозначены трудности восприятия и воспроизведения лексики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На основе приведенных данных выработана стратегия компенсации дефицитов лексики на основе межведомственного подхода. Межведомственный подход предполагает взаимодействие на трех уровнях (уровень региона, муниципалитета и конкретной организации), что делает возможным социальное партнерство и обеспечивает необходимые общие условия для устойчивого функционирования процесса компенсации лексического дефицита как социальной системы. Социальное взаимодействие представлено на примере волонтерской деятельности студентов педагогического вуза на базе школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и театрализованных экскурсий, организованных для детей с ограниченными возможностями здоровья и молодежи Управлением культуры администрации г. Томска, Музеем истории города Томска, Туристско-информационным центром города Томска. Волонтерская деятельность студентов проявляется в различных направлениях: летний пришкольный лагерь, творческие мастерские и мастер-классы, дни толерантности и новогодние елки. Такая практика очень полезна студентам, так как современные реалии предполагают умение работать в системе инклюзивного образования. В свою очередь, творческие мероприятия позволяют заинтересовать детей и получить новые социальные навыки, обогатить словарный запас и компенсировать лексические затруднения.

Ключевые слова: лексический дефицит, инклюзивное образование, интерактивная экскурсия, волонтерская деятельность, дети с ограниченными возможностями здоровья, лексика, межведомственное взаимодействие, социализация.

На сегодняшний день в России более 13 миллионов инвалидов, из них - 540 тысяч детей, около 100 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в инклюзивных школах. Новое поколение детей, растущее в условиях массовой цифровизации, требует тотального изменения подходов в педагогике и обучении их навыками цифрового общения. По словам М. Русецкой, в мире одновременно существуют уже три типа коммуникации: письменная речь, разговорная и цифровая. Детей необходимо обучать каждому из этих видов коммуникации для того, чтобы они ощущали себя гармонично в современном мире. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в овладении коммуникации вследствие лексического дефицита не только из-за индивидуальных особенностей, но и в связи с тем, что полноценное вербальное общение часто замещается редуцированной коммуникацией, характеризующейся смысловым свертыванием, «сжиманием» информации и представлением ее в деформированно-ненормальном виде. В связи с этим

возникает необходимость выработки стратегий компенсации лексического дефицита через расширение областей межведомственного взаимодействия в условиях инклюзивного образования [1].

Одна из важнейших функций речи и языка, как это было отмечено Л. С. Выготским, -закрепление и сохранение общечеловеческого опыта - тесно связана с функцией, с помощью которой происходит передача этого опыта в процессе индивидуального развития человека, - с функцией общения [2].

Психолингвисты рассматривают способность к саморазвитию через призму овладения словом: именно его усвоение лежит в основе развития мыслительной, речевой и языковой способности. При этом подчеркнем роль формирования метаязыковой деятельности, основанной на осознании явлений языка и речи. По мнению А. Ф. Лосева, ребенок нащупывает секрет языка, а отсюда развивается его мыслительная, речевая и языковая способность [3].

Анализ изменений словесной регуляции, наблюдающихся при разных формах поражений центральной нервной системы, а также при поражениях анализаторов, обнаруживает, что хотя определенные формы и слабовыраженные степени нарушения словесной регуляции образования условных связей и их вербализации могут быть обнаружены при всех рассмотренных аномалиях развития, наиболее грубые дефекты отмечаются при олигофрении, а что касается остальных аномалий, то, вероятно, при глубоких задержках развития [1].

Специфические дефициты, которые требуют выработки стратегий, возникают при нарушениях зрения и расстройствах аутистического спектра.

Недостатки зрения ведут к тому, что ряд понятий усваивается без достаточной связи с реальной действительностью. Слепые дети приходят к уяснению конкретных значений многих слов преимущественно опосредованно, логическим путем. Многие понятия истолковываются ими по-своему в соответствии с собственным личным опытом и не являются обобщением многообразных представлений [4].

