Научная статья на тему 'Подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ'

Подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОВЗ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буслаева Мария Евгеньевна

Важнейшим требованием эффективной организации волонтерской деятельности является готовность волонтера к взаимодействию с любой категорией «особых людей», в том числе с детьми, развивающимися в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ»

7. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание. [Текст] / Шпек О.; пер. с нем. А. П. Голубева; науч. ред. текста Н. М. Назарова. М.: Академия, 2003. 432 с. (Специальная педагогика и специальная психология за рубежом). ISBN 5-7695-1481-7: 125-84.

Подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ Буслаева М. Е.

Буслаева Мария Евгеньевна /Buslaeva Мапуа Evgen 'ета - преподаватель, кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга

Аннотация: важнейшим требованием эффективной организации волонтерской деятельности является готовность волонтера к взаимодействию с любой категорией «особых людей», в том числе с детьми, развивающимися в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной). Ключевые слова: дети с ОВЗ, волонтерская деятельность, добровольчество.

Социальные перемены, происходящие в обществе, обусловили новую постановку вопроса о профессиональной компетенции будущего специалиста по работе с молодежью. Очевидно, что на данном этапе развития российского общества необходима переориентация образования на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции, что является важнейшей задачей профессиональной подготовки будущих специалистов. Теоретические знания, получаемые студентами во время учебы, безусловно, станут основой их профессионализма, но при этом важно развивать и личностные качества студентов, так как в них сконцентрирован потенциал и индивидуальное своеобразие каждой личности [5, с. 74-75].

В этой связи подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья может стать одним из приоритетных направлений профессионализации молодых специалистов, так как участие в добровольчестве помогает находить ресурсы собственного личностного совершенствования, способствует развитию рефлексии, стимулированию самореализации [11, с. 106].

Поэтому можно считать, что одной из целей реализации профессионального образования, является создание условий для самореализации личности студента, будущего организатора работы с молодежью, способного работать в условиях конкуренции и различных типах и видах организаций и учреждений, с различными категориями подростков и молодежи, в том числе с особыми образовательными потребностями, поэтому, сегодня вуз призван быть центром не только образования, но и центром формирования нравственных качеств: толерантности, сострадания к чужой беде, деятельного добра, бескорыстия, милосердия, то есть духовного становления личности будущих организаторов работы с молодежью [7].

Кроме того, в нашем обществе наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии, инвалидностью. Дети-инвалиды одна из самых уязвимых социальных групп, их количество с каждым годом растет, за несколько последних десятилетий их число в стране выросло в 13 раз [1, с. 144]. Около 600 тысяч составляют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, имеющие нарушения физического статуса, что затрудняет их доступ к социокультурным и образовательным ресурсам. Становится очевидным, что социальные катаклизмы, происходящие в современном обществе, особенно негативно влияют на представителей групп социального риска,

прежде всего, детей с ограниченными возможностями здоровья, на примере которых процессы социальной дискриминации проявляются наиболее рельефно.

Таким образом, важность и масштабность проблем инвалидности определяют необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной поддержки, интеграции детей с ограниченными возможностями в социокультурное и образовательное пространство. Сегодня можно говорить о несовершенстве государственной социальной политики в отношении оказания помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ, отсутствие системы повышения квалификации и служб оказания помощи специалистам, что сказывается на эффективности работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ [2, с. 55].

К сожалению, силами только государственных структур образования, здравоохранения, социальных учреждений разрешить проблему не удается, поэтому важно привлекать общественность, развивать в стране волонтерство. Анализ литературы по проблеме (А. Б. Бархаев, Т. В. Гудина, А. С. Игнатьева) показал, что действительно, особую значимость в решении этой проблемы сегодня можно увидеть в организации волонтерского движения, которое привлекает студенческую молодежь к решению этих проблем [4].

Важнейшим требованием эффективной организации волонтерской деятельности является готовность волонтера к взаимодействию с любой категорией «особых людей», в том числе с детьми, развивающимися в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной).

Критерием оценки эффективности деятельности волонтера, выражающемся в оказании помощи в становлении взаимодействия между личностью, развивающейся в условиях недостаточности, является обеспечение максимально независимой жизни в обществе, повышение уровня социальной адаптированности детей, подростков, имеющих значительные ограничения в жизнедеятельности.

Организация волонтерской деятельности по поддержке свободного развития «особого» ребенка восстановление ребенка в правах на наследование культурно-исторического опыта человечества. Основная цель приобщения студентов к волонтерской деятельности есть понимание того, что волонтер это образ жизни, волонтерство это работа, которая не нуждается в оплате, потому что сама является наградой. Ведь не получать денег не значит не получать ничего [6, с. 2].

Основными принципами студенческого волонтерства являются желание помогать людям добровольно, наличие желания делиться своим опытом, желание учиться самому, солидарность с принципами и целями организации, добросовестность, законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ).

Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральным законом, дающим юридическое определение волонтера: «Волонтеры граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации» [3].

Волонтерство является показателем уровня гражданской активности, установки на общественную деятельность и уровня развития демократии в стране. На сегодняшний день студенческое волонтерское движение наиболее распространено в США. Оказание безвозмездной помощи другим считается абсолютно нормальным явлением в студенческой среде США и европейских странах [8, с. 11-12].

К сожалению, из-за многих социальных стереотипов волонтёрская студенческая деятельность в России плохо приживается и не пользуется одобрением большинства населения. Поэтому так важно в задачи современного высшего образования вводить и популяризировать идеи волонтерства, пропагандировать принципы и идеи добровольческого движения, создавать позитивный имидж педагога-волонтера.

