Научная статья на тему 'Практико-ориентированный подход в подготовке юристов (на примере разработки проекта в рамках юридического образования)'

Практико-ориентированный подход в подготовке юристов (на примере разработки проекта в рамках юридического образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практико-ориентированное обучение / компетентностный подход / проблемно-поисковые ситуации / краткосрочные проекты / долгосрочные проекты / исследовательский проект / практико-ориентированный (прикладной) проект / practice-oriented training / competence-based approach / problem-search situations / short-term projects / long-term projects / research project / practice-oriented (applied) project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Евгеньевна Томилина, Анатолий Васильевич Зубач

Проанализированы задачи практико-ориентированного подхода при выполнении проекта в рамках юридического образования. Сформированы предложения по реализации практико-ориентированного подхода на примере разработки проекта в рамках юридического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Евгеньевна Томилина, Анатолий Васильевич Зубач

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice-oriented approach in the training of lawyers (on the example of project development in the framework of legal education)

The analyzed the tasks of a practice-oriented approach in the implementation of a project within the framework of legal education. Proposals for the implementation of a practice-oriented approach are formed on the example of project development within the framework of legal education.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный подход в подготовке юристов (на примере разработки проекта в рамках юридического образования)»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 340

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-179-182 EDN: https://elibrary.ru/lvbhmq NIION: 2003-0059-2/24-019 MOSURED: 77/27-003-2024-02-218

Практико-ориентированный подход в подготовке юристов (на примере разработки проекта в рамках юридического образования)

Елена Евгеньевна Томилина1, Анатолий Васильевич Зубач2

'■2 Государственный университет управления, Москва, Россия

1 eetomilina@maii.ru

2 cort91 @inbox.ru

Аннотация. Проанализированы задачи практико-ориентированного подхода при выполнении проекта в рамках юридического образования. Сформированы предложения по реализации практико-ориентированного подхода на примере разработки проекта в рамках юридического образования.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, компетентностный подход, проблемно-поисковые ситуации, краткосрочные проекты, долгосрочные проекты, исследовательский проект, практико-ориентированный (прикладной) проект

Для цитирования: Томилина Е. Е., Зубач А. В. Практико-ориентированный подход в подготовке юристов (на примере разработки проекта в рамках юридического образования) // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 2. С. 179— 182. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-179-182. EDN: LVBHMQ.

Original article

Practice-oriented approach in the training of lawyers (on the example of project development in the framework of legal education)

Elena E. Tomilina1, Anatoly V. Zubach2

'■2 State University of Management, Moscow, Russia

1 eetomilina@maii.ru

2 cort91 @inbox.ru

Abstract. The analyzed the tasks of a practice-oriented approach in the implementation of a project within the framework of legal education. Proposals for the implementation of a practice-oriented approach are formed on the example of project development within the framework of legal education.

Keywords: practice-oriented training, competence-based approach, problem-search situations, short-term projects, long-term projects, research project, practice-oriented (applied) project

For citation: Tomilina E. E., Zubach A. V. Practice-oriented approach in the training of lawyers (on the example of project development in the framework of legal education). Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(2):179—182. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-179-182. EDN: LVBHMQ.

В условиях правового государства возрастает необходимость в подготовке высококвалифицированных кадр ов юристов, так как именно юристы является носителями и проводниками правовой культуры.

Современному юристу необходимо владеть компетенциями, которые будут способствовать сохранению и укреплению доверия общества к государству и праву, к представителям юридического сообщества, приумножению материальных и духовных ценностей правовой культуры, обеспечению соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Сформировать такие

компетенции помогает широкое применение прак-тико-ориентированного подхода при подготовке юристов.

В 2020 г., после утверждения нового федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, в Государственном университете управления в рамках образовательной программы «Право и управление» успешно реализуется практико-ориентированное обучение. Проектирование является одним из видов самостоятельной работы студентов в вузе, направ-

© Томилина Е. Е., Зубач А. В., 2024

№ 2/2024

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

179

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ленной на интеграцию знаний, полученных при изучении различных дисциплин, предусмотренных учебным планом подготовки юриста.

Целью учебного проекта является совершенствование образовательного процесса по формированию компетенций, необходимых для профессиональной деятельности юриста.