Ребенок с расстройствами аутистического спектра, по мнению Е. Р. Боенской, часто эхолалично воспроизводит слова, фразы и даже значительные фрагменты из прослушанного или услышанного, не соотнося смысла своей речи с реальной ситуацией. Зная запас эхо-лалических слов и фраз ребенка, следует провоцировать их употребление, но уже в соответствии с требованием реальной ситуации, несмотря на то, что дети активно отвергают какие-либо изменения в привычных фразах и болезненно реагируют на вторжение в свои речевые стереотипы [5].

В эксперименте по исследованию дефицита лексики у детей с ограниченными возможностями здоровья приняли участие три слепых ребенка и три ребенка с расстройствами аутистического спектра в возрасте 6 лет. Целью изучения явилось выявление особенностей лексического запаса и выработки стратегии его компенсации.

В ходе проведения исследования изучался активный и пассивный словарь детей в специально организованной ситуации для наблюдения, а также по методике Г. А. Волковой [6].

В результате были выявлены следующие особенности, которые представлены в таблице.

Таким образом, результаты изучения особенностей лексики детей указанных в таблице категорий показали, что у детей с нарушениями зрения дефекты зрительной сферы привели к ограничениям в развитии словесной системы, распространяющимся на область словесных обозначений зрительных раздражителей, а также на обобщение и абстрагирование признаков этих раздражителей. У детей с расстройствами аутистического спектра выявлена ярко выраженная имитация слов педагога (эхолалия), а также наличие согласования слов. Трудности обнаружились в интенсивности восприятия слов и воспроизведения слов,

что в условиях инклюзивного образования снижает способности детей указанных категорий при получении полезной информации и новых знаний. Следовательно, требуется выработка стратегий компенсации выявленных дефицитов лексики.

Особенности лексики детей с ограниченными возможностями здоровья

№ Категория лиц с ОВЗ Преобладающая часть речи Тип лексики, используемый в речи Наличие аграмматизмов Специфическая лексика

1 Дети с нарушениями зрения (слепые) Значительное количество глаголов, избегание в употреблении Обиходная, привязанная к конкретной ситуации, в основном в условиях семьи; у двоих воспитанников встречались слова, которые они употребляют на занятиях вокалом Отсутствуют Специфическое употребление глаголов (бабочка хмурится, змея радостно греется в солнечный день, лицо хохочет)

2 Дети с расстройствами аутистического спектра Значительное количество существительных В целом бытовая, но встречается лексика, которую можно отнести к интересам ребенка, а также стереотипные эхолалии Нарушения родовидовых понятий Неологизмы, стереотипные эхолалии-штапмы

Реализация направлений деятельности по обогащению лексики детей с ОВЗ возможна при развитии механизмов межведомственного взаимодействия и социального партнерства [7-10].

Межведомственное взаимодействие обеспечивает необходимые общие условия для устойчивого функционирования процесса компенсации лексического дефицита как социальной системы: комплексность, качество, своевременность и вариативность услуг [7].

Мы согласны с Ю. А. Разенковой, которая в своей работе выделяет уровни межведомственного взаимодействия в системе ранней помощи детям с ОВЗ. Первый уровень - уровень региона - включает в себя региональные органы (управления образования, здравоохранения, социальной защиты (организация социальных экскурсий) и иные заинтересованные негосударственные организации).

Второй уровень - уровень муниципалитета (муниципальный орган управления образования, различные учреждения дополнительного образования, детские оздоровительные лагеря, соцзащита населения, а также неправительственные негосударственные организации, расположенные на территории данного муниципалитета (фонды и некоммерческие организации).

Третий уровень - уровень конкретной организации, участвующей в процессе взаимодействия и партнерства.

Для возникновения совместно-распределенной деятельности необходимо пересечение интересов субъектов предполагаемого взаимодействия и социального партнерства по направлению стратегий компенсации лексического дефицита в условиях инклюзивного образования [11].

В одной статье невозможно охватить весь спектр учреждений и предложенных ими форм работы над компенсацией лексических затруднений, поэтому мы будем говорить о возможном потенциале экскурсионной и волонтерской деятельности.

