Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖНЯ / ФТС РОССИИ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕАЭС / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЭД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Веретенцева Ирина Владимировна, Зубач Анатолий Васильевич, Томилина Елена Евгеньевна

Рассматриваются теоретико-правовые аспекты применения таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. Определено содержание понятия таможенных платежей; названы виды таможенных платежей; выделены особенности их взимания. Правовое регулирование института таможенных платежей изучается с учетом вступивших в силу новых редакций Единого таможенного тарифа и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION OF THE APPLICATION OF CUSTOMS PAYMENTS

The subject of the study is the theoretical and legal aspects of the application of customs payments when moving goods across the customs border of the Eurasian Economic Union. The article defines the content of the concept of customs payments, considers the types of customs payments and highlights the features of their collection. The scientific novelty of the research lies in the fact that the authors consider the legal regulation of the institute of customs payments, taking into account the entry into force of new editions of the Unified Customs Tariff and the Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-66-69 NIION: 2003-0059-6/22-488 MOSURED: 77/27-003-2022-06-687

К вопросу о правовом регулировании применения таможенных платежей

Ирина Владимировна Веретенцева1, Анатолий Васильевич Зубач2, Елена Евгеньевна Томилина3

1 Российская таможенная академия, Москва, Россия, irinavver@hotmail.com

2,3 Государственный университет управления, Москва, Россия

2 cort91@inbox.ru

3 eetomilina@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются теоретико-правовые аспекты применения таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. Определено содержание понятия таможенных платежей; названы виды таможенных платежей; выделены особенности их взимания. Правовое регулирование института таможенных платежей изучается с учетом вступивших в силу новых редакций Единого таможенного тарифа и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: таможенные платежи, таможенные органы, таможня, ФТС России, таможенное администрирование, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, внешнеэкономическая деятельность, ВЭД

Для цитирования: Веретенцева И. В., Зубач А. В., Томилина Е. Е. К вопросу о правовом регулировании применения таможенных платежей // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6. С. 66-69. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-6-66-69.

Original article

On the issue of legal regulation of the application of customs payments

Irina V. Veretentseva1, Anatoly V. Zubach2, Elena E. Tomilina3

1 Russian Customs Academy, Moscow, Russia, irinavver@hotmail.com

2,3 State University of Management, Moscow, Russia

2 cort91@inbox.ru

3 eetomilina@mail.ru

Abstract. The subject of the study is the theoretical and legal aspects of the application of customs payments when moving goods across the customs border of the Eurasian Economic Union. The article defines the content of the concept of customs payments, considers the types of customs payments and highlights the features of their collection. The scientific novelty of the research lies in the fact that the authors consider the legal regulation of the institute of customs payments, taking into account the entry into force of new editions of the Unified Customs Tariff and the Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity of the Eurasian Economic Union.

Keywords: customs payments, customs authorities, customs, FCS of Russia, customs administration, Eurasian Economic Union, EAEU, foreign economic activity, foreign economic activity

For citation: Veretentseva I. V., Zubach A. V., Tomilina E. E. On the issue of legal regulation of the application of customs payments. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):66-69. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-66-69.

В современных условиях активного развития внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), создания трансграничного пространства, функционирования такого интеграционного объединения как Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) институт таможенных платежей претерпевает значительные изменения, в том числе, и в части его правового регулирования.

Данный институт таможенного права занимает осо-

бое место в системе таможенного регулирования Российской Федерации, поскольку является фискальным инструментом государства, обеспечивающим его существование и развитие. Федеральная таможенная служба (далее — ФТС России) выступает одним из администраторов доходов федерального бюджета [1].

В актах, составляющих право ЕАЭС, и таможенном законодательстве Российской Федерации отсутствует

© Веретенцева И. В., Зубач А. В., Томилина Е. Е., 2022

JURISPRUDENCE

определение понятия таможенных платежей.

В результате анализа правовой природы и сущности таможенных платежей можно сформулировать следующее определение данного термина. Таможенные платежи — это совокупность различных видов государственных пошлин, налогов и сборов, уплата которых является одним из условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.

В соответствии со ст. 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) к видам таможенных платежей относятся:

1) ввозные таможенные пошлины;

2) вывозные таможенные пошлины;

3) налог на добавленную стоимость (далее — НДС);

4) акцизы;

5) таможенные сборы.

Ввозные таможенные пошлины, НДС и акцизы взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а при вывозе с таможенной территории ЕАЭС — вывозные таможенные пошлины и таможенные сборы.

В рамках данной статьи более подробно рассмотрим некоторые аспекты правового регулирования применения каждого из видов таможенных платежей.

