Научная статья на тему 'Практико-ориентированное обучение как детерминанта компетентностной парадигмы отечественного высшего профессионального образования'

Практико-ориентированное обучение как детерминанта компетентностной парадигмы отечественного высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавская Н. В., Асмолов И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированное обучение как детерминанта компетентностной парадигмы отечественного высшего профессионального образования»

- ориентация содержания образования на социализацию лиц с особенностями психофизического развития, воспитание уважения к национальной и другим культурам.

Таким образом, новая образовательная политика - политика инклюзивного образования - требует совершенствования содержания образования, которое бы создавало высокую мотивацию всем обучающимся и предпосылку для успеха в последующей жизни, а также вносило существенный вклад в дело развития гуманного, основанного на равноправии, общества.

Ожидаемые социальные показатели внедрения результатов научных поисков заключаются в совершенствовании качества подготовки обучающихся с особенностями психофизического развития и обеспечения конкурентоспособности и востребованности выпускников с особенностями психофизического развития на рынке труда.

Для специального образования разрабатываются новые и корректируются имеющиеся программы специального образования на основе создания единого программно-методического обеспечения для систем основного и специального образования и с учетом инклюзивных подходов в образовании. Это позволит повысить качество жизни и интеграции в обществе лиц с особенностями психофизического развития.

Н. В. Журавская, И. Ю. Асмолов

Практико-ориентированное обучение как детерминанта компетентностной парадигмы отечественного высшего профессионального образования

«Простое накопление знаний вредно: знание должно вести к действию...»

И.-Г. Песталоцци

Одним их превалирующих факторов модернизации российской высшей школы становятся качественно новые подходы к формированию приемов, способов и методов подготовки будущего высокопрофессионального специалиста, прогнозируемым результатом которых должны стать высокая личная культура и оперативная мобильность, деловая самостоятельность и профессиональная конкурентоспособность, а также и творческая инициатива.

В условиях новой образовательной парадигмы видоизменяется не только специфика, но и сущность самой учебной деятельности. Ведь среди причин, вызвавших кризис отечественных перманентных обучающих методик, специалистами и работодателями выделялось и то, что в современных условиях реновация информации происхо-

298

дит гораздо быстрее, чем завершается естественный цикл обучения, вследствие чего традиционная ориентация на передачу необходимого запаса знаний становится не просто архаичной, но, можно сказать, что даже и маргинальной.

Сейчас для педагога становится важным научить приобретать знания, умения и навыки, а для студента - научиться их приобретать, так как востребованы не полученные в процессе обучения компетенции сами по себе, а способность современного специалиста реализовывать их на практике, исполнять определенные профессионально-значимые и социально-интегрированные функции.

Переход к заявленному в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования 3-го поколения практико-ориентированному обучению как одному из детерминант компетентностного подхода, прежде всего, обусловлен усилением прикладного, практического характера всего профессионального образования, адекватности его современным требованиям теории и практики, экономики и культуры, общественной и политической жизни.

При этом декларируемые изменения в высшей школе направлены не только на коренное изменение самого образовательного процесса и повышение роли всех его участников, но главным образом на соответствие компетенций выпускников отечественных вузов запросам международного, федерального и регионального рынков труда. В современных условиях это становится совершено очевидным, так как перед учреждениями высшего профессионального образования работодателями ставятся задачи по подготовке не только и не столько высококвалифицированного, конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенций, но также способного и готового оперативно, своевременно и эффективно адаптироваться к постоянного меняющимся внешним и внутренним параметрам предстоящей профессиональной деятельности.

Одним из возможных векторов развития и повышения эффективности современных форм обучения является практикоориентированный подход к образовательному процессу, направленный на формирование личностной и профессиональной компетенций специалиста.

Специалистами определено, что типовая модель практикоориентированного специалиста включает в себя: набор необходимых личностных качеств; высокую профессиональную компетентность; предрасположенность и мотивированность для предстоящей трудовой деятельности; адаптированную профессиональную готовность.

299

Практическая ориентация механизма модернизации образовательного процесса не только способна изменить акцент в учебной деятельности и нацелить обучающихся на интеллектуальное развитие за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности, но также и мотивировать каждого студента на самостоятельную познавательную активность в сфере выбранной профессии с учетом его особенностей и возможностей.

Преподаватель, реализуя современные образовательные технологии, должен изменить как сам подход к процессу обучения, так и отношение к студенту. Преподаватель обязан осознать, что в образовательном процессе:

1. центральной фигурой становится студент;

2. главной функцией является познавательная деятельность;

3. приоритетными становятся самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных умений и навыков;

4. для развития личности студента превалирующее значение имеют совместные диспуты, дискуссии и исследования;

5. уважение личности студента должно проявляться в процессе взаимодействия с ним в любых ситуациях, а как поучение в целом, так и нравоучение в частности, для современного учебновоспитательном процесса не только противопоказаны, но и в достаточно большом количестве случаев просто губительны;

6. практически незаменимым становится учет совокупности всех личностных качеств и особенностей студента.