Разработка проектов в рамках юридического образования определяется как вид отдельной, специально организованной деятельности студентов, нацеленной на формирование комплекса знаний, умений и навыков применительно к следующим сферам деятельности юриста:

♦ правотворческой;

♦ правоприменительной;

♦ правоохранительной;

♦ юридическо-консультационной.

Например, специалист в области юридического

консультирования по налогообложению или по другим вопросам правореализации (по усмотрению студента); юрисконсульт государственных и негосударственных организаций различных форм собственности (по выбору студента); специалист в области различных сфер правоприменительной и правоохранительной деятельности (по выбору студента).

В рамках образовательной программы «Право и управление» реализуются следующие виды проектов:

♦ краткосрочные проекты для обучающихся 12-х курсов, имеющие исследовательский характер;

♦ краткосрочные проекты для обучающихся 34-х курсов, имеющие практико-ориентированный (прикладной) характер;

♦ долгосрочные проекты (сквозные) для обучающихся 1-4-х курсов, имеющие практико-ориентиро-ванный (прикладной) характер.

1. Исследовательский проект в рамках направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» и особенностей образовательной программы «Право и управление» — направлен на сбор и обработку информации по отдельным вопросам правового регулирования, в сфере предпринимательской деятельности, предполагающих разрешение возможных противоречий между фактическим состоянием общественных отношений и их правовым регулированием. В исследовательских проектах, на основе анализа конкретного правового явления, выявляются существующие проблемные аспекты правового регулирования и разра-

батываются научно-обоснованные предложения по их р азр ешению.

В процессе работы над проектом творческому коллективу рекомендуется определиться с гипотезой исследования на основе изучения закономерностей развития и современного состояния правового регулирования общественных отношений применительно к теме исследования.

Результаты исследования могут быть представлены в форме научной статьи, отчета о научно — исследовательской работе, заявки на участие в гранте и т. д.

2. Практико-ориентированный (прикладной) проект в рамках направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» образовательной программы «Право и управление» — представляет собой специальным образом оформленную детальную разработку определенного проблемного аспекта в области реализации норм материального и процессуального права, нацеленную на достижение позитивного практически значимого результата. Иначе говоря, прак-тико-ориентированный проект обязательно предполагает практический выход, т. е. создание конечного продукта, который может быть использован в практической деятельности юриста.

Данный вид проекта нацелен на будущие профессиональные интересы самих участников проекта или на интересы внешнего заказчика.

Конечным продуктом могут быть:

♦ обобщение практики реализации отдельных нормативно-правовых предписаний, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности;

♦ разработанные требования к отдельным гражданско-правовым сделкам, сопровождающие тот или иной вид предпринимательской деятельности;

♦ разработанные проекты локальных правовых актов коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в сфере предпринимательской деятельности;

♦ создание контента в социальных сетях по пропаганде правовых знаний и систематическое участие в его функционировании;

♦ организация и проведение публичных мероприятий по пропаганде правовых знаний среди населения.

Таким образом, практико-ориентированные проекты в области юриспруденции требуют:

♦ четко обозначенного результата деятельности;

JURISPRUDENCE

♦ хорошо продуманной структуры деятельности всех участников проекта с определением функций каждого из них;

♦ оформление результатов проектной деятельности, «конечного продукта»;

♦ презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в юридической практике.

С точки зрения образовательного процесса, главным результатом выполнения проекта является формирование у студентов комплекса предусмотренных образовательной программой компетенций: универсальных, общепрофессиональных и профессиональных.

Проекты, выполняемые в рамках образовательной программы «Право и управление», связаны с реализацией студентами знаний, умений и навыков, полученных ими при изучении учебных дисциплин, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Применение, в рамках проектной деятельности указанных знаний, умений и навыков направлено на формирование конкретных компетенций будущей профессиональной деятельности юриста по юридическому сопровождению деятельности коммерческих и некоммерческих организаций в области предпринимательской деятельности.

В процессе проектной деятельности студентам представляется возможность применить теоретические знания в конкретных областях профессиональной деятельности юриста, связанных с правотворчеством, юридическим консультированием и правоприменением.

Формирование у студентов указанных выше компетенций посредством проектной работы позволит будущим юристам на более высоком качественном уровне осуществлять:

♦ квалификацию различных юридических фактов;

♦ готовить юридические заключения по вопросам правового сопровождения бизнеса;

♦ правильно оформлять результаты своей профессиональной деятельности;

♦ представлять интересы граждан и бизнес сообществ по правовым вопросам в государственных и муниципальных органах управления, а также в судах.

