Научная статья на тему 'К вопросу комплексной профессиональной подготовки организатора волонтерского движения для работы с детьми ОВЗ в условиях педвуза'

К вопросу комплексной профессиональной подготовки организатора волонтерского движения для работы с детьми ОВЗ в условиях педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОРГАНИЗАТОРОВ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзидзоева С.М.

В статье дан анализ актуальности исследуемой проблематики профессиональной подготовки педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ, предложена модель комплексной подготовки студента педагогического вуза к организации волонтерского движения с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзидзоева С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу комплексной профессиональной подготовки организатора волонтерского движения для работы с детьми ОВЗ в условиях педвуза»

Коррекционная педагогика

69

ствия на зрительные, тактильные, слуховые анализаторы, речь, общую, мелкую моторику ребенка.

Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в целостности коррекционной работы с ребёнком и его окружением, прежде всего с родителями. Так как огромную роль в становлении личности ребёнка играет семья [8].

Таким образом, коррекционно-развивающая работа является одной из важнейших ступенью образования в системе психолого-педагогической помощи детям с разнообразными аномалиями физического и психического развития. Коррекция нарушений и социальная адаптация детей предполагает продолжительную совместную работу специалистов различного профиля. Еще К.Д. Ушинский говорил, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными.

Список литературы:

1. Анисимова Т.Г. Физическое развитие детей 6 лет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 140 с.

2. Бадалян Л.О. Невропатология. - М.: Просвещение, 1997. - 317 с.

3. Кириллова Ю.А. Физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей логопедической группы (ОНР). - СПб., 2005. - 144 с.

4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.

5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - СПб., 200 с.

6. Организация деятельности коррекционного образовательного учреждения / Сост. О.О. Водоватов и др. - М., 2000.

7. http://сpmssdar.e-stile.ru.

8. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластениной. -М., 2002.

К ВОПРОСУ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОРГАНИЗАТОРА ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ПЕДВУЗА

© Дзидзоева С.М.*

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ

В статье дан анализ актуальности исследуемой проблематики профессиональной подготовки педагогических кадров для работы с деть-

* Доцент кафедры Дошкольного образования, кандидат педагогических наук.

70

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ми с ОВЗ, предложена модель комплексной подготовки студента педагогического вуза к организации волонтерского движения с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.

Ключевые слова волонтерство, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, комплексная профессиональная подготовка организаторов волонтерского движения с детьми с ОВЗ.

В наши дни растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание и образование таких детей требует особого подхода со стороны педагогов. Такие дети являются основными потребителями услуг Детского ордена милосердия. Сущность социальной работы ДОМа в том, чтобы оказать помощь человеку, нуждающемуся в ней, включить его в деятельность и общение, которое позволяет ему справиться со своими проблемами. Для того чтобы процесс социализации их в городскую среду проходил наиболее эффективно, для них предлагаются занятия в ряде объединений Детского ордена милосердия.

Дети с ОВЗ так же, как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка. Недаром, таких детей часто называют «детьми с особыми нуждами», указывая на необходимость учета их особых потребностей - в общении, сотрудничестве, содействии и помощи. Однако особые условия развития таких детей - наличие того или иного дефекта, напротив, может стать дополнительным стимулом к развитию талантов и высоким достижениям. Выдающийся психолог, основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер считал, что движущей силой развития личности становится стремление к преодолению чувства собственной неполноценности и слабости, которое возникает у ребенка сразу же после рождения в силу своей беспомощности, слабости и зависимости от взрослого. Преодоление своей неполноценности становится главной целью развития человека. В случае благополучного развития эта задача может быть решена двумя способами - путем компенсации своего дефекта или неполноценности и путем сверхкомпенсации, когда человек добивается максимального успеха именно в той области, которая, казалось, бы должна быть закрыта для него в силу специфики его дефекта.