Положение осложняется тем, что в России на сегодняшний день нет, не только механизма отбора и подготовки волонтеров для работы с детьми-инвалидами, но даже не обозначены подходы к проблеме, нет эффективных методик подготовки к

волонтерской деятельности, не обозначена сама проблема, которая на практике является очень острой и болезненной.

Необходимо не только исследовать психологические и нравственные аспекты современного волонтерства, но и выработать определенные подходы в вопросе отбора и подготовки студенческой молодежи к волонтерской работе с детьми-инвалидами [10, с. 198].

Задачи подготовки волонтеров к деятельности по социализации детей-инвалидов должны основываться на понимании гуманистической и социокультурной миссии социально-педагогической работы в России, основанной на традициях милосердия, внимания к ближнему, сострадания к чужой беде, деятельного добра, бескорыстия, честности, ответственности, самоограничения и дисциплины [9].

Говоря о цели программы подготовки студентов вузов к волонтерской деятельности, необходимо подчеркнуть следующее: студенты должны быть ориентированы на общечеловеческие гуманистические ценности добровольческой деятельности; приобрести необходимые профессиональные и личностные компетенции, связаны с организацией волонтерской деятельности и получить практические навыки в области управления волонтерским движением; способны продемонстрировать знание социальных и психолого-педагогических технологий и методик работы волонтеров с детьми с ограниченными возможностями здоровья; способны проявить свои компетенции в области межличностного взаимодействия с этой категорией детей и овладеют навыками эффективного общения с «особыми» детьми, а также освоить различные методы и способы оказания практической помощи по разрешению социальных проблем в практике волонтерской деятельности [9].

Волонтёры не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Волонтерская деятельность это и путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

Добровольчество в образовательном пространстве вуза формирует у выпускников такие качества, как ответственность, эмпатия, целеустремленность, милосердие, креативность, внимательность, патриотичность. Университет призван поддерживать и развивать у студентов культуру толерантного поведения на основе ценностей, сложившихся в культурно-историческом процессе становления России. В этом случае у них формируются нравственная позиция и способность противостоять отрицательным тенденциям, характерным для нашего общества.

Литература

1. Айбазова М. Ю., Лавринец К. Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детских домов. [Текст] // Вестник Университета Российской академии образования, 2011. № 7. С. 144-148.

2. Актуальные проблемы коррекционного и инклюзивного образования в контексте реализации ФГОС: Материалы международной научно-практической конференции. [Текст] / Под общей редакцией Е. А. Репринцевой, Е. Н. Российской. Курск: Изд-во «Мечта», 2013. 527 с.

3. Алехина С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья. [Текст] // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под общ. ред Н. В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [и др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95.

4. Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике. / учебно-методическое пособие. М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. 320 с.

5. Влияние добровольческой деятельности на формирование профессиональной компетентности будущих педагогов /И. Ю. Белясова // Сборник конференции НИЦ Социосфера. № 29, 2014. С. 74-80.

6. Добровольчество как ресурс развития студенческой молодежи. / Е. Е. Макарова // Журнал: ОГАРЁВ-ОМЬШЕ. № 4 (69), 2016. С. 2-6.

7. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях новых стандартов. [Текст]: сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т; под науч. ред. А. А. Симоновой; общ. ред. С. Л. Фоменко Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т,

2015. 329 с.

8. Международный опыт волонтерской деятельности / Данилова Е. В. // Вестник РМАТ. № 4, 2015. С. 10-15.

9. Подготовка волонтеров в классическом университете / А. В. Бабичева, Л. В. Вандышева, К. О. Вартанян [и др.]; под общ. ред. Л. В. Вандышевой. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. 168 с.

10. Формирование духовно-нравственных качеств молодежи средствами волонтерской деятельности / Е. Н. Сухоленцева // Журнал: Вестник Воронежского государственного технического университета. Том 9. № 3-2, 2013. С. 197-200.

11. Формирование личности студентов в процессе волонтерской деятельности. / А. Б. Ооржак // Журнал: Новая наука: опыт, традиции, инновации. № 1-2 (59),

2016. С. 105-110.

Рейтинговая система оценивания в педагогике Гибадуллин А. А.

Гибадуллин Артур Амирзянович / О1Ьа^Шп ЛНмг Лт1щ?апоу1ск - студент, кафедра физико-математического образования, факультет информационных технологий и математики, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Аннотация: статья посвящена построению рейтинговой системы оценивания, учитывающей развитие во времени. Предусмотрена возможность использования временных пространств.

Ключевые слова: рейтинг, система оценивания, контроль качества.

Оценивание является частью образовательного процесса. Смысл оценивания заключается в том, чтобы не только определять качество подготовки и индивидуальные способности каждого обучающегося и их групп, но и быть стимулом для улучшения результатов и показателей. В связи с этим системе оценивания стоит быть понятной обучающимся, справедливой, не иметь двусмысленности. В ней должны быть четко прописаны критерии и минимизированы погрешности.

Важным показателем является и удобство использования системы. Так, процентная, или стобалльная система, является подробной и способна отражать множество критериев оценивания. Есть возможность переводить ее в 5, 10, 20-балльные системы, систему «зачет-незачет». Примером может служить относительная система, когда за мерило берется наилучший результат из имеющихся, а остальные сопоставляются с ним. Ее преимущество в том, что она позволяет охватить весь диапазон баллов. Обучающийся, показавший самый лучший результат, получает сто баллов, остальные - от 0 до 100.

Важным показателем является время - кто быстрее и качественнее достигнет необходимых результатов. Оценивается скорость освоения учебной программы и достижения заданных целей. Измерение показателей во времени способно выявить устойчивость либо изменчивость индивидуальных способностей учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.