Наряду с проведением традиционных обзорных и тематических экскурсий вырос спрос на применение более активных экскурсионных форм. Одной из таких форм стала интерактивная театрализованная экскурсия, которая призвана создать уникальное экскурсионное пространство, в котором экскурсанты становятся активными участниками экскурсионного процесса [12, с. 89]. Говоря о данном виде экскурсии, Ю. А. Воропаева и М. А. Богачева утверждают, что театрализованная экскурсия - это достаточно необычный и очень стильный способ проведения досуга с пользой и удовольствием. Такой вид экскурсии превращает слушателей не только в зрителей, но и в непосредственных участников описываемых событий в представляемой программе экскурсии. Театрализованная экскурсия, по их мнению, - это уникальное сочетание интерактивной формы с динамичной и эмоционально выраженной подачей самых интересных фактов и историй [13, с. 1-2].

Таким образом, из всего вышесказанного нужно отметить, что театрализованная экскурсия является современной, интерактивной экскурсией, для которой присущ ряд функций, играющих важную роль для личностного формирования человека, а также его речевого развития. Все участники исполняют роль не только экскурсантов, которые как в классической обзорной экскурсии, слушают гида, в данном случае они на протяжении всей экскурсии сами являются непосредственными участниками описываемых событий в представляемой экскурсии.

В связи с возросшим интересом потребителей к этому виду экскурсий представители Управления культуры Администрации г. Томска, Музея истории Томска, Туристско-инфор-мационного центра Томска обратились к данной методике проведения экскурсий и в феврале 2017 г. разработали театрализованную экскурсию «Как Иннокентий Кухтерин в XXI в. попал, или Томская история со вкусом». Данная экскурсия ставит перед собой несколько целей: во-первых, познакомить жителей и гостей города с жизнью и деятельностью одних из самых ярких купеческих династий города - династии Кухтериных, во-вторых, рассказать о торговле и гастрономических пристрастиях томичей дореволюционного Томска и, в-третьих, сделать школьников прямыми участниками экскурсии, иногда даже пытающимися исполнить роль экскурсовода, что позволяет говорить о развитии их речевых возможностей.

Суть экскурсии заключается в том, что один из представителей купеческой династии Кухтериных - Иннокентий, роль которого играет экскурсовод, при невыясненных обстоятельствах оказывается в XXI в., где он не может разобраться в современном и незнакомом для него городе и добраться до своей купеческой лавки. Поэтому он просит помощи у людей (экскурсантов), а в качестве благодарности за помощь по дороге в лавку купец рассказывает людям о себе и своей семье, а также о том, как выглядел и чем жил город в его бытность. По прибытии в лавку, которая располагается в Музее истории Томска, купца и его провожатых встречает купеческая жена Екатерина Никифоровна, которая приглашает гостей на чаепитие, где рассказывает им о традициях купеческих застолий, а также о том, какие продукты питания производились в дореволюционном Томске и где они продавались. В конце экскурсии купеческая чета вручает провожатым конфеты, упакованные в дореволюционные обертки, а также мешочки с сибирским иван-чаем [14].

Таким образом, анализируя результаты экскурсий за 2017 г., можно сказать, что методика интерактивной театрализованной экскурсии является продуктивной формой знакомства с отдельными страницами истории города, так как во время ее проведения участники, находясь в историческом центре города, во-первых, получают новые знания и впечатления,

во-вторых, если речь идет о заранее организованной группе людей, состоящих из учащихся одного класса, то во время такой экскурсии они могут пообщаться в более неформальной обстановке, а в-третьих, у них появляется возможность стать непосредственными участниками событий в представляемой экскурсии, попробовать себя в роли экскурсовода и познакомиться с новой для них лексикой.

Волонтеры играют важную роль в жизни современного общества. Существует много проблем, которые невозможно решить без помощи добровольцев. Волонтеры - это люди, которые сознательно и бескорыстно трудятся на благо других. Волонтерская деятельность проявляется в различных направлениях, более подробно остановимся на волонтерстве для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Студенты факультета психолого-педагогического и специального образования Томского государственного педагогического университета (ФПСО ТГПУ) проводят в общеобразовательных организациях для учащихся с ограниченными возможностями мероприятия различной направленности: летний пришкольный лагерь, творческие мастерские и мастер-классы, дни толерантности и дружбы народов. Традиционными стали новогодние елки. Такая практика очень полезна студентам-волонтерам, так как современные реалии предполагают умение работать в системе инклюзивного образования.