Согласно пп. 33 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенная пошлина — это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Ввозные таможенные пошлины взимаются с участников ВЭД, преимущественно, при помещении товаров под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления», а вывозные таможенные пошлины — при помещении товаров под таможенную процедуру «Экспорт».

Ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются на наднациональном уровне правового регулирования, а именно Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее — ЕТТ ЕАЭС). Это означает, что, по общему правилу, они являются едиными для всех лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

ЕТТ ЕАЭС — это свод ставок ввозных таможенных пошлин, которые применяются к товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС из стран, не являющихся государствами-членами ЕАЭС, и систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее — ТН ВЭД ЕАЭС). Следует отметить, что с 1 января 2022 года вступили в силу новые редакции ЕТТ ЕАЭС и ТН ВЭД ЕАЭС [2].

Кроме того, ставки ввозных таможенных пошлин могут устанавливаться отдельными решениями Евразийской экономической комиссии.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, в настоящее время устанавливаются на национальном уровне правового регулирования, то есть в правовых актах государств-членов ЕАЭС.

Так, в Российской Федерации ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации. Одним их основных нормативных правовых актов в этой области является Постановление

Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 2068 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории ЕАЭС» [3].

Ставки таможенных пошлин подразделяются на:

1) Адвалорные ставки — исчисляются в процентах от таможенной стоимости товаров. Например, на имбирь недробленый и немолотый (код ТН ВЭД ЕАЭС 0910 11 000 0) установлена адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 3 % от таможенной стоимости.

2) Специфические ставки — начисляются в установленном размере за единицу товара (евро или доллар за килограмм, литр, штуку и т. д.). Например, на свекловичный сахар для рафинирования (код ТН ВЭД ЕАЭС 1701 12 100 1) установлена специфическая ставка ввозной таможенной пошлины в размере 250 долларов США за 1000 кг.

3) Комбинированные ставки — сочетают оба вышеуказанных вида ставок, при этом уплате подлежит наибольшая из исчисленных сумм [4]. Например, на природные минеральные воды негазированные (код ТН ВЭД ЕАЭС 2201 10 110 0) установлена комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 15 %, но не менее 0,07 евро за 1 л.

НДС и акцизы, являясь видами таможенных платежей, взимаются таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, делая продукцию отечественных производителей более конкурентоспособной.

Порядок начисления и взимания НДС и акцизов регулируется национальным законодательством государств-членов ЕАЭС. В Российской Федерации правила применения как НДС, так и акцизов установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) [5].

Ставки НДС закреплены в ст. 164 НК РФ и в зависимости от категории товара и (или) вида таможенной процедуры составляют 20 %, 10 % или 0 % от налоговой базы. Следует отметить, что налоговая база определятся как сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акцизов.

Например, ставка НДС 0 % применяется в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру «Свободная таможенная зона». Примером товаров, в отношении которых установлена ставка НДС 10 %, являются продовольственные товары (яйца, маргарин, хлеб, мука, продукты детского питания и др.). Ставка НДС 20 % применяется в случаях, не подпадающих под налогообложение по 0 % и 10 % налоговым ставкам.

Перечень подакцизных товаров закреплен в ст. 181 НК РФ. В него включены: этиловый спирт, пивное сусло, табачная продукция, лекарственные средства, автомобили легковые, дизельное топливо и др.

Ставки акцизов закреплены в ст. 193 НК РФ. К примеру, с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно на вина установлена налоговая ставка 33 рубля за 1 литр, на сигары — 268 рублей за 1 штуку, на автомобили легковые с мощностью двигателя 90-150 л.с. налоговая ставка составляет 53 рубля за 1 л. с.

Таможенными сборами являются обязательные пла-

№ 6 / 2022

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

67

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, хранением товаров [6].

Ставки таможенных сборов устанавливаются нормативными правовыми актами государств-членов ЕАЭС. В Российской Федерации правовое регулирование данного вопроса отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. В этой связи были приняты:

• Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2018 года № 1082 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение»;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2020 года № 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров».

Представляется необходимым привести примеры ставок по каждому из видов таможенных сборов.

За таможенные операции в отношении товаров, заявленных в таможенной декларации с общей таможенной стоимостью не более 200 тысяч рублей, взимается таможенный сбор в размере 775 рублей. Если таможенная стоимость товаров составляет от 200 тысяч рублей 1 копейки до 450 тысяч рублей, то в данном случае таможенный сбор будет уплачен в размере 1550 рублей.

Таможенный сбор за осуществление таможенного сопровождения одного автотранспортного средства или единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние до 50 километров — 2000 рублей, от 51 до 100 километров — 3000 рублей. Вместе с тем, за осуществление таможенного сопровождения одного водного или воздушного судна таможенный сбор взимается вне зависимости от расстояния перемещения и составляет 20000 рублей.

