УДК 37
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Л.А. Мелкая, магистрант ФГАОУВО САФУ имениМ.В. Ломоносова, E-mail: [email protected]
Аннотация
Интенсивность процессов профессиональной и образовательной стандартизации социальной работы в России обострила ряд проблемных аспектов подготовки кадров для этой сферы. В контексте Болонских преобразований, парадигмального сдвига с переходом от знаниевой парадигмы к компетентностной, утверждением концепции непрерывного образования встал вопрос о сближении теории и практики, необходимости максимального соответствия выпускника вуза - бакалавра и магистра - современным требованиям профессии «Социальная работа». Данная статья посвящена исследованию перспектив применения практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов социальной работы.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход, профессионализация социальной работы, ресурсность, теория и практика социальной работы, образовательная стандартизация, профессиональный стандарт, модульность, непрерывное образование, специалисты социальной работы.
На сегодняшний день российский социум нуждается в выпускниках вуза с новой идеологией, профессионалах, обладающих особыми интегрально-практическими характеристиками. Помимо традиционной дидактической триады «знания-умения-навыки», специалист должен оперативно работать с большими потоками поступающей из всех сторон общественной жизни информации, действовать в неопределённых, постоянно меняющихся социальных условиях и нестандартных ситуациях.
Особую актуальность вышесказанное приобретает при изучении социально-профессиональной группы специалистов социальной работы - представителей профессии по типу «человек-человек». Если ранее в этой системе преобладала «рамочная» деятельность в относительно устойчивых профессиональных полях по достаточно отлаженным схемам и алгоритмам, то на данном этапе профессионализации специалисту важно не просто иметь определённый информационный и знаниевый базис, но и максимально гибко использовать приобретённые в ходе обучения компетенции.
Перемены в идеологии образования, особенности внедрения образовательных и профессиональных стандартов в сфере социальной работы дополняются всё возрастающей потребностью социума и региона в квалифицированных кадрах для системы социальной защиты населения. Так, в настоящее время представители науки и практики осознали важность обновления идеологии профессионального образования в области подготовки специалистов социальной работы путём усиления практико-ориентированной направленности и компетентностной основы1.
При так называемом «парадигмальном сдвиге» - переходе от традиционной модели обучения к ключевой концепции «образования в течение всей человеческой жизни» (lifelong learning); внедрении компетентностно-ориентированного подхода с утратой значимости прежнего, основанного на знаниях; развитии тенденций к международной интеграции образовательных систем - встаёт вопрос о необходимости существенной перестройки системы подготовки кадров с опорой на ресурсность практико-ориентированного подхода.
Представляемая нами работа имеет высокую степень научной новизны, т. к. исследуемая проблематика находится на данном этапе в зоне научного дефицита. В
методологическом и методическом аспектах не сформировано целостное представление о направлениях и путях реализации практико-ориентированного подхода в подготовке специалиста по социальной работе в вузе. При утверждении значимости подобного подхода в контексте процессов профессиональной и образовательной стандартизации отсутствует определённость со стороны общетеоретической базы в целом и наиболее признанных образовательных технологиях, формах оценивания в частности.
Гипотеза исследования определяется следующим. Потенциал практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов социальной работы состоит в усилении сотрудничества высшей школы, профессионального сообщества и социума, что включает:
- создание единого компетентностного портрета выпускника вуза;
- построение комплексной модели взаимодействия университета с социальными учреждениями и организациями;
- институционализацию супервизии;
- разработку и реализацию различных форм дополнительного образования;
- внедрение системы сертификации специалистов независимыми организациями для подтверждения профессиональной компетентности.
Целью исследования выступило обоснование ресурсности практико-ориентированного подхода в профессионализации социальной работы.
К задачам мы отнесли:
- выявление сущности и принципов практико-ориентированного подхода в образовании;
- определение современных требований профессии к направлению подготовки «Социальная работа», имеющих место проблемных аспектах;
- поиск наиболее оптимальных путей развития практико-ориентированного подхода как ресурса дальнейшей профессионализации социальной работы в обществе.
Теоретический объект исследования - практико-ориентированный подход в образовании. Эмпирическим объектом является социально-профессиональная группа специалистов социальной работы. Предметом нашего исследования выступили ресурсы практико-ориентированного подхода в профессионализации социальной работы.