Детское творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом жизнедеятельности в будущем. Поэтому необходимо создавать оптимальные условия для организации детского творчества, включить его в творческую деятельность и общение, которые позволят ему справиться с проблемами, освободиться от внутреннего дискомфорта, мотивировать к самостоятельному решению собственных проблем через самостоятельный выбор способов проработки программного материала, формы работы, способов выполнения. Мир многих из

Коррекционная педагогика

71

них ограничен четырьмя стенами - по состоянию здоровья они не имеют возможностями часто выходить из дома. Поэтому со временем к физическим проблемам прибавляются проблемы общения. Мы, педагоги не имеем возможности помочь им решить проблемы со здоровьем, но в наших силах помочь им решить вторую проблему - расширить круг общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе, показать широту внешнего мира. Наличие проблем и необходимость их решения дают основание считать, что работа с детьми - инвалидами остается одним из приоритетных направлений в области социальных программ. Очень важно при этом оказать необходимую, реальную поддержку и помощь детям с ОВЗ в решении их индивидуальных проблем, устранении препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребенка в обучении, воспитании, самоопределении и самореализации. Этому поможет правильная организация педагогического процесса, его специальные цели, содержание, методы и средства.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему актуальной. Сегодня можно говорить о несовершенстве государственной социальной политики в отношении оказания помощи детям-инвалидам, отсутствие системы повышения квалификации и служб оказания помощи специалистам, что сказывается на эффективности работы с детьми-инвалидами.

Актуальность исследуемой проблематики обусловлена необходимостью создания сильной государственной авторитетной власти посредством использования молодых кадров в государственном и региональном управлении. Особую значимость в решении этой проблемы на сегодняшний день имеет организация волонтерского движения, которая привлекает студенческую молодежь с педагогическим образованием. Волонтерство - это работа, которая не нуждается в оплате, потому что сама является наградой. Ведь не получать денег - не значит не получать ничего [1].

Проблема исследования волонтерского движения достаточно хорошо освещена учеными, но новизна данного исследования заключается в анализе волонтерского движения применительно к республике Северная Осетия -Алания. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей. Такая парадигма в корне меняет подход к триаде «ребенок - общество - государство». Суть этого изменения состоит в следующем: главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда -и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое

72

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни. Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей [4]. Работа с детьми-инвалидами требует наличие определенного комплекса знаний, умений, навыков и личностных качеств, обусловленных специфичностью и многофункциональностью работы. Это свидетельствует о необходимости комплексной профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к работе с детьми-инвалидами в рамках инклюзивного образования.

В статье мы раскроем структуру и содержание работы с детьми-инвали-дами, покажем место образовательных учреждений и предложим подходы к решению обозначенной проблемы. Мы живем в век технического прогресса, инновационных технологий, новаторских разработок, идей, требующий ускоренного, и в то же время продуктивного внедрения в систему образования, позволяющие вырастить и воспитать гармонично развитого ребенка, увидеть и раскрыть его способности, помочь в получении качественного образования. Для семейной пары дети - это всегда радость, гордость, с ним связывают определенные надежды. Но если есть ребенок-инвалид, родители его прячут в стенах квартиры, стараются, как можно реже появляться с ним на людях.

В силу общественных предрассудков, неразвитости социальных служб и системы образования зачастую данная категория детей оказывается изолированной у себя дома, лишается возможности реализовать свои гражданские и человеческие права, в том числе и право на получение качественного образования. В развитых странах дети - инвалиды растут рядом со своими здоровыми сверстниками, они не обращают внимания на свой дефект и живут полноценной жизнью, посещают те же заведения, что и здоровый ребенок. Общество «привыкло» к тому, что среди них есть «особенные» и принимают их на равных.

Существуют различные модели интеграции. Первая, более распространенная в России, предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа. Другим вариантом интегрированного образования является обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Такая модель интегрированного образования внедряется в порядке эксперимента в образователь-

Коррекционная педагогика

73

ных учреждениях РСО-Алания [3]. Такой интегрированный подход полезен не только в воспитании и обучении детей-инвалидов, но и здоровых детей, у которых воспитывается толерантность при общении со сверстником, приобретается жизненно важный нравственный опыт: развитие таких нравственных качеств как заботливость, доброжелательность, внимательность, сострадание, сопереживание, взаимопомощь.

