Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия подготовки волонтеров к работе в инклюзивной среде'

Психолого-педагогические условия подготовки волонтеров к работе в инклюзивной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОДГОТОВКА / ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА / ВОЛОНТЕРЫ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / TRAINING / INCLUSIVE / VOLUNTEERS / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS AND DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковязина И.В., Остякова Г.В.

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия подготовки волонтеров к работе в инклюзивной среде, специфика подготовки волонтеров к работе с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями и инвалидностью. Подвергаются анализу роль волонтера и направления его деятельности в условиях инклюзии, качества, необходимые для работы с особыми детьми и подростками. Описываются этапы и условия подготовки волонтеров к работе в инклюзивной среде. В статье подчеркивается значение личностной готовности будущих специалистов к волонтерской деятельности, необходимость личной заинтересованности, развитие рефлексии и др. Предлагаются рекомендации по совершенствованию психолого-педагогической подготовки волонтеров к работе в инклюзивной среде.The article discusses the conditions and specifics of training volunteers to work with children with special educational needs and disabilities. The role, activities, and qualities of a volunteer when working with special children are analyzed. The main stages and conditions of preparation for the work of volunteers for inclusive activities are described. The article focuses on the importance of personal readiness and interest of future specialists in volunteer activities, the development of reflection, etc. Recommendations for improving the training of volunteers in inclusive activities are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковязина И.В., Остякова Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия подготовки волонтеров к работе в инклюзивной среде»

Психолого-педагогические условия подготовки волонтеров к работе в инклюзивной среде

Ковязина Инна Валентиновна,

к.психол.н., доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тюменский государственный университет

E-mail: i.v.kovyazina@ utmn.ru

Остякова Галина Владимировна,

к.пед.н., доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тюменский государственный университет

E-mail: g.v.ostyakova@utmn.ru

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия подготовки волонтеров к работе в инклюзивной среде, специфика подготовки волонтеров к работе с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями и инвалидностью.

Подвергаются анализу роль волонтера и направления его деятельности в условиях инклюзии, качества, необходимые для работы с особыми детьми и подростками. Описываются этапы и условия подготовки волонтеров к работе в инклюзивной среде. В статье подчеркивается значение личностной готовности будущих специалистов к волонтерской деятельности, необходимость личной заинтересованности, развитие рефлексии и др. Предлагаются рекомендации по совершенствованию психолого-педагогической подготовки волонтеров к работе в инклюзивной среде.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, подготовка, инклюзивная среда, волонтеры, дети и подростки с особыми образовательными потребностями и инвалидностью.

о с

CJ

В настоящий момент обществом признается необходимость проведения инклюзивных практик и мероприятий, где важную роль занимают помощники-волонтеры для детей с нарушениями развития и инвалидностью. Это объясняется, в том числе, и тем, что одной из важнейших проблем современного общества и задач государства выступает социализация личности, имеющая особенности развития и инвалидность.

Исследователи отмечают, что в последние годы в нашей стране существенно увеличилось количество детей и взрослых с проблемами в развитии. Так, анализируя статистику по г. Тобольску на 2019 г. (по данным Психолого-медико-педагогической комиссии Управления социальной защиты населения г. Тобольска), установлено, что 948 детей младшего школьного возраста имеют особые образовательные потребности (ООП) и 475 детей - инвалидность, что составляет 7,5% от общего числа обучающихся общеобразовательных учреждений города. На протяжении последних пяти лет наблюдается тенденция увеличения процента обучающихся с нарушениями развития как в городе Тобольске, так и в Тобольском районе. Так в г. Тобольске количество детей с ООП и инвалидностью с 6,9% от общего числа обучающихся увеличилось до 7,7% на сегодняшний день, а в Тобольском районе с 5,1% количество детей с нарушениями развития от общего числа обучающихся увеличилось до 5,7%.

Как показывает практика, данная категория населения часто испытывает трудности в обществе по причине отсутствия доступной среды. «Следуя положению о равных правах и возможностях, гуманизме, все чаще возникает идея о создании комфортных условий существования для всех, в том числе, и для детей с ООП. В этой связи в работах последних лет и появляется феномен «инклюзивная среда» или доступная среда, которая способствует предупреждению возникновения изолированности и отчуждения людей, имеющих особенности развития» [6. С. 119-120].