Исследование проведено по специально разработанной программе в русле качественной парадигмы с использованием количественного инструментария. Нами применены такие методы теоретического исследования как изучение научно-методологических и методических источников по обозначенной проблематике; анализ профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов по направлению подготовки «Социальная работа».
Базами реализации эмпирического этапа исследования выступили Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ имени М.В. Ломоносова и учреждения социальной направленности - ГБОУ Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Архангельский детский дом № 1»; ГБОУ Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья «Архангельский центр помощи детям «Лучик».
В качестве основного метода исследования выбран экспертный опрос, а именно анкетирование профессионалов, имеющих большой стаж работы в социальной сфере и разную направленность образования - педагогов, психологов, специалистов разного профиля, которые в своей профессиональной деятельности ежедневно взаимодействуют с социальными работниками (20 человек). Инструментарий прошёл необходимые этапы апробации и корректировки в рамках пилотажа с целью обеспечения валидности, релевантности и репрезентативности данных.
При утверждении значимости подобного подхода в контексте особенностей процессов профессиональной и образовательной стандартизации, возрастающей потребности общества в высококвалифицированных кадрах социальной работы вследствие реализации положений ФЗ №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» чёткая конкретизация отдельных аспектов практико-ориентированного подхода приходится как нельзя кстати.
В целом положения ФГОС 3+, детально прописывающие ряд общекульурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, вписываются в русло практико-ориентированного подхода, но здесь достаточно много проблемных моментов, что можно выделить из практики реализации образовательных программ. Критерием для оценки успешности их освоения определена сформированность групп компетенций, потому как в компетентности заключается действенный, практико-ориентированный характер2. Однако сегодня ни в научной литературе, ни в нормативно-правовых актах нет однозначного определения термина «компетенция», отсутствуют способы оценки их сформированности. Более широко распространена точка зрения относительно понимания компетенции - «знаю, как» НШтаЛег). Это осложняет проектирование образовательных программ и
построение всего учебного процесса по направлению подготовки «Социальная работа».
Анализируя ФГОС по направлению образования «Социальная работа», можно отметить, что они имеют содержательную пустоту, ведь компетенции предстают слишком обобщёнными. Фокус внимания переводится на грамотное построение и реализацию каждой конкретной профессиональной образовательной программы. В этом ключе высшая школа имеет все возможности использовать ФГОС3+ только как шаблон, некую рамку, уровень минимально допустимых знаний студента. Вуз способен более полно отразить в образовательных программах сущность реальных потребностей социума и практики и далее строить учебно-воспитательный процесс, опираясь на интегративно-дифференцированный подход, проектирование и реализацию образовательных технологий с ориентацией на те или иные виды и группы наиболее востребованных компетенций в тесном взаимодействии образовательных организаций и работодателей - учреждений социальной защиты и организаций социального обслуживания населения.
Мы уже говорили, что будем рассматривать как пример САФУ имени М.В. Ломоносова, где подготовка кадров для системы социальной работы осуществляется кафедрой социальной работы и социальной безопасности - подразделением Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации. Кафедра самостоятельно разрабатывает образовательные программы и определяет конкретный вид профессиональной деятельности выпускников, дополняет перечень базовых компетенций, актуализирует требования к результатам обучения по отдельным блокам, модулям, дисциплинам, практикам, опираясь на анализ данных о потребностях социума, рынка труда региона, исходя непосредственно из научно-исследовательских и материально-технических возможностей нашего федерального университета.
Цель основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень академического бакалавриата), согласно документу3, - подготовка конкурентоспособных и компетентных профессионалов-практиков для сферы социальной работы, которые должны обладать высоким уровнем личной культуры, фундаментальными знаниями в областях, востребованных современным рынком труда, социумом и государством. Миссия магистерской программы 39.04.02 «Социальная работа с различными группами населения» - повышение роли междисциплинарных исследований в научной практике; расширение масштабов сравнительного подхода4.
Обращая внимание на эти формулировки целей, вновь обратимся к результатам эмпирического исследования и рассмотрим Рис. 1. Экспертами определена наиболее приоритетная цель подготовки специалиста социальной работы в вузе.