Для детей с ОВЗ взаимодействие с волонтерами способствует формированию социального опыта, социальному и речевому развитию.

Предварительно волонтеры-студенты изучают физиологические и психологические особенности детей с ОВЗ, теоретические основы выбора педагогических технологий волонтерской деятельности с представленными категориями детей, основные признаки, их классификацию, структуру и возможности применения. Методика организации и проведения сюжетно-ролевых, имитационных, спортивных, познавательных и развлекательных игр, благотворительных мероприятий, праздников, образовательных экскурсий, походов, творческих мастерских по интересам.

В качестве главного целевого ориентира волонтерской деятельности рассматривалось содействие интеллектуальному (компенсация лексического дефицита с учетом психофизического здоровья каждого ребенка) и духовно-нравственному развитию личности ребенка, проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта индивидуальной и совместной деятельности, способствующей успешной социализации [15].

Совместная работа педагогического университета и образовательных учреждений г. Томска и г. Северска имеет многолетний опыт реализации разнонаправленных проектов, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования [16].

Таким образом, реализация направлений деятельности по обогащению лексики детей с ОВЗ возможна при развитии механизмов межведомственного взаимодействия и социального партнерства для детей с ОВЗ. Одной из стратегий компенсации лексического дефицита является интерактивная театрализованная экскурсия, для которой присущ ряд функций, играющих важную роль для речевого развития и личностного формирования человека. Взаимодействие с волонтерами, в частности со студентами ФПСО ТГПУ, также способствует речевому развитию, формированию социального опыта, социальному и личностному развитию лиц с ОВЗ. В мероприятиях, проводимых студентами-добровольцами, дети примеряют на себя различные социальные роли, получают полезную информацию, развивают коммуникативные и лексические навыки. Творческие мероприятия позволяют заинтересовать детей и получить новые социальные умения, обогатить словарный запас и компенсировать лексические затруднения.

Список литературы

I. Володина Е . Н . Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования . МФЛИНТА, 2016 .243 с .

2 . Лубовский В . И . Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) . М . : Педагогика, 1978. 224 с .

3 . Лосев А . Ф . Философия имени / Самое само: Сочинения . М . : ЭКСМО-Пресс, 1999 . С . 29-204.

4 . Земцова М . И . Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности . М . : Изд-во АПН

РСФСР, 1956 .211 с .

5 . Медова Н . А . Анализ эхолалического скриптования у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях

социума // Материалы ежегодной Международной научной конференции «Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия» . СПб . , 2019 . С . 599-602 .

6 . Волкова Г . А. Методика обследования нарушений речи у детей . СПб. : РГПУ им . А. И . Герцена, 1993. 45 с .

7 . Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением

Правительства Российской Федерации от 31.08 2016 № 1839-р: извлечение из документа) // Нормативные документы образовательного учреждения . 2016 . № 11.

8 . Малофеев Н . Н . Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология .2003. № 4 .С . 7-11.

9 . Разенкова Ю . А . Об идеологических противоречиях в отечественной практике ранней помощи // Воспитание и обучение

детей с нарушениями развития . 2017 . № 4 . С . 3-8 .

10 . Разенкова Ю . А. , Славин С . С . Базовые модели ранней помощи в региональном образовательном пространстве //

Воспитание и обучение детей с нарушениями развития . 2016 . № 2 . С . 3-12 .

II. Разенкова Ю . А. Межведомственное взаимодействие в системе ранней помощи // Альманах Института коррекционной педагогики . 2018 . Альманах № 33 . URL: https://alldef. ru/ru/articles/almanac-33/interagency-cooperation-in-the-system-of-early-intervention (дата обращения: 12 . 10 . 2019) .

12 Галкина Т В Музейно-краеведческая практика: основы музееведения, краеведения и экскурсоведения Томск: Изд-во ТГПУ, 2009 . 156 с .

