Научная статья на тему 'Современные подходы к подготовке будущих магистров социальной работы в процессе учебной и производственной практики'

Современные подходы к подготовке будущих магистров социальной работы в процессе учебной и производственной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОВ / ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / SOCIAL WORK / THE ORGANIZATION OF PRACTICE OF UNDERGRADUATES / TYPES OF PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / ACTIVITY IN SOCIAL TECHNOLOGY / PEDAGOGICAL ACTIVITY / EDUCATIONAL METHODICAL WORK / THE PERSONAL FOCUSED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агошкова Ольга Владимировна, Ожева Светлана Борисовна, Дёмкина Елена Владимировна, Бегидова Светлана Николаевна

Рассмотрены особенности методики, организации и основные направления подготовки магистров социальной работы в процессе учебной и производственной практики. В статье в общих чертах представлены основные виды профессиональной деятельности и содержание практики магистрантов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры), направленность «Менеджмент в социальной работе»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агошкова Ольга Владимировна, Ожева Светлана Борисовна, Дёмкина Елена Владимировна, Бегидова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO TRAINING OF FUTURE MASTERS OF SOCIAL WORK IN THE COURSE OF THE EDUCATIONAL AND WORK PRACTICE

The paper discusses the features of a technique, the organization and the main directions in training of masters of social work in the course of the educational and work practice. The authors present in general the main types of professional activity and content of practice of undergraduates according to requirements of the Federal state educational standard of the higher education for the direction of preparation 39.04.02 Social work (magistracy level), orientation "Management in social work".

Текст научной работы на тему «Современные подходы к подготовке будущих магистров социальной работы в процессе учебной и производственной практики»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY

УДК 378:364.4 ББК 74.480.276.4 С 56

О.В. Агошкова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: agoshkovaolga1@rambler.ru

С.Б. Ожева

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: svita1@mail.ru

Е.В. Дёмкина

Доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: demkina72@mail.ru

С.Н. Бегидова

Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: begidovasn@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРАКТИКИ

(Рецензирована)

Аннотация. Рассмотрены особенности методики, организации и основные направления подготовки магистров социальной работы в процессе учебной и производственной практики. В статье в общих чертах представлены основные виды профессиональной деятельности и содержание практики магистрантов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры), направленность «Менеджмент в социальной работе»

Ключевые слова: социальная работа, организация практики магистрантов, виды профессиональной деятельности, профессиональная компетентность, социально-технологическая и педагогическая деятельность, учебно-методическая работа, личностно-ориентированный подход.

O.V. Agoshkova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Social Work and Tourism Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, the Adyghe State University; E-mail: agoshkovaolga1@rambler.ru

S.B. Ozheva

Candidate of Sociology, Associate Professor of Social Work and Tourism Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, the Adyghe State University; E-mail: svita1@mail.ru

E.V. Demkina

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Pedagogy and Social Psychology Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, the Adyghe State University; E-mail: demkina72@mail.ru

S.N. Begidova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Social Work and Tourism Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, the Adyghe State University; E-mail: begidovasn@mail.ru

MODERN APPROACHES TO TRAINING OF FUTURE MASTERS OF SOCIAL WORK IN THE COURSE OF THE EDUCATIONAL AND WORK PRACTICE

Abstract. The paper discusses the features of a technique, the organization and the main directions in training of masters of social work in the course of the educational and work practice. The authors present in general the main types of professional activity and content of practice of undergraduates according to requirements of the Federal state educational standard of the higher education for the direction of preparation 39.04.02 Social work (magistracy level), orientation "Management in social work".

Keywords: Social work, the organization of practice of undergraduates, types of professional activity, professional competence, activity in social technology, pedagogical activity, educational methodical work, the personal focused approach.

Одной из основных функций образовательных программ магистров социальной работы является подготовка кадров, которые на практике способны реализовать первостепенные цели и задачи профессиональных компетенций специалиста по социальной работе, деятельность которого направлена на социальную поддержку особо нуждающихся категорий граждан, на создание условий для активизации потенциала самопомощи граждан, реализации мотивов к производительному труду и предпринимательской деятельности, возможность осуществления социальной политики в сфере поддержки незащищенных слоев населения, их социальной защиты.