На государственном уровне вопросам создания необходимых условий для людей с ООП уделяется внимание, но на местах, к сожалению, не всегда органы исполнительной власти добросовестно подходят к решению данной проблемы. Существенную помощь детям и подростками с проблемами в развитии, на наш взгляд, смогут оказать волонтеры. В нашей стране в настоящее время одним из важных направлений волонтерской деятельности является помощь детям и подросткам с ООП и инвалидностью, поскольку данная категория должна обеспечиваться не только медико-

социальным, но и психолого-педагогическим сопровождением, где первостепенно важным является работа с микросоциумом, ближайшим окружением ребенка. Вместе с тем, специалисты волонтерской работы отмечают необходимость разработки единой методической базы, которая бы обеспечивала создание условий для организации сопровождения детей и подростков с ООП и инвалидностью. Следовательно, необходимость теоретической и практической разработки проблемы подготовки волонтеров к работе в инклюзивной среде приобретает особую актуальность.

Волонтерское движение, как показывает практика, является важным инструментом социализации разных групп населения, нуждающихся в создании особых условий в силу физических отклонений и недостатков. Социальная и психолого-педагогическая помощь и поддержка населения не может быть только государственной задачей. В данном вопросе трудно переоценить роль волонтеров. Как правило, молодежь, являющаяся самой социально активной демографической группой, становится основой крупномасштабного волонтерского движения.

Положительный потенциал волонтерской деятельности может проявляться в двух аспектах: волонтеры влияют на конкретно-историческую ситуацию, сложившуюся в обществе, и само волонтер-ство влияет на личность добровольца.

Олчман М., Джордан П. видят в волонтерстве стремление к достижению нескольких целей: построение стабильного и сплоченного общества и расширение услуг, оказываемых государством и бизнесом, в случае, когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу [7].

Холостова Е.И. пишет, что волонтерами являются и люди, которые «далеки от формализма, помогая безвозмездно как в государственных, так и в частных организациях, в медицинской и образовательной сферах или сфере социального обеспечения, и члены добровольческих организаций» [10, С. 18].

На основе проводимых волонтерами мероприятий, конкретное содержание которых разрабатывается с учетом потребностей того или иного региона, формируется федеральная программа добровольческого движения.

В последнее время все больше внимания волонтеры уделяют работе с детьми, имеющими физические или психические недостатки. Данная категория детей и подростков часто бывает ограничена в проявлениях своей жизнедеятельности, что, как правило, оказывает существенное влияние и на социальную активность. Следовательно, набор социальных практик, из которых складывается такой опыт, преимущественно, также чрезвычайно узок. В связи с этим, необходимость взаимодействия со специалистами и волонтерами является актуальным. Общение с волонтером, в данном контексте, открывает перед личностью с ООП и инвалидностью уникальную возможность приобщиться к чему-то новому, ранее неизвестному

и, возможно, недоступному, увидеть окружающее другими глазами [1].

Роль волонтера, работающего в условиях инклюзии, проявляется в следующем:

- создание условий для социализации ребенка,

адаптации его в социокультурной среде;

- заполнение социокультурных пробелов через

личный опыт волонтера.

Неоспоримым является тот факт, что определенные социальные и моральные феномены, очевидные для человека обычного, могут быть совершенно не очевидны для ребенка с особенностями. Наблюдаются сложности в усвоении таких понятий как: семья и личные отношения, материальные ценности и имущество, социальные обязанности и моральная ответственность [4].

Например, для ребенка с особенностями развития чаще всего абсолютной абстракцией является материальность мира, например, понятие о стоимости вещей и пр. Понятия «работа», «должностные обязанности» тоже могут быть абстрактными, поскольку большое количество профессий и видов деятельности ребенку могут быть неизвестны и недоступны.

Для заполнения представлений о данных феноменах можно применить разнообразные формы: живое общение, в процессе которого будет происходить усвоение ребенком определенных установок «большого мира» на примере волонтера, беседы на соответствующие темы, различные мероприятия, где бы просматривались те или иные сферы жизни. Как правило, на наш взгляд, значимость фигуры волонтера состоит в транслировании психосоциального опыта другого и демонстрации носителя социальной мобильности. Основная задача, на наш взгляд, заключается в том, чтобы помочь личности с особенностями приобщиться к обычной жизни в обществе наравне со всеми.

Чтобы волонтерская деятельность имела положительный результат, волонтер должен быть готов к взаимодействию с различной возрастной категорией «особых людей», в том числе с детьми, подростками и взрослыми, которые развивались в специфических условиях и имеют нарушения развития. На основании проведенного нами анализа литературы можно выделить следующие основные критерии эффективности деятельности волонтера: обеспечение максимально независимой жизни в обществе, повышение уровня социальной адаптированности детей и подростков, имеющих особенности развития.