Учитывая потребность в необходимости профессиональной работы с детьми с ОВЗ, Северо-Осетинский государственный педагогический институт открыл на факультете свободного развития новое направление «Инклюзивная педагогика». Цель данного направления определена комплексной подготовкой студента педагогического вуза к организации волонтерского движения с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования. Обучение студентов предусмотрено сроком на 3 года, по окончании которого студент получает дополнительно к общему высшему педагогическому образованию сертификат - приложение к диплому о прохождении курса подготовки организатора волонтерского движения для работы с детьми - инвалидами в рамках инклюзивного образования и имеет право осуществлять эту работу в образовательных учреждениях. Программа обучения строится по следующим модулям: проектирование социально-педа-готической деятельности организатора-волонтера; проектирование психолого-педагогической деятельности организатора-волонтера; проектирование коррекционно-развивающей деятельности организатора-волонтера; организация игровой деятельности в работе с детьми с ОВЗ; организация художественно-творческого моделирования в работе с детьми-инвалидами.

Основное внимание в содержании направлений уделено интеграции смежных профессий: социального педагога, педагога-психолога, коррекционного педагога и педагога дополнительного образования, что и определяет многофункциональность деятельности волонтера. Приоритетным направлением в реализации содержания программ нами является тесное сотрудничество с республиканским центром дистанционного обучения детей - инвалидов по республике РСО-Алания, который на сегодняшний день является базой практики СОГПИ, что позволяет студентам осуществлять непосредственный контакт с детьми-инвалидами и закреплять практические навыки [2].

Таким образом, реализация в рамках СОГПИ модели организатора волонтерского движения для работы с детьми с ОВЗ доказала свою эффективность и способность в оказании реальной помощи безболезненного вхождения ребенка - инвалида в общее образовательное пространство. Ведь таким детям сложно справиться со своим недугом, умением преодолевать препятствия, верить в себя и будущее, уметь сотрудничать с другими людьми, уважать себя и других, если рядом не будет человека - источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний.

74

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Список литературы:

1. Шильников С.В. К вопросу о перспективах волонтерского движения: региональный аспект // В мире научных открытий. - Красноярск, 2010. -№ 6.2 (12). - С. 379-382.

2. Дзидзоева С.М. О профессиональной подготовке волонтеров СОГНИ // Журнал «Диалог». - Владикавказ: Издательство СОГНИ, 2011. - № 1.

3. Дзидзоева С.М. Современные подходы к организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях РСО-Алания // В мире научных открытий. - Красноярск, 2010. - № 6.2 (12). -С. 199-202.

4. Мелихова Н., Дзидзоева С.М. Современные проблемы образования детей с ограниченными возможностями в процессе социализации // Молодежь и наука: современные тенденции развития образовательных технологий. Сборник научных статей и тезисов. - Владикавказ: Изд-во СОГНИ, 2010. - Вып. 6. - С. 80-90.

ПРЕЗЕНТАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА И РЕЧИ

© Матвеева Е.А.*

Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 10 Калининского района (для детей с ограниченными возможностями здоровья I, II, V вида), г. Санкт-Петербург

Слабое развитие слухоречевой функции вызывает проблемы в обучении учащихся с проблемами слуха и речи. Необходимо максимально приближать литературный материал к пониманию его учащимися, развивать их познавательные интересы. Целесообразно самостоятельно подготавливать презентации по отдельным темам и учить этому старшеклассников. Учащиеся на основе опорных конспектов готовят проекты презентаций и оформляют их в электронном виде. Опора при устном ответе на созданную самостоятельно презентацию способствует формированию связной устной речи, активизирует мышление, познавательную деятельность и творческий потенциал глухих.

Ключевые слова проблемы слуха и речи, презентация, электронный конспект, активизация, познавательная деятельность, мышление.

В современном мире, когда потоки информации сменяют друг друга с космической скоростью, у учащихся не хватает времени на вдумчивое и

Учитель русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.