Учебная и производственная практика имеет основополагающее значение в процессе профессиональной подготовки магистров социальной работы, поскольку во

время прохождения практики магистранты имеют возможность апробации своих сил и возможностей в учреждениях социальной инфраструктуры Республики Адыгея, представленной государственными и негосударственными структурами [1].

С момента основания факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета кафедрой социальной работы и туризма успешно разрабатывалась и была реализована система организации практик бакалавров и магистрантов, обучающихся по специальности «Социальная работа». Структура и содержание программ учебных и производственных практик нацелены на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры),

направленность «Менеджмент в социальной работе».

Переход к двухуровневой системе высшего образования на базе новых Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) потребовал пересмотра методологических подходов к содержанию и организации практики магистрантов [1].

Э.М. Киселева отмечает: «Подготовка специалистов на уровне магистратуры несет принципиально новые черты, обусловленные новыми целями и новыми требованиями к результатам высшего образования. В новых ФГОС четко обозначена цель вузовского образования - формирование профессиональной компетентности выпускника, которая является основой успешной реализации профессиональных задач в различных видах деятельности в области социальной работы» [1]. Сфера профессиональных возможностей выпускника магистратуры значительно расширена - это научно-исследовательская, организационно-управленческая, педагогическая, социально-проектная, социально-технологическая деятельность в учреждениях социальной инфраструктуры разного уровня и формы [2].

Необходимость реализации в рамках ФгОС третьего поколения целей высшего образования вызвала потребнось переосмысления концепции организации учебной и производственных практик для обучающихся бакалавров и магистрантов. Ведущими методологическими подходами к построению данной системы представляется личностно-ориентированный и компетентност-ный подходы. Существенность применения компетентностного подхода к проблеме проектирования и организации производственных практик в магистратуре отражается в целеполагании подобной подготовки обучающихся: содействие развитию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных

компетенций магистрантов в ходе освоения магистерской программы «Менеджмент в социальной работе» [3].

Диплом магистра подтверждает, что подготовленный специалист прошёл углублённое обучение, включающее не только формирование базовых знаний и умений, но и узкоспециализированную подготовку, предполагающее определенную профессиональную деятельность выпускника магистратуры в различных социальных сферах в соответствии с личностными интересами и способностями. В Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения определены планируемые результаты как общекультурная, общепрофессиональная и профессиональная компетентность. В ФГОС ВО раскрыто содержание профессиональной компетентности как наличие готовности к эффективной деятельности в различных социальных сферах. Таким образом, магистрант обладает комплексом необходимых для профессиональной деятельности сформированных компетенций [1]. Программа каждого вида практик предполагает комплектацию у магистрантов определенных профессиональных компетенций, требования к которым заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Учебный план магистратуры по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры), направленность «Менеджмент в социальной работе», включает следующие виды практики:

- «учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) на первом курсе во втором семестре (10 недель), виды профессиональной деятельности: социально-технологическая и педагогическая;

- производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) на

втором курсе в третьем семестре (8 недель), вид профессиональной деятельности: организационно-управленческая;

- производственная практика (научно-исследовательская работа) на втором курсе в четвертом семестре (8 недель), виды профессиональной деятельности: научно-исследовательская и социально-проектная; производственная

практика (преддипломная практика) на втором курсе в четвертом семестре (6 недель), вид профессиональной деятельности: научно-исследовательская» [2].

Расхождение в программах учебной и производственных практик магистров заключается в высокой вариативности и индивидуализации программы практики для каждого обучающегося. В зависимости от проблематики научного исследования и индивидуальных научных интересов магистранты имеют возможность получать практику в учреждениях социальной сферы различного типа и уровня.