Для повышения эффективности целенаправленной работы по социализации личности детей и подростков с особенностями развития, на наш взгляд, следует как можно больше использовать положительный опыт инклюзивных волонтеров, которые в свое время сами столкнулись с трудностями адаптации и социализации и смогли с ними справиться. Это позволит создать в инклюзивной среде атмосферу доверия и взаимопонимания, сформировать у детей и подростков с особенностями нравственную позицию, способность про-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

тивостоять отрицательным тенденциям, имеющим место в современном обществе, стремление идти вперед, жить и бороться.

Также с помощью волонтеров возможно формирование и развитие у данной категории детей таких качеств, как ответственность, эмпатия, целеустремленность, милосердие, креативность, внимательность, патриотичность. Для достижения этой цели при подготовке волонтеров необходимо создать такие психолого-педагогические условия, которые бы способствовали раскрытию в них самих качеств, значимых в работе в условиях инклюзии, а прежде всего, ответственности, эмпатии, тактичности и толерантности.

Создавая условия для увеличения социокультурного и психологического потенциала роли волонтера в работе с детьми и подростками с ООП и инвалидностью необходима организация института профессионального волонтерства. Требуется детальное рассмотрение вопросов, касающихся специальной подготовки волонтеров, которые смогут осуществлять различные виды добровольческой деятельности. Помимо профессиональной подготовки и развития компетентности, необходим личностный рост добровольца, который невозможен без формирования самостоятельности и внутренней мотивированности [9].

Анализируя готовность молодежи к волонтерской деятельности, ее социально-психологический компонент, можно отметить, что он включает в себя как понимание и контроль собственных эмоций, так и стрессоустойчивость, находчивость, смелость в принятии решений, стремление в развитии лидерских качеств.

Направления, формы, методы и технологии добровольческой деятельности должны быть сориентированы на целевую аудиторию, то есть на категорию населения, особо нуждающуюся в помощи, и, прежде всего, это лица с особенностями развития.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие этапы в подготовке волонтеров:

1 этап - теоретический: освоение курса теоретической подготовки в рамках компонента программы подготовки волонтеров, волонтерского кружка.

2 этап - практический: практика, направленная на получение практических умений в рамках волонтерского движения, работа в волонтерских отрядах, организация волонтерских акций и др.

Подготовка волонтеров к работе с детьми и подростками с ООП и инвалидностью должна осуществляться, на наш взгляд, через следующие направления деятельности: - формирование позитивных установок у волонтеров на добровольческую деятельность; 5 - организация специального обучения основам § волонтерской деятельности с детьми и подростками с ООП и инвалидностью; еЗ - привлечение к разработке и реализации соци-ав ально значимых проектов;

- апробация в волонтерской деятельности новых форм физкультурно-оздоровительной и культурно-просветительской работы с детьми с особенностями развития;

- разработка механизмов взаимодействия волонтерских организаций с инклюзивными школами и семьями, воспитывающими детей с детьми и подростками с ООП и инвалидностью.

На основе исследований Е.Г. Шевыревой и А.Г. Игнатенко можно выделить условия, обеспечивающие эффективность работы будущих волонтеров по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков с ООП и инвалидностью:

- мотивированность и направленность на деятельность;

- стимулирование социальной активности, проявления лидерских качеств волонтеров;

- развитость системы самоуправления;

- организация эффективной системы обучения основам волонтерской деятельности;

- научно-методическое обеспечение процесса (социально-педагогические задачи, ситуации, игры, методическое пособие для проектирования возможных проблемных ситуаций, программы подготовки волонтеров и волонтерской деятельности) [12].

При организации обучения будущих волонтеров, по нашему мнению, необходимо учитывать причины и ведущие мотивы, которые способствуют участию в волонтерской деятельности. Например, дальнейшие перспективы профессионального развития, приобретение практических умений и навыков работы с разными людьми. Также возможность самим волонтерам быть принятыми и признанными другими людьми, получить поддержку, уважение и понимание, что будет выступать как фактор позитивной обратной связи и, своего рода, благодарности. Кроме того, волонтеры получают возможность реализовать потребность в доверительном общении, взаимодействии с новыми людьми, поиске людей, близких по духу и интересам.

На этой основе происходит становление коммуникативных умений, которые могут развиваться стихийно, но гораздо эффективнее создавать для будущих волонтеров атмосферу поддержки и положительного настроя, чтобы их деятельность приносила им удовольствие.

Поскольку тема связана с подготовкой волонтеров к работе в инклюзивной среде с детьми с ООП, то особое внимание следует уделить формированию компетентности волонтеров в области сопровождения детей и подростков с особенностями развития в процессе социальной адаптации и социализации.