13 Воропаева Ю А , Богачева М А Театрализованная экскурсия как новый вид в культурно-досуговой сфере // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» . Томск, 2013. С . 43.

14 . Rudnitskii Y. A. , Baigulova N . V Interactive theatrical tour as a form of introducing a city // Siberian Development 2018 . IOP

Publishing IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science . 2018 . Vol . 204. P. 43-47. D0I:10 . 1088/1755-1315/204/1/012002

15 . Прияткина Н . Ю . Подготовка волонтеров к деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья //

Современные проблемы науки и образования . 2016 . № 4 . URL: //http://science-education . ru/ru/article/view?id =25022 (дата обращения: 12 .10 . 2019) .

16 . Буравлева Н . А. , Грицкевич Н . К. , Игловская Н . В . Инклюзивное образование: первый опыт и проблемы // Вектор науки

Тольяттинского гос . ун-та . Вып . 3 (6) Сер . Педагогика, психология . 2011. С . 60-63.

Байгулова Наталия Васильевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: baigulovanv@tspu.edu.ru

Грицкевич Наталья Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: grickewichnk@tspu.edu.ru

Мёдова Наталия Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: mediov@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 14.10.2019

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-23-30

STRATEGIES OF LEXICAL DEFICIT COMPENSATION IN STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION IMPLEMENTATION

N. V. Baygulova, N. K. Gritskevich, N. A. Medova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article presents the data relevant for training and socialization of persons with disabilities. The urgency of studying vocabulary in the conditions of inclusive education, based on the example of children with visual impairments and children with autism spectrum disorders, is proved. Analyzed the specificity of formation of vocabulary in a deficit and a distorted form of dysontogenesis. The difficulties of perception and reproduction of vocabulary in students with disabilities are indicated. Based on the above data a strategy for the compensation of vocabulary deficits through an interagency approach has been developed. The interdepartmental approach involves interaction at three levels (the level of the region, the municipality and the specific organization), which makes possible social partnership and provides the necessary general conditions for the sustainable functioning of the process of compensation of lexical deficit as a social system. Social interaction is presented on the example of volunteer activity of students of pedagogical university on the basis of school for students with disabilities and theatrical excursions organized for children with disabilities and youth by the Department of Culture of the Administration of Tomsk, the Museum of History of Tomsk, the Tourist Information Center of Tomsk. Volunteer activities of students are manifested in various directions: summer school camp, creative workshops and master classes, tolerance days and New Year party. This practice is very useful for students, as modern realities imply the ability to work in an inclusive education system. In turn, creative activities can interest children and gain new social skills, enrich vocabulary and compensate for lexical difficulties.

Keywords: lexical deficit, inclusive education, interactive excursion, volunteer activity, children with disabilities, vocabulary, interdepartmental interaction, socialization.

References

1. Volodina E . N . Yazykovoye razvitiye lichnosti v usloviyakh modernizatsii sistemy obshchego obrazovaniya [Linguistic development of personality in the conditions of modernization of the system of General education] . Moscow, Flinta Publ . , 2016 . 243 p . (in Russian) .

2 . Lubovskiy V. I. Razvitiye slovesnoy regulyatsii deystviy u detey (v norme i patologii) [Development of verbal regulation of

actions in children (normal and pathological)] . Moscow. Pedagogika Publ . , 1978. 224 p . (in Russian) .

3 . Losev A . F. Filosofiya imeni/ Samoye samo: Sochineniya [Philosophy of name / Samo: Essays] . Moscow, EKSMO-Press Publ . ,

1999 . 204 p . (in Russian) .

4 . Zemtsova M . I. Puti kompensatsii slepoty v protsesse poznavatel'noy i trudovoy deyatel'nosti [Ways of compensation of

blindness in the process of cognitive and labor activity] . Moscow, Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR Publ . , 1956 . 211 p (in Russian)

5 . Medova N . A. Analiz ekholalicheskogo skriptovaniya u detey s rasstroystvami autisticheskogo spektra v usloviyakh sotsiuma

[Analysis of echolalic scripting in children with autism spectrum disorders in society] . Materialy ezhegodnoy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Sovremennaya ontolingvistika: problemy, metody, otkrytiya" [Proceedings of the annual international scientific conference «Modern ontolinguistics: problems, methods, discoveries»] . Saint-Petersburg, 2019 . Pp . 599-602 (in Russian)

6 . Volkova G . A. Metodika obsledovaniya narusheniy rechi u detey [Methods of examination of speech disorders in children] .