Каждый магистрант совместно с руководителем выпускной квалификационной работы разрабатывает индивидуальный план организации этапов практики на основе требований и заданий, которые представлены в программе практики. Обязательным является включение инвариантных заданий. Следует отметить возможность выбора магистрантом тех вариантов заданий, которые он способен выполнить в конкретных условиях прохождения практики. Во время предварительного этапа на установочной конференции магистранты знакомятся с методическими материалами и требованиями к практике, а также с необходимыми формами отчетной документации. Магистрант индивидуально получает методические рекомендации, где, помимо задач и содержания каждого вида практики, представлены отчетные и контрольные формы, технологические карты, необходимые для отчета

практиканта [1]. Содержание и задачи практики магистрантов, отвечая требованиям двухуровневой подготовки, направлены, прежде всего, на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Содержание всех видов практики и тема индивидуального задания формулируются согласно теме выпускной квалификационной работы магистранта, а также специфике деятельности организации, где проходила практика.

Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа, (уровень магистратуры), учебная практика готовит магистрантов для работы в рамках социально-технологического и педагогического вида профессиональной деятельности [2].

Таким образом, основными задачами учебной практики являются: определение задания в соответствии с базой прохождения практики (обеспечение взаимодействия вуза и организации), ознакомление с технологической деятельностью в сфере своей профессиональной деятельности, приобретение навыков и умений работы по организации и осуществлению образовательного процесса в системе среднего специального, высшего профессионального и дополнительного образования, совершенствование необходимых знаний и умений в области социально-технологической и педагогической деятельности в соответствии с ФГОС ВО, составление плана работы, определение целей и задач практики в соответствии с темой научного исследования, подготовка дидактических и контрольно-измерительных материалов, обработка полученных результатов и их представление на итоговой конференции [2].

Итак, в программе учебной практики особое значение приобретает социально-технологический

вид профессиональной деятельности, в рамках которого магистрантам необходимо практическое обучение навыкам выявления и оценки потребностей отдельных граждан, семей и иных социальных групп в социальном обеспечении, социальном обслуживании и социальной помощи; реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения.

Второй вид: профессиональная деятельность в рамках учебной практики магистрантов, содержание которой отражает требования к магистранту по основным направлениям педагогической деятельности, а также приобретение навыков и умений работы по организации и осуществлению образовательного процесса в системе среднего специального, высшего профессионального и дополнительного образования.

В этой связи учебная практика включает следующие виды деятельности: учебно-методическую, воспитательную и исследовательскую.

В рамках учебно-методической работы во время практики магистрант посещает аудиторные и внеаудиторные занятия преподавателя с целью ознакомления с методикой проведения разных видов занятий; с использованием традиционных и нетрадиционных технологий обучения; изучает систему работы в целом; овладевает методикой ее планирования (в том числе и самостоятельной работой обучающегося). Необходимо отметить, что магистрант самостоятельно разрабатывает и проводит разные формы занятий; посещает и анализирует занятия других магистрантов - практикантов; принимает участие в подготовке лекций, практических и лабораторных занятий по темам, определенным руководителем выпускной квалификационной работы магистранта, и направлению научных интересов магистранта; принимает участие в подготовке материалов для практических работ, составляет задания,

тесты; участвует в проверке курсовых работ.

В рамках воспитательной работы магистрант знакомится с системой воспитательной работы, ее планированием и организацией; в рамках данного вида деятельности осуществляет воспитательную работу с обучающимися; проводит воспитательные мероприятия в группе, принимает участие в заседаниях кафедры, методических объединениях, совещаниях кураторов и других видах деятельности, связанных с процессом воспитания.

Научно-исследовательская работа в период прохождения практики носит индивидуальный характер заданий, иногда исследовательские задания могут носить групповой характер в силу сложности и объемности проблемы и затрагивать как проблемы специальных дисциплин, так и психолого-педагогические вопросы. Научные руководители либо руководители-методисты практики учитывают уровень психолого-педагогической, методической подготовленности магистрантов, а также их интересы при формулировании темы и проблемы исследования. Исследования проводятся под руководством методистов-преподавателей университета, отличившиеся проекты выносятся на научно-практические конференции.

Важное место в подготовке магистрантов занимает производственная практика, в программе которой особую значимость имеют организационно-управленческий, научно-исследовательский и социально-проектный виды деятельности.