Таким образом, в процессе обучения и психолого-педагогической подготовки важно дать волонтерам:

- знания о законах в области социально-психологической поддержки и социального обеспечения семей, имеющих детей и подростков с ООП и инвалидностью;

- теоретические и методические основы социально-психологической адаптации и социализации личности с особенностями;

- понятие о современных социально-педагогических и психолого-педагогических технологиях реабилитации детей и подростков с ООП и инвалидностью;

- представление о методах исследования и анализа психологического, физического состояния детей и подростков с особенностями развития. Для качественной подготовки волонтеров необходимо создать следующие условия психолого-педагогического характера:

- эмоционально-ценностная насыщенность среды деятельности волонтерского отряда, которая бы стимулировала общественную активность будущих волонтеров, развивала бы их стремление к справедливости и красоте окружающего мира. При этом справедливость не может быть достигнута, если исключать из общественной жизни людей с особенностями;

- формирование у будущих волонтеров стрес-соустойчивости, такта, ответственности, эмпа-тии, толерантности, конфликтоустойчивости, навыка принятия решений, лидерских и организаторских качеств;

- использование практических и активных методов обучения, то есть занятий с элементами тренинга, практикумов для волонтеров, включающих преодоление барьеров, стереотипов и осознание проблем в развитии человека (например, занятия с элементами тренинга с упражнениями на развитие коммуникативных навыков, эмпатии и толерантности, адекватного восприятия себя и своих возможностей и др.) На основе опыта работы с будущими волонтерами хочется подчеркнуть, что создавая благоприятные психолого-педагогические условия подготовки необходимо использовать практические и активные методы обучения, то есть занятия с элементами тренинга, практикумы для волонтеров, включающие преодоление барьеров, стереотипов и осознание проблем в развитии человека. Эффективными при подготовке волонтеров, на наш взгляд, являются упражнения: «Кто я и почему я здесь?», «Я пришел сюда, чтобы...», «Перестановка ролей», «Эмпатийное слушание», «Контакт», «Чем мы похожи» и пр.; практикумы, включающие дискуссию, задания и упражнения на понимание и восприятие личности с особенностями, решение проблемных ситуаций и пр. (например, дискуссии в кругу: «Кто такие дети и подростки с ООП и инвалидностью?», «Какие нарушения вы знаете?»). Нами также использовались такие задания и упражнения как: «Разработайте памятку о правилах общения с детьми с разными нарушениями». «Раскройте технологии сопровождения людей с нарушением зрения, ДЦП и другими нарушениями». «Опишите специфику сопровождения детей и подростков в быту, на улице и в помещении, в транспорте, в общественных местах» и пр.

Кроме того, значимо при формировании личностной готовности к деятельности у будущих волонтеров способствовать становлению рефлексии. Это поможет структурировать полученный опыт будущих специалистов, научит избежать типичных ошибок, поможет разработать правильную стратегию поведения.

Создание данных условий, на наш взгляд, будет способствовать повышению качества процесса подготовки волонтеров к работе в инклюзивной среде.

Литература

1. Бабичева А.В. Волонтеры как носители альтернативных социальных практик в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Общественный фонд «Домик детства», Самара. URL: http://www. domikdetstva.ru/publ/volontery_kak_nositeli_ alternativnykh_socialnykh_praktik_v_rabote_s_ detmi_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_ zdorovja/1-1-0-16

2. Бас О. В., Солодянкина О.В. Волонтеры в реализации проекта: методические рекомендации для специалистов учреждений социального обслуживания граждан по подготовке волонтеров к работе с детьми-инвалидами. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2017. 36 с.

3. Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике. Учебно-методическое пособие. М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. 320 с.

4. Буслаева М.Е. Подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ // Научные исследования. 2016. № 10 (11). С. 87-90. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/podgotovka-studencheskoy-molodezhi-k-organizatsii-volonterskoy-deyatelnosti-s-detmi-s-ovz

5. Волосникова Л. М., Чимаров В.М., Маляр-чук Н.Н. К вопросу о теории и практике инклюзивного образования // Валеология. 2015. № 1. С. 37-42.

6. Ковязина И. В., Жданова Т.Н. Психологическая готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной среде // Современное педагогическое образование. № 6. С. 118-121. URL: https://drive.google.eom/file/d/1t6XVRzLpqmZogc fCqBDbuh-3P7McBHA/view

7. Мельникова В.С. Волонтерство как форма молодежного движения в развитии социальных общностей // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы II Международн. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 18-20 апреля 2016 г.: в 2-х т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. Т. 2. С. 361-366. URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/44601/1/ srsoit_2016_2_098.pdf

8. Прияткина Н.Ю. Подготовка волонтёров к деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. // Современные проблемы

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

науки и образования. 2016. № 4. URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=25022

9. Солодянкина О.В. Социальная работа с детьми-инвалидами: теория и практика. Учебное пособие Ижевск: Удмуртский университет. 2009. 160 с. URL: http://elibrary.udsu.ru/ xmlui/bitstream/handle/123456789/6818/201162. pdf?sequence=1

10. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие. 4-е издание., испр. и доп. М.: Дашков и К. 2011. 211 с.