Saint-Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia Publ . , 1993. 45 p . (in Russian) .

1 . Kontseptsiya razvitiya ranney pomoshchi v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda (utverzhdena rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 31.08 2016 № 1839-r: izvlecheniye iz dokumenta) [The concept of development of early aid in the Russian Federation for the period up to 2020 (approved by the order of the Government of the Russian Federation of 31. 08 2016 No . 1839-R: extract from the document] . Normativnye dokumenty obrazovatel'nogo uchrezhdeniya - Normative documents of the educational institution, 2016, no . 11 (in Russian) .

8 . Malofeyev N . N . Rannyaya pomoshch' - prioritet sovremennoy korrektsionnoy pedagogiki [Early assistance - the priority of

modern correctional pedagogy] . Defektologiya - Defectology, 2003, vol . 20, no . 4, pp . 1-11 (in Russian) .

9 . Razenkova Yu . A. Ob ideologicheskikh protivorechiyakh v otechestvennoy praktike ranney pomoshchi [About ideological

contradictions in the domestic practice of early intervention] . Vospitaniye i obucheniye detey s narusheniyami razvitiya, 2011, vol 4, pp 3-8 (in Russian)

10 . Razenkova Yu . A . , Slavin S . Bazovye modeli ranney pomoshchi v regional'nom obrazovatel'nom prostranstve [The basic

model of early intervention in the regional educational space] . Vospitaniye i obucheniye detey s narusheniyami razvitiya, 2016, vol . 2, pp . 3-12 (in Russian) .

11. Razenkova Yu . A . Mezhvedomstvennoye vzaimodeystviye v sisteme ranney pomoshchi [Interdepartmental interaction in the system of early aid] . Al'manakh Instituta korrektsionnoy pedagogiki - Almanac Institute of Special Education, 2018, Almanac # 33 (in Russian) . URL: https://alldef. ru/ru/articles/almanac-33/interagency-cooperation-in-the-system-of-early-intervention (accessed 12 October 2019) .

12 . Galkina T V. Muzeyno-krayevedcheskaya praktika: osnovy muzeyevedeniya, krayevedeniya i ekskursovedeniya [Museum

and local lore practice: fundamentals of museology, local lore and excursion studies] . Tomsk, TSPU Publ . , 2009 . 156 p . (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 . Voropayeva Yu . A. , Bogacheva M . A. Teatralizovannaya ekskursiya kak novyy vid v kul'turno-dosugovoy sfere [Theatrical tour

as a new form in the culture-leisure sector] . V Mezhdunarodnaya studencheskaya elektronnaya nauchnaya konferentsiya "Studencheskiy nauchnyy forum" [V International Student Electronic Scientific Conference "Student Scientific Forum"] . Tomsk, 2013, p . 43 (in Russian).

14 . Rudnitskii Y. A. , Baygulova N . V. Interactive theatrical tour as a form of introducing a city. Siberian Development 2018. IOP

Publishing IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science. Vol. 204. 2018. Pp. 43-41. D0I:10.1088/1155-1315/204/1/012002

15 . Priyatkina N . Yu . Podgotovka volonterov k deyatel'nosti s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Preparation

of volunteers for activities with children with disabilities] . Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2016, vol . 4 (in Russian) . URL: //http://science-education . ru/ru/article/view?id=25022 (accessed 12 October 2019) .

16 . Buravleva N . A. , Gritskevich N . K . , Iglovskaya N . V Inklyuzivnoye obrazovaniye: pervyy opyt i problemy [Inclusive education:

first experiences and challenges] . Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogika, psikhologiya-Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2011, no . 3(6), pp . 60-63 (in Russian) .

Baygulova N. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: baigulovanv@tspu.edu.ru

Gritskevich N. K., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: grickewichnk@tspu.edu.ru

Medova N. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: mediov@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.