Отметим, что здесь мы также оперируем обобщёнными данными, т. к. существенных отличий по двум базам исследования при осуществлении математических процедур не
зафиксировано (уровень асимптотической значимости при проверке статистических гипотез 1-критерием для распределения, соответствующего нормальному, составил р=1,000).
70%
60%
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
25%
15%
подготовка и выпуск специалистов, соответствующих всем квалификационным требованиям
максимальное обеспечение профессионального саморазвития личности будущего специалиста
создание условии для формирования особой нравственной и мировоззренческой позиции специалистов социальной сферы
Рис. 1. Взгляд экспертов на приоритетную цель подготовки специалиста по социальной работе в системе высшей школы
Приоритетная цель обучения специалистов социальной работы в вузе, по мнению большинства респондентов, - выпуск специалистов, соответствующих всем квалификационным требованиям - такой вариант ответа указали 60% опрошенных (Рис. 1). Это говорит о главенствующей роли профессионального стандарта как элемента Национальной системы квалификации - ориентира для построения подготовки специалистов в вузе.
В то же время имеется некоторый процент ответов о важности такого аспекта, как готовность выпускника вуза к профессиональному и личностному росту: это максимальное обеспечение профессионального саморазвития личности (25%) и создание условий для формирования особой нравственной и мировоззренческой позиции (15%). И здесь, обращаясь к данным, полученным исследователями, следует отметить, что отдельные учебные дисциплины, имеющие ярко выраженный смысловой и практико-ориентированный компоненты, обладают наибольшим личностно-развивающим потенциалом5. В этом русле важно не допустить чрезмерной теоретизации, фундаментализации образовательных программ, которые должны быть максимально практико-ориентированными, приближенными к реальной профессиональной деятельности специалистов.
В САФУ образовательный процесс по направлению подготовки «Социальная работа» (и у бакалавров, и у магистров) построен по блочно-модульному принципу: образовательные программы состоят из взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блоков дисциплин, интегрированных в модули, а отдельные рабочие программы дисциплин включают в себя чётко очерченные разделы. Происходит изучение традиционных для российской системы фундаментального образования дисциплин теоретического плана в сочетании с прикладными дисциплинами различной узкой социальной направленности. Специальных профилей программы не предусматривают. Учебный процесс подготовки социальных работников строится особым образом, целенаправленно со взаимодействием с органами власти региона, социальными учреждениями и организациями для преодоления разрыва качеством образования и требованиями профессии к компетенциям специалистов.
Таким образом, образование по направлению подготовки «Социальная работа» как уровня бакалавриата, так и уровня магистратуры ориентировано на широкую специализацию, включает в себя разностороннюю профессиональную подготовку студентов. Выпускники САФУ по направлению подготовки «Социальная работа» получают основательную социально-гуманитарную, естественно-научную, общепрофессиональную, специальную подготовку, что позволяет осуществлять профессиональную деятельность в самых разнообразных направлениях социальной сферы региона. В целом это позволяет специалисту аккумулировать информацию из различных отраслей знания, что отражает сущность всей профессии «Социальная работа»: её комплексность, межпредметность, разноплановость.
Проблемы формирования и реализации документов, регламентирующих требования к построению образовательного процесса по направлению подготовки «Социальная работа», заключаются в специфике этой профессии, сложности приведения к единому знаменателю требований федеральных образовательных и профессиональных стандартов, категории трудно сопоставить и «переложить» в рамки образовательной программы. Модернизации подготовки специалистов социальной работы в рамках высшего образования должна осуществляться с учётом признаваемой мировой тенденции «образование, исследования и инновации». Это позволяет преодолеть разрыв теоретических знаний и практики, свести к минимуму трудности выпускника в решении конкретных задач и проблемных ситуаций профессиональной деятельности.
Мы попросили экспертов определить наиболее важные, на их взгляд, факторы, повышающие результативность профессионального обучения специалистов социальной работы (представлены на Рис. 2). Данные по двум исследовательским базам не имеют существенных достоверных статистических различий (р=0,701 по расчёту ^критерия), следовательно, мы вправе интерпретировать показатели вместе.