11. Шевырева Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: матер. VII Междунар. науч.-практ. Конф. Чебоксары: ЦНС «ИнтерактивПлюс», 2016. С. 267-269. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/112234/ discussion_platform

12. Шевырева Е. Г., Игнатенко А.Г. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Евразийский Союз Ученых (Психологические науки). 2014. № 6. С.156-157.

THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF TRAINING VOLUNTEERS FOR INCLUSIVE ACTIVITIES

Kovyazina I.V., Ostyakova G.V.

Tyumen State University

The article discusses the conditions and specifics of training volunteers to work with children with special educational needs and disabilities. The role, activities, and qualities of a volunteer when working with special children are analyzed. The main stages and conditions of preparation for the work of volunteers for inclusive activities are described. The article focuses on the importance of personal readiness and interest of future specialists in volunteer activities, the development of reflection, etc. Recommendations for improving the training of volunteers in inclusive activities are given.

Keywords: psychological and pedagogical conditions, training, inclusive, volunteers, children with special educational needs and disabilities.

References

1. Babicheva A.V. Volunteers as carrier of alternative social practices in work with physically challenged children. Public foundation "House of childhood" Publ, Samara. (in Russian) URL: http://www.domikdetstva.ru/publ/volontery_kak_nositeli_alter-nativnykh_socialnykh_praktik_v_rabote_s_detmi_s_ogran-ichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja/1-1-0-16

2. Bas O. V., Solodyankina O.V. Volunteers are in the project implementation: methodological recommendations for specialists of social service citizens for preparing volunteers to work with disabled children. Izhevsk, Udmurt University Publishing house Publ, 2017, 36 p. (in Russian)

3. Bodrenkova G.P. System development of volunteerism in Russia: from theory to practice. Educational and methodological guide. Moscow: ANO "SPO SOTIS" Publ, 2013. 320 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Buslaeva M.E. Preparing students to organize volunteer activities with children limited health options. Scientific research, 2016, № 10 (11). pp. 87-90. (in Russian) URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/podgotovka-studencheskoy-molodezhi-k-organizatsii-volonterskoy-deyatelnosti-s-detmi-s-ovz

5. Kovyazina I. V., Zhdanova T.N. Psychological readiness of the future teachers to work in an inclusive environment. Modern pedagogical education, № 6, pp. 118-121. (in Russian) URL: https://drive.google.com/file/d/1t6XVRzLpqmZogcfCqBD-buh-3P7McBHA/view

6. Melnikova V.S. Volunteerism as a form of youth movement in the communities of social development. Strategies for the development of social communities, institutions and territories Publ, materials of II international. science. - practice. Conf. Yekaterinburg, April 18-20, 2016: in 2 volumes, Yekaterinburg: Ural Publishing house, University's, 2016, Vol. 2., P. 361-366. (in Russian) URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/44601/1/ srsoit_2016_2_098.pdf

7. Priyatkina N.U. Training of volunteers to work with disabilities children. Modern problems of science and education Publ., 2016, № 4. (in Russian) URL: http://science-education.ru/ru/ar-ticle/view?id=25022

8. Solodyankina O.V. Social work with disabled children: theory and practice. Textbook Izhevsk: Udmurt University Publ., 2009, 160 P. (in Russian) URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/ handle/123456789/6818/201162.pdf?sequence=1

9. Kholostova E.I. Social policy and social work: textbook. 4th edition., corrected and supplemented M.: Dashkov and K Publ., 2011, 211 p. (in Russian)

10. Shevyreva E.G. Psychological and pedagogical support of training of volunteers to work with children with disabilities. Pedagogy and psychology is topical issues of theory and practice: mater. VII Intern. science. - practice. Conf. Cheboksary: CNS "Interactive Plus" Publ., 2016, P. 267-269. (in Russian) URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/112234/discussion_platform

11. Shevyreva E. G., Ignatenko A.G. Psychological and pedagogical support of training of volunteers to work with children with disabilities. Eurasian Union of Scientists (Psychological Sciences), 2014, № 6, P. 156-157. (in Russian)

12. Volosnikova L. M., Chimarov V.M., Malyarchuk N.N. On the theory and practice of inclusive education. Valeology, № 1, P. 3742. (in Russian)

o с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.