В рамках организационно-управленческого вида деятельности магистранту необходимо приобрести навыки и умения в организационно-управленческой деятельности. Также программой практики предусмотрено практическое обучение навыкам планирования и контроля деятельности

организации социального обслуживания; практическое обучение навыкам управления ресурсами организации социального обслуживания; приобретение навыков и умений работы по взаимодействию с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями; приобретение навыков и умений работы по обеспечению развития организации социального обслуживания.

Содержание практики отражает основные требования к магистранту по основным направлениям организационно-управленческой деятельности. Магистранту необходимо получить информацию и изучить общую характеристику органа, учреждения социальной защиты населения, организационную структуру управления органа, учреждения социальной защиты населения. В плане управления персоналом необходимо изучить кадровый потенциал органа, учреждения социальной защиты населения и его формирование, а также информационную систему управления.

Другими видами профессиональной деятельности в рамках производственной практики являются научно-исследовательская и социально-проектная деятельность.

В результате данных видов деятельности в рамках программы производственной практики для магистрантов предусмотрено практическое обучение навыкам профессионального научно-исследовательского мышления, способствующего формированию четкого представления об основных профессиональных задачах, способах их решения; практическое обучение навыкам прогнозирования и проектирования реализации социального обслуживания, объема и качества оказываемых социальных услуг, мер социальной поддержки; представление результатов научно-исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых следований; опытно-

экспериментальная работа по апробации социального проекта, разрабатываемого в рамках выпускной квалификационной работы магистра; систематизация и анализ информации в целях выполнения выпускной квалификационной работы магистра.

В соответствии с программой магистерской подготовки место прохождения практики определяется индивидуально в конкретных учреждениях. Так, согласно графику учебного процесса, магистранты проходят практику в учреждениях социальной инфраструктуры Республики Адыгея, представленной государственными и негосударственными структурами. В ее составе: Министерство труда и социального развития Республики Адыгея; государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Адыгея; Управление Пенсионного фонда РФ в г. Майкопе Республики Адыгея; Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея; Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе; территориальный орган Министерства труда и социального развития Республики Адыгея «Комитет труда и социальной защиты населения по городу Майкопу»; государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» [4].

По результатам практики магистрантами производится подготовка отчета по практике, в котором представлен анализ достигнутых результатов, а также публичное представление магистрантом материалов, собранных в ходе практики. Также все магистранты выступают на студенческой научной конференции с докладами и сообщениями. По результатам выступления готовится научная статья с учетом специфики исследования.

Таким образом, теоретическое осмысление рассматриваемой проблемы, а также собственный практический многолетний опыт работы в данном направлении показали, что в настоящее время сложилась достаточно стройная система организации практики в магистратуре. Многолетняя работа по организации практической подготовки магистрантов во время практик

позволяет сделать вывод, что новые цели нашли свое отражение в структуре и содержании практики магистров. Практика как особая форма подготовки магистрантов направлена на становление профессиональной компетентности магистра и становится более личностно-ориентированной, адаптированной к условиям реальной деятельности обучающихся.

Примечания:

1. Киселева Э.М. Особенности производственной практики магистров в условиях уровневой системы высшего образования // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 534-536.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/390402.pdf. Загл. с экрана.

3. Бегидова С.Н., Поддубная Т.Н., Агошкова О.В. Классификация общекультурных компетенций бакалавра по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» как основа реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2011. Вып. 2. С. 31-42.

4. Поддубная Т.Н., Агошкова О.В. Актуальные проблемы организации и проведения практики студентов факультета социальной работы // Социальная работа. 2008. № 1. С. 57.

References:

1. Kiseleva E.M. Features of the practical training of masters in the conditions of the multi-level system of higher education // The Young Scientist. 2014. No. 1. P. 534-536.

2. Federal state educational standard of higher education in the field of training 39.04.02 Social work (master's level). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvom/390402.pdf. The screen title.

3. Begidova S.N., Poddubnaya T.N., Agoshkova O.V. Classification of the bachelor's general cultural competences in specialization 040400.62 "Social work" as the basis of realization of the competence approach in education // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. Iss. 2. P. 31-42.

4. Poddubnaya T.N., Agoshkova O.V. Actual problems of organizing and conducting the practice of students of the Faculty of Social Work // Social Work. 2008. No. 1. P. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.