Результаты, отражённые на рис. 2, демонстрируют доминирование такого фактора, как внедрение специальных курсов по отдельным разделам профессии для практиков (55%) и прохождение специалистами тематических семинаров и мастер-классов (40%) То есть эксперты говорят о построении работы прежде всего со специалистами, имеющими определённый профессиональный опыт, что укладывается в широкую систему дополнительного профессионального образования.
Развитие института супервизии, реализация различных форм дополнительного образования, разработка и внедрение модели взаимодействия социальных учреждений и университета - указанные направления также нашли отражение в анкетах экспертах в практически равных долях (в пределах 30%). Необходимость данного направления была также озвучена при обсуждении проблемного поля социальной работы Вильфридом Густавом Хакманном на рабочих группах в рамках визита делегации университета Эмден/Леер (Германия) в САФУ имени М.В. Ломоносова (28 февраля - 4 марта 2017 г.). В отмеченном контексте взаимодействие вузов и работодателей должно включать в себя корректировку существующих и разработку новых образовательных программ в целом и рабочих программ модулей, в частности, с учётом требований практики.
Рис. 2. Спектр факторов повышения результативности профессионального обучения специалистов социальной работы в вузе
Обучение будущих специалистов социальной работы в нашем регионе организуется, как мы уже говорили, в тесном сотрудничестве с общественностью, различными учреждениями, органами власти, некоммерческими организациями. В то же время до сих пор имеет место сложность реализации практико-ориентированного подхода, что связано с отсутствием эффективной модели взаимодействия вуза и социальных учреждений, неготовностью последних к активному вхождению в образовательный процесс подготовки кадров в качестве полноправного субъекта.
Внедрение системы сертификации специалистов независимыми организациями не получило высокого процента (10%), возможно, это связано с отсутствием широкой реализации указанного направления в регионе и крайне малой осведомлённости экспертов о подобной практике.
Делая общие выводы по проведённому эмпирическому исследованию, следует отметить, что эксперты видят развитие практико-ориентированного подхода в образовании в качестве ресурса профессионализации социальной работы, а значит - и социального развития.
Последующее развитие данного подхода в системе высшего образования позволит подготовить специалиста с необходимыми в профессиональной деятельности компетенциями. Определение поля сотрудничества вузов и потенциальных работодателей, построение эффективной модели взаимодействия, поиск оптимального варианта консенсуса - вот главная опорная точка, с которой должна начинаться подготовка специалистов по социальной работе. При этом субъекты взаимодействия в подобной модели должны иметь общие ценности, с помощью которых оценивается действительность6.
Стандартизация профессиональной сферы социальной работы поставила чёткий вопрос о повышении уровня профессиональной подготовки выпускников вузов, их конкурентоспособности на рынке труда. При выпуске студентов для широкого поля деятельности (бакалавры и магистры получают диплом «общего» профиля), практика требует специалистов разной специализации - вводятся новые квалификации (например, специалист по организации назначения и выплаты пенсий, специалист по работе с семьёй, психолог в социальной сфере), к тому же учёные прогнозируют появление совершенно новых профессий и направлений подготовки в сфере социальной работы.
Шагом к преодолению подобных несоответствий может стать разработка и внедрение актуальных основных образовательных и дополнительных профессиональных программ, разработанных на основе двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга документов - единого ФГОС по направлению подготовки «Социальная работа» (уровня бакалавриата или магистратуры) и конкретного профессионального стандарта. Уже стало известно, что в 2017 г. актуализируется внедрение ФГОС 3++ с учётом положений действующих профессиональных стандартов с целью сближения сфер образования и практики деятельности, обеспечения их рациональной связи.
Реформирование образования по направлению подготовки «Социальная работа» на основе действующих профессиональных стандартов как нельзя лучше вписывается в контекст повышения ресурсности профессионализации социальной работы и сущность практико-ориентированного подхода - это возможность преодоления профессиональной дезориентации выпускников вузов, разрыва между потребностями общества, рынка труда и знаниями, умениями и навыками выпускника вуза и, самое главное, шаг к налаживанию взаимодействия высшей школы и системы социальной защиты в вопросах подготовки кадров для социальной сферы. Привлечение специалистов-практиков к профессиональной подготовке, развитие института супервизии на всех уровнях взаимодействия, в том числе наставничества студентов, опытными специалистами выделяется как одна из форм социального партнёрства в реализации практико-ориентированного подхода .