В случае хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа установлен таможенный сбор — 1 рубль с каждых 100 килограммов (как полных, так и неполных) веса товаров за каждый день хранения. При этом за хранение отдельных категорий товаров на специально оборудованных для этого помещениях по такому же принципу взимается 2 рубля.

Согласно статистическим данным ФТС России за 2021 год таможенными органами в федеральный бюджет перечислено 7 156 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых ФТС России, увеличилась на 51 %, а именно 2 405 млрд рублей.

Таможенные платежи, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, составили 4 352 млрд рублей, что на 26 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Платежи, взимаемые при вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС, в 2021 году составили 2 526 млрд рублей, то есть на 120 % больше, чем за предшествующий год [7].

В заключение следует отметить, что в настоящее время стратегической целью развития ФТС России является формирование качественно новой, насыщенной «ис-

кусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, «умной» таможенной службы [8]. В этой связи претерпевают изменения основные принципы администрирования таможенных платежей, осуществляется упрощение таможенных операций в целях соблюдения баланса интересов государства и участников ВЭД, создаются условия для:

• автоматизации таможенных операций по администрированию таможенных платежей;

• полномасштабного электронного взаимодействия таможенных органов с плательщиками таможенных платежей при осуществлении операций по их уплате;

• самостоятельного управления плательщиками таможенных платежей своими денежными средствами, отраженными на едином лицевом счете в «Личном кабинете участника ВЭД» и др.

Достижение обозначенных целевых ориентиров невозможно без совершенствования правового регулирования института таможенных платежей посредством дальнейшей оптимизации процедуры уплаты и администрирования таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также унификации норм по применению таможенных платежей на уровне ЕАЭС в целом.

Список источников

1. Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. № 390-Ф3 «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 13 декабря 2021. № 50 (часть I, II, III). ст. 8397.

2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. № 80 (ред. от 07.12.2021) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии». Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/trade/catr/ett/Pages/default.aspx.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 2068 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза» // Собрание законодательства Российской Федерации. 6 декабря 2021. № 49 (часть I). ст. 8255.

4. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тантПлюс».

5. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные

JURISPRUDENCE

акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

7. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: https://customs. gov.ru/activity/results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/322194.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. N° 1388-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/ strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda.

References

1. Federal Law № 390-FZ of December 6, 2021 «On the Federal Budget for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024» // Collection of Legislation of the Russian Federation. December 13, 2021. № 50 (Part I, II, III). Article 8397.

2. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission № 80 dated 14.09.2021 (as amended on 27.12.2021) «On the Approval of the Unified Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity of the Eurasian Economic Union and the Single Customs Tariff of the Eurasian Economic Union, as well as on the Amendment and Invalidation of Certain Decisions of the Council of the Eurasian Economic Commission». The official website of the Eurasian Economic Commission. [Electronic resource].

URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/ ett/Pages/default.aspx.

3. Resolution of the Government of the Russian Federation № 2068 of November 27, 2021 «On the rates of export customs duties on goods exported from the Russian Federation outside the Customs Territory of the Eurasian Economic Union» // Collection of Legislation of the Russian Federation. December 6, 2021. № 49 (Part I). Article 8255.

4. Law of the Russian Federation № 5003-I of May 21, 1993 «On Customs Tariff» [Electronic resource] // SPS «ConsultantPlus».

5. Part Two of the Tax Code of the Russian Federation of August 5, 2000 № 117-FZ [Electronic resource] // SPS «ConsultantPlus».

6. Federal Law № 289-FZ of 03.08.2018 «On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» [Electronic resource] // SPS «ConsultantPlus».

7. Official website of the Federal Customs Service [Electronic resource]. URL: https://customs.gov.ru/activity/ results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/322194.

8. Decree of the Government of the Russian Federation dated 23.05.2020 № 1388-r «On the Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2030». URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/ strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda.

Информация об авторах

И. В. Веретенцева — старший преподаватель кафедры таможенного права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук;

А. В. Зубач — доцент кафедры частного права Государственного университета управления, кандидат юридических наук;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е. Е. Томилина — доцент кафедры частного права Государственного университета управления, кандидат юридических наук.

Information about the authors

I. V. Veretentseva — Senior Lecturer of the Department of Customs Law of the Russian Customs Academy, Candidate of Legal Sciences;

A. V. Zubach — Associate Professor of the Department of Private Law of the State University of Management, Candidate of Legal Sciences;

Е. Е. Tomilina — Associate Professor of the Department of Private Law of the State University of Management, Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.06.2022; одобрена после рецензирования 15.08.2022; принята к публикации 12.09.2022.

The article was submitted 15.06.2022; approved after reviewing 15.08.2022; accepted for publication 12.09.2022.

№ 6 I 2022

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.