Проектирование в рамках образовательной программы «Право и управление» обладает существенными особенностями. Оно предполагает не только большую самостоятельную работу студента по сбору

и обработке информации, но и, наряду со значительными объемами данных, наличие времени и усилий на осмысление полученных результатов и формирование на их основе аналитических заключений. Это требование также входит в состав критериев оценки проекта.

Указанные особенности заключаются в том, что при разработке проекта в области юриспруденции следует учитывать, что юриспруденция — не только юридические знания, но и юридическое образование и юридическая профессия, это определенное профессиональное сообщество.

Разработка проекта в области юриспруденции предполагает два уровня.

Первый — рациональный, включающий в себя научные проблемы, гипотезы, научные теории.

Второй — эмпирический, охватывает юридический факты, события, действия.

Таким образом, первый уровень относится к теоретическому знанию, анализ которого позволяет получить новую достоверную информацию в области юриспруденции применительно к современному состоянию общественных отношений.

Второй уровень носит прикладной характер, который связан с юридической практикой, использованием научной информации по юридической оценке, отдельных юридических фактов.

Важно отметить, что в результате практико-ори-ентированного подхода у обучающихся возникает «смыслообразующий мотив», сформулированный известным советским психологом А. Н. Леонтьевым, согласно которому: «Деятельность — это действия, которые направлены на достижение цели. Именно деятельность определяет сознание и формирует психику, позволяя проявиться в труде. Деятельность не отвечает на внешние раздражители, а находится под контролем сознания. Положения о том, что деятельность определяет сознание и контролируется им, противоречивы. Но это устраняется за счет тезиса, что сознание и деятельность как единое целое и неотделимы друг от друга»1. Обучающиеся, видя свои достижения, смело подходят к каждой новой трудности, уверенно, преодолевают ее, приобретают опыт, который поможет им успешно решать последующие более сложные задачи.

1 А. Н. Леонтьев — исследователь психики, деятельности и сознания // URL://https://scientificrussia.ru/

№ 2 / 2024 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - 181

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографический список

1. Леонтьев А. Н. Личность, деятельность, сознание. М. : Политиздат, 1975.

2. Колонтаевская И. Ф. Современные формы и методы практико ориентированного обучения юристов // URL://https://vestmk-mшv.ra/upload/iЫock/bfc/ bfcfa2b2335f3cb8f9bc409ae5c20819.pdf.

Bibliographic list

1. Leontiev A. N. Personality, activity, consciousness. M. : Politizdat, 1975.

2. Kolontaevskaya I. F. Modern forms and methods of practice-oriented training of lawyers // URL:// http s ://vestnik-muiv.ru/upload/iblock/bfc/bfcfa2b2335f 3cb8f9bc409ae5c20819.pdf.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

В.П. Малахов Н.Д. Эриашвили

Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории

Второе издание

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

2-е изд. Монография. 431 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки В. П. Малахов, Н. Д. Эриашвили

Продемонстрирована неразрывность методологических и мировоззренческих проблем, расширено понятие методологии; теория государства и права получила ряд специфических интерпретаций, выделено одно из наиболее перспективных направлений в развитии общеправовой теории, выработана матрица постановки методологических и мировоззренческих проблем юридической теории на основе органичного сочетания возможностей общеправовой теории и философии права. Рассмотрена проблема типов права, решение которой призвано быть мировоззренческой и методологической основой отраслевых наук.

Для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений юридического профиля, а также всех интересующихся философскими и прикладными проблемами правовой жизни общества и личности.

Информация об авторах

Е. Е. Томилина — доцент кафедры частного права Государственного университета управления, кандидат юридических наук;

А. В. Зубач — доцент кафедры частного права Государственного университета управления, кандидат юридических наук.

Information about the authors

Е. Е. Tomilina — Associate Professor of the Department of Private Law of the State University of Management, Candidate of Legal Sciences;

A. V. Zubach — Associate Professor of the Department of Private Law of the State University of Management, Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.09.2023; одобрена после рецензирования 16.11.2023; принята к публикации 10.01.2024.

The article was submitted 20.09.2023; approved after reviewing 16.11.2023; accepted for publication 10.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.