Основу современных образовательных технологий составляет создание преподавательским составом таких условий, в которых студент, во-первых, имеет возможность освоить различные формы (аудиторно-совместной и индивидуально-самостоятельной) учебной деятельности, во-вторых, выявить и реализовать свою мотивацию к познанию, при этом сделав ее не только привычной, но и осознаваемой потребностью, необходимой как для самоактуализации и саморазвития, так и эффективной социально-экономической адаптации в обществе.

Исходными позициями практико-ориентированных технологий образовательного процесса являются процессы, позволяющие обеспечить переход:

• от информативных к активным методам и формам обучения с включением в деятельность студентов элементов проблемности, научного поиска, разнообразных форм самостоятельной работы;

• от основ воспроизведения перманентных знаний к первоэлементу глубоко понимания, желаемого познания и творческого мышления;

• к активизирующим, развивающим и интенсифицирующим способам организации образовательного процесса;

300

• к такой организации взаимодействия преподавателя и студента, при которой акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.

К практико-ориентированным технологиям может быть отнесено и интерактивное обучение, сочетающее в себе варианты индивидуальной и групповой работы и призванное одновременно реализовывать учебно-познавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные цели образовательного процесса.

Немаловажную роль в практико-ориентированном образовании играет и деятельность студентов во вне учебное время, к которой могут быть отнесены как различная секционно-кружковая работа, так и внеурочные развивающие и познавательные, да даже и развлекательные, мероприятия. Представляется, что все это в совокупности не только способно и должно помочь сформировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, но и значительно повышает интерес к выбранной специальности.

Трудно осуществлять действительно практико-ориентированное обучение без участия в этом процессе и активной его поддержки со стороны профессионального сообщества специалистов-практиков (работодателей). К наиболее часто применяемым формам участия профессиональных практиков в практико-ориентированном образовании могут быть отнесены:

• тематические встречи с руководителями и сотрудниками региональных и муниципальных органов управления в сфере трудоустройства и трудорегулирования, а также и предполагаемыми работодателями;

• участие в муниципальных и региональных ярмарках вакансий рынка занятости и труда;

• экскурсии на специализированные выставки и встречи с организаторами, участниками и специалистами;

• выездные занятия, проводимые на базе ведущих научнопроизводственных предприятий, а также общественно-политических и социокультурных организаций и учреждений;

• конференции по результатам ознакомительной, учебной и производственной практик, в том числе и с участием работодателей.

В заключение стоит еще раз стоит подчеркнуть, что современные преобразования системы российского профессионального образования происходят в условиях структурно-содержательного перехода высшей профессиональной школы от массоворепродуктивной к индивидуально-ориентированной, в т. ч. и многоуровневой, подготовке специалистов и ее интеграции в единое глобальное образовательное пространство.

Все это, как представляется, должно предостеречь профессорско-преподавательский состав от недооценки роли практико-

301

ориентированных образовательных технологий, а это значит, что их следует рассматривать как необходимое условие интеллектуальнопознавательного и творческо-нравственного развития и саморазвития студентов. Следовательно, практико-ориентированное обучение становится одним из императивов всего образовательного процесса, сущностным и действенным фактором модернизации российского образования.

Г. М. Иксанова

К вопросу о непрерывном образовании людей с ограниченными возможностями здоровья

Права людей с ограниченными возможностями здоровья уже в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, дала мощный толчок прогрессу в этой области. В ходе их осуществления подчеркивалось право инвалидов на равные с другими гражданами возможности и на равное улучшение условий жизни в результате экономического и социального развития.

Проблемы людей с ограниченными возможностями остаются актуальными на всем пространстве СНГ и требуют своих решений, не связанных с традиционными подходами государственной социальной политики, которые утратили свою эффективность. Речь идет о том, что достаточно продолжительное время государственная политика в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья сводилась и во многом сейчас сводится к одномоментным, ситуативным решениям, ответом на определенные обстоятельства. В то же время эффективной социальная политика может быть только превентивная, работающая на опережение.

В Республике Казахстан проживают 563 тыс. человек с ограниченными возможностями здоровья, из них 58 тыс. детей. Число инвалидов относительно общей численности населения страны составляет около 3 %. В целях улучшения социального положения и качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья приняты законы Республики Казахстан «О медико-коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах»; Программы реабилитации инвалидов на 20032005 годы, на 2006-2008 годы. В Казахстане немало сделано в области социальной защиты инвалидов, и если ранее основным был

302

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.