Механизмом оценки эффективности и фасилитатором данного процесса может выступать профессионально-общественная аккредитация, которая значима и для высшей школы, и для профессионального сообщества. Ожидается, что в скором времени она будет распространена на все профессии и станет обязательной при прохождении государственной аккредитации вузом. Это позволит сформировать единую компетентностную модель выпускника, создать социально-профессиональный портрет профессионала социальной работы в соответствии с потребностями практики; сэкономить средства на переподготовку сотрудников; будет содействовать ликвидации дефицита кадров; позволит работодателям делать свой заказ на подготовку специалистов с востребованными квалификациями.
Анализируя результаты двух этапов исследования, мы видим, что они демонстрируют нишу для развития практико-ориентированного подхода, который в целом налажен в системе подготовки бакалавров и магистров, но ещё недостаточно применяется при обучении специалистов, уже имеющих определённый профессиональный опыт. В этой связи центральный вопрос расширения практико-ориентированного подхода заключается в вовлечении в образовательный процесс профессионалов как полноценных субъектов - в качестве обучающихся, преподавателей, или супервизоров. В этот контекст вписываются все выделенные респондентами факторы и именно это обуславливает поле дальнейшей профессионализации социальной работы.
Примечания
1Минервин, И.Г. Практико-ориентированная модель подготовки современного специалиста: монография -Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. 152 с.
2 Голенкова, О.В. Формирование в вузе профессиональной готовности бакалавра по направлению подготовка «Социальная работа» к сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей: дис. на соискан. учён. степ. канд. пед. наук. - Москва, 2014. - 251 с.
3 Основная профессиональная образовательная программа высшего образования; направление подготовки 39.03.02 Социальная работа / Северный (Арктический) университет имени М.В. Ломоносова (утверждена приказом проректора по учебно-методической работе № 451 от 10.05.2016). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.narfu.ru/upload/iblock/b35/39.03.02-sotsialnaya-rabota.pdf (дата обращения: 22.02.2017).
4 Основная профессиональная образовательная программа высшего образования; направление подготовки 39.04.02 Социальная работа / Северный (Арктический) университет имени М.В. Ломоносова (утверждена приказом проректора по учебно-методической работе № 1066 от 10.12.2015). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.narfu.ru/upload/iblock/a3f/opop-39.04.02-sotsialnaya-rabota.pdf (дата обращения: 22.02.2017).
5 Голенкова О.В. Формирование в вузе профессиональной готовности бакалавра по направлению подготовка «Социальная работа» к сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей: дис. на соискан. учён. степ. канд. пед. наук. - Москва, 2014. - 251 с.
6 Воронина, Т.Д. Подготовка специалистов по социальной работе в вузах современной России: проблемы и новые возможности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2010. - №1-(9). - С. 45-53.
7 Соловьёв, А.С. Профессионализация социальной работы в России: проблемы и перспективы // Куда идёт Россия?... Формальные институты и реальные практики - М.: МВШСЭН, 2002. С. 232-238.
PRACTICALLY ORIENTED APPROACH IN EDUCATION AS A RESOURCE OF PROFESSIONALIZATION OF SOCIAL WORK
L.A. Melkaya, graduate student of the Federal State Agrarian University in the SAU of MVLomonosov. Lomonosov Moscow State University, E-mail: [email protected]
Abstract
The intensity of the processes of professional and educational standardization of social work in Russia has aggravated a number of problematic aspects of training personnel for this sphere. In the context of the Bologna reforms, the paradigm shift with the transition from a knowledgeable paradigm to a competent one, the approval of the concept of lifelong education, the question arose about the convergence of theory and practice, the need for maximum correspondence of the graduate of the university - bachelor and master - to the modern requirements of the profession "Social Work". This article is devoted to the study of the prospects for applying a practice-oriented approach in the training of specialists in social work.
Keywords: practical-oriented approach, professionalization of social work, resource, theory and practice of social work, educational standardization, professional standard, modularity, continuous education